Исаак стерн: карьера, становление легенды

Legacy – isaac stern

Стерн и Израиль

Особое место в жизни Стерна играла его деятельность в Израиле. Впервые выступив в 1949 г. (большая серия концертов с Израильским филармоническим оркестром), он регулярно приезжал в Израиль до конца жизни, давал сольные концерты, выступал с израильскими оркестрами (как правило, отказывался от гонорара), занимался музыкально-общественной деятельностью. Стерн часто выступал перед воинами Армии обороны Израиля в дни Шестидневной войны и Войны Судного дня, участвовал в концерте Израильского филармонического оркестра под управлением Бернстайна на горе Скопус 9 июля 1967 г. (первый концерт в объединенном Иерусалиме).

В 1991 г., в дни войны в Персидском заливе Стерн в знак солидарности с еврейским народом приехал в Израиль; во время одного из концертов в Иерусалиме раздался сигнал воздушной тревоги, но скрипач не ушел со сцены и продолжал играть. В 1992 г. Стерн вместе с Иерусалимским симфоническим оркестром участвовал в концерте, посвященном открытию нового здания Верховного суда Израиля, регулярно участвовал в юбилейных фестивалях Израильской филармонии.

Стерн был одним из основателей и активных членов Американо-израильского культурного фонда, поддерживающего молодых музыкантов. По инициативе Стерна и при его материальной поддержке в 1973 г. в старейшем иерусалимском квартале Мишкенот-Шаананим был создан Иерусалимский музыкальный центр, пользующийся международным авторитетом: здесь регулярно проводятся показательные уроки («мастер-классы») выдающихся музыкантов, курсы усовершенствования, конференции, семинары и т. д. Благодаря Стерну приглашение посетить Израиль получил П. Казальс, что стало причиной тесных творческих контактов великого виолончелиста с Израилем в последние годы его жизни.

Стерн оказал поддержку и способствовал музыкальной карьере ныне знаменитых израильских музыкантов И. Перлмана, П. Цукермана, Ш. Минца (родился в 1957 г.), Мирьям Фрид (родилась в 1946 г.), Е. Бронфмана, Г. Шахама (родился в 1972 г.) и других.

Стерн работал в кинематографии. Он записал соло на скрипке в музыке к фильмам «Юмореска» (1946) и «Скрипач на крыше» (1971), сыграл роль Изаи в фильме о С. Юроке «Сегодня мы поем» (1953), по его инициативе по итогам его поездки в Китай был сделан документальный фильм «От Мао до Моцарта» (1981). В 1981 г. за заслуги в кинематографии удостоен премии «Оскар». В 1975 г. Стерн был удостоен премии имени А. Швейцера «За жизнь, посвященную музыке и гуманизму», в 1987 г. — Премии Вольфа.

биография

Исаак Стерн в 1975 году

Сын Соломона и Клары Стерн, Исаак Стерн родился в Кременце , Польша (ныне Украина ), в еврейской семье. Ему было 14 месяцев, когда его семья переехала в Сан-Франциско в 1921 году. Первые уроки музыки он получил от матери. В 1928 году он поступил в Музыкальную консерваторию Сан-Франциско , где проучился до 1931 года, а затем продолжил обучение у Луи Персинджера . Он вернулся в консерваторию Сан-Франциско, чтобы проучиться пять лет у Наума Блайндера , которому, по его словам, он больше всего обязан. Во время своего публичного дебюта 18 февраля 1936 года, в возрасте 15 лет, он исполнил Концерт для скрипки № 3 си-минор Сен-Санса с Симфоническим оркестром Сан-Франциско под управлением Пьера Монтё . Вспоминая свое прошлое, Стерн однажды незабываемо пошутил, что культурный обмен между США и Советской Россией был простым делом:

«Они присылают нам своих евреев из Одессы , а мы посылаем им наших евреев из Одессы».

Во время Второй мировой войны Штерн был отклонен от военной службы из-за плоскостопия. Затем он присоединился к Объединенным сервисным организациям и выступал перед войсками США. Во время одного из таких выступлений на Гуадалканале японский солдат, завороженный своей игрой, пробрался в аудиторию американских военнослужащих, слушая его выступление, прежде чем ускользнуть обратно.

Стерн гастролировал по Советскому Союзу в 1951 году, став первым американским скрипачом, сделавшим это. В 1967 году Стерн заявил о своем отказе возвращаться в СССР до тех пор, пока советский режим не разрешил артистам свободно въезжать в страну и выезжать из нее. Его единственный визит в Германию был в 1999 году, где он провел серию мастер-классов, но он никогда не выступал публично в Германии.

Стерн был женат трижды. Его первый брак в 1948 году с балериной Норой Кэй закончился разводом через 18 месяцев, но они остались друзьями. 17 августа 1951 г. он женился на Вере Линденблит (1927–2015). У них было трое детей, в том числе дирижеры Майкл и Дэвид Стерн . Их брак закончился разводом в 1994 году через 43 года. В 1996 году Стерн женился на своей третьей жене Линде Рейнольдс. Его третья жена, трое детей и пятеро внуков пережили его.

Стерн умер 22 сентября 2001 года от сердечной недостаточности в больнице на Манхэттене, Нью-Йорк, после длительного пребывания.

Любовь к Израилю


Американский скрипач на сцене. 90-е

Особые чувства Стерн питал к Израилю. Все началось с его первого концерта в 1949 году, когда он дал там несколько бесплатных выступлений. Музыкант был настолько влюблен в эту страну, что мог изменить все свои планы и полететь на родину своего народа.

Пренебрежение к СССР тоже связано у скрипача с Израилем. В 1967 году Исаак Стерн увидел последствия нападения арабских стран на его родину. Зная о поддержке нападавшей стороны Страной Советов, виртуоз не смог выступать там, где его народ считали врагами. Стерн говорил, что еврейский народ – его семья.


Исаак Стерн с оркестром

При поддержке Стерна в начале 70-х годов в Израиле был создан музыкальный центр для поддержки молодых талантов.

Биографические сведения

В 1921 г. родители Стерна эмигрировали в США. В детстве учился игре на фортепиано у матери, в 1930–37 гг. — на скрипке у Н. Блиндера (1889–1965) в консерватории Сан-Франциско, в 1937 г. — у Л. Персингера в Джульярдской школе (Нью-Йорк).

В 11 лет исполнил вместе с Блиндером концерт Баха для двух скрипок в сопровождении симфонического оркестра Сан-Франциско. В 1934 г. дал первый сольный концерт, а в 1936 г. впервые сыграл сольный концерт с симфоническим оркестром Сан-Франциско, в обоих случаях — под управлением знаменитого дирижера П. Монте (1875–1964). В Нью-Йорке дебютировал в 1937 г.

Стремительный взлет карьеры Стерна произошел во время Второй мировой войны, когда он многократно выступал перед военнослужащими американских войск в Гренландии, Исландии и на военных базах в Тихом Океане. В те же годы он дебютировал в «Карнегги-холл» (1943) и впервые выступил с Нью-Йоркским филармоническим оркестром (1944, дирижер А. Родзинский, 1892–1958). Впоследствии Стерн сыграл с этим оркестром более 80 раз, больше, чем все другие скрипачи.

В 1948 г. дебютировал в Европе, выступив на Люцернском фестивале (Швейцария), после чего слава Стерна вышла за пределы Америки. Расцвет исполнительской деятельности Стерна приходится на 1950-е гг., когда он активно гастролирует по многим европейским странам, СССР, Австралии, Японии, странам Южной Америки. Он принципиально отказывался выступать в Германии, выражая тем самым свой протест против нацизма.

В 1950 г. Стерн был приглашен великим виолончелистом П. Казальсом на фестиваль в Прад (Франция). Знакомство с Казальсом глубоко повлияло на творческие и общественные взгляды Стерна, а сотрудничество музыкантов продолжалось вплоть до смерти Казальса. Стерн и Казальс выступали на фестивале в Праде в 1950–1952 гг., на фестивале в Пуэрто-Рико в 1953–1967 гг., в Израиле — в 1967–1973 гг. (см. ниже).

В 1960 г. Стерн основал трио с пианистом Ю. Истоминым (родился в 1925 г.) и виолончелистом Л. Роузом (1918–1984), в 1980-е гг. много играл в трио с пианистом Э. Аксом (1949) и виолончелистом Йо-Йо Ма. Часто партнерами Стерна в камерных ансамблях и концертах были пианисты А. Закин, Д. Баренбойм, Е. Бронфман, скрипачи Д. Ойстрах (знаменательна запись концерта для двух скрипок с оркестром Баха, сделанная Стерном и Ойстрахом), И. Перлман, П. Цукерман, Мидори, виолончелисты П. Казальс, М. Ростропович.

Стерн — один из лучших скрипачей 20 в. Серьезный, разносторонний музыкант и блестящий виртуоз, он демонстрировал в своих интерпретациях благородную, эмоционально сдержанную манеру игры. Стерн относился к типу музыкантов-исполнителей, предпочитающих художественную сущность искусства виртуозно-технической интерпретации. Его девиз — «скрипка для музыки, а не музыка для скрипки». Его репертуар был широк, включал в себя музыку разных стилей и эпох и тяготел к сочинениям крупных форм. Особое место в репертуаре Стерна занимала музыка 20 в. Ему посвящены сочинения крупнейших современных композиторов, в том числе серенада Л. Бернстайна (1954), концерты У. Шумена (1910–1992; 1947, вторая редакция — 1958), К. Пендерецкого (1963)

С начала 1960-х годов Стерн совмещал концерты и записи с музыкально-общественной деятельностью. В 1960 г. он возглавил кампанию по спасению зала «Карнегги-холл», затем возглавил Фонд «Карнегги-холл». В 1979 г. он предпринял поездку в Китай, сыгравшую огромную роль в развитии музыкального образования на Дальнем Востоке.

Скрипки

Стерн владел и играл на нескольких известных скрипках:

  • Гварнери дель Джезу (1737) Исаак Стерн купил Vicomte de Panette в 1947 году и продал его в 1994 году. Нынешний владелец, Дэвид Фултон, одолжил его Вадиму Репину в 1996 году для записи сонат Равеля и Метнера. Сегодня на гварнери играет французский скрипач Рено Капюсон .
  • На Guarneri del Ges 17 (1740), который когда-то принадлежал Эжену Изаи, есть этикетка, подписанная Эженом Исайе, на которой было написано : Эта скрипка была верным спутником моей карьеры . («Эта скрипка была верным спутником в моей карьере»). Стерн купил скрипку в 1965 году и продал ее в 1998 году. С 1937 по 1958 год она принадлежала Чарльзу Мунку . Ее уже сыграли Иегуди Менухин и Иври Гитлис. Он был показан на выставке Guarneri del Gesù в Нью-Йорке в 1994 году.
  • Карло Бергонци (1733) в 1975 году принадлежал Штерну, а затем Пааво Берглунду .
  • Джованни Баттиста Гуаданьини (1750). Собственность Штерна с 1943 по 1997 год.
  • Страдивари (1721) Крузе , или Крейцер Страдивари
  • Г. Б. Гуаданьини (1754 г.), ныне принадлежит Борису Белкину.
  • Царь 1998 года принадлежит Оливеру Жаку, Цюрих

Говорят, что скрипичный мастер из Нью-Йорка Сэмюэль Зигмунтович сделал копию Вийома .

Complete Columbia Recordings of violinist Isaac Stern in honor of his 2020 Centenary.

Complete Analogue Recordings: 1945–80

BUY ON AMAZON

Isaac Stern would have turned 100 in 2020. To mark this beloved artist’s centenary, Sony Classical is proud to present a new edition of his entire American Columbia analogue discography: 75 CDs of the recordings that established the Ukrainian-born American violinist’s worldwide reputation as one of the outstanding musical figures of his time.

read more

Like so many other of history’s famous fiddlers, Stern was a child prodigy, entering the conservatory in San Francisco (where his family had settled) when he was only eight. In 1936, at 16, he made his recital debut and played with the San Francisco Symphony under Monteux and the Los Angeles Philharmonic under Klemperer. His first New York appearance came in 1937, his European debut after the war, in 1948. By then, much of the world had already heard if not seen him, performing classical showpieces under Franz Waxman’s baton on the soundtrack of the popular 1946 Warner Bros. film Humoresque. An album of selections from the movie, first issued by Columbia on 78s in 1947, appears on CD for the first time in this new set. They include Waxman’s Carmen Fantasy, a thrilling arrangement for Stern’s “Hollywood debut”. 

The violinist’s earliest releases, beginning in 1946, already included the indispensable concertos of Tchaikovsky, Mendelssohn, Wieniawski, Brahms and others, works he would revisit in the studio at various stages of his career. One telling example: Stern’s 1951 recording of the Sibelius concerto, with Beecham conducting the Royal Philharmonic, immediately was held up as a rival to Heifetz’s iconic prewar recording, also under Beecham. A recent survey of Sibelius recordings in the leading string magazine, The Strad, declares that “the young Stern’s tone already burns” in 1951, then extols his second recording, made in stereo with Ormandy and the Philadelphia in 1969: “Stern is even more intense, more pointed, more rhythmically incisive in the outer movements, retaining and refining his total command over the sustained line in the second movement … Everyone in the session is digging in, and the sound is a miracle of balance; it hasn’t aged a day.”

Needless to say, the new collection holds even more than Stern’s acclaimed recordings of virtually every major violin concerto in the repertoire, from Bach, Vivaldi and Mozart to Prokofiev, Bartók and Berg, with conductors including Mitropoulos, Walter, Szell and, above all, Ormandy and Bernstein – not to mention Stravinsky’s concerto under the composer’s baton, and newer specimens created expressly for Stern by Penderecki and Rochberg.

Also on full display is Stern’s extraordinary love and affinity for chamber music: much of the sonata repertoire explored with his longtime preferred accompanist, pianist Alexander Zakin, including the first time on CD for their mono recordings of violin sonatas by Mozart, Franck, Brahms (all three) and Bartók; the great piano trios surveyed with his regular partners Leonard Rose and Eugene Istomin; and treasured collaborations with Pablo Casals and his festival ensembles that featured such distinguished players as Alexander Schneider, Milton Katims, Paul Tortelier and Myra Hess – including the first CD releases of the Brahms Second String Quintet and Schumann Piano Quintet from 1952. Like that Sibelius recording and so many others in this vast new Isaac Stern edition, they haven’t aged a day.

read less

Критические голоса

В статье в Frankfurter Allgemeine Zeitung, посвященной 100-летию Гейгеров 22 июля 2020 года, музыкальный критик Юрген Кестинг описывает Исаака Стерна как «сильного человека и сильного скрипача» под заголовком «Не всегда на прямом пути» и объясняет это подробно. «На Конкурсе Левентритта в 1967 году жюри присудило первую премию корейцу Кён Вха Чонгу, протеже Стерна Пинхас Цукерман не дошел до финала. Стерн призвал жюри позволить Цукерману снова сыграть и убедился, что что первое место поделили. Также широко задокументировано, что он чинил препятствия на пути коллег и соперников, включая поляка Хенрика Шеринга и американца Аарона Розанда , который является одним из редких «скрипачей». Английский журналист Норман Лебрехт, Розанд описал — «Моя жизнь с Исааком Стерном» — его болезненные переживания »

Подробно описаны не только его скопление офисов, часто плохая подготовка к концертам и его интонационные проблемы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: