Инвенция

Бах и.с. двухголосные инвенции. методическое пособие.

Что такое инвенция в риторике

Этапы инвенции

Инвенция — первый раздел классической риторики, осмысленная веками традиция развития мысли о каждом предмете. Это некая культура мысли.

Она включает в себя:

  • осмысленный выбор темы,
  • определение ее объема,
  • сбор и накопление материала,
  • отбор фактического материала, работу с источниками.

Выбор темы

Он, прежде всего,  зависит:

  • от адресата текста,
  • целей и условий общения (коммуникации).

Эти цели и условия связаны с устоявшимися в речи стилями и жанрами. Каждый стиль, каждый жанр имеет свои, довольно четко определенные цели. Например, официальная коммуникация (официально-деловой стиль) имеет целью установление официальных отношений. Цель жанра справки — официальное оформление сведений о человеке. Все это учитывается, когда автор выбирает тему.

Выбирающий тему должен ответить для себя на несколько вопросов:

  • интересна ли тема для меня ( автора) ?
  • достаточно ли я знаю по этой теме?
  • сумею ли я найти материал для подготовки?
  • будет ли эта тема интересна адресату?
  • какова цель стиля или жанра будущего текста?
  • сумею ли уложиться в отведенное мне время и в необходимый объем текста?
  • чего я хочу добиться своей работой?

Итак, при выборе темы важно соотнести цель, которую   ставит пишущий или выступающий перед собой, и цель, которую ставит перед пишущим или выступающим жанр речи

Определение жанра

Жанр можно определить как устоявшиеся в постоянно повторяющихся ситуациях общения типы текстов.

Так, сообщение предполагает изложение только значимых фактов, а в докладе возможно также использование и менее существенных фактов. Иными словами, при выборе темы надо заранее продумать ее объем и при необходимости сузить его. При исследовании пространственных связей можно ограничить географическое пространство. Например, говоря об экономическом положении России, достаточно ограничиться положением   в экономике Москвы или вашего родного города, выделяя в нем черты, характерные для всей страны. Характеризуя большой временной промежуток, иногда достаточно рассмотреть   один из временных моментов  Например, говоря о романе «Евгений Онегин», можно ограничиться анализом одного дня героя. При постановке  глобальной проблемы можно выбрать и рассмотреть только один вопрос.
Работая на этапе инвенции, необходимо руководствоваться и тем, какова ваша аудитория или ваш читатель. Нужно продумать:

  • соответствует ли ваша тема индивидуальным интересам слушателей, групповым интересам,
  • актуальна ли она сегодня,
  • насколько  конкретна,каков процент новизны для адресата
  • какова степень конфликтного  начала.

Необходимо помнить, что для любого адресата важна значимость темы лично для него, но иногда интерес адресата может  и не осознаваться им самим. Значит, при подготовке необходимо исходить из того, что этот интерес надо пробудить.

 Ошибки в инвенции

Наиболее часто встречаются следующие ошибки:

а) выбрана тема, неинтересная для адресата

б) выбран вопрос, на который автор не может ответить, и проблема, которую  он не может  разрешить

в) выбрана слишком широкая тема и заранее можно предвидеть, что автор не сможет ее раскрыть в полном объеме

Наша презентация

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: