Моцарт. симфония no. 36 («линцская»)

Symphony no.36 in c major, k.425 (mozart, wolfgang amadeus) - imslp: free sheet music pdf download

Symphony No. 36 (C-dur), K. 425, «Linz»

Композитор
Вольфганг Амадей Моцарт
Год создания
1783
Дата премьеры
04.11.1783
Жанр
симфонические
Страна
Австрия

Состав оркестра: 2 гобоя, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, литавры, струнные.

История создания

Симфонию, позднее получившую наименование Линцской, Моцарт написал в 1783 году. В это время он — признанный мастер, автор множества сочинений в самых разных жанрах. Его знают во многих странах Европы, покоренных музыкантом еще в шестилетнем возрасте, во время первого концертного турне вместе со старшей сестрой Марией Анной (Наннерль). Однако все это не дает ему ни материального благополучия, ни независимости. Чтобы получить реальные средства к существованию, он вы­ нужден поступить на службу в придворную капеллу архиепископа Зальцбургского графа Колоредо. Но долго эту службу он терпеть не смог. Привыкший во время многочисленных путешествий к уважению, знающий себе цену, а теперь вынужденный поступиться не только свободой, но и самолюбием, гордостью, самоуважением, третируемый как слуга заносчивым начальником графом Арко, да и самим архиепископом, который становился тем более грубым с Моцартом, чем более распространялась его слава, в 1781 году он порывает с архиепископом, женится на Констанце Вебер и поселяется в Вене, где рассчитывает иметь успех.

Расчеты эти не оправдались — столица Австрии не оценила его гений. К тому же отец — крупный музыкант, скрипач и композитор, бывший единственным наставником и воспитателем гениального Моцарта, — не мог понять ухода сына со службы, на которой сам провел всю жизнь. Он был и против женитьбы на Констанце. Все это, несмотря на огромную любовь и уважение, которое младший Моцарт испытывал к старшему, привело если не к разрыву, то во всяком случае к серьезному охлаждению отношений.

В конце июля 1783 года Моцарт вместе с молодой женой поехал в гости к отцу, продолжавшему служить в Зальцбурге, по-видимому для того, чтобы заслужить прощение и примирить старого Моцарта со своей женитьбой, познакомив его с очаровательной, веселой и беспечной Констанцей. На обратном пути из Зальцбурга в Вену Моцарт на несколь­ ко дней заехал в Линц. Там, во дворце графа Туна, и была сочинена симфония, которую исполнили под управлением автора в день ее окончания, 4 ноября 1783 года. По-видимому, отсутствие в оркестре графа Туна флейт и кларнетов обусловило состав исполнителей симфонии, более скромный по сравнению с предшествовавшей.

Музыка

Симфония начинается медленным вступлением, в котором величественные аккорды всего оркестра сменяются выразительными мелодиями скрипок. Сонатное аллегро отличается тематическим богатством. В его широко развернутой экспозиции сменяют одна другую множество решительных и жизнерадостных, по-моцартовски ясных мелодий, постепенно подготавливающих переход к более гибким и нежным мотивам побочной партии. В заключительной партии все возвращается к общему жизнеутверждающему потоку. Иные краски привносит в музыку разработка, основанная на минорном варианте побочной темы. Но это — лишь краткий эпизод, после которого в репризе возвращаются основные образы.

Вторая часть — анданте — написана в плавном, чуть покачивающемся баркарольном ритме, в сонатной форме, которую композитор избирает в медленных частях своих зрелых симфоний для того, чтобы подчеркнуть глубину переживания. Мелодии анданте полны безыскусной прелести, выразительны и изящны. Главная тема в спокойном звучании струнных — гибкая, выразительная, ритмически изменчивая, типично моцартовская мелодия. Постепенно появляется взволнованность, трепетность, которую подчеркивают мягкие синкопы. Побочная тема чуть омрачает настроение минорными красками. Та же взволнованность наполняет разработку, основанную на главной теме и плавно перетекающую в репризу.

Менуэт, написанный в трехчастной форме da capo, — веселый, простодушный танец с грубоватой лапидарной темой, движущейся по звукам трезвучия, фанфарой и забавным «завитком» трели, завершающей мотив. В очертаниях мелодии трио, которая не создает контраста, а производит впечатление продолжения первой темы в более камерном звучании, угадываются будущие лендлеры австрийских симфоний, вплоть до Брукнера и Малера.

Финал начинается с тихого, почти камерного звучания. Главная и побочная партии дополняют одна другую, что подчеркнуто их одинаковым началом — в звучании одной струнной группы. Постепенно разворачивается картина праздничного веселья, завершающая симфонию.

Л. Михеева

General Information

Work Title Symphony No.36
Alternative. Title Linz Symphony
Name Translations Симфония № 36; Symphonie nº 36 de Mozart; Symphony No. 36; Symfonie nr. 36; Symfoni nr. 36 av Mozart; Simfonia núm. 36 (Mozart); 36. Sinfonie; 교향곡 36번 (모차르트); Symfoni nr 36; Mozart: 36. szimfónia; XXXVI Symfonia (KV 425); Симфонія № 36; Sinfonia nro 36 (Mozart); 交響曲第36番; Sinfonía n.º 36 (Mozart); Symfoni nr. 36 (Mozart); סימפוניה מס’ 36 של מוצרט; Sinfonia n. 36; Sinfonia n.º 36 (Mozart); Giao hưởng số 36; سمفونی شماره ۳۶; 36η Συμφωνία; Simfonio Numero 36; 第36號交響曲; 第36号交响曲; Otuz altıncı simfoniya (Motsart); Symfoni nr. 36; Симфонија бр. 36 (Моцарт)
Name Aliases Linzer Sinfonie; K 425; Sinfonia No. 36 em Dó Maior, K425 («Linz»); Symphony No. 36 in C major; K. 425; Symfonie nr. 36 (Mozart); リンツ; 第三十六号交响曲
Authorities
Composer Mozart, Wolfgang Amadeus
Opus/Catalogue NumberOp./Cat. No. K.425
I-Catalogue NumberI-Cat. No. IWM 570
Key C major
Movements/SectionsMov’ts/Sec’s 4 movements:
  1. Adagio — Allegro spiritoso
  2. Poco adagio
  3. Menuetto
  4. Presto
Year/Date of CompositionY/D of Comp. 1783
First Performance. 1783-11-04 in Linz, Ballhaus
Orchestra, Wolfgang Amadeus Mozart (conductor)
First Publication. 1793 —
Composer Time PeriodComp. Period Classical
Piece Style Classical
Instrumentation orchestra
InstrDetail 2 oboes, 2 bassoons, 2 horns, 2 trumpets, timpani, strings
Discography
External Links Wikipedia article

Navigation etc.

Symphonies by Wolfgang Amadeus Mozart
  • Symphony No.1 in E-flat major, K.16
  • Symphony No.2 in B-flat major, K.17/Anh.C 11.02(Leopold Mozart)
  • Symphony No.3 in E-flat major, K.18/Anh.A 51(C.F. Abel)
  • Symphony No.4 in D major, K.19
  • Symphony No.5 in B-flat major, K.22
  • Symphony No.6 in F major, K.43
  • Symphony No.7 in D major, K.45
  • Symphony No.8 in D major, K.48
  • Symphony No.9 in C major, K.73/75a
  • Symphony No.10 in G major, K.74
  • Symphony No.11 in D major, K.84/73q (doubtful)
  • Symphony No.12 in G major, K.110/75b
  • Symphony No.13 in F major, K.112
  • Symphony No.14 in A major, K.114
  • Symphony No.15 in G major, K.124
  • Symphony No.16 in C major, K.128
  • Symphony No.17 in G major, K.129
  • Symphony No.18 in F major, K.130
  • Symphony No.19 in E-flat major, K.132
  • Symphony No.20 in D major, K.133
  • Symphony No.21 in A major, K.134
  • Symphony No.22 in C major, K.162
  • Symphony No.23 in D major, K.181/162b
  • Symphony No.24 in B-flat major, K.182/173dA
  • Symphony No.25 in G minor, K.183/173dB
  • Symphony No.26 in E-flat major, K.184/161a
  • Symphony No.27 in G major, K.199/161b
  • Symphony No.28 in C major, K.200/189k
  • Symphony No.29 in A major, K.201/186a
  • Symphony No.30 in D major, K.202/186b
  • Symphony No.31 in D major, K.297/300a ‘Paris’
  • Symphony No.32 in G major, K.318
  • Symphony No.33 in B-flat major, K.319
  • Symphony No.34 in C major, K.338
  • Symphony No.35 in D major, K.385 ‘Haffner’
  • Symphony No.36 in C major, K.425 ‘Linz’
  • Symphony No.37 in G major, K.444/425a(M. Haydn, intro. by Mozart)
  • Symphony No.38 in D major, K.504 ‘Prague’
  • Symphony No.39 in E-flat major, K.543
  • Symphony No.40 in G minor, K.550
  • Symphony No.41 in C major, K.551 ‘Jupiter’
  • Symphony No.42 in F major, K.75 (doubtful)
  • Symphony No.43 in F major, K.76/42a (doubtful)
  • Symphony No.44 in D major, K.81/73l (doubtful)
  • Symphony No.45 in D major, K.95/73n (doubtful)
  • Symphony No.46 in C major, K.96/111b (doubtful)
  • Symphony No.47 in D major, K.97/73m (doubtful)
  • Symphony No.48 in D major, K.120/111a
  • Symphony No.50 in D major, K.161/141a
  • Symphony No.51 in D major, K.121/207a
  • Symphony No.52 in C major, K.102/213c
  • Symphony No.54 in B-flat major, K.Anh.216/Anh.C 11.03 (doubtful)
  • Symphony No.55 in B-flat major, K.Anh.214/45b (doubtful)
  • Symphony No.56 in F major, K.98/Anh.C 11.04 (doubtful)
  • Symphony in A minor, K.Anh.220/16a ‘Odense’ (doubtful)
  • Symphony in F major, K.Anh.223/19a
  • Symphony in G major, K.Anh.221/45a ‘Old Lambach’
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: