П. Чайковский. Арии из опер
П. Чайковский «Евгений Онегин»
Ария Онегина «Вы мне писали» Onegin’s Aria Act 1, Pavel Lisitsian. Bolshoi Theatre Orchestra. Дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев. Запись: 1960 г.
П. Чайковский «Иоланта»
Ариозо Роберта «Кто может сравниться с Матильдой моей» из фильма-оперы «Иоланта». Музыка П. Чайковского. 1963 г. Павел Лисициан (за кадром). В кадре — актёр Александр Белявский
П. Чайковский «Мазепа»/Tchaikovsky Mazzepa
- 01 «О Мария. На склоне лет моих» из 2 д. оперы «Мазепы» П. Чайковского / П. Лисициан (баритон)
- 02 «О Мария. На склоне лет моих» из 2 д. оперы «Мазепы» П. Чайковского / П. Лисициан (баритон). Отрывок из фильма 1974 г. Opera Tchaikovsky Mazzepa. Pavel Lisitsian
- 03 «О Мария. На склоне лет моих» из 2 д. оперы «Мазепы» П. Чайковского / П. Лисициан (баритон)
- 04 Монолог («Тиха украинская ночь»), сцена и ариозо Мазепы из оперы «Мазепы» П. Чайковского / П. Лисициан (Мазепа), А. Гелева (Орлик). Оркестр Большого театра СССР. Дирижёр А. Мелик-Пашаев. Запись: 1955 г. Аудио. Видео —
П. Чайковский «Пиковая дама»/Tchaikovsky Pique Dame
- «Я Вас люблю» Ария Князя Елецкого из оперы «Пиковая дама» П. Чайковского / П. Лисициан (баритон). Дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев. Запись: 1949 г. /Pavel Lisitsian — Pique Dame Yeletsky’s aria (Ya vas lyublyu);
- 02 «Вы так печальны, дорогая» Ария Князя Елецкого из оперы «Пиковая дама» П. Чайковского /П. Лисициан (баритон). Дирижёр А. Мелик-Пашаев
- 03 Квинтет («Мне страшно!») из оперы «Пиковая дама» П. Чайковского /П. Лисициан (Князь Елецкий), Г. Нэлепп (Герман), Ал. Иванов (Граф Томский), Е. М. Вербицкая (Графиня), Е. Смоленская (Лиза). Дирижёр А. Мелик-Пашаев
- Ария Елецкого из оперы «Пиковая дама», Павел Лисициан, 1964 Запись с заключительного концерта первого Фестиваля искусств «Московские звёзды». 1964 г. Музыка, слова — П. Чайковский
П. Чайковский. Романсы
- см. № 28 (98:35 минут)
- 02 «Ночи безумные» (П.Чайковский — А. Апухтин). Соч. 60, № 6./Pavel Lisician Чайковский «Noč bezumnie» (Insane night)
- 03 «Серенада Дон Жуана» (П.Чайковский — А.Толстой). Соч. 38, № 1. / Павел Лисициан Серенада Дон Жуана
- 04 «Серенада Дон Жуана» (П.Чайковский — А.Толстой). Соч. 38, № 1. / Tchaikovsky — Don Juan’s Seranade — comparison — Pavel Lisitsian and Boris Gmyria
Биография
Родился 24 октября (6 ноября) года во Владикавказе Терской области Российской империи (ныне Северная Осетия, Россия) в семье предпринимателя Герасима Лисициана, который вместе с братом Иваном владел Первой Кавказской электро-механической гильзовой «Дарьял» и табачной фабриками, которые находились на Тарской улице во Владикавказе. Братья были родственниками Багратиона Вахтангова (отец театрального режиссёра Евгения Вахтангова), владевшего табачной фабрикой на Евдокимовской улице. По национальности — армянин. Закончил Владикавказскую классическую гимназию. До 1927 года жил в доме № 11 на Тарской улице (современная — улица Цаголова).
В Ленинград приехал летом 1930 года. Стал работать на Балтийском заводе, параллельно был взят статистом в Большой драматический театр.
Учился на Государственных курсах музыкального образования им. Н. А. Римского-Корсакова (ныне Музыкальное училище имени Н. А. Римского-Корсакова). Брал уроки пения у М. М. Левицкой. В 1932—1935 годах учился в Ленинградском музыкальном училище при консерватории (ныне Санкт-Петербургский музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова) (класс З. С. Дольской). В 1960 году окончил экстерном Ереванскую консерваторию им. Комитаса.
С 1933 года — солист концертно-театрального бюро Ленгосактеатров. Работал в Первом молодёжном оперном театре, где дебютировал в 1933 году в партии Фиорелло в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини.
В —1937 годах — солист Ленинградского Малого оперного театра (ныне — Михайловский театр), в — — Ереванского театра оперы и балета.
В годы войны с июля по октябрь 1941 года вместе с бригадой выезжал по заданию ГлавПУРККА для выступлений в частях Красной Армии, госпиталях, эвакопунктах на вокзалах. За самоотверженную работу на фронте был отмечен благодарностью Политического управления Западного фронта, командованием действующей армии, а также личным оружием от генерала Л. М. Доватора. На фронтах и в тылу спел больше пятисот концертов и имел боевые награды — медали «За отвагу», «За оборону Кавказа».
С 1940 по 1966 год — солист Большого театра (Москва), на сцене которого дал 1 800 спектаклей. В 1960 году первым из советских певцов выступил в Нью-Йоркской Метрополитен-опере в «Аиде».
Выступал как концертный певец, с особым успехом исполняет романсы П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова, песни советских композиторов.
Гастролировал за рубежом (Иран, Финляндия, Австрия, Венгрия, Румыния, Болгария, ГДР, Чехословакия, Дания, Польша, Югославия, Нидерланды, Индия, Япония, США, Канада, Греция, Бельгия, Индонезия, Италия, Исландия).
Занимался преподавательской деятельностью. В —1973 годах преподавал в Ереванской консерватории (с — заведующий кафедрой, с — профессор), позже — в Московской государственной филармонии. В Большом театре консультировал молодых певцов.. Вместе с З. А. Долухановой возглавлял Международную школу пения при Союзе театральных деятелей СССР. Регулярно вёл курсы вокального мастерства в Ростоке (ГДР).
Неоднократно участвовал в международных конкурсах в качестве члена жюри, в том числе на конкурсе в Рио-де-Жанейро (Бразилия), на конкурсах Р. Шумана и И. С. Баха в Восточной Германии. В течение 20 лет участвовал в Веймарских музыкальных семинарах.
Умер 6 июля 2004 года (по другим источникам — 5 июля). Похоронен на Армянском кладбище в Москве.
Семья
Жена — Дагмара Александровна (1916—2016), сестра певицы, народной артистки СССР З. А. Долухановой (1918—2007).
Трое детей П. Лисициана профессионально занимались пением, стали лауреатами международных конкурсов, имеют звания народных артистов Армении, заслуженных артистов России. Старший сын Герасим стал известным актёром.
- Карина Павловна Лисициан (р. 1938), певица (меццо-сопрано), вокальный педагог, профессор, народная артистка Армянской ССР (1987), заслуженная артистка России (1997).
- Герасим Павлович Лисициан (р. 1943), актёр театра и кино, чтец и поэт.
- Рубен Павлович Лисициан (р. 1945), певец (тенор), вокальный педагог, профессор, президент Германо-Российской культурно-образовательной академии Кёльна, заслуженный артист России (1992).
- Рузанна Павловна Лисициан (р. 1945), певица (сопрано), вокальный педагог, профессор, народная артистка Армянской ССР (1987), заслуженная артистка России (1997).
Становление личности
Дом Лисицианов пользовался уважением в армянской общине благодаря редкой музыкальности всех членов семьи: мать, отец, старшая сестра Рузанна и с малых лет сам Павел — пели в хоре армянской церкви.
Несколько лет занятий в хоре под руководством композиторов Сардаряна и Манукяна — сыграли важную роль в художественном развитии Павла Лисициана.
Музыкальное воспитание мальчика было разносторонним: он учился игре на виолончели, брал фортепианные уроки, играл в любительском оркестре.
В 1926 — по окончании школы-девятилетки, Павел покинул родительский дом. Началась кочевая жизнь в геолого-разведочных, алмазно-буровых партиях.
1927 — он — ученик бурильщика, разнорабочий, подсобник на Садонских рудниках под Владикавказом.
1928 — помощник мастера у села Махунцеты под Батуми.
1929 — буровой мастер на строительстве Тапараван-ГЭС (Ахалкалаки).
Постоянный участник художественной самодеятельности, солист в народном хоре. После одного из выступлений начальник партии вручил ему путевку Тифлисского геологического управления на рабфак Ленинградской консерватории.
Римский-Корсаков «Кащей Бессмертный»/Rimski-Korsakov
- 01 Ария Ивана-королевича [Глухая ночь, дороги дальше нет («Кащей Бессмертный» Н. Римского-Корсакова) /П. Лисициан. Дирижёр С. Самосуд. Запись: 1947. /Gluhaja noč from Kaščej bessmertnij by Rimski-Korsakov. Pavel Lisician. Deaf night from Kaschey immortal. Recording from 1947 1948. Moscow radio choir and orchestra were conducted by Samuil Samosud]
- 02 Сцена («Прости, любимый Королевич») из оперы «Кащей Бессмертный» Н. Римского-Корсакова. Исполнители: П. Лисициан (Королевич), В. Градова (Царевна Ненаглядная Краса), П. Понтрягин (Кащей бессмертный), А. Клещёва (Кащеевна). Дирижёр С. Самосуд. Запись: 1947. / Rimski-Korsakov, Kaščej bessmertnij, «Prosti, ljubimi Korolevič moj»
Партии
Ереванский театр оперы и балета
- — «Алмаст» А. Спендиарова — Татул
- «Тапарникос» А. Айвазяна — Товмас
- «Аршак II» Т. Чухаджяна — Аршак II
- «Роберт-Дьявол» Дж. Мейербера — Роберт
- «Тихий Дон» И. Дзержинского — Митька, Листницкий
- «Ануш» А. Тиграняна — Моей
- «Лусабацин» («На рассвете») А. Степаняна — Грикор
- «Евгений Онегин» П. Чайковского — Онегин
- «Пиковая дама» П. Чайковского — Елецкий, Томский
- «Паяцы» Р. Леонкавалло — Сильвио, Тонио
- «Кармен» Ж. Бизе — Эскамильо, Моралес
- «Даиси» З. Палиашвили — Киазо
- «Гугеноты» Дж. Мейербера — граф Невер
Большой театр
- — «Бэла» А. Александрова — Казбич
- — «Травиата» Дж. Верди — Жермон
- — «Великая дружба» В. Мурадели — Чрезвычайный комиссар
- — «Садко» Н. Римского-Корсакова — Веденецкий гость
- — «Декабристы» Ю. Шапорина — Рылеев
- — «Война и мир» С. Прокофьева — Наполеон
- — «Джалиль» Н. Жиганова — Андрэ
- — «Кармен» Ж. Бизе — Эскамильо
- «Евгений Онегин» П. Чайковского — Онегин
- «Пиковая дама» П. Чайковского — Елецкий, Томский
- «Мазепа» П. Чайковского — Мазепа
- «Фауст» Ш. Гуно — Валентин
- «Иоланта» П. Чайковского — Роберт
- «Галька» С. Монюшко — Януш
- «Фальстаф» Дж. Верди — Форд
- «Аида» Дж. Верди — Амонасро
- «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова — Грязной
- «Паяцы» Р. Леонкавалло — Сильвио
- «Судьба человека» И. Дзержинского — реквием «Памяти павших»
Обучение профессиональному пению
Летом 1930 — Павел приехал в Ленинград. Он стал работать на Балтийском заводе, освоил профессии клепальщика и электросварщика.
В 1930-1932 — учился в Ленинградской консерватории, затем поступил статистом в Большой драматический театр, где прошел все профессиональные ступени: от статиста до премьера.
В 1932 — он возобновляет регулярные занятия пением с педагогом М.М. Левицкой, которая подготовила его к поступлению в музыкальный техникум, где он стал заниматься у З.С. Дольской (1932-1935). Вокальных педагогов, не считая Баттистини, у Лисициана было двое, но в числе своих учителей, он называет очень многих, и, в первую очередь пианистов-концертмейстеров А. Мееровича, М. Сахарова, композитора А. Долуханяна, дирижеров С. Самосуда, А. Тер-Ованесяна, В. Небольсина, А. Пазовского, А. Мелик-Пашаева, режиссера Б. Покровского.
Поёт Павел Лисициан (1952-1982)
- 1. Пролог (Р. Леонкавалло «Паяцы») 1974
- 2. Ариозо Мазепы (П. Чайковский «Мазепа») 1974
- 3. Каватина Валентина (Ш. Гуно «Фауст») 1974
- 4. Ария Жермона (Дж. Верди «Травиата») 1974
- 5. Дуэт Аиды и Амонасро (Дж. Верди «Аида») 1974
- 6. Эпиталама Виндекса (А. Рубинштейн «Нерон») 1974
- 7. Ночи безумные (П. Чайковский — А. Апухтин) 1976
- 8. Пускай зима (П. Чайковский — П. Коллен, пер. А. Горчаковой) 1976
- 9. Как над горячею золой (П. Чайковский — Ф. Тютчев) 1976
- 10. Страшная минута (музыка и слова П. Чайковского) 1976
- 11. Мы сидели с тобой (П. Чайковский — Д. Ратгауз) 1976
- 12. Нет. только тот, кто знал (П. Чайковский — Л. Мей (из Гейне)) 1976
- 13. Средь мрачных дней (П. Чайковский — Д. Ратгауз) 1976
- 14. В молчаньи ночи тайной (С Рахманинов — А Фет) 1982
- 15. Я был у ней (С. Рахманинов — А. Кольцов) 1982
- 16. Она, как полдень, хороша (С. Рахманинов — Н. Минский) 1982
- 17. О нет, молю, не уходи! (С. Рахманинов — Д. Мережковский) 1982
- 18. Сон (С. Рахманинов — А. Плещеев (из Гейне)) 1982
- 19. Как мне бопьно (С Рахманинов — Г Галина) 1982
- 20-35. Песни любви (И. Брамс — Г. Даумер) 1976
- 36. Застольная песня (из цикла «Три песни Дон-Кихота») (М. Равель — П. Моран) 1967
- 37. Я опять одинок (С. Рахманинов — И. Бунин (из Шевченко)) 1960
- 38. Вот мчится тройка удалая (русская народная песня) 1966
- 39. Моя Родина (А. Долуханян — М. Лисянский) 1961
- 40. Лгать грешно (Б. Майхеу) 1960
- 41. Ни раз, ни два… (польская народная песня) 1960
- 42. Неблагодарное сердце (С. Кардилло — Р. Кордиферро) 1956
- 43. Ночи безумные (П. Чайковский — А. Апухтин) 1954
- 44. Серенада Дон-Жуана (П. Чайковский — А. Толстой) 1954
- 45. О нет, молю, не уходи! (С. Рахманинов — Д. Мережковский) 1952
- 46. Ариозо Мизгиря (Н. Рнмский-Корсаков «Снегурочка», 3 д.) 1952
- 47. Ласточка (армянская народная песня) 1952
Дж. Верди «Аида» / Giuseppe Verdi «Aida»
01 Дуэт Аиды и Амонасро («Боги, отец мой…К тебе по делу важному»/Rivedrai le foreste imbalsamate) из оперы «Аида» / поёт Н. Соколова(Аида), П
Лисициан (Амонасро). Оркестр ГАБТ. Дирижёр А. Мелик-Пашаев. Запись: 1951 г. ; Съемка в павильоне 1967 г. В роли Аиды снималась Рузанна Лисициан. /Pavel Lisitsian as Amonasro & Natalia Sokolova as Aida. Film — 1974
02 Дуэт Аиды и Амонасро («Боги, отец мой…К тебе по делу важному»/Rivedrai le foreste imbalsamate) из оперы «Аида» / Г. Вишневская (Аида), П. Лисициан (Амонасро). Дирижёр А. Мелик-Пашаев. 1961 г. /Galina Vishnevskaya & Pavel Lisitsian — Ciel! mio padre-Aida-Verdi Bolshoi Theatre