Исполнения
- 1944 — 6 октября в исполнении автора в Союзе советских композиторов в Москве. Это было последнее публичное выступление композитора-пианиста, на котором он дважды представил свою новую Восьмую сонату
- 1944 — 30 декабря впервые в концертном исполнении Эмиля Гилельса в Большом зале Московской консерватории
- 1945 — Владимир Горовиц впервые в США
Будучи первым исполнителем, Эмиль Гилельс неоднократно исполнял её по всему миру, оставив после себя как студийные, так и концертные записи. Яков Флиер писал: «Невозможно забыть, как звучит у пианиста одна из самых гениальных и глубочайших прокофьевских „глыб“ — Восьмая соната. Вот одно из типичных режиссёрско-исполнительских созданий музыкального исполина Эмиля Гилельса!».
Святослав Рихтер включил Восьмую сонату в свою программу и его выступлению на Всесоюзном конкурсе пианистов было присуждено первое место, а в 1962 году сделал одну из лучших студийных записей этого сочинения Прокофьева. В разные годы сонату играли такие известные пианисты, как Андрей Гаврилов, Владимир Ашкенази, Григорий Соколов, Алексей Султанов, Лазарь Берман, Евгений Кисин и другие.
Quotes
«I have been reading over your blog the past few months and I find it an absolute treasure, thank you Bryan for sharing your vast knowledge with us all!
—commentator Anonymous
«You are a teacher, a stimulating conversant, and an intellectual I find engaging because yours is not a formulaic or ideological approach, but rather combining contemplation with an unfinished and authentic quest for truth, and that in the human experiential rather than religious dogmatic sense.»
—commentator Will
«Your blog is invaluable not just as a remarkable archive on musical subjects, but as a place where one can find genuinely interesting opinions on music, both from you and commenters.»
—commentator Steven
«I always find plenty to disagree with on Bryan’s blog but I always find it a stimulating place for discussion and I seem to learn something new every time I visit this site.»
—commentator Anonymous
«Your «blog» is priceless to me and many others.»
—commentator Archilochus
I am so thankful for obsessive thinkers and writers like yourself who give us something interesting and intellectually nourishing to chew on almost every day. And your discussions have clarified and expanded many of my views about art and music in particular.
Bravissimo!
—commentator Jives
Congratulations for running a comments section full of enlightening aesthetic debates.
—commentator Jack
Thanks for your devotion and hard work on this blog. It should be required reading for anyone with love of, or interest in, classical music.
—commentator David
Great writing here at the music salon by the way — I just found the site recently and have been really enjoying it. Within the last year, I’ve started exploring the western classical tradition and your writing here has been a recent springboard to so much good music!
—commentator Jon
«I’ve been reading your blog for nearly a year now, and as a college student new to the world of classical music I have to say it’s been incredibly informative.»
—Matthew Briehl
«This is the most consistently engaging and instructive music blog of which I am aware.»
—Craig, culture blogger
«Your opinion of Thile’s Bach is . . . outrageous.»
— a commentator
About Me
-
Bryan Townsend
- Born in Alberta, Canada, grew up on Vancouver Island, lived a decade in Montreal, resident in Mexico since 1998. Degrees in music from McGill University in performance, post-graduate study in musicology.
Catalogue includes a cycle of twelve songs, two suites for solo guitar, chamber music for violin, viola and guitar, two guitars and harpsichord and other combinations including three pieces for guitar orchestra published by Guitarissimo of Stockholm, Sweden.
Publications include two books of pedagogy for guitar, one on technique and the other on playing Bach, which included eight new transcriptions for guitar.
Four Pieces for Violin and Guitar were published by The Avondale Press in Vancouver. In April 2015 a new piece for violin and piano, «Chase» was premiered in a concert at Belles Artes in San Miguel de Allende, Gto. Mexico. In the 2021/2022 season there will be two premieres: the String Quartet 2 in Vancouver and an untitled piano piece in the Pro Musica series in San Miguel de Allende, Gto. Mexico.
View my complete profile
История создания
Внешние изображения |
---|
Восьмая соната |
Первые темы Восьмой сонаты С. С. Прокофьев записал летом 1939 года в Кисловодске. Сочинение посвящено Мире Мендельсон, с которой в то время отношения композитора стали более близкими.
Годы Великой Отечественной Войны Прокофьев провёл в эвакуации, а летом 1944 года отдыхал с другими композиторами в Доме творчества Союза композиторов недалеко от города Иваново в деревне Афанасово на берегу реки Харинки. Работа над Восьмой сонатой была закончена в соседней деревне. На последнем листе рукописи композитор записал длительность произведения — 28 минут — и дату его окончания: «Иваново-Сортиров. Птицесовхоз. 29 июня 1944».
Данное сочинение входит в созданную накануне и в годы войны так называемую триаду сонат, включающую Шестую, Седьмую и Восьмую фортепианные сонаты. Все три сонаты были начаты в 1939 году и сперва создавались одновременно. Фрагмент первой части и вторую часть незаконченной ещё Восьмой сонаты С. С. Прокофьев играл на своём дне рождения 23 апреля 1944 года Н. Я. Мясковскому, С. И. Шлифштейну, Л. Т. Атовмяну и М. А. Мендельсон. 9 июля 1944 года в соседней с Афанасофо деревне на первом исполнении для узкого круга присутствовали Рейнгольд Глиэр, Дмитрий Кабалевский, Нина Макарова и Мира Мендельсон. 25 июля Прокофьев повторно играл новое сочинение Араму Хачатуряну, Дмитрию Шостаковичу, Дмитрию Кабалевскому и Нине Макаровой.
Соната № 8 Прокофьева представляет собой значительный контраст по сравнению со своей предшественницей — сонатой № 7 (op. 83), несмотря на то, что повторяет её тональность си-бемоль мажор. В Восьмой сонате, как и в Пятой симфонии, был использован материал из музыки Прокофьева к не вышедшему на экраны кинофильму «Пиковая дама» режиссёра М. И. Ромма.
Оценки
«…осенью 1944 года Прокофьев передал Гилельсу рукопись Восьмой сонаты — самой сложной и значительней из всех, им созданных. Гилельс быстро выучил её и через два месяца, 30 декабря, накануне победного 1945 года, блистательно исполнил в своем концерте в Большом зале консерватории».
Часто цитируется оценка произведения, высказанная Святославом Рихтером: «Из прокофьевских сонат она самая богатая. В ней сложная внутренняя жизнь с глубокими противопоставлениями. Временами она как бы цепенеет, прислушиваясь к неумолимому ходу времени. Соната несколько тяжела для восприятия, но тяжела от богатства — как дерево, отягченное плодами. Наряду с Четвёртой и Девятой она остается любимым моим сочинением. Гилельс великолепно играл её в Большом зале в своем сольном концерте».
Описание
Предложенная слушателю с самого начала нежная мелодия повторяется в различных вариациях и получает своё наивысшее развитие перед Allegro moderato. Оно заканчивается возвращением к открывающемуся Andante dolce и претерпевшей изменение ткани Allegro.
Вторая часть, Andante sognando, проводится в ре-бемоль мажоре и характеризуется чрезвычайно органичными тональными смещениями.
Будучи нежно-лирической в своем общем настроении, соната сопровождается финальным Vivace в качестве ритмического контраста. Тональность ре-бемоль вновь появляется в Allegro ben marcato, исполненном движения значительной ритмической силы. Обогащенная тональным и тематическим разнообразием и развитием Соната к финалу возвращается к исходному си-бемоль.