Дальнейшие концерты с сольным клавесином
Еще два концерта не вошли в рукопись коллектива, но должны быть упомянуты как концертные произведения с сольным клавесином. У них одинаковый состав — группа, состоящая из клавесина, флейты и скрипки, выступающих против струнных и бассо континуо; в обоих произведениях среднюю часть играют исключительно солисты.
Согласно современным исследованиям, эти композиции являются одними из самых ранних концертов с сольным клавесином за всю историю музыки.
Пятый Бранденбургский концерт BWV 1050
→ Основная статья : 5-й Бранденбургский концерт
- предложения
- Аллегро ¢ ре мажор
- Affettuoso си минор
- Аллегро 2/4 ре мажор
- завод
Композиция была написана самое позднее к 1720 году и затем вошла в собрание шести Бранденбургских концертов , завершенных Бахом в 1721 году. В оркестровой обстановке заметно отсутствие второй скрипки — произведение, вероятно, написано для очень небольшого ансамбля с солирующими струнами.
Тройной концерт ля минор BWV 1044
- предложения
- Аллегро до минор
- Adagio ma non tanto e dolce 6/8 до мажор
- Алла бреве минор
- завод
Концерт представляет собой аранжировку: единственный известный такой случай — угловые части из прелюдии с фугой для клавесина (BWV 894). В своих прелюдиях и фугах раннего Веймарского периода Бах начал адаптировать новую итальянскую концертную форму; этот фон мог способствовать тому, что работа выглядела подходящей для этой цели.
Для средней части Бах использовал Адажио (BWV 527); он добавил четвертую аккомпанирующую партию к трехчастной части, а затем распределил три верхние партии попеременно на сольные инструменты.
- Возникновение
Оркестровая обстановка необычайно красочна из-за использования двойных остановок, пиццикато и очень тонко градуированной динамики; это находит параллели с Бахом в последние годы Лейпцига и, возможно, восходит к влиянию его сына Карла Филиппа Эмануэля . Большой диапазон сольного ансамбля также привел к тому, что произведение было датировано 1740 годом и, возможно, связано с одним из визитов Баха в Берлин (1741 и 1747).
Однако недавние исследования критики стиля показывают обратную картину. Согласно этому, ключевые движения концерта должны были быть написаны в Веймаре около 1716 года, через несколько лет после написания произведения, на котором он был основан, — даже до Пятого Бранденбургского концерта. Позже вставили бы только среднюю часть. Однако авторы подтверждают авторство Баха.
веб ссылки
— Коллекция изображений, видео и аудио файлов
- Концерты для клавесина, BWV 1052-1059 , BWV 1060-1065 : Ноты и аудиофайлы в проекте International Music Score Library Project
- Записи
- Файл: Иоганн Себастьян Бах — Концерт для фортепиано с оркестром ре минор — 1st Allegro.ogg ( Симфонический оркестр Фульды , Симон Шиндлер ( конд .), Иоганнес Фолькер Шмидт, фортепиано)
- Файл: Иоганн Себастьян Бах — Концерт для фортепиано с оркестром ре минор — 2nd Adagio.ogg (Симфонический оркестр Фульды, Симон Шиндлер ( конд .), Иоганнес Фолькер Шмидт, фортепиано)
- Файл: Иоганн Себастьян Бах — Концерт для фортепиано с оркестром ре минор — 3rd Allegro.ogg (Симфонический оркестр Фульды, Симон Шиндлер ( конд .), Иоганнес Фолькер Шмидт, фортепиано)
Концерты для трех клавесинов
Концерт ре минор для трех клавесинов BWV 1063
- предложения
- (без обозначения) 3/8 ре минор
- Алла Сицилиана 6/8 фа мажор
- Аллегро 2/4 ре минор
- оригинальная версия
Три части композиции значительно отличаются по своим техническим деталям, что делает маловероятным наличие единого первоисточника. В традиционной форме в средней части в качестве солиста используется только первый клавесин, что явно выступает против концерта с несколькими сольными инструментами равного достоинства. Финальная фуга начинается с пяти частей, так что струнный состав из четырех частей также больше похож на результат аранжировки — до весны 1715 года оркестровая установка Баха все еще была пятичастной (с разделенными альтами); если оригинал действительно принадлежит Баху, то могут быть остатки произведения первых лет Веймара. Другое объяснение — основной концерт для виолончели, который в некоторых местах является обязательным.
Поскольку, особенно в первой части, многие сольные пассажи основаны на парной структуре, а третья часть, кажется, была добавлена позже во многие пассажи, Карл Хеллер подозревает, что оригинальная версия угловых частей была концертом для двух скрипок, также в Ре минор. Но многие отрывки и вся структура угловых предложений противоречат этому предложению; более того, не известно ни одного концерта, в котором Бах позже сочинил бы целую дополнительную сольную партию, и поэтому в качестве сольных инструментов можно было бы принять три скрипки.
- Музыка
Вступительная часть с мощной унисонной темой, которая снова и снова используется для структурирования, но также обрабатывается в имитации, типична для минорной темы в стиле барокко, живущей благодаря четкой игре уменьшенной седьмой ступени между нижней шестой и повышенной седьмой ступенью. .
Средняя часть очень схематична — отбивные басы с второстепенными голосами, хорошо воспитанная унисонная мелодия в унисон первой скрипки и всех трех солистов, обе половины которых повторены и украшены. Движение вряд ли изначально было написано для трех сольных инструментов и оркестра и вызывает серьезные стилистические сомнения в авторстве Баха.
Более поздняя теория связывает его с одами для голоса и фортепиано, которые композитор-любитель Лоренц Кристоф Мицлер фон Колофф опубликовал в Лейпциге около 1737 года. Предложение должно представлять собой музыкальную пародию на это, то есть веселье, связанное с ситуацией.
Сегодня концерт редко играют, но он сыграл заметную роль в возрождении Баха 19 века, наряду с сольным концертом в той же тональности (BWV 1052). Феликс Мендельсон Бартольди, в частности, был очень привержен этому и часто играл его, например, с Кларой Шуман и Луи Ракеманн или с Игнацем Мошелесом и Сигизмундом Тальбергом (см. ).
Концерт до мажор для трех клавесинов BWV 1064
- предложения
- Аллегро до мажор
- Адажио до минор
- Аллегро ¢ до мажор
- Возникновение
Другой версии концерта нет. Примечательно, что три сольных инструмента многократно воспроизводятся в унисон против скрипок оркестра — эта настройка не только предлагает скрипки в качестве оригинальных сольных инструментов, это также привело к предположению, что оркестровая партия была добавлена позже, поэтому изначально она была концерт для трех скрипок и континуо (без оркестра). Эта ранняя версия была датирована поздним Веймарским периодом, например, около 1716 или 1718 года.
Возникновение
Zimmermannisches Caffee-Haus (справа)
Концерты для клавесина были написаны в Лейпциге между 1729 и 1740 годами, когда Бах руководил Collegium Musicum, основанным Телеманом, и организовывал концерты в Zimmermannisches Caffee-Hauß . После первого эксперимента в 1720/21 году в Пятом Бранденбургском концерте Бах впервые широко использовал клавесин в качестве сольного инструмента. Биографы предполагают, что Бах хотел дать двум своим старшим сыновьям возможность выступить в качестве солистов и получить опыт концертов с несколькими сольными ансамблями.
После смерти Августа Сильного музыку запретили играть публично в течение нескольких месяцев; 17 июня 1733 года лейпцигская пресса объявила о возобновлении концертов Collegium Musicum на следующий день и пообещала особый инструмент: «новый ключицембал , чего-то подобного здесь еще не слышали». Вероятно, именно здесь Бах представил свои концерты для клавесина. Если бы новый инструмент не был просто особенно большим клавесином, это мог бы быть фортепиано с лютней или гамба, или большой панталон в форме рояля . Фортепиано не был развит до 1740 достаточно далеко , чтобы Баха для удовлетворения требований, и даже спустя 15 лет стали в целом рассматривается как соло и камерного музыкального инструмента: «Это Cammer инструмент, и , следовательно , не starcken нет церковной музыки или целый оркестр с комфортом. »( Иоганн Маттезон ).
В подавляющем большинстве случаев сохранившиеся оригинальные версии, проверка почерка и стилистические соображения показывают, что Бах аранжировал уже существующий концерт для другого инструмента. Отдельные части концертов также появляются как инструментальные вступительные части кантат и в каждом случае также независимо возвращаются к исходной основной форме, то есть не к ее версии как концерт для клавесина.
В случае оригинала со скрипкой Бах был вынужден транспонировать концерт вниз на весь тон из-за диапазона (на скрипке до е » ‘, на клавесине только до d’ »). Можно выделить два метода редактирования: либо левая рука сольного инструмента является носителем исходной басовой линии, и виолончель и бас оркестра добавляются только в пассажах тутти, либо оркестровый бас сохраняет свою басовую линию, и Бах добавил новый голос для левой руки клавесина.
По сей день музыкальная практика не до конца понимает, что Бах хотел заменить скрипку клавесином, хотя многие подробные улучшения и весь тип переделки сольных партий (при замене типичных для скрипки фигур на отрывки, подходящие для клавесина) показывают достаточно забота и интерес со стороны автора; это уж точно не о непопулярных случайных заработках. За одним исключением, партии континуо не сохранились, и здесь предполагается, что они принадлежали основному концерту для гобоя, потому что очень сомнительно, что пьесы были сыграны с дополнительным бальзамированием континуо. В этих произведениях и некоторых сонатах камерной музыки с клавесином облигато многие исследователи видят стремление Баха оторваться от обычной практики бассо континуо и теперь склонны видеть в этих концертах окончательные версии, которые, согласно воле Баха, вместо оригинальных версий. должен пнуть.
Индивидуальные доказательства
- Bach Doc. II, 331, p. 237
- Зигберт Rampe, Бах оркестровая и камерная музыка — ручной. Часть I: Orchestermusik , Laaber 2013, ISBN 978-3-89007-797-0 , стр. 341
- Иоганн Маттезон, Critica Musica II , стр. 336
- ^ Зигберт Рампе, Доминик Закманн: оркестровая музыка Баха . Кассель 2000, ISBN 3-7618-1345-7 .
- Новый Словарь Рощи Музыки и Музыкантов , второе издание 2001, том 2, стр. 388
- Ульрих Зигеле: Композиция и техника обработки в инструментальной музыке Дж. Себ. Бахс , 1956, ISBN 3-7751-0117-9
- Джошуа Рифкин: Утраченные источники, Утраченные произведения (сноска) в: Мартин Гек (Hrsg.): Оркестровые произведения Баха. Отчет о 1-м симпозиуме Баха в Дортмунде 1996 г. Виттен 1997 г., ISBN 3-932676-04-1
- Кристоф Вольф, Иоганн Себастьян Бах , 2-е издание 2007 г. С. Фишер, Франкфурт-на-Майне, ISBN 978-3-596-16739-5
- Кай Кёпп: Альт д’амур без сочувственных струн и его использование в произведениях Баха, Ежегодник Баха 2000
- Питер Волльни, Размышления о Тройном концерте ля минор BWV 1044 in Martin Geck (Her.): Оркестровые произведения Баха (см. Выше)
- Зигберт Рампе, Доминик Закманн: оркестровая музыка Баха . Кассель 2000, ISBN 3-7618-1345-7
- Кристоф Вольф, Иоганн Себастьян Бах, 2-е издание 2007 г. С. Фишер, Франкфурт-на-Майне, ISBN 978-3-596-16739-5 , стр. 387
- Кристоф Вольф, Иоганн Себастьян Бах, 2-е издание 2007 г. С. Фишер, Франкфурт-на-Майне, ISBN 978-3-596-16739-5
- ^ Зигберт Рампе, Доминик Закманн: оркестровая музыка Баха . Кассель 2000, ISBN 3-7618-1345-7 , стр. 172.
- Карл Хеллер: Лейпцигская версия произведения и ее неизвестный шаблон — тезисы об оригинальной форме концерта BWV1063 , в: Ульрих Лейзингер (Гер.): Бах в Лейпциге — Бах и Лейпциг, Отчет о
- Зигберт Рампе, Доминик Закманн: оркестровая музыка Баха . Кассель 2000, ISBN 3-7618-1345-7 , стр 173..175.
- Вернер Брейг : К хронологии концертных произведений Иоганна Себастьяна Баха. В кн . : Архивы музыковедения . 40, 1983 г.
- Жан-Код Зендер: О позднем веймарском стиле Иоганна Себастьяна Баха в: Мартин Гек (Гер.): Оркестровые произведения Баха (см. Выше).
- Грегори Батлер, К более точной хронологии Концерта Баха для трех скрипок и струнных в: Martin Geck (Her.): Bachs Orchesterwerke (см. Выше).