Публикации о Германе Галынине
1. Белоусов А. Большой музыкант // Газета «Коммунар». – Тула , 4 апреля 1982 – С. 3. 2. Белоусов А. Беседа после концерта // Газета «Коммунар». – Тула, 9 мая 1989 – С. 4. 3. Берберов Р. «Эпическая поэма» Г. Галынина. – М., 1986. 4. Благой Дм. Фортепианная сюита Германа Галынина // Музыкальная жизнь №6 – М., 1978.– С. 15 – 16. 5. Г. Галынин. Сборник статей. – М., 1979. 6. Галынин Герман Германович // Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – С. 123 – 124. 7. Галынин Герман Германович // Тульский биографический словарь (В 2-х томах). Т. 1. А – Л / Редкол.: А.Д. Афанасьев, В.И. Боть и др.; Под ред. В.И. Крутикова. – Тула: Изд-во «Пересвет», 1996. – С. 124. 8. Герман Галынин. – Тула: Тульский полиграфист, 2001. – 40 с. 9. Сидельников Глеб. Герман Галынин: К 50-летию со дня рождения // Музыкальная жизнь № 10. – М., 1972. – С. 15 – 16.
Творчество
Творчество Галынина представляет собой значительное явление в советской музыке, до сих пор недооцененное. Музыкальный язык Галынина отмечен влиянием Шостаковича и Сергея Прокофьева и в целом близок неоклассицизму с характерным колоритом русской композиторской традиции. Уже ранние, консерваторские, произведения Галынина отмечены редким изяществом формы, композиционной зрелостью, четкой ритмикой и ироническими интонациями, сквозь которые нередко сквозит щемящий трагизм, что особенно роднит его с Шостаковичем. Позднейшие произведения Галынина обнаруживают большую склонность к диссонансам и отмечены более мрачными настроениями, что, очевидно, было обусловлено его психическим состоянием. Наиболее благодарная память о Галынине сохраняется, пожалуй, в системе детских музыкальных школ России и стран бывшего Советского Союза благодаря его коротким и нетрудным фортепианным пьесам для начинающих. «Яркий самобытный талант композитора соединил в себе мелодическую щедрость, гармоническую красочность, чувство современного колорита и классическую стройность формы», написано о нём в 6-томной «Музыкальной энциклопедии» (Москва, 1973).
Работает
Оркестровые произведения
- Сюита для струнного оркестра (1949)
- Эпическая поэма на русские темы (1950)
- Молодежная увертюра (1951)
- Концерт для фортепиано с оркестром № 1 до мажор (1946)
- Концерт для фортепиано с оркестром № 2 ля минор (1965)
- Ария для скрипки и струнных (1959)
- Скерцо для скрипки и струнных (1966)
- Музыкальное сопровождение
Вокальная музыка
- Фарисет , опера в одном действии (1949, большая часть утрачена)
- Смерть и девушка , оратория для соло, хора и оркестра по произведению Горького (1950, перем. 1963)
- Два хора имени Щипачёва (1948)
Камерная музыка
- Струнный квартет No 1 ля минор (1947)
- Струнный квартет № 2 фа минор (1956)
- Фортепианное трио ре минор (1948)
- Соната для скрипки (1956)
Фортепианная музыка
- Сонатное трезвучие , 3 одночастные сонаты (1963–65)
- шесть ранних фортепианных сонат
- Люкс (1945)
- Концерт гроссо (1964)
Язык аудио
Галинин руководствовался русскими традициями и особенно своим учителем Шостаковичем. Также можно доказать влияние Сергея Прокофьева . Основная установка его музыки, остающаяся в рамках расширенной тональности , — неоклассицизм . Для него характерен лаконичный ритм и часто слегка ироничный тон. Уже работавшие в консерватории произведения Галинина отличает изящество и необычайная композиционная зрелость. Его более поздние работы демонстрируют более высокое содержание диссонанса и нередко довольно мрачное настроение. Однако его продуктивность снизилась из-за болезни. Галинина сегодня практически не замечают, известной популярностью пользуется только его первый фортепианный концерт.
Жизнь
Родители Галинина, рабочие Тульского оружейного завода , умерли рано. После нескольких лет скитаний Галинина в 1934 году поместили в детский дом в Туле. Там его музыкальный талант был раскрыт и продвинут. С 1938 по 1941 год учился в музыкальной школе при Московской консерватории . В качестве военного добровольца он пережил Вторую мировую войну с 1941 по 1943 год как советский солдат. С 1944 года и до его окончания в 1950 году учился композиции у Николая Мясковского и Дмитрия Шостаковича в Московской консерватории . Когда в 1948 году его учителей публично заклеймили формалистами , Галинина тоже не пощадили: как ученика Шостаковича, в его творчестве были отмечены формалистические тенденции. Тихон Хренников особенно критиковал свой первый фортепианный концерт; однако позже, в 1957 году, он отменил это решение. Тем не менее, 1951 году Галинин получил за свою эпическую поэму . Симптомы шизофрении начали проявляться в 1950-х годах . В результате Галинин провел большую часть оставшейся жизни в больницах и психиатрических больницах.
Дискография
Пластинки, выпущенные при жизни
- 1956: Эпическая поэма — Симфонический оркестр Всесоюзного радиокомитета, дирижёр А. Гаук; Концерт для фортепиано с оркестром до мажор — А. Ведерников (фортепиано), симфонический оркестр Московской государственной филармонии, дирижёр С. Самосуд (Д—02750-02757)
- 1957: Квартет № 1 ля минор — Квартет имени Бородина (Д—03973, на другой стороне (Д—03972): Р. Бунин Соната для альта и ф-но, соч. 26)
- 1957: Сюита для струнного оркестра — Симфонический оркестр Всесоюзного радио, дирижёр Н. Аносов (Д—4096-7)
- 1959: Квартет № 1 ля минор — Квартет имени Бородина (Д—4870-1)
- 1963: Концерт для фортепиано с оркестром до мажор — Д. Башкиров (фортепиано), Государственный симфонический оркестр, дирижёр Е. Светланов (Д—011538/Стерео С—0528, на другой стороне (Д—011537/Стерео С—0527): В. Моцарт Концерт № 14 для фортепиано с оркестром)
Другие звукозаписи
- Г. Галынин. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром до мажор. Дм. Шостакович. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром до минор, соч. 35. Исполнители: Евгений Малинин (фортепиано), Большой симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио, дирижёр — Владимир Федосеев. (Грампластинка. Мелодия, 1984. С10 20419 003).
- GALYNIN. CONCERTO FOR PIANO AND ORCHESTRA; KHACHATURIAN RHAPSODY CONCERTO FOR CELLO AND ORCHESTRA. Dmitri Bashkirov (piano), Moscow Radio Symphony Orchestra, Yevgeny Svetlanov, conductor; Natalia Shakhovskaya, Cello, Moscow Radio Symphony Orchestra, Aram Khachaturian, conductor. Orion LP, PGM 6902. Library of Congress Catalog Card Number 70-750038 (Khachaturian) and 74-750039 (Galynin).
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Герман Германович Галынин
30/03/2023 10:44Фото: orpheusradio.ru
Герман Германович Галынин — композитор. Его творчество — одна из ярчайших страниц послевоенной советской музыки.
Герман Галынин родился 30 марта 1922 года в Туле в семье рабочего. Согласно исследованию журналиста Сергея Гусева, «Герман Галынин был четвертым ребенком в семье. Но о том, что случилось с его братьями и сестрами, доподлинно неизвестно. Во всяком случае, об этом никогда не писалось. Сам Герман лишился родителей в семилетнем возрасте. Именно так: родителей, то есть одновременно и отца, и матери. В стране рабочих и крестьян маленький мальчик оказался на улице. Поскольку родился он в 1922 году, значит, на дворе был 1929-й. Долгое время бродяжил. В детский дом имени Ленина, который находился на Гоголевской улице, Герман попал только в 1931 году».
Здесь было теплее и сытнее, чем на улице, но самое главное – люди, которые тут работали, относились к детям с искренней любовью и лаской. Здесь же Галынин самостоятельно научился играть на нескольких народных инструментах и фортепиано. В 1938 году мальчик поступил в Музыкальное училище при МГК имени П. И. Чайковского.
В годы Великой Отечественной войны Галынин выступал с концертной бригадой по воинским частям. А в 1943 году он возвратился в Московскую консерваторию. Попал сначала в композиторский класс Н. Мясковского, а затем в класс Дмитрия Шостаковича.
Творческий путь талантливого композитора был коротким, но Герман Галынин стал одним из самых ярких композиторов послевоенного времени. Самые известные произведения он создал за пять лет — с 1945 по 1950 год. В это время появились Первый фортепианный концерт, Первый струнный квартет, фортепианное трио, две самые крупные работы композитора — оратория «Девушка и смерть», оркестровая «Эпическая поэма», за которую Герман Германович получил Сталинскую премию.
Оставшиеся годы Галынин долго и упорно боролся с душевным недугом (у него была диагностирована шизофрения) и практически не сочинял. Как считают музыковеды, возможно, к этому привело потрясение после травли Шостаковича за «формализм в музыке» — будучи его учеником, Галынин не избежал критики своих произведений. В 1968 году композитор получил Государственную премию имени Глинки — уже посмертно.
Герман Галынин ушел из жизни 18 июня 1966 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Творчество Галынина представляет собой значительное явление в советской музыке, до сих пор недооценённое. В 1999 году имя Г.Г. Галынина было присвоено Детской школе искусств, расположенной на ул. Первомайской в Туле. С этого момента учреждение стало центром по изучению и пропаганде его творческого наследия. В методическом кабинете школы был открыт первый в России музей Г.Г. Галынина. Неоценимую поддержку в его создании оказал сын композитора – Дмитрий Германович Галынин, профессор Московской консерватории им. П.И. Чайковского.