Иоганнес брамс (johannes brahms): биография и карьера

Брамс. вокальное творчество (vocal music) | belcanto.ru

Записи произведений Брамса

Полный комплект симфоний Брамса записали дирижёры Клаудио Аббадо, Герман Абендрот, Николаус Арнонкур, Владимир Ашкенази, Джон Барбиролли, Даниэль Баренбойм, Эдуард ван Бейнум, Карл Бём, Леонард Бернстайн, Адриан Боулт, Семён Бычков, Бруно Вальтер, Гюнтер Ванд, Феликс Вайнгартнер, Джон Элиот Гардинер, Яша Горенштейн, Карло Мария Джулини (не менее 2 комплектов), Кристоф фон Донаньи, Антал Дорати, Колин Дэвис, Вольфганг Заваллиш, Курт Зандерлинг, Яп ван Зведен, Отмар Зюйтнер, Элиаху Инбал, Ойген Йохум, Герберт фон Караян (не менее 3 комплектов), Рудольф Кемпе, Иштван Кертес, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Рафаэль Кубелик, Густав Кун, Сергей Кусевицкий, Джеймс Ливайн, Эрих Лайнсдорф, Лорин Маазель, Курт Мазур, Чарльз Маккеррас, Нэвилл Марринер, Виллем Менгельберг, Зубин Мета, Евгений Мравинский, Рикардо Мути, Роджер Норрингтон, Сэйдзи Одзава, Юджин Орманди, Витольд Ровицкий, Саймон Рэттл, Евгений Светланов, Лейф Сегерстам, Джордж Селл, Леопольд Стоковский, Артуро Тосканини, Владимир Федосеев, Вильгельм Фуртвенглер, Бернард Хайтинк, Гюнтер Хербиг, Серджиу Челибидаке, Рикардо Шайи (не менее 2 комплектов), Джеральд Шварц, Ханс Шмидт-Иссерштедт, Георг Шолти, Хорст Штайн, Кристоф Эшенбах, Марек Яновский, Марис Янсонс, Неэме Ярви и др.

Записи отдельных симфоний осуществили также Карел Анчерл (№ 1—3), Юрий Башмет (№ 3), Томас Бичем (№ 2), Герберт Блумстедт (№ 4), Ханс Вонк (№ 2, 4), Гвидо Кантелли (№ 1, 3), Джансуг Кахидзе (№ 1), Карлос Клайбер (№ 2, 4), Ханс Кнаппертсбуш (№ 2—4), Рене Лейбовиц (№ 4), Игорь Маркевич (№ 1, 4), Пьер Монтё (№ 3), Шарль Мюнш (№ 1, 2, 4), Вацлав Нойман (№ 2), Ян Виллем ван Оттерло (№ 1), Андре Превин (№ 4), Фриц Райнер (№ 3, 4), Виктор де Сабата (№ 4), Клаус Теннштедт (№ 1, 3), Вилли Ферреро (№ 4), Иван Фишер (№ 1), Ференц Фричай (№ 2), Даниел Хардинг (№ 3, 4), Герман Шерхен (№ 1, 3), Карл Шурихт (№ 1, 2, 4), Карл Элиасберг (№ 3) и др.

Записи скрипичного концерта осуществили скрипачи Джошуа Белл, Ида Гендель, Гидон Кремер, Иегуди Менухин, Анна-Софи Муттер, Давид Ойстрах, Ицхак Перлман, Йожеф Сигети, Владимир Спиваков, Исаак Стерн, Кристиан Ферра, Яша Хейфец, Генрик Шеринг.

Ранние года

Широко признанный одним из величайших композиторов 19-го века и одним из ведущих музыкантов эпохи романтизма, Иоганнес Брамс родился 7 мая 1833 года в Гамбурге, Германия.

Он был вторым из троих детей Иоганны Хенрики Кристиан Ниссен и Иоганна Якоба Брамса. Музыка была введена в его жизнь в раннем возрасте. Его отец был двойным басистом в Гамбургской филармонии, а молодой Брамс начал играть на фортепиано в возрасте семи лет.

К тому времени, когда он был подростком, Брамс был уже опытным музыкантом, и он использовал свой талант, чтобы зарабатывать деньги в местных гостиницах, в борделях и вдоль городских доков, чтобы облегчить часто трудные финансовые условия его семьи.

В 1853 году Брамса представили известному немецкому композитору и музыкальному критику Роберту Шуману. Двое мужчин быстро сблизились, и Шуман увидел в своем младшем друге большую надежду на будущее музыки. Он назвал Брамса гением и публично похвалил «молодого орла» в известной статье. Добрые слова быстро сделали молодого композитора известной личностью в мире музыки.

Но этот музыкальный мир тоже был на распутье. Композиторы-модернисты, такие как Ференц Лист и Рихард Вагнер, ведущие лица «Новой немецкой школы» осудили более традиционные звуки Шумана. Это был звук, основанный на органической структуре и гармонической свободе, взятый из литературы для вдохновения.

Для Шумана и, в конечном счете, Брамса, этот новый звук был явной снисходительностью и сводил на нет гений композиторов, таких как Иоганн Себастьян Бах и Людвиг ван Бетховен.

В 1854 году Шуман заболел. В знак своей тесной дружбы с наставником и его семьей Брамс помогал жене Шумана, Кларе, управлять ее домашними делами. Историки музыки считают, что Брамс вскоре влюбился в Клару, хотя она, похоже, не ответила ему взаимностью. Даже после смерти Шумана в 1856 году они остались друзьями.

В течение следующих нескольких лет Брамс занимал несколько различных должностей, в том числе дирижер женского хора в Гамбурге, куда он был назначен в 1859 году. Он также продолжал писать свою собственную музыку. Его выход включал «Струнный секстет си-бемоль мажор» и «Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ре минор».

Музыкальные инструменты

Иоганнес Брамс создавал музыку и исполнял ее, в основном, на немецких и венских роялях. В свои ранние годы композитор владел инструментом фирмы Баумгартен&Гайнс из Гамбурга. В 1856 году Клара Шуман передала ему рояль венского мастера Конрада Графа. Брамс использовал его в своей работе вплоть до 1873 года и после этого подарил инструмент Обществу любителей музыки в Вене. Сейчас рояль представлен в Венском музее истории искусств. В 1873 году в коллекции Брамса появился инструмент от Штрейхера, который стоял в его доме до самой смерти композитора. В письме Кларе Шуман Брамс писал: «На нем (моем Штрайхере) я всегда знаю наверняка, что я пишу, и почему я пишу тем или иным способом”.

В 1880-е годы для своих публичных выступлений композитор использовал, главным образом, Бёзендорфер. На концертах в Бонне он играл на роялях от «Штайнвег Нахфольгерн» (в 1880 году) и «Блютнер» (в 1883 году). Брамс в различные годы играл также на инструменте «Бехштейн»: в 1872 году в Вюрцбурге, в 1872 году в Кёльне и в 1881 году в Амстердаме.

Детство и юность

Маэстро родился 7 мая 1833 года. Обстановка, царившая в доме, поспособствовала тому, что мальчик с ранних лет начал интересоваться музыкой. Дело в том, что Иоганн Жакоб (отец Брамса) владел игрой на духовых и струнных музыкальных инструментах.

Брамс был вторым ребёнком. Родители заметили, что Брамс выделяется на фоне остальных детей. Он мог на слух уловить мелодию, у него была хорошая память и отличный голос. Отец не стал дожидаться, когда сын подрастёт. С 5 лет Иоганнес учился играть на скрипке и виолончели.

Вскоре парня отдали под крылышко более опытного педагога Отто Косселя. Он обучил Брамса азам композиции. Отто был поражён способностям своего ученика. Он запоминал мелодии после первого прослушивания. В 10 лет Брамс уже собирал залы. Мальчик выступал с импровизированными концертами. В 1885 году состоялась презентация первой сонаты, автором которой был Иоганнес.

Отец пытался отговорить сына от специализации композиции, поскольку считал, что это невыгодное занятие. Но Отто сумел переубедить главу семейства, и Брамса перевели в класс маэстро Эдуарда Маркссена.

Прошло несколько лет, и Брамс начал активно организовывать концерты. Вскоре компания Cranz получила права на сочинения Иоганесса и занялась выпуском нотных партий под творческим псевдонимом G. W. Marks. Только через несколько лет Брамс начал использовать оригинальное имя. Его подлинные инициалы появились на обложках «Скерцо ор. 4» и песни «Возвращение на родину».

Детство и юность

7 мая 1833 года в семействе гамбургского музыканта родился сын, которого нарекли Иоганессом. Первым учителем музыки мальчика был его отец, который обучил способного сына игре на многих духовых и струнных инструментах.

Иоганнес с такой легкостью овладевал тонкостями игры, что уже в десятилетнем возрасте начал выступать на крупных концертах. Родителям юного дарования посоветовали отвести мальчика к педагогу и композитору Эдуарду Марксену, который быстро понял, что судьба преподнесла ему настоящий подарок в виде маленького музыкального гения.

Днем мальчик занимался с Марксеном, а по вечерам был вынужден играть в портовых барах и тавернах, чтобы заработать на кусок хлеба. Подобные нагрузки сильно отразились на хрупком здоровье юного музыканта.

В 14 лет Иоганнес окончил учебу в училище и впервые дал сольный концерт, где он выступил как пианист.

Жизнь на колесах

Постоянно переезжая с места на место по городам Швейцарии и Германии, Брамс успел написать немало произведений в области камерной и фортепианной музыки. Музыкант мечтал о том, чтобы постоянно жить и творить в родном Гамбурге, но ему ничего не предлагали.

Чтобы заявить о себе на всю Европу и добиться признания, в 1862 году Брамс отправился в Вену. Здесь он быстро завоевал любовь публики, однако вскоре осознал, что не создан для рутинной работы, будь то должность главы Общества любителей музыки или руководителя Хоровой капеллы.

Узнав о смерти матери в 1865 году, Брамс в состоянии сильного эмоционального потрясения завершил свою давнишнюю работу – «Немецкий реквием», который впоследствии занял особе место в европейской классике. Успех этого сильного произведения был невероятным.

Поздние годы

Упрямый и бескомпромиссный Брамс, как известно, был груб и саркастичен со взрослыми. С детьми он проявил мягкость, часто раздавая конфетки детям, с которыми он встречался в своем районе в Вене. Он также любил природу и часто ходил в долгие прогулки по лесу.

Брамс оставался в Вене до конца своей жизни. Саммерс обнаружил, что он много путешествует по Европе, в то время как концертные туры также отправляют его в путь. Во время этих выступлений Брамс либо дирижировал, либо исполнял строго свой собственный материал.

Богатство композиций для него продолжало расти в 1880-х и 90-х годах. Его работы включали «Двойной концерт ля минор», «Фортепианное трио № 3 до минор» и «Соната для скрипки ре минор». Кроме того, он закончил «Струнный квинтет фа мажор» и «Струнный квинтет соль мажор».

В течение последнего десятилетия Брамс написал несколько произведений камерной музыки, объединившись с кларнетистом Ричардом Мюльфельдом для череды песен, которые включали «Трио для кларнета, виолончели и фортепиано», а также «Квинтет для кларнета и струнных».

Эти более поздние годы для композитора увидели, что он живет комфортной жизнью. В любом случае, его музыка с 1860 года хорошо продавалась, и Брамс, далеко не яркий и не чрезмерный, жил скромной жизнью в своей простой квартире. Брамс, проницательный инвестор, преуспел на фондовом рынке. Его богатство, однако, конкурировало с его щедростью, поскольку Брамс часто давал деньги друзьям и молодым студентам-музыкантам.

Приверженность Брамса своему мастерству показала, что он был перфекционистом. Он часто разрушал готовые произведения, которые он считал недостойными, в том числе около 20 струнных квартетов. В 1890 году Брамс заявил, что отказался от сочинения, но эта позиция была недолгой, и вскоре он снова вернулся к ней.

За последние несколько лет Брамс закончил «Vier ernste Gesange», основанный на работах из еврейской Библии и Нового Завета. Это было показательное произведение для композитора, проклятие того, что было найдено на земле, и принятие смерти как облегчение от излишеств и боли материального мира.

Последние годы жизни

После смерти горячо любимой матери Брамс принял решение навсегда остаться в Вене. Характер музыканта, и без того крайне тяжелый, окончательно испортился. В последние годы жизни он прекратил общение как с новыми знакомыми, так и со старыми приятелями.

Летом композитор уезжал на курорты, где черпал вдохновение для своих новых произведений, а зимой давал концерты как дирижер или исполнитель.

За всю жизнь Брамсом было написано более восьмидесяти произведений для отдельных музыкальных инструментов, оркестра и мужского хора. Наибольшую славу маэстро принесли его прекрасные симфонии, всегда отличавшихся особенным стилем. Вершиной творчества Брамса стал его знаменитый «Немецкий реквием».

Жизнь в Вене

В начале 1860-х Брамс совершил свой первый визит в Вену, а в 1863 году он был назначен директором хоральной группы Singakademie, где он сосредоточился на исторических и современных произведениях а капелла.

Брамс, по большей части, пользовался постоянным успехом в Вене. К началу 1870-х годов он был главным дирижером Общества друзей музыки. Он также руководил Венским филармоническим оркестром в течение трех сезонов.

Его собственная работа также продолжалась. В 1868 году, после смерти его матери, он закончил «Немецкий реквием», композицию, основанную на библейских текстах и ​​часто упоминаемую как одно из самых важных произведений хоровой музыки, созданных в 19 веке. Многослойное произведение объединяет смешанный хор, сольные голоса и законченный оркестр.

Вклад Брамса тоже легок. Его произведения этого периода включали вальсы и два тома «Венгерские танцы» для фортепианного дуэта.

Список сочинений

Фортепианное творчество

  • Пьесы, Op. 76, 118, 119
  • Три интермеццо, Op. 117
  • Три сонаты, Op. 1, 2, 5
  • Скерцо ми-бемоль минор, Op. 4
  • Две рапсодии, Op. 79
  • Вариации на тему Р. Шумана, Op. 9
  • Вариации и фуга на тему Г. Ф. Генделя, Op. 24
  • Вариации на тему Паганини, Op. 35 (1863)
  • Вариации на тему венгерской песни, Op. 21
  • 4 баллады, Op. 10
  • Пьесы (фантазии), Op. 116
  • Песни любви — вальсы, новые песни любви — вальсы
  • Четыре тетради Венгерских танцев для фортепиано в четыре руки

Камерные сочинения

  • 1. Три сонаты для скрипки и фортепиано
  • 2. Две сонаты для виолончели и фортепиано
  • 3. Две сонаты для кларнета (альта) и фортепиано
  • 4. Три фортепианных трио
  • 5. Трио для фортепиано, скрипки и валторны
  • 6. Трио для фортепиано, кларнета (альта) и виолончели
  • 7. Три фортепианных квартета
  • 8. Три струнных квартета
  • 9. Два струнных квинтета
  • 10. Фортепианный квинтет
  • 11. Квинтет для кларнета и струнных
  • 12. Два струнных секстета

Для оркестра

  • 1. Четыре симфонии (№ 1 c-moll op. 68; № 2 D-dur op. 73; № 3 F-dur op. 90; № 4 e-moll op. 98).
  • 2. Две серенады
  • 3. Вариации на тему Й. Гайдна
  • 4. Академическая и Трагическая увертюры
  • 5. Три Венгерских танца (авторская оркестровка танцев № 1, 3 и 10; оркестровка прочих танцев осуществлена другими авторами, в том числе Антонином Дворжаком, Гансом Галем, Павлом Юоном и др.)

Сочинения для хора. Камерная вокальная лирика

  • Немецкий реквием
  • Песнь судьбы, Триумфальная песнь
  • Романсы и песни для голоса с фортепиано (всего около 200, в том числе «Четыре строгих напева»)
  • Вокальные ансамбли для голоса с фортепиано — 60 вокальных квартетов, 20 дуэтов
  • Кантата «Ринальдо» для тенора, хора и оркестра (на текст И. В. Гёте)
  • Кантата «Песнь парок» для хора и оркестра (на текст Гёте)
  • Рапсодия для альта, хора и оркестра (на текст Гёте)
  • Около 60 смешанных хоров
  • Марианские песни (Marienlieder), для хора
  • Мотеты для хора (на библейские тексты в немецких переводах; всего 7)
  • Каноны для хора
  • Обработки народных песен (в том числе 49 немецких народных песен, всего свыше 100)

Вена становится домом Брамса

В 1863 году Брамс вышел из своего добровольного затворничества и дал концерт в Вене, с целью донести свои песни до австрийской общественности. Там он встретился с Рихардом Вагнером. Хотя Брамс выступал в прессе с критикой Вагнера, каждый из композиторов по-прежнему был способен получать удовольствие от работы другого. Иоганнес получил должность дирижера хоровой академии (Singakademie) в Вене, которая стала домом до конца жизни композитора. Опыт работы с женскими хорами стал основой для написания ряда новых хоровых произведений, лучших для своего времени.
В 1863 году Брамс вышел из своего добровольного затворничества и дал концерт в Вене

Мать Брамса умерла в 1865 году. В память о ней Иоганнес пишет «Немецкий реквием» (Ein Deutsches Requiem). Эта работа, основанная на библейских текстах, впервые была представлена в Бремене в страстную пятницу 1869 года. После этого она звучала по всей Германии, прокатилась по Европе и достигла России. Именно Реквием стал произведением, поставившим Брамса в первый ряд композиторов 19 века.

Став, по мнению публики, преемником Бетховена, композитор должен был соответствовать высокой чести. В 1870-х годах он сосредотачивает усилия на произведениях для струнного квартета и симфониях. В 1973 году Брамс написал Вариации на тему Гайдна. После этого он почувствовал, что готов приступить к завершению Симфонии №1 (До минор). Премьера симфонии состоялась в 1876 году и прошла весьма успешно, но композитор пересмотрел ее, изменив одну из частей перед публикацией.

Отдых для композитора был возможностью писать

После первой симфонии последовал ряд крупных работ, а известность произведений Брамса распространилась далеко за пределы Германии и Австрии. Концертные туры по Европе значительно способствовали этому. Имея достаточное количество средств для обеспечения родных, молодых музыкантов и ученых, работы которых он поддерживал, Брамс покидает пост дирижера «Общества друзей музыки» и почти полностью посвящает себя композиции. В концертных турах он исполнял исключительно свои произведения. А лето проводил в путешествиях по Австрии, Италии и Швейцарии.
В концертных турах он исполнял исключительно свои произведения

В 1880 году университет Бреслау (ныне университет Вроцлава в Польше) присвоил Брамсу почетную степень. В знак признательности композитор составил Торжественную увертюру, основанную на студенческих песнях.

С каждым годом рос багаж произведений композитора. В 1891 году, в результате знакомства с выдающимся кларнетистом Рихардом Мюльфельдом, Брамс загорается идеей написать камерную музыку для кларнета. Подразумевая Мюльфельда, он сочиняет «Трио для кларнета, виолончели и фортепиано», большой «Квинтет для кларнета и струнных» и две сонаты для кларнета и фортепиано. Эти работы идеально подходят по структуре к возможностям духового инструмента, а к тому же изящно адаптированы под него.

Последняя из опубликованных работ «Четыре серьезные песни» (Vier ernste Gesänge ) становится точкой в его карьере, одновременно являясь ее вершиной. Работая над этим произведением, Брамс думал о Кларе Шуман, к которой питал нежные чувства (в то время состояние её здоровья сильно покачнулось). Она умерла в мае 1896 года. Вскоре и Брамс вынужден был обратиться за медицинской помощью.

В марте 1897 года на концерте в Вене публика последний раз смогла видеть автора, а 3 апреля Иоганнес Брамс умер. Похоронен композитор рядом с Бетховеном и Францем Шубертом.

Творческий путь композитора Johannes Brahms

В 1853 году Брамс встретился с ещё одним знаменитым композитором Робертом Шуманом. Маэстро похвалил Иоганесса, даже написал о нём отзыв, который попал в местную газету. После отзыва многие начали активно интересоваться творчеством Брамса. С повышением внимания к маэстро его ранние творения начали критиковать.

На некоторое время он вынужден был отказаться от демонстрации собственных композиций. Иоганнес перешёл к активной концертной деятельности. Вскоре композитор прервал молчание публикацией сонат и песен лейпцигской фирмы Breitkopf & Härtel.

Презентация сонат и песен сопровождалась холодным приёмом со стороны публики. В первую очередь, холодный приём был обоснован «провалом» концертов Брамса в 1859 году. Маэстро держался из последних сил. Когда после ряда неудачных концертов он вышел на сцену, чтобы презентовать новые творения, то публика раскритиковала его выступление. И он был вынужден покинуть концертную площадку.

Враждебный приём публики разозлил Брамса. Он хотел отомстить критикам и публике. Композитор присоединился к составу так называемой «новой школы», которую возглавляли Рихард Вагнер и Ференц Лист.

Вышеупомянутые композиторы оказали Иоганнесу должную поддержку. Вскоре он занял в певческой академии пост руководителя и дирижёра. Спустя некоторое время он переехал в Баден-Баден. Именно там он начал работу над знаменитой композицией, которая включила в себя «Немецкий реквием». Брамс неожиданно оказался на вершине популярности.

Примерно в этот же период времени он презентовал сборник «Венгерские танцы», а также блистательный сборник вальсов. На волне популярности композитор завершил работу над ранее начатыми, но не законченными произведениями. Кроме того, композитор выпустил партитуру кантаты «Ринальдо», Симфонии № 1, в состав которой вошла композиция «Колыбельная».

Johannes Brahms (Иоганнес Брамс): Биография композитора

Полезные связи

В краткой биографии Брамса большое значение сыграли полезные знакомства, для которых не стал помехой замкнутый и нелюдимый характер Иоганнеса.

Во время концертной поездки в 1853 году судьба свела Брамса с известным венгерским скрипачом Йозефом Иоахимом, сыгравшем ключевую роль в творческой жизни молодого музыканта.

Иоахим, пораженный талантом нового знакомого, дал ему рекомендательное письмо Листу, который также оказался под впечатлением от сочинений начинающего композитора.

Также по рекомендации Иоахима Брамс познакомился Шуманом, которого всегда боготворил. Пораженный творчеством Брамса, Шуман начал активно популяризировать его в высших музыкальных кругах, каждый раз лестно отзываясь о молодом даровании.

Молодой пианист и дирижер

Дом Брамса в Гамбурге

7 мая 1833 года в семье музыканта Иоганна Якова Брамса, игравшего на рожке и контрабасе в филармонии Гамберга, и Кристины Ниссен родился сын Иоганнес. Первые уроки композиции и гармонии, в самом юном возрасте, будущий композитор получал от отца, который также научил его играть на скрипке, фортепиано и рожке.

Для того, чтобы записывать придуманные мелодии, Иоганнес в 6 лет изобрел собственный метод записи музыки. С 7 лет начал заниматься фортепиано у Ф. Косселя, который через три года передал Брамса своему учителю Эдуарду Марссену.
Первый концерт на публике Брамс дал в 10 лет

Первый концерт на публике Иоганнес дал в 10 лет, исполнив этюд Герца. Принимал участие в камерных концертах произведений Моцарта и Бетховена, зарабатывая на свое обучение. С 14 лет играл на фортепиано в тавернах и танцевальных залах, давал частные уроки музыки, стремясь помочь семье, регулярно испытывавшей финансовые затруднения.

Постоянные нагрузки сказались на молодом организме. Брамсу было предложено взять отдых в Винзене, где он руководил мужским хором и написал для него ряд произведений. По возвращении в Гамбург дал несколько концертов, но, не получив признания, продолжил играть в тавернах, давая уроки игры на фортепиано и сочиняя популярные мелодии.

Истоки цыганских мотивов в музыке композитора

В 1850 году Брамс познакомился с венгерским виолончелистом Эдуардом Ремений, который познакомил Иоганнеса с цыганскими песнями. Влияние этих мелодий просматривается во многих произведениях композитора. В следующие годы Брамс написал несколько произведений для фортепиано и, совместно с Эдуардом, совершил несколько успешных концертных туров.

В 1853 году они встретили немецкого скрипача Йозефа Иоахима, который ввел их в дом Ференца Листа в Веймаре.
Друг Брамса, скрипач Йозеф Иоахим

Лист тепло встретил их, был впечатлен творчеством Брамса и предложил присоединиться к своей группе композиторов. Но Иоганнес отказался, так как не был поклонником музыки Листа. Между тем, Иоахим написал письмо и Роберту Шуману, в котором всячески хвалил Брамса. Это письмо стало лучшей рекомендацией для Иоганнеса.
Брамс, в 1853 году, знакомится с Робертом и Кларой Шуман

Брамс, в том же 1853 году, лично знакомится с семьей Шумана, впоследствии фактически став ее членом. Брамс питал особенное благоговение к высокому дарованию композитора. Шуман и его жена, пианистка Клара Шуман-Вик, тепло приняли молодого музыканта. Энтузиазм Шумана касательно молодого композитора не знал границ, он написал статью, восхваляющую Иоганнеса, и организовал первое издание его композиций. В 1854 году Брамс написал ряд произведений для фортепиано, в том числе Вариации на тему Шумана.

В 1859 году Брамс дает ряд фортепианных концертов

В том же году его вызвали в Дюссельдорф, когда его старший друг пытался совершить самоубийство. Несколько следующих лет он провел с семьей Шумана, оказывая им финансовую помощь. Вновь давал частные уроки фортепиано и совершил несколько концертных туров. Два концерта с певицей Юлией Штокхаузен способствовали становлению Брамса в качестве автора песен.

В 1859 году, вместе с Иоахимом, он дает в нескольких немецких городах фортепианный Концерт в ре-миноре, который был написан годом ранее. Только в Гамбурге его встретили положительно, а затем предложили Иоганнесу работу в качестве дирижера женского хора, для которого он пишет Marienlieder. Через год Брамс услышал, что большинство музыкантов приветствуют экспериментальные теории «новой немецкой школы» Листа. Это привело его в ярость. Он подверг критике в прессе многих из музыкантов-сторонников Листа, и, переехав в Гамбург, похоронил себя в сочинении, почти полностью прекратив выступать публично.

Johannes Brahms в качестве руководителя

В этот период времени Брамс руководил солистами Венского музыкального общества. Благодаря своим возможностям Иоганнес организовал концерт, цель которого — презентация новых бессмертных творений. На одном из подобных мероприятий звучали «Вариации на тему Гайдна», ряд вокальных квартетов и «Семь песен для смешанного хора». Композитор стал популярным далеко за пределами Европы. Он стал лауреатом многих престижных наград и премий.

В 1890-х годах Брамса приравнивали к культовой личности. Поэтому решение, которое маэстро принял после знакомства с Иоганном Штраусом II, для многих стало неожиданностью. Дело в том, что Иоганнес завершил композиторскую деятельность и позиционировал себя в качестве дирижёра и пианиста. Вскоре он поменял принятое решение и взялся за написание неоконченных композиций.

Творчество

Брамс не написал ни одной оперы, однако он работал практически во всех других жанрах.

Брамсом написано более 80 произведений, как то: одноголосные и многоголосные песни, серенада для оркестра, вариации на гайдновскую тему для оркестра, два секстета для струнных инструментов, два фортепианных концерта, несколько сонат для одного фортепиано, для фортепиано со скрипкой, с виолончелью, кларнетом и альтом, фортепианные трио, квартеты и квинтеты, вариации и разные пьесы для фортепиано, кантата «Rinaldo» для соло тенора, мужского хора и оркестра, рапсодия (на отрывок из гётевского «Harzreise im Winter») для соло-альта, мужского хора и оркестра, «Немецкий реквием» для соло, хора и оркестра, «Triumphlied» (по поводу Франко-прусской войны), для хора и оркестра; «Schicksalslied», для хора и оркестра; скрипичный концерт, концерт для скрипки и виолончели, две увертюры: трагическая и академическая.

Но особенную славу принесли Брамсу его симфонии. Уже в ранних своих работах Брамс выказал самобытность и самостоятельность. Благодаря упорному труду Брамс выработал собственный стиль. О его произведениях, по общему от них впечатлению, нельзя сказать, чтобы Брамс находился под влиянием кого-либо из предшествовавших ему композиторов. Самой выдающейся музыкой, в которой творческая сила Брамса сказалась особенно ярко и оригинально, является его «Немецкий реквием».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: