Семья
Отец — Фёдор Петрович Светланов (1897—1976). Мать — Татьяна Петровна Кругликова (1890—1981), сестра Веры Петровны Кругликовой (1889—1972). Отец происходил из рода Светлановых, а мать из знаменитого дворянского рода Кругликовых. Родители были солистами оперы Большого театра. Младшая сестра Анна Фёдоровна Зубова (1933), живёт в Кемерово.
Первая жена Лариса Авдеева (1925—2013), оперная певица, народная артистка РСФСР. Сын Андрей (род. 1956).
Вторая жена Нина Светланова (Николаева) (умерла 18 сентября 2019) — журналист, окончила вокальное отделение Московской консерватории.
Награды и звания
- Герой Социалистического Труда (25 апреля 1986 года) — за большие заслуги в развитии советского музыкального искусства и плодотворную общественную деятельность.
- Заслуженный артист РСФСР (15 сентября 1959 года) — за заслуги в области советского искусства.
- Народный артист РСФСР (25 февраля 1964 года) — за заслуги в области советского искусства.
- Народный артист СССР (3 октября 1968 года) — за большие достижения в развитии советского музыкального искусства.
- Народный артист Киргизской ССР (1974).
- Ленинская премия (1972) — за концертные программы (1969—1971).
- Государственная премия СССР (1983) — за концертные программы (1979—1982).
- Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1975) — за концертные программы (1973—1974) и концерты, посвящённые симфоническому творчеству С. В. Рахманинова.
- Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 1998 года (12 января 1999 года).
- Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (9 октября 1998 года) — за выдающиеся заслуги в развитии мирового музыкального искусства.
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (27 июля 1996 года) — за заслуги перед государством, выдающийся вклад в мировую музыкальную культуру.
- Три ордена Ленина:
- первый (1971).
- второй (5 сентября 1978 года) — за большие заслуги в развитии советского музыкального искусства и в связи с пятидесятилетием со дня рождения.
- третий (25 апреля 1986 года).
- Орден Трудового Красного Знамени (1967).
- Орден Дружбы народов (25 мая 1976 года) — за заслуги в развитии советского музыкального и хореографического искусства и в связи с 200-летием Государственного академического Большого театра СССР.
- Орден святого благоверного князя Даниила Московского (РПЦ).
- Орден «Кирилл и Мефодий» I степени (НРБ, 1971).
- Офицер ордена Почётного легиона (Франция).
- Командор ордена Нидерландского льва (Нидерланды).
- Благодарность Президента Российской Федерации (6 сентября 1998 года) — за выдающийся вклад в развитие музыкального искусства.
- Почётная грамота Правительства Российской Федерации (8 октября 1998 года) — за выдающийся личный вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю плодотворную деятельность.
- Почётный академик Шведской Королевской академии.
- Почётный академик Академии искусств США.
- Почётный профессор МГУ и музыкальной академии имени Гнесиных.
- Почётный член Шведской королевской музыкальной академии (1992).
- Почётный дирижёр Большого театра (1999).
- Почётный член музыкальной Академии Вагнера.
- Почётный член Шубертовского общества.
- Лауреат «Гран при» (Франция) — за запись всех симфоний П. И. Чайковского.
- Лауреат Международной премии Андрея Первозванного «За Веру и Верность» (1994).
- Медали.
Прием заявок завершён!
Прослушивания первого этапа пройдут с 16 апреля по 19 июня 2022 года в офлайн и онлайн форматах. Прослушивания первого этапа в офлайн формате пройдут в следующих городах:
Хабаровск 16 апреля Хабаровская краевая филармония, Малый залЯрославль 6 мая Ярославская государственная филармония им. СобиноваКрасноярск 26 мая Красноярская краевая филармония, Камерный залНижний Новгород 29 мая 13:00 Нижегородская государственная филармония им. Ростроповича, Малый залСамара 1 июня 11:00 Детская музыкальная школа имени М.И.ГлинкиНовосибирск 3 июня 11:00 Новосибирская специальная музыкальная школаЕкатеринбург 4 июня 10:00 Уральская специальная музыкальная школаКазань 5 июня 9:00 Казанская государственная консерватория им. Жиганова, Органный зал
Воронеж 9 июня 12:00 Воронежская специальная музыкальная школаСанкт – Петербург 17 июня 10:00-17:00 Санкт-Петербургский дом музыки
Москва 16 июня (духовые инструменты) 9:30-19:00 Малая Никитская, 24
Москва 18 июня (струнные инструменты, ударные инструменты, арфа) 10:00-18:00 Малая Никитская, 24
Онлайн прослушивание 13 июня с 9:30 до 14:30, резервный день — 19 июня
Для того, чтобы принять участие в прослушиваниях в оркестр, необходимо подать заявку и заполнить анкету на официальном сайте www.ysor.ru не позднее 07 июня 2022 года.
Национальный отбор во Всероссийский юношеский симфонический оркестра 2022 года проходит при поддержке Фонда Президентских Грантов и Министерства Культуры Российской Федерации
С подробными условиями участия в Национальном отборе во Всероссийский юношеский симфонический оркестр сезонов 2022-24 годов Вы можете ознакомиться в положении об отборе.
Всероссийский юношеский симфонический оркестр под управлением Юрия Башмета был создан в 2012 году. В сегодняшнем составе коллектива более 100 молодых музыкантов в возрасте от 10 до 22 лет из более чем 40 городов России. Оркестр формируется на основе проведения Всероссийского конкурса исполнителей классической музыки — уникального по своей идее и масштабам, который проходит в раз в два года. За прошедшие годы в прослушиваниях в оркестр приняло участие более 5000 молодых музыкантов из различных регионов России. Оркестр подготовил огромное количество профессиональных музыкантов, которые приумножают славные культурные традиции России.
Постановки
- Оперы
- «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова (1955)
- «Иван Сусанин» М. И. Глинки
- «Князь Игорь» А. П. Бородина
- «Борис Годунов» М. П. Мусоргского
- «Фауст» Ш. Гуно
- «Риголетто» Дж. Верди
- «Евгений Онегин» П. И. Чайковского
- «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова (1983)
- «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова
- «Садко» Н. А. Римского-Корсакова
- «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова (1988)
- «Не только любовь» Р. К. Щедрина (1961)
- «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова (1956)
- «Чародейка» П. И. Чайковского (1958)
- «Октябрь» В. И. Мурадели (1964)
- «Отелло» Дж. Верди (1978)
- «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова (1999)
- Балеты
- «Щелкунчик» П. И. Чайковского
- «Тропою грома» К. А. Караева (1959)
- «Страницы жизни» А. М. Баланчивадзе (1960)
- «Ночной город» на музыку Б. Бартока (1962)
- «Паганини» на музыку С. В. Рахманинова (1963).
Память
- В 2006 году Государственному академическому симфоническому оркестру России было присвоено имя Е. Светланова.
- В честь дирижёра назван Большой зал Московского международного Дома музыки, открытый в 2004 году.
- Имя Е. Светланова получила малая планета № 4135.
- С 2007 года проводится международный конкурс дирижёров имени Е. Светланова.
- В 2012 на доме, где дирижёр жил с 1984 года (Елисеевский пер., 11), открыта мемориальная доска.
- Имя Е. Ф. Светланова носит улица в Раменках.
- С 2003 года имя Е. Ф. Светланова носит Детская Школа искусств в СВАО (Москва)
- С 2014 года имя Е. Ф. Светланова носит Калининградская областная филармония.
- Имя Е. Ф. Светланова носит Детская Школа Искусств №11 (Екатеринбург)
Детство и юность
Евгений Светланов появился на свет 6 сентября 1928 года. Связать биографию с музыкой юному москвичу оказалось предначертано свыше, ведь мальчик рос в творческой семье. Его родители были оперными певцами и солистами Большого театра, поэтому в детстве Евгений часто оставался на репетициях и за кулисами постановок, как и его сестра Анна.
Евгений Светланов в молодости / Svetlanov Evgeny
Музыкой мальчик стал заниматься с шести лет. Он был хористом, участвовал в пантомимах и всячески проявлял интерес к искусству. В 1944 году Светланов стал учеником Музыкально-педагогического училища. Затем поступил в институт им. Гнесиных, а в 1951-м оказался студентом Московской консерватории.
В молодости композитор демонстрировал невероятный потенциал, поэтому уже на 4-м курсе консерватории получил приглашение выступить дирижером-ассистентом Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио.
Музыка
Светланов реализовался в профессии с 1955-го. С 1963-го он 2 года занимал пост главного дирижера в Большом театре и за это время провел за пультом 16 опер и 9 балетных постановок. Из них в 12 он выступил постановщиком. Среди них были «Паганини» на музыку Сергея Рахманинова, «Чародейка» Петра Чайковского, «Иван Сусанин» Михаила Глинки и другие.
В 1962 году Светланов получил назначение на должность музыкального руководителя Кремлевского дворца съездов. Площадка стала прокатным пространством для выступлений, принадлежащим Большому. Спустя 2 года состоялись первые итальянские гастроли оперного коллектива театра. В Милане Евгений Светланов дирижировал в «Ла Скала» в трех оперных спектаклях и управлял симфоническими оркестрами.
Вернувшись на родину, композитор был назначен худруком Государственного симфонического оркестра СССР. Он совмещал работу с контрактной деятельностью, поэтому с 1992 по 2000 год управлял гаагским Резиденц-оркестром. Большой театр продлил сотрудничество с музыкантом с 2000 по 2002 год.
Первыми авторскими произведениями композитора стали кантата «Родные поля», рапсодия «Картины Испании», симфония си-минор и три русские песни
Этими работами он привлек к себе внимание публики и профессионального сообщества, а в 1970-е представил на суд слушателей крупноформатные симфонии, а также ряд рапсодий и сочинения для исполнения на духовых инструментах. Светланов создавал и камерные произведения. В своем творчестве композитор сочетал традиции классической русской музыки, развивая их как гениальный интерпретатор
Музыковеды отмечают, что стиль Евгения Светланова перекликался с творчеством Рахманинова
В своем творчестве композитор сочетал традиции классической русской музыки, развивая их как гениальный интерпретатор. Музыковеды отмечают, что стиль Евгения Светланова перекликался с творчеством Рахманинова.
Мужчина завоевал признание на родине и за рубежом. Руководя иностранными коллективами, он дирижировал, например, «Щелкунчика» Чайковского в лондонском «Ковент-Гардене». Госоркестр СССР под его управлением исполнял произведения советских и иностранных авторов.
Общие даты финального прослушивания: 26 июня – 2 июля
Конкретные даты участия по специальностям (1-2 дня) будут сообщены всем финалистам отбора дополнительно позднее.
Финальное прослушивание состоит из трех этапов:
1. Исполнение сольной программы участника.
Программа, указанная при подаче заявки, а также возможно исполнение вашей экзаменационной программы (вы сможете внести изменения после получения информационного письма от организаторов)
2. Исполнение оркестровых партий. «Оркестровые трудности»
Ссылка на нотные материалы, обязательные к изучению.
3. Работа в оркестровой группе
Обращаем ваше внимание:
Каждому участнику финального прослушивания по электронной почте будет направлено информационное письмо о порядке проведения прослушивания, а также перечень документов, необходимых для предоставления организаторам. Такими документами являются, в том числе: информация об актуальной сольной программе, нотный материал для концертмейстера (для иногородних финалистов, при необходимости).
Расходы по организации трансфера от города проживания до города проведения финального прослушивания (г. Москва), а также проживание покрываются организаторами. Организаторами также будет собрана вся необходимая информация для приобретения авиа/жд билетов и бронирования проживания участнику прослушивания.
SYMPHONY ORCHESTRA OF THE STATE SYMPHONY CAPELLA OF RUSSIA
ОРКЕСТР ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ СИМФОНИЧЕСКОЙ КАПЕЛЛЫ РОССИИ
Художественный руководитель и главный дирижёр – Валерий Полянский
Симфонический оркестр Государственной академической симфонической капеллы России ведет свою историю с 1957 года, когда приказом по Главному управлению радиоинформации при Министерстве культуры СССР был образован новый симфонический оркестр, вошедший в состав музыкальных коллективов Всесоюзного радио. Он получил название Оперно-симфонический (вскоре стал называться Симфоническим) оркестр Всесоюзного Радио, а потом и Центрального телевидения – сокращенно СОВР и ЦТ. Руководство новым коллективом было поручено Самуилу Абрамовичу Самосуду. Были записаны и исполнены в эфире десятки опер русских и зарубежных композиторов. Также началась работа по освоению симфонического репертуара – Бетховена, Брамса, Малера, Чайковского. В 1960-80 е годы с оркестром выступали выдающиеся дирижеры того времени, такие как Е. Светланов, Б. Хайкин, Н. Рахлин, В. Гергиев, К. Элиасберг, Ю. Симонов, М. Эрмлер, Ф. Мансуров, Н. Ярви и др. Для участия в программах приглашались выдающиеся солисты – Э. Гилельс и Я. Флиер, Т. Николаева и И.Менухин, М. Ростропович, Н.Петров ,В.Постникова, Э. Грач и В. Пикайзен, в исполнении вокальных партий в операх участвовали не только солисты Вокальной студии Радио, но и такие корифеи оперной сцены, как И. Козловский и С. Лемешев, Е. Нестеренко и Т. Милашкина, И.Архипова, Е.Образцова ,М. Биешу и Т. Куузик.
Начались гастроли по России: коллективу рукоплескали жители Сибири и Дальнего Востока, которых в 1972 году музыканты в содружестве с Хоровой капеллой под управлением А. Юрлова познакомили с «Патетической ораторией» Г. Свиридова на слова В. Маяковского и только что написанной Пятнадцатой симфонией Д. Шостаковича.
Оркестр в разные годы возглавляли: Юрий Аранович (1965–1971), Максим Шостакович (1971–1982), а с приходом Геннадия Рождественского коллектив стал именоваться Симфоническим оркестром Министерства культуры РФ. Именно он в 1991 году предложил Валерию Полянскому присоединить свой хор и создать Государственную симфоническую капеллу России. И в дальнейшем неразрывная многолетняя творческая дружба связывала коллектив с Геннадием Николаевичем, который ежегодно представлял с Государственной академической симфонической капеллой России свой персональный филармонический абонемент.
За последние три десятилетия Симфонический оркестр ГАСК России под управлением своего художественного руководителя и главного дирижера Валерия Полянского неоднократно гастролировал в Великобритании, Германии, США, Чехии, Японии, Италии и др., коллектив много выступает в России. Репертуар оркестра поистине безграничен: им были сыграны монографические циклы всех симфоний Бетховена, Малера, Чайковского, Рахманинова, сочинения классико-романтического периода от Гайдна до Р. Штрауса, многие партитуры российских композиторов XX-XXI века… Оркестр – полноценный участник представлений опер в концертном исполнении, от Глинки, Мусоргского, Чайковского – до Вагнера, Верди, Прокофьева, Шнитке, А. Чайковского, которых коллективом под управлением Валерия Полянского было исполнено более 50.
Особое внимание Валерий Полянский и его оркестр уделяют внимание сотрудничеству с новым поколением солистов, среди которых – пианисты Екатерина Мечетина., Фредерик Кемпф, Полина Осетинская, Дмитрий Маслеев, Татьяна Полянская, Дмитрий Шишкин, Филипп Копачевский скрипачка Патриция Капачинская, Александр Рождественский, Алена Баева, Неманья Радулович, Андрей Баранов ,виолончелист Денис Шаповалов и др. Симфонический оркестр ГАСК России – стартовая площадка для плеяды молодых дирижеров – воспитанников профессора Валерия Полянского в Московской консерватории, в том числе: Филиппа Чижевского, Ильи Гайсина, Дмитрия Крюкова, Ивана Никифорчина и других. Симфонический оркестр ГАСК России – стартовая площадка для плеяды молодых дирижеров – воспитанников профессора Валерия Полянского в Московской консерватории, в том числе: Филиппа Чижевского, Ильи Гайсина, Дмитрия Крюкова, Ивана Никифорчина и других
Симфонический оркестр ГАСК России – стартовая площадка для плеяды молодых дирижеров – воспитанников профессора Валерия Полянского в Московской консерватории, в том числе: Филиппа Чижевского, Ильи Гайсина, Дмитрия Крюкова, Ивана Никифорчина и других.
Выступления Симфонического оркестра ГАСК России – с самостоятельными программами, а также с хором и солистами – это всегда большой праздник высокого искусства, вдохновенная интерпретация, неизменная демонстрация мастерства и глубокого прочтения авторского замысла.
Некоторые сочинения
Для оркестра
- Праздничная поэма (1951)
- Прелюды (1966), симфонические размышления
- «Калина красная», симфоническая поэма (памяти В. М. Шукшина, 1975)
- «Даугава», симфоническая поэма (1952)
- «Сибирская фантазия» на темы А. Оленичевой (совместно с И. В. Якушенко, 1954)
- Рапсодия № 2 («Еврейская», посвящённая болгарскому композитору П. Владигерову)
- «Восточная рапсодия» (авторства Александра Глазунова)
- «Романтическая баллада» (1974)
- «Рассвет в поле», симфоническая картина
- Монолог Арбенина для баритона и симфонического орккестра
- Скерцо для фортепиано и оркестра
- Лирический вальс для струнного оркестра
- Китайский танец
- «За мир», хореографическая картина
- Концертные вариации для дуэта гуслей и оркестра русских народных инструментов (редакция Т. Городовской)
Камерная музыка
- Квартет для двух скрипок, альта и виолончели
- «Деревенские сутки», квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны: «Утро», «Полдень», «Вечер», «Полночь»
- Сонатины для скрипки и фортепиано
- Соната для виолончели и фортепиано
- Ария для альта и фортепиано
- Прелюдия и скерцо для кларнета с фортепиано
- Вальс для камерного оркестра
Для фортепиано
- Сонаты (№1 (неоконченная), №2 №3) и сонатины (№1, №2, №3 «Новогодняя», №4 «Вечорницы», №5 «Сказка»)
- Два этюда высшей трудности: «Полдень на базарной площади», «Двойные ноты»
- Детский альбом: Русская песня, Вальс, Колыбельная, Марш
- Наброски: «Загадка», «Усмешка», «Сумерки», «На деревенском кладбище», «Танец»
- «Ориент», рапсодия.
- 24 прелюдии (во всех тональностях), «Салонные отрывки»
Для скрипки
- «Два простых напева»: Песня, Песенка
- Вальс
- Ария
- Соната (посв. Н. Я. Мясковскому)
- Сонатина № 1
- Сонатина №2 (Сонатина-элегия)
- Пять мелодий (посвящается М. Ф. Гнеcину): Русская, Якутская, Персидская, Еврейская, Бурятская
Для голоса и фортепиано
- Два романса на cлова Ф. Тютчева: «Есть в осени», «Еще томлюсь»
- «Приди ко мне» на cлова А. Кольцова
- «Ноченька», обработка русской народной песни
- Три романса на cлова В. Кругликовой: «Я шла одна», «По золотому листопаду», «В красках закатных»
- Две новогодние песни на слова С. Михалкова: «Под Новый год» (колыбельная), «За ёлкой»
- Три романса на слова С. Щипачёва: «Своей любви», «Люблю тебя», «Весенний дождь»
- Ариэтта (Вокализ)
- «Средь шумного бала» на cлова А. Толстого, «Девушка пела в церковном хоре» на слова А. Блока, «Нет, не тебя так пылко я люблю» на cлова М. Лермонтова, «Давно в любви» на cлова А. Фета, «Следить твои шаги» на слова А. Фета, «Я помню» на cлова Н. Огарёва, «Березка» на слова С. Щипачёва, «Над свежей могилой» на cлова С. Надсона
- Романсы на стихи А. Пушкина: «Я вас любил», «В Сибирь», «Поэт», «Узник», «В поле чистом», «Няня», «Что в имени тебе моем»
- Песня Нагаши (из армянских песен)
- Песня-романс «Когда я слышу голос твой» на слова Е. Светланова, «По-над берегом затона» на cлова Я. Журавлева, «Песня мира и дружбы» на cлова В. Захарченко, «Гимн Родине» на cл.ова Е. Светланова, «Родной стране» на cлова В. Лебедева-Кумача, «Пою Россию» на cлова С. Щипачева, «С неба звездочка упала» на cлова А. Жарова, «Про любовь» на cлова В. Шефнера, «Два влюбленных» на cлова Е. Светланова
- «Эстонская песня»
- «Песня о молоте», обработка английской народной песни
Для хора
- «Воспоминание», постлюдия для хора а сарpеlа (светлой памяти А. А. Юрлова)
- «Вышивала до рассвета» на слова В. Бокова: обработка для женского хора а саррelа
- «Кукушечка», обработка для женского хора а саррelа
- «Чайка», обработка для женского хора а саррelа
Примечания
- . Дата обращения: 21 июня 2019.
- . Дата обращения: 21 июня 2019.
- . Дата обращения: 16 ноября 2012.
- . Дата обращения: 21 июня 2019.
- . Дата обращения: 21 июня 2019.
- . Дата обращения: 24 июля 2012.
- . Дата обращения: 12 ноября 2018.
- . Дата обращения: 21 июня 2019.
- . Дата обращения: 21 июня 2019.
- . Дата обращения: 21 июня 2019.
- . Дата обращения: 6 апреля 2022.
- . Дата обращения: 19 ноября 2012.
- . Дата обращения: 12 ноября 2018.
- . Дата обращения: 24 декабря 2015.
- . ProClassic Concert (25 июня 2014). Дата обращения: 17 июля 2014.
- . Дата обращения: 17 марта 2017.
- . Дата обращения: 20 февраля 2009.
- . Дата обращения: 13 октября 2014.
Личная жизнь
Музыкант был женат 2 раза. В первый брак он вступил с Ларисой Авдеевой, солисткой Большого театра. В 1956 году жена родила ему сына. Личная жизнь пары складывалась удачно до тех пор, пока в 1974-м в квартире супругов не оказалась журналистка радио «Маяк» по имени Нина. Музыковед посетила пианиста, чтобы взять интервью, и в тот же вечер влюбилась в мужчину.
В разговоре выяснилось, что оба участника беседы обожают рыбалку, а в завершении общения дирижер пригласил девушку встретиться после работы. Она не верила своему счастью и боялась, что это пустые слова.
Но свидание состоялось в небольшом ресторане за ужином. Нина была разведена и не подозревала, каким удивительным образом сложатся ее отношения со Светлановым. На следующий день он остался у нее на ночь и просто отсыпался, а затем пропал на год.
Случайный звонок расставил все на места. Евгений приехал к журналистке, и спустя время она стала его супругой. Нина Светланова посвятила мужу всю жизнь, дети в их браке не появились.