Biography
Otar V. Taktakishvili was born and grew up in Tbilisi, Georgia, in a musical family. He was raised by a single mother, noblewoman Elisabed Mikhailis asuli Taktakishvili, who worked as an artist at the Georgian Opera House. As a result of his mother’s background Otar had a childhood rich in music. He was also strongly influenced by his uncle Shalva Taktakishvili, who was a composer and a professor at the Tbilisi Conservatory. Shalva was one of the founders of the “Association of Young Georgian String Orchestra», and had authored operas, ballets and chamber works. Otar’s other uncle, Giorgi Taktakishvili was a cellist and director of a music school. His uncles were young Otar’s first musical guides and influences. From a young age, the composer showed great musical promise, and as a child was able to correctly guess notes played on the piano while blindfolded.
While attending the No42 School on Barnov St. in Tbilisi, Otar started his piano lessons with Tamara V. Bagrationi. He subsequently studied with several piano educators including Militsa K. Korius, Anastasia D. Virasladze, and Evgenia Vasilievna Cherniavskaia, where he met his future wife, Irina Giorgienvna Chirakadze, with whom he lived until the end of his life in 1989. Their romance started at the piano while practicing a piano piece for four hands. At the end of high school, he attended and received a diploma from the Air Force Technicuum until he began his studies at the Tbilisi conservatory.
Soon after entering the conservatory in 1942, while Georgia was at war with Nazi Germany, Taktakishvili composed the Anthem of the Georgian Soviet Socialist Republic. According to the composer’s own report, his mother had urged him to enter the contest for the National Anthem after seeing the words to the anthem published in the newspaper. The 19-year-old composer wrote the music “in one try”, submitted his entry and forgot about the contest. He only found out that his music had been selected when he stood outside the concert hall and heard his anthem being played.
Taktakishvili studied at the Tbilisi Conservatory under Aleksandr Gauk, Sergei V. Barchudarian and Andria Balanchivadze. The composer’s early influences were Georgian folk music, composers of the classical era, e.g. Mozart, J.S. Bach and Beethoven, and more modern composers, including Alexander Scriabin, Sergei Prokofiev, Dmitri Shostakovich. In his senior year, Taktakishvili had the opportunity to study with Dmitri Shostakovich, and that led to a long-standing collaboration and friendship.
Taktakishvili was survived by his spouse, Irina Chirakadze, who resided in the same apartment on 6 Taktakishvili street (former Riga street) where the composer lived from 1964 until 1989, as well as his son Mikhail O. Taktakishvili, who was a professor of Chemistry, and grandson Otar M. Taktakishvili, who is a physician and a composer, living in New York.
Жизнь
Тактакишвили начал свое музыкальное образование в 1938 году в музыкальной школе в Тбилиси. В 1942 году он перешел в местную консерваторию, где до 1947 года изучал композицию у Саргиса Барчударжана . Он сделал себе имя как композитор, еще будучи студентом. В 1947 году он впервые попал в Государственную капеллу Грузинской ССР, где проработал дирижером до 1952 года, а затем директором до 1956 года. Тем временем Тактакишвили зарекомендовал себя не только как национальный грузинский композитор, но и как важный советский композитор. В 1959 году он был назначен преподавателем Тбилисской консерватории и был ее директором с 1962 по 1965 год. В 1966 году он стал профессором. Тактакишвили занимал посты в Союзе грузинских и советских композиторов. С 1965 по 1984 год он был министром культуры Грузии. Снова и снова он выступал на международном уровне как дирижер, в основном своих собственных произведений. Тактакишвили получил множество медалей и наград; он был. трехкратный лауреат Государственной премии, кавалер ордена Ленина .
Творческая деятельность
Один из крупнейших грузинских композиторов. Автор 8 опер, 2 симфоний, 9 инструментальных концертов, многочисленных произведений камерной, вокальной, программной, хоровой музыки, ораторий, кантат, а также музыки Государственного гимна Грузинской ССР.
Основные произведения
Оперы
- «Миндия» (по мотивам поэзии В. Пшавелы, 1961)
- «Награда» (телеопера, 1964)
- Триптих одноактных опер «Три новеллы» («Два приговора», «Солдат» по рассказам М. Джавахишвили, «Знамена выше» на стихи Г. Табидзе, 1967; 2-я редакция 1972, под названием «Три жизни», 3-я новелла под названием «Чикори» написана заново)
- «Похищение луны» (по роману К. Гамсахурдия, 1977)
- «Ухажёр» (по новелле М. Джавахишвили, 1978)
- «Первая любовь» (по Г. Габридзе, 1979)
- «Мусуси» (по новелле М. Джавахишвили)
Балеты
«Хореографическая сюита», одноактный балет в 5 сценах (1976)
Для солистов, хора и оркестра
- Пять поэм (сл. Г. Табидзе, 1956)
- Оратории «Живой очаг» (сл. С. Чиковани, 1964), «По следам Руставели» (величальные песнопения, сл. И. Абашидзе, 1964), «Николоз Бараташвили» (сл. Н. Бараташвили, 1970)
- Кантаты «Защитникам Кавкасиони» (сл. С. Чиковани, И. Абашидзе, народные, 1958), «Гурийские песни» (слова народные, 1971), «Любовные песни» (слова народные и М. Поцхишвили, 1975)
- Сюиты «Мегрельские песни» (слова народные, обработка народных песен, 1972), «Лирические песни» (1973), «Грузинские светские гимны»
- Вокально-симфоническая поэма «Скала и ручей» (сл. В. Пшавелы, 1962)
- Вокально-симфоническая сюита «С лирой Церетели» (1983)
Для солистов, хора, литавр, колоколов и арфы
«Посвящение Шушаник» (сл. Ш. Руставели, С. Чиковани, Дэметре I и народные, 1979)
Для оркестра
- 2 симфонии (1-я — «Молодёжная», 1949, 1953)
- Симфоническая поэма «Мцыри» (1956)
- Легкая увертюра (1961)
- Увертюра «Борцам за свободу» (1980)
- Струнный квартет № 1 (1983)
Для камерного оркестра
Юмореска для камерного оркестра (1961)
Для инструмента с оркестром
- Концерты для фортепиано (I (1951), II «Горные напевы» (1974), III (для юношества, 1973), IV (1983)), для скрипки (I (1976), II (1986)), для виолончели (1948, 1977), для трубы (1954)
- Концертино для скрипки и малого симфонического оркестра (1956)
Для камерно-инструментальных ансамблей
- Соната для флейты и фортепиано (I960)
- Три пьесы (1969)
- Две пьесы (1970)
- Квинтет (1987)
Для фортепиано
- Пять детских пьес (1950)
- Пьесы «Поэма» (1951), «Токката» (1955), «Музыкальный момент» (1968), Шесть детских пьес (1969)
- Сюита «Родные напевы» (1970)
- «Подражание народным инструментам» (1973)
- Сюиты «Родные картинки», «Народные инструменты» (1975)
- Соната (1985)
- 24 акварели (1987)
Хоры
- Хоровой цикл «Колыбельные» (сл. народные, 1980)
- Хоровой цикл «Карталинские напевы» (1982)
Для голоса и фортепиано
- Романсы, в том числе «Капитан Бухаидзе» (сл. И. Абашидзе, 1959), «Весной фиалка расцветает» (рус. текст Л. Озерова, 1961), «Песня воинов» (сл. В. Пшавелы, 1961), «Наши ласточки» (сл. И. Абашидзе, 1961), «Кесанэ» (сл. Г. Леонидзе, 1962), «Ветерок Мтацминды» (сл. Л. Чубабрия, 1962), «Маки Крцаниси» (сл. Л. Асатиани, 1962), «Солнце сгинуло» (сл. Г. Табидзе, 1967)
- Вокальные циклы на слова В. Пшавелы (1955), грузинских советских авторов (1956), Г. Табидзе (1958), С. Чиковани (1962), А. Пушкина (1963, 1981), Н. Бараташвили (1984)
Прикладная музыка
Музыка к спектаклям драматического театра (в том числе «Зимняя сказка» У. Шекспира (1958, МХАТ), «Царь Эдип» Софокла (1959), «Борис Годунов» А. С. Пушкина (1956) и «Король Лир» У. Шекспира (1966) (все Тбилисский театр имени Ш. Руставели), «Летом небо высокое» Н. Е. Вирты (Театр имени Моссовета, Москва, 1961), «Антигона» Софокла (1965, Украинский театр имени Ивана Франко, Киев), «Дон Карлос» Ф. Шиллера (1971) и «Свадьба» Н. В. Гоголя (1972) (оба Тбилисский академический театр имени К. Марджанишвили, 1971),
Творческая деятельность
Один из крупнейших грузинских композиторов. Автор 8 опер, 2 симфоний, 9 инструментальных концертов, многочисленных произведений камерной, вокальной, программной, хоровой музыки, ораторий, кантат, а также музыки Государственного гимна Грузинской ССР.
Основные произведения
Оперы
- «Миндия» (по мотивам поэзии В. Пшавелы, 1961)
- «Награда» (телеопера, 1964)
- Триптих одноактных опер «Три новеллы» («Два приговора», «Солдат» по рассказам М. Джавахишвили, «Знамена выше» на стихи Г. Табидзе, 1967; 2-я редакция 1972, под названием «Три жизни», 3-я новелла под названием «Чикори» написана заново)
- «Похищение луны» (по роману К. Гамсахурдия, 1977)
- «Ухажёр» (по новелле М. Джавахишвили, 1978)
- «Первая любовь» (по Г. Габридзе, 1979)
- «Мусуси» (по новелле М. Джавахишвили)
Балеты
«Хореографическая сюита», одноактный балет в 5 сценах (1976)
Для солистов, хора и оркестра
- Пять поэм (сл. Г. Табидзе, 1956)
- Оратории «Живой очаг» (сл. С. Чиковани, 1964), «По следам Руставели» (величальные песнопения, сл. И. Абашидзе, 1964), «Николоз Бараташвили» (сл. Н. Бараташвили, 1970)
- Кантаты «Защитникам Кавкасиони» (сл. С. Чиковани, И. Абашидзе, народные, 1958), «Гурийские песни» (слова народные, 1971), «Любовные песни» (слова народные и М. Поцхишвили, 1975)
- Сюиты «Мегрельские песни» (слова народные, обработка народных песен, 1972), «Лирические песни» (1973), «Грузинские светские гимны»
- Вокально-симфоническая поэма «Скала и ручей» (сл. В. Пшавелы, 1962)
- Вокально-симфоническая сюита «С лирой Церетели» (1983)
Для солистов, хора, литавр, колоколов и арфы
«Посвящение Шушаник» (сл. Ш. Руставели, С. Чиковани, Дэметре I и народные, 1979)
Для оркестра
- 2 симфонии (1-я — «Молодёжная», 1949, 1953)
- Симфоническая поэма «Мцыри» (1956)
- Легкая увертюра (1961)
- Увертюра «Борцам за свободу» (1980)
- Струнный квартет № 1 (1983)
Для камерного оркестра
Юмореска для камерного оркестра (1961)
Для инструмента с оркестром
- Концерты для фортепиано (I (1951), II «Горные напевы» (1974), III (для юношества, 1973), IV (1983)), для скрипки (I (1976), II (1986)), для виолончели (1948, 1977), для трубы (1954)
- Концертино для скрипки и малого симфонического оркестра (1956)
Для камерно-инструментальных ансамблей
- Соната для флейты и фортепиано (I960)
- Три пьесы (1969)
- Две пьесы (1970)
- Квинтет (1987)
Для фортепиано
- Пять детских пьес (1950)
- Пьесы «Поэма» (1951), «Токката» (1955), «Музыкальный момент» (1968), Шесть детских пьес (1969)
- Сюита «Родные напевы» (1970)
- «Подражание народным инструментам» (1973)
- Сюиты «Родные картинки», «Народные инструменты» (1975)
- Соната (1985)
- 24 акварели (1987)
Хоры
- Хоровой цикл «Колыбельные» (сл. народные, 1980)
- Хоровой цикл «Карталинские напевы» (1982)
Для голоса и фортепиано
- Романсы, в том числе «Капитан Бухаидзе» (сл. И. Абашидзе, 1959), «Весной фиалка расцветает» (рус. текст Л. Озерова, 1961), «Песня воинов» (сл. В. Пшавелы, 1961), «Наши ласточки» (сл. И. Абашидзе, 1961), «Кесанэ» (сл. Г. Леонидзе, 1962), «Ветерок Мтацминды» (сл. Л. Чубабрия, 1962), «Маки Крцаниси» (сл. Л. Асатиани, 1962), «Солнце сгинуло» (сл. Г. Табидзе, 1967)
- Вокальные циклы на слова В. Пшавелы (1955), грузинских советских авторов (1956), Г. Табидзе (1958), С. Чиковани (1962), А. Пушкина (1963, 1981), Н. Бараташвили (1984)
Прикладная музыка
Музыка к спектаклям драматического театра (в том числе «Зимняя сказка» У. Шекспира (1958, МХАТ), «Царь Эдип» Софокла (1959), «Борис Годунов» А. С. Пушкина (1956) и «Король Лир» У. Шекспира (1966) (все Тбилисский театр имени Ш. Руставели), «Летом небо высокое» Н. Е. Вирты (Театр имени Моссовета, Москва, 1961), «Антигона» Софокла (1965, Украинский театр имени Ивана Франко, Киев), «Дон Карлос» Ф. Шиллера (1971) и «Свадьба» Н. В. Гоголя (1972) (оба Тбилисский академический театр имени К. Марджанишвили, 1971),
биография
Отар В. Тактакишвили родился и вырос в Тбилиси , Грузия, в музыкальной семье. Его воспитывала мать-одиночка, дворянка Элизабед Михайлис асули Тактакишвили, которая работала артисткой в Грузинском оперном театре . Детство Отара, связанного с его матери, было богато музыкой. На него также сильно повлиял его дядя Шалва Тактакишвили, композитор и профессор Тбилисской консерватории . Шалва был одним из основателей «Ассоциации молодого грузинского струнного оркестра», автором опер, балетов и камерных произведений. Другой дядя Отара, Георгий Тактакишвили, был виолончелистом и директором музыкальной школы. Его дяди были первым мюзиклом молодого Отара. С юных лет композитор проявлял большие музыкальные способности и в детстве умел правильно угадывать ноты, сыгранные на фортепиано, с завязанными глазами.
Мать Отара Елизавета и его тетя в с. начало 1900-х
Во время учебы в школе №42 на улице Барнова в Тбилиси Отар начал уроки игры на фортепиано у Тамары Васильевны Багратиони. Впоследствии он учился у нескольких педагогов по игре на фортепиано, включая Милицу К. Кориус, Анастасию Д. Вирасладзе и Евгению Васильевну Чернявскую, где он встретил свою будущую жену Ирину Георгиенвну Чиракадзе, с которой прожил до конца своей жизни в 1989 году. Их роман начался. за фортепиано, разучивая фортепианную пьесу в четыре руки. По окончании средней школы он учился и получил диплом Air Force Technicuum, пока не начал учиться в Тбилисской консерватории.
Вскоре после поступления в консерваторию в 1942 году, когда Грузия находилась в состоянии войны с нацистской Германией, Тактакишвили написал гимн Грузинской Советской Социалистической Республики . Согласно собственному отчету композитора, его мать призвала его принять участие в конкурсе на Государственный гимн после того, как увидела слова гимна, опубликованные в газете. 19-летний композитор написал музыку «с одной попытки», подал заявку и забыл о конкурсе. Он узнал, что его музыка была выбрана, только когда он стоял у концертного зала и слушал свой гимн.
Тактакишвили учился в Тбилисской консерватории у Александра Гаука , Сергея Барчударяна и Андрии Баланчивадзе . На композитора оказали раннее влияние грузинская народная музыка, композиторы классической эпохи, например Моцарт, И.С. Бах и Бетховен, и более современные композиторы, в том числе Александр Скрябин , Сергей Прокофьев , Дмитрий Шостакович . В старших классах Тактакишвили имел возможность учиться у Дмитрия Шостаковича, и это привело к давнему сотрудничеству и дружбе.
Тактакишвили пережила его супруга Ирина Чиракадзе, которая проживала в той же квартире на улице Тактакишвили, 6 (бывшая улица Риги), где композитор жил с 1964 по 1989 год, а также его сын Михаил О. Тактакишвили, который был профессором химии. и внук Отар М. Тактакишвили, врач и композитор, проживающий в Нью-Йорке.
стиль
В основе творчества Тактакишвили лежит грузинская народная музыка , на которую он опирается с точки зрения мелодии, гармонии и ритма . Иногда имитируют даже народные музыкальные инструменты. Тактакишвили движется в рамках модально окрашенной тональности , для которой характерны резкие смены тональности. Его ранние работы местами характеризуются большим пафосом и следуют принципам социалистического реализма . Их тональный язык очень традиционный и в значительной степени основан на музыке 19 века. Его произведения, написанные с середины 1970-х годов, напротив, кажутся более интровертированными и гармонично свободными, но при этом остаются явно тональными. Также можно распознать неоклассические черты, особенно в его более поздних работах . При жизни он добился больших успехов; его опера « Миндия» была z. Б. как одна из важнейших грузинских опер . Он был известен как грузинский национальный композитор и имел международную репутацию. Однако сегодня его музыка практически неизвестна.
Работает
- Оркестровые произведения
- Симфония № 1 ля минор молодежи (1949)
- Симфония № 2 до минор (1953, ред. 1988)
- Симфониетта для камерного оркестра (1982)
- Симфонические стихотворения (в том числе « Мзири» , 1956 г.)
- Оркестровые сюиты
- Концерты
- Концерт для фортепиано с оркестром № 1 до минор (1950)
- Концерт для фортепиано с оркестром № 2 Горные мудрецы (1973)
- Концерт для фортепиано с оркестром No 3 фа мажор Молодёжь (1973)
- Концерт для фортепиано с оркестром № 4 ре минор (1983)
- Концертино до мажор для скрипки с небольшим оркестром (1956)
- Концерт для скрипки № 1 фа минор (1976)
- Концерт для скрипки № 2 для скрипки с камерным оркестром (1987)
- Концерт для виолончели № 1 ре минор (1947)
- Концерт для виолончели No 2 ре мажор (1977)
- Концерт для трубы (1954)
- Оперы
- Миндия (1959/60)
- Три рассказа , оперный триптих (1967, перем. 1972)
- Похищение Луны (1974-76)
- Mususi (The Schürzenjäger) (1977/78, ред. 1980 как «Помолвка» )
- Первая любовь (1979/80)
- Прочие вокальные произведения
- Живой дом , Оратория (1963)
- По стопам Руставели , оратория (1964)
- Николос Бараташвили , оратория (1970)
- Гурические песни , кантата для 8 мужских голосов, хор и оркестр (1971)
- Мингрельские песни , Сюита для тенора, 8 мужских голосов и камерного оркестра (1972)
- С лирой Акаки , сюита для соло, хора, флейты, арфы и ударных (1983)
- Гимн Грузинской ССР (1945)
- Циклы оркестровой песни
- Песни
- Камерная музыка
- Фортепианный квинтет (1986/87)
- Струнный квартет до минор (1984)
- Фортепианное трио (1987)
- Соната для виолончели (1985)
- Соната для флейты до мажор (1968)
- Фортепианная музыка
- Соната для фортепиано (1985)
- Токката (1961)
- Имитация грузинских народных инструментов , Сюита (1973)
- меньшие части
- Фигуры для детей