Екатерина оттовна вазем

Екатерина вазем

Педагогическая деятельность

Через два года после ухода со сцены, Вазем начала преподавать: с 1886 года она вела средние женские классы петербургского театрального училища, заменив в этой должности Мариуса Петипа. Среди её учениц — будущие солистки Мариинского театра Мария Скорсюк, Ольга Преображенская, Матильда Кшесинская, Агриппина Ваганова, Анна Павлова.

Необыкновенно строгая, требовательная, она сразу ошеломляла учащихся, привыкших к апатичности и полному равнодушию в классе Л. И. Иванова.

— А. Я. Ваганова

В 1896 году Вазем была уволена «вследствие введения новой системы в преподавании балетных танцев» и стала давать частные уроки. После революции была вновь приглашена преподавать. Стажировавшийся у неё артист М. М. Михайлов оставил воспоминания об этих уроках.

Биография[править]

Родилась 13 января (25 января по новому стилю) 1848 года в Москве.

Была зачислена в 187 году в Санкт-Петербургское театральное училище не за казённый счёт, а с оплатой обучения по 500 рублей в год. Только через шесть лет девочку перевели на появившееся в училище казённое место. Её педагогами были: Лев Иванов — в младших классах, Алексей Богданов — в средних классах и французский танцовщик Эжен Гюге (1821—1875) в старшем классе. Училище Екатерина Вазем окончила в 1867 году.

По окончании училища была принята в Санкт-Петербургскую балетную труппу императорских театров, дебютировав 10 сентября 1867 года в балете «Наяда и рыбак» балетмейстера Ж. Перро в партии Наяды. Через год дебютировала в балете «Конёк-Горбунок, или Царь-девица» А. Сен-Леона, а с 1874 года заняла лидирующее положение в театре. Среди её партнёров по сцене были Павел Гердт (постоянный партнёр по танцу в школе и на большой сцене), Александра Вергина, Александра Кеммерер, Клавдия Канцырева, Надежда Богданова. В репертуаре Екатерины Вазем было 22 партии; партии некоторых балетов специально для неё были сочинены Мариусом Петипа.

С начала 1870-х годов балерина стала получать собственные бенефисы и постепенно вышла в примы-балерины петербургской сцены. 31 января 1871 года в Санкт-Петербурге состоялся бенефис трёх артистов: А. Ф. Вергиной, П. А. Гердта и Е. О. Вазем. Для этого тройного бенефиса Мариус Петипа поставил балетный спектакль «Две звезды».
Балетное мастерство Екатерины Вазем было безукоризненным, и вскоре она получила официальные приглашения на балетные сцены Америки — Нью-Йорка и Филадельфии. Но дирекция императорских театров не отпустила балерину гастролировать в США, предложив взамен очень выгодные финансовые условия.

Е. О. Вазем стала первой исполнительницей партий: «Бабочка» (балетмейстер М. И. Петипа), Анжелла («Бандиты», музыка Людвига Минкуса), Никия («Баядерка»), Дочь снегов («Дочь снегов», балетмейстер М. И. Петипа), Роксана («Роксана, краса Черногории» балетмейстер М. И. Петипа), одна из двух звёзд («Две звезды», балетмейстер М. И. Петипа). Её последним полным выступлением в начале 1884 года стала партия Никии в балете «Баядерка» Л. Минкуса. Прощальный бенефис Екатерины Вазем состоялся 16 февраля 1884 года, об этом событии с торжественными про́водами балерины написали «Петербургская газета» и «Театральный мирок».

Через два года после ухода со сцены, Екатерина Оттовна начала вести средние женские классы Петербургского театрального училища, сменив в этой должности Мариуса Петипа. Преподаванием занималась с 1886 по 1896 год. С 1896 года стала давать частные уроки. Некоторое время педагогической деятельностью занималась и после Октябрьской революции.

Умерла 14 декабря 1937 года в Ленинграде, была похоронена на Смоленском лютеранском кладбище.

Завершение балетной карьеры[править]

Её прощальный бенефис состоялся в феврале 1884 года.

Для прощального бенефиса она выбрала сцены из трех любимых балетов: «Дочь фараона», «Камарго» и «Пахита». Ей были торжественно преподнесены дорогие подарки, в том числе лавровый венок, на вплетенных лентах которого были вышиты годы её работы в Мариинском театре: «1867 — 1884»; отдельно от балетной труппы — серебряный венок с выгравираванными названиями балетов, в которых она танцевала. Пришедшая публика рукоплескала стоя и постоянно передавала на сцену корзины цветов. «Петербургая газета» и «Театральный мирок» ещё несколько дней писали об этом бенефисе и торжественном проводе выдающейся танцовщицы.

Книга воспоминаний[править]

Екатерина Оттовна написала книгу «Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра. 1867—1884». Эти воспоминания она диктовала сыну, балетному критику Николаю (Нилу) Ивановичу Насилову (1887—1942), уже будучи в преклонном возрасте. Книга вышла в 1937 году и в этом же году при Ленинградском хореографическом училище открылось балетмейстерское отделение — и это при том, что в стране в этот же год происходило много чего другого, чем год навсегда вошёл в историю. Книга выдержала два издания, второе издание дополненное и уточненное; в 2009 году книга вышла в издательстве «Планета Музыки», Санкт-Петербург, ISBN 978-5-8114-0993-8. Эти воспоминания очень ценны тем, что показывают и атмосферу, царящую в Мариинском театре конца 19 столетия; и характеристики артистов и балетмейстеров, и её субъективную оценку их творчества, и обзор русской балетной критики, театральной публики и балетного начальства в лице многочисленных чиновников системы императорских театров.

Последние годы жизни Екатерина Оттовна Вазем провела в ленинградском Доме ветеранов сцены. Там она скончалась 14 декабря 1937 года.

Похоронена на Смоленском лютеранском кладбище рядом с матерью и вторым мужем Носиловым.

На императорской театральной сцене[править]

По окончании училища была принята в Санкт-Петербургскую балетную труппу императорских театров, дебютировав 10 сентября 1867 года в балете «Наяда и рыбак» балетмейстера Ж.Перро, и вскоре заняла место ведущей балерины.

Среди её партнеров по сцене были П. А. Гердт (её постоянный партнер по танцу), А. Ф. Вергина, А. Н. Кеммерер, К. И. Канцырева, Н. К. Богданова.

В репертуаре Екатерины Оттовны было 22 партии. Несколько партий специально для неё были сочинены Мариусом Петипа.

Среди её ранних партий: сольные танцы — Галя («Золотая рыбка», балетмейстер А.Сен-Леон), «Корсар» (1868, балетмейстеры Ж.Перро и Ж. Мазилье), сольные танцы — «Дочь фараона» (1870, балетмейстер М.Петипа; с 1871 года — партия Аспиччии), партия Баттли в балете «Трильби» (балетмейтер Петипа, 1871), главные роли в балетах «Катарина, дочь разбойника» (1872), «Камарго» (1872).

С начала 1870-х балерина стала получать собственные бенефисы и постепенно вышла в примы-балерины Петербургской сцены.

31 января 1871 года состоялся бенефис трёх артистов: А. Ф. Вергиной, П. А. Гердта и Е. О. Вазем. Для этого тройного бенефиса Мариус Петипа поставил балетный спектакль «Две звезды», нехитрый сюжет которого заключался в том, что Аполлон не может из двух звезд выбрать лучшую, чтобы присудить ей золотое яблоко, и в итоге делит яблоко пополам. «Буридановы муки» (или Парисовы, не могущего выбрать самую красивую богиню Олимпа) Аполлона изображал П. А. Гердт, а в образе двух звезд, понятное дело, предстали две балетные звезды — ярые соперницы по сцене.

В начале 1870-х гг. Екатерина Вазем получила приглашение на гастроли в США, в том числе во время Всемирной выставки 1876. Однако Дирекция Императорских театров и Министерство двора не разрешили гастроли.

В 1873 году основным артистам балетной труппы Мариинского театра было повышено жалованье. В балетных хрониках «Наш балет; 1673—1899: балет в России…» за 1873 год любопытные факты: «Год закончился приятным для некоторых артистов событием: были увеличены оклады и поспектакльная плата. Так, Вазем вместо 5 руб. разовых назначили 25 руб, Кеммерер вместо 15 руб. — 25 руб., Шапошниковой прибавили 100 руб. к жалованью и назначили 5 руб. разовых…».

Балетное мастерство Екатерины Вазем было безусловным, и вскоре она получила официальные приглашения на балетные сцены Нью-Йорка и Филадельфии. Но дирекция императорских театров не отпустила балерину гастролировать в США, однако взамен предложило материальные условия: с 1874 года Е.Вазем по выслуге десяти лет заключила контракт на три года с жалованьем 6000 в год и поспектакльных по 35 рублей, ежегодный полубенефис и трехмесяный отпуск с сохранением содержания. Такая высокая зарплата была не у всех: скажем, московская прима того же периода Анна Собещанская получала в десять раз меньше — 600 рублей в год, а ставка Минкуса составляла 4000 в год.

Первый балет, специально поставленный для Вазем — «Бабочка» (1874, балетмейстер М. И. Петипа). И хотя критика оценила постановку довольно холодно, отмечались новаторские идеи балетмейстера и технические возможности исполнительницы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: