Как это работает. что такое рефрен

Рефрен

Апологетические рефрены теологии и контрапункты атеизма

Анализируются этические аспекты религиозного сознания в контексте современного мышления, обозначаемого как «постметафизическое». В качестве основной проблемы выделена логоцентричность теизма, в рамках которой «богопознание» в принципе не может артикулироваться как субъект-объектный процесс. Затрагивается проблема места и функции религиозных основ в общей системе знания в современной России, где обращение к православным духовным истокам сосуществует с атеистическими традициями советского периода

Значительное внимание уделяется вопросам свободы совести и формированию современных нравственных императивов. Точка зрения автора обозначается как «презумпция атеистического радикализма» по отношению к субъекту социального действия.

Рефрен в стихотворении Н. А. Некрасова «Зелёный Шум»

Самый знаменитый рефрен в русской литературе — это, пожалуй, две строчки из стихотворения Н. А. Некрасова «Зелёный Шум». Многие узнают их ещё в начальной школе — и даже не подозревают, что идиллические весенние пейзажи скоро сменятся душераздирающими картинами расправы, которые породило воображение лирического героя:

  • Идёт-гудёт Зелёный Шум,
  • Зелёный Шум, весенний шум!
  • Играючи, расходится
  • Вдруг ветер верховой:
  • Качнёт кусты ольховые,
  • Поднимет пыль цветочную,
  • Как облако: всё зелено,
  • И воздух и вода!
  • Идёт-гудёт Зелёный Шум,
  • Зелёный Шум, весенний шум!
  • Скромна моя хозяюшка
  • Наталья Патрикеевна,
  • Водой не замутит!
  • Да с ней беда случилася,
  • Как лето жил я в Питере…

Зелёный Шум — это сам дух весны: тепло и зелень, яркость и свежесть. И всё-таки слово «шум», а также картина безудержной, неотвратимой стихии настраивает читателя на тревожный лад. И не зря. Ближе к концу стихотворения герой откажется от кровожадных замыслов, но мы этого ещё не знаем; для ничего не подозревающего читателя рефрены отзываются ударами гонга, будто бы отсчитывая дни или даже минуты до жуткого зрелища.

Также стоит заметить, что у Некрасова рефрен не только играет роль «барабанной дроби», но и объясняет, почему герой не решился-таки воплотить задуманное. Дух весны очаровал его, вдохновил — и одновременно успокоил:

  • Под песню-вьюгу зимнюю
  • Окрепла дума лютая —
  • Припас я вострый нож…
  • Да вдруг весна подкралася. <…>
  • Идёт-гудёт Зелёный Шум,
  • Зелёный Шум, весенний шум!
  • Слабеет дума лютая,
  • Нож валится из рук,
  • И всё мне песня слышится
  • Одна — и лесу, и лугу:
  • «Люби, покуда любится,
  • Терпи, покуда терпится
  • Прощай, пока прощается,
  • И — бог тебе судья!»

Еще термины по предмету «Литература»

Интеллектуализм в литературе

содержательно– стилистические особенности литературы, которое появляются благодаря чрезвычайно весомому проникновению в произведение философского начала.

Поймать на удочку

обманом разузнать что-либо важное; перехитрить, обмануть

  • Лейкисты или «Озёрная школа»

  • Писатели эпохи «Потерянное поколение»

  • Анапест

  • Без оглядки

  • В голове винтикив не хватает

  • Заглядывать (загадывать) вперёд

  • Литературный театр

  • Открывать зелёную улицу

  • Отогреть змею на груди

  • Оторвать от себя (сердца)

  • Очуждения эффект

  • Пародия в литературе

  • Петь дифирамбы

  • Пока то да сё

  • При полном параде

  • Производить впечатление

  • Проходить мимо

  • Резонёр

  • Становой хребет

  • Техника чтения

Рефрен в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»

Ещё пара строк, знакомых каждому школьнику, — рефрен из поэмы «Василий Тёркин», а точнее, из главы «Переправа». Здесь автору, в отличие от Н. А. Некрасова, не приходится специально запугивать читателя: мы и так понимаем, что дело происходит во время Великой Отечественной войны, а значит, главным героям опасность грозит в любую секунду. Но вот подчеркнуть масштабы этой опасности Твардовскому необходимо, ведь в главе «Переправа» речь идёт о жизнях сотен людей! И — небольшой спойлер — часть из них на самом деле погибнет, что для «Василия Тёркина» нетипично. (Несмотря на то, что А. Т. Твардовский писал о войне, он в большинстве случаев оставлял персонажей в живых, иногда жертвуя реалистичностью, — ведь произведение создавалось, чтобы публиковать его по главам во фронтовой газете и таким образом поднимать боевой дух российских воинов.)

И вот глава начинается:

  • Переправа, переправа!
  • Берег левый, берег правый,
  • Снег шершавый, кромка льда.
  • Кому память, кому слава,
  • Кому темная вода, —
  • Ни приметы, ни следа.

Сам рефрен и несколько строк после — что-то вроде тизера ко всей главе: читатель понимает, что персонажей ждут нешуточные испытания. С главным героем, пожалуй, всё будет хорошо: не может же Твардовский «убить» человека, пусть и вымышленного, который стал родным для сотен тысяч солдат. Но с какими испытаниями он столкнётся?

Даже когда всё заканчивается (и вправду благополучно для Тёркина), рефрен не стихает. В нём — память о павших солдатах и, конечно, вера в победу:

  • Переправа, переправа!
  • Пушки бьют в кромешной мгле.
  • Бой идёт святой и правый.
  • Смертный бой не ради славы,
  • Ради жизни на земле.

Контракционный рефрен и реформа образного представления в балкарской поэзии (конец 60-х — 70-е годы XX века)

Рассматривается вопрос модернизации традиционного для национальной литературы «материализованного» образа

Уделяется внимание тому, что к концу 60-х годов XX века балкарская поэзия остро нуждалась в создании новых образных форм, которые могли бы обеспечить её органичное вхождение и адаптацию к изменившейся информационной среде. Автор останавливается на том, что повышение коммуникативного качества и информационной мобильности национального стиха могло иметь место лишь с повышением роли и значения денотативных выражений балкарских поэтических текстов, насыщения его условно-обобщенными презентациями

Актуальность исследования обусловлена тем, что значительная часть содержания данной проблемы локализована на уровне норм и моделей апперцепции, в свою очередь однозначно коррелирующих с повседневными витальными практиками, с навыками, обеспечивающими жизненные, насущные потребности того или иного народа. Показано, что одним из основных инструментов перевода сенсорно значимого представления…

Рефрен в стихотворении Б. Б. Рыжего «В России расстаются навсегда…»

Так уж сложилось, что мы рассмотрели три произведения с рефренами, и из них два были посвящены войне, а одно — задуманному (хотя и не состоявшемуся) убийству. Но это, конечно, не значит, что рефрены встречаются только в текстах про всякую жесть. В философской и любовной лирике они попадаются не реже. Доказательство тому — стихотворение Бориса Рыжего:

  • В России расстаются навсегда.
  • В России друг от друга города
  • столь далеки,
  • что вздрагиваю я, шепнув «прощай».
  • Рукой своей касаюсь невзначай
  • её руки.
  • Длиною в жизнь любая из дорог.
  • Скажите, что такое русский Бог?
  • «Конечно, я
  • приеду». Не приеду никогда.
  • В России расстаются навсегда.
  • «Душа моя,
  • приеду». Через сотни лет вернусь.
  • Какая малость, милость, что за грусть —
  • мы насовсем
  • прощаемся. «Дай капельку сотру».
  • Да, не приеду. Видимо, умру
  • скорее, чем.
  • В России расстаются навсегда.
  • Ещё один подкинь кусочек льда
  • в холодный стих.
  • …И поезда уходят под откос,
  • …И самолёты, долетев до звёзд,
  • сгорают в них.
  • 1996

Как и у Некрасова в стихотворении «Зелёный шум», у Бориса Рыжего рефрен помогает лучше узнать лирического героя; понять, что не даёт ему покоя, о чём он думает день и ночь.

Первая строфа «В России расстаются навсегда…» — это прощание с любимой девушкой. Она звучит вкрадчиво, меланхолично, интимно. Кажется, что лирическому герою даже не нужен слушатель, что он пишет в личный дневник: текстотерапия. И это — точно не обращение к той самой девушке, не попытка сказать: «Вернись», ведь лирический герой говорит о ней в третьем лице («Рукой своей касаюсь невзначай / её руки»).

Однако во второй строфе стихотворение приобретает прямо-таки космические масштабы. Речь уже не о личной драме героя, а о мировосприятии, которое — по его мнению — свойственно всем, кто родился и вырос в России. Говоря словами из «Евгения Онегина», «русская хандра», которая не имеет ничего общего с ленью или скукой.

В следующих строфах слушатель всё-таки появляется, лирический герой к кому-то обращается: «Ещё один подкинь кусочек льда / в холодный стих». Но к кому? И почему этому неведомому человеку — а может, сверхъестественному существу, ангелу, самому Богу — нужно напоминать: «В России расстаются навсегда»?

Думается, лирический герой (который, конечно, надеется встретить родственную душу, но понимает, что счастье практически невозможно, недостижимо) обращается к кому-то, кого ему ещё предстоит встретить. И с которым он — скорее всего — тоже расстанется.

Пример использования

Призывы о мире постоянно звучат рефреном.

Навязчивый припев крутится постоянно в голове рефреном.

Постоянный рефрен партии большевиков в это время был таков: дайте только нам справиться с белогвардейщиной — и жизнь станет свободней и вольготней.Сережа, — жалобно обратилась ко мне Аня, — агитбригаду я уже сколотила, но у меня во время ее выступления согласно сценарию из парткома, рефреном демонстрируются кадры одного документального фильма, а наша киноустановка, передвижная.

Этот смысл доносят до читателя библейская притча и ее рефрен, созданный Ф.

Дни проходят, но книги, книги, Антонина Павловна, остаются на полках, и великое дело, которому вы бескорыстно служите, воистину велико и обильно, — и каждая строка ваша звенит и звенит в наших умах и сердцах вечным рефреном.

Нелепый рефрен навязчиво звучал в подкорке Эйкена, и в ответ ему поднималась из глубины волна ужаса.

Быть может, рефрен русских сказок о Подсолнечном царстве, что расположено за тридевять земель, — смутные воспоминания о стародавних временах, когда наши предки соприкасались с гиперборейцами и сами были гиперборейцами.

После каждого куплета шел рефрен: Дело черное твори — Сатанинский пунш вари!

В обычном применении рефрен или припев не только используют, ограничиваясь лишь лирическими стихами, но и заставляют его воздействовать лишь однообразием и звучания и смысла.

Поскольку его применение должно постоянно варьироваться, стало ясно, что сам рефрен должен быть краток, иначе возникли бы непреодолимые трудности при частых смысловых вариациях какой-либо длинной фразы.

Решение применить рефрен имело своим следствием разбивку стихотворения на строфы, каждая из которых оканчивалась бы рефреном.

Я решил быть разнообразным и тем повысить эффект, придерживаясь в целом однообразия в звучании и вместе с тем постоянно меняя смысл: иными словами, я решил постоянно производить новый эффект, варьируя применение рефрена, но оставляя сам рефрен в большинстве случаев неизменным.

Табун, о котором навязчиво напоминает рефрен, — плод воображения героя.

Музыка звучит — по традиции рефрен повторяют десять раз — и все дневное уходит из мыслей.

Когда музыкальный рефрен звучит в десятый раз, я подхожу к двери своей гримерной, открываю ее контрольным словом и смотрю на свои ладони — ладони Риголетто.

Повторяющийся свадебный рефрен контрастирует с состоянием Невесты, и празднество подчеркивает трагедию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: