Ольга спесивцева. «трагическая муза» русского балета

Olga spessivtseva explained

Biography

Spessivtseva in costume for Swan Lake

Olga Spessivtseva was born in Rostov-on-Don, the daughter of an opera singer and his wife. After her father’s death, she was sent to an orphanage with theatrical connections in St. Petersburg, a center of culture. She entered St. Petersburg’s Imperial Ballet Academy in 1906, where she was a student of Klavdia Kulichevskaya and later of Yevgenia Sokolova and Agrippina Vaganova.

After graduating in 1913, she joined the Mariinsky Theatre company, where she was promoted to soloist in 1916. An exquisite romantic dancer with perfect technique, ideally suited for roles such as Giselle and Odette-Odile in Swan Lake, she quickly became one of the most admired dancers in the company.

In 1916, Sergei Diaghilev invited her to tour with the Ballets Russes in the United States, where she danced with Vaslav Nijinsky in Le Spectre de la Rose, Les Sylphides and the «Bluebird pas de deux» from The Sleeping Beauty. In 1918 she returned to the Mariinsky, renamed the Petrograd Opera and Ballet Theater after the Russian Revolution of 1917. She was promoted to the rank of ballerina. At this time she was almost unknown in the West.

She continued to perform with the Ballets Russes abroad, dancing «Aurora» in Diaghilev’s renowned The Sleeping Princess in London in 1921, and at the Teatro Colón in Buenos Aires in 1923. With the aid of her ex-husband Boris Kaplun, a Bolshevik functionary and lover of the arts, she left Russia for the last time in 1924. She had accepted an invitation to dance as an étoile (prima ballerina) at the Paris Opera Ballet, where she remained until 1932. During that time, she maintained her relationship with the Ballets Russes. In 1932 she made another historic guest appearance in London, dancing Giselle with Anton Dolin of the Royal Ballet. From 1932 to 1937, she toured with a number of companies throughout the world, performing roles from both the classical repertoire and contemporary ballets by choreographers such as Michel Fokine and Bronislava Nijinska. When dancing abroad, she was frequently inaccurately billed as Olga Spessiva.

Spessivtseva had experienced periods of clinical depression as early as 1934, when she showed signs of mental illness in Sydney and needed hospitalisation. In 1937 she left the stage due to a nervous breakdown. She did some teaching, then briefly returned to performing, making her farewell appearance at the Teatro Colón in 1939. That same year, she moved to the United States, where she taught and served as an advisor to the Ballet Theatre Foundation in New York City. She suffered another nervous breakdown in 1943, for which she was hospitalized.

The BBC produced a short programme about her life in 1964, and two years later Anton Dolin wrote a book about her. Both works are titled The Sleeping Ballerina. Expert dance writers have described her as «the greatest of Russian ballerine at this period», and «The supreme classical ballerina of the century».

In 1998, Russian choreographer Boris Eifman made her the heroine of his ballet, Red Giselle.

Notes and References

  1. Surname also transcribed in English as Spesivtseva or Spessivtzeva
  2. News: Los Angeles Times. Olga Spessivtseva; Ballerina Called One of Century’s Greatest ‘Giselles’. 19 September 1991.
  3. Beaumont, Cyril 1940. The Diaghilev Ballet in London. Written of her engagement for the premiere of the Sleeping Princess in 1921. p. 193
  4. Clarke, Mary and Clement Crisp. (1981), The History of the Dance. Orbit, London, UK. p. 174
  5. Kisselgoff, Anna. «A Doomed Russian Ballerina Swept Up by the Revolution.» The New York Times. The New York Times, 31 January 1999.

Except where otherwise indicated, Everything.Explained.Today is Copyright 2009-2022, A B Cryer, All Rights Reserved. Cookie policy.

биография

Спессивцева в костюме к Лебединому озеру

Ольга Спессивцева родилась в Ростове-на-Дону , дочь оперного певца и его супруги. После смерти отца ее отправили в детский дом с театральными связями в Санкт-Петербурге , центре культуры. В 1906 году поступила в Петербургскую Императорскую академию балета , где училась у Клавдии Куличевской, а затем у Евгении Соколовой и Агриппины Вагановой .

После окончания учебы в 1913 году она поступила в труппу Мариинского театра , где в 1916 году получила звание солистки. Изысканная танцовщица-романтик с совершенной техникой, идеально подходящая для таких ролей, как Жизель и Одетта-Одиллия в « Лебедином озере» , быстро стала одной из них. самые уважаемые танцоры в компании.

В 1916 году Сергей Дягилев пригласил ее на гастроли с Русским балетом в США, где она танцевала с Вацлавом Нижинским в «Призраке розы» , «Сильфидах» и «Па де де Синей птицы» из «Спящей красавицы» . В 1918 году она вернулась в Мариинский, переименованный в Петроградский театр оперы и балета после русской революции 1917 года . Ей присвоено звание балерины. В то время она была почти неизвестна на Западе.

Она продолжала выступать с Русскими балетами за границей, танцуя «Аврору» в знаменитой пьесе Дягилева « Спящая принцесса» в Лондоне в 1921 году и в Театре Колон в Буэнос-Айресе в 1923 году. С помощью своего бывшего мужа Бориса Каплуна, большевистского функционера. и любительница искусства, она в последний раз покинула Россию в 1924 году. Она приняла приглашение танцевать в балете Парижской оперы в качестве этуаля ( прима-балерины ) , где оставалась до 1932 года. Все это время она поддерживала отношения. с русскими балетами . В 1932 году она еще раз выступила в качестве гостя в Лондоне, танцуя « Жизель» с Антоном Долиным из Королевского балета . С 1932 по 1937 год она гастролировала с рядом трупп по всему миру, исполняя роли как из классического репертуара, так и из современных балетов таких хореографов, как Мишель Фокин и Бронислава Нижинская . Когда она танцевала за границей, ее часто ошибочно называли Ольгой Спессивой .

Спессивцева переживала периоды клинической депрессии еще в 1934 году, когда у нее появились признаки психического заболевания в Сиднее и ей потребовалась госпитализация. В 1937 году она покинула сцену из-за нервного срыва. Она немного преподавала, а затем ненадолго вернулась к выступлениям и в 1939 году попрощалась с театром Колон. В том же году она переехала в Соединенные Штаты, где преподавала и работала советником в Фонде театра балета в Нью-Йорке. . В 1943 году у нее случился еще один нервный срыв, из-за которого она была госпитализирована.

BBC выпустила короткую программу о своей жизни в 1964 году, а спустя два года Антон Долин написал книгу о ней. Обе работы называются «Спящая балерина» . Писатели-профессионалы в области танца назвали ее «величайшей балериной в России того времени» и «величайшей классической балериной века».

В 1998 году российский хореограф Борис Эйфман сделал ее героиней своего балета « Красная Жизель» .

Неуловимая мечта

Работа над партией Жизели граничила с самоуничтожением. Эта роль была в буквальном смысле выстрадана. Чтобы убедительнее показать безумие героини, Спесивцева посещала психиатрическую клинику и наблюдала за больными. Конец первого действия вызвал слёзы целого зала, а зрители партера встали и устроили артистке фантастическую овацию.

…Жизель представала загадочным, изначально обречённым существом. Певучие движения, готовые, казалось, продлиться бесконечно, внезапно обрывались. Ослабевшую походку, бессильные жесты как будто пронзал беззвучный предсмертный крик. Первое и второе действия были взаимосвязаны — реальная героиня и потустороннее существо воспринимались единым целым. Вилиса представала неуловимой мечтой.

Несмотря на периодически открывавшийся туберкулёз лёгких (что усугубляли тяжёлые послереволюционные условия), балерина восстанавливалась и завоёвывала новые вершины. Никия в «Баядерке» была поистине сказочной Пери из восточных легенд. А Одетту в «Лебедином озере» сравнивали с врубелевской Царевной-Лебедью с её загадочностью и неизреченной печалью.

