Музыкальная карьера
Погорелич выиграл конкурс Casagrande в Терни , Италия, в 1978 году и Международный музыкальный конкурс в Монреале в 1980 году. В 1980 году он принял участие в X Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве и выбыл в третьем туре, что вызвало большой скандал в мире классической музыки. . Одна из присяжных, Марта Аргерих , объявила его «гением» и в знак протеста вышла из состава жюри. Двое других членов жюри заявили, что «немыслимо, чтобы такой артист не прошел в финал». Гласность скандала помогла Погореличу начать карьеру.
Погорелич дал свой дебютный концерт в Карнеги-холле в Нью-Йорке в 1981 году. В том же году он дебютировал в Лондоне. С тех пор он сыграл много сольных концертов по всему миру и играл с некоторыми из ведущих оркестров мира, включая Бостонский симфонический оркестр , Лондонский симфонический оркестр , Чикагский симфонический оркестр , Венский филармонический оркестр , Берлинский филармонический оркестр и многие другие. Вскоре Погорелич начал записываться для Deutsche Grammophon и в 1982 году стал одним из их эксклюзивных исполнителей. Он записал произведения Баха , Бетховена , Брамса , Шопена , Гайдна , Листа , Моцарта , Мусоргского , Прокофьева , Рахманинова , Равеля , Скарлатти , Скрябина и Чайковского . Он был первым классическим пианистом, которого пригласили выступить в Кувейте .
Выступления Погорелича иногда вызывали споры. Его интерпретации были хорошо восприняты большим количеством концертной аудитории, но не всегда критиками. Его ранняя запись Шестой сонаты Прокофьева получила высокую оценку, в том числе награду Rosette в Penguin Guide to Classical Recordings . Однако критик New York Times Гарольд С. Шенберг раскритиковал Погорелича за его необычайно медленные темпы в сочинении Бетховена . 111 Соната , и сказал, что Погорелич «кажется отчаянно пытается быть Гленном Гулдом романтического пианизма (с некоторыми эксцентричностями Гулда, но без его особого гения)». Двадцать лет спустя другой критик Times, Энтони Томмазини , проанализировал исполнение той же пьесы, написав: «Огромный талант трагически заблудился. Что пошло не так?»
INTERVIEWS
Thoughts & Ideas on music and art
UMETNOST JE V SLUŽBI DRŽAVLJANOV, ČE JE DOBRO NAREJENA, DVIGUJE MORALO
— 24 January 2021 / Val 202
“O mojem poklicu po navadi mislijo, umetnik, aha, to je navdih, gledanje v oblake, preblisk čudežne lepote. Toda igranje klavirja je disciplina, ki je tudi fizična in atletska. Treba je biti v formi. Tako kot mora biti v formi nekdo, ki se pripravlja na tekmovanje v karateju ali kakšnem drugem športu. Gre torej za fizični pojav, to je zelo gimnastična disciplina, atletska, akrobatska, če hočete.”
TEMELJNI PRINCIPI KOJIH SE MAESTRO DRŽI U ŽIVOTU I UMJETNOSTI
— 14 November 2020 / Večernji list
“Stoljeća kulture priređivanja koncerata u zatvorenome jedna pandemija ne može uništiti”
IVO POGORELICH: I RECEIVE INFORMATION FROM GREAT COMPOSERS
— 22 September 2019 / Slipped Disc
“I am no more than a servant of the composer. I’m completely satisfied with that, because I get a lot of bonus from Beethoven or Chopin. Even if they do not live anymore, they send it to me. And I am able to reflect it.”
— 18 September 2019 / Zeit
Hohe Kunst ist grausam, auch zu mir” – eine Begegnung mit dem großen Pianisten Ivo Pogorelich
IVO POGORELICH: «DIE SEHNSUCHT DER MENSCHEN NACH INTIMITÄT NUMMT ZU»
— 13 February 2019 / Nordbayern
Ivo Pogorelich über Mozart, konzertsäle und seinen einsatz fur Kroatinen – solo in der Nürnberger Meistersingerhalle
IVO POGORELICH: «VI RACCONTO L’ARTE DI SUONARE IL PIANOFORTE»
— 06 October 2018 / Avvenire
Intervista al grande pianista balcanico. Ivo Pogorelich compie 60 anni e viene festeggiato questa sera da PianoEchos a Casale Monferrato
IVO POGORELICH: «EN ARTE, EL FINAL DE UN TRABAJO ES EL ORIGEN DE UNO NUEVO»
— 04 June 2018 / El Heraldo de Aragon
El pianista croata vuelve hoy a tocar en la sala Mozart, en el Ciclo Pilar Bayona. Interpretará obras de Clementi, Haydn, Beethoven, Chopin, Liszt y Ravel.
IVO POGORELICH: «A VECES SE TOCAN OBRAS MASESTRAS COMO SI FUERAN MÚSICA DE ASCENSOR»
— 31 May 2018 / ABC Cultura
El pianista cierra hoy en el Auditorio Nacional, junto a la Orquesta Sinfónica de Galicia, el ciclo Grandes Clásicos de la Fundación Excelentia.
«HE SIDO CAPAZ DE SUPERAR LOS RETOS… E PESAR DE LA FAMA»
— 30 May 2018 / El País
El controvertido pianista croata Ivo Pogorelich, de gira por España, habla de su deuda con Beethoven y Liszt
IVO POGORELIĆ: NAJMOCNIEJ DOTYKA MNIE LUDZKI GLOS
— 09 June 2017 / Wyborcza
Muzyka codziennie dociera do nas z wielu różnych źródeł. Czasami słyszymy jakiś dźwięk w windzie lub w restauracji, kiedy indziej słuchamy muzyki celowo. Ta, którą lubię, jest bardzo zróżnicowana i nie wyłącznie klasyczna.
— 05 March 2017 / Corriere della Serra
L’impegno sociale del pianista: ne beneficiano anche gli animali e le piante
A CONVERSATION WITH IVO POGORELICH
— 03 December 2014 / Culturekiosque
A fascinating and controversial pianist was back in the French capital to talk about the Schumann Piano Concerto which he would play at the Cité de la Musique this autumn.
— 23 July 2014 / Ritmo.es
“Los discos tienen alas y vuelan”
IVO POGORELICH DER REBELLISCHE PIANIST
— 01 February 2014 / Berliner Morgenpost
Der in Moskau ausgebildete Klaviervirtuose Ivo Pogorelich begann seine Karriere voller Eitelkeiten, legte sich sogar mit Herbert von Karajan an. Jetzt ist er ruhiger geworden. Ein Treffen in Berlin.
IVO POGORELICH: LE RETOUR DU ROI
— 11 December 2013 / Díapason
Après des années de grande discrétion, Ivo Pogorelich revient en force. En récital au Théâtre des Champs-Elysées, où il n’était pas paru depuis dix-huit ans, on pourra savourer à nouveau un art du piano unique et une personnalité à l’abri de tout conformisme. Avant, peut-être, qu’il reprenne le chemin des studios…
IVO POGORELICH — QUEL DIVO BELLO E RIBELLE HA CONQUISTATO LA SAGGEZZA
— 15 March 2011 / La Republica
Sono un artista che cerca sempre di andare alla radice delle composizioni che suono. Il mio lavoro è su differenti composizioni e differenti compositori, perciò per me suonare è un processo in continua evoluzione: vorrei dare vita e illuminare le emozioni e la psicologia di ciò che suono.
Другие культурные мероприятия
В 1986 году Погорелич основал фонд в Югославии для продвижения карьеры молодых исполнителей из его родины. В 1988 году он был назван послом доброй воли со стороны ЮНЕСКО , первый классический пианист никогда так назначен. Он больше не занимает эту должность (по состоянию на август 2009 г.).
С 1989 по 1997 год фестиваль Иво Погорелича в Бад-Верисхофене дал молодым артистам возможность выступить с известными артистами. В декабре 1993 года Погорелич основал «Международный конкурс сольных пианистов» совместно с Фондом посла в Пасадене, Калифорния . Его миссия — помочь молодым музыкантам развить свою карьеру, получив первый приз в размере 100 000 долларов США.
В 1994 году он помог оказать медицинскую поддержку жителям Сараево , основав фонд, который организовывал благотворительные концерты. Он помог собрать деньги на восстановление Сараево, для Красного Креста и на борьбу с такими заболеваниями, как рак и рассеянный склероз.
Стиль
Погорелич так резюмирует наиболее важные аспекты своего ученичества у Ализы Кезерадзе: «Во-первых, само собой разумеющееся техническое совершенство. Во- вторых, интуиция , как звук пианино развивается , как это было усовершенствовано пианисты композиторов конца XIX — го века и в начале XX — го века , который видел на пианино и как голос человека … и как оркестр , с которым они могли бы произвести отличный разнообразие цветов. В-третьих, необходимость научиться использовать все аспекты наших новых инструментов, которые имеют более богатый звук
В-четвертых, важность дифференциации. »
Его интерпретации отличаются исключительным техническим мастерством не только виртуозностью, но и точностью и богатством звучания. В деталях, звук прорабатывается с точки зрения атак и цветов, с другими средствами, но сравнимыми с пианистами, такими как Гленн Гулд , Владимир Горовиц или Артуро Бенедетти-Микеланджели . Его интерпретации также являются плодом музыкального размышления о структуре произведения, которое дает прочтения, которые всегда являются очень личными, даже открытыми заново, в которых вселенная каждого композитора очень отличается. Его подход, возможно, казался иконоборческим и подвергался критике в этом отношении, в то же время мы могли восхищаться звуковой красотой его игры.
С момента выхода его последнего альбома в 1999 году (четыре Scherzi из Chopin ), Pogorelich еще более радикальная интерпретация. Акцентируя экспериментальный и инновационный характер , который подделал его чтение из Мусоргского Картинки с выставкой , он преследует свои поиски абсолюта, в частности , путем замедления все более темпов работ он приближается, как Челибидак , стремясь вырезать новыми звуковой драгоценных камней благодаря беспрецедентному структурному чтению партитуры. Концерт за концертом, он растягивает произведения, над которыми работает, все больше и больше, как если бы он пытался растянуть их до предела: каково сопротивление произведения и какие тайные чары оно может доставить, когда оно загнано в угол? В его последних окопах? Таковы вопросы , которые, например, мраморная фигура Pogorelich казавшихся спросить перед его фортепьяно, когда он играл Бетховен 32 — й сонаты ора. 111 в 41 — й минуте во время концерта в Нью — Йорке в 2006 году очень один , что ‘ он сделал предложение на записи Deutsche Grammophon в 1983 году за 29 минут, затем, на концерте, каждый год медленнее (например, в 2004 году около 38 минут). Для сравнения, как было отмечено в прессе, исполнители этого произведения, такие как Серкин или Шнабель, исполняют его за 26 минут.
Более мрачный и медитативный характер, возникающий в результате этого замедления темпов, вероятно, также усиливается силой, которую бас приобрел в своих недавних публичных выступлениях. Низкий вокал его пластинок обычно служит фоном для кристально высокого бархатистого бэкграунда. Совсем недавно они приняли (к примеру, в 3 е сонаты Шопена интерпретированы в Пьяченце или Токио в 2005 году или в первом Mephisto Waltz по Листу осуществляется в Париже в 2008 году) более внушительного размера, которые могли бы вызвать Аррау , если оно weren Не из-за его угрожающего, почти жестокого характера. Контрасты, создаваемые этими измельченными басами и почти гладкими высокими частотами, создают захватывающий театральный эффект, если только они не мешают разборчивости произведения.
Контрастность темпа и интенсивности, а также большая свобода темпа в музыкальной фразе. По мере того как эта интерпретация 24- й сонаты Бетховена в Эйндховене в 2008 году полностью переработана, звучание почти атональных паттернов (а не предложений) перекомпоновано. Соната, присыпанная пылью или изуродованная, такой подход, очевидно, ставит вопрос о месте исполнителя перед произведением, но тем не менее он завораживает. Этот новый стиль вызывает непонимание и неприятие большинства критиков, а также части публики. Как советовал Малер , Иво Погорелич не предается лени традиции. При этом ему удалось вывести целые секции перегородок и дать новую последовательность к работам он приближается, о чем свидетельствует его очень глубокое чтение музыкальных моментов из Рахманинова или виселиц (Ночной Гаспара) из Равеля . В каком-то смысле Иво Погорелич ставит под сомнение идею современной интерпретации, стирание исполнителя как двойника композитора, в пользу субъективного прочтения в манере Бузони или Горовица . Такое отношение, в конечном счете, вызывающее романтическую традицию, может поэтому беспокоить, но необычный музыкальный интеллект делает эти перечитывания незабываемыми.
Ivo Pogorelić
Дата рождения
20.10.1958
Профессия
пианист
Страна
Хорватия
Рекламные эскапады, сенсационные декларации, шумные конфликты с организаторами концертов — таковы обстоятельства, сопровождавшие стремительное восхождение новой яркой звезды — Иво Погорелича. Обстоятельства настораживающие. И тем не менее, нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что уже сейчас молодой югославский артист занимает одно из самых заметных мест среди артистов своего поколения. Столь же неоспоримы и его «стартовые» достоинства — отличные природные данные, солидная профессиональная подготовка.
Погорелич родился в Белграде в музыкальной семье. Шестилетним его привели к известному критику, который поставил диагноз: «Исключительный талант, феноменальная музыкальность! Может стать большим пианистом, если сумеет пробиться на большую эстраду». Спустя некоторое время игру Иво услышал советский педагог Е. Тимакин, также оценивший его талант. Вскоре мальчик отправляется в Москву, где занимается сначала у В. Горностаевой, а затем у Е. Малинина. Занятия эти продолжались около десяти лет, и за это время о Погореличе мало кто слышал даже на родине, хотя в ту пору он легко занял первое место сначала на традиционном конкурсе молодых музыкантов в Загребе, а затем на крупных международных соревнованиях в Терни (1978) и Монреале (1980)
Но куда больше известности принесли ему не эти победы (на которые, впрочем, обратили внимание специалисты), а… неудача на юбилейном Шопеновском конкурсе в Варшаве 1980 года
Погорелич не был допущен к финалу: в вину ему поставили слишком вольное обращение с авторским текстом. Это вызывало бурные протесты слушателей и прессы, разногласия в жюри, получило широкий мировой резонанс. Погорелич стал настоящим любимцем публики, газеты признали его «самым спорным пианистом за всю послевоенную историю конкурса». В результате посыпались приглашения со всех концов света.
С тех пор известность Погорелича неуклонно росла. Он совершил несколько больших турне по Европе, Америке, Азии, участвовал в ряде фестивалей. Писали, что после его выступления в «Карнеги-холле» Владимир Горовиц якобы сказал: «Теперь я могу спокойно умереть: родился новый большой мастер фортепиано» (достоверность этих слов никто не подтвердил). Игра артиста и сейчас вызывает бурные споры: одни обвиняют его в манерности, субъективизме, неоправданных крайностях, другие считают, что все это перевешивается увлеченностью, самобытностью, стихийным темпераментом. Критик «Нью-Йорк таймс» Д. Хенан считает, что пианист «делает все, чтобы непременно показаться необычным». Рецензент «Нью-Йорк пост» X. Джонсон констатировала: «Без сомнения Погорелич — значительная личность, полная убежденности и способная сказать нечто свое, но насколько значительным будет то, что он скажет, пока неясно». Не дают ответа на этот вопрос и первые пластинки пианиста: если в трактовке Шопена, Скарлатти, Равеля, можно обнаружить немало интересных деталей и красок, то для сонат Бетховена пианисту явно недостает чувства формы, самоконтроля.
Однако волна интереса к этому артисту не спадает. Его выступления на родине собирают аудиторию, которой могут позавидовать звезды поп-музыки. Погорелич, например, стал первым артистом, которому удалось дважды подряд собрать полный зал белградского «Сава-центра», вмещающий более 4 тысяч зрителей. Правда, кое-кто с иронией говорит об «истерии вокруг имени Погорелича», но стоит прислушаться и к словам белградского композитора Н. Жанетича: «Этот молодой пианист пронес славу своей страны в Варшаве, Нью-Йорке, Лондоне, Париже вслед за такими корифеями оперной сцены, как 3. Кунц, М. Чангалович, Р. Бакочевич, Б. Цвеич. Его искусство привлекает молодежь: он пробудил в тысячах своих сверстников любовь к великим творениям музыкальных гениев».
В 1999 году пианист прекратил выступления. По неофициальным данным, причиной этого решения стала депрессия из-за прохладного отношения слушателей и смерти жены. В настоящее время Погорелич вернулся на концертную сцену, но выступает редко.
Григорьев Л., Платек Я., 1990