Мамма Миа
Джукбокс-мюзиклы – это особый вид мюзиклов, в которых либретто построено вокруг хитов одного исполнителя, автора или целого музыкального направления. Абсолютный рекорд по кассовому и зрительскому успеху среди джукбоксов принадлежит мюзиклу «Мамма Миа!» по песням шведской поп-группы ABBA. В создании мюзикла приняли участие основатели группы, музыканты, певцы и авторы песен Бьорн Ульвеус и Бенни Андерссон. Мировая премьера этой музыкальной романтической комедии состоялась в Лондоне в 1999 году, а на Бродвее «Мамма Миа!» открылась в 2001. Впоследствии мюзикл увидели жители более 50 стран всех шести континентов мира. Мюзикл шёл и в России: в течение трех сезонов «Мамма Миа!» радовала российскую публику в Театре МДМ. Новую волну популярности мюзикл получил после выхода в 2008 году экранизации. В главных ролях были задействованы звезды кино: Мэрил Стрип, Пирс Броснан, Колин Фёрт, Стеллан Скарсгард, Джули Уолтерс и другие.
Мюзикл как жанр искусства. Отличие от водевиля и оперетты
Оперетту можно по праву считать предшественницей мюзикла. Она возникла в 19 веке в Европе, а в Америку пришла значительно позже.
Оба этих направления искусства имеют много схожих черт. Так, например, до начала 20-го века мюзикл называли «американской опереттой». После того, как в основу музыкальных произведений стали ложиться местные традиции и предпочтения, он стал самостоятельным жанром искусства. Оперетта воспринимается легким, комедийным жанром, в котором музыка – это существенная часть спектакля. В отличие от нее, в мюзикле главными являются диалоги, приближенная к эстрадной музыка, более сложное хореографическое и музыкальное оформление. Причем танцы – это неотъемлемая часть жанра.
Водевиль представляет собой комедийную пьесу с танцами и песенками-куплетами. Он более легкий в восприятии, менее затратный в плане производства и использования различных эффектов.
Наиболее известные мировые мюзиклы
Известные мировые произведения, такие как
«Моя прекрасная леди», «Кабаре», «Кошки», «Чикаго», «Эвита», «Отверженные», «Призрак оперы», «Мама миа»
не теряют своей актуальности, их до сих пор ставят на Бродвее и в Лондоне.
Самым легендарным произведением, занесенным в книгу рекордов Гиннесса как мюзикл-чемпион, является «Фантастикс». Он пользовался популярностью на протяжении 42 лет. За это время состоялось 17 162 представления.
Известнейшая постановка «Иисус Христос-суперзвезда», которая покоряла зрителей своей зрелищностью и трагизмом, ставилась по всему миру только на протяжении 33 лет (речь идет только об оригинальной постановке).
Музыка и драматургия как отражение основы мюзикла
Основными составляющими мюзикла являются в равной степени:
- слова,
- музыка,
- декорации,
- хореография.
Они дополняют, поясняют друг друга, придавая постановке динамичность. Музыкальная драматургия – важная часть действия, обобщающее средство, которое присутствует в спектакле от начала и до конца. Музыка сопровождает происходящее на сцене, следует за текстом, отражает смену настроений, радости и трагедии, выражает основную идею произведения. Все вместе это позволяет зрителю прочувствовать всю глубину драматургии произведения.
Драматургия музыкального представления заключается в отражении остро-социальных вопросов своего времени и их критической оценке. Это еще одна особенность развития жанра.
Зарождение мюзикла в России
В России так же, как и в США, предпосылкой к возникновению этого направления стал джаз.
И.Дунаевский и Г.Александров в своих произведениях 30-х годов прошлого столетия смогли органично соединить русский менталитет с легкостью голливудских сюжетов, славянскую музыку и джазовые аранжировки, русско-народные танцы и американский степ.
Однако политическая обстановка того времени не позволила этому направлению развиваться дальше, и на долгие сорок лет советские композиторы забыли об этом жанре.
После 60-х годов на советской сцене вновь пытаются поставить мюзиклы. Так, например, в театре им. Ленинского комсомола была поставлена «Вестсайдская история». Несмотря на то, что эту постановку было сложно назвать мюзиклом в прямом смысле слова, она имела широкий отклик у зрителей.
Среди успешных отечественных постановок этого жанра можно выделить спектакль «Свадьба Кречинского», «Тиль», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось».
«Российский путь» развития мюзикла отличается от американского. Он возник в русской театральной среде, имеет другую специфику, нежели его «коллега» из-за океана. Так, в 70-е годы им стали считать музыкально-драматические спектакли, которые основывались на классических произведениях, в которых для максимального эффекта восприятия постановки параллельно шло музыкальное сопровождение.
Американские музыкальные постановки, наоборот, активно используют особую форму театральной практики, широко распространенной на Бродвее: антрепризу. Актеры-универсалы, продюсеры – все работают над коммерческим успехом спектакля. Для них контакт со зрителем так же важен, как и финансовая часть, в отличие от российского, где материальное – второстепенно.
Тем интереснее судьба произведения «Юнона и Авось», которое пошло именно по американскому пути развития, сохраняя зрительскую аудиторию на протяжении нескольких десятков лет.
Мюзикл в СССР: от Утесова до «Трех мушкетеров»
После выхода на экран «Веселых ребят», где так блестяще сыграла джаз-банда Леонида Утесова, в СССР впервые заговорили о мюзикле. Хотя в фильме было не так много музыкальных номеров, тем не менее, они являлись участниками фильма, наравне с основными актерами. После этого музыкальная линия стала прослеживаться и в других фильмах: «Цирк», «Волга-Волга», где музыкальные номера были вмонтированы в фильм.
Благодаря успеху вышедших на экран фильмов, в таком же жанре один за другим выходят в свет постановки: «Алые паруса», «Орфей и Эвридика», «Юнона и Авось», «Вольный ветер», «Белая акация» и другие.
Помимо театральных постановок, на советские экраны выходят музыкальные фильмы не только для взрослых, но и для детей: «Буратино», «Чертенок». А экранизация романов А.Дюма «Три мушкетера» принесла актерам и режиссеру ошеломляющий успех у зрителей, и сам фильм до сих пор не утратил своей привлекательности.
Современный мюзикл в России
Мюзиклы российского периода не поддержали громких успехов подобных постановок СССР. Только в конце 90-х годов такие постановки стали появляться на российской театральной сцене. Первой постановкой этого жанра был адаптированный вариант польского «Метро» (1999 г.).
В скором времени после этого вышла уже российская постановка – «Норд-Ост» (2001 г.). Это была масштабная постановка произведения В.Каверина «Два капитана», обещавшая стать весьма популярной. К сожалению, перспективы этого произведения перечеркнул крупный теракт – захват заложников 23-26.10.2002 г. в здании Театрального центра на Дубровке. В результате трехдневного противостояния и силовой операции погибло, по разным данным, около 174 человек. С тех пор наименование «норд-ост» ассоциируется исключительно с произошедшей трагедией. Само произведение несколько раз пытались перезапустить, но безуспешно.
В течение нескольких лет один за другим появляются:
В 2006 году вышла постановка на основе песен группы ABBA – мюзикл «Мамма Миа!» — он стал самым успешным на тот момент в России. Однако, кроме «12 стульев», это все были постановки по лицензии иностранных авторов.
Важной вехой в истории развития жанра в современной России является 2008 год. В это время на экраны вышел первый российский музыкальный фильм «Стиляги»
С этого времени постановка мюзиклов в России была поставлена на поток. Известные и не очень, успешные и провальные, иностранные и российские – ежегодно выходили по 5-7 произведений.
Сегодня мюзиклы по-прежнему востребованы и не утратили популярности, их переводят на разные языки мира и играют по всему свету. Появляются новые постановки, которым еще предстоит завоевать своего зрителя.
Ничего не бойся, я с тобой
Продолжая историю популярных мюзиклов в целом – и джукбоксов в частности, – нельзя не сказать об уникальном российском мюзикле «Ничего не бойся, я с тобой», который идёт в Театре МДМ с декабря 2022 года. Меньше, чем за 5 месяцев с премьеры постановку посмотрело более 350 000 человек, а билеты раскупаются с головокружительной скоростью – феноменальный результат даже для бродвейских мюзиклов ежедневного проката! И неудивительно: действие «Ничего не бойся, я с тобой» разворачивается в Ленинграде середины 80-х годов, когда в воздухе царила атмосфера перемен, свободы и бунтарства – настоящая отдушина в сегодняшних реалиях. В основе захватывающей истории о дружбе и любви лежат 20 хитов легендарного бит-квартета «Секрет» в оригинальных современных аранжировках. Прибавьте к этому масштабные декорации, молодых талантливых артистов, зажигательные танцы и яркие костюмы – формула успешного мюзикла готова!
Возникновение мюзикла как жанра, понятие и особенности
Зародился данный вид искусства в США в 20-е годы прошлого века. Однако как самостоятельное направление этот вид искусства был признан только в 40-х годах, когда на Бродвее с успехом был поставлен первый в истории мюзикл «Оклахома». Несмотря на то, что сами авторы называли произведение «музыкальной комедией», зрителями она была воспринята, как нечто новое, необычное. Позднее сами авторы назвали свое произведение просто «musical» – это и дало название новому жанру. «Оклахома» просуществовала на сцене пять лет. А в 2002 году снова вернулась на сцену.
Долгое время музыкальные представления были прерогативой исключительно американской индустрии развлечений. Только в 80-х годах прошлого столетия на лондонской сцене поставили «Отверженные» – с этого момента начинается история европейских постановок этого жанра.
Основные «три кита» жанра:
- либретто, лирика и музыка в равной степени составляют основу произведения;
- широкий жанровый диапазон – от комедии до драмы;
- в основе лежат знаменитые литературные произведения;
- большое количество задействованных лиц: режиссеры, сценаристы, костюмеры, осветители, хореографы, декораторы.
Гамильтон
«Гамильтон» на либретто, музыку и слова композитора Лина-Мануэля Миранды считается чуть ли не главным мюзиклом современности. В основе сюжета – жизнь и карьера одного из отцов-основателей США, знаменитого американского финансиста и политического деятеля времён войны за независимость в Северной Америке. После премьеры в 2015 году «Гамильтон» стал настоящим культурным феноменом. Музыкальное оформление спектакля сочетает в себе элементы рэпа, хип-хопа, R&B, соула, а также классических мелодий. Это создаёт уникальный звуковой ландшафт, который помогает передать энергию и динамику истории. Уникальность мюзикла «Гамильтон», ошеломительный кассовый успех и огромная любовь зрителей обеспечили ему рекордные 16 номинаций премии «Тони». Сейчас мюзикл можно увидеть в США, Великобритании и Германии, а в 2020 году вышла видеоверсия бродвейской постановки.
Отверженные
Мюзикл «Отверженные» по одноимённому роману Виктора Гюго, стал одним из символов музыкального театра. Изначально мюзикл был написан на французском языке и поставлен в Париже, однако мировую популярность получила не оригинальная версия, а англоязычная: влиятельный театральный продюсер Камерон Макинтош решил перенести мюзикл на лондонскую сцену. Премьера состоялась в 1985 году, и до сих пор, спустя почти 40 лет непрерывного проката – абсолютный театральный рекорд – «Отверженные» неизменно собирают полные залы. В 1987 году мюзикл покорил Бродвей, после чего началось его практически кругосветное путешествие. Драматичная история о беглом каторжнике Жане Вальжане была переведена на множество языков, её увидели жители более двухсот городов разных стран. В 2012 году вышла экранизация «Отверженных», главные роли в которой исполнили известные актеры Хью Джекман, Рассел Кроу, Энн Хэтэуэй, Хелена Бонем Картер, Саша Барон Коэн и другие. Мюзикл до сих пор можно увидеть в Лондоне и других городах Великобритании, а также в США в рамках национального тура и в Нидерландах. Таким образом, «Отверженных» можно по праву назвать самым популярным мюзиклом в мире.
Развитие жанра
Бродвей стал лидировать, выпускать по несколько мюзиклов в год. А вот Уэст-Энд, наоборот, терял позиции.
В мире
Все действительно успешные постановки в Европу привозили из-за океана. История появления жанра мюзикла предполагает и общий успех, и зрительский запрос, и спектакли-хиты, которые заставляли померкнуть все остальные, даже убедительные с точки зрения коммерции шоу. Таковым примером можно назвать «Мою прекрасную леди» Ф. Лоу. К слову, либретто к постановке написано по «Пигмалиону» Б. Шоу. Сам Бернард Шоу долгое время не признавал мюзикл, все так же стереотипно считая его легким жанром. Но потом взял слова обратно.
Наконец, история развития мюзикла невозможна без золотого фонда, который не получится представить без «Вестсайдской истории». Постановка появилась в 1957-ом, благодаря невероятной музыке Леонарда Бернстайна и замечательной адаптации «нетленки», вечного сюжета «Ромео и Джульетты».
Уэст-Энд ожил с «Оливером» Л. Барта, диккенсовские мотивы смогли сделать музыкальными, и зритель принял такую трактовку. На Бродвее гастроли этого мюзикла, к слову, прошли весьма успешно. А ответила американская индустрия «Смешной девчонкой» с участием Барбры Стрейзанд, и таким безусловным козырем как «Кабаре» Дж. Кандера. В эту группу вечных хитов нужно отнести и мюзикл «Скрипач на крыше», который 8 лет подряд собирал залы на Бродвее, что сейчас трудно себе представить.
В 70-е случился кризис жанра, потому что рок- и поп-музыка уверенно выносили все со своего пути. Провалы бродвейских постановок в этом контексте были закономерны. Пришлось заискивать с модой, искать синтез искусств и не брезговать провокацией. Так появились «Волосы», «Чикаго», «Кордебалет». На Уэст-Энде, тем временем, командуют парадом Тим Райс и Эндрю Ллойд Уэббер. «Иисус Христос – суперзвезда» и «Эвита» становятся классикой. И пока Америка и Британия выясняют, кто здесь круче, на рубеже 70-80-х появляются «Отверженные», ни на что не похожий мюзикл. Французская постановка удивила историческим масштабом и размахом, и собрала внушительную кассу.
Впрочем, Франция еще заявит о себе, и громко. Чего стоит «Нотр-Дам Де Пари», снискавший славу даже не в самых преданных мюзиклу странах. По крайней мере, на то время. Таковой можно было назвать и Россию.
В России
История возникновения мюзикла в России обязательно сделает крюк в 30-е, в страшное для страны время, когда реальностью был террор, а на экранах царила контрастирующая с ним жизнерадостность Орловой и Утесова. Да, шоу «Веселые ребята» можно считать первой предпосылкой советского мюзикла. Фильмы Александрова отчасти были калькой голливудских кинохитов, не по сюжету, так как по концепции, структуре, эстетике. А что делал Дунаевский: хит за хитом, это что-то невероятное. Даже сейчас, даже понимая условия создания этой музыки, ощущаешь, как гениально скроены «Широка страна моя родная» и «Легко на сердце от песни веселой».
В послевоенное время только в 60-е назрел вопрос адаптации жанра к советской сцене. В Ленинграде поставили «Вестсайдскую историю», в театре Ленсовета – «Трехгрошовую оперу», и, конечно, «Свадьбу Кречинского» в Ленинградском театре оперетты. Но, наверное, самым узнаваемым до сих пор остается «Юнона и Авось», ленкомоский шедевр от Захарова и Рыбникова.
В 90-е, когда стало можно все, и западные сюжеты, возможности и инструменты, кажется, сами шли в руки, решено было сделать первый масштабный мюзикл. Который учитывал бы все каноны, и который прогремел бы на всю страну. Так появился мюзикл «Метро», российская версия польского шоу.
Был сумасшедший кастинг – именно на репетициях «Метро» впервые встретились Игорь Сорин и Андрей Григорьев-Аполлонов, звездный мальчик из «Приключений Тома Сойера» и яркий манекенщик из Сочи. Впоследствии они соединятся в поп-группу, которая станет главным российским бойз-бендом 90-х. А еще в «Метро» появились молодые Антон Макарский и Виктория Морозова, Мигель, Павел Майков, Теона Дольникова, Теона Контридзе и др. Постановка стала популярной, мюзикл действительно прогремел.
Потом были «Нотр-Дам», «Чикаго», «42 улица»… Был и печальный «Норд Ост», трагическая история которого надолго откинула назад тему мюзиклов в российском шоу-бизнесе. Одно это слово ассоциировалось со страшными событиями, потому постановки даже на стадии идеи были уже провальными. Время шло, и искусство пробивало свои ростки сквозь дымку памяти. И сейчас в мюзиклы тоже вкладываются. Например, в 2020-ом на сцену России вышли «Шахматы», легендарный мировой хит на музыку солистов АBBA. И интерес к нему оптимистически велик.
Факты об истории музыкального театра
Самым первым музыкальным театральным представлением, которое состоялось в США, еще до того, как они стали страной, был английский мюзикл «Флора» в 1735 году. До 1752 года в Нью-Йорке не было значительных театральных представлений как формы развлечения.
Это было, когда британец по имени Уильям Халлам отправил группу из 12 актеров в американские колонии и основал театр в Вильямсбурге, штат Вирджиния. Среди пьес, поставленных этой труппой, были «Венецианский купец» и «Анатом».
Примерно в 1753 году эта труппа представила в США еще несколько номеров, одно из которых включало оперу-балладу под названием «Опера нищего». В последующие десятилетия в США росло количество театров и музыкальных театров, и к 1840-м гг. американский бизнесмен по имени П.Т. Барнум управлял собственным развлекательным комплексом в нижнем Манхэттен. В 1857 году мюзикл «Эльфы» был одним из первых самых продолжительных бродвейских мюзиклов, в котором было представлено около 50 представлений. В 1860 году этот рекорд был побит другим мюзиклом под названием «Семь сестер», в котором в Нью-Йорке было представлено около 253 представлений.
В 1890-х и начале 1900-х годов в бродвейских шоу были представлены сотни музыкальных комедий, в которых участвовали такие известные композиторы, как Джон МакНалли, Гас Эдвардс, Джордж Кохан и Джон Уолтер Браттон. Этот период мюзиклов продолжался до середины 1900-х годов и подарил миру множество всемирно известных мюзиклов, таких как «Оклахома», «Моя прекрасная леди», «Волосы», «Злая», «призрак оперы», и «Отверженные».
Еще одна тенденция, возникшая в 1900-х годах, заключалась в том, что крупные корпорации, такие как Disney Theatrical Productions, адаптировали несколько анимационных фильмов Диснея в мюзиклы. С тех пор такие фильмы, как «Красавица и чудовище», «Король Лев» и «Аида», были адаптированы в бродвейских мюзиклах. «Король Лев» — самый кассовый мюзикл за всю историю Бродвея.
Помимо Бродвея, который является сердцем музыкальных театральных сцен, существует множество внебродвейских, местных и региональных театров, которые ставят небольшие мюзиклы и драмы. Производство мюзикла на Бродвее чрезвычайно дорого, поэтому несколько будущих мюзиклов в последние годы фактически ставились в театрах за пределами Бродвея. Такие драмы, как «Дом веселья» и «Гамильтон», на самом деле были поставлены за пределами Бродвея, прежде чем они были запущены как бродвейское шоу.
Бродвейские и французские мюзиклы
Broadway — это не только самая длинная улица Нью-Йорка (более 25 км), которую Эдгар По называл “аортой, по которой течет лучшая кровь нашей системы”. У Бродвея, в Театральном квартале, находится всемирно известный одноименный коммерческий театр (Broadway thearte), который стремится посетить каждый гость Нью-Йорка.
На подмостках Бродвея творил и родоначальник самого мюзикла Джордж Майкл Коэн. Он сделал мюзикл таким, каким мы привыкли видеть его сейчас. Первые творения Коэна выходили в начале ХХ века. Сам Коэн не имел образования по профилю, но он был настоящим практиком, а не теоретиком, к тому же в нем было достаточно харизмы и опыта (Джордж был потомственным актером), позволивших ему пробить дорогу этому жанру. В дальнейшем именно музыкальные постановки на Бродвее принесли театру всемирную славу. Лучшие бродвейские мюзиклы были экранизированы, после чего приобрели еще большую популярность:
- “Скрипач на крыше
- “Иисус Христос — суперзвезда”,
- “Эвита”
- “Кошки”.
- “Призрак Оперы”.
Бродвей — самый знаменитый в мире “мюзикальный” театр. Секрет успеха, на взгляд Womie, заключен в гармоничном сочетании сюжета и музыки, зрелищности, а также в искусном смешении стилей, в ремейках исторических и библейских сюжетов на современный лад.
Помимо Бродвейских, ставятся знаменитые французские мюзиклы
(“Нотр-дам де пари”, “Ромео и Джульетта”, “Тристан и Изольда”, рок-опера “Моцарт”, “Шахерезада” и др.), российские, азербайджанские, австрийские и украинские.