Что такое инвенция в риторике
Этапы инвенции
Инвенция — первый раздел классической риторики, осмысленная веками традиция развития мысли о каждом предмете. Это некая культура мысли.
Она включает в себя:
- осмысленный выбор темы,
- определение ее объема,
- сбор и накопление материала,
- отбор фактического материала, работу с источниками.
Выбор темы
Он, прежде всего, зависит:
- от адресата текста,
- целей и условий общения (коммуникации).
Эти цели и условия связаны с устоявшимися в речи стилями и жанрами. Каждый стиль, каждый жанр имеет свои, довольно четко определенные цели. Например, официальная коммуникация (официально-деловой стиль) имеет целью установление официальных отношений. Цель жанра справки — официальное оформление сведений о человеке. Все это учитывается, когда автор выбирает тему.
Выбирающий тему должен ответить для себя на несколько вопросов:
- интересна ли тема для меня ( автора) ?
- достаточно ли я знаю по этой теме?
- сумею ли я найти материал для подготовки?
- будет ли эта тема интересна адресату?
- какова цель стиля или жанра будущего текста?
- сумею ли уложиться в отведенное мне время и в необходимый объем текста?
- чего я хочу добиться своей работой?
Итак, при выборе темы важно соотнести цель, которую ставит пишущий или выступающий перед собой, и цель, которую ставит перед пишущим или выступающим жанр речи
Определение жанра
Жанр можно определить как устоявшиеся в постоянно повторяющихся ситуациях общения типы текстов.
Так, сообщение предполагает изложение только значимых фактов, а в докладе возможно также использование и менее существенных фактов. Иными словами, при выборе темы надо заранее продумать ее объем и при необходимости сузить его. При исследовании пространственных связей можно ограничить географическое пространство. Например, говоря об экономическом положении России, достаточно ограничиться положением в экономике Москвы или вашего родного города, выделяя в нем черты, характерные для всей страны. Характеризуя большой временной промежуток, иногда достаточно рассмотреть один из временных моментов Например, говоря о романе «Евгений Онегин», можно ограничиться анализом одного дня героя. При постановке глобальной проблемы можно выбрать и рассмотреть только один вопрос.
Работая на этапе инвенции, необходимо руководствоваться и тем, какова ваша аудитория или ваш читатель. Нужно продумать:
- соответствует ли ваша тема индивидуальным интересам слушателей, групповым интересам,
- актуальна ли она сегодня,
- насколько конкретна,каков процент новизны для адресата
- какова степень конфликтного начала.
Необходимо помнить, что для любого адресата важна значимость темы лично для него, но иногда интерес адресата может и не осознаваться им самим. Значит, при подготовке необходимо исходить из того, что этот интерес надо пробудить.
Ошибки в инвенции
Наиболее часто встречаются следующие ошибки:
а) выбрана тема, неинтересная для адресата
б) выбран вопрос, на который автор не может ответить, и проблема, которую он не может разрешить
в) выбрана слишком широкая тема и заранее можно предвидеть, что автор не сможет ее раскрыть в полном объеме
Наша презентация