Что такое вокализ? слушайте с примерами исполнения

Что такое вокализ? слушайте с примерами исполнения

История

Изначально в XVIII веке вокализ создавался только с задачей обучения певцов с технической стороны. С помощью него можно было сгладить пестрые регистры, выработать гибкость голоса и облегчить звучание. Пьесу достаточно справедливо сравнивали с этюдом (сочинение для оттачивания навыков). На тот момент они играли практически одинаковую роль.

Первыми композиторами, использовавшими вокализы, были:

  • Жан-Батист Люлли;
  • Жан-Филипп Рамо.

Свою популярность жанр приобретает к XIX веку благодаря заслугам:

  • Джузеппе Конконе;
  • Николы Ваккаи;
  • Франца Абта;
  • Гаэтана Зейдлера;
  • Генриха Панофки;
  • Джоаккино Россини;
  • Джованни Перголези

и другим.

Из отечественных:

  • М. И. Глинка;
  • А. Е. Варламов.

Что такое вокализ, показываем на примерах

В современной эстрадной музыке вокализ получил широкое применение. Это часть песни, где певец вместо слов начинает распевать гласные звуки.

Полина Гагарина – Колыбельная

Здесь вокализ перемежается со словами, создавая очень красивую лирическую распевную партию. Дело в том, что часто вокализы использовались именно в колыбельных песнях благодаря их протяжности и певучести, позволяющими убаюкать ребенка. 

Dulce Pontes-Canção do Mar

Прекрасный вокализ, исполненный на богатом грудном звуке.

Также вокализ широко встречается в кинематографе. Вот самые яркие примеры:

Соло Плавалагуны из фильма «Пятый элемент»

Изначально эта вокальная партия создавалась при помощи компьютерных технологий из-за своей сложности исполнения, однако на сегодняшний день уже есть певцы, сумевшие исполнить ее один в один. Это значит лишь то, что нет границ для развития человеческого голоса!

Часто виртуозно использует вокализы в своем пении Димаш Кударбейген

Ну и конечно, как можно забыть Витаса

Ведь когда-то его загадочный вокализ звучал чуть ли не из каждого радио.

Как научиться петь вокализ

Даже зная, что такое вокализ в теории, вы не споете его самостоятельно с нуля, потому что эта техника требует достаточно уверенного владения своим голосом и его гибкости. Помимо постановки правильного дыхания и опоры, для того, чтобы научиться петь вокализы, нужно выбрать для себя пару песен, где они используются, и выучить их наизусть. Однако, лучше это делать под контролем вашего педагога. Дело в том, что вокализ, встроенный в песню, не должен звучать в ней как что-то инородное. Его нужно исполнять таким же звуком, каким вы исполняете всю остальную песню.

Часто на начальном этапе обучения ученики пытаются спеть вокализ как-то совсем по-другому, «зажевывая» звуки или уводя звук в головной фальцет там, где этого не надо. Поэтому часто такие вокализы похожи на стон, мычание или что-то еще Чтобы избежать этих ошибок, воспользуйтесь помощью педагога. Он поможет освободить гортань, поставить дыхание и раскрыть звук.

Когда у вас уже будет достаточно опыта в исполнении вокализов, вы сможете сочинять свои – тогда это будет уже ваша личная импровизация. Это возможно уже имея значительный багаж “впетых” музыкальных фраз.

Мы знаем техники и упражнения, которые максимально быстро приблизят вас к профессиональному исполнению даже самых сложных вокализов (и не только их)!

Достояние

Что такое вокализ в отечественной культуре?

Несмотря на многообразие сочинений, ярчайшими примерами вокализа как художественного произведения являются работы Глиэра и Рахманинова.

Вокализ для колоратурного сопрано был написан в 1943 году. Он является настоящим шедевром как в творчестве композитора, так и в концертом жанре вообще.

Данное произведение — «визитная карточка» композитора. Не написав ни единого сочинения более, Глиэр бы все равно остался в истории музыкальной культуры.

Вокализ достаточно труден в исполнительской задаче: несмотря на сложную технику, она должна оставаться на втором плане, оставляя главное место певучей мелодии и широте души.

Колоратурное сопрано — самый высокий вид женского голоса

Исполнение певицей именно с такими данными крайне важно, потому как она способна передать всю легкость и светлость звучания

Помимо тембра, вокализ написан в высокой тесситуре (наиболее частое звучание нот в определенном диапазоне), поэтому для вокалисток с более низким голосом процесс исполнения стал бы довольно трудоемким.

Рахманинов работал над своим произведением 3 года до окончательного его завершения. Несмотря на то что сочинение было издано еще в 1912 году, второе издание в чистом виде датируется 1915 годом. Оно было посвящено А. В. Неждановой — народной артистке СССР. Одним из изменений являлся переход тональности из ми бемоль минора в до диез минор.

Сочинение написано для сопрано или тенора (мужского высокого голоса), однако чаще всего его исполняли именно высокие женские голоса.

Создано огромное количество аранжировок для многих инструментальных ансамблей и сольного исполнения.

Вокализ является одним из самых известнейших не только вокальных, но и всех произведений Рахманинова.

Простая, но настолько изумительная мелодия никого не оставит равнодушным:

Четыре самых знаменитых вокализа 20-го века.

Лет 200-300 назад вокализом называли упражнение для голоса, которое пелось на какой-нибудь гласный звук. Это примерно то же самое, что этюд для пианиста или любого другого инструменталиста.

Но в начале XX века появились концертные вокализы — практически арии без слов.

Вот три самые известные.

«Вокализ» Сергея Рахманинова.

Он посвящён Антонине Неждановой — страстной поклоннице таланта Рахманинова, исполнительнице его романсов. Они дружили семьями и некоторое время работали вместе в Большом театре.

В новой постановке «Жизни за царя» Глинки (1904 г.) дирижёр Рахманинов работал с Неждановой над партией Антониды.

Нежданова стала первой исполнительницей «Вокализа» и получила в подарок от автора его рукопись.

В «Вокализе» характерный рахманиновский сплин и великолепной красоты мелодия. Она написана в баховской манере, но при этом абсолютно русская.

Рахманинов предназначал этот «Вокализ» для сопрано или тенора. Его пели когда-то и Козловский, и Гедда. Но лучше он звучит всё же в женском варианте.

 Анна Моффо.

Ария из «Бразильской бахианы»№5 Эйтора Вилла-Лобоса.

Вилла-Лобос — это бразильский классик и вообще самый крупный композитор Южной Америки 20 века. Его «Бразильские бахианы» — попытка соединения бразильской национальной музыки и баховского стиля.

Каждая из его девяти «бахиан» включает в себя от двух до четырёх частей. Тут есть токкаты, прелюдии, фантазии и фуги, которые звучат вполне в бразильском духе и перемежаются с национальными жанрами.

Самая знаменитая — Пятая — написана для сопрано и восьми виолончелей. Собственно, знаменита не вся эта Пятая «бахиана», а её первая часть (всего их две), которая называется «Ария».

В середине Арии есть небольшой речитатив со словами. Там говорится о луне, смотрящейся в зеркало морской глади, и о прозрачном облачке, медленно плывущему по ночному небу

Элина Гаранча.

Вариант для гитары и сопрано-Натали Дессей.

«Концерт для голоса с оркестром» Рейнгольда Глиэра.

Рейнгольд Глиэр — советский композитор старой школы, ученик Танеева.

Тяжелая задача для колоратурного сопрано спеть на сцене большой и сложный вокализ с оркестром всего лишь с маленькой паузой между двумя частями.

Тем более, что задача перед певицей стоит не только техническая: ей надо сказать без слов очень важные вещи. Этот концерт Глиэр писал в самое тяжёлое военное время — в 1942 году.

Сразу после окончания войны он получил за этот концерт Сталинскую премию.

Галина Ковалёва.

«Соловей и роза»Камилла Сен-Санса.

В 1902 году Сен-Санс написал музыку к спектаклю по пьесе Джейн Диулафой «Парисатис». Теперь она не исполняется и практически забыта. Кроме этого прекрасного вокализа для колоратурного сопрано.

Вокальная партия — музыкальная имитация соловьиного пения тихой майской ночью, испытание на лёгкость, чистоту и подвижность голоса.

В этом ролике поёт Евгения Мирошниченко

Несколько иная трактовка этого вокализа-Натали Дессей.

 Статья была опубликована в блоге «Культшпаргалка» на «Дзене»

Задачи каждого вокализа Ваккаи

Итак, первый вокализ преследует своей целью соединение слогов, обучение legato. Если кратко, то нужно петь не Man-ca-sol-le-ci-ta…, а Ma-Nca-so-LLe-ci-ta… Таким образом, нужно петь на гласных звуках, а согласные произносить быстро, присоединяя их к последующему слогу. Кажется, что может быть проще… На поверку оказывается, что идеально «склеить» слоги удается далеко не каждому.В следующих уроках осваиваются интервалы от терции до октавы. Соблюдая принцип соединения слогов из первого урока, нужно чисто интонировать интервалы, максимально выравнивая вокальную линию (сглаживать переход на интервал, без эффекта «ослика»).

Во втором уроке обратите внимание на согласный «R», который помогает опоре. В третьем вокализе особенно тщательно нужно работать над произношением дифтонгов, а они там тройные: La-scia-i-lLi-DO-E-I-lma-re-i-nfi-do… Каждая гласная должна быть произнесена максимально ясно, иначе будет слышаться «иль лидойль марэ инфидо»… Согласные «m» и «n» помогают удержать звук в маске.В вокализе четвертом вступают согласные «v» и «z», при этом в слове «avvezzo» «Ц» глухой, то есть «аввэццо», а в слове «mezzo» — звонкий, то есть «мэо».Пятый вокализ построен на интервалах сексты

Большая сложность здесь — дифтонг placidA-Eserena, приходящийся на самую высокую точку вокализа. В этом месте нельзя менять положение рта или гортани. При этом высокое мягкое небо поможет преодолеть трудность.Исполнение вокализов с интервалами септимы и октавы особенно выдвигает проблему сглаживания регистров. Высший пилотаж — спеть эти вокализы динамически выровнено, без усилений и ослаблений звука.

После уроков на интервалы, Ваккаи предлагает вокализ на полутона, с использованием довольно широкого дыхания

Важно избегать форсирования голоса по мере повышения тона. В следующем вокализе представлены синкопы, а сама мелодия требует развитого контроля дыхания

Урок седьмой (он же — вокализ десятый) подготавливает студента к исполнению рулад. Разучивать эту ариетту следует сначала Adagio, а по мере освоения довести до Allegro.

Урок восьмой — вокализ cantabile чистой воды, хотя в нем задача — верно исполнять апподжиатуры. Длительность маленькой ноты увеличивается за счет длительности последующей, залигованной с ней. А в следующем вокализе дается короткий форшлаг, в котором маленькая нота пропевается так кратко, как только возможно, а последующая поется ровным звуком, без укорачивания.

Следующий вокализ «La gioia verace» подготавливает к морденту, который должен быть спет 32-ми, не снимая с дыхания. Вокализ «L’augelletto in lacci«, на все виды мордента, — самый сложный из всего метода. Мордент должен быть исполнен легко и быстро, на дыхании.

Урок десятый посвящен группетто. Их исполнение требует чистой интонации. Опять же, начинать изучение ариетты нужно с медленного темпа.

Далее следует изучение трели и рулад. Основная трудность здесь — пение без «скользящего эффекта», без смазывания нот. Ноты должны быть отчетливо слышны, отдельно, как бусинки на нитке.

Прием портаменто изучается в уроке 13. Ваккаи предостерегает: петь портаменто — не значит «волочить» голос с одной ноты на другую. Портаменто — это присоединить одну ноту идеально к другой.

Урок 14 — пение речитатива. Обозначение «А» над некоторыми нотами означает апподжиатуру, она связана с ударными слогами. Больше внимания нужно обращать именно на ударение в словах и четкое произношение.

Эпилог представляет из себя ариетту свободной формы, которая включает в себя технические трудности из всех предыдущих вокализов.

Общие указания к изучению вокализов Ваккаи

Практический метод пения Никола Ваккаи (вариант имени — Никола Ваккай) представляет из себя набор вокализов-ариетт на итальянские тексты. Легкость этих вокализов обманчива, на самом деле они содержат в себе базовые технические трудности. Мария Каллас, например, рекомендовала вокализы Ваккаи наиболее продвинутым певцам.

В Методе 15 уроков, в которых студент постепенно осваивает новые и новые приемы. Крайне желательно проходить этот курс под руководством учителя. При систематическом подходе занятие этими вокализами даст поразительные плоды и подготовит к исполнению арий Россини, Беллини, Доницетти и Верди.

Диапазон вокализов небольшой, в основном на центре голоса. Издание для любого типа голоса можно найти в интернете, но удобнее приобрести печатный сборник. Если дать краткий ориентир, то для сопрано и тенора первый вокализ должен быть в Ре-мажоре, для колоратурного сопрано — в Ми-мажоре, для меццо-сопрано и баритона — в До-мажоре. Для сопрано и тенора издательство «Планета музыки» выпустила сборник с пояснениями на русском языке и подстрочником:

Купить Практический метод итальянского камерного пения. Принципы постановки голоса. Учебное пособие

Что такое вокализ в современности?

XX век для вокализа становится революционным. Несмотря на то что основной его задачей по-прежнему являлась отработка техники (работы И. Н. Вилинской), музыкальные художники стали смотреть на него под другим углом. Кантилена (певучесть) в голосе и красота тембра не могли оставить равнодушными деятелей искусства.

XX век — второе рождение жанра, но уже иного — концертного. На свет появляются сочинения, поражающие красотой мелодий и насыщенностью аккомпанемента, например:

  • Равель, «Хабанера» — богатая испанской страстью и характерным ей темпераментом;
  • Вилла-Лобос, «Бразильская бахианна»;
  • Глиэр, «Концерт для голоса с оркестром»;
  • Рахманинов, «Вокализ»;
  • Островский, «Я очень рад…».

К середине 20 столетия вокализы звучат не только на уроках и концертах, но и в кино «Служебный роман», «Осенний марафон». Автором произведений выступил Андрей Петров — советский музыкальный деятель.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: