Жиганов назиб гаязович

Жиганов назиб гаязович

Литература

Гиршман Я. Назиб Жиганов. М., 1975.

Спиридонова В. Фортепианные произведения Назиба Жиганова в педагогическом репертуаре. Казань, 1980.

Шамсутдинова Ф. Выдающийся мастер татарской музыки // Музыкальная жизнь. 1981. № 3.

Касаткина Г. Художник щедрого таланта, неиссякаемой энергии // Советская музыка. 1981. № 11.

Салехова З. «… И приумножить ее добрую славу»: Портрет Назиба Жиганова в документах // Казань. 1996. № 5–6.

Назиб Жиганов: Контексты творчества: Сборник научных статей. Казань, 2001.

Покровский Б. Назиб Жиганов – оперный драматург // Казань. 2001. № 1.

Мансуров Ф. «Нәҗип Җиһанов – татар музыкасында беренче номерлы шәхес» // Татарстан. 2001. № 2.

Автор – В.Р.Дулат-Алеев

Память

  • В 2001 году Казанской государственной консерватории присвоено имя композитора.
  • В 2001 году в доме, где последние 18 лет жил композитор, стараниями его вдовы — Нины Жигановой при содействии Президента Татарстана М. Шаймиева открыт мемориальный музей-квартира Назиба Жиганова, расположенный по адресу ул. Малая Красная, д. 14, кв. 11.
  • В июне 2006 года на доме, где жил композитор, установлена мемориальная доска.
  • В гимназии № 93 Советского района Казани есть музей Н. Г. Жиганова.
  • Имя композитора присвоено одной из малых планет (1997).
  • Одна из улиц Советского района Казани носит имя композитора.
  • Его ученик композитор Данил Хасаншин посвятил Назибу Жиганову симфонию-концерт.

Назиб Жиганов биография Личная Жизнь

Родился 2 (15) января 1911 года в городе Уральске, ныне административный центр Западно-Казахстанской области Республики Казахстан. Татарин. В 1928 году поступал в Казанский музыкальный техникум, но неудачно. Два года талантливый, но не имеющий достаточной подготовки, абитуриент занимался с преподавателями техникума, и в 1931 году был принят в музыкальное училище при Московской консерватории.

В 1938 году окончил Московскую консерваторию по классу композиции Г. И. Литинского. Приехал в Казань и начал работать композитором, а затем и художественным руководителем оперного театра. В первые же месяцы своей деятельности сразу энергично вошел в музыкально-художественную жизнь города, республики. В 1939 году был избран председателем Союза композиторов.

Вплотную занимался подготовкой к постановке оперы «Качкын» («Беглец»). Начал работу на оперой «Алтынчеч» («Золотоволосая»), либретто для которой готовил Муса Джалиль. Опера была поставлена в 1941 году. В 1944 году вступил в ВКП(б)/КПСС.

В 1944 году обратился с предложением к правительству Татарской АССР о необходимости создания консерватории. Распоряжением Совнаркома СССР от 13 апреля 1945 года в Казани была создана консерватория республиканского (РСФСР) подчинения. В июне 1945 года Жиганов Назиб Гаязович был назначен директором Казанской консерватории, которой бессменно руководил более 40 лет.

Произведения композитора посвящены главным образом историко-героической тематике; ему принадлежат первые татарские оперы на современные темы. Автор 8 опер, 3 балетов, 3 симфоний и др. Среди лучших произведений — оперы «Качкын» («Беглец», пост. 1939), «Алтынчеч» («Золотоволосая», 1941; Государственная премия СССР, 1948), «Джалиль» (1957); сюита на татарские темы (1949; Государственная премия СССР, 1950), поэма «Нафиса» (1952), 2-я симфония «Сабантуй» (1968; Государственная премия СССР, 1970).

В 1957 году ему было присвоено звание «Народный артист СССР».

Назиб Жиганов – самая крупная фигура татарской музыкальной культуры XX века. Он не только крупнейший композитор, прошедший более чем полувековой творческий путь и оставивший самое обширное творческое наследие. Жиганов – самый разносторонний и результативный деятель татарской музыкальной культуры. Практически все ныне функционирующие организации музыкальной культуры Татарстана (Казанская консерватория, Татарский театр оперы и балета, Государственный симфонический оркестр, Союз композиторов, Средняя специальная музыкальная школа-лицей при консерватории) обязаны либо своим возникновением, либо своим становлением творческой энергии Назиба Жиганова.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1981 года за выдающиеся заслуги в развитии музыкального искусства и в связи с 70-летием Жиганову Назибу Гаязовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Жил в городе Казани. Умер 2 июня 1988 года. Похоронен на Арском кладбище в Казани.

Награждён двумя орденами Ленина (24.06.1950, 15.01.1981), орденом Трудового Красного Знамени (20.01.1971), двумя орденами «Знак Почёта» (24.06.1945, . ), медалями.

Лауреат Сталинской премии (1948, 1950), Государственной премии СССР (1970), Республиканской премии им. Г.Тукая.

Имя Жиганов присвоено Казанской государственной консерватории. В 2001 году в доме, где последние 20 лет жил композитор, был открыт музей, а в июне 2006 года установлена мемориальная доска.

Nazib Zhiganov

Дата рождения
15.01.1911
Дата смерти
02.06.1988
Профессия
композитор
Страна
СССР

Песни, в душе я взрастил ваши всходы…

Эту строку из «Моабитской тетради» Мусы Джалиля с полным правом можно отнести к музыке его друга и творческого сподвижника Н. Жиганова. Верный художественным основам татарской народной музыки, он нашел оригинальные и плодотворные пути для ее живой взаимосвязи с творческими принципами мировой музыкальной классики. Именно на таком фундаменте выросло его талантливое и самобытное творчество — 8 опер, 3 балета, 17 симфоний, сборники фортепианных пьес, песни, романсы.

Жиганов родился в рабочей семье. Рано потеряв родителей, он провел несколько лет в детских домах. Живой и энергичный, Назиб заметно выделялся среди воспитанников Уральской пионерской коммуны своими незаурядными музыкальными способностями. Влечение к серьезной учебе приводит его в Казань, где в 1928 г. он был принят в Казанский музыкальный техникум. Осенью 1931 г. Жиганов становится учащимся Московского областного музыкального техникума (теперь музыкальное училище при Московской консерватории). Творческие успехи позволили Назибу по рекомендации Н. Мясковского в 1935 г. стать студентом сразу третьего курса Московской консерватории по классу своего прежнего учителя — профессора Г. Литинского. Завидной оказалась судьба крупных сочинений, созданных в консерваторские годы: в 1938 г. в первом симфоническом концерте, открывшем Татарскую государственную филармонию, была исполнена его Первая симфония, а 17 июня 1939 г. постановкой оперы «Качкын» («Беглец», либр. А. Файзи) открылся Татарский государственный театр оперы и балета. Вдохновенный певец героических свершений народа во имя Родины — а этой теме, кроме «Качкын», посвящены оперы «Ирек» («Свобода», 1940), «Ильдар» (1942), «Тюляк» (1945), «Намус» («Честь», 1950), — композитор наиболее полно воплощает эту центральную для него тему в своих вершинных произведениях — в историко-легендарной опере «Алтынчач» («Золотоволосая», 1941, либр. М. Джалиля) и в опере-поэме «Джалиль» (1957, либр. А. Файзи). Оба произведения покоряют эмоционально-психологической глубиной и неподдельной искренностью музыки, с выразительной, сохраняющей национальную основу мелодикой, и искусным сочетанием развитых и целостных сцен с действенно-сквозным симфоническим развитием.

Неотделимо-родствен оперному творчеству большой вклад Жиганова в татарский симфонизм. Симфоническая поэма «Кырлай» (по сказке Г. Тукая «Шурале»), драматическая увертюра «Нафиса», сюита Симфонические новеллы и Симфонические песни, 17 симфоний, сливаясь воедино, воспринимаются как яркие главы симфонической летописи: в них то оживают образы мудрых народных сказок, то живописуются пленительные картины родной природы, то развертываются коллизии героических борений, то музыка вовлекает в мир лирических чувств, а эпизоды народно-бытового или фантастического характера сменяются экспрессией драматических кульминаций.

Творческое кредо, характерное для композиторского мышления Жиганова, было положено в основу деятельности Казанской консерватории, создание и руководство которой ему было поручено в 1945 г. Более 40 лет он возглавлял работу по воспитанию в ее питомцах высокого профессионализма.

На примере творчества Жиганова всеобъемлюще раскрываются результаты поистине революционного переворота в истории ранее отсталых пентатонических музыкальных культур национальных автономных республик Поволжья, Сибири и Урала. Лучшие страницы его творческого наследия, проникнутые жизнеутверждающим оптимизмом, по-народному яркой интонационной характерностью музыкального языка, заняли достойное место в сокровищнице татарской музыкальной классики.

Я. Гиршман

Сочинения:

оперы (даты постановок, все в Tатарском театpe оперы и балета) — Kачкын (Беглец, 1939), Ирек (Cвобода, 1940), Алтынчач (Золотоволосая, 1941), Поэт (1947), Ильдар (1942, 2-я ред. — Дорога победы, 1954), Tюляк (1945, 2-я ред. — Tюляк и Cусылу, 1967), Hамус (Честь, 1950), Джалиль (1957); балеты — Фатых (соч. 1943), Зюгра (1946), Две легенды (Зюгра и Hжери, 1970); кантата — Pеспублика моя (1960); для оркестра — 4 симфонии (1937; 2-я — Cабантуй, 1968; 3-я — Лирическая, 1971; 4-я, 1973), симфоническая поэма Kырлай (1946), Cюита на татарские народные темы (1949), Симфонические песни (1965), увертюра Hафиса (1952), Симфонические новеллы (1964), камерно-инструментальные, фортепианные, вокальные произведения; романсы, песни и др.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: