Гайдн. симфония no. 101 («часы»)

Symphony no.101 in d major, hob.i:101 (haydn, joseph) - imslp: free sheet music pdf download

General Information

Work Title Symphony No.101 in D major
Alternative. Title The Clock
Name Translations symphonie nº 101; Symphony No. 101; 第101號交響曲 (海頓); 101. Sinfonie; 101-a simfonio (Haydn); Sinfonia n. 101; Симфония №101 (Хайдн); Симфонія № 101 (Гайдн); Symfonie nr. 101; 交響曲第101番 (ハイドン); Sinfonía n.º 101 (Haydn); Симфония № 101; Giao hưởng số 101; Sinfonia n.º 101 (Haydn); Simfonia núm. 101; Symfoni nr. 101; السيمفونيه رقم 101; 교향곡 101번
Name Aliases Symphony No. 101 in D Major, «The Clock»; Symfonie nr. 101 (Haydn)
Authorities
Composer Haydn, Joseph
Opus/Catalogue NumberOp./Cat. No.
I-Catalogue NumberI-Cat. No. IJH 590
Key D major
Movements/SectionsMov’ts/Sec’s 4 movements:
  1. Adagio — Presto (D major, 351 bars)
  2. Andante (G major, 150 bars)
  3. Minuet — Trio. Allegretto (D major, 160 bars)
  4. Finale. Vivace (D major, 280 bars)
Year/Date of CompositionY/D of Comp. 1794
First Performance. 1794-03-03 in London, Hanover Square Rooms
Orchestra, Johann Peter Solomon and Haydn (conductor)
First Publication. 1799 – Offenbach: Johann André (parts)
Average DurationAvg. Duration 30 minutes
Composer Time PeriodComp. Period Classical
Piece Style Classical
Instrumentation orchestra
InstrDetail 2 flutes, 2 oboes, 2 clarinets, 2 bassoons2 horns, 2 trumpets, timpani, strings
Related Works Minuet reworked as Flötenuhr in C major, Hob.XIX:29
External Links Wikipedia article

Symphony No. 101 (D-dur), «The Clock»

Композитор
Йозеф Гайдн
Год создания
1794
Дата премьеры
03.03.1794
Жанр
симфонические
Страна
Австрия

Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, литавры, струнные.

История создания

Премьера симфонии № 101 состоялась раньше Военной, № 100, 3 марта 1794 года в концерте Саломона под управлением Гайдна и имела большой успех. Название «Часы», данное не автором, возникло из-за свое­ образного эффекта в медленной части, как это было и с другими заголовками («Сюрприз», «Военная»).

Музыка

Симфония открывается вступлением в очень медленном темпе (адажио). Минорное, с обилием хроматизмов, с линеарной темой, изложенной полифонически в средних голосах, оно развивается словно с трудом и предвещает музыку совершенно иного склада, нежели звучащее после него беззаботное, в самом быстром темпе (presto), сонатное аллегро. Главная партия у струнных стаккато — легкая, стремительно несущаяся вверх, — образует яркий контраст раздумьям вступления, хотя интонационно выросла из него. Особую пикантность придает ей деление не на четырехтакты, как это свойственно классической музыке, а на пятитакты. Побочные партии в поздних симфониях Гайдна нередко представляют собой переизложение главной в тональности доминанты. В этой же симфонии настроение общее, но темы самостоятельны: побочная — не столь стремительная, более камерная и женственная. В разработке обе темы драматизируются. Беззаботность возвращается в репризе. Кода представляет собой еще один вариант главной темы в иной оркестровке.

Медленная часть пронизана неумолкающим тиканьем часов — мерным ритмом сопровождения. Гайдн в излюбленной форме вариаций поражает совершенным мастерством и неистощимой изобретательностью. Певучая тема насыщена поистине вокальными колоратурами и обилием повторов, что придает ей сходство с итальянской оперной арией. В процессе варьирования она изменяет оркестровый наряд, драматизируется, приобретает тональную свободу, не свойственную классическому типу вариаций.

С изысканным анданте сопоставлен грубоватый менуэт. Динамические и фактурные контрасты, ритмические перебивки, скачки на большие интервалы рисуют картину крестьянского праздника. В трио господствует приглушенная звучность, изредка нарушаемая шумными возгласами tutti. Легко взлетающий наигрыш флейты стаккато в верхнем регистре напоминает главную тему первой части — прием, редкий в XVIII веке. Мелодия порой вступает в комическое противоречие с гармонией, возникает и юмористический диалог — флейты и фагота на расстоянии в три октавы. Заканчивается менуэт точным повторением первого раздела (da capo).

Картина народного гулянья разворачивается в финале. В постоянно возвращающейся в различных вариантах теме слышатся отголоски и оживленных пассажей первой части, и неуклюжих скачков менуэта, и юмористических диалогов его трио, и даже — кое-где — равномерного тиканья часов анданте. В этой форме рондо эпизоды контрастны. Первый — лирический, с излюбленным Гайдном изложением темы в октаву, заимствованным из практики бытового музицирования. Второй — сложное фугато, отличающееся исключительным полифоническим мастерством. Головокружительная кода утверждает основную тему в блестящем звучании валторн и труб на фоне ликующих пассажей струнных и деревянных.

А. Кенигсберг

Navigation etc.

Symphonies by Joseph Haydn (Hob. I)
  • Hob.I:1 Symphony No.1 in D major
  • Hob.I:2 Symphony No.2 in C major
  • Hob.I:3 Symphony No.3 in G major
  • Hob.I:4 Symphony No.4 in D major
  • Hob.I:5 Symphony No.5 in A major
  • Hob.I:6 Symphony No.6 in D major (Le Matin)
  • Hob.I:7 Symphony No.7 in C major (Le Midi)
  • Hob.I:8 Symphony No.8 in G major (Le Soir)
  • Hob.I:9 Symphony No.9 in C major
  • Hob.I:10 Symphony No.10 in D major
  • Hob.I:11 Symphony No.11 in E♭ major
  • Hob.I:12 Symphony No.12 in E major
  • Hob.I:13 Symphony No.13 in D major
  • Hob.I:14 Symphony No.14 in A major
  • Hob.I:15 Symphony No.15 in D major
  • Hob.I:16 Symphony No.16 in B♭ major
  • Hob.I:17 Symphony No.17 in F major
  • Hob.I:18 Symphony No.18 in G major
  • Hob.I:19 Symphony No.19 in D major
  • Hob.I:20 Symphony No.20 in C major
  • Hob.I:21 Symphony No.21 in A major
  • Hob.I:22 Symphony No.22 in E♭ major (The Philosopher)
  • Hob.I:23 Symphony No.23 in G major
  • Hob.I:24 Symphony No.24 in D major
  • Hob.I:25 Symphony No.25 in C major
  • Hob.I:26 Symphony No.26 in D minor (Lamentatione)
  • Hob.I:27 Symphony No.27 in G major
  • Hob.I:28 Symphony No.28 in A major
  • Hob.I:29 Symphony No.29 in E major
  • Hob.I:30 Symphony No.30 in C major (Alleluja)
  • Hob.I:31 Symphony No.31 in D major (Hornsignal)
  • Hob.I:32 Symphony No.32 in C major
  • Hob.I:33 Symphony No.33 in C major
  • Hob.I:34 Symphony No.34 in D minor
  • Hob.I:35 Symphony No.35 in B♭ major
  • Hob.I:36 Symphony No.36 in E♭ major
  • Hob.I:37 Symphony No.37 in C major
  • Hob.I:38 Symphony No.38 in C major (The Echo)
  • Hob.I:39 Symphony No.39 in G minor (Tempesta di mare)
  • Hob.I:40 Symphony No.40 in F major
  • Hob.I:41 Symphony No.41 in C major
  • Hob.I:42 Symphony No.42 in D major
  • Hob.I:43 Symphony No.43 in E♭ major (Mercury)
  • Hob.I:44 Symphony No.44 in E minor (Trauer)
  • Hob.I:45 Symphony No.45 in F♯ minor (Farewell)
  • Hob.I:46 Symphony No.46 in B major
  • Hob.I:47 Symphony No.47 in G major (Palindrome)
  • Hob.I:48 Symphony No.48 in C major (Maria Theresia)
  • Hob.I:49 Symphony No.49 in F minor (La Passione)
  • Hob.I:50 Symphony No.50 in C major
  • Hob.I:51 Symphony No.51 in B♭ major
  • Hob.I:52 Symphony No.52 in C minor
  • Hob.I:53 Symphony No.53 in D major (L’Impériale)
  • Hob.I:54 Symphony No.54 in G major
  • Hob.I:55 Symphony No.55 in E♭ major (Schoolmaster)
  • Hob.I:56 Symphony No.56 in C major
  • Hob.I:57 Symphony No.57 in D major
  • Hob.I:58 Symphony No.58 in F major
  • Hob.I:59 Symphony No.59 in A major (Fire)
  • Hob.I:60 Symphony No.60 in C major (Il distratto)
  • Hob.I:61 Symphony No.61 in D major
  • Hob.I:62 Symphony No.62 in D major
  • Hob.I:63 Symphony No.63 in C major (La Roxelane)
  • Hob.I:64 Symphony No.64 in A major (Tempora mutantur)
  • Hob.I:65 Symphony No.65 in A major
  • Hob.I:66 Symphony No.66 in B♭ major
  • Hob.I:67 Symphony No.67 in F major
  • Hob.I:68 Symphony No.68 in B♭ major
  • Hob.I:69 Symphony No.69 in C major (Laudon)
  • Hob.I:70 Symphony No.70 in D major
  • Hob.I:71 Symphony No.71 in B♭ major
  • Hob.I:72 Symphony No.72 in D major
  • Hob.I:73 Symphony No.73 in D major (La Chasse)
  • Hob.I:74 Symphony No.74 in E♭ major
  • Hob.I:75 Symphony No.75 in D major
  • Hob.I:76 Symphony No.76 in E♭ major
  • Hob.I:77 Symphony No.77 in B♭ major
  • Hob.I:78 Symphony No.78 in C minor
  • Hob.I:79 Symphony No.79 in F major
  • Hob.I:80 Symphony No.80 in D minor
  • Hob.I:81 Symphony No.81 in G major
  • Hob.I:82 Symphony No.82 in C major (L’Ours)
  • Hob.I:83 Symphony No.83 in G minor (La Poule)
  • Hob.I:84 Symphony No.84 in E♭ major
  • Hob.I:85 Symphony No.85 in B♭ major (La Reine)
  • Hob.I:86 Symphony No.86 in D major
  • Hob.I:87 Symphony No.87 in A major
  • Hob.I:88 Symphony No.88 in G major
  • Hob.I:89 Symphony No.89 in F major
  • Hob.I:90 Symphony No.90 in C major
  • Hob.I:91 Symphony No.91 in E♭ major
  • Hob.I:92 Symphony No.92 in G major (Oxford)
  • Hob.I:93 Symphony No.93 in D major
  • Hob.I:94 Symphony No.94 in G major (Surprise)
  • Hob.I:95 Symphony No.95 in C minor
  • Hob.I:96 Symphony No.96 in D major (The Miracle)
  • Hob.I:97 Symphony No.97 in C major
  • Hob.I:98 Symphony No.98 in B♭ major
  • Hob.I:99 Symphony No.99 in E♭ major
  • Hob.I:100 Symphony No.100 in G major (Military)
  • Hob.I:101 Symphony No.101 in D major (The Clock)
  • Hob.I:102 Symphony No.102 in B♭ major
  • Hob.I:103 Symphony No.103 in E♭ major (Drum-roll)
  • Hob.I:104 Symphony No.104 in D major (London)
  • Hob.I:105 Sinfonia Concertante in B♭ major
  • Hob.I:106 Symphony No.106 in D major
  • Hob.I:107 Symphony No.107 in B♭ major
  • Hob.I:108 Symphony No.108 in B♭ major
  • Hob.I:D7 Symphony in D major
  • Hob.I:Es4 Symphony in E♭ major
  • Hob.I:B2 Symphony in B♭ major
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: