Подробности личной жизни композитора
Он пользовался внимание у представительниц слабого пола. В его жизни часто случались мимолётные романы
На то, чтобы обременить себя узами брака Карл решился в 25 лет.
Оперной певице Алисе Зольшер удалось покорить композитора не только волшебным голосом, но и своей красотой. В этом браке у пары родилась доч. Дочка, которую Орфу родила Алиса – оказалась единственной наследницей Карла.
Алисе было сложно жить под одной крышей с Карлом. Его настроение часто менялась. В конце совместной жизни от любви двух творческих людей не осталось и капли. Они решили расстаться.
Гертруда Виллерт – стала второй официальной супругой знаменитости. Она была младше супруга на 19 лет. На первых порах, казалось, что разница в возрасте не помешает молодожёнам, но в конечном результате Гертруда не выдержала – она подала на развод. Позже женщина обвинит Карла в склочности и эгоизме. Гертруда также обвинила бывшего супруга в постоянных изменах. Она рассказала о том, что неоднократно ловила его на изменах с молоденькими артистками.
В середине 50-х годов его супругой стала писательница Луиза Ринзер. Увы, но и этот брак не принёс Орфу счастья в личной жизни. Женщина не стала терпеть измены мужчины и сама подала на развод.
Когда Карлу было глубоко за 60 – он взял в жёны Лизелотте Шмитц. Она работала секретарём Орфа, но вскоре рабочие отношения переросли в любовные. Она была намного младше Карла. Лизелотте – стала последней супругой маэстро. Женщина создала фонд имени Орфа и управляла организацией вплоть до 2012 года.
Последствия и прием
Орф Центр Мюнхен
- С конца 1930-х годов его учеником стал Герхард Ленссен . В своем личном театре он реализовал пьесы Орфа, такие как Die Kluge , Der Mond и Antigonae, начиная с Дрездена.
- В середине 1960-х годов режиссер Стэнли Кубрик Орфф попытался привлечь на свою сторону свой новый проект художественного фильма в 2001 году в качестве композитора, так как ему особенно понравилась его « Кармина Бурана» . Орф отказался из-за своего возраста.
- В 1973 году тогда еще неизвестный режиссер Терренс Малик выбрал отрывок из школьной работы Орфа в качестве основной и заключительной музыки для своего первого художественного фильма « Бесплодные земли» — Zerschossene Träume : Musica Poetica / Gassenhauer из 4 пьес для ксилофона . Нежные и гармоничные звуки ксилофона контрастируют с кровавым следом, который два главных актера Мартин Шин и Сисси Спейсек рисуют на своем пути через Бесплодные земли .
- В 1975 году Жан-Пьер Поннель реализовал телевизионный фильм « Кармина Бурана» для ZDF . Сцены кантаты были выполнены здесь местами один на один. Есть лебедь, оплакивающий свою судьбу в жареном виде. Идея вечного цикла воплощена в огромном колесе отдачи .
- 1981 — В фильме « Экскалибур» используется ритмическое хоровое пение « О Фортуна» из оперы Орфа « Кармина Бурана», когда рыцари вступают в решающую битву в кульминации фильма. Современные композиторы теперь сознательно заимствуют у Орфа и используют этот стиль в других фильмах.
- Ансамбль Карла Орфа существовал в Ганновере с 1983 по 2013 год .
- В Мюнхене в его честь были названы Carl-Orff-Bogen и Carl-Orff-Bogen-Park .
- 1993 — Немецкий кинокомпозитор Ганс Циммер снова использует тему Musica Poetica для фильма « Настоящий роман» . Он отдает дань уважения фильму « Бесплодные земли», снятому 20 лет назад, — как и музыка.
- 2000 — В Форрестере — Нашли! Одна из ключевых сцен фильма — это звуки ксилофона из Musica Poetica : вы видите, как автор, страдающий фобией публики, преодолевает свой страх и проезжает по Нью-Йорку на велосипеде.
- 2018 — На фоне Запретного города в Пекине, Китай, выступление Carmina Burana с Wiener Singakademie будет записан на 3sat .
Catulli Carmina
Композитор
Карл Орф
Год создания
1943
Дата премьеры
06.11.1943
Жанр
вокально-симфонические
Страна
Германия
Состав исполнителей: сопрано, тенор, поэт Катулл (без речей), Лесбия, его возлюбленная (без речей), Целий, его друг (без речей), гетеры, волокиты (мимы), юноши, девушки, старцы (хор), хор, 4
фортепиано, ударные (10-12 исполнителей).
История создания
В июле 1930 года Карл Орф побывал на полуострове Сирмион на озере Гарда
в Италии, близ Вероны. Там он посетил развалины древнеримских
купален, носящих название «Грот Катулла». На цветной открытке,
запечатлевшей это место, были помещены «строки краткие, будто
выгравированные на камне», по словам Орфа:
Ненавижу и все же люблю. Как возможно, ты спросишь?
Не объясню я. Но так чувствую, смертью томясь.
Это самый знаменитый дистих Гая Валерия Катулла (87 — ок. 54 до н.
э.), римского поэта, забытого в Европе вплоть до XIV века. О его
жизни мало известно, однако из стихов складывается история любви к
Лесбии. Предположительно, она существовала реально: это Клодия,
римская патрицианка, сестра трибуна и гетера, известная шокирующей
свободой нравов. Ее красота и образованность вызвали глубокое
чувство поэта, но любовь оказалась исполненной горечи: Лесбия
покинула Катулла ради волокит, она плясала перед ними в таверне,
отдавалась за большие деньги любому желающему, а затем ответила на
любовь Целия, вероломного друга поэта. Катулл попытался найти
утешение в продажной любви красотки Ипситиллы и безобразной
потаскухи Амеаны, но тщетно: он не в силах ни забыть, ни простить
Лесбию.
В 1930—1931 годах Орф написал 7 хоров а капелла о несчастной любви
Катулла, 13 лет спустя — еще 3 хора на его стихи. Затем композитор
присоединил к ним хоровой пролог и эпилог на собственный текст на
средневековой латыни, обозначив их как прелюзио (вступление) и
эксодиум (по названию заключительной части античной комедии). Так в
1943 году родились «Песни Катулла, сценические игры». Премьера
состоялась 6 ноября в Лейпциге в один вечер с
«Кармина Бурана» и сопровождалась
восторженными овациями.
Для постановки «Песен Катулла» композитор оставил режиссеские
указания. Персонажи пролога располагаются на авансцене: слева юноши
(тенора), справа девушки (сопрано), в центре на помосте — 9 старцев
(басы). Молодежь предается любовным играм, звучат клятвы в вечной
верности, которые высмеивают старцы. И как поучение, притча о вечно
повторяющейся истории обманутого влюбленного, ветреной красавицы и
коварного друга, развертываются «сценические игры», долженствующие
послужить наглядным уроком, аргументом в споре, возникшем в прологе
между распаленной страстью молодежью и скептически настроенными
старцами. Центральный раздел кантаты — собственно «Песни Катулла»,
пантомима с пением в 3 актах и 12 номерах. Ее разыгрывают мимы —
Катулл, Лесбия, Целий, гетеры, волокиты, а хор и 2 солиста
располагаются в оркестре причем далеко не всегда им поручены
реплики Катулла и Лесбии — часто любовные излияния звучат у хора а
капелла. Молоде и старцы, оставаясь на авансцене, молча созерцают
эту игру, лишь дважды старцы одобряют происходящее краткими
возгласами. Прообраз такого спектакля — мадригальная комедия эпохи
Возрождения, «Воинственные и любовные мадригалы» любимейшего
композитора Орфа Клаудио Монтеверди.
Музыка
«Песни Катулла» — типичное произведение Орфа, очень аскетичное по
выразительным средствам. Главную роль играет хор а капелла, и лишь
в прологе и повторяющем часть его эпилоге использована большая
гpynna ударных и 4 фортепиано.
№1, «Ненавижу и все же люблю», — плакатный, четко ритмизованный хор
с примитивной унисонной темой и важной ролью остинато. В №6,
открывающем 2-й акт («Ночь
Катулл спит на улице перед домом
Лесбии. Грезя, видит себя в ее объятиях. Лесбия ласкает
возлюбленного»), фразы Лесбии широко распеты солирующим сопрано,
истаивая в верхнем регистре пианиссимо. №9 в начале 3-го акта, соло
тенора «Пообедав, хочу тебя проведать», — письмо Катулла к красотке
Ипситилле, представляет собой непритязательную песенку на ироничный
текст. №11, хор «Несчастный Катулл», — наиболее развернутый номер,
кульминация произведения, трагический хоровой монолог, жесткий и
суровый.
А. Кенигсберг
Работает
Сценические работы
- Гисей — Жертвоприношение (по мотивам японской драмы Теракойя), музыкальная драма, соч.20 (молодежное произведение 1913 года; премьера: 30 января 2010 года в Государственном театре Дармштадта )
- «Трионфи»
- Кармина Бурана (1937)
- Катулли Кармина (1943)
- Трионфо ди Афродит (1953)
- «Сказочные пьесы»
- Луна , маленький мировой театр (1939)
- Умный (1943)
- Сон в летнюю ночь (1917, 1939, 1952, финальная версия 1962, премьера: 1964)
- «Баварский Мировой Театр»
- Бернауэринцы (1947)
- Астутули , баварская комедия (1953)
- Comoedia de Christi Resurrectione , Остершпиль (1956)
- Ludus de nato Infante mirificus , Рождественский спектакль (1960)
- «Театрум Мунди»
- Антигоны (1949)
- Эдип-тиран (1959)
- Прометей (1968)
- De temporum fine comoedia — Игра конца времен (1973, новая версия 1977)
Прочие работы
- Орф-Шульверк : Музыка для детей (совместно с Гунильд Китман; 1930–1935, новая версия 1950–1954)
- Кантаты
- Три кантаты по произведению Франца Верфеля (1929/30, новая редакция 1968)
- Две кантаты по Бертольду Брехту (1930/31, новая редакция 1973/1968)
- Правки
-
Ламенти после Клаудио Монтеверди :
- Орфей (1924; переработанный 1939)
- Плач Ариадны (1925, переработка 1940)
- Танец хрупкости (1925, переработанный 1940)
- Энтрата для оркестра по мотивам «Колоколов» Уильяма Берда (1928, переработка 1941)
-
Ламенти после Клаудио Монтеверди :
- Рождественская сказка (1948), текст Карла Орфа, музыка Гунильд Китман
дальнейшее чтение
- Дангель-Хофманн, Фрохмут (1990). Карл Орф — Мишель Хофманн. Briefe zur Entstehung der Carmina burana . Тутцинг: Ганс Шнайдер. ISBN 3-7952-0639-1.
- Эдельманн, Бернд (2011). «Карл Орф». В Weigand, Катарина (ред.). Große Gestalten der bayerischen Geschichte . Мюнхен: Герберт Утц Верлаг. ISBN 978-3-8316-0949-9.
- Фассоне, Альберто (2009). Карл Орф (2-е исправленное и дополненное изд.). Лукка: Libreria Musicale Italiana. ISBN 978-88-7096-580-3.
- Герсдорф, Лило (2002). Карл Орф . Рейнбек: Ровольт. ISBN 3-499-50293-3.
- Кауфманн, Харальд (1993). «Карл Орф как Шаушпилер». В Грюнцвейге Вернер ; Кригер, Готфрид (ред.). Von innen und außen. Schriften über Musik, Musikleben und Ästhetik . Хофхейм: Вольке. С. 35–40.
- Куглер, Майкл, изд. (2002). Elementarer Tanz — Elementare Musik: Die Günther-Schule München с 1924 по 1944 год . Майнц: Шотт. ISBN 3-7957-0449-9.
- Лисс, Андреас (1980). Карл Орф. Idee und Werk (отредактированная ред.). Мюнхен: Гольдманн. ISBN 3-442-33038-6.
- Масса, Пьетро (2006). Carl Orffs Antikendramen und die Hölderlin-Rezeption im Deutschland der Nachkriegszeit . Берн / Франкфурт / Нью-Йорк: Питер Ланг. ISBN 3-631-55143-6.
- Орф, Годела (1995). Mein Vater und ich . Мюнхен: Пайпер. ISBN 3-492-18332-8.
- Carl Orff und sein Werk. Документация. 8 томов. Шнайдер, Тутцинг 1975–1983, ISBN 3-7952-0154-3 , 3-7952-0162-4 , 3-7952-0202-7 , 3-7952-0257-4 , 3-7952-0294-9 , 3- 7952-0308-2 , 3-7952-0308-2 , 3-7952-0373-2 .
- Рёш, Томас (2003). Die Musik in den griechischen Tragödien von Carl Orff . Тутцинг: Ганс Шнайдер. ISBN 3-7952-0976-5.
- Рёш, Томас (2009). Карл Орф — Musik zu Skakespeares «Ein Sommernachtstraum». Entstehung und Deutung . Мюнхен: Orff-Zentrum.
- Рёш, Томас, изд. (2015). Text, Musik, Szene — Das Musiktheater von Carl Orff. Симпозиум Orff-Zentrum München 2007 . Майнц: Шотт. ISBN 978-3-7957-0672-2.
- Томас, Вернер (1990). Das Rad der Fortuna — Ausgewählte Aufsätze zu Werk und Wirkung Carl Orffs . Майнц: Шотт. ISBN 978-3-7957-0209-0.
- Томас, Вернер (1994). Orffs Märchenstücke. Der Mond — Die Kluge . Майнц: Шотт. ISBN 978-3-7957-0266-3.
- Томас, Вернер (1997). Dem unbekannten Gott. Ein nicht ausgeführtes Chorwerk von Carl Orff . Майнц: Шотт. ISBN 978-3-7957-0323-3.
Основные жанры творчества Орфа
Творческая деятельность Орфа продолжалась долго, вплоть до его 80-летия. Судьба словно компенсировалакомпозитору«запоздалое» обретение успеха у публики.Заметной фигурой современного немецкого искусства он стал только после премьеры сценической кантаты «Кармина Бурана». Первое исполнение этого музыкального бестселлера XX века состоялосьв1937 году, когда композитору было уже за сорок . К этому времени представители его поколения – Пауль Хиндемит, Артур Онеггер, Сергей Прокофьев – давно завоевали всемирную известность.
Более поздние сценические кантаты Орфа – «Катулли кармина» и «Триумф Афродиты» – составили вместе с «Кармина Бурана» триптих «Триумфы».
Жанр сценической кантаты стал начальным этапом напутикомпозитораксозданию других синтетических театральных форм, представляющих новаторский театр Орфа. Это:
- Назидательные музыкальные сказки– «Луна», «Умница» (обе на сюжеты сказок братьев Гримм), «Хитрецы» («Астутули»).
- Мистерии – «Мистерия воскресения Христа», «Чудо рождения младенца», «Мистерия конца времени».
- Разговорно-музыкальные драмы,предназначенные для драматических актеров, певцов, хора и оркестра – «Бернауэрин», «Хитрецы», «Сон в летнюю ночь».
- Античные трагедии – «Антигона», «ЦарьЭдип», «Прометей» (античная трилогия).
Если сценические кантаты и античные трагедии – это сочинения целиком музыкальные, то в мистериях хоровое пение чередуется с разговорными сценами, а в пьесах для драматических актеров музыкой озвучиваются лишь самые «ответственные» моменты. Особняком стоит «Астутули», единственная у Орфа пьеса почти без использования звуков определенной высоты. Ее основной музыкальный компонент – ритм ударных и ритм старобаварской речи. Необычные выразительные средства, в частности, не поющий, а говорящий хор, композитор использовал и в поздних работах. Примером может служить его последнее сочинение – «Пьесы» для чтеца, говорящего хора и ударных на стихи Б. Брехта (1975).
литература
- Фрохмут Дангель-Хофманн: В: Новая немецкая биография (NDB). Том 19, Duncker & Humblot, Берлин 1999, ISBN 3-428-00200-8 , стр. 588-591 ( версия ).
- Фрохмут Дангель-Хофманн, Карл Орф ─ Мишель Хофманн. Письма о создании Carmina burana. Ханс Шнайдер, Тутцинг 1990, ISBN 3-7952-0639-1 .
- Бернд Эдельманн: Карл Орф. В: Катарина Вейганд (Hrsg.): Великие деятели баварской истории. Герберт Утц Верлаг, Мюнхен 2011, ISBN 978-3-8316-0949-9 .
- Альберто Фассоне: Карл Орф. Libreria Musicale Italiana, Lucca 1994. (2-е, расширенное издание. Lucca 2009, ISBN 978-88-7096-580-3 )
- Лило Герсдорф: Карл Орф. Рейнбек, Rowohlt 2002, ISBN 3-499-50293-3 .
- Майкл Х. Катер: Карл Орф в Третьем рейхе. В кн . : Ежеквартальные книги современной истории .
- Майкл Х. Катер: Композиторы при национал-социализме: восемь портретов. Партас, Берлин 2004 г., ISBN 3-936324-12-3 .
- Харальд Кауфманн : Карл Орф как актер. В: Вернер Грюнцвейг , Готфрид Кригер (ред.): Изнутри и снаружи. Сочинения о музыке, музыкальной жизни и эстетике. Wolke, Hofheim 1993, стр. 35-40.
- Ханс-Михаэль Кёрнер (ред.): Большая баварская биографическая энциклопедия . De Gruyter Saur, Берлин / Нью-Йорк, 2005 г., переиздание, 2010 г., стр. 1436
- Майкл Куглер (ред.): Элементарный танец — элементарная музыка: Школа Гюнтера в Мюнхене с 1924 по 1944 год. Майнц и другие. 2002, ISBN 3-7957-0449-9 .
- Хорст Лойхтманн (ред.): Карл Орф. Памятная книга , Ганс Шнайдер, Тутцинг 1985, ISBN 3-7952-0451-8 .
- Андреас Лисс: Карл Орф. Идея и работа. Исправленное издание. Goldmann, Мюнхен 1980, ISBN 3-442-33038-6 .
- Ганс Майер : Карл Орф в свое время. Schott, Mainz, 1995. Напечатано на: ders.: Cäcilia. Очерки музыки. Инзель, Франкфурт-на-Майне / Лейпциг 2005, ISBN 3-458-17276-9 .
- Пьетро Масса: античные драмы Карла Орфа и прием Гельдерлина в послевоенной Германии. Питер Ланг, Берн / Франкфурт / Нью-Йорк 2006, ISBN 3-631-55143-6 .
- Карл Орф и его работы. Документация. 8 томов. Шнайдер, Тутцинг 1975–1983, ISBN 3-7952-0154-3 , ISBN 3-7952-0162-4 , ISBN 3-7952-0202-7 , ISBN 3-7952-0257-4 , ISBN 3-7952-0294- 9 , ISBN 3-7952-0308-2 , ISBN 3-7952-0308-2 , ISBN 3-7952-0373-2 .
- Годела Орфф: Мы с отцом. Пайпер, Мюнхен, 1995, ISBN 3-492-18332-8 .
- Томас Рёш: Музыка к греческим трагедиям Карла Орфа. Ханс Шнайдер, Тутцинг 2003, ISBN 3-7952-0976-5 .
- Томас Рёш: Карл Орф ─ Музыка к пьесе Скакспира «Сон в летнюю ночь». Происхождение и интерпретация. Орф Центр, Мюнхен 2009.
- Томас Рёш (Ред.): Текст, Музыка, Сцена ─ Музыкальный Театр Карла Орфа. Симпозиум Орф Центр Мюнхен 2007. Шотт, Майнц 2015, ISBN 978-3-7957-0672-2 .
- Юрген Шледер : Карл Орф . В: Юрген Шледер (ред.): Как человек становится тем, что он есть. Баварская государственная опера до и после 1945 года . Хеншель, Лейпциг 2017, ISBN 978-3-89487-796-5 , стр.283-296 .
- Вернер Томас: Карл Орф, De temporum fine comoedia. Игра конца времен. Vigilia , Hans Schneider, Tutzing 1973, ISBN 3-7952-0132-2 .
- Вернер Томас: Das Rad der Fortuna ─ Избранные очерки о творчестве и влиянии Карла Орфа. Шотт, Майнц 1990, ISBN 3-7957-0209-7 .
- Вернер Томас: Сказочные пьесы Орфа. Луна ─ умница. Шотт, Майнц 1994, ISBN 3-7957-0266-6 .
- Вернер Томас: Неизвестному богу. Неисполненное хоровое произведение Карла Орфа. Шотт, Майнц 1997, ISBN 3-7957-0323-9 .
Выразительные средства музыки Орфа
Стиль Карла Орфа отличается строгой избирательностью музыкально-выразительных средств и одновременно редкой убедительностью. Его музыка, по своему складу удивительно простая, порой до примитивности, обладает гипнотической силой воздействия на самые широкие массы слушателей. Композитор добивается предельной выразительности с помощью элементарных музыкальныхсредств. Считая, что сложные приемы современной композиторской техники привели музыкальное искусство к разрыву с широкой аудиторией, Орф стремился вернуть его к древним народным истокам. Именно здесь он усматривал основу выживания искусства.
Отсюда – возрождение монодии, диатоническая ладотональная основа, простые гармонические структуры, замена гармонического развития многообразными сопоставлениями. Гармония Орфа обладает завораживающей силой в своей элементарности, архаичности (в этом ощущается сходство со стилем И. Стравинского, Б. Бартока). На фоне господствующей диатоники редкие хроматизмы воспринимаются как яркая, эффектная краска. Широко используется модальность с преимущественным отсутствием вводнотонности, аккорды нетерцовой структуры, длительные педали и остинато.
Главным же средством выразительности в его сочинениях является первобытная магия ритма, которая вносит в музыку Орфа языческое, коллективное начало. Мощные, завораживающие ритмы, переменность акцентики, ритмические остинато воплощаются композитором не только с помощью огромного состава ударных инструментов, но и за счет четкой, скандированной подачи поэтического текста.
Приоритет ритмического начала в музыке Орфа приводит к отказу от симфонического оркестра (к середине 50-х годов). Композитор заменяет его чрезвычайно разнообразным ансамблем ударных инструментов, включая многочисленные инструменты Восточной Азии и Африки. Но даже в более традиционных оркестровых составах ведущую роль играют ударные, а наряду с ними – несколько фортепиано, которые являются почти обязательными инструментами в театре Орфа.Самый характерный для негоинструментальный состав – рояль и ударные.
Роль струнных резко падает, особенно традиционно ведущих скрипок и виолончелей.Вместе с тем, композитор изобретательно пользуется необычными сочетаниями инструментов и необычными приемами игры на них (плектром или палочкой по струнам фортепиано, аккордовое pizzicato смычковых по типу гитарных приемов, флажолеты контрабасов).
Отказываясь от симфонического оркестра, Орф сосредоточивает исключительное внимание на человеческом голосе. Источником его музыки является слово, которое ставится во главу угла
Способы подачи слова в произведениях Орфа исключительно разнообразны:
- разговорная речь;
- ритмизованная речь без определенной высоты;
- псалмодирование (в том числе хоровое) на одной ноте, в узких интервальных пределах, или, наоборот, со свободной мелизматикой;
- собственно пение;
- «речевая ария» (где слова имеют как бы мелодическое звучание, например, в «Царе Эдипе»).
Ведущая роль слова в произведениях Орфа определила его настойчивый интерес к различным языкам и диалектам. Стремясь к подлинности, аутентичности текста, композитор использует языки прошлых эпох: древнегреческий, старофранцузский, классическую и средневековую латынь, баварский диалект.Эта практика неотделима от его собственного словесно-поэтического творчества (Орф – автор текстов большинства своих произведений).
Нарочитая простота используемых Орфом музыкальных средств, производившаясильнейшее впечатление на его современников, свидетельствовала не о бедности композиторского мышления. Эта простота вобрала в себя разные пласты многовекового опыта как европейской, так и мировой культуры – культуры всего человечества.
Почести (выбор)
Настенная мемориальная доска на могиле Карла Орфа в Андексе
Медаль Карла Орфа очень необычной для чеканки формы.
Немецкая специальная почтовая марка 1995 г.
- Почетный член Регенсбургского университета
- Почетный доктор Тюбингенского университета.
- 1947: Музыкальная премия города Мюнхена
- 1949: Национальная премия ГДР III. Класс живописи и литературы для Die Kluge , который он позже вернулся.
- 1956: Награжден медалью «pour le mérite».
- 1959: Баварский орден «За заслуги»
- 1962: почетный член Академии художеств в Нюрнберге.
- 1965: баварский поэт талер
- 1965: Значок Гете города Франкфурта-на-Майне
- 1965: Большой крест за заслуги перед звездой Федеративной Республики Германии
- 1971: Золотая медаль Общества Гумбольдта
- 1972: почетный доктор Университета Людвига Максимилиана в Мюнхене.
- 1972: Большой крест за заслуги со звездой и плечевой лентой Федеративной Республики Германии
- 1974: Премия Романо Гвардини
- 1974: Австрийский почетный знак за науку и искусство
- 1975: Почетный гражданин города Мюнхена.
- 2001: Название астероида (21125) Орф
В городе Дисен-ам-Аммерзее ( район Ландсберг-ам-Лех ) в Верхней Баварии , где он жил в районе Санкт-Георген с 1955 года, музей Карла Орфа увековечивает его память с 1991 года. Сообщество вручает Премию Карла Орфа с 2009 года .
Его именем названы многочисленные общественные дороги и школы. B. начальная школа в Ландсхуте (1971 г.), средняя школа в Бад-Дюркхайме (1976 г.) и гимназия в Унтершлайсхайме (с 28 апреля 1982 г.).
Andechs Карл Орф Фестиваль проходил в монастыре Andechs с 1998 по 2015 год в летние месяцы .
«Ассоциация баварских певческих и музыкальных школ» назвала медаль, созданную в 1980 году для людей и учреждений, внесших выдающийся вклад в жизнь Карла Орфа.
10 июля 1990 года, в день 95-летия композитора, на церемонии открытия Центра Орфа в Мюнхене тогдашним государственным министром образования и культуры, науки и искусства Баварии доктором. hc Hans Zehetmair, а также г-жа Лизелотт Орф и Фонд Карла Орфа. По случаю открытия пресса озаглавила «Дом для музыки» и «Студенты должны заниматься здесь исследованиями».
Детство и юность
Родиной Карла Генриха Марии Орфа стал Мюнхен. Мальчик родился 10 июля 1895 года. Он был потомком еврейского рода. В доме Орфов всегда царила творческая атмосфера. Отец отлично владел музыкальными инструментами, поэтому вдохновляющие мелодии сын слышал с малых лет. Развитию творческого потенциала способствовала и мать, которая заботилась о воспитании сына.
Музыка интересовала Карла с детства. Он любил слушать, как играют родители, и постепенно начинал изучать особенности инструментов. Когда Орфу-младшему было 4 года, он впервые увидел представление кукольного театра. Ребенок оказался сильно впечатлен и с тех пор часто играл в куклы.
В 5 лет он начал осваивать игру на фортепиано. Ему нравилось импровизировать, а нотная грамота давалась без труда. 6-летнего мальчика отдали в школу. Уже умея читать и писать благодаря матери, Карл скучал на уроках, но с упоением сочинял стихи и рассказы дома. Два произведения юного автора даже напечатали в детском журнале.
Увлечение кукольным театром возрастало. Карл начал ставить домашние спектакли, привлекая младшую сестру. Он выступал автором музыки, текстов и сюжетов. В 14 лет юноша впервые побывал в оперном театре. Познакомившись с «Летучим голландцем» Рихарда Вагнера, он был сильно впечатлен, забросил школу и все время проводил за фортепиано. В 16 Карл бросил гимназию и с разрешения родителей стал готовиться к учебе в музыкальной академии. Туда юноша поступил в 1912 году.
Программа академии не пришлась Орфу по вкусу. Он проникся творчеством Клода Дебюсси и хотел ехать в Париж, чтобы учиться у кумира, но родители были против. Завершив обучение в 1914-м, Карл стал концертмейстером в оперном театре и продолжал брать уроки у Германа Цильхера.
В 1916-м ему досталась должность капельмейстера в театре «Каммершпиль». Счастье начинающего композитора было недолгим: его прервала война. Молодой человек попал на Восточный фронт, получил ранение и контузию и вернулся в тыл. Карьеру он продолжил в театре Мангейма, а затем переехал в Мюнхен.
«Бернауэрин»
К наиболее выразительным страницам творческой биографии Орфа относится история создания«баварской пьесы» «Бернауэрин», ставшей своеобразной реакцией на трагические событиявтороймировойвойны.Это сочинение композитор посвятил памяти Курта Хубера. Ученый-этнограф с мировым именем, роль которого в изучении немецкого фольклора сравнивают с ролью братьев Гримм, Хубер был казнен после разгрома немецкого Сопротивления (1943) .
В драме Орфа нашли косвенное отражение и душевная стойкость Хубера перед лицом смерти, поразившая тюремного священника, и его заключительное слово на суде, и последние письма к жене, и зловеще-гротесковая фигура председателя берлинского суда.
Сюжет основан на исторических событиях XV века, изложенных в баварской хронике:дочь владельца аугсбургских купален Aгнес Бернауэрин, ставшая женой герцога Альбрехта Мюнхенского, три года спустя после свадьбы была по приказу свекра, правящего герцога Баварского, объявлена ведьмой и утоплена в Дунае.