Балетные спектакли Петипа
Балеты Мариуса Петипа включают в себя множество различных па- де-де, па-де-труа, па-де-катр, орнаментальных характерных дивертисментов и кордебалетных номеров, исполняя которые учащиеся проходят школу высокого благородного танца и благородных манер, учатся чувствовать, понимать и соответствующе реагировать на состояние, действие партнера, взаимодействовать с ним на сцене. Есть хореографы, лучше владеющие формами сольного танца. Есть балетмейстеры, больше тяготеющие к сочинению ансамблевых танцев. Уникальность таланта Петипа – в великолепном мастерстве и сольных, и кордебалетных танцевальных форм. Всем известны тени из балета «Баядерка», классический ансамбль Оживлённого сада из балета «Корсар», Нереиды из балета «Спящая красавица», первый и третий акты из балета «Лебединое озеро», Вилисы из балета «Жизель», и другие ансамблевые номера, при исполнении которых учащиеся приобретают незаменимый опыт и школу классического кордебалета.
Хореография Петипа наполнена множеством выразительных, грациозных и образных поз и не менее ценных для школы переходов через позы от одной части танца к другой, жестов, которые несут собой большое воспитательное значение в отработке точности и культуры позиций рук и манеры подачи образа. Этому способствует и координационно точное соответствие работы рук, головы и взгляда в движениях, подобранных балетмейстером для того или иного персонажа. С наследием Петипа дети начинают знакомиться уже с младших классов. В качестве танцевального материала в этом возрасте можно использовать не сложные массовые номера такие как вальс из первого акта балета «Спящая красавица», мазурка из балета «Пахита» и т.д. Начиная со средних классов обучения наследие Мариуса Ивановича Петипа входит в программы обучения хореографического училища более шире. Помимо массовых номеров начинается работа над не очень сложными по технике вариациями второго или корифейского плана. Это могут быть вариации фей из пролога балета «Спящая красавица», вариация Амурчика из балета «Дон – Кихот», вариации из вставного па-де-де первого акта балета « Жизель» и другие. Если в них встречаются элементы, с которыми ученик в силу своих физических данных пока не справляется, к примеру – двойной tour в воздухе с окончанием в позу арабеск, в последней диагонали вставной мужской вариации из первого акта балета «Жизель», то его заменяют более доступным одинарным, либо tour из пятой позиции в пятую. Выбор материала всецело зависит от профессиональной одаренности и подготовленности учеников. В старших классах по мере укрепления физических данных и освоения более технически сложных программных элементов классического и дуэтного танца, овладения актёрскими навыками начинается работа над ведущими сольными вариациями, па-де-де, па-де-труа и т.д. Здесь наследие Мариуса Ивановича Петипа предоставляет нам большое многообразие выбора.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что хореография Мариуса Петипа в системе хореографического образования до сих пор является крепким и надежным фундаментом обучения и учебно-сценической практики училища, являясь средством и методом обучения. В связи с этим перед школой остро стоит проблема сохранения наследия и стиля Петипа. Тем более, что касается самой хореографии, то, конечно же, многое, к сожалению, уже безвозвратно утеряно, многое искажено. В связи с этим возникает вопрос – что же считать истинным образцом подлинности? Как реставрировать хореографию и нужно ли это делать? Основная задача хореографического училища – воспитать в учениках отношение к балету, как к высокому искусству, развить чувство стиля, научить академической грамотности и технике классического танца, являющегося основой любого направления танцевального искусства. Воспитать уважение к традициям русского балета, к его основателям и мастерам. Этому во многом и помогает наследие Мариуса Ивановича Петипа, являющееся для нас основным критерием профессионального мастерства балетного танцовщика, нашим достоянием, которое необходимо сохранять, оберегать и широко вводить в учебные программы и школьные спектакли. Читайте Танцы для детей