General Information
Work Title
|
Symphony No.101 in D major
|
Alternative. Title
|
The Clock
|
Name Translations
|
symphonie nº 101; Symphony No. 101; 第101號交響曲 (海頓); 101. Sinfonie; 101-a simfonio (Haydn); Sinfonia n. 101; Симфония №101 (Хайдн); Симфонія № 101 (Гайдн); Symfonie nr. 101; 交響曲第101番 (ハイドン); Sinfonía n.º 101 (Haydn); Симфония № 101; Giao hưởng số 101; Sinfonia n.º 101 (Haydn); Simfonia núm. 101; Symfoni nr. 101; السيمفونيه رقم 101; 교향곡 101번
|
Name Aliases
|
Symphony No. 101 in D Major, «The Clock»; Symfonie nr. 101 (Haydn)
|
Authorities
|
Composer
|
Haydn, Joseph
|
Opus/Catalogue NumberOp./Cat. No.
|
|
I-Catalogue NumberI-Cat. No.
|
IJH 590
|
Key
|
D major
|
Movements/SectionsMov’ts/Sec’s
|
4 movements:
- Adagio — Presto (D major, 351 bars)
- Andante (G major, 150 bars)
- Minuet — Trio. Allegretto (D major, 160 bars)
-
Finale. Vivace (D major, 280 bars)
|
Year/Date of CompositionY/D of Comp.
|
1794
|
First Performance.
|
1794-03-03 in London, Hanover Square Rooms
- Orchestra, Johann Peter Solomon and Haydn (conductor)
|
First Publication.
|
1799 – Offenbach: Johann André (parts)
|
Average DurationAvg. Duration
|
30 minutes
|
Composer Time PeriodComp. Period
|
Classical
|
Piece Style
|
Classical
|
Instrumentation
|
orchestra
|
InstrDetail
|
2 flutes, 2 oboes, 2 clarinets, 2 bassoons2 horns, 2 trumpets, timpani, strings
|
Related Works
|
Minuet reworked as Flötenuhr in C major, Hob.XIX:29
|
External Links
|
Wikipedia article
|
Symphony No. 101 (D-dur), «The Clock»
Композитор
Йозеф Гайдн
Год создания
1794
Дата премьеры
03.03.1794
Жанр
симфонические
Страна
Австрия
Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, литавры, струнные.
История создания
Премьера симфонии № 101 состоялась раньше Военной, № 100, 3 марта 1794 года в концерте Саломона под управлением Гайдна и имела большой успех. Название «Часы», данное не автором, возникло из-за свое образного эффекта в медленной части, как это было и с другими заголовками («Сюрприз», «Военная»).
Музыка
Симфония открывается вступлением в очень медленном темпе (адажио). Минорное, с обилием хроматизмов, с линеарной темой, изложенной полифонически в средних голосах, оно развивается словно с трудом и предвещает музыку совершенно иного склада, нежели звучащее после него беззаботное, в самом быстром темпе (presto), сонатное аллегро. Главная партия у струнных стаккато — легкая, стремительно несущаяся вверх, — образует яркий контраст раздумьям вступления, хотя интонационно выросла из него. Особую пикантность придает ей деление не на четырехтакты, как это свойственно классической музыке, а на пятитакты. Побочные партии в поздних симфониях Гайдна нередко представляют собой переизложение главной в тональности доминанты. В этой же симфонии настроение общее, но темы самостоятельны: побочная — не столь стремительная, более камерная и женственная. В разработке обе темы драматизируются. Беззаботность возвращается в репризе. Кода представляет собой еще один вариант главной темы в иной оркестровке.
Медленная часть пронизана неумолкающим тиканьем часов — мерным ритмом сопровождения. Гайдн в излюбленной форме вариаций поражает совершенным мастерством и неистощимой изобретательностью. Певучая тема насыщена поистине вокальными колоратурами и обилием повторов, что придает ей сходство с итальянской оперной арией. В процессе варьирования она изменяет оркестровый наряд, драматизируется, приобретает тональную свободу, не свойственную классическому типу вариаций.
С изысканным анданте сопоставлен грубоватый менуэт. Динамические и фактурные контрасты, ритмические перебивки, скачки на большие интервалы рисуют картину крестьянского праздника. В трио господствует приглушенная звучность, изредка нарушаемая шумными возгласами tutti. Легко взлетающий наигрыш флейты стаккато в верхнем регистре напоминает главную тему первой части — прием, редкий в XVIII веке. Мелодия порой вступает в комическое противоречие с гармонией, возникает и юмористический диалог — флейты и фагота на расстоянии в три октавы. Заканчивается менуэт точным повторением первого раздела (da capo).
Картина народного гулянья разворачивается в финале. В постоянно возвращающейся в различных вариантах теме слышатся отголоски и оживленных пассажей первой части, и неуклюжих скачков менуэта, и юмористических диалогов его трио, и даже — кое-где — равномерного тиканья часов анданте. В этой форме рондо эпизоды контрастны. Первый — лирический, с излюбленным Гайдном изложением темы в октаву, заимствованным из практики бытового музицирования. Второй — сложное фугато, отличающееся исключительным полифоническим мастерством. Головокружительная кода утверждает основную тему в блестящем звучании валторн и труб на фоне ликующих пассажей струнных и деревянных.
А. Кенигсберг
Navigation etc.