Новая опера Александра Чайковского
15 и 16 декабря в Камерном музыкальном театре имени Б. А. Покровского состоится мировая премьера оперы «Альтист Данилов» Александра Чайковского по роману Владимира Орлова.
Опера написана в 2011-2012 гг. специально для Камерного театра. Это проект, в котором сошлись сразу несколько знаковых фигур отечественной культуры последних десятилетий: Орлов, Чайковский, а также выдающийся музыкант, народный артист СССР Юрий Башмет, которому композитор посвятил свою оперу. 16 декабря Юрий Башмет в качестве солиста (альт) примет участие в премьерном спектакле «Альтиста Данилова».
Как указано в пресс-релизе, «в основе оперы лежит одноименный роман Владимира Орлова, который в начале 80-х гг. произвел настоящий фурор. В нем сочетается точное, без прикрас, бытописание московской жизни и фантасмагория, острая социальная сатира и трогательный лиризм. Но главной в романе стала тема, необычайно притягательная во все времена: показать демоническое в человеке и человеческое в демоне. Орлов позволил ворваться в будни советского человека сверхъестественным силам и благодаря тому, с каким мастерством он это сделал, о романе заговорили, как о продолжении линии «Мастера и Маргариты» Булгакова во второй половине ХХ века».
Александр Чайковский, который сам выступил автором либретто оперы, сохранил важнейшие линии романа. «Альтист Данилов» уникален еще и потому, что это работа музыканта о своем профессиональном мире. Для режиссера Михаила Кислярова «Альтист Данилов» — это, прежде всего, спектакль об удивительном индивидууме: получеловеке–полудемоне, главная страсть которого — музыка. Все действие оперы вырастает из репетиции театрального оркестра, который, как и дирижер, станет активным участником спектакля. «Альтист Данилов» — последняя премьера Камерного театра, которую коллектив подготовил в рамках фестиваля «Год Покровского» к 100-летию со дня рождения Мастера.
Эпатаж в преддверии большого юбилея
Вагнеровские торжества, которые пройдут во всём мире в следующем году, когда будет отмечаться 200-летие великого немецкого композитора, предваряются громким скандалом, который случился далеко от центров вагнерианства – в Аргентине.
В столичном театре «Колон» только что прошла премьера сокращённой версии знаменитой тетралогии «Кольцо нибелунга», которая составила всего семь часов чистого звучания, в то время как одна только финальная опера цикла «Гибель богов» идёт на сцене около пяти. Инициатором сокращения выступила правнучка композитора, режиссёр Катарина Вагнер, являющаяся одной из соруководительниц знаменитого Байройтского фестиваля.
Но в Байройте реализовать свою задумку Катарина не решилась и выбрала для этих целей Буэнос-Айрес. Все немыслимые вагнеровские длинноты «обкромсал» композитор-аранжировщик Корд Гарбен и теперь «Кольцо» укладывается благополучно в два вечера, вместо четырёх. Однако поработать с новой версией Катарине так и не удалось.
Из-за организационных неурядиц в аргентинском театре, где не были готовы костюмы, декорации и не выполнены многие другие указания режиссера, К. Вагнер разорвала контракт с «Колоном» и на её место спешно призвали местного режиссёра Валентину Карраско. Режиссёр-радикал, не долго думая, заменила драгметалл в опере-прологе на похищенного ребёнка, взывая к местным аллюзиям на преступления времён хунты президента-диктатора Перрона. Именно в этой версии и в кратчайшие сроки премьера всё же состоялась, разделив местную публику на ярых приверженцев новой работы и столь же ярых противников.
Подготовил Саша Скипетров
по материалам Рунета и пресс-релизам театров
Alexander Tchaikovsky
Дата рождения
19.02.1946
Профессия
композитор
Страна
Россия, СССР
Народный артист РФ. Композитор, пианист, педагог. Профессор, заведующий кафедрой сочинения Московской консерватории. Художественный руководитель Московской филармонии.
Родился 1946 в творческой семье. Его отец — Владимир Чайковский — пианист по образованию, много лет был директором Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, дядя — выдающийся композитор Борис Чайковский.
А. Чайковский окончил ЦМШ по классу фортепиано у профессора Г.Г. Нейгауза, а потом Московскую консерваторию по двум специальностям: как пианист (класс Л.Н. Наумова) и композитор (класс Т.Н. Хренникова, у которого продолжил занятия в аспирантуре).
В 1985–1990 был секретарем Союза композиторов СССР по работе с творческой молодежью. С 1977 преподает в Московской консерватории, с 1994 — профессор.
В 1993–2002 — советник Мариинского театра.
В 2005–2008 — ректор Санкт-Петербургской консерватории.
А. Чайковский — обладатель I премии на Международном конкурсе композиторов «Hollybush Festival» (США). Принимал участие в международных музыкальных фестивалях в Шлезвиг-Гольштейне (Германия), «Пражская весна», в фестивале Юрия Башмета в Лондоне, в Международном фестивале искусств «Звезды белых ночей» (Санкт-Петербург), в фестивале им. А.Д. Сахарова в Нижнем Новгороде, в Международном фестивале «Киев-Фест». В 1988 был главным композитором фестиваля в Бад-Киссингене (Германия), в 1995 — фестиваля «Nova Scotia» (Канада). Произведения А. Чайковского звучат в крупнейших концертных залах России, Европы, Америки, Японии. Лауреат газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Композитор года».
Список сочинений А. Чайковского многообразен. Композитор в своем творчестве охватывает практически все основные жанры академической музыки: девять опер, среди которых — опера «Один день Ивана Денисовича», представленная в 2009 году в рамках фестиваля Национальной театральной премии «Золотая маска»; 3 балета, 2 оратории («К солнцу», «От имени земного шара»), 4 симфонии, симфоническая поэма «Ноктюрны Северной Пальмиры», Концерт для оркестра «ЦСКА – Спартак», 12 инструментальных концертов (для фортепиано, альта, виолончели, фагота и симфонического оркестра и других инструментов), хоровые и вокальные произведения и камерно-инструментальные сочинения. А. Чайковский активно работает в жанрах «легкой музыки». Им создан мюзикл «Греховодникъ», оперетта «Провинциалка», музыка к кинофильмам, телефильмам, документальным фильмам и мультфильму.
Музыку А. Чайковского исполняют такие выдающиеся музыканты, как М. Плетнев, В. Федосеев, В. Гергиев, М. Янсонс, Х. Вульф, С. Сондецкис, А. Дмитриев, Ю. Башмет, В. Третьяков, Д. Герингас, Б. Пергаменщиков, М. Гантварг, Е. Бронфман, А. Слободяник, «Вермеер-квартет», «Терем-квартет», «Фонтене-трио». С композитором сотрудничали: Мариинский театр, Московский Камерный музыкальный театр п/у Б. Покровского, Московский театр оперетты, Детский музыкальный театр им. Н.И. Сац, Пермский театр оперы и балета, Театр оперы и балета в Братиславе, Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии.
Почти 30 лет посвятил А. Чайковский педагогической деятельности. Выпускники композитора работают во многих городах России, в Италии, Австрии, Англии, США, среди них — лауреаты конкурса «Международная трибуна композитора ЮНЕСКО», Международного конкурса им. П. Юргенсона, международных композиторских конкурсов в Голландии и Германии.
А. Чайковский ведет активную общественную деятельность. В 2002 стал инициатором и художественным руководителем музыкального фестиваля «Молодежные Академии России». Основная цель фестиваля — продвижение молодых композиторов и исполнителей, акция получила поддержку Президента РФ. Композитор является членом и председателем жюри многочисленных российских и международных конкурсов, членом Совета культурного форума «Россия — Япония», членом общественного Совета директоров I канала (ОРТ).
Публикации
Фанфары для лауреатов 28.06.2022 в 16:38
Объявлены имена участников и членов жюри Международного конкурса имени Рахманинова 13.05.2022 в 23:43
InClassica в Дубае как грандиозный фестивальный ребрендинг 14.10.2021 в 13:45
«Король шахмат» в Московской консерватории 25.10.2016 в 18:04
«Альтист Данилов» Александра Чайковского 28.12.2012 в 11:20
Премьера оперы Александра Чайковского «Альтист Данилов» (operanews.ru) 23.12.2012 в 22:02
Петербургская консерватория в поисках ректора 19.06.2008 в 14:41
Интервью с Александром Чайковским 16.09.2004 в 14:44
Александр Чайковский: «Композитор должен иметь шанс на востребованность» 19.12.2002 в 22:24
Лоран Наури в ММДМ
Новую главу в летопись «Россия и Франция: диалог двух культур» впишет концерт ведущего французского баритона Лорана Наури и Елены Филоновой, наследницы традиций русской фортепианной школы, который состоится 12 декабря в Камерном зале ММДМ. Наури – выпускник Гилдхоллской школы музыки и драмы в Лондоне. Он дебютировал в 1992 году в главной партии оперы Д. Мийо «Христофор Колумб», постановкой которой открылся новый оперный театр в Компьене. В дальнейшем Наури пел в оперных театрах Парижа, Лондона, Нанси, Санта-Фе и других городов мира, исполняя музыку нескольких веков, от Монтеверди до современных авторов, сотрудничая стакими дирижерами, как М. Бенини, У. Кристи, Р. Якобс, М. Минковски, К. Нагано. Певец является признанным авторитетом в области ранней и барочной оперы (Рамо, Монтеверди, Люлли, Глюк), хотя ему весьма удаются и партии в операх Бизе (Эскамильо, «Кармен») и Массне (де Грие, «Манон»). В 2003 году запись оперы Клода Дебюсси «Пелеас и Мелизанда» с Наури в одной из главных партий была удостоена премии «Виктуар де ля мюзик» как лучшая французская запись года.
В программе первого отделения – жемчужины русской вокальной лирики, романсы Рахманинова, написанные в России до эмиграции. Во втором отделении прозвучат вокальные миниатюры французских композиторов XX века. «Песни Дон Кихота» Ибера и цикл Равеля «Дон Кихот к Дульсинее», отличающиеся легкостью, изяществом и остроумием, были написаны для фильма «Дон Кихот» (1933, режиссер – Георг Пабст) с Федором Шаляпиным в главной роли. Великий русский бас определял Вечного Рыцаря печального образа словами «И улыбка, и слеза, и судорога страдания». Цикл мелодий на стихи Аполлинера «Каллиграммы. Стихотворения мирного и военного времени» (1948) Пуленк написал в память о своем военном прошлом – «я посвятил каждую мелодию одному из тогдашних друзей и прелестной Жаклине Аполлинер, которую встречал в 1917 году на Монпарнасе с Гийомом и Пикассо».
«Альтист Данилов» Александра Чайковского
Александр Матусевич, 28.12.2012 в 11:20, количество просмотров:
9701
Столетие Бориса Покровского театр его имени отмечал весь год с большим размахом. Столько премьер, наверно, сколько дала труппа в текущем календарном году, пожалуй, здесь не случалось уже очень давно. Отдавая дань Покровскому, Камерный музыкальный — любимое детище позднего Мастера — особенно активно развивал в 2012-м одну излюбленную линию режиссёра: современную оперу.
Когда-то лабораториями современной советской оперы называли ленинградский МАЛЕГОТ и Театр Немировича-Данченко в Москве. В позднесоветскую эпоху оба театра забронзовели, стали респектабельными и подобно большинству оперных театров планеты почти полностью переключились на классику. Вот тут-то инициативу у них и перехватил Театр Покровского: сколько всего здесь было поставлено нового за сорок лет — трудно поддаётся учёту. Поэтому продолжение этой генеральной линии основателя театра есть самое естественное дело, особенно уместное в год столетия Мастера.
три оперы Владимира Кобекина увидели здесь свет рампы, кроме этого, оперы Григория Фрида, Владимира Рубина, Ефрема Подгайца также обрели здесь сценическую жизнь. Осенью этого года в Москве в большой помпой стартовал проект «Опергруппа» Василия Бархатова, призванный пропагандировать новые оперные произведения. А покровцы без всякой помпы планомерно провели полдюжины мировых премьер за этот год.
Взятый темп решили не сбавлять и
Композитор создавал произведение по заказу театра, что в наше время — большая редкость. По его собственным словам, сюжет он этот присмотрел ещё лет двадцать назад, но до воплощения в звуках дело дошло только сейчас. Одноимённый роман Владимира Орлова, вышедший в свет в 1980 году, в чём-то сродни булгаковскому «Мастеру и Маргарите»: тоже фантасмагория, и тоже в центре её — творческая личность. Единственная разница — в мере таланта: по яркости повествования, «интересности» сюжета, произведение Орлова всё-таки уступает булгаковскому бессмертному роману.
Но это не единственная трудность, стоявшая перед композитором: несмотря на приверженность современной опере, Камерный театр за любое произведение взяться не может. Например, «Братьев Карамазовых» Александра Смелкова здесь не поставишь — масштабы не те. «Бег» Николая Сидельникова поставили, но сильно в урезанном и переоркестрованном виде, отчего опера здорово проиграла. У Чайковского в «Данилове» всего 18 музыкантов — они сидят на сцене и являются частью действия, что вполне логично:
или, точнее, демоном возвысившимся, полюбившем род человеческий.
Колорит поздней брежневской эпохи композитор, он же либреттист, насытил современными аллюзиями — получилось наше время с пикетами и грызнёй в коллективе за гастроли в Италию. Начинается опера с репетиции моцартовской «Волшебной флейты» — в аранжировке Чайковского она звучит узнаваемо, но как-то совершенно оригинально, свежо, местами насмешливо.
В спектакле много положительного. Это и занимательная режиссура Михаила Кислярова, это и скупая, но эффектная, со световыми экспериментами и гигантским красным альтом (попутно служащим чем угодно) сценография Виктора Вольского. Это и актёрские удачи, например, замечательного Кармадона сделал бесспорный мастер сцены Герман Юкавский, не менее интересен и сам Данилов в исполнении эффектного Александра Полковникова. Ярки и женские образы — это Наташа Олеси Старухиной и Клавдия Екатерины Большаковой, некоторые эпизодические персонажи (например, Секретарша Ростовцева — Александра Мартынова). Это и используемые формы большой оперы — например, бриндизи Данилова во втором действии.
Автор словно боится развернуться во всю ширь. В партитуру постоянно вторгаются чужеродные элементы — прежде всего разговорные диалоги или даже целые сцены. Там, где композитор хотя бы немного допускает мелодики, он как бы её тут же стесняется, всё спуская под откос попсовости: современные звучания, слуховой опыт эпохи не переплавлен в горниле композиторской мысли, не пропущен через себя, а выдаётся в чистом виде, как набор банальных цитат, штампов и клише, полуцитат-полунамёков. В остальном же, в «серьёзной» части оперы,
С таким музыкальным материалом опера вряд ли станет популярной и будет делать кассу.
Честь и хвала Камерному театру Покровского, что он ведёт такую работу: сотрудничать с композиторами-современниками надо, развивать это направление необходимо. Однако и
и уж коли, тем более, есть заказ, стараться эти ожидания оправдать.
Фотографии с сайта sanitariuss.livejournal.com
31-й Шаляпинский
Определены даты проведения XXXI Международного фестиваля имени Федора Ивановича Шаляпина в Казани. Старейший в России оперный форум пройдет на сцене Татарского академического театра им. М. Джалиля с 1 по 16 февраля 2013 года. Шаляпинский фестиваль-2013 посвящается 140-летию со дня рождения великого баса. По традиции фестиваль откроет премьера — в нынешнем сезоне это «Аида» Дж.Верди в постановке известного петербургского режиссера Юрия Александрова. Новую сценографию и костюмы к спектаклю создал московский художник Виктор Герасименко. Для участия в постановке приглашены ведущие певцы театров России и Европы. История любви эфиопской царевны и египетского полководца будет представлена в рамках фестиваля дважды — 1 и 2 февраля. В афишу форума, помимо шедевров западно-европейской и русской классики, включена опера на татарском языке: поставленная в 2006 году «Любовь поэта» композитора Резеды Ахияровой будет показана 11 февраля. 13 февраля, в 140-ю годовщину со дня рождения выдающегося оперного певца Федора Шаляпина, на сцене театра состоится «Борис Годунов» М. Мусоргского.
К 170-летию «Руслана»
В сказочный мир музыкального шедевра – оперы Михаила Глинки «Руслан и Людмила» — погружает посетителей выставка «Там чудеса…», представленная на днях петербургским Музеем-усадьбой Гавриила Державина. Гостеприимный особняк на Фонтанке, филиал Всероссийского музея А.С.Пушкина, пригласил гостей на вернисаж, посвященный 170-летию премьеры произведения на сюжет пушкинской поэмы.
На выставке представлены эскизы декораций и костюмов к первым постановкам «Руслана и Людмилы» в России и за рубежом. Среди них работы Андрея Роллера — первого оформителя оперы, впервые исполненной в Большом театре (существовавшем в 1784-1886 годах на месте нынешней Петербургской консерватории). В фондах пушкинского музея сохранились также эскизы Владимира Гартмана, Ивана Горностаева и других выдающихся мастеров. Поражает неистощимая фантазия художников, ожививших витязей и князей, добрых и злых волшебников, сказителя Баяна, Черномора и даже удивительный и совсем не страшный образ Головы, с которой в поэме разговаривает Руслан.
Атмосфера сказочных чудес создана на выставке не только благодаря шедеврам из фондов музея, но и с помощью интерактивной программы для детей и взрослых. Виртуально путешествуя по сказке, можно не только увидеть ее изумительное оформление, но и услышать арии в исполнении великих русских и советских певцов. Среди них — Федор Шаляпин и Сергей Лемешев, Белла Руденко и Тамара Синявская.
Юрий Башмет подарил опере Александра Чайковского свое медийное лицо
фото: Сергей Каптилкин
Многострадальное сообщество альтистов теперь может похвастаться не только собственной коллекцией анекдотов, но и профильной оперой: худрук Московской филармонии, композитор Александр Чайковский написал трехчасовое двухактное действо о тихих оркестрантах, в которых черти водятся.
Роман «Альтист Данилов» Владимира Орлова, появившийся на свет в нескольких выпусках «Нового мира», стал бестселлером 1980-х. Демон-полукровка Данилов, которого сослали в московский театральный оркестр, подвергается репрессиям космического ареопага из-за своей излишней человечности: он любит земную женщину и пишет современную музыку.
Г-н Орлов (который, кажется, остался доволен посещенной им премьерой) весьма специфически скрестил булгаковский «фантастический реализм» с темой «маленького человека». То, что маленький человек в данном случае — струнник, проживающий тяжелую и неказистую жизнь советского артиста, не могло в один прекрасный день не привлечь к сюжету какого-нибудь композитора. Этим композитором стал г-н Чайковский, написавший оперу для театра имени Бориса Покровского.
Сочетание тегов «альтист» и «демоническое» не оставляет простора для фантазии. Даже если бы Юрий Башмет не дружил с Александром Чайковским, он наверняка материализовался бы в затемненном зале театра на Никольской. Но Чайковский не стал рисковать и заранее предусмотрел для Башмета два альтовых соло: ресторанное и лирическое.
Маэстро действительно показался на сцене; внутри действа он был фамильярно представлен почти как «Юра-музыкант»
Не пытаясь встроиться в происходящее иначе как guest star, Башмет играл свои соло не наизусть и не совсем безупречно, но именно его 15-минутное присутствие обеспечило маленькому театру внимание федеральной прессы и телеканалов
Для самой громкой премьеры сезона покровцы решили перекроить зрительный зал: сцена и партер поменялись местами, а оркестр (он же — миманс, учитывая специфику сюжета), возглавляемый Владимиром Агронским, выбрался из ямы на эстраду.
Режиссура Михаила Кислярова — насколько можно назвать режиссурой перемещения артистов по нескольким квадратным метрам — была логичной и предсказуемой. Правда, намерение создателей спектакля модернизировать сюжет осталось половинчатым: советские реалии все равно перевесили, благо что авторы то и дело сбивались с Дэвида Бэкхема на газету «Правда», с пародии на действующего российского президента — на старорежимный еврейско-оркестровый юмор.
Зато масштабная партитура Чайковского вышла драматургически состоявшейся. Самая интересная музыка (как положено в опере ХХ века) досталась интерлюдиям, остальное действо было заполнено бодрой и разнообразной моторикой. Обескураживало лишь то, что все лирические откровения возникали на низких стилистических частотах — любовь и страдания Александр Чайковский почему-то озвучивал танго-романсовой музыкой.
Пожалуй, самый перспективный вопрос, который ставит «Альтист Данилов», — вопрос новизны. С одной стороны, афиша гордо заявляет о «мировой премьере», и с этим фактом не поспоришь. С другой, опера Чайковского — по большому счету не такая уж современная. И вокальная стилистика, и оркестровое письмо, и драматургия отсылают к этапу, на котором мировой оперный процесс подзадержался в 40-60-е годы прошлого века. При этом музыка качественна и дает «Данилову» право на более-менее продолжительную жизнь после премьеры.
«Альтист Данилов» в меру своих сил опровергает аксиому о том, что современную оперу стоит писать, только если она революционна и ни на что не похожа. Именно таким — отнюдь не помешанным на новизне — был оперный мир в лучшие его времена. Опера Александра Чайковского вторична, как вторичны с позиций новой музыки многие опусы Россини или Генделя. С «Даниловым» в оживающей московской индустрии современной оперы появляется надежда на спокойную, добротную норму, которая сможет составить альтернативу крикливому экстриму.