Biography

Olga Spessivtseva was born in Rostov-on-Don, the daughter of an opera singer and his wife. After her father’s death, she was sent to an orphanage with theatrical connections in St. Petersburg, a center of culture . She entered St. Petersburg’s Imperial Ballet Academy in 1906, where she was a student of Klavdia Kulichevskaya and later of Yevgenia Sokolova and Agrippina Vaganova.

After graduating in 1913, she joined the Mariinsky Theatre company, where she was promoted to soloist in 1916. An exquisite romantic dancer with perfect technique, ideally suited for roles such as Giselle and Odette-Odile in Swan Lake, she quickly became one of the most admired dancers in the company.

In 1916, Sergei Diaghilev invited her to tour with the Ballets Russes in the United States, where she danced with Vaslav Nijinsky in Le Spectre de la Rose, Les Sylphides and the «Bluebird pas de deux» from The Sleeping Beauty. In 1918 she returned to the Mariinsky, renamed the Petrograd Opera and Ballet Theater after the Russian Revolution of 1917. She was promoted to the rank of ballerina. At this time she was almost unknown in the West.

She continued to perform with the Ballets Russes abroad, dancing «Aurora» in Diaghilev’s renowned The Sleeping Princess in London in 1921, and at the Teatro Colón in Buenos Aires in 1923. With the aid of her ex-husband Boris Kaplun, a Bolshevik functionary and lover of the arts, she left Russia for the last time in 1924. She had accepted an invitation to dance as an étoile (prima ballerina) at the Paris Opera Ballet, where she remained until 1932. During that time, she maintained her relationship with the Ballets Russes. In 1932 she made another historic guest appearance in London, dancing Giselle with Anton Dolin of the Royal Ballet. From 1932 to 1937, she toured with a number of companies throughout the world, performing roles from both the classical repertoire and contemporary ballets by choreographers such as Michel Fokine and Bronislava Nijinska. When dancing abroad, she was frequently inaccurately billed as Olga Spessiva.

Spessivtseva had experienced periods of clinical depression as early as 1934, when she showed signs of mental illness in Sydney and needed hospitalisation. In 1937 she left the stage due to a nervous breakdown. She did some teaching, then briefly returned to performing, making her farewell appearance at the Teatro Colón in 1939. That same year, she moved to the United States, where she taught and served as an advisor to the Ballet Theatre Foundation in New York City. She suffered another nervous breakdown in 1943, for which she was hospitalized.

The BBC produced a short programme about her life in 1964, and two years later Anton Dolin wrote a book about her. Both works are titled The Sleeping Ballerina. Expert dance writers have described her as «the greatest of Russian ballerine at this period», and «The supreme classical ballerina of the century».

Источники

  • Крейн, Дебра и Макрелл, Джудит (2000). Оксфордский словарь танцев . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-860106-9 .
  • Долин, Антон (1966). Спящая балерина: История Ольги Спесивцевой , с предисловием Марии Рамбер . Мюллер, Лондон.
  • Великая история русского балета: искусство и хореография (1998). Борнмут, Англия: Издательство Parkstone; Издательство «Большая энциклопедия России». ISBN  1-85995-175-9 .
  • Кахане, Мартина и Уайлд, Николь (1992). Русские балеты в опере . Париж: издания Hazan, Bibliothèque Nationale. ISBN  2-85025-249-2 .
  • Кеглер, Хорст (1982). Краткий Оксфордский словарь балета . Второе издание. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-311330-9 .
  • LeMoal, Филипп (1999). Larousse Dictionnaire de la Danse . Париж: Ларусс, Librairie de la Danse. ISBN  2-03-511318-0 .
  • Лифарь, Серж (1957). Les Trois Graces du XX ° siècle — Légends et vérités . Париж: Корреа-Бюше Шастель.
  • Лифарь, Серж (1959). Три грации: Анна Павлова , Тамара Карсавина , Ольга Спессивцева: легенды и правда . Перевод Джерарда Хопкинса. Лондон: Cassell & Co.
  • Кеннеди, Людовик (1959). Спящая балерина BBC. Телевизионный документальный фильм, в том числе архивные кадры.
  • The Daily Telegraph — Третья книга некрологов (артисты). Под редакцией Хью Массингберда

«Советская шпионка»

Постоянное чувство ревности, терзавшее Волынского, разъедало их отношения, и они разошлись. В жизнь Ольги появился новый герой – Борис Каплун, работник Петросовета, который официально стал ее мужем.

Он был сыном своего времени. Племянник Моисея Урицкого и друг Григория Зиновьева был молод, инициативен и слыл ценителем балета.

Когда Спесивцева начинала блистать на сцене, он возглавлял комиссию по национализации городских кладбищ. Под его чутким контролем в Петрограде строился на Васильевском острове Первый государственный крематорий и морг. В декабре 1920 года он присутствовал на его открытии, когда было осуществлено первое опытное сожжение трупа одного красноармейца.

По легенде, Каплун любил устраивать свидания в этом крематории и возил туда Спесивцеву, чтобы она могла увидеть «пляску смерти» у окна гудящей печи.

Стоит отметить, что вокруг Каплуна ходили сомнительные истории. Злые языки утверждали, что он имел некое отношение к смерти молодой балерины Лидии Ивановой.

Спесивцева под руководством Вагановой подготовила главные партии в балетах «Жизель» и «Лебединое озеро». Фото – Public Domain

Тем не менее, в 1923 году он помог Спесивцевой вместе с матерью эмигрировать во Францию, где она стала первой русской звездой во французской Гранд Опера. Спустя несколько лет, в начале тридцатых годов, Каплун появился в Париже, что не на шутку напугало Ольгу.

Ходили слухи, что он намеревается убить ее. После этого, по воспоминаниям современников, балерину стали посещать приступы мании преследования.

В ноябре 1937 года Бориса не стало. Он был расстрелян на полигоне «Коммунарка» в Московской области по обвинению в участии в троцкистской террористической организации.

Стоит отметить, что этот брак сказался на репутации Спесивцевой за рубежом. За границей в ней видели «большевичку» и относились к ней с подозрением, считая советской шпионкой.

Молодая дочь Терпсихоры

Детство Ольги прошло в приюте для сирот из актерских семей. Ее мать была вынуждена отдать туда сына Анатолия и двух дочерей, Зинаиду и Ольгу, после смерти мужа, провинциального актера. В семье, где было четверо детей, не хватало денег даже на еду.

Позже все трое показали хорошие актерские задатки и были приняты в Санкт-Петербургское театральное училище. О таланте Ольги вскоре заговорили за пределами учебного заведения.

Хрупкая балерина с горящими глазами была принята на петербургскую сцену императорской балетной труппы. Фото – Public Domain

Ее танец на экзаменационном спектакле в балете «Сказка Белой ночи» так выделялся на фоне остальных, что журналист «Петербургской газеты» сразу выделил ее, окрестив «наиболее способной из молодых дочерей Терпсихоры».

Становление ее карьеры совпало с переломом в жизни страны, которую сотрясали война и революция. Хрупкая балерина с горящими глазами была принята на петербургскую сцену императорской балетной труппы.

Работу в тех условиях можно было назвать подвигом во имя искусства. Репетиции в Мариинском театре проходили в неотапливаемых помещениях, актрисы, ослабленные голодом, часто заболевали бронхитами. Чтобы хоть как-то поддержать здоровье своей талантливой ученицы, Агриппина Ваганова растирала Ольгу барсучьим жиром и заставляла пить горячее молоко.

И вот наступил момент долгожданного триумфа. 30 марта 1919 года Спесивцева вышла на сцену в роли Жизели, навсегда вписав свое имя в историю балета. После этой партии ей стали предлагать главные роли в постановках «Корсар», «Баядерка», «Эсмеральда».

Она стала музой для многих деятелей искусства. Толпы поклонников мечтали прикоснуться к этому «ангелу балета», который для них был соткан из света и музыки. Искусствовед Аким Волынский писал ей:

Серж Лифарь и Ольга Спесивцева в балете “Кошка”. Фото – Public Domain

Литературный критик на какое-то время смог стать ее спутником жизни и ее наставником.

По воспоминаниям современников, он был сторонником классического балета и всячески противился тому, чтобы Ольга сотрудничала с Михаилом Фокиным.

Но это было неизбежно: через три года с начала балетной карьеры она приняла участие в гастролях «Русского балета Дягилева» за рубежом.

Стремление к невыразимому

Ольга Александровна Спесивцева родилась в 1895 году в Ростове-на-Дону. Однако вряд ли хорошо помнила этот город — в возрасте шести лет она оказалась в Санкт-Петербурге, где сделала первые шаги в балетном искусстве, а затем станцевала свои звёздные партии.

Она казалась бесплотным видением, прилетевшим в суровую действительность из некоего фантастического мира. Ещё в юные годы она твёрдо запомнила слова Гёте: «Тело есть темница, в неё заключили душу». Они стали её жизненным кредо. Танец был для балерины способом дать простор душе, выразить то, что кажется невыразимым. В этом она видела назначение своего искусства.

Большое влияние на мировоззрение артистки оказал критик и философ Аким Волынский. Он был приверженцем классического танца и отрицал новомодные течения. Сама балерина сохраняла верность академическим традициям. Аким Волынский посвящал подробные статьи выступлениям Спесивцевой.

Зрители и критики восхищались её Эсмеральдой — страдания героини вызывали настоящее потрясение. Любящая и несчастная девушка, столкнувшись с жестокостью мира, как будто лишалась внутренней опоры и видела действительность словно в тумане. Балерину порой даже в жизни называли Эсмеральдой — настолько близок был ей этот образ.

Sources

  • Craine, Debra and Mackrell, Judith (2000). The Oxford Dictionary of Dance. New York: Oxford University Press. .
  • Dolin, Anton (1966). The Sleeping Ballerina: The Story of Olga Spessivtzeva, with foreword by Dame Marie Rambert. Muller, London.
  • The Great History of Russian Ballet: Its Art and Choreography (1998). Bournemouth, England: Parkstone Publisher; The Great Encyclopedia of Russia Publishing House. .
  • Kahane, Martine and Wild, Nicole (1992). Les Ballets Russes à l’Opéra. Paris: Editions Hazan, Bibliothèque Nationale. .
  • Koegler, Horst (1982). The Concise Oxford Dictionary of Ballet. Second Edition. New York: Oxford University Press. .
  • LeMoal, Philippe (1999). Larousse Dictionnaire de la Danse. Paris: Larousse, Librairie de la Danse. .
  • Lifar, Serge (1957). Les trois graces du XX° siècle — Légends et vérités. Paris: Corréa-Buchet Chastel.
  • Lifar, Serge (1959). The Three Graces: Anna Pavlova, Tamara Karsavina, Olga Spessivtzeva: The Legends and the Truth. Translated by Gerard Hopkins. London: Cassell & Co.
  • Kennedy, Ludovic (1959). The Sleeping Ballerina BBC. Television documentary, including archival footage.
  • The Daily Telegraph — Third Book of Obituaries (Entertainers). Edited by Hugh Massingberd

Темница болезни

Ещё во время турне по Австралии Ольгу Спесивцеву сопровождал некто мистер Браун. Он же уговорил её уехать в США, затем наотрез отказался вернуть ей советский паспорт. Напряжённый разговор лишил артистку остатка душевных и физических сил. В тяжёлом состоянии она оказалась в стенах психиатрической клиники. Там великая балерина провела двадцать два года.

Она была обречена на мучительное одиночество. Утешением были дни, когда её навещала школьная подруга — известная танцовщица Фелия Дубровская. Ольга Спесивцева отнюдь не была полностью невменяемой — она помнила и годы учёбы, и работу в театре. Светлые промежутки чередовались с приступами беспамятства.

Потребовался долгий срок, чтобы выбраться из темницы душевной болезни. Были найдены лекарства, которые помогли Ольге Александровне существенно улучшить состояние. Её разыскали сестра Зинаида и брат Анатолий. Встал вопрос о возвращении в Россию. Сохранилась переписка Зинаиды Папкович-Спесивцевой, Фелии Дубровской и самой Ольги Александровны. Эти письма — как памятник той горькой истории, когда великая артистка желала увидеть Родину, но в ответ встречала лишь равнодушие.

Ольга Спесивцева стала пленницей новой темницы — человеческого равнодушия. Сколько ни предпринималось попыток, обратный путь оказался невозможен. Оставалось жить, постоянно нося в душе тоску по Родине.

Biography

Olga Spessivtseva was born in Rostov-on-Don, the daughter of an opera singer and his wife. After her father’s death, she was sent to an orphanage with theatrical connections in St. Petersburg, a center of culture. She entered St. Petersburg’s Imperial Ballet Academy in 1906, where she was a student of Klavdia Kulichevskaya and later of Yevgenia Sokolova and Agrippina Vaganova.

After graduating in 1913, she joined the Mariinsky Theatre company, where she was promoted to soloist in 1916. An exquisite romantic dancer with perfect technique, ideally suited for roles such as Giselle and Odette-Odile in Swan Lake, she quickly became one of the most admired dancers in the company.

In 1916, Sergei Diaghilev invited her to tour with the Ballets Russes in the United States, where she danced with Vaslav Nijinsky in Le Spectre de la Rose, Les Sylphides and the «Bluebird pas de deux» from The Sleeping Beauty. In 1918 she returned to the Mariinsky, renamed the Petrograd Opera and Ballet Theater after the Russian Revolution of 1917. She was promoted to the rank of ballerina. At this time she was almost unknown in the West.

She continued to perform with the Ballets Russes abroad, dancing «Aurora» in Diaghilev’s renowned The Sleeping Princess in London in 1921, and at the Teatro Colón in Buenos Aires in 1923. With the aid of her ex-husband Boris Kaplun, a Bolshevik functionary and lover of the arts, she left Russia for the last time in 1924. She had accepted an invitation to dance as an étoile (prima ballerina) at the Paris Opera Ballet, where she remained until 1932. During that time, she maintained her relationship with the Ballets Russes. In 1932 she made another historic guest appearance in London, dancing Giselle with Anton Dolin of the Royal Ballet. From 1932 to 1937, she toured with a number of companies throughout the world, performing roles from both the classical repertoire and contemporary ballets by choreographers such as Michel Fokine and Bronislava Nijinska. When dancing abroad, she was frequently inaccurately billed as Olga Spessiva.

Spessivtseva had experienced periods of clinical depression as early as 1934, when she showed signs of mental illness in Sydney and needed hospitalisation. In 1937 she left the stage due to a nervous breakdown. She did some teaching, then briefly returned to performing, making her farewell appearance at the Teatro Colón in 1939. That same year, she moved to the United States, where she taught and served as an advisor to the Ballet Theatre Foundation in New York City. She suffered another nervous breakdown in 1943, for which she was hospitalized.

The BBC produced a short programme about her life in 1964, and two years later Anton Dolin wrote a book about her. Both works are titled The Sleeping Ballerina. Expert dance writers have described her as «the greatest of Russian ballerine at this period», and «The supreme classical ballerina of the century».

In 1998, Russian choreographer Boris Eifman made her the heroine of his ballet, Red Giselle.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: