Кондратьева марина балерина личная жизнь дети

Начало обучения

Отец девочки не сильно сопротивлялся решению, и вот, юная Марина Кондратьева по рекомендации Вагановой поступает в Московское хореографическое училище. Первое время учёбы даётся не слишком легко, однако страсть и жажда танца всегда выходили на первый план перед любыми трудностями. Очень скоро девушка привыкает, свыкается не только со сложными графиками и нещадными тренировками – она свыкается с мыслью о том, что может стать ничем не хуже самых известных и неповторимых в своём роде ведущих балерин не только Большого, но и множества других мировых театров. Старания будущей балерины не проходят зря: в 1952 году Марина блестяще оканчивает училище под руководством Галины Петровой и вслед за этим попадает в труппу танцоров Большого театра.

Самовыражение на сцене и в лучших своих ролях

Миру высокого балета Кондратьева запомнилась благодаря своей неповторимой технике. Она не вводила новые стили или движения, как делала это Плисецкая, однако её манера исполнения была настолько лёгкой, что, казалось, танцует она не по сцене, а прямо в воздухе. Её удивительная порывистость движений дала возможность идеально обыграть многих персонажей, где вершина её мастерства пала на «Жизель» — балет, в котором главная героиня должна порхать, словно бестелесное видение, едва касаясь пола ногами. Движения балерины обязаны были быть изящными, но быстрыми, она должна была стремительно нестись выражая свои чувства, но в то же время звук её шагов должен быть поглощён тишиной. Всё это невероятно точно удалось передать Кондратьевой.

Раз за разом теперь она исполняла партию Жизель – балет с каждым разом выходил всё лучше и лучше, а мастерство великолепной балерины выглядело всё более отточенным. Блистая в этом образе, Марина Кондратьева добилась звания одной из лучших Жизелей XX века.

Марина Кондратьева – балерина, ставшая живым воплощением романтического балета в лучших его традициях. Стремительная, грациозная, невесомая – она была призрачным образом, который завораживал не только зрителей, но и повидавших многое балетмейстеров и всю труппу в целом.

В балете «Паганини» девушка вновь исполнила роль, которая выходила у неё лучше всего – роль Музы, появляющейся из ниоткуда и дарящей вдохновение и надежду.

Биография

Внешние изображения

Родилась 1 февраля года в Ленинграде. Отец — (1902—1979), лауреат Сталинской премии I степени (1946), действительный член АН СССР, доктор физико-математических наук В. Н. Кондратьев.

В Московское хореографическое училище была рекомендована А. Я. Вагановой. Окончила училище в 1952 году по классу педагога Г. П. Петровой, после выпуска была принята в балетную труппу Большого театра.

В театре занималась у Марины Тимофеевны Семёновой. Составляла дуэт с танцовщиком М. Лиепой, также в разные годы партнёрами выступали Н. Фадеечев, М. Лавровский, Ю. Владимиров, Б. Хохлов, В. Тихонов, Я. Сех и другие.

В 1980 году окончила Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского.

Педагогическую деятельность начала в Государственном концертном ансамбле СССР «Московский классический балет» (ныне Театр классического балета Н. Касаткиной и В. Василёва. В 1980—1987 годах преподавала в ГИТИСе, с 1986 — доцент; с 1987 года, одновременно с работой в Большом театре, ведёт занятия в Институте танца в Москве, в 1990—2000 годах преподавала классический танец в Московской академии хореографии (с 1999 — профессор).

Репетировала с балеринами «Театра классического балета» М. Перкун-Бебезичи и В. Тимашовой, также работала с артистами труппы «Большой театр — студия Юрия Григоровича», в том числе с Е. Князьковой.

С 1988 года выступает в качестве балетмейстера-постановщика, поставив в Большом театре Гран-па из балета «Пахита» в хореографии Мариуса Петипа и «Па-де-катр» в хореографии А. Долина.

В Большом театре ведёт женский класс и занимается репетиторской работой. В разные годы под её руководством занимались и репетировали такие артистки, как Л. Семеняка (вместе они подготовили «Шопениану»), Н. Грачёва, А. Антоничева, Е. Шипулина, Н. Капцова, Н. Осипова, О. Смирнова, Ч. Ализаде и многие другие артистки балета. Среди её учениц в настоящее время — Ю.Степанова, А. Туразашвили, Н. Кобахидзе, Джу Юн Бэ, Н. Бирюкова.

В 2013 года стала членом Художественного совета балетной труппы Большого театра.

Биография

Родилась 1 февраля 1934 года в Ленинграде, ныне — Санкт-Петербург.

Отец — лауреат Государственной премии, действительный член Академии наук СССР доктор физико-математических наук В. Н. Кондратьев.

В Московское хореографическое училище была рекомендована А. Я. Вагановой. В 1952 году окончила Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии), где в выпускном классе занималась у Галины Петровой, и была принята в балетную труппу Большого театра. Совершенствовала свое мастерство под руководством М. Т. Семёновой. Довольно часто выступала с Марисом Лиепой — и это был блестящий дуэт, выступавший на самых блестящих сценах мира.

В 1980 году окончила Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского (ГИТИС, ныне Российская академия театрального искусства).

Педагогическую деятельность начала в ансамбле Московский классический балет (ныне Государственный академический театр классического балета) под руководством Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василева. В 1980—1987 годах преподавала также в ГИТИСе (доцент, 1986). В 1990—2000 годах (профессор, 1999) — в Московской академии хореографии. Репетировала с Маргаритой Перкун-Бебезичи, Верой Тимашовой, репетировала также с артистами труппы «Большой театр — студия Юрия Григоровича», в том числе с Еленой Князьковой. Стала педагогом-репетитором Большого театра. В настоящее время под ее руководством занимаются прима-балерины Надежда Грачёва, Н. П. Осипова, также Нелли Кобахидзе, Джу Юн Бэ, Чинара Ализаде, Анна Тихомирова, Анна Окунева и другие артистки балета. Ведёт класс.

С 1988 года выступает в качестве балетмейстера-постановщика.

Снималась в телеэкранизации балета «Паганини» (1974). Ее творчеству посвящен телефильм-концерт «Балерина Марина Кондратьева» (1979) и документальный фильм «Это бесконечное фуэте» (режиссер Э. Агаджанян, «Классика-фильм», 2002).

Творчество[править | править код]

Репертуар

Указаны основные партии в Большом театре

  • 1951 — Маша, «Щелкунчик» П. Чайковского, хореография В. Вайнонена
  • 1954 — Золушка, «Золушка» С. Прокофьева, хореография Р. Захарова
  • 1954 — Мария, «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, хореография Р. Захарова
  • 1955 — Сюимбике, «Шурале» Ф. Яруллина, хореография Л. Якобсона
  • 1955 — Принцесса Аврора, «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции А. Мессерера и М. Габовича
  • 1957 — Гаянэ, «Гаянэ» А. Хачатуряна, хореография В. Вайнонена, режиссёр Э. Каплан
  • 1959 — Повелительница дриад, «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции А. Горского
  • 1959 — Джульетта, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского
  • 1959 — Катерина**, «Каменный цветок» С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича,
  • 1960 — Водяница*, «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина, хореография А. Радунского
  • 1960 — Муза*, «Паганини» на музыку С. Рахманинова, хореография Л. Лавровского
  • 1961 — Жизель, «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж.-Ж. Перро, М. Петипа в редакции Л. Лавровского
  • 1961 — Хозяйка Медной горы, «Каменный цветок» С. С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского
  • 1961 — Диана Мирель, «Пламя Парижа» Б. Асафьева, хореография В. Вайнонена
  • 1962 — Фригия, «Спартак» А. Хачатуряна, хореография Л. Якобсона
  • 1965 — Одетта и Одиллия, «Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского, постановка А. Мессерера
  • 1965 — Ширин, «Легенда о любви» А. Меликова, хореография Ю. Григоровича
  • 1967 — Девушка, «Видение Розы» на музыку К. М. фон Вебера, хореография М. Фокина
  • 1969 — Фригия, «Спартак» А. Хачатуряна, хореография Ю. Григоровича
  • Вакханка, «Вальпургиева ночь», картина из оперы Ш. Гуно «Фауст», хореография Л. Лавровского
  • 1972 — Анна Каренина, «Анна Каренина» Р. Щедрина, хореография М. Плисецкой, Н. Рыженко и В. Смирнова-Голованова
  • Принцесса Аврора, «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
  • 1977 — Эола, «Икар» С. Слонимского, хореография В. Васильева
  • 1977 — Магнолия**, «Чиполлино» К. Хачатуряна, хореография Г. Майорова
  • 1978 — Солистка, «Эти чарующие звуки» на музыку симфонии № 40 В. А. Моцарта, хореография В. Васильева
  • Сильфида, «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина, возобновление Е. Гейденрейх

(*) — первая исполнительница в Большом театре(**) — первая исполнительница партии в Большом театре

Постановочная работа

Перенесла на сцены зарубежных театров классические спектакли:

  • «Спящая красавица» (хореография М. Петипа) — Королевский балет Новой Зеландии
  • «Баядерка», «Дон Кихот» Л. Минкуса (хореография А. Горского), «Золушка» С. Прокофьева (хореография Р. Захарова), «Жизель» А. Адана (хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа), «Пахита» — Корейский национальный балет, Сеул
  • «Корсар» А. Адана (хореография М. Петипа в редакции П. Гусева) — Центральный балет Китая
  • Вечер хореографии Мариуса Петипа — балетная труппа Оперы Ниццы, Франция

Педагогическая деятельность

Уже в 1980 году Кондратьева Марина оканчивает Государственный институт театрального искусства им. А. В. Луначарского (ныне ГИТИС).

Преподавание давалось Кондратьевой удивительно легко: женщина без труда находила общий язык с начинающими балеринами, какой и она была в своё время. С помощью В. Ю. Васильева и Н. Д. Касаткиной её первый преподавательский опыт состоялся в ансамбле под названием “Московский классический балет”, а дальше с уверенной грацией Марина с лёгкостью управлялась и с танцорами родного Московского хореографического училища. с 1990 по 2000 год она становится профессором училища, а ещё через некоторое время женщина, наконец, становится педагогом-репетитором в Большом театре.

За свою преподавательскую деятельность балетмейстер учила Маргариту Перкун-Бебезичи, Елену Князькину, Веру Тимашову, работала с балеринами и артистами балета студии Григоровича, одного из самых знаменитых балетмейстеров и хореографов страны, а также со многими другими девушками, которые благодаря чуткому руководству своей наставницы теперь стали достойной заменой Золотому поколению русского балета 60-х годов.

В наши годы Кондратьева является руководителем известных Надежды Грачёвой и Натальи Осиповой, каждая из которых – прима-балерина Большого театра. С 1988 года Марина Викторовна Кондратьева начинает карьеру в новой для себя сфере – балетмейстер-постановщик, что ей снова блистательно удаётся.

Награды и звания

  • 1955 — I премия Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Варшаве
  • 1961 — Заслуженная артистка РСФСР
  • 1965 — Народная артистка РСФСР
  • 1976 — Народная артистка СССР (25 мая 1976 года) — за большие заслуги в развитии советского музыкального и хореографического искусства и в связи с 200-летием Государственного академического Большого театра СССР
  • 1959 — Орден «Знак Почёта»
  • 2001 — Орден Почёта
  • 2003 — Благодарность Министра культуры Российской Федерации (28 марта 2003 года) — за большой личный вклад в развитие отечественного хореографического искусства
  • 2003 — Приз «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Учитель»
  • 2022 — премия «Золотая Маска» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства»
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: