Спасти императора иоанна

Черник, иван денисович — энциклопедия руниверсалис

«Кандид»: краткое содержание

Главный герой этой повести – чистый и неиспорченный юноша. Своему оптимистическому взгляду на жизнь он обязан учителю, которые с детских лет убеждал его в неизбежности счастья. Панглосс, а именно так звали этого одухотворенного философа, был уверен, что живет в лучшем из миров. Горевать нет никаких оснований.

Но однажды Кандида изгнали из родного замка. Виной тому была прекрасная Кунигунда, дочь барона, к которой тот был отнюдь не равнодушен. И герой стал скитаться по всему миру, мечтая лишь об одном – воссоединиться со своей возлюбленной и познать настоящее счастье. В том, что оно все же существует, Кандид ни на минуту не сомневался, несмотря на все напасти и невзгоды.

Приключениям героя некую сказочность придал Вольтер. Кандид, спасая Кунигунду, то и дело убивал кого-то. Совершал он это вполне естественно. Как будто убийство является самой типичной деятельностью для оптимиста. Но жертвы Кандида волшебным образом оживали.

Многому Кандид научился. Немало он познал горя. Ему удалось воссоединиться с Кунигундой, правда, лишь после того, как девушка утратила всю свою былую привлекательность. Кандид обрел дом и друзей. Но что такое счастье, ему было все еще неведомо. До тех пор, пока однажды истину ему не открыл незнакомый мудрец. «Счастье – это ежедневный труд», – заявил странствующий философ. Кандиду ничего не оставалось, как поверить и приступить к возделыванию своего небольшого сада.

«Один день Ивана Денисовича»

Иллюстрация к повести «Один день Ивана Денисовича»

В рассказе описывается биография Ивана Денисовича, его внешность и то, как составлен распорядок дня в лагере. Мужчине 40 лет. Он уроженец деревни Темгенево. Уходя на войну летом 1941 года, он оставил дома жену и двух дочерей. Волею судеб герой попал в лагерь в Сибири и успел отсидеть восемь лет. На исходе девятый год, по истечении которого он вновь сможет вести свободную жизнь.

По официальной версии мужчина получил срок за измену родине. Посчитали, что, побывав в немецком плену, Иван Денисович вернулся на родину по заданию немцев. Пришлось признать себя виновным, чтобы остаться в живых. Хотя в реальности дело обстояло иначе. В бою отряд оказался в гибельном положении без еды и снарядов. Пробравшись к своим, бойцы были встречены как враги. Солдаты не поверили рассказу беглецов и сдали их под суд, определивший каторжные работы как наказание.

Иван Денисович Шухов

Сначала Иван Денисович попал в лагерь со строгим режимом в Усть-Ижмене, а затем его перевели в Сибирь, где ограничения соблюдались не так строго. Герой лишился половины зубов, отрастил бороду и наголо брил голову. Ему присвоен номер Щ-854, а лагерная одежда делает его типичным маленьким человеком, судьбу которого решают вышестоящие инстанции и власть имущие персоны.

За восемь лет заключения мужчина изучил законы выживания в лагере. Его друзья и недруги из числа зэков имели столь же печальные судьбы. Проблемы во взаимоотношениях были ключевым недостатком существования в заключении. Именно из-за них начальство имело большую власть над узниками.

Иван Денисович предпочитал проявлять спокойствие, вести себя достойно и соблюдать субординацию. Смекалистый мужчина, он быстро сообразил, как обеспечить себе выживание и достойную репутацию. Он успевал поработать и отдохнуть, правильно планировал день и пропитание, умело находил общий язык с тем, с кем было нужно. Характеристика его навыков говорит о мудрости, заложенной на генетическом уровне. Подобные качества демонстрировали крепостные крестьяне. Его умения и опыт помогли стать лучшим мастером в бригаде, заслужить уважение и статус.

Иллюстрация к повести «Один день Ивана Денисовича»

Иван Денисович был полноправным управленцем своей судьбы. Он знал, как поступить, чтобы жить с комфортом, не гнушался работой, но и не перетруждался, мог перехитрить надзирателя и легко обходил острые углы в общении с зэками и с начальством. Счастливый день Ивана Шухова был тем днем, когда он не был посажен в карцер и его бригаду не распределяли в Соцгородок, когда вовремя сделана работа и удалось растянуть пайку на день, когда спрятал ножовку и ее не нашли, а Цезарь Маркович дал подработать на табак.

Образ Шухова критики сравнивали с героем Толстого – Платоном Каратаевым. Герой из простого народа, сломленный безумной государственной системой, оказался меж жерновов лагерной машины, ломающей людей, унижающей их дух и человеческое самосознание.

Платон Каратаев

Шухов задал себе планку, ниже которой было непозволительно опуститься. Поэтому он снимает шапку, садясь за стол, пренебрегает рыбьими глазами в баланде. Так он сохраняет свой дух и не предает честь. Это возвышает мужчину над зэками, облизывающими миски, прозябающими в лазарете и стучащими начальству. Поэтому Шухов остается свободен духом.

Отношение к труду в произведении описано особым образом. Укладка стены вызывает небывалый ажиотаж, и мужчины, забыв, что они лагерные заключенные, кладут все силы на ее быстрое возведение. Производственные романы, наполненные подобным посылом, поддерживали дух соцреализма, но в повести Солженицына это скорее аллегория к «Божественной комедии» Данте Алигьери.

Человек не потеряет себя, если у него есть цель, поэтому строительство ТЭЦ становится символичным. Лагерное существование перебивается удовлетворением от сделанной работы. Очищение, принесенное удовольствием от плодотворного труда, даже позволяет забыть о болезни.

Главные герои из повести «Один день Ивана Денисовича» на сцене театра

Специфика образа Ивана Денисовича говорит о возвращении литературы к идее народничества. В рассказе поднимается тема страданий во имя Господа в разговоре с Алешей. Поддерживает эту тему и каторжница Матрена. Бог и отсидка не укладываются в привычную систему соизмерения веры, но спор звучит как парафраз дискуссии Карамазовых.

«…и наказание»

Наложить на себя руки незадачливый заговорщик не решился. Следствие в отношении него велось исключительно гуманно: пытки не применялись, привлечь к заговору побольше народу не пытались — записали показания, да в суд. Судили по высшему разряду: Сенат плюс Синод, плюс генералитет. Во всём признали виновным одного подпоручика, солдат из-под удара вывели: «Разными хитростями вовлек и опутал других несмысленных и простых людей в свои сети, иных лестью, других обманом иных насильством, стращая смертию, и с сими людьми сделал нападение». Приговор: «отсечь Мировичу голову, оставить тело на позорище народу до вечера, а потом сжечь оное купно с эшафотом». Первое учинили, от второго и третьего воздержались — тело закопали где-то в неизвестном месте.


Граф Никита Иванович Панин. Фёдор Рокотов, 1760-е годы. («Дилетант»)

Нет никаких объективных оснований полагать, что кто-то (Панин?) старательно создал условия для того, чтобы случилось то, что случилось. Что подпоручика аккуратненько подтолкнули, навели на мысль, использовали «втёмную». Ну и что, что Екатерину такой поворот событий устраивал? Ну и что, что Мирович некоторое время был адъютантом Петра Панина, брата Никиты, и от него можно было получить исчерпывающую характеристику, а то и найти удобный подход? Ну и что с того, что окончательно заскучавшим на службе Власьеву и Чекину обещано было еще за полгода до мятежа, произошедшего 5 июля 1764 года, что их освободят от нее после лета 1764-го? Что с того, что незлая в общем-то Екатерина обычно старалась помогать дворянкам, оказавшимся в «трудной жизненной ситуации», подобной той, что приключилась с сестрами Мировича? Это всё даже не косвенные доказательства, а так, некие соображения…

Чтобы великая императрица, гуманист и реформатор, собеседница Вольтера и Дидро… Нет-нет, решительно невозможно!

VII фестиваль «Solo» продлится до 10 октября

Екатерина Беляева, 02.10.2014 в 16:13, количество просмотров:
5165

В седьмой раз в московском Центре на Страстном стартовал уникальный фестиваль моноспектаклей. Как и многие другие форумы, набирая обороты, он стал включать не только драматические спектакли, но и музыкальные, а также танцевальные работы, построенные вокруг одного артиста.

Вот даже вчерашнее открытие было тотально танцевальным, хотя играли опус Беккета «Последняя лента Крэппа». Руководитель парижской Oriantheatre Dance Company, иранский хореограф и режиссер Мехди Фараджпур переложил знаменитую автобиографическую пьесу ирландского драматурга на язык тела.

Сегодня 2 октября Филипп Хохмайер, артист гамбургского театра «Талия» покажет своего «Вертера» в постановке Николаса Штеманна. Этот спектакль уже приезжал в Россию и даже гостил с грандиозным успехом в городах Сибири, включая Красноярск, но за время, которое прошло с той гастроли, Хохмайер исполнил с десяток новых интересных ролей в театре и кино, и, наверняка, его «юный Вертер» будет совсем иным. Мы писали о Хохмайере в связи с альтернативным «Имяреком» Гофмансталя в Зальцбурге.

5 октября в 18 и в 22 часа на сцену Центра на Страстном выйдет феерический Седрик Шаррон – один из любимых танцовщиков бельгийского хореографа Яна Фабра. В спектакле «Подожди, подожди, подожди… (моему отцу)» Шаррон расскажет автобиографическую историю. Судя по фотографиям, в спектакле Фабра будет чуть меньше хулиганского эпатажа, чем раньше. Остались в прошлом чучела собачек, подвешенные хореографом десять лет назад в Большом театре в гала-концерте номинантов Бенуа де ля Данс, крокодилы и прочие рептилии, ползающие в бассейне у Арсенала на Венецианской биеннале. Все взрослеют, все становятся мудрее. Видимо, и Фабр тоже. Выбранная им тема отцов и детей наводит на такую мысль. Хотя какой-нибудь фриковый момент будет и в этом монологе. Можно не сомневаться.

Закроется фестиваль «Solo» 10 октября выступлением Вирджилио Сиени, хореографа из Италии. Он является директором хореографической секции Венецианской биеннале, ставит в таких театрах как Ла Скала и Римская опера. Опус, который он представит в Москве, называется «Соло Гольдберг. Импровизация». Музыка Баха будет задавать метрику и нематериальную структуру спектакля, а тело танцовщика – переосмыслять (импровизировать на тему) образы, заимствованные из итальянского искусства XIV-XVII веков.

Compagnia Virgilio Sieni присутствует на европейской театральной арене с начала 80-х и специализируется на переосмыслении артефактов визуального или литературного ряда танцевальными методами. Сиени побывал однажды в России на фестивале «Диверсия» со спектаклем «О душе», вдохновленном работой Аристотеля «De Anima» и картиной «Арлекин» Пикассо. Базируется компания во Флоренции, и площадками для выступления Сиени (он и сам танцовщик) часто становятся хранилища лучших образцов тосканской живописи, в том числе действующие церкви и монастыри.

Композиция

Как уже было сказано, на написание этой повести после знаменитого лиссабонского землетрясения был вдохновлен Вольтер. «Кандид, или Оптимизм» – произведение, в котором историческое событие служит отправной точкой. В композиции оно занимает центральное место. Именно при изображении землетрясения события в повести достигают своей кульминации.

После изгнания из замка и до стихийного бедствия Кандид скитается по свету бесцельно. Землетрясение активизирует его силы. Кандид Вольтера становится благородным героем, готовым на все ради того, чтобы вызволить даму сердца. А Кунигунда тем временем, обладая неземной женственной красотой, вызывает у мужчин далеко не лучшие помыслы. Болгарский еврей похищает ее и делает своей наложницей. Великий инквизитор тоже не остается в стороне. Но вдруг появляется Кандид и уничтожает как первого, так и второго. Впоследствии герой избавляется и от брата своей возлюбленной. Напыщенного барона якобы не устраивает происхождение освободителя прекрасной Кунигунды.

Кандид Вольтера напоминает рыцаря Сервантеса благородством, чистотой помыслов. Но философская идея произведения французского писателя имеет мало общего с позицией великого испанца.

Проекты и постройки

  • Крюковы (Морские) казармы (1844—1852, Санкт-Петербург, Большая Морская улица, 69 / набережная Крюкова канала, 2; улица Труда, 7);
  • Перестройка дома Вольного экономического общества (новый корпус здания главного штаба) (1845—1846, Санкт-Петербург, Невский проспект, 2);
  • Реконструкция солдатской казармы Конногвардейского полка, совместно с Р. А. Желязевичем (1840-е, Санкт-Петербург, Конногвардейский бульвар, 4 / улица Якубовича, 3);
  • Жилой дом (1850, Москва, улица Знаменка, 19-21, стр. 7), перестроен;
  • Особняк графа Е. А. Орлова-Денисова (1853, Санкт-Петербург, Литейный проспект, 22), надстроено, перестроено;
  • Александро-Невский собор, строил Е. Д. Черник (1853—1872, Краснодар), не сохранился, восстановлен по чертежам Черника в 2006 году;
  • Здание Естественно-исторического института Медико-хирургической (Военно-медицинской) академии, совместно с В. Ф. Андриевским, К. Я. Соколовым (1858—1863, Санкт-Петербург, улица Академика Лебедева, 2/ Выборгская набережная, 1);
  • Особняк В. А. Кокорева (1860-е, Москва, Большой Трёхсвятительский переулок, 1);
  • «Мамонтовское» и «Кокоревское» подворья (1860—1867, Москва, Софийская набережная, 34).

Пессимизм

Оптимизму Кандида противопоставлен пессимизм его сопровождающего. Мартен верит лишь в то, что люди погрязли в пороках, и уже ничто не может их изменить в лучшую сторону. На какой философской идее основывается произведение, которое написал Вольтер? «Кандид», содержание которого изложено выше лишь вкратце, способно убедить в том, что этот мир на самом деле уродлив. Вера в добро может лишь погубить человека. Кандид, будучи личностью искренней, доверяет мошенникам и проходимцам, в результате чего его положение с каждым днем становится все печальнее. Его обманывает купец. Благородные поступки в обществе не ценятся, и Кандиду грозит тюрьма.

Злоключения Простодушного

Вольтер представляет Простодушного как человека, для которого свобода – это естественное право. Но в прусской армии, как, впрочем, и в любой другой, это не так. Его мучили, поставили на колени и хотели убить за то, что он хотел идти «куда глаза глядят». Мимо проезжал сам король и помиловал Простодушного. Тут случилась война, на которой Кандиду удавалось прятаться от схваток, избежать штыка и уцелеть.

Читателя коробит от цинизма, с которым Вольтер описывает представленное герою кровавое зрелище, оставшееся после битвы. Хорошо, когда сатира автора не заставляет тяжело переживать о злоключениях героя. Но, применима ли она к теме войны и страданий – это отдельный вопрос.

Кандид, оставив «театр войны», пришел в Голландию и вынужден просить подаяние. Он обратился за помощью к протестантскому священнику, но тот его грубо прогнал, потому что Простодушный не подтвердил, что папа – антихрист. Он обращается к доброму анабаптисту Якобу и получает не только хлеб, но и должность на фабрике. Анабаптисты, тоже протестанты, проповедовали свободу совести и всеобщее братство.

Вскоре Якоб по своим торговым делам отправляется на корабле в Лиссабон и берет с собой Кандида и Панглоса – философа, бывшего наставника Простодушного, которого он волей судьбы встретил в Голландии. После бури и последующего кораблекрушения Кандид с Панглосом выбираются на сушу Лиссабона, а тут начинается страшное землетрясение. Вольтер упоминает в повести историческое событие – Великое лиссабонское землетрясение 1755 года. За подземными толчками последовали пожар и цунами. Землетрясение превратило в руины столицу Португалии, унеся около 90 тысяч жизней за 6 минут.

После землетрясения «мудрецы страны не нашли более верного способа для спасения от окончательной гибели, чем устройство для народа прекрасного зрелища аутодафе». Аутодафе – это сожжение еретиков. Вольтеровские герои были схвачены – «один за то, что говорил, а другой за то, что слушал с одобрительным видом» вольнодумные речи. Обоих отвели в «прохладные помещения, обитателей которых никогда не беспокоило солнце». Из-за невозможности разжечь костер – шел проливной дождь, Кандида только высекли, а друга повесили. Но когда тело Панглоса забрал анатом, оказалось, что он был еще жив. Много времени спустя Кандид его встретит в качестве раба на галерах.

Исторический оптимизм Вольтера

С точки зрения знания источников, понятие «оптимизм» возникло в рецензии иезуита Луи-Бертрана Кастеля на издание «Теодицеи» Вильгельма Лейбница. Полное название трактата – «Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла». Понятие оптимизма в рецензии имело откровенно издевательскую окраску. С течением времени термин стал применяться нейтрально для выражения позиции Лейбница.

Состояла же она в следующем: «… высочайшая мудрость в соединении с благостью, не менее бесконечной, нежели сама мудрость, не может не избирать наилучшего. … если бы не было наилучшего (optimum) мира среди возможных миров, то Бог не призвал бы к бытию никакого». На возможное возражение, согласно которому «этот мир мог бы быть создан без греха и страданий», Лейбниц отвечал:»… я отрицаю, что этот мир был бы тогда наилучшим».

Влияние позиции Лейбница, особенно в первые десятилетия после издания трактата, было огромным. Вопрос о том, является ли наш мир наилучшим или нет, различные варианты ответа на него, взбудоражили многих философов того столетия до такой степени, что принцип изобилия и оптимизм некоторыми мыслителями стали восприниматься как основной идеей 18 века.

Учение об оптимизме в карикатурном виде определялось Вольтером так: «Это страсть утверждать, что все хорошо, когда приходится плохо». Определенным толчком для Вольтера в написании повести стало адресованное ему, так называемое, «Письмо о Провидении» Жан-Жака Руссо, где Руссо выступает в защиту оптимизма, сравнивая его помимо прочего с фатализмом. Реакцией Вольтера на письмо и была, написанная им в 1757 г., повесть «Кандид, или Оптимизм».

Главный герой, после того как его высекли, видя повешенным своего наставника Панглоса, сторонника учения о нашем мире как наилучшем, восклицает: «Если это лучший из возможных миров, то каковы другие?» Философ Панглос учил так: «Те, которые утверждают, что все хорошо, говорят глупость, – нужно говорить, что все к лучшему».

Тематика произведения

Жанр текста — рассказ, хотя изначально Солженицын задумал повесть. Автор описывает, как живётся в лагере для заключённых обычному русскому человеку. Но тематика «Одного дня…» шире, чем описание быта и повседневных подробностей. В тексте показано, как главный герой видит и воспринимает деревенскую жизнь. Поводом к написанию стало то, что сам Александр Исааакиевич провёл несколько лет в лагерях. Мысль о создании произведения пришла зимой. Точная дата написания не установлена, но известно, что работа над всеми главами окончена в 1959 году.

На страницах книги герои спорят, ведут беседы, рассказывают о событиях из своей жизни, делятся воспоминаниями. Так, бригадир Тюрин повествует о плачевных последствиях, наступивших после принудительной коллективизации. Товарищи Ивана Денисовича по лагерю говорят о значении театральных постановок и фильмов для культуры. Интеллигенция обсуждает ленту «Иван Грозный» и пьесу Ю. Завадского.

При вдумчивом прочтении из текста можно много узнать о советском быте и судьбе выдающихся людей России. На примере частных случаев писатель показывает социальные проблемы, волновавшие общество в то время.

Судьба творческих людей в эпоху тоталитарного строя была нелёгкой. Художникам, оказавшимся в лагере, приходилось творить не по велению души, а по указке свыше, причём работа не оплачивалась. Деградация и упадок прослеживались во всех направлениях искусства. В тексте есть эпизод, когда Иван думает о крашеных коврах, которые «малюют деревенские кустари».

Невезучий подпоручик

Василий Яковлевич Мирович имел все основания роптать на неблагосклонность судьбы. Его дед, казачий полковник Федор Мирович, поддержал в свое время мятежного гетмана Мазепу и вынужден был после Полтавы скрываться в Польше. Могло бы и обойтись, сын за отца не всегда отвечал даже в суровые петровские времена, но Яков Федорович, будучи на российской службе, тайно ездил к своей родне в Речь Посполитую, был в том обнаружен и сослан в Сибирь, где и родился наш герой. Теоретически он тоже не отвечал за отца, но на практике служба его развивалась неказисто, до офицерского звания он добирался 7 лет. Денег же не было вовсе, так как дедовы имения были в свое время конфискованы, и от отца, понятное дело, вспомоществования ждать не приходилось. Плюс на попечении были незамужние сестры…

Он просит перевести его на службу в Шлиссельбург

Отчаявшийся подпоручик (три года в прапорщиках! три!) пишет на высочайшее имя прошение назначить сестрам пенсию (а лучше вернуть что-то из изъятых деревенек), «исключа себя, потому что в службе Вашего Императорскаго Величества по моему чину я получаю жалованье». Ему дважды отказывают — нет оснований. Он просит перевести его на службу в Шлиссельбург. Зачем? Мы не знаем, вряд ли там были бо́льшие служебные перспективы, чем в Смоленском полку, где он до того служил. Его прошение удовлетворили. Зачем? Какой смысл иметь в охране важнейшей тюрьмы империи нервного, импульсивного, обиженного на судьбу и начальство офицера?.. Глупость? «Или нечто большее?».


Шлиссельбургский узник. Посещение Иоанна Антоновича Петром III. («Дилетант»)

Через некоторое время Мирович узнаёт, кого, собственно охраняет, и в голове его рождается план. Как позже будет изложено в Высочайшем манифесте, «подпоручик Смоленского пехотного полку малороссиянец Василей Мирович, первого изменника с Мазепою Мировича внук, по крови своей, как видно Отечеству вероломный, провождая свою жизнь в мотовстве и распутстве, и тем лишась всех способов к достижению чести и счастья, напоследок отступил от Закона Божьего и присяги своей Нам принесенной, и не зная, как только по слуху единому о имени Принца Иоанна, а тем меньше о душевных его качествах и телесном сложении, зделал себе предмет, через какое бы то ни было в народе кровопролитное смятение, щастие для себя возвысить». Он подговорил солдат своей команды на мятеж в пользу законного императора, но добился лишь того, что Власьев и Чекин того убили. Екатерина II, узнав от Панина о происшествии, отреагировала не без удовлетворения: «Я с великим удивлением читала ваши рапорты и все дивы, происшедшия в Шлиссельбурге: руководство Божие чудное и неиспытанное есть!». Господь помог, ага…

Конспект урока по рассказу А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

4. Какие черты характера ценит в Иване Денисовиче автор? А вы?

Его характер открывается в целой череде небольших эпизодов.

Главный герой повести, пройдя через испытания, сумел со хранить заложенные в его характере, свойственные русскому мужи ку черты: совестливость, трудолюбие, человеческое достоинство.

Иван Денисович Шухов прежде всего крестьянин, ему свойственны рассудительность, обстоятельность в мыслях, он несуетен, въедлив в мелочи жизни; знает, что именно из них жизнь и состоит; находчив, рассудителен, никогда не теряет человеческого достоинства.

4. Как изображены автором другие герои из народа? За что они осуждены?

Сенька Клевшин

. Попал в плен, бежал три раза, но его «излавливали». Даже в Бухенвальде «чудом смерть обминул, теперь отбы вает срок тихо».

Коля Вдовушкин

. Бывший студент литературного факуль тета…

Баптист Алешка…

Бригадир Тюрин…

Капитан Буйновский…

Кинорежиссер Цезарь Маркович…

Шестнадцатилетний юноша Гопчик…

В «Одном дне…» есть лица, о которых автор рассказывает с большой симпатией:

это бригадир Тюрин, Шухов, кавторанг Буйновский, латыш Кильдигс, Сенька Клевшин. Писатель выделяет еще одного героя, не названного по имени. Всего полстраницы занимает рассказ о «высоком молчаливом старике». Сидел он по тюрьмам и лагерям несчетное число лет, и ни одна амнистия его не коснулась. Но себя не потерял. «Лицо его вымотано было, но не до слабости фитиля-инвалида, а до камня тесаного, темного. И по рукам, большим, в трещинах и черноте, видать было, что не много выпало ему за все годы отсиживаться придурком».

«Придурки»

— лагерные «аристократы» — лакеи: дневальные по бараку, десятник Дэр, «наблюдатель» Шкуропатенко, парикмахер, бухгалтер, один из КВЧ — «первые сволочи, сидевшие в зоне, людей этих работяги считали ниже дерьма».

Как видим, в авторских характеристиках, коротких, скупых, очень сильно выражен нравственный аспект.

Он особенно заметен в сценах-столкновениях: Буйновский — Волковой, бригадир — Тюрин — десятник Дэр

Важное значение имеют и коротенькие эпизоды, раскрывающие взаимоотношения зеков: Шухов — Цезарь, Шухов — Сенька Клевшин. К лучшим страницам повести нужно отнести те эпизоды, которые показывают 104-ю бригаду в работе. 5

Что же такое лагерь у Солженицына в этом рассказе? Как в нём человеку жить и выжить?

5. Что же такое лагерь у Солженицына в этом рассказе? Как в нём человеку жить и выжить?

Каторжный лагерь взят у Солженицына не как исключение, а как порядок жизни.

Человеку можно, собравшись с силами, сразиться с обстоятельствами. Выжить можно, лишь сопротивляясь лагерному порядку принудительного насильственного вымирания. Лагерь создан ради убийства, нацелен на погубление в человеке его главного — внутреннего мира: мысли, совести, памяти.

«Здешняя жизнь трепала его от подъёма до отбоя, не оставляя праздных воспоминаний: И вспоминать деревню Темгенёво и избу родную ещё меньше было ему поводов».

Шухов, Иван Денисович

Шухов Иван Денисович — главный герой, заключённый Щ-854, вот уже восемь лет сидящий в различных лагерях. Сейчас он находится в Особом лагере, где сидят по 58 статье — изменники Родины и шпионы. Вот и Шухов сидит за измену Родине, как шпион. На самом деле он просто побывал в окружении, был схвачен фашистами и провёл в плену всего два дня. После чего они впятером убежали и по лесам и болотам сумели, но уже только вдвоём выйти к своим. Вот за это «преступление» Шухов и получил десять лет. Он подписал все бумаги, так как его сильно били в контрразведке и Шухов решил, что лучше подписать, чем быть забитым до смерти. Шухову всего 40 лет, а у него уже выпала половина зубов и половина волос.

У Шухова есть в деревне жена с ребятишками, которые голодают. Он строго-настрого запретил жене присылать посылки, отрывать последнее от их детей. Она ждёт Шухова домой и даже подыскала ему работу красителем ковров, именно этим занимаются многие мужчины в их деревне и живут богато. Но Шухов не верит в освобождение, он видит, что никто не отправляется домой — после отбывания срока всем дают новый срок и они остаются в тюрьме дальше.

В лагере Шухов на хорошем счету, в бригаде его уважают и поручают самую ответственную работу. Он мастер на все руки — может и тапочки сшить, а может и каменщиком работать. В рассказе описывается один его день в лагере, который для него сложился крайне удачно. Он мог попасть в карцер, но не попал, на завтрак и ужин он съел две порции, сумел пронести полотно ножовки в лагерь и не заболел, хотя с утра чувствовал себя плохо. И засыпал он в тот день в очень хорошем настроении.

Характеристика быта заключённых

Чтобы правильно охарактеризовать день, нужно учитывать все детали в том числе обустройство лагеря. Зона разделена на участки, некоторые из них открыты. Узники стараются перемещаться по ним как можно быстрее, бегом. Это участки между зданиями, где люди чувствуют себя в опасности.

Теснота — неестественные условия для русского человека, которому привычнее бескрайние просторы, и в таких обстоятельствах заключённые проводят много лет. Качество каждого прожитого дня определяется по совокупности событий. Тот отрезок жизни, который описан в рассказе, можно назвать счастливым — Шухову удалось подработать, на стройке он весело клал шлакоблоки, вечером тоже всё прошло хорошо.

Финальная часть книги спокойна, автор не высказывает эмоций, воздерживается от пафоса и высокопарных слов. Солженицын на протяжении всего повествования придерживается тональности, взятой в самом начале — сюжет строится вокруг сильного духом человека, не покорившегося обстоятельствам.

Эльдорадо

Политической подоплеки также не лишена книга «Кандид». Вольтер отправляет своего странника бродить по свету. Тот становится свидетелем важных исторических событий. Кандид посещает европейские города, Южную Америку, страны Ближнего Востока. Он наблюдает военные действия испанцев против иезуитов, жестокие нравы современников Вольтера. И начинает постепенно осознавать, что учитель-оптимист не преподнес ему ни одного стоящего урока. Все его разглагольствования о красоте этого мира не стоят и ломаного гроша…

Но все же не лишает своего героя последней надежды Вольтер. Кандид то и дело слышит рассказы о прекрасном крае, в котором люди не знаю горя и печали, имеют все, что им необходимо, не злятся, не завидуют и уж тем более не убивают.

Кандид Вольтера, к слову сказать, носит символическое имя. Оно означает «простодушный». Кандид попадает в мифическое государство, в котором все жители счастливы. Они не просят у Всевышнего материальных богатств. Они лишь благодарят его за то, что уже имеют. Этот сказочный край Вольтер в своей философской повести противопоставляет реальному миру. Люди, которых встречает Кандид на протяжении всего повествования, независимо от своего социального положения, не ведают о том, что такое счастье. Нелегко живется и простым людям, и знатным особам.

Оказавшись в мифической стране, Кандид решает вернуться в свой безрадостный мир. Ведь он должен в очередной раз спасти Кунигунду.

Популярные сегодня пересказы

  • Янссон Туве Янссон – талантливая финская писательница, создававшая свои произведения на шведском языке. Кроме литературы занималась рисованием картин, иллюстраций и комиксов, а также настенной росписью зданий.
  • Дубов Великий советский и русский писатель Николай Иванович Дубов родился в Омске в 1910 году в семье простых рабочих. Спустя 12 лет Дубов со всей семьёй переезжает в Украину. Именно с Украиной будет связана вся его творческая жизнь.
  • Огнём и мечом — краткое содержание романа Сенкевич Действие романа разворачивается в XVII веке и основано на подлинных исторических событиях, связанных с казацким восстанием на Украине, которое началось в 1648 году.
  • Оцеола, вождь семинолов — краткое содержание романа Рида Действие романа происходит перед началом войны за права индейцев во Флориде. Один из главных героев, Джордж Рэндольф – сын плантатора, в котором течет индейская кровь.

История написания

Вольтер – французский писатель эпохи Просвещения. Им создан ряд философских художественных произведений, не лишенных острой обличительной сатиры. Вольтеру крайне не нравилось могущество церкви, о чем он не раз высказывался. Он был ярым борцом против идеализма и религии и опирался в своих философских трактатах исключительно на научные достижения.

Что же касается такого абстрактного понятия, как «счастье», то, дабы изложить свою позицию относительно этого непростого вопроса, Вольтер написал приключенческую историю об оптимисте Кандиде, который, несмотря на все удары судьбы, не утратил веру в добро, искренность и честность. В основу этого произведения легло реальное событие – землетрясение в Лиссабоне. Именно страшное природное явление занимает центральное место в одной из самых известных повестей, которые написал Вольтер.

«Кандид, или Оптимизм» – это произведение, от которого автор несколько раз отказывался, утверждая, что оно якобы не принадлежит его перу. Тем не менее в повести присутствует характерная для Вольтера сатира. «Кандид» является одним из лучших произведений французского просветителя. О чем же поведал читателям в этой повести Вольтер? «Кандид», анализ которого будет представлен ниже, – это история, которая может показаться на первый взгляд не более чем веселой и занимательной. И только при детальном рассмотрении можно обнаружить глубокую философскую мысль, которую стремился донести до своих современников Вольтер.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: