Ранние годы
Баттистини родился в Риме и вырос в основном в Коллебаккаро-ди-Контильяно, деревне недалеко от Риети , где у его родителей было поместье.
Его дед Джованни и дядя Рафаэле были личными врачами Папы, а его отец, Кавальер Луиджи Баттистини, был профессором анатомии в Римском университете . Баттистини посещал Collegio Bandinelli, а затем Istituto dell ‘Apollinare.
Баттистини бросил юридический факультет, чтобы учиться у Эмилио Терциани (преподававшего композицию) и Венцеслао Персичини (профессора пения) в Национальной академии искусств Санта-Чечилия, а затем в Римском музыкальном училище. Баттистини работал с дирижером Луиджи Манчинелли и композитором Аугусто Ротоли, а также консультировался с баритоном Антонио Котоньи , пытаясь усовершенствовать свою технику.
Оценка его записей
Маттиа Баттистини ценился как один из величайших певцов, и даже беглое знакомство с его многочисленными дисками прояснит, почему его так прославляли современники. Среди арсенала вокального оружия, которое он демонстрирует на записи, было идеальное сочетание его регистров в сочетании с изощренным использованием орнамента, портаменто и fil di voce , а также эффектов array rubato и legato . Его искусство было усовершенствовано до появления «разорванной в клочья страсти» веризм- оперы в 1890-х годах, и вместе с такими, как Пол Плансон и Марио Анкона (и, в меньшей степени, Алессандро Бончи ), он представлял сумерки. по искусству мужского бельканто на диске.
К счастью, чистый, высокий и открытый баритон Баттистини хорошо подошел к процессу простой акустической записи, и только самые низкие ноты звучали бледно. Он также справлялся с тяжелыми условиями ранних звуковых «студий» с их квадратными рамками и настенной записывающей воронкой, намного лучше, чем многие его современники, которые часто чувствовали себя подавленными или запуганными своим скучным окружением. Его пение считалось «старомодным» даже в эпоху около 1900 года. Следовательно, его диски представляют собой ретроспективный путеводитель по итальянской певческой практике начала — середины XIX века (эпоха Гаэтано Доницетти и Винченцо Беллини ), а также демонстрируют стиль вокализма «величественной манеры», для которого в значительной степени характерна романтическая опера. была написана музыка. Баттистини исполняет эту музыку мужественно, смело и патрициевно.
Однако он не прочь похвастаться своим голосом, продолжая верхние ноты или приукрашивая партитуру щедростью, которая может удивить слушателей 21-го века, проникнутых современным представлением о священном творчестве композитора. По какой-то необъяснимой причине он избегает на диске одного из ключевых вокальных украшений, имеющихся в распоряжении всех тщательно подготовленных певцов бельканто XIX века: трели .
Пожалуй , наиболее исторически освещая записи Баттистини является то , что из «Non ми ridestar», итальянский вариант «Pourquoi меня reveiller», тенор арию из Массне «s Вертера . Массне перенес роль главного героя на баритон вниз в специальной версии, созданной специально для Баттистини, восходящей к эпохе, когда композиторы адаптировали свои музыкальные партии к талантам одного певца, а певец уровня Баттистини мог сделать почти любые модификации приемлемыми. Для тех слушателей, которые впервые пробуют дискографию Баттистини, его пробные записанные выступления включают версии арий из Дона Себастьяно , Макбета , Дона Карлоса , Тангейзера и L’Africana, а также серию блестящих отрывков из сцен Дона Карло из Эрнани , возможно, его величайших Часть, которую он посвятил восковой эпиляции в 1906 году. Для оценки техники, стиля и наследия Баттистини на диске см. его запись в первом томе обзора Майкла Скотта The Record of Singing (опубликовано Duckworth, Лондон, 1977, ISBN 978-0 -7156-1030-5 ).
Избранные переиздания [ править ]
На виниловом долгоиграющем диске править
EMI , оригинальный продюсер, выпустил полную коллекцию Battistini в конце эпохи LP, умело ремастированную с оригинальных 78-об / мин дисков из шеллака аудиотехником Китом Хардвиком.
На компакт-диске править
- Маттиа Баттистини: The Complete Recordings 1898–1924, 6 CD, Marston Records 2015 (США).
- Полное собрание записей: Маттиа Баттистини, Том 1 (1902–1911), Ромофон (Великобритания).
- Маттиа Баттистини: сольный концерт из арий Моцарта , Флотова , Доницетти , Гуно , Верди , Амбруаза Томаса , Прайзера — Lebendige Vergangenheit (Австрия).
- Маттиа Баттистини: Il Re dei Baritoni , Preiser— LV Austria; издание на 2 компакт-диска, которое может похвастаться тщательно подобранным и хорошо переданным сечением большого записанного материала певца.
- Маттиа Баттистини, тома 1–3, Pearl (Великобритания).
- Маттиа Баттистини Раритеты, Тома 1-2, Симпозиум (Великобритания).
Эта певица также присутствует на многих исторических дисках, посвященных вокальным сборникам.
Библиография
Эльза Боскардини из Istituto Eugenio Cirese в Риети опубликовала ряд брошюр о Баттистини, а именно:
- Маттиа Баттистини, краткое историко-биографическое исследование (1980 год);
- «Искусство Маттиа Баттистини» (1981);
- Маттиа Баттистини entusiasma le platee probe (1993 год);
- Маттиа Баттистини, «Избранник Пьетробурго» (1994 год);
- Маттиа Баттистини, интерпретируйте мелодию Доницетти (1998); плюс
- Долорес Фигероа и Солис, la esposa de Mattia Battistini (написано на испанском языке и иллюстрировано).
См. Также следующие книги:
Челлетти, Родольфо (1996): История Бель Канто . Оксфорд и Лондон, издательство Оксфордского университета;
Челлетти, Родольфо (1964): Le grandi voci . Рим, Институт культурного сотрудничества;
Фракассини, Г. (1914): Маттиа Баттистини . Милан, Барбини;
Карл Йозеф Куч и Лео Рименс , редакторы (2000 г.): Großes Sängerlexikon Basel, Saur;
Ланселотти, A (1942): Le Voci d ‘oro . Рим, Паломби;
Мональди, G (1929): Cantanti Celebri . Рим, Тибр; а также
Пальмеджиани, Франческо (1977): Маттиа Баттистини, il re dei baritoni Milano, Stampa d ‘Oggi Editrice, 1949 (перепечатано с дискографией, WR Moran, редактор, Нью-Йорк, Arno Press).
Русские годы [ править ]
Баттистини рассматривает череп Йорика как Амбруаз Томас «s Гамлет . Снимок 1911 года.
Начиная с 1892 года Баттистини зарекомендовал себя как безмерный фаворит зрителей двух российских императорских театров в Санкт-Петербурге и Москве: Мариинского и Большого соответственно. Он регулярно возвращался в Россию, выступая там в течение 23 сезонов в общей сложности и много гастролируя по странам Восточной Европы, используя Варшаву в качестве своей ступеньки. Он будет путешествовать по Варшаве, Санкт-Петербургу, Москве и Одессе, как принц, путешествуя в собственном личном вагоне со свитой слуг и бесчисленных сундуков, содержащих обширный сценический гардероб, известный своей элегантностью и щедростью. Действительно, композитор Жюль Массне был готов изменить рольВертера для диапазона баритонов, когда Баттистини решил спеть его в Санкт-Петербурге в 1902 году, был таков престиж певца.
Трудолюбивый Баттистини также с некоторой регулярностью выступал в Милане, Лиссабоне, Барселоне, Мадриде, Берлине, Вене, Праге, Будапеште и Париже (где он впервые спел в 1907 году). Но его многочисленные социальные связи в России и благосклонность, которой он пользовался у императорской семьи и дворянства, сделали Россию — более, чем, возможно, даже Италией — его домом искусства до начала Первой мировой войны в 1914 году. война привела к разрушению большевиками в 1917 году царского режима и аристократического общества, которое обогатило гастрольных звезд итальянской оперы, таких как Баттистини и его соотечественников-теноров Франческо Таманьо., Франческо Маркони и Анджело Мазини. Это историческое политическое развитие в сочетании с отказом Баттистини петь в Америке означало, что его карьера после окончания войны в 1918 году была ограничена Западной Европой.
Между прочим, выбор невесты Баттистини соответствовал его уважаемому социальному статусу в царской России и на Западе: он женился на испанской дворянке, донье Долорес де Фигероа-и-Солис, которая была отпрыском маркиза и двоюродного брата кардинала Рафаэля Мерри дель Валь .
История жизни Маттиа Баттистини
Россия всегда была для Баттистини одной из излюбленных стран. Он встречал там наиболее горячий, взволнованный, можно сказать неистовый прием. Певец даже говаривал в шутку, что «Россия никогда не была для него холодной страной». Почти постоянный партнер Баттистини в России — Зигрид Арнольдсон, которую называли «шведским соловьем». Много лет он пел также со знаменитыми Аделиной Патти, Изабеллой Галлетти, Марчеллой Зембрих, Олимпией Боронат, Луизой Тетраццини, Джанниной Русс, Хуанитой Капелла, Джеммой Беллинчони и Линой Кавальери. Из певцов вместе с ним чаще всего выступали самый близкий его друг Антонио Котоньи, а также Франческо Маркони, Джулиано Гайяр, Франческо Таманьо, Анджело Мазини, Роберто Станьо, Энрико Карузо.
Не раз пела с Баттистини польская певица Я. Вайда-Королевич; вот что она вспоминает:
«Это был действительно великий певец. Подобной бархатистой мягкости голоса я не слышала никогда в жизни. Он пел с необычайной легкостью, сохраняя во всех регистрах волшебное очарование своего тембра, пел всегда ровно и всегда хорошо — попросту не умел петь плохо. С такой эмиссией звука нужно родиться, такой окраски голоса и ровности звучания всего диапазона нельзя достичь никаким обучением!
В партии Фигаро в «Севильском цирюльнике» он был бесподобен. Первую арию, очень трудную по вокалу и быстроте произношения, он исполнял с улыбкой и с такой легкостью, что, казалось, пел шутя. Он знал все партии оперы, и если кто-нибудь из артистов запаздывал с речитативом, то пел за него. Своего цирюльника он подавал с лукавым юмором — создавалось впечатление, будто он веселится сам и ради собственного удовольствия издает эти тысячи дивных звуков.
Он был очень хорош собою — высокого роста, чудесно сложенный, с обворожительной улыбкой и огромными черными глазами южанина. Это, конечно, тоже содействовало его успеху.
Великолепен он был и в «Дон Жуане» (я пела с ним Церлину). Баттистини всегда пребывал в отличном настроении, смеялся и шутил. Он очень любил петь со мной, восхищаясь моим голосом. Я до сих пор храню его фотографию с надписью: «Alla piu bella voce sul mondo».
Во время одного из триумфальных сезонов в Москве, в августе 1912 года, на представлении оперы «Риголетто» многочисленная публика была так наэлектризована, так неистовствовала и вызывала на бис, что Баттистини пришлось повторить — и это не преувеличение — всю оперу от начала до конца. Спектакль, начавшийся в восемь часов вечера, окончился только в три часа ночи!
Благородство было для Баттистини нормой. Джино Мональди, известный искусствовед, рассказывает: «Я заключил с Баттистини контракт в связи с грандиозной постановкой оперы Верди «Симон Бокканегра» в театре «Костанци» в Риме. О ней прекрасно помнят старые театралы. Дела оборачивались не слишком благоприятно для меня, и настолько, что утром в день спектакля у меня не оказалось необходимой суммы, чтобы заплатить оркестру и самому Баттистини за вечер.
Я приехал к певцу в страшном смятении и стал извиняться за свою несостоятельность. Но тут Баттистини подошел ко мне и сказал: «Если дело только в этом, то я надеюсь, что сейчас же успокою тебя. Сколько тебе нужно?» — «Мне надо заплатить оркестру, и тысячу пятьсот лир я должен тебе. Всего пять тысяч пятьсот лир». — «Ну вот, — сказал он, пожимая мне руку, — вот тебе четыре тысячи лир для оркестра. Что же касается моих денег, то отдашь их, когда сможешь». Вот каким был Баттистини!
До 1925 года Баттистини пел на сценах крупнейших оперных театров мира. С 1926 года, то есть когда ему исполнилось семьдесят лет, он в основном стал петь в концертах. У него по-прежнему была та же свежесть голоса, та же уверенность, нежность и щедрая душа, а также живость и легкость. В этом могли убедиться слушатели Вены, Берлина, Мюнхена, Стокгольма, Лондона, Бухареста, Парижа и Праги.
В середине 20 х годов у певца появились первые явные признаки начинающейся болезни, но Баттистини с поразительным мужеством сухо отвечал врачам, советовавшим отменить концерт: «Синьоры мои, у меня только два выхода — петь или умереть! Я хочу петь!»
И он продолжал потрясающе петь, а в креслах у сцены сидели сопрано Арнольдсон и врач, готовый немедленно, в случае необходимости, сделать укол морфия.
17 октября 1927 года в Граце Баттистини дал свой последний концерт. Людвиг Прин, директор оперного театра в Граце, вспоминал:
«Возвращаясь за кулисы, он шатался, едва держась на ногах. Но когда зал вызывал его, он снова выходил отвечать на приветствия, выпрямлялся, собирал все силы и выходил снова и снова…»
Творчество
Как утверждается в книге Д. Самина «100 великих вокалистов»,
Певческую карьеру продолжал до 70 лет (1927). Как отмечал в 1926 г. известный берлинский музыкальный критик Леопольд Шмидт,
В ряде источников учениками Баттистини называют некоторых известных российских певцов — в том числе Александра Батурина и Сергея Мигая; в верности этих сообщений имеются сомнения.
Основные партии
- Дон Жуан («Дон-Жуан» Моцарта)
- Дон Карлос («Эрнани» Верди)
- Жермон-отец («Травиата» Верди)
- Скарпиа («Тоска» Пуччини),
- Фигаро («Севильский цирюльник» Россини)
- Демон («Демон» Рубинштейна)
- Ренато («Бал-маскарад» Верди)
- Яго («Отелло» Верди)
- Евгений Онегин («Евгений Онегин» Чайковского)
- Ричард («Пуритане» Беллини)
- Риголетто («Риголетто» Верди)
- Эскамильо («Кармен» Бизе)
- Дон Карлос («Сила судьбы» Верди)
- Родриго («Дон Карлос» Верди)
- Гамлет («Гамлет» Тома)
- Вертер («Вертер» Массне)
Записи
Акт III: «O sommo Carlo» |
|
Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ . |
Первоначальная последовательность пластинок Баттистини была сделана в Варшаве в 1902 году для компании « Граммофон и пишущая машинка» . Затем, в период 1906–1924 годов, он много записывал для Gramophone Co Ltd и связанных с ней компаний. Его пластинки были выпущены Виктором в США . Последняя сессия записи Баттистини состоялась в феврале 1924 года. На самых ранних из его дисков записал фортепианный аккомпаниатор, но его более поздние выступления были поддержаны небольшой группой оркестровых музыкантов и, иногда, несколькими хористами.
Ранняя карьера [ править ]
Большая часть следующей информации о площадках, датах и ролях Маттиа Баттистини взята из Краткого Оксфордского оперного словаря (второе издание, 1980 г.), редактируемого Гарольдом Розенталем и Джоном Варраком, и из «Записи пения» (первый том, 1977 г.), Майкла Скотта.
22-летний Баттистини дебютировал в оперном театре Аргентины в Риме в партии Альфонсо в опере Доницетти « Фаворита» 11 декабря 1878 года. Однако во многих справочниках и статьях эта дата ошибочно указывается как правильная, но свидетельствует о небрежности. и повторное копирование с ошибочных источников. Кропотливым исследованием Жака Шуйона было доказано, что дату, скорее всего, следует заменить на субботу, 9 ноября 1878 года. Полную аргументацию см. На странице 7 окончательной биографии Баттистини Маттиа Баттистини, король баритонов и баритон королей, 2009 г. (The Scarecrow Press, Лэнхэм, Мэриленд, США), перевод Э. Томаса Гласова; также можно найти на странице 17 оригинального французского издания автораBattistini, le dernier divo, 1996 (Издания Romillat, Париж).
В течение первых трех лет своей профессиональной карьеры он гастролировал по Италии, оттачивая свой голос и приобретая бесценный опыт, исполняя главные роли в таких разнообразных операх, как La forza del destino , Il trovatore , Rigoletto , Il Guarany , Gli Ugonotti , Dinorah , L’Africana. , Я Пуритани , Лючия ди Ламмермур , Аида и Эрнани . Он также участвовал в нескольких оперных премьерах. В 1881 году он впервые поехал в Буэнос-Айрес , совершив поездку по Южной Америке более 12 месяцев. На обратном пути он появился в Барселоне.и Мадрид, где он спел Фигаро в комическом шедевре Россини « Барбьер ди Сивилья» . Его успех в этом был огромен и положил начало его восхождению к главной оперной славе.
В 1883 году он впервые посетил Королевский оперный театр в лондонском Ковент-Гарден , где сыграл Риккардо в опере Винченцо Беллини « Пуритане» в звездном составе, в котором участвовали Марселла Зембрих , Франческо Маркони и Эдуард де Решке . Он также пел вместе с Аделиной Патти , ведущей сопрано своей эпохи, в других постановках Ковент-Гарден. В такой ликующей и укоренившейся компании не так много внимания уделялось новому, незаметному молодому баритону! Однако он получил бы гораздо большее признание.в Лондоне во время последующих выступлений в Ковент-Гардене в 1905–1906 гг., когда ныне зрелый исполнитель зарекомендовал себя как любимец эдвардианской эры высшего общества из-за своего броского вокала и отполированного поведения вне сцены.
В отличие от своего первоначального опыта в Лондоне, когда Баттистини дебютировал в важном Театре Сан-Карло в Неаполе в 1886 году, он сразу же одержал победу. Два года спустя он снова отплыл в Буэнос-Айрес, чтобы выполнить серию певческих заданий; но это оказалось его последней трансатлантической поездкой, и он больше никогда не появлялся в Южной Америке. Он также избегал Северной Америки, несмотря на предложения от руководства Нью-Йоркской Метрополитен-оперы , где основной репертуар Баттистини был выделен в его отсутствие итальянским баритонам Марио Анкона , Джузеппе Кампанари , Антонио Скотти и, после 1908 года, Паскуале Амато
Он также избегал Северной Америки, несмотря на предложения от руководства Нью-Йоркской Метрополитен-оперы , где основной репертуар Баттистини был выделен в его отсутствие итальянским баритонам Марио Анкона , Джузеппе Кампанари , Антонио Скотти и, после 1908 года, Паскуале Амато .
Говорят, что Баттистини постоянно испытывал ужас перед океанскими путешествиями из-за его неблагоприятных событий во время этого особенно тяжелого путешествия 1888 года в Буэнос-Айрес. «Восемнадцать восемьдесят восемь» стал для Баттистини незабываемым годом и в другом смысле, поскольку он оказался годом его дебюта в лучшем оперном театре Италии — Ла Скала в Милане. Зрители Ла Скала приветствовали его, и он был повторно приглашен на следующий сезон.