Issay Dobrowen
Дата рождения
27.02.1891
Дата смерти
09.12.1953
Профессия
дирижёр, пианист
Страна
Норвегия, Россия
Настоящие имя и фамилия — Ицхок Зорахович Барабейчик. В 5-летнем возрасте выступил как пианист. В 1901-11 учился в
Московской консерватории у A. А. Ярошевского, К. Н. Игумнова (по
классу фортепиано). В 1911-12 совершенствовался в Школе высшего
мастерства при Академии музыки и сценического искусства в Вене у Л.
Годовского. В 1917-21 профессор Московского филармонического
училища по классу фортепиано.
Как дирижёр дебютировал в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской (1919),
дирижировал в Большом театре в Москве (1921-22). Играл для B. И.
Ленина в доме у Е. П. Пешковой концертную программу, в т. ч. сонату
Л. Бетховена «Аппассионата». С 1923 жил за границей, выступал как
дирижёр в симфонических концертах и оперных театрах (в т. ч.
Дрезденской государственной опере, где в 1923 дирижировал 1-й
постановкой в Германии «Бориса Годунова»). В 1924 1-й дирижёр
Большой народной оперы в Берлине и руководитель Дрезденских
филармонических концертов. В 1927-28 музыкальный директор
Государственной оперы в Софии. В 1930 главный дирижёр
«Музеумсконцерта» во Франкфурте-на-Майне.
В 1931-35 руководитель симфонического оркестра в Сан-Франциско (2
сезона), выступал с многими оркестрами, в т. ч. Миннеаполиса,
Нью-Йорка, Филадельфии. Гастролировал как дирижёр в различных
странах Европы, в т. ч. в Италии, Венгрии, Швеции (в 1941-45
руководил Королевской оперой в Стокгольме). С 1948 выступал в
театре «Ла Скала» (Милан).
Добровейн отличался высокой музыкальной культурой, мастерским
владением оркестром, исключительным чувством ритма, артистичностью
и ярким темпераментом. Автор многочисленных произведений в духе
романтиков и А. Н. Скрябина, среди них поэмы, баллады, танцы и
другие пьесы для фортепиано, концерт для фортепиано с оркестром; 2
сонаты для фортепиано (2-я посвящена Скрябину) и 2 для скрипки с
фортепиано; скрипичные пьесы (с фортепиано); романсы, театральная
музыка.
В нашей стране Добровейна знают прежде всего как пианиста.
Выпускник Московской консерватории, воспитанник Танеева и Игумнова,
он совершенствовался в Вене у Л. Годовского и быстро приобрел
европейскую известность. Уже в советское время Добровейну выпала
честь играть на квартире у Горького Владимиру Ильичу Ленину,
который высоко оценил его искусство. Артист на всю жизнь сохранил
память о встрече с Лениным. Много лет спустя, отдавая дань великому
вождю революции, Добровейн дирижировал в Берлине концертом,
устроенным советским посольством в день годовщины со дня смерти
Ильича…
Как дирижер Добровейн дебютировал в 1919 году за пультом Большого
театра. Успех рос очень быстро, и через три года его пригласили в
Дрезден дирижировать спектаклями оперного театра. С тех пор три
десятилетия — до самой смерти — Добровейн провел за границей, в
непрерывных скитаниях и гастрольных поездках. Повсюду его знали и
ценили прежде всего как горячего пропагандиста и превосходного
интерпретатора русской музыки. Еще в Дрездене настоящий триумф
принесла ему постановка «Бориса Годунова» — первая на немецкой
сцене. Затем он повторил этот успех в Берлине, а много позже —
после второй мировой войны — Тосканини пригласил Добровейна в «Ла
Скала», где тот на протяжении трех сезонов (1949—1951) дирижировал
«Борисом Годуновым», «Хованщиной», «Князем Игорем», «Китежем»,
«Жар-птицей», «Шехеразадой»…
Добровейн объездил весь мир. Он дирижировал в театрах и концертных
залах Рима, Венеции, Будапешта, Стокгольма, Софии, Осло, Хельсинки,
Нью-Йорка, Сан-Франциско и десятков других городов. В 30-х годах
артист некоторое время работал в Америке, но не сумел прижиться в
мире музыкального бизнеса и при первой же возможности вернулся в
Европу. Последние полтора десятилетия Добровейн в основном жил в
Швеции, возглавлял театр и оркестр в Гётеборге, регулярно выступая
в Стокгольме и других городах Скандинавии и всей Европы. В эти годы
им сделаны многие записи на пластинки произведений русской музыки
(в том числе концертов Метнера с автором в качестве солиста), а
также симфоний Брамса. Эти записи дают возможность почувствовать, в
чем был секрет артистического обаяния дирижера: его трактовка
привлекает свежестью, эмоциональной непосредственностью,
эффектностью, порой, впрочем, носившей несколько внешний характер.
Добровейн был разносторонне одаренным человеком. Работая в оперных
театрах Европы, он показал себя не только первоклассным дирижером,
но и одаренным режиссером. Его перу принадлежит опера «1001 ночь» и
ряд фортепианных сочинений.
«Современные дирижеры», М. 1969.
Эмиграция
С 1923 г. жил за рубежом, в 1929 г. получил гражданство Норвегии, но в период гитлеровской оккупации переехал в Швецию. Практически прекратил фортепьянные концерты и стал симфоническим и оперным дирижером, в особенности прославившимся пропагандой русской музыки. В 1923 — 1927 гг. работал в Германии, в частности, впервые поставил там оперу «Борис Годунов» М. Мусоргского. В 1927–28 гг. руководил оперным театром в Софии, в 1931–35 гг. — симфоническим оркестром в Сан-Франциско, в те же годы дирижировал крупнейшими оркестрами, был дирижером в оперных театрах Европы и Америки. После создания в 1936 г. Израильского филармонического оркестра Добровейн дирижировал этим оркестром в его первом сезоне (1937) и впоследствии регулярно выступал с ним.
Руководил филармоническими оркестрами Берлина (1924) и Осло (1928—1931), Будапештской оперой (1927—1928), Сан-Францисским (1931—1934) и Гётеборгским симфоническими оркестрами (1941—1953). Автор фортепианных и скрипичных произведений, романсов, театральной музыки. В 1941–45 гг. руководил Королевской оперой в Стокгольме.
Работает
- Фортепианные произведения
- Elegy WoO
- 8 прелюдий, Op.1
- Баллада No.1 Op.2
- 4 мазурки Op.4
- Сказочная соната Op.5
- Молодежная соната Op.5b
- 2 вальса Op.6
- Скерцо соч. 7а
- 4 этюда Op.8
- Баллада No.2 Op.9
- Соната для фортепиано No.2 Op.10
- Малая мазурка Op.11
- 7 пьес соч. 13-е
- Скерцо (до мажор)
- Прелюдия (ми мажор)
- Ноктюрн (до минор)
- Этюд (ми минор)
- Пастораль (E ♭ мажор)
- Этюд (до минор)
- Мазурка Каприччио (си-бемоль минор)
- Экспромт Op.14
- Камерная музыка
- 7 романсов для голоса и фортепиано соч. 7-е
- Еврейские мелодии соч. 12 для скрипки и фортепиано
- Соната для скрипки соч. 15-е
- Сказки для скрипки и фортепиано Op.16
Биография
Концертировал как пианист с пяти лет, дирижировал театральными оркестрами (1920—1922). Дружил с Горьким, Нансеном. Известно, в частности, что Добровейн играл для Ленина его любимую сонату Бетховена «Аппассионата».
По рекомендации Д. Шора вместе со старшим братом был принят в Московскую консерваторию, где учился в 1901–11 гг. у К. Игумнова (фортепьяно) и С. Танеева (композиция). В 1911 — 12 гг. совершенствовался в Вене у Л. Годовского. В 1917–21 гг. — профессор Московского филармонического училища, в 1921–22 гг. — дирижер Большого театра. Добровейн играл однажды для Ленина в доме у Е. Пешковой концертную фортепьянную программу, включавшую «Аппассионату» Л. Бетховена, что впоследствии было описано М. Горьким в очерке «Владимир Ильич Ленин» и воссоздано в некоторых других произведениях советского искусства. Факт эмиграции Добровейна (вскоре после выступления перед Лениным) в Советском Союзе не афишировался.
Послевоенные годы
В 1948–53 гг. много работал в Милане, в театре «Ла Скала», в основном ставя русские классические оперы. Сезон 1948–49 гг., проведенный Добровейном в «Ла Скала», включавший блистательную постановку «Хованщины» М. Мусоргского с Б. Христовым в главной роли, был назван «русским». Среди ряда сделанных Добровейном звукозаписей выделяется запись «Бориса Годунова» с труппой Парижской оперы и Б. Христовым — одна из лучших записей этой оперы. Кроме русской музыки репертуар Добровейна включал в основном сочинения западноевропейских романтиков, среди которых особо успешно он дирижировал симфониями И. Брамса. Добровейна-дирижера отличали артистизм и яркий темперамент, исключительное чувство ритма и мастерское владение оркестром, высокая музыкальная культура и непосредственность интерпретации.
Сочинения Добровейна близки по стилю романтикам и А. Скрябину. Наиболее значительные из них — опера «Тысяча и одна ночь» (1922), концерты и сонаты для фортепиано, сонаты для скрипки, отдельные пьесы, в том числе с ярко выраженными еврейскими интонациями («Еврейская мелодия» для скрипки и фортепиано и другие).
Брат Добровейна, Барабейчик Лев Александрович (1889–1975), пианист и педагог, в 1921–60 гг. — музыкант оркестра Большого театра в Москве.