Новые монтекки и капулетти: смысл фильма «вестсайдская история»

Жанровые признаки мюзикла в вестсайдской истории

Немного теории, более глубокие проблемы или почему «Вестсайдская история» работает хуже, чем должна

Факультативная рубрика специально для тех, кто хочет стать чуточку более подкованным в том, почему после просмотра некоторых мюзиклов остаётся удовлетворение, а после других – только мысль «Зачем они так много пели?». И почему новая «Вестсайдская история» внезапно падает во вторую категорию. (Если вам не особо интересно моё длинное занудство – можете перейти сразу к итогам.)

Итак, детишки, немного теории. Все мюзиклы можно условно поделить на три типа: песни в них могут быть diegetic (для упрощения буду называть их «аутентичными»), non-diegetic («неаутентичными») и смешанными.

«Аутентичными» песнями являются те, которые вписываются в мир фильма или постановки. Хрестоматийный пример – в «Кабаре» 1972 года все музыкальные номера исполнялись со сцены, поэтому персонажи их слышали на самом деле.

«Неаутентичными» же являются те песни, которых другие персонажи как бы не слышат и которые существуют только для зрителя. Любая фоновая музыка является «неаутентичной», потому что персонажи не реагируют на неё. Или же «Мама Мия!», в которой Мэрил Стрип внезапно начинает петь про победителя, который получает всё, а Пирс Броснан принимает это так, как будто она просто с ним разговаривает.

«Вестсайдская история» попадает во вторую категорию, потому что в мире фильма нет никакого обоснования тому, почему персонажи поют, а не разговаривают. Значит, нужно сделать так, чтобы у зрителя не было слишком резкого неприятия этого факта. Как этого добиваются в других фильмах?

У «Тик-так… БУМ!» есть обрамляющее повествование – то есть рассказчик, главный герой, который со сцены повествует залу свою историю как будто флешбэками, подыгрывая самому себе на пианино. То есть вроде как Эндрю Гарфилд поёт посреди кафе, но при этом у нас есть тому обоснование. Мы понимаем, почему всё так, а не иначе.

Или же «На высоте мечты», где каждый музыкальный номер сопровождается яркими спецэффектами, в которых персонажами нарушаются законы гравитации, по небу летят рулоны с тканями, а на заднем фоне танцуют манекены. То есть зрителю утрированно дают понять, что песня как бы «не взаправду», поэтому у него не возникает диссонанса.

Спилберг же ушёл с головой в реализм и детализацию, что очень сильно подкосило именно мюзикловую составляющую. В оригинальной «Истории» условность некоторых декораций помогала зрителю легче поверить в то, что спорить про жизнь в Америке лучше всего в песне. Когда же мы видим настоящие улицы, реалистичную обстановку и кровавые разборки, то пение и синхронная хореография кажутся притянутыми за уши. Излишняя приземлённость и «жизнь как она есть» плохо уживаются с балетными па посреди проезжей части.

Постановка и актёрский вклад

Итак, наш главный вопрос – получился ли у Спилберга хороший мюзикл? И ответить на него оказывается очень непросто.

С одной стороны – это удивительно красивый фильм, с шикарной хореографией Джастина Пека, которая идеально подчёркнута отличными костюмами. Плюс сам музыкальный материал от мастодонтов Леонарда Бернстайна и Стивена Сондхайма (мой траур ещё не окончен) граничит с гениальностью, взять хоть тематический и лейтмотивный планы.  Аранжировки божественны, операторская работа проделана просто нереальная. Спилберг – огромный молодец. Конечно, лёгкая наивность любви до гроба с первого взгляда иногда смущает, но тут стоит больше винить «Ромео и Джульетту».

С другой стороны… Нет, об этом позже. Сначала пройдёмся по работе с актёрами. И первое, что мне хочется заметить – я влюблена в то, что они сделали с Валентиной, персонажем пуэрториканской актрисы Риты Морено. В либретто мюзикла владельцем маленькой аптеки был Док, но когда у вас в распоряжении есть Рита Морено, получившая Оскар и Золотой Глобус за свою работу в оригинальном фильме, то решение заменить Дока на его вдовствующую жену – это идеальное попадание, даже не хочется искать в этом всём актуальную «повесточку».

«Вестсайдская история» также может похвастаться прекрасными молодыми талантами. Рэйчел Зеглер безумно трогательна, Ариана ДеБос (Анита) и Дэвид Альварез (Бернардо) отлично отыгрывают, но ярче всех выделяется Майк Фейст (Рифф). которого могут узнать по вокалу фанаты другого мюзикла, «Дорогой Эван Хансен».

Фильмы, похожие на «Вестсайдскую историю»

  • Вам и не снилось (СССР, 1980). Трогательный фильм о первой школьной любви, которой пытаются помешать взрослые.
  • Друзья до смерти (США, 2014). Ревность приводит к смерти одной из трёх подруг, и теперь мать пытается добиться справедливости.
  • Звуки музыки (США, 1965). История любви молодой гувернантки и отставного морского капитана.
  • Мы должны выбраться из этого места (США, 2013). Трое подростков пытаются покинуть забытый Богом городок, но неожиданно оказываются втянутыми в мафиозные разборки.
  • Фоксфайр, признание банды девушек (Франция, 2012). Молодёжная группировка, состоящая из одних девушек, бросает вызов устоям общества.

ACT TWO

In Maria’s apartment, she gushes to her friends about how it is her wedding night and she is so excited («I Feel Pretty»). Chino interrupts her reverie to tell her that Tony has killed Bernardo. She refuses to believe him, but when Tony arrives on her fire escape, he confesses. He offers to turn himself in, but she begs him to stay with her. She says that, although they are together, everyone is against them. Tony says they’ll find a place where they can be together («Somewhere»).

In a back alley, the Jets regroup in shock. No one has seen Tony. Officer Krupke comes by, threatening to take them to the station house. The boys chase him away for the moment and then release some tension by play-acting the scenario of what would happen if Krupke actually did take them to the station house («Gee, Officer Krupke»). Anybodys shows up with information about Tony and the fact that Chino is looking for him. She uses this information to get the boys to treat her like one of the gang. The Jets agree that they need to find Tony and warn him about Chino.

Meanwhile, Anita comes into Maria’s room and finds her with Tony. Tony and Maria are planning to run away. Tony knows that Doc will give him money, so he goes to the drugstore and tells Maria to meet him there. She agrees. When he leaves, Anita explodes at her for loving the boy who killed her brother. Maria acknowledges that it’s not smart, but she can’t help it («A Boy Like That / I Have a Love»). Anita tells Maria that Chino has a gun and is looking for Tony. Schrank arrives and detains Maria for questioning. Maria covertly asks Anita to go to Doc’s and tell Tony that she has been delayed. Reluctantly, Anita agrees.

The Jets arrive at Doc’s, learning that Tony and Doc are in the basement. Anita arrives and asks to speak to Doc. The Jets, recognizing her as Bernardo’s girl and thinking that she is there to betray Tony to Chino, won’t let her go down to the basement to talk to Doc. Instead, they harass and attack her. Doc arrives to find them ganging up on her; he breaks it up, but Anita, disgusted and hurt, lies to Doc and tells him to relay a message to Tony: Chino has shot Maria, and he will never see her again.

When Doc returns to Tony in the basement, he delivers Anita’s message. Tony is distraught and heartbroken. He runs out into the streets and calls Chino to come for him. Anybodys tries to stop him, but Tony doesn’t care. He yells to Chino that he should come out and shoot him, too. Maria appears in the street – much to Tony’s surprise – and they run towards each other. In that moment, Chino steps out of the shadows and shoots Tony, who falls into Maria’s arms, gravely wounded.

The Jets, Sharks and Doc appear on the street. Maria picks up the gun and points it all of them, asking Chino if there are enough bullets to kill all of them and herself, as well. The depths of her sadness and anger move everyone as she breaks down over Tony’s body. Officers Krupke and Schrank arrive. They stand with Doc, watching as two boys from each gang pick up Tony’s body and form a processional. The rest follow the processional, with Baby John picking up Maria’s shawl, giving it to her and helping her up. As Maria follows the others, the adults continue to bear silent witness («Finale»).

Суть фильма

Суть фильма «Вестсайдская история» заключается в бессмысленности и бесполезности действий всех участников истории. Мария и Тони уверены, что смогут быть вместе, но им мешают воссоединиться Бернардо и Рифф. Оба лидера преследуют личные амбиции, и даже умудряются разыграть карту влюблённых в своих интересах. Ведь именно участие Тони стимулирует «Акул» присоединиться к большой разборке.

При этом никакого смысла в запланированной драке нет. Парадокс ситуации заключается в том, что обе уличные банды пытаются утвердить свою власть над почти несуществующим кварталом. Вскоре здесь не будет жилых домов, и про «Ракет» и «Акул» никто не вспомнит. Однако сей ключевой аспект никого не смущает, и участники группировок твёрдо намерены довести задуманное до конца.

На этом фоне несколько непонятен остаётся смысл действий Тони и Марии. Если девушка слишком наивна и верит, что добро всегда побеждает зло, а любовь сильнее ненависти, Тони чётко должен осознавать природу вещей. Ему нужно было сразу принимать правильное решение, не цепляться за тени прошлого и увозить Марию, как можно дальше. Ведь квартал имеет на него сильное влияние.

При этом скрытый смысл фильма «Вестсайдская история» очень тонко закручивается вокруг случайностей. Тони случайно оказывается на танцевальном вечере, где знакомится с Марией. Примерно в это время случайно назревает грандиозная разборка между бандами, хотя вражда между «Ракетами» и «Акулами» наверняка тянется не один год. Случайно Чино надеется на отношения с Марией, и наверняка банальная ревность заставляет его в концовке выстрелить в спину Тони. Случайно Анита чуть не становится жертвой насилия, хотя ранее за «Ракетами» ничего подобного не наблюдалось, и в отместку врёт об убийстве Марии, подталкивая Тони к гибели.

Кадр из фильма.

Большое количество случайностей превращается в закономерность, что подталкивает к мысли, что отношения между Тони и Марией изначально были обречены на провал, несмотря на вспыхнувшую любовь и страсть. Возможно именно поэтому Спилберг и оставил девушку в живых. Мария познала настоящую любовь, но при этом имеет все шансы прожить длинную и счастливую жизнь, выйти замуж, родить детей. Возможно, это самое логичное объяснение концовки мюзикла.

Поверхностные проблемы мюзикла

И тут мы впервые натыкаемся на недостаток – вокал Элгорта звучит очень слабо на фоне своих товарищей. И дело не в том, что он поёт плохо – наоборот, он попадает в ноты и делает это даже мило, но уж с перебором тихо и неустойчиво. Сыграй он в более современном мюзикле, и это было бы не так заметно, но мы с вами говорим про классику Бродвея, где такая роскошь не позволительна.

Плюс моей личной трагедией стало присутствие на экране Брайана д’Арси Джеймса, потрясающего певца с красивым глубоким голосом, которому не дали ни одной песни. Как так?!

Ещё один минус – при всей красоте постановки балетные па в исполнении подростковых группировок выглядят немного глупо. Я должна их бояться или над ними смеяться?

И последнее – попытка повысить эмоциональный накал в некоторых сценах заставляет задаться вопросом, а правильно ли у персонажей расставлены приоритеты? Пример: в одной из сцен происходит нечто ужасное, а два женских персонажа вместо того, чтобы убиваться от горя, поют про любовь Марии и Тони. В оригинале было примерно то же самое, но такого отторжения не вызывало – мелкие изменения наложились в большой снежный ком и вызвали подобный эффект.

Мюзикл и трагедия Шекспира

В целом, Стивену Спилбергу удалось максимально точно воспроизвести суть трагедии Шекспира, добавив с сюжет немного драйва и красочных декораций. Разумеется, мюзикл заметно отличается от реальной истории, но идея до зрителя донесена точно. Например, очень эпично смотрится сцена у балкона, где главные герои впервые осознают свою любовь. Представителей Монтекки и Капулетти заменяют враждующие уличные группировки, поэтому чувствам Тони и Марии предстоит пробиться сквозь устоявшуюся ненависть.

Однако концовка истории отличается. В оригинале Джульетта выпивает снадобье, чтобы все посчитали её мёртвой.  Увидевший её Ромео травит себя. Когда Джульетта приходит в чувство и видит бездыханное тело возлюбленной, она закалывает себя кинжалом. Во время похорон влюблённых, Монтекки и Капулетти забывают о многолетней вражде.

Спилберг оставляет Марию в живых. При этом группировки также забывают о борьбе за власть и вместе уносят мёртвое тело Тони.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: