Список национальных танцев народов мира

Народные танцы

Русская народная музыка для танцев

Если в основу национальной песни ложился быт, трудовые будни, лирика отношений, ритуальные возношения, то в танцах данные аспекты жизни еще больше усиливались. При этом в танке, к примеру, музыкальные инструменты не использовались, а вот в орнаментальном хороводе запевала вступал лишь для создания темпа, а дальше к нему подключался весь хор участников.

Веселый ритм и драматическую мелодию помогали создавать традиционные музыкальные инструменты, которые, впрочем, могли отличаться кардинально или приоритетно, в зависимости от местности:

  • балалайка;
  • гармонь;
  • гудок;
  • гусли;
  • домбра;
  • скрипка;
  • рожок;
  • кугиклы;
  • жалейка;
  • баян;
  • мандолина;
  • гитара.

Русская плясовая в исполнении хора Александрова:

Боевая пляска вприсядку

Народные танцы России зарождались не только во время отдыха и гуляний, но и в боях. Чтобы спастись от наступающего врага, спешивший кавалерист вступал сражение с очевидными потерями — враг-пехотинец был подготовлен к ведению боя лучше и в навыках, и по отношению типа оружия. Чтобы уберечься от скорых ранений от протянутых копий, разбитая конница передвигалась гуськом или ползунком. Таким же маневром перерезали жилки у коня противника.

Эти движения и стали основными в танцах вприсядку. В разных областях и княжествах Киевской Руси фигуры видоизменялись в зависимости от особенностей войска, местности, обычаев. На сегодняшний момент сложилась такая хореографическая география:

  • Беларусь — трепак;
  • Украина — гопак, гонта, казачок;
  • Россия — русский казачок, буза, барыня, яблочко, лунек, который достоверно не сохранился.

Детский русский народный танец

Малыши активно принимали участие в праздниках древних славян, так как являлись неотъемлемой частью общины. Им отводилась символическая роль в обрядах, которая была важна прежде всего для передачи семейного обычая.

В наше время участие детей в самодеятельности также помимо развития физических навыков и памяти, помогает привить любовь к родине, узнать ее культуру.

На начальном этапе обучения танцу ребенок базовые факты о происхождении, причем на простых и понятных для него примерах. Каждое движение объясняется балетмейстером — так сеяли зерно, так собирали лен, так плели плетень. В некоторых случаях фигуры происходят из явлений природы, в постановке присутствуют: волны, солнце, колыхание ветвей деревьев на ветру.

Понятный детям язык повествования на самом деле не далек от истинного источника вдохновения создателей танца. Представления древних славян о мироздании в чем-то были по-детски наивными и прямыми. Малыши учат базовые народные танцы: «Барыня» « Акулинка», «Пересек», «Во саду ли, в огороде», «Матаня».

Детский коллектив танца демонстрирует адаптированную версию народной хореографии:

Русский хоровод

Зародился вид искусства во времена язычества, когда фундаментальная составляющая уклада простого славянина зиждилась на ритуальном почтении природных сил и явлений. Во время обрядовых праздников и началась практика водит хороводы. Круг, в глазах людей того времени, символизировал Коло Сварога — жизненный цикл в руках бога солнца и всего существующего.

Кроме того, древний предок считал священным единение семьи и крепость родства, поэтому в танце в обязательном порядке каждый участник держится друг за друга. По сей день в хореографии используют различные виды связи:

  • держаться за руки;
  • кладут ладонь на плечо;
  • скрепляют мизинцы;
  • берутся за платок, венок, пояс соседа или соседки.

Обновляя мировоззрение, народ отошел от языческих верований, однако танец сохранил. Фигуры по прежнему отражают природные стихии, движения животных, а в переходах прослеживаются элементы игры. Самые первые хороводы старались максимально изобразить слова, которые поются в песне, под которую они исполняется.

История развития народного танца

Под влиянием времени, танец менялся у каждого этноса, приобретая свои отличительные черты. Обрядовый характер был присущ танцам в Древнем Египте.

В Древней Греции сформировался сценический танец.

На основе этого, в античном периоде удается выделить четыре направления танцев:

  • сценические;                                                                                                                             
  • военные (военизированное танцевальное искусство для поднятия духа воинов перед сражением);                                                                                                                                
  • священные (обрядовые, религиозные);                                                                                    
  • общественно-бытовые.

Средневековье ознаменовалось разделением между танцами, которые исполнялись в придворных кругах и деревенскими плясками.

Основой становления, в XVII–XIX веках, бального танца, был именно народный танец.

Вальс унаследовал черты древнего танца вольта. А корни мазурки, которая появилась в XVIII-XIX века, уходят в польские народные танцы, среди которых мазур, куявяк и оберек.

География танцев разных народов очень обширная и разнообразная. Самыми древними считаются африканские танцы. Их особенностью является преобладание ритма, а не музыки. Именно африканское искусство послужило началом множества Латиноамериканских танцев, таких как ламбада, самба, мамбо.

Также, хоровод является одним из древнейших этнических танцев. Элементы которого, встречаются практически во всех этносах.

Хоровод – это пешее движение по кругу, которое символизирует солнце, под музыку или пение. Этот танец – неотъемлемая часть всех славянских народов. Меняется в нём только название. Например, румыны и болгары называют его хоро, а хорваты – коло.

Частое явление среди фольклорных танцев – закрепление в пределах одной страны, как, например, гопак для Украины, «Калинка» для России или краковяк для Польши. Но, вместе с этим, множество традиционных танцев распространилось по всему земному шару.

Рассматривая русские народные танцы, важно отметить, что все их можно разделить на хоровод и пляску по своей хореографической структуре. Как отмечало множество известных людей, посетивших Россию, не найти более захватывающего, гармоничного, красочного и чувственного танца, чем русская деревенская пляска

Как отмечало множество известных людей, посетивших Россию, не найти более захватывающего, гармоничного, красочного и чувственного танца, чем русская деревенская пляска.

Сегодня в каждой стране легко найти школы танцев, где каждый желающий может окунуться в атмосферу жизни близкого по духу народа или в подробностях освоить танец своего этноса.

  • Ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева
  • Ансамбль Елисеева
  • Ансамбль танца Березка
  • Коллектив «Тысячелетие» Ростов-на-Дону

Хоровод

Большой простор русской земли сказывается не только экономическим разнообразием, но и культурным. Народный русский танец за сотни лет существования набирался многогранности под влиянием различных факторов:

  1. Местность. На юге страны хореография была энергична, прерывиста, а вот на себе размеренна. По сей день фигуры с одним названием могут кардинально отличаться друг от друга;
  2. Время года. На формирование искусства, как сказано было выше, в значительной степени повлияли верования древних славян, а их праздники отличались сезонностью — на Масленицу встречали весну, летом собирали урожай с Обжинками, Осенинины помогали подготовиться к холодному периоду, а зимой все ждали Коляду;
  3. История. За время становления государства происходили события, в корне изменившие быт простого населения: завоевание земель различными племенами, расширение территорий, принятие Киевской Русью христианства, свержение империи и другие. Сторонние культуры, новые правители привносили свои обычаи.

Русская народная пляска

Особенностью вида является импровизация и нарастающая сложность движений, коленец, с каждым тактом. Посмотреть на зрелище, а то и поучаствовать, созывали весь окрестный люд. Хоть в центре внимания мог оказаться не коллектив, а один-два человека, народ долго не расходился, а под конец нередко подключался к исполнению.

Существует сразу несколько видов плясок, разнящихся по виду аккомпанемента, песни, количеству участников, жанру и посылу. Хореографические фигуры могли быть парными, массовыми и одиночными. А вот поводов для затеи и вовсе было не счесть — от ритуального праздника. веселой ярмарки до свободной минутки после работы. Выделяют самые популярные виды:

  • бычок — топочущие движения исполняются в быстром или среднем ритме;
  • голубец — изображает ссору двух влюбленных, которое в кокетливой и задорной форме в итоге мирятся;
  • барыня — имеет шутливую форму и ироничный мотив;
  • камаринская — в этом мужском танце чаще повторяются шаговые движения, прискок и присядки;
  • казачок — в быстром темпе и весело исполняются энергичные движения, схожие с гопаком, но без боевого подспорья;
  • трепака — один из разновидностей козачка;
  • топотуша — в приоритете характерные движения стопами;
  • матаня — коллектив движется вокруг аккомпаниатора хороводом под быструю мелодию.

Ансамбль народного танца представляет вниманию зрителя танец Барыня:

Танец представлял собой сольное, парное, массовое действо, которое нередко переходило в перепляс. Этот вид отличался тем, что в его основе заложена конкуренция. Один или несколько участников старались «перетанцевать» друг друга всеми возможными способами. Играли по таким правилам:

  1. В наиболее распространенной вариации исполнители по очереди демонстрировали элементы, которые соперник должен был в точности повторить. Когда у того не хватало сноровки, он отправлялся к проигравшим;
  2. Также случались переплясы, целью которых было не повторить, а показать новое движение, а выигрывал тот, у кого их было больше в запасе;
  3. Танцевали и «на убой» — пока соперник не упадет от усталости. При этом дойти до финального этапа соревнований нужно было достойно и с улыбкой.

Игровые русские народные танцы

Нередко кроме общего сюжета в хореографических фигурах присутствовали конкретные персонажи, разыгрывалась постановка, а в истории были все элементы произведения: завязка, конфликт, разрешение ситуации и завершение. Главные герои активно используют актерские навыки, а кроме движений в ход идет мимика и второстепенные жесты.

Исполняются как в виде хоровода, так и попарно, и массово. Чаще всего в центре внимания два-три персонажа, которые разыгрывают костяк сюжета, а остальные участники изображают стихийные процессы или отображают бушующую жизнь, которая царит вокруг на фоне драматических страстей.

Народный танец с медведями

Славяне чтили этих животных и не забывали их в своих ритуалах. Если королем саванны был лев, то наши предки были знакомы только с лесным жителем и безусловно считали его сильнейшим представителем фауны. Культ медведя на Руси отразился в мифическом персонаже — Лешем, который носил его шкуру и был покровителем охотников. Также в некоторых областях встречали весну с момента выхода косолапого из берлоги, на Комоедицу.

В хореографии обряд отразился другим образом — один или два участника наряжались в шкуры или костюмы медведей, а другие танцоры с удалью пытались их разозлить, прыгая и выплясывал вокруг. Это древнейшее выражение искусства было даже зафиксировано в летописи о Вещем Олеге, датированной 907 годом.

Понятие «народный танец»

Большое разнообразие природы поспособствовало возникновению её различного восприятия, у каждого отдельного человека, ещё в период первобытнообщинного строя, а потом и целых народов на различных территориях. Важные события в жизни людей сопровождались танцами и песнями, но вскоре танец отделился от песни.

Так, сформировались народные танцы, которые сегодня являются огромной ценностью при изучении развития человечества и отдельных его групп.

Народный танец – это танец, присущий отдельной территории и народу, который характеризуется своими особенными движениями, ритмом, костюмом и другими атрибутами.

Такой танец передает эмоции танцующего, его отношение к чему-либо и только во вторую очередь обращен к обществу зрителей. Он абсолютно демократичен в отношении к танцующему и доступен всем. Не нужно быть профессионалом, достаточно иметь желание передать свои эмоции с помощью танца.

В ходе истории у этого понятия сложилось несколько синонимов – фольклорный, этнический и традиционный танец. Кто-то посчитает такое объединение ошибкой, но люди неизменно вкладывают в них примерно одну трактовку.

Народные танцы могут носить разный характер и смысловую основу. Часто они являются больше историческими или религиозными, это связано с тем, что большую роль в их становлении сыграли ритуальные, религиозные, этнические обряды. Но главная их особенность – это ориентация на демонстрацию традиций того времени и той территории, где они сформировались. Традиционные танцы всегда были очень живыми и наполненными движением. Много поколений дополняли и совершенствовали танец.

Сегодня считается, что народный танец передается генетически от матери к ребенку и так поколение за поколением. Фольклорный танец не имеет ни конкретной даты возникновения, ни автора. Его дух и движения мы чувствуем с детства во всем.

Он визитная карточка каждого народа.

Самобытные народные танцы

Красочным проявлением наследия является танец народов мира. Названия, список которых огромен, знакомы многим:

  • румынская сырба;
  • турецкий саломе или восточный танец;
  • гавайская хула;
  • французский менуэт;
  • кавказская лезгинка;
  • украинский гопак;
  • казахский коян би, ормек би и др .;
  • польская мазурка, полонез, гавот;
  • чешская полька;
  • кубинская ча-ча-ча, сальса, самба, румба (африканского происхождения);
  • испанское танго, пасодобль;
  • шотландские танцы — кейли, леди степ, хайленд, кейп-бретон степ;
  • кенийские танцы племени масаи;
  • европейский вальс;
  • бразильская самба;
  • итальянская тарантелла;
  • греческий сиртаки.

Танцы народов мира являются основоположниками всех остальных видов (постановка, бальные и т.д.). Нет такого государства или национальности, где бы не было своего танца.

Народный танец исполняется в родной стране с движениями, временем, костюмами, музыкой, характерными только для этой области. Прежде всего, это необходимо самому танцору, который во время танца демонстрирует свои эмоции, настроение, чувства своей страны, а не просто веселит публику.

Некоторые из популярных танцев стали известны во всем мире, в то время как другие остались популярными только в пределах одного государства.

Русская кадриль

При Петре Первом в России произошло немало перемен, связанных с интеграцией европейских новшеств. Французский танец проник за стены дворцов по той же причине, а вот стал народным уже иначе. Император не заставлял крестьян разучивать изысканные «па», скорее простой люд, увидев и запомнив его, понес искусство в массы.

Слуги и придворные исполняли кадриль со своими родными, знакомыми, на скромных посиделках и шумных гуляниях. Конечно же, изучить хореографию сполна не было возможности, поэтому фигуры додумывались, придумывались с нуля. Кадриль преобразилась до неузнаваемости, стал более размашистым, простым, но все же сохранил кокетство и изящество.

Кадриль

Этот бальный парный танец имеет французские корни, а родом из сельской местности. Название буквально переводится, как группа из четырех человек, так как две или четыре пары образуют при постановке квадрат. Известны пять основных фигур, которые были приписаны кадрили от основания, а со временем их список расширился.

Русская кадриль отличается самобытностью — в ней другие переходы, элементы. Некоторые были взяты из других народных танцев и плясок, другие выдуманы исполнителями и закрепившиеся со временем, ставшие классикой. Выделяют как давние виды, которые появились сразу же после введения Петром Первым танца в список придворных бальных (московская, ярославская, уральская), так и более новые (волжская, калининская).

Танок

На юге страны и в областях, граничащих с Украиной, хоровод имеет свои отличительные черты. Первая из них — это название, здесь круговой танец получил название карагод. Но также он нередко начинался с танка — игровых фигур, при которых участники выстраивались линейно, на не циклично, друг напротив друга.

Танок исполнялся не под аккомпанемент, а только под певческие голоса участников хореографии, что требовало от них и хорошей физической подготовки, и вокальной. В остальном же сходство очевидно, даже в разговоре — танок водили, а не танцевали, как и хоровод. Истоки происхождения также возвращают нас на обрядовую поляну, где наши предки воздавали славу солнцу и земле через мелодичные движения.

Хороводы бывают орнаментальными и игровыми

Орнаментальные хороводы, их еще называют фигурными, узорными состоят из строгих форм, несложных и однообразных фигур.

Игровые имеют игровой сюжет и действие. В танец вводятся элементы крестьянского быта: лента, палка, платок, венок из цветов и т.д. Композицию таких хороводов строят по кругу, в линию и парами. В кругу происходит действие, а участники как бы наблюдают за происходящим.

Пляски или плясовые – это ранние обрядовые, а сейчас – бытовые танцы. Этот танец сформировался из хоровода, увеличив темп исполнения и разнообразив рисунки переходов и построений. Танец представляет собой движения, которые с каждым тактом становятся все более разнообразными, что является характерной особенностью пляски. В этом танце принимают участие парни и девушки.

Мужская пляска размашистая, широкая, сильная, высокая.

Женская пляска плавная, величавая, задушевная, но в то же время, живая и задорная.

Парная исполняется игриво и задорно. Смысл парной пляски — разговор, диалог любящих друг друга людей. Ее темп ровный, рисунки разнообразные.

Перепляс — это соревнование. Парни соревнуются в ловкости, силе, удали, индивидуальности. Это исключительно мужской танец. Перепляс исполняется под стандартные народные мелодии или под частушки. В настоящее время перепляс исполняется так: по несколько танцоров с двух сторон становятся друг против друга и начинают танцевать наперебой.

Массовый пляс – это парный не сценический танец без возраста и пола, его позволительно танцевать всем без разбора. В этой пляске нет ограничения ни в возрасте, ни в количестве участников.

Групповая пляска – массовый танец без конкретных сложных рисунков и построений, в основном это хороводные переходы, импровизации.

Кадриль — французский танец, исполняемый 2-4 парами, расположенными друг напротив друга. Кадриль появилась в конце 18 века. Ее первоначальное название Le Pantalon. Русский народ веками изменял и совершенствовал кадриль, изобретая всевозможные новые движения, манеру исполнения и сделал кадриль подобием русских плясок.

  • Квадратная кадриль — исполняется четырьмя парами, стоящими квадратом. Передвижения и переходы осуществляются исключительно путем обмена местами по диагонали.
  • Линейная кадриль. Участниками танца являются 2 или 16 пар, которые расположены по линии, в шахматном порядке.
  • Круговая кадриль – участвовать могут 4, 6, 8 пар, которые располагаются по кругу, и движение идет как по часовой, так и против часовой стрелки.

Поделиться ссылкой

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: