Апологетические рефрены теологии и контрапункты атеизма
Анализируются этические аспекты религиозного сознания в контексте современного мышления, обозначаемого как «постметафизическое». В качестве основной проблемы выделена логоцентричность теизма, в рамках которой «богопознание» в принципе не может артикулироваться как субъект-объектный процесс. Затрагивается проблема места и функции религиозных основ в общей системе знания в современной России, где обращение к православным духовным истокам сосуществует с атеистическими традициями советского периода
Значительное внимание уделяется вопросам свободы совести и формированию современных нравственных императивов. Точка зрения автора обозначается как «презумпция атеистического радикализма» по отношению к субъекту социального действия.
Рефрен в стихотворении Н. А. Некрасова «Зелёный Шум»
Самый знаменитый рефрен в русской литературе — это, пожалуй, две строчки из стихотворения Н. А. Некрасова «Зелёный Шум». Многие узнают их ещё в начальной школе — и даже не подозревают, что идиллические весенние пейзажи скоро сменятся душераздирающими картинами расправы, которые породило воображение лирического героя:
- Идёт-гудёт Зелёный Шум,
- Зелёный Шум, весенний шум!
- Играючи, расходится
- Вдруг ветер верховой:
- Качнёт кусты ольховые,
- Поднимет пыль цветочную,
- Как облако: всё зелено,
- И воздух и вода!
- Идёт-гудёт Зелёный Шум,
- Зелёный Шум, весенний шум!
- Скромна моя хозяюшка
- Наталья Патрикеевна,
- Водой не замутит!
- Да с ней беда случилася,
- Как лето жил я в Питере…
Зелёный Шум — это сам дух весны: тепло и зелень, яркость и свежесть. И всё-таки слово «шум», а также картина безудержной, неотвратимