Лендлер звуки музыки

Лендлер - современная энциклопедия - словари и энциклопедии

От йодля к шраммель-музыке

Музыкальность австрийцев не нуждается в особом представлении, ведь именно на австрийской земле родились Моцарт, Бетховен, отец и сын Штраусы. Народные музыкальные жанры, происходящие из Австрии, не менее хорошо известны в мире, и самым знаменитым, безусловно, является йодль.

Конечно, йодль характерен не только для Австрии, а для всего альпийского региона в целом, он часто ассоциируется со Швейцарией. Однако австрийцы считают йодль своим национальным достоянием, а мастера йодля из Штирии и Тироля соперничают в своем высоком в буквальном смысле слова искусстве.

Характерные звуки йодля узнает даже человек, далекий от фолк-музыки. Это виртуозное чередование низких грудных звуков и фальцета. Считается, что йодль возник из переклички альпийских пастухов, а само название является звукоподражательным — вокалисты выпевают звукосочетания наподобие «йодель-ай-и-ууу».Искусству йодля в Австрии обучают в специальных школахОднако не стоит считать йодль бессмысленным набором звуков — в этой технике исполняются и песни, например популярная в земле Зальцбург христианская Nachtgesang или юмористическая Uber’n Laurenziberg из Шнеберга, в которой рассказывается, как парень потерял девушку во время спуска с горы на санках.

На границе Австрии и Венгрии йодль называют югитцен, или альмер, а в Штирии — фуллацер. Однако наиболее знаменит своим йодлем Тироль, где до сих пор можно услышать аутентичные пастушеские песни данного типа. Чаще всего йодль исполняется под открытым небом, наилучшим местом считается то, где есть горное эхо.

Особый вид йодля, дудельн, исполняется в Вене. От альпийского варианта он отличается тем, что обычно сопровождается игрой на традиционных инструментах — аккордеоне, гитаре или кларнете. Кроме того, дудельн поют в закрытых помещениях, обычно в трактирчиках-хойригерах.

Конечно, одним йодлем фольклорная музыка в Австрии не исчерпывается

Важной народной традицией являются рождественские гимны, которые исполняются на улицах деревушек и городков с начала декабря. Песнопения на Рождество и Крещение в Каринтии, Траункирхене и Тироле даже признаны нематериальным наследием ЮНЕСКО. А в Вене процветает другой интересный вид фольклорного пения — шраммельмузик, названный в честь композиторов и скрипачей Иоганна и Йозефа Шраммелей, в XIX веке разработавших каноны жанра

А в Вене процветает другой интересный вид фольклорного пения — шраммельмузик, названный в честь композиторов и скрипачей Иоганна и Йозефа Шраммелей, в XIX веке разработавших каноны жанра.

Родственная романсу и шансону, шраммель-музыка объединяет в себе цыганские и альпийские мотивы с традиционными венскими песнями Wienerlied. Шраммельмузик отличается меланхоличным, лирическим настроением и обычно исполняется квартетами, в которых могут участвовать скрипки, гитары, кларнеты и аккордеон.

Без регламента

И сегодня среди четырех сотен балов, ежегодно проходящих в австрийской столице, каждый желающий может найти вечеринку на свой вкус. Если пальма первенства среди классических балов принадлежит Оперному, то среди альтернативных лидирует Бал жизни (Life Ball). Впервые он был проведен в 1993 году, чтобы собрать деньги на помощь больным СПИДом. Теперь это крупнейшее мероприятие Вены посещают ежегодно тысячи людей, среди которых преобладают представители секс-меньшинств. VIP-билет с закусками и напитками стоит 750 евро. Неудивительно, что сумма благотворительных средств обычно переваливает за миллион. Бал поддерживают «посланники жизни» — такие знаменитости, как Билл Клинтон, Элтон Джон, Шэрон Стоун, а также известные дизайнеры, которые устраивают модные показы во время вечера. Это яркое действо больше напоминает карнавал с эпатажными костюмами, нежели традиционный бал. (В 2019 году Бал жизни прошел в 26-й и последний раз. — Прим. Vokrugsveta.ru)Наконец, для большинства местных жителей существует великое множество других, куда более демократичных мероприятий. Свои «вечеринки» организуют представители разных профессий: юристы, врачи, пожарные, кондитеры, офицеры. Любой такой «профессиональный бал» вправе посетить все желающие, независимо от рода деятельности. Нужно просто приобрести билет, соответствовать дресс-коду и радоваться особенностям праздника. Например, на Охотничий бал гости облачаются в национальные костюмы альпийских регионов Австрии. На конфетном балу выбирают мисс Бонбон и взвешивают ее, используя сладости вместо гирек. На одном из самых популярных — балу владельцев кофеен в Хофбурге — совмещают приятное с приятным: танцуют и дегустируют разные сорта кофе. На многих вечерах есть традиция дарить женщинам сувенир на память, так называемый дамский взнос. Иногда во время вечера проходит лотерея (Tombola). Человек, чей номер окажется выигрышным, получает приз: от горы конфет до туристической путевки. «Есть не только профессиональные балы, но и вечера для разных социальных групп, — рассказывает Элизабет Грубер, научный сотрудник Венского университета, — их устраивают университеты, школы, общественные организации. Мои родители, как большинство представителей старшего поколения, ходят один-два раза в год на бал, организованный муниципалитетом или церковью. Я впервые принимала участие в таком празднике 10 лет назад. Моя школа вместе с пятью другими пригласила нас, старшеклассников, в городскую ратушу. Мы серьезно готовились, посещали уроки танцев. Мне было 16 лет. Я потратила целый день на поиски наряда и обуви. И бал обошелся мне примерно в 250 евро — такси, туфли, платье, прическа, напитки. Для меня это было немало. Конечно, сегодня можно приобрести платье и за 1000, но молодежь не привыкла тратить много на наряд. К тому же его можно арендовать за 150 евро, пунктов проката множество. Но я всегда покупаю платье за 50–150 евро в обычном магазине, таком как H&M, и немного перешиваю его, чтобы не дай бог не совпасть с другими девушками. Помню, как в тот вечер мне было скучно от классической музыки, и я с нетерпением ждала начала неформальной части с дискотекой». С тех пор Элизабет побывала не на одном балу и замечает, насколько демократичнее с годами становится имперская Вена и проще бальный этикет. «Многие думают, что на балах все танцуют только вальсы под музыку Штрауса и Моцарта, — говорит она, — но это не совсем так. На альтернативных бальных вечеринках можно услышать поп-музыку и диджеев, а надеть все что захочешь. Обычно бал проходит по следующему сценарию: все начинается в 7–8 вечера. Ты заходишь в зал, пьешь шампанское или вино, танцуешь или наблюдаешь за танцующими. В полночь традиционно вместе со всеми пляшешь кадриль. После обязательной части в отдельном зале для желающих начинается дискотека. А еще после полуночи все начинают есть, обычно сосиски и гуляш. Некоторые гости заказывают пиво. Кто-то удивится, но пиво разрешено пить даже во время Оперного бала. Что самое забавное, после изысканных балов, заканчивающихся в два-четыре часа ночи, можно увидеть, как люди в вечерних туалетах уплетают сосиски за обе щеки, стоя около уличных ларьков с едой». Несмотря на верность имперским привычкам и неизбывное уважение к регламенту, жители Вены относятся к своему национальному достоянию с детской непосредственностью: для них балы не роскошь, достойная избранных, а обыкновенное чудо, доступное всем.

Народный танец

Ничуть не менее интересна и традиционная танцевальная культура Австрии. Конечно, самым известным ее «представителем» является вальс, хотя в современном элегантном танце трудно узнать залихватские, даже почитавшиеся не совсем приличными пляски, которыми некогда развлекались посетители сельских трактиров.

Другой известный фольклорный танец, лендлер, хотя когда-то и уступил пальму первенства вальсу и польке, сегодня сохраняет свой самобытный характер и нередко исполняется любителями австрийской старины. Некоторые считают, что название «лендлер» связано с австрийским городком Ландль, другие же переводят его как «сельский танец».Традиционный лендлер — обязательная часть народных праздников и гулянийЛендлер — круговой парный танец с музыкальным размером ¾ (иногда 3/8), который танцевали уже в XVII веке. Сегодня лендлер исполняется под традиционную музыку. Очень интересна традиция ландлера в регионе Иннфиртель, где особый вид танца (Eicht) сочетается с йодлем альмер и романтической народной лирикой.

Во многих землях Австрии живут собственные, очень живописные танцевальные фольклорные традиции. Вот некоторые из них:

  1. Шленигер в Аберзее. Танец, упоминаемый еще в древних манускриптах, очень сложен и достаточно долог — он продолжается от 10 до 15 минут и сопровождается пением танцоров, ритмичным притопыванием и хлопаньем в ладоши. Нередко шленигер исполняется на традиционных свадьбах.
  2. Танец с мечами в Дюрнберге. Рабочие соляных шахт Зальцкаммергута исполняли этот мужественный танец на праздниках и гуляниях уже 500 лет тому назад. В нем участвуют только мужчины, которые ритмично перемещаются с мечами, поочередно выстраиваясь цепью или кругом.

Танец с мечами — живописное и красочное шоу, упомянутое в списке нематериального культурного наследия ЮНЕСКО

  1. Трестерер в Пинцгау. Традиционный танец в Пинцгау связан с карнавальными шествиями 5 января, в канун католического Крещения. Этот круговой танец исполняется после захода солнца группой молодых людей, путешествующих с одной фермы на другую. Посещение танцорами считается особой честью и по поверью приносит удачу.
  2. Руден в Зирнинге. Название местной модификации лендлера восходит к древнегерманскому слову «роти», означающему стадо. В танце, который исполняют под многоголосое пение в Прощеный вторник, участвуют 4−6 пар. Помимо музыки, танец сопровождается Gstanzl — стихами из 4−8 строчек на острые социальные, моральные и политические темы, которые ежегодно пишутся специально для праздника и расходятся по всему региону.

Сказки, легенды, театр

Имена собирателей немецкого фольклора братьев Гримм известны, пожалуй, любому. Многие из записанных ими сказок существовали в устной традиции не только Германии, но и Австрии. В частности, именно австрийское происхождение имеет сказка о Красной Шапочке.

Разумеется, австрийские лингвисты тоже не оставляли без внимания богатую народную культуру своей страны. Один из самых известных фольклористов Австрии Теодор Ферналекен (1812 — 1907) опубликовал в середине XIX века сборники австрийских народных сказок «Детские и домашние сказки альпийских регионов» и «Альпийские сказания».

Кроме того, фиксацией устного народного творчества занимались графиня Мария Алкер фон Гюнтер (сборник «Сказки и легенды Тироля») и Игнац Зингерле («Сказания Тироля»).

Во многих произведениях австрийского фольклора нашли отражение «бродячие» центральноевропейские сюжеты, воспевающие доброту, честность и смелость и порицающие вероломство, ложь и другие пороки. Однако существуют и самобытные истории, например «Сказка о волшебном сне» или «Маленький портняжка».

Еще одна важная часть традиционной культуры Австрии — народный театр. Он зародился из театрализованных представлений, которые устраивали в праздники жители небольших городков и бродячие актеры. Традиция подобных шоу до сих пор сохраняется в некоторых землях, например в штирийском Ласнице.Озорной Касперль — традиционный персонаж народного кукольного театра и отличный сувенир из АвстрииПредполагается, что народная театральная традиция существовала в устном виде на протяжении многих столетий, однако записаны «пьесы» были только в XIX веке, причем до наших дней дошло лишь пять из них. В представлениях религиозные мотивы причудливо переплетаются с языческими обычаями, а декламация перемежается с пением.

На гуляньях и ярмарках горожан порой развлекает кукольный театр с традиционным героем — Касперлем, напоминающим русского Петрушку. Представления с участием этого персонажа проходили уже в XVII веке — Касперль «играл» и в традиционных сказках, и в веселых сценках, в которых с помощью своей палки побеждал дьявола, крокодила и ведьму.

Схема танца

1 часть

  1. Вальсовый шаг с внешних ног по линии танца, внутренние руки выносятся вперед (1 такт)
  2. Вальсовый шаг с внутренних ног по линии танца, внутренние руки выносятся назад (1)
  3. Соло-поворот Д, в конце внутренние руки пары вынесены вперед (2)
  4. Вальсовый шаг с внешних ног по линии танца, внутренние руки выносятся назад (1)
  5. Вальсовый шаг с внутренних ног по линии танца, внутренние руки выносятся вперед (1)
  6. К подхватывает левой рукой правую руку Д, эти руки поднимаются, и Д прокручивается под ними через левое плечо; соединенные правая рука К и левая рука Д держатся в районе талии, так что после кружения Д оказывается в кольце из этих рук (2)

2 часть «Арка»

  1. В такой позиции пара идет променадом по линии танца (4) (или 8?)

  2. К обводит Д вокруг себя (делает полный круг) (3)

  3. Танцующие доворачиваются друг к другу лицами, руки перехватываются крест-накрест, правые сверху (1)

3 часть «Триумфальная арка»

  1. К мелкими шажками продвигается по линии танца, Д прокручивается под поднятыми руками через правое плечо, все четыре руки партнеров держатся вместе, не разрываясь на две петли (2)

  2. Д мелкими шажками продвигается по линии танца, К прокручивается под поднятыми руками через левое плечо, все четыре руки партнеров держатся вместе, не разрываясь на две петли (2)

  3. Повторение пп. 10-11, в конце правые руки разрываются и отводятся по полукругу в стороны, левые поднимаются на уровень глаз. (4)

5 часть «Падение»

  1. Руки разводятся перед Д и К «ныряет» в открывшееся окошко под правую руку Д, увлекая Д за собой, после чего пара снова становится в начальную позицию этой части (4)

  2. Руки разводятся перед К и Д «ныряет» в открывшееся окошко под левую руку К, увлекая К за собой, после чего пара снова становится в начальную позицию этой части (4)

  3. Повторение пп. 16-17 (8)

6 часть «Окошки»

  1. Д кружится под соединенными руками в правую сторону до положения, когда правые соединенные руки партнеров образуют собой окошко, через которые партнеры глядят друг на друга и держатся соединенными левыми руками. Локти левых рук опущены, партнеры повернуты правыми плечами друг к другу (4)

  2. Партнеры делают по кругу два шага вальсового променада, меняясь местами (2)

  3. К обходит Д и пара встает друг к другу лицами, руки держатся крест-накрест, левые сверху (2)

  4. Д кружится под соединенными руками в левую сторону до положения, когда левые соединенные руки партнеров образуют собой окошко, через которые партнеры глядят друг на друга и держатся соединенными правыми руками. Локти правых рук опущены, партнеры повернуты левыми плечами друг к другу (4)

  5. К обходит Д и пара встает в «виньетку»: лицом по линии танца, правые руки подняты над головой у Д, левые – перед К (4)

Вальсы : Ländler (Franz Anton Roller)

Источники изучения: Материалы ФСТ-7; Anonymus: Toiletten Geschenk fur Damen, Heft IV. Leipzig 1808Лендлеры — группа немецких и австрийских танцев, родственных ранним вальсам.
Танец на произвольное количесвто пар, танцуется по кругу.
Музыка: 3/4, вступление 8 тактов и 7 частей по 8 или 16 тактов.
Варианты названия: ЛендлерТанец относится к: 1808Прикрепленные файлы:Landler_Allemande.mp3;Хореограф: Franz Anton RollerАвтор описания: Алексей Мачехин (Гарольд)Степень реконструкции: Постановка из исторических фигурПоследние изменения: 24.03.2009Комментариев:

Схема танцаИсходная позицияОсновной шагВступление

1 часть (8 тактов)Такт 1 Партнеры разворачиваются по х.т. и с внешней ноги променад вперед, выводя соединенные руки перед собой.Такт 2 Променад по х.т. с доворотом друг к другу и отводом рук назад (против х.т.)Такты 3-4 Партнеры разворачиваются по х.т., променад вперед выводя соединенные руки перед собой, К поднимает руку дамы и та проворачивается под рукой по ч.с.Такт 5 Променад по х.т. с доворотом друг к другу и отводом рук назад (против х.т.)Такт 6 Партнеры разворачиваются по х.т. и с внешней ноги променад вперед выводя соединенные руки перед собой, К берет л. рукой п. руку дамыТакты 7-8 з небольшим продвижением К левой рукой за п.р. вращает даму против ч.с. и разворачивается по х.т.
В конце К и Д стоят плечем к плечу, внешние руки соединены арочкой над головами, п.р. кавалера обнимат талию дамы и держит ее л.р.
2 часть (8 тактов)Такты 1-4 (музыка ускоряется) променад по х.т.Такты 5-6 пара поворачивается против ч.с. на 180°Такты 7-8 Д возвращается на свое место с проворотом по ч.с., К — на свое место. В конце партнеры перехватывают руки накрест п. руки сверху.
3 часть (8 тактов)Такты 1-2 К делает маленькие шаги по х.т., в это время Д делает оборот по ч.с. под соединеными руками. Руки партнеров не отпускаются, сохраняя контакт внутренними сторонами пальцев. По завершении такта руки скрещены, л.р. сверху.Такты 3-4 Д делает маленькие шаги по х.т., в это время К делает оборот против ч.с. под соединеными руками. Руки партнеров не отпускаются, сохраняя контакт внутренними сторонами пальцев. По завершении такта руки скрещены, п.р. сверху. Такты 5-8 повторение Т.1-4.
4 часть (16 тактов)Такт 1 Пара начинает движение в центр круга, п.р. поднимаются на уровень глаз.Такт 2 п.р. выводятся вверх и, отпустившись, идут по большой дуге вниз, тем временем левые выводятся на уровень глаз.Такт 3 л.р. выводятся вверх и, отпустившись, идут по большой дуге вниз, тем временем правые соединяются внизу.Такт 4 л.р. соединяются под правыми.Такты 5-8 Т.1-4 с продвижением из центра.Такты 9-16 Т. 1-8
5 часть (16 тактов)Такты 1-4 Соединенные руки на первый такт скрещиваются ближе к кавалеру и тот «ныряет» головой в образованное руками дамы окошко, вращаясь на месте на 360°, после начала оборота кавалером, дама также проворачивается вслед за руками.Такты 5-16 То же самое делает дама, потом снова кавалер и снова дама
6 часть (16 тактов)Такты 1-4 Д вращается на месте по ч.с. под руками, не отнимая их от рук кавалера, два оборота. В результате правые руки создают вертикальное окошко, через которое протянуты левые руки. Д оказываются лицом против х.т., кавалер — по х.т.Такты 5-6 Пара поворачивается по ч.с. на 180°Такты 7-8 Д останавливается, а К обходит ее еще на половину круга на свое место не отнимая рук. В результате партнеры друг напротив друга, руки соединены.Такты 9-12 Д вращается на месте против ч.с. под руками, не разнимая их с руками кавалера, два оборота. В результате левые руки создают вертикальное оконце, через которое протянуты правые руки. Д оказывается сицом по х.т., кавалер — против х.т.Такты 13-14 Д стоит на месте, а К обходит ее против ч.с. не разнимая рук.Такты 15-16 К завершает обход и становится рядом с дамой. П. руки над правым плечом дамы, левые — внизу спереди слева.7 часть (16 тактов)Такты 1-4 променадТакты 5-8 пара вращается вокруг оси против ч.с. на 360° Такты 9-12 променадТакты 13-16 партнеры вращаются вокруг оси пары против ч.с. на 360° и останавливаются лицом друг к дркгу.

Заключение

Где посмотреть фольклорные выступления?

Сегодня в Австрии нет недостатка в небольших любительских группах исполнителей йодля и профессиональных музыкальных или танцевальных коллективах, радующих своим мастерством туристов и ценителей. Кроме того, фолк-музыку можно услышать на специальных фестивалях:

  1. Adventsingen, рождественский фестиваль фольклорной и классической музыки в Зальцбурге Его ежегодно посещают до 40 000 зрителей. В рамках фестиваля с пением йодлем выступает большой хор мальчиков.
  2. Фольклорный фестиваль Villacher Kirchtag Проходит в конце июля, является одним из крупнейших в Австрии — его посещают до 400 000 человек. В программе — парад в традиционных костюмах, фольклорная музыка и танцы, национальная еда.

Кроме того, фольклорными выступлениями сопровождается практически любой местный или национальный праздник, особенно в Альпах в летние месяцы, когда пустующим горнолыжным отелям и шале необходимо привлекать туристов.

В качестве примера таких нарядных и по-деревенски красочных шоу можно назвать Тирольский фестиваль фольклорного танца (Tiroler Tanzlmusigfest) в конце августа в Вильдшенау или Праздник скота в Куфштайне в сентябре.

Познакомиться с традиционной венской песней можно в рамках фестивалей Wean Hean или Wien im Rosenstolz.

Австрийцы с большим уважением относятся к традиционной национальной культуре. Приобщиться к их самобытному фольклору при желании может каждый турист. Возможно, вам уже приходилось слышать йодль или вы видели, как танцуют лендлер? Поделитесь своими впечатлениями в комментариях.

А если вы хотите больше узнать об Австрии, рекомендуем подписаться на нашу рассылку, в которой мы предлагаем самую актуальную и интересную информацию о жизни, работе и об учебе в этой замечательной стране.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: