String Quartet No. 13 (b-moll), Op. 138
Композитор
Дмитрий Шостакович
Год создания
1970
Жанр
камерные и инструментальные
Страна
СССР
Пятнадцать струнных квартетов Дмитрия Шостаковича рядом с пятнадцатью его же симфониями — художественные миры во многом близкие, пересекающиеся. И симфонии и квартеты написаны одной рукой, рождены в душе одного и того же великого мастера. Но их главное сходство не в этом — и в квартетах, и в симфониях композитор запечатлел свое время, свой век.
Симфонии Шостаковича (даже такие глубоко личные симфонии, как Пятая, Десятая, Пятнадцатая) — это всегда симфонии общей судьбы, выпавшей композитору вместе с народом. Анна Ахматова недаром сказала о музыке Шостаковича: «Она была со мной в моей могиле // И пела словно первая гроза». В квартетах же – в точном соответствии с камерным жанром – преобладает исповедальный тон. Здесь нет противоречия: сам композитор нередко называл иные свои квартеты камерными симфониями. Шостакович не возражал против своеобразного «повышения статуса» Восьмого квартета, тотчас переложенного для камерного оркестра (транскрипции сделали Абрам Стасевич и Рудольф Баршай) и ставшего камерной симфонией, популярной во всем мире. Такая же «участь» постигла потом другие квартеты – Четвертый, Десятый, Пятнадцатый: их философская глубина, ничуть не уступающая симфоническим шедеврам Шостаковича, стала достоянием более широкой аудитории. В ряду таких переложений и Симфония для альта и cтрунных «Тринадцатый» – транскрипция Квартета № 13 си бемоль минор, соч. 138, предпринятая Александром Чайковским.
Одночастный Тринадцатый квартет (1970) — музыкальное приношение выдающемуся альтисту Вадиму Борисовскому, чье семидесятилетие отмечалось в январе 1970 года. В последних квартетах Шостаковича особенно остро звучит мотив прощания. Созданный в больничной палате, Тринадцатый квартет носит скорбно-углубленный характер. Не раз отмечалось, что он написан словно бы для солирующего альта и струнного трио (этим продиктована, кстати, и транскрипция Александра Чайковского в виде симфонии для альта и струнных). И еще для одного, не обозначенного в партитуре «пятого инструмента»: музыкантам поручены удары смычка по деке. Сухие «костяшки смерти», как и pizzicato в высоком регистре, вызывают в памяти другие примеры dance macabre («пляски смерти»). Как и в Двенадцатом квартете или Пятнадцатой симфонии, Шостакович прибегает к серийной технике, но его додекафонные темы интонационно рельефны и напевны.
Монолог солиста — поначалу затаенный, полный печальных раздумий, в своем развитии достигает немалого напряжения, подчеркнутого жестким ритмом ледяных аккордов. Центральный раздел, более оживлен — если так можно сказать как раз о той самой пляске скелетов. Возвращающийся монолог альта не сулит просветления — он обрывается пронзительным вскриком на предельно высокой ноте.
Иосиф Райскин, mariinsky.ru
About Me
-
Bryan Townsend
- Born in Alberta, Canada, grew up on Vancouver Island, lived a decade in Montreal, resident in Mexico since 1998. Degrees in music from McGill University in performance, post-graduate study in musicology.
Catalogue includes a cycle of twelve songs, two suites for solo guitar, chamber music for violin, viola and guitar, two guitars and harpsichord and other combinations including three pieces for guitar orchestra published by Guitarissimo of Stockholm, Sweden.
Publications include two books of pedagogy for guitar, one on technique and the other on playing Bach, which included eight new transcriptions for guitar.
Four Pieces for Violin and Guitar were published by The Avondale Press in Vancouver. In April 2015 a new piece for violin and piano, «Chase» was premiered in a concert at Belles Artes in San Miguel de Allende, Gto. Mexico. In the 2021/2022 season there will be two premieres: the String Quartet 2 in Vancouver and an untitled piano piece in the Pro Musica series in San Miguel de Allende, Gto. Mexico.
View my complete profile
Quotes
«I have been reading over your blog the past few months and I find it an absolute treasure, thank you Bryan for sharing your vast knowledge with us all!
—commentator Anonymous
«You are a teacher, a stimulating conversant, and an intellectual I find engaging because yours is not a formulaic or ideological approach, but rather combining contemplation with an unfinished and authentic quest for truth, and that in the human experiential rather than religious dogmatic sense.»
—commentator Will
«Your blog is invaluable not just as a remarkable archive on musical subjects, but as a place where one can find genuinely interesting opinions on music, both from you and commenters.»
—commentator Steven
«I always find plenty to disagree with on Bryan’s blog but I always find it a stimulating place for discussion and I seem to learn something new every time I visit this site.»
—commentator Anonymous
«Your «blog» is priceless to me and many others.»
—commentator Archilochus
I am so thankful for obsessive thinkers and writers like yourself who give us something interesting and intellectually nourishing to chew on almost every day. And your discussions have clarified and expanded many of my views about art and music in particular.
Bravissimo!
—commentator Jives
Congratulations for running a comments section full of enlightening aesthetic debates.
—commentator Jack
Thanks for your devotion and hard work on this blog. It should be required reading for anyone with love of, or interest in, classical music.
—commentator David
Great writing here at the music salon by the way — I just found the site recently and have been really enjoying it. Within the last year, I’ve started exploring the western classical tradition and your writing here has been a recent springboard to so much good music!
—commentator Jon
«I’ve been reading your blog for nearly a year now, and as a college student new to the world of classical music I have to say it’s been incredibly informative.»
—Matthew Briehl
«This is the most consistently engaging and instructive music blog of which I am aware.»
—Craig, culture blogger
«Your opinion of Thile’s Bach is . . . outrageous.»
— a commentator
Еще песни Шостакович
-
- слушать Шостакович — String Quartet No 6, Op. 101 in G major — III.Lento (Borodin Quartet)
- скачать Шостакович — String Quartet No 6, Op. 101 in G major — III.Lento (Borodin Quartet)
Шостакович — String Quartet No 6, Op. 101 in G major — III.Lento (Borodin Quartet)
-
- слушать Шостакович — Концертино для двух фп — автор с сыном Максимом
- скачать Шостакович — Концертино для двух фп — автор с сыном Максимом
Шостакович — Концертино для двух фп — автор с сыном Максимом
-
- слушать Шостакович — Концертино
- скачать Шостакович — Концертино
Шостакович — Концертино
-
- слушать Шостакович — мелодия моря и тишины
- скачать Шостакович — мелодия моря и тишины
Шостакович — мелодия моря и тишины
-
- слушать Шостакович — «Танцы кукол» 5.Вальс-шутка
- скачать Шостакович — «Танцы кукол» 5.Вальс-шутка
Шостакович — «Танцы кукол» 5.Вальс-шутка
-
- слушать Шостакович — Симфония №7 (Ленинградская) — III часть. Adagio
- скачать Шостакович — Симфония №7 (Ленинградская) — III часть. Adagio
Шостакович — Симфония №7 (Ленинградская) — III часть. Adagio
-
- слушать Шостакович — Симфония №7 (блокадная)
- скачать Шостакович — Симфония №7 (блокадная)
Шостакович — Симфония №7 (блокадная)
-
- слушать Шостакович — Симфония №7 (Блокада Ленинграда — эпизод «Нашествие»)
- скачать Шостакович — Симфония №7 (Блокада Ленинграда — эпизод «Нашествие»)
Шостакович — Симфония №7 (Блокада Ленинграда — эпизод «Нашествие»)
-
- слушать Шостакович — Симфония №7 (Ленинградская) -IV часть. Allegro non troppo
- скачать Шостакович — Симфония №7 (Ленинградская) -IV часть. Allegro non troppo
Шостакович — Симфония №7 (Ленинградская) -IV часть. Allegro non troppo
-
- слушать Шостакович — 7 симфония 1 часть ГП
- скачать Шостакович — 7 симфония 1 часть ГП
Шостакович — 7 симфония 1 часть ГП
-
- слушать Шостакович — Симфония №7, 1 часть (Рождественский)
- скачать Шостакович — Симфония №7, 1 часть (Рождественский)
Шостакович — Симфония №7, 1 часть (Рождественский)
-
- слушать Шостакович — 7 симфония 1 часть ПП
- скачать Шостакович — 7 симфония 1 часть ПП
Шостакович — 7 симфония 1 часть ПП
-
- слушать Шостакович — Симфония №7, 4 часть (Рождественский)
- скачать Шостакович — Симфония №7, 4 часть (Рождественский)
Шостакович — Симфония №7, 4 часть (Рождественский)
-
- слушать Шостакович — 7 симфония 1 часть Эпизод нашествия
- скачать Шостакович — 7 симфония 1 часть Эпизод нашествия
Шостакович — 7 симфония 1 часть Эпизод нашествия
-
- слушать Шостакович — Симфония №7, 4 ч., осн.т.
- скачать Шостакович — Симфония №7, 4 ч., осн.т.
Шостакович — Симфония №7, 4 ч., осн.т.