Внешние ссылки [ править ]
- : партитуры в проекте международной библиотеки партитур
- Ноты полонезов доступны в Musopen :
vтеПолонеза по Фредерика Шопена |
---|
|
|
Авторитетный контроль |
---|
Эта статья о классической композиции является заглушкой . Вы можете помочь Википедии, расширив ее . |
Polonaises, Op. posth. 71
Композитор
Фридерик Шопен
Год создания
1829
Жанр
фортепианные
Страна
Польша
Op. posth. 71 No. 1, ре минор
Op. posth. 71 No. 2, си-бемоль мажор
Op. posth. 71 No. 3, фа минор
Полонез ор. 71 № 1 ре минор (1827) — весьма выразительный образец юношеского творчества Шопена. В отличие от предыдущих полонезов — талантливых „проб пера» — этот уже дышит подлинной мощью. Выступают новые черты мышления и фактуры Шопена: массивные аккорды четвертого такта, пассажи с „верхушками» из терций и кварт (такт 11), широчайшее развитие орнаментики и обыгрываний побочными тонами (особенно в тактах 22-25, где также звонкие секвенции малых септим).
Но главное — это появление в полонезе драматического замысла, осуществленного с превосходным мастерством.
Вряд ли можно сомневаться, что прототипом для Шопена должны были послужить полонезы Вебера и, прежде всего, его замечательная Polacca brillante (op. 72, соч. в 1819 году).
Лучшая черта этой пьесы — энергичный пульс движения — гениально схвачена и самостоятельно развита Шопеном. Следует отметить в данном плане период, начинающийся с такта 19 средней (D-dur’ной) части, где из плавных покачиваний тоники Fis-dur вырастают все более динамичные и звонкие фигуры, играющие переливами тональных красок и приводящие к мощному фортиссимо!
Но к изяществу и блеску Вебера Шопен присоединяет драматизм. Уже в первых тактах с их стремительными 32-ми и тревожными синкопами на си-бемоль можно предугадать будущего великого поэта трагедии Польши. Еще более симптоматичен длительный переход (такты 22-29) к репризе первой темы. Страстный подъем на доминанте, спуск цепью хроматических уменьшенных септаккордов и томительное затишье перед вступлением репризы — это почти что Шопен 30-х годов, тоскующий и страдающий! Не будем, впрочем, удивляться такому „предварению событий» — ведь историческая трагедия Польши коренится еще в XVIII веке, ведь еще Огиньский в своих полонезах передал ее волнующие отголоски.
Полонез ор. 71 № 2 си-бемоль мажор (1828) делает в плане кристаллизации типичной полонезной фактуры Шопена значительный шаг по сравнению с полонезом d-moll (ор. 71 № 1). Энергия движения (как и в том полонезе) ярко выражена. Но фактура становится значительно более плотной и мощной. Полновесные аккорды первых тактов и тревожные фанфары пунктированных групп в начале второй части с большей ясностью, чем аналогичные моменты в полонезе d-moll, заставляют вспомнить о позднейших полонезах Шопена. Несмотря на обилие мелкой орнаментальной техники, столь присущей раннему периоду творчества Шопена, музыка этого полонеза заметно более сурова и мужественна благодаря своей фактуре и ритмическому костяку.
Особый интерес представляет период с такта 19 по 27 второй части полонеза: тут смены различных септаккордов с задержаниями и мелодическими обыгрываниями характерно внетональны (беспрестанные переходы), после чего особенно светло и покойно звучат четыре такта A-dur. Это одна из сторон хроматизма Шопена, пример тех истинно романтических погружений в дебри многозначных отношений 12-тоновой системы, которые давали повод некоторым биографам Шопена сравнивать его… с Оссианом.
Наиболее примечательны два фортепианных полонеза, написанных в 1829 году: фа минор (op. 71 № 3) и соль-бемоль мажор (без опуса) (оба были изданы посмертно).
В полонезе f-moll обращают внимание уже первые четыре такта вступления, выдержанные в духе мрачной псалмодии. Этот выразительный отрывок, равно как и тоскливое начало полонеза с противопоставленными ему звонкой танцевальностью и драматическим нарастанием перед репризой в первой части, — заставляют усматривать в данном полонезе элементы будущих, страстно напряженных шопеновских форм
Симптоматичен и полонез Ges-dur, более плотный по фактуре, привлекающий свободой и размахом гармонического и фактурного письма, хотя и менее мелодичный, чем полонез f-moll. Здесь вырабатываются некоторые особенности будущих монументальных полонезов Шопена (в частности, восходящие фразы терций в тактах 13-15 сразу заставляют вспомнить о полонезе fis-moll ор. 44).
Ю. Кремлев
Полонезы Шопена →
Полонез ля мажор, соч. 40, № 1 [ править ]
Полонез соч. 40 № 1 Исполняет Ромуальд Грейсс на фортепиано Будиновича 1850 года |
|
Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ . |
Начало начинается с аккорда ля мажор и продолжается в типичном ритме полонеза. Затем тональность меняется на ре мажор в середине полонеза для части трио , после чего открытие повторяется без изменений, за исключением игнорирования повторяющихся знаков. Пьеса почти полностью сыграна сильнее или громче, что делает исполнение напыщенным.
Во время вторжения Германии в Польшу в сентябре 1939 года в начале Второй мировой войны Polskie Radio ежедневно транслировало эту статью как националистический протест и сплотить польский народ.
Начало этой пьесы используется как интервальный сигнал для Польского радио .
Эта пьеса разыгрывается в известной сцене польского фильма « Пепел и бриллианты» в конце вечеринки, посвященной окончанию войны.
В сезоне 3, эпизоде 2 Rectify , заключительные титры катятся к полонезу A Major после того, как Тедди преследует Тони, его бывшую жену.
Polonaises, Op. 40
Композитор
Фридерик Шопен
Год создания
1839
Жанр
фортепианные
Страна
Польша
Op. 40 No. 1, ля мажорOp. 40 No. 1, до минор
Полонезы Шопена ор. 40 (сочинены в 1838—1839, опубликованы в 1840, посвящены Ю. Фонтане) монументальны, но первый из них празднично триумфален, а второй трагичен.
Полонез A-dur (сочинен в 1838 году, видимо, до поездки на Майорку). Тот самый, про который сохранилась легенда, что Шопену, сочинявшему его, представилась грандиозная процессия польских рыцарей. Наряду с ор. 53 — это образец торжественного полонеза, строящегося на основе фанфарных и маршевых интонаций. Развита тяжелая аккордовая техника — „оркестровая» звучность с обильной имитацией меди. Тональный план плагальный (центры: А—D—А), испещренный богатыми модуляциями (Gis—Е—Gis к A-dur, h—fis—В—С к D-dur). Празднично яркие, броские тональные контрасты, равно как и острые, живые перебои ритмики, способствуют плакатно-театральным краскам этого полонеза, весьма способного вызывать картинные зрительные ассоциации.
Полонез c-moll. Начало его — с тонического квартсекстаккорда (как и начало прелюдии As-dur). Яхимецкий называет этот полонез „трагической поэмой поражения, упадка и порабощения». Он приводит тему полонеза Курпиньского под названием „Привет королю польской земли», сочиненного по случаю бала в честь Александра I в Варшаве (пример 52), и не без основания считает тему полонеза Шопена (пример 53) мрачно-трагической трансформацией темы Курпиньского:
Сурово декламационно звучат в начале полонеза мощная и грозная линия октав на остинатном гнетущем фоне, отчаянный подъем 10-го такта! (Дальше на миг появляется и триумфальность (такты 13-14).)
Тональные центры (с—As—с) тоничны, но звуковая ткань пестрит множеством модуляций. С такта 22 весьма колоритное нарастание с типичными шопеновскими столкновениями, растворяющееся в светлых, отрадных красках G-dur (тут пасторально идилличны детали, такты 34-36). Но опять возвращается неумолимо трагическая первая тема…
В средней, As-dur’ной части полонеза интересен ряд частностей, в их числе „расплывание» ритмики (такты 58-61), смелое переченье терций (такт 65) и др.
При последней репризе первой темы упорные мелодические ходы g—b—as в верхнем голосе делают впечатление аккордового фона правой руки еще более гнетущим. В конце — развитие „неаполитанской» плагальности и драматический доминантовый каданс.
Ю. Кремлев
Полонезы Шопена →
General Information
Work Title | Polonaises |
---|---|
Alternative. Title | |
Name Translations | ポロネーズ第4番; Polonezy op. 40; Polonaises, opus 40; Polonaises, Op. 40; Polonesa Op. 40; 2 Polacche op. 40; Poloneses op. 40; Polonaise, Op. 40; Πολωνέζες, Op. 40 |
Name Aliases | Polonez op. 40 nr 1; Polonez Wojskowy; Polonesa militar; Polonesa Op 40; Polonesa Militar Op. 40 |
Authorities | |
Composer | Chopin, Frédéric |
Opus/Catalogue NumberOp./Cat. No. | Op.40 |
I-Catalogue NumberI-Cat. No. | IFC 90 |
Movements/SectionsMov’ts/Sec’s | 2 polonaises:
|
Year/Date of CompositionY/D of Comp. | 1838 (No.1) 1839 (No.2) |
Dedication | Julian Fontana |
Composer Time PeriodComp. Period | Romantic |
Piece Style | Romantic |
Instrumentation | piano |
External Links | Wikipedia article No.1 No.2 No.1 No.2 All |
General Information
Work Title | Polonaises |
---|---|
Alternative. Title | |
Name Translations | ポロネーズ第4番; Polonezy op. 40; Polonaises, opus 40; Polonaises, Op. 40; Polonesa Op. 40; 2 Polacche op. 40; Poloneses op. 40; Polonaise, Op. 40; Πολωνέζες, Op. 40; Два полонеза, соч. 40 (Шопен) |
Name Aliases | Polonez op. 40 nr 1; Polonez Wojskowy; Polonesa militar; Polonesa Op 40; Polonesa Militar Op. 40 |
Authorities | |
Composer | Chopin, Frédéric |
Opus/Catalogue NumberOp./Cat. No. | Op.40 |
I-Catalogue NumberI-Cat. No. | IFC 90 |
Movements/SectionsMov’ts/Sec’s | 2 polonaises:
|
Year/Date of CompositionY/D of Comp. | 1838 (No.1) 1839 (No.2) |
Dedication | Julian Fontana |
Composer Time PeriodComp. Period | Romantic |
Piece Style | Romantic |
Instrumentation | piano |
External Links | Wikipedia article No.1 No.2 No.1 No.2 All |
General Information
Work Title | Polonaises |
---|---|
Alternative. Title | |
Name Translations | ポロネーズ第2番; Polonezy op. 26; Polonaises, opus 26; Polonaises, Op. 26; 2 Polacche op. 26; Poloneses op. 26; Πολωνέζες, Op. 26; 폴로네즈 Op. 26 |
Name Aliases | Polonaise in C-sharp minor, Op. 26 No. 1; Polonaise in E-flat minor, Op. 26 No. 2 |
Authorities | |
Composer | Chopin, Frédéric |
Opus/Catalogue NumberOp./Cat. No. | Op.26 |
I-Catalogue NumberI-Cat. No. | IFC 89 |
Movements/SectionsMov’ts/Sec’s | 2 polonaises:
|
Year/Date of CompositionY/D of Comp. | 1835 |
First Publication. | 1836 – Paris: Schlesinger // Leipzig: Breitkopf und Härtel |
Dedication | Joseph Dessauer |
Composer Time PeriodComp. Period | Romantic |
Piece Style | Romantic |
Instrumentation | piano |
External Links | Wikipedia article No.1 No.2 No.1 No.2 All |