Произведения Мусоргского
Некоторые части работ Мусоргского перекочевывали из одной в другую. Так произошло с оперой «Саламбо» на произведение Флобера. Это была первая попытка создать работу такого масштаба.
Самой известной работой в этом жанре является опера «Борис Годунов». Она принесла автору мировую известность. Изначально Модест Петрович представил на сцене диалог царя с народом, но такой вариант не устроил дирекции императорских театров. Специалистов шокировал новый подход к созданию музыки, а Мусоргский сделал то, чего не было раньше. Оперу приняли лишь во второй редакции, где Модест Петрович немного изменил структуру и добавил новых персонажей.
Интересный факт:
Мировую известность автор приобрёл лишь после своей смерти. Во многом благодаря своему товарищу Николаю Римскому-Корсакову. Именно он собрал воедино наследие друга и привёл к законченному виду, под его редакцией были затронуты ритмика, гармония, форма оригинала. Такой шаг позволил вписать произведения Мусоргского в регулярную исполнительскую практику.
Его работами восхищались Дебюсси, Равель, Стравинский. А Дягилев открыл «Русские сезоны» в Париже именно «Борисом Годуновым».
Псковская область. Бронзовый бюст Модеста Мусоргского (скульптор Алексей Измалков) у входа в Музей-усадьбу композитора в селе Карево-Наумово. Фото Григория Калачьяна /Фотохроника ТАСС/
Из древнего дворянского рода
Удивительно, но всемирная слава нашла Модеста Петровича Мусоргского лишь после смерти. По сей день его «Борис Годунов» не покидает лучшие оперные сцены мира, имя композитора носят улицы десятков городов, музыкальные школы, театр в Санкт-Петербурге, консерватория на Урале, малая планета и даже кратер на Меркурии.
Родился Мусоргский в Псковской губернии, в древнем дворянскому роду. Самый младший в семье, он стал любимцем матери, которая и открыла в мальчике любовь к музыке. Свое первое сочинение Модест написал в 13-летнем возрасте. «Это была полька, совершенно прелестная», — вспоминал впоследствии его старший брат Филарет.
Офицер Модест Мусоргский. (russlovo.today)
Родители видели одаренность сына, но по семейной традиции Модест должен был стать офицером. Как и его отец, он поступил в Школу кавалерийских юнкеров, а через четыре года уже был в рядах легендарного Преображенского полка. Мусоргского ждала блестящая военная карьера. Молодой дворянин с изящными манерами, одетый франтом, прекрасно изъясняющийся по-французски, он был душой офицерских пирушек. Модест отменно танцевал, виртуозно играл на фортепиано. У него был красивый баритон, поэтому товарищи часто наслаждались оперными ариями в его исполнении.
Начало творческого пути
Историками замечено, что в те времена музыка русских композиторов подвергалась жесткой критике. Например, оперой М. Глинки «Жизнь за царя» остались недовольны последователи традиционной музыкальной школы. Но Мусоргскому, который воспитывался на народном фольклоре, его произведения пришлись по душе.
Состоявшаяся встреча на квартире Даргомыжского с великим композитором перевернула жизнь Мусоргского и направила ее в иное русло. Впоследствии он вспоминал, что тогда он впервые встретился с единомышленниками, настоящими профессионалами. Тот вечер превратил его из военного в композитора. Так Мусоргский стал членом музыкального сообщества и его частым гостем.
Здесь же произошла еще одна весьма значимая для композитора встреча. Он смог серьезно писать музыку после знакомства с Балакиревым, которого попросил позаниматься с ним композицией. Тот согласился, и они быстро нашли общий язык. Балакирев объяснил значение оркестровки, форму музыки, давал Модесту домашние задания.
К уютному музыкальному сообществу вскоре примкнул Римский-Корсаков, после чего известный критик того времени В. В. Стасов назвал их «Могучей кучкой». Вся жизнь молодых композиторов была посвящена особенностям русской музыки и развитию ее традиций.
Биография Мусоргского кратко для детей
Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) – выдающийся русский композитор-новатор. Происходил из старинной дворянской семьи. Любопытно, что букву «г» в фамилии композитор начал использовать лишь в 1860-х гг. в частной переписке. В 1852-56 гг. Мусоргский учился в школе подпрапорщиков. Именно так, «Подпрапорщик», и называлось его первое произведение. С 1856 года – прапорщик Преображенского полка. На военной службе состоялось его знакомство с А.П. Бородиным, примерно в то же время Мусоргский познакомился с М.А. Балакиревым, А.С. Даргомыжским, В.В. Стасовым.
С 1857 г. был членом «Могучей кучки» — музыкального кружка, стремившегося к воплощению русской национальной идеи в музыке.
С 1866 г. Мусоргский дружил с Н.А. Римским-Корсаковым. Под влиянием идей Н.Г. Чернышевского и его романа «Что делать?» жил с друзьями в общине-коммуне. Поиск средств к существованию привёл композитора на государственную службу.
С 1863 г. Мусоргский служил в Инженерном управлении, затем перещёл в Лесной деп-т Министерства гос. имуществ, а после — в Ревизионную комиссию Гос. контроля. Также выступал на концертах как пианист, в июле-сентябре 1879 г. совершил большую поездку по городам юга России, где выступал вместе с Д.М. Леоновой, талантливой певицей и другом композитора. 2-я половина 1870-х, время после распада «Могучей кучки», совпала с творческим и личностным кризисом М.П. Мусоргского, появлением нервного расстройства и алкогольной зависимости. Мусоргский тяжело переживал критику, в том числе и со стороны людей, считавшихся его единомышленниками. Всё это сильно замедляло творческий процесс.
Одно из последних выступлений композитора состоялось на вечере памяти Ф.М. Достоевского 4.2.1881. 13 февраля у Мусоргского случился приступ белой горячки. Его поместили в Николаевский военный госпиталь, где И.Е. Репин написал знаменитый портрет композитора, отразивший его тяжёлое физическое и эмоциональное состояние. 16 марта 1881 г. М.П. Мусоргского не стало. Он был похоронен в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге, на Тихвинском кладбище.
Наиболее ярко новаторские музыкальные открытия Мусоргского, в большинстве своём не понятые современниками, проявились в его операх, самые известные из которых «Борис Годунов» и «Хованщина». В «Борисе Годунове» эпико-трагическая и психологическая линии неразделимы, что фактически превращает оперу в психологическую драму.
Историософское произведение «Хованщина» в свою очередь выделяется отсутствием ярко выраженных центральных героев и показывает события, связанные со стрелецкими восстаниями кон. XVII в., как духовную трагедию всего народа.
Завершённая в 1872 г. «Хованщина» так и не увидела свет при жизни Мусоргского. Среди других работ композитора наиболее известны «Ночь на лысой горе» и «Картинки с выставки» (это произведение переосмысливалось целым рядом музыкантов, от М.Равеля до рок-группы Emerson, Lake & Palmer). Многие сочинения М.П. Мусоргского после его смерти были доработаны и отредактированы Н.А. Римским-Корсаковым.
2, 3, 4, 5 класс для детей
Интересные факты и даты из жизни
Популярные люди
-
Ницше Фридрих
Великий мыслитель родился в 1844 году в Германии. Отец был священником, и так случилось, что вскоре умер. Потому он и его сестра воспитывались матерью. Ницше живо интересовался музыкой, античной литературой, философскими размышлениями известных
-
Кромвель Оливер
Дата рождения Оливера Кромвеля 25 апреля, графство Хантингдон. Его семья была бедной и владела землёй. Во время Генриха 7, разбогатела путём конфискации земли у церквей и монастырей. Первоначальное образование было получено в Хантингдоне,
-
Горбачев Михаил Сергеевич
Писать о таком великом человеке очень интересно, так как Михаил Сергеевич является один из тех руководителей государства, который взбудоражил народ и сделал многое для страны. Детские и юношеские годы прошли в Ставропольском крае.
-
Рахманинов
Родился Великий композитор 1 апреля 1873 года в Новгородской губернии. В семье дворянского происхождения почитали музыку, поэтому мальчик с юных лет слушал романсы, автором которых был его дедушка и учился игре на фортепиано. В двенадцать лет
-
Ленин Владимир Ильич
Жизнь Владимира Ильича Ульянова началась 22 апреля 1870 года в губернском городке Симбирске. Отец — Илья Ульянов, работал инспектором в системе образования, мать — Мария Ульянова, старший брат — Александр.
С девяти до семнадцати лет -
Федоров Иван
Иван Фёдоров известен всему миру тем, что в 1563 году он изобрёл первый книгопечатный станок на Руси. Где родился Иван Федоров точно не известно, но принято считать годом его рождения временной промежуток между 1510 и 1530 гг., а местом рождения
Детство
Детские годы — это самое счастливое время в жизни Модеста Мусоргского. Он появился на свет в 1839 году в родовом имении, расположенном в селе Карево Псковской губернии, в семье Петра Алексеевича и Юлии Ивановны Мусоргских. У них родилось четыре сына. Модест был последним, самым младшим. Два старших умерли в детстве. Поэтому Филарет стал единственным братом для маленького Моди.
Петр Алексеевич не отягощал себя заботами. Отслужив в сенате 8 лет, он в должности коллежского советника вышел в отставку, женился и поселился в имении, ничем себя не утруждая. Он почивал гостей, вел вольный образ жизни, потихоньку закладывая по частям имение.
Юлия Ивановна была также из знатного рода, одним из ее родственников был М. И. Кутузов. Она воспитывалась в пансионе благородных девиц и поэтому говорила по-французски, любила музыку и хорошо играла на фортепиано. Юлия Ивановна мечтала, чтобы ее сыновья стали военными.
Мать занимала самое важное место в жизни сына, так как именно она, помимо того что обожала своих мальчиков, первая заметила его способности и стала учить маленького Модеста основам музыки. Он быстро освоил игру по нотам, мог исполнить любое произведение на фортепиано по слуху
Модя все усваивал с такой легкостью, что родители, чтобы обучать его музыке дальше, пригласили в дом преподавательницу немку. Она занималась с детьми немецким языком и музыкальной грамотой.
Биография Мусоргского
Если в литературе есть яркий пример Некрасова, писателя, который рисовал образ России во всей его полноте и широте, то в музыке таким человеком является Модест Мусоргский. Его композиции пронизаны оригинальным и ярким выражением русских черт. Композитор имел дворянские корни, но всё детство провёл вместе с крестьянскими детьми своей усадьбы. Позже это нашло отражение в его творчестве, он часто писал произведения, в которых звучит голос народа.
Модест Мусоргский входил в сообщество композиторов и музыкантов «Могучая кучка». Там же состояли Римский-Корсаков, Кюи, Бородин и Балакирев. Мусоргский познакомился с ними через Бородина во время службы в Преображенском полку. Был период, когда известный композитор мог пойти по другому пути и продолжить семейную традицию. Но тяга к музыке была сильнее.
Среди других композиторов Мусоргского выделяет его уникальная способность к новаторству. Его способность выделиться, подставиться под критику, но при этом подарить всему миру уникальные музыкальные произведения.
Даже во время обучения военному делу Модест Петрович обучался греческой, католической и протестантской церковной музыке. Он свободно владел несколькими языками — популярными в то время французским и немецким, знал латынь и греческий.
Модест Мусоргский. Фото: Рузана Ширинян, Общественное достояние
Поскольку известный композитор часто отходил от принятого в то время романтического жанра, его работы опережали годы, в которых он жил. Он соединял реализм с красочным и выразительным раскрытием слова.
Ранние годы
Биография Мусоргского очень интересна, его жизнь была наполнена не только творчеством: он был знаком со многими выдающимися людьми своего времени.
Мусоргский происходил из старинного дворянского рода. Он родился 9 (21) марта 1839 года в селе Карево Псковской губернии.
Первые 10 лет жизни провел дома, получая домашние образование и учась играть на фортепьяно.
Потом он был отправлен учиться в Санкт-Петербург в немецкое училище, откуда его перевели в Школу гвардейских прапорщиков. Именно в этой школе он увлекся церковной музыкой.
С 1852 года Мусоргский занялся музыкальным сочинительством, его композиции исполнялись на сценах Санкт-Петербурга и Москвы.
В 1856 году он был отправлен служить в Преображенский гвардейский полк (во время службы он познакомился с А. С. Даргомыжским). В 1858 году перевелся на службу в Министерство государственных имуществ.
Обучение в школе и военная служба
Когда Модесту исполнилось 10 лет, семья переехала в Петербург. Поскольку в военное училище принимали мальчиков с 13 лет, то младшего сына решено было определить в частную школу
Преподавали там исключительно на немецком языке, давали довольно серьезные знания, и особое внимание уделяли дисциплине
В эти годы Модест познакомился с известным преподавателем Антоном Герке, который не рассмотрел талант мальчика, однако сделал все, чтобы сделать из него отличного пианиста. Занимаясь со своими учениками, преподаватель старался отточить их мастерство до блеска. Игра Мусоргского имела огромный успех.
После 3 лет обучения в частном заведении Мусоргский поступил в Николаевское кавалерийское училище, которое заканчивали многие видные полководцы. Однако его в мыслях и мечтах была только музыка. Мальчику очень повезло, поскольку у него и в военном училище появилась возможность брать уроки фортепиано.
Мусоргский успешно окончил военное училище в 1856 году, поэтому он без труда поступает на службу в Преображенский полк. К этому моменту отец семейства умер, оставив детям и жене долги. Теперь им приходилось снимать частную квартиру. Служба не доставляла удовольствие Модесту, тем более что ему не хватало средств на светскую жизнь и развлечения.
Расцвет карьеры
В Московской консерватории Чайковский показал себя как прекрасный преподаватель, приложив много усилий для организации образовательного процесса. Поскольку достойных учебников для студентов на тот момент существовало мало, композитор занялся переводами зарубежной литературы и даже созданием собственных методических материалов.
Впрочем, в 1878 году Петр Ильич, уставший разрываться между преподаванием и собственным творчеством, оставил должность. Его место занял Сергей Танеев, ставший самым любимым учеником Чайковского. Сводить концы с концами Чайковскому помогала богатая покровительница Надежда фон Мекк. Будучи обеспеченной вдовой, она боготворила композитора и ежегодно предоставляла музыканту субсидии в размере 6 тыс. рублей.
Именно после переезда в Москву начался настоящий подъем творческой карьеры Петра Ильича Чайковского и произошел существенный рост его как композитора. В это время он познакомился с композиторами — участниками творческого содружества «Могучая кучка». По совету Милия Балакирева, главы содружества, Чайковский в 1869 году создал увертюру-фантазию по мотивам произведения Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта».
В 1870-е годы композитор написал такие произведения, как балет «Лебединое озеро», оперы «Опричник» и «Евгений Онегин», концерт для фортепиано с оркестром, симфонии № 2 и № 3, фантазия «Франческа да Римини», фортепианный цикл «Времена года» и другие. В 1880–1890-е Петр Чайковский еще чаще, чем ранее, ездил за границу, причем в подавляющем большинстве случаев — в рамках гастролей.
Во время таких поездок музыкант познакомился и подружился с музыкантами из Западной Европы: Густавом Малером, Артуром Никишем, Эдвардом Григом, Антонином Дворжаком и другими. Сам композитор во время концертов выступал как дирижер. В начале 1890-х Чайковскому даже удалось побывать в США. Там его ждал ошеломляющий успех во время концерта, где Петр Ильич дирижировал при исполнении собственных произведений.
Портрет Петра Чайковского /
Последние годы перед кончиной Чайковский провел в окрестностях городка Клина под Москвой. Там же композитор, недовольный качеством жизни местных крестьян, договорился об открытии школы и жертвовал деньги на ее содержание. В 1885 году он помогал клинчанам бороться с пожаром, при котором в городе сгорело несколько десятков домов.
В этот период жизни композитор написал балет «Щелкунчик», оперы «Пиковая дама» и «Иоланта», увертюру «Гамлет», Пятую симфонию. Тогда же было подтверждено международное признание таланта Петра Ильича: в 1892 году его избрали членом-корреспондентом Академии изящных искусств в Париже, а в 1893 году — почетным доктором университета в Кембридже.
Биография М. П. Мусоргского
Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) — выдающийся русский композитор, один из основателей русской национальной музыкальной школы. Родился в семье дворянина, получил образование в петербургском Кадетском корпусе, где начал заниматься музыкой. В 1858 году Мусоргский поступил на службу в Государственный совет, однако вскоре бросил ее, чтобы посвятить себя музыке.
В 1861 году Мусоргский познакомился с М. А. Балакиревым, который стал его учителем и наставником. Под его руководством Мусоргский начал работу над своими первыми композициями. В 1869 году Мусоргский вступил в круг «Могучей кучки», где познакомился с А. П. Бородиным, Н. А. Римским-Корсаковым и другими выдающимися композиторами того времени.
Интересный факт: Мусоргский был известен своими эксцентричными привычками. Он часто пил и употреблял наркотики, что негативно сказывалось на его здоровье и творчестве.
Мусоргский написал множество произведений, среди которых выделяются оперы «Борис Годунов», «Хованщина», «Художник-фаталист», «Саламбо», «Коварство и любовь», а также цикл песен «Песни и пляски смерти», «Картинки с выставки», «Ночь на Лысой горе» и другие.
Мусоргский был одним из первых композиторов, которые использовали в своих произведениях элементы народной музыки. Он стремился к созданию музыки, которая была бы близка к народной песне и отражала бы русскую душу. В своих оперных произведениях Мусоргский использовал русский язык, что было революционным для того времени.
Год | Событие |
---|---|
1869 | Вступление в круг «Могучей кучки» |
1874 | Премьера оперы «Борис Годунов» |
1879 | Премьера оперы «Хованщина» |
1881 | Смерть Мусоргского |
Мусоргский оставил неизгладимый след в истории русской музыки. Его произведения до сих пор исполняются и пользуются огромной популярностью в России и за ее пределами.
Последние годы
Стоит отметить в краткой биографии Мусоргского: самое главное, содержание всей его жизни – любовь к русскому народу, его культуре, быту. Ничего не могло затмить ее. Всю свою жизнь он посвятил музыке, желая писать ее так, чтобы в каждом звуке, каждой музыкальной фразе звучало русское слово.
«Могучую кучку» можно было сравнить только с русскими художниками-передвижниками, с некоторыми из которых Модест Петрович дружил. Он много работал, оставаясь бедным. Несмотря на то что его «Борис Годунов» был поставлен в театре и имел успех, его запретили к постановке. Мусоргский был знаменитым, хотя многие его произведения явно опережали время.
У него случались затяжные депрессии, так называемая «нервная болезнь». Бесконечно одинокий Мусоргский пристрастился к алкоголю – наследие армейской жизни. После распада «Могучей кучки» у него случился очередной нервный срыв, он запил.
После его гастрольной поездки по югу России с певицей Д. Леоновой, которая хотела помочь ему и пригласила с собой, он вернулся в Петербург вдохновленным. Но узнав, что его уволили с работы, он снова запил.
Мусоргский поступил в Николаевский госпиталь 13.02.1881 г. с белой горячкой. Его друг Илья Репин успел написать его портрет. 16 марта он умер в госпитале. Ему было только 42 года.
Музыка
Творческая биография Мусоргского началась с инструментальных переложений симфонических произведений для оттачивания навыков сочинения и аранжировки музыкальных партий. В процессе работы начинающий композитор понял, что малые жанры не соответствуют размаху его души и широте фантазии, поэтому, написав сонату для фортепиано, 2 оркестровых скерцо и пьесу под названием «Марш Шамиля», Модест Петрович задумался об опере.
В течение 3 лет Мусоргский сочинял произведение по мотивам трагедии Софокла «Царь Эдип», затем переключился на сюжет флоберовского «Саламбо», а через некоторое время занялся адаптацией «Ночи накануне Ивана Купала» Николая Гоголя. Написав некоторое количество фрагментов, автор потерял интерес к проектам и не окончил ни один из них.
В начале 1860-х годов Модест Петрович начал эксперименты с музыкальными жанрами и написал ряд песен на стихи великих поэтов, среди которых наибольшую известность приобрели «Песнь старца», «Царь Саул» и «Калистрат». Эти произведения положили начало народной традиции в творчестве композитора и отличались острой социальной тематикой и необыкновенным музыкальны драматизмом.
Далее последовала серия жанровых романсов «Светик-Савишна», «Песнь Яремы», «Семинарист» и других, приобретших невероятную популярность у современников и вызвавших неоднозначные отклики слушателей. А в 1867 году свет увидела симфоническое произведение «Иванова ночь на Лысой горе», изначально задуманное как хоровое.
Сотрудничая с коллегами-композиторами, объединившимися в кружок «Могучая кучка», Мусоргский впитывал национальные традиционные идеи и новые веяния, возникшие в связи с изменившейся политической обстановкой. Следствием этого стало неотвратимое желание передать полную картину драматических событий, происходивших на Руси в прошлом и имевших место в настоящем.
Музыканты стремились приблизить творчество к действительности и искали нетрадиционные формы. Одним из результатов этих поисков стало шуточное произведение Мусоргского «Женитьба», которое автор назвал «разговорной оперой», ставшей тренировкой великого русского таланта перед созданием всемирно известного монументального шедевра под названием «Борис Годунов».
Работа над пушкинским сюжетом началась в 1868 году и шла настолько быстро, что в течение следующего года композитор создал клавир и завершил основную партитуру. Интересен тот факт, что Модест Петрович подолгу вынашивал замыслы будущих произведений и, сочиняя музыку, почти не пользовался черновиками.
Следуя историко-поэтической идее, Мусоргский акцентировал внимание на 2 темах, судьба человека и судьба народа, и отказался от сольных номеров в пользу масштабных хоровых сцен. Именно по этой причине первая редакция «Бориса Годунова» не удовлетворила дирекцию Мариинского театра, отказавшегося ставить оперу в 1870 году
Заручившись поддержкой соратников, Модест Петрович в кратчайшие сроки переработал произведение, изменив сюжетную линию и добавив несколько персонажей. Кроме того, жирной точкой в новом варианте произведения стал финал, представлявший собой массовую народную сцену. Обилие фольклорных мелодий и колоритных натуралистических образов сделало «Бориса Годунова» величайшим образцом оперного искусства и принесло величие и славу создателю. Премьера произведения состоялась в Санкт-Петербурге в феврале 1874 года.
Насладившись успехом и получив порцию неоправданной критики, Мусоргский занялся воплощением нового творческого замысла, обратившись к теме кровавых стрелецких бунтов. Работа над «Хованщиной» продвигалась не так быстро, как хотелось бы автору. Он постоянно отвлекался на другие проекты, писал песни и романсы, которые в итоге объединил в вокальный сборник «Детская», а также фортепианные пьесы, известные под названием «Картинки с выставки».
В середине 1870-х, отложив тетрадь с набросками «Хованщины», Модест Петрович сочинил вокальный цикл «Песни и пляски смерти» и представил коллегам несколько фрагментов другой оперы под названием «Сорочинская ярмарка».
В течение следующих лет Мусоргский разрывался между двумя новыми творениями, но сложное финансовое положение, близкое к нищете, мешало полноценной работе и сказывалось на физическом и психическом состоянии композитора. В 1879 году друзья организовали Модесту Петровичу гастроли по городам России и учредили фонд в поддержку талантливого сочинителя. Это помогло Мусоргскому продержаться в течение 2 лет, но оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка» так и остались неоконченными.
Последние годы жизни
В последние годы жизни Мусоргский тяжело переживал распад «Могучей кучки», непонимание и критику со стороны музыкальных чиновников и коллег (Кюи, Балакирева, Римского-Корсакова). На этом фоне у него развилась тяжелая депрессия, он пристрастился к алкоголю. Музыку стал писать медленнее, с работы уволился, потеряв маленький, но постоянный доход. В последние годы жизни его поддерживали только друзья.
Последний раз он публично выступил на вечере памяти Ф. М. Достоевского 4 февраля 1881 года. 13 февраля он умер в Николаевском госпитале в Санкт-Петербурге от приступа белой горячки.
Мусоргский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры. Но на сегодняшний день сохранилось только надгробие, так как после масштабной реконструкции старого некрополя (в 30-ых годах) его могила была утрачена (закатана в асфальт). Сейчас на месте захоронения композитора находится автобусная остановка.
Если вам нужна биография по датам – посмотрите
хронологическая таблица Мусоргского
Более сжатая для доклада или сообщения в классе
Вариант 2
Интересные факты
- Единственный прижизненный портрет композитора кисти Ильи Репина был написан за несколько дней до смерти композитора.
- Мусоргский был невероятно образованным человеком: свободно говорил на французском, немецком, английском языках, латыни и греческом, был отличным инженером.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Печальный закат «Шекспира в музыке»
В первой половине 1870-х годов Мусоргский начал работать над «Сорочинской ярмаркой» по Гоголю, но, несмотря на то, что «Хованщина» сделала композитора знаменитым, другие его работы не нашли понимания даже у товарищей из «Могучей кучки». В группе произошел раскол. Этот крах Модест Петрович во многом принял как предательство. Следствием стала депрессия и даже пристрастие к алкоголю.
Денег Мусоргскому постоянно не хватало. Он скитался по съемным квартирам и добросердечным друзьям. Работа шла все труднее, многое оставалось незавершенным. Одно время Модест Петрович провел в имении брата, потом вернулся в столицу, но был отчислен со службы и совсем опустил руки.
Портрет Модеста Мусоргского кисти Ильи Репина. (pinterest.com)
Закат жизни композитора был печален: после приступа белой горячки он был помещен друзьями в Николаевский военный госпиталь. Именно там изменившегося до неузнаваемости сочинителя успел запечатлеть Илья Репин. Художник пришел навестить больного. Его работа — единственный прижизненный памятник Модесту Петровичу Мусоргскому, одному из величайших музыкальных талантов русской земли.
Краткая биография Мусоргского самое главное для детей творчество
Родился Модест Петрович Мусорский в семье дворян 21 марта 1939 года в селе Кареве псковской губернии. Мать с детства обучала его музыке. Первое свое образование юноша получил в одиннадцать лет, закончив Петропавловскую школу. Через год закончил обучение в пансионе Комарова. Спустя еще четыре года в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
Одновременно со службой в лейб-гвардии юноша знакомится с А.А.Герке и учится у него виртуозной игры на фортепианно. Тогда же Модест знакомится с Даргомыжским и Балакиревым. Позже юноша становится участником группы «Могучая кучка», которая отложил свой отпечаток на творчество юного композитора..
С 1858 года оставив службу в чине прапорщика, юный композитор посвящает всего себя музыке. Спустя девять лет написана симфония «Ночь на лысой горе». Через год выходят романсы на стихи русских поэтов. Спустя еще шесть лет в Петербурге состоялась премьера оперы «Борис Годунов». Композитор ликовал, это был успех.
Годом ранее была начата работа над оперой «Хованщина». Работа над этим произведением продолжалась долгих семь лет. К сожалению, при жизни автора мир не увидел это произведение. Только спустя годы Римский-Корсаков доработал и инструментировал оперу.
В 1974 году композитором пишет десять произведений к рисункам Гартмана. Это знаменитые пьесы для фортепианно «Картинки с выставки». Чуть позже начинает трудиться над вокальным циклом «Песни и пляски смерти». Работа над циклом продолжается долгих три года.
Через два года Мусорский начинает работу над оперой «Сорочинская ярмарка». В ней присущи комедийные гоголевские мотивы. Однако это произведение не было закончено. Только после смерти автора опера было дописана Кюи.
Бедность вынуждает Мусорского вернуться на службу, которая не доставляла ему удовольствие, но позволяла, как то существовать. В это время Модест Петрович перестает писать.
Умер великий композитор 28 марта 1881 года нищим и забытым.
2, 3, 4, 5 класс интересные факты
Родословная
Свой отсчет род Мусоргских, записанный в Бархатную книгу, берет из глубины русской истории — от князя Смоленского, Рюриковича. Его потомок Роман Мусорга, живший в XV веке, дал начало роду, представители которого исправно служили государям. Один из них, Иван Николаевич, за усердную службу и доблесть в борьбе с поляками, был пожалован большим поместьем под Псковом.
Его правнук, Михаил Иванович Мусоргский, за отличие в войне 1654-1656 гг. пожалован вотчиной в Луцком уезде, рядом с родовым поместьем. В итоге его площадь составила 10 тысяч десятин. Все члены рода по мужской линии были военными. Исключение составил только отец Модеста Мусоргского. Это произошло не из-за того, что он не хотел продолжить династию.
В биографии Мусоргского Петра Алексеевича можно отметить одну пикантную деталь – он был незаконнорожденным. Его мать Ирина Егоровна — крепостная, служившая в поместье ключницей, была первой запевалой и хороводницей. Барин Алексей Григорьевич не мог ее не заметить. У них родилось трое детей: две дочки и сын Петр. До тех пор, пока была жива его жена, отец не мог усыновить их. Это стало возможным только после ее смерти. Но время было упущено, военная карьера для Петра была закрыта. Он становится наследником имения, так как сыновей от первого брака у Алексея Григорьевича не было. Вся надежда легла на сыновей Петра, которые должны были продолжить семейную династию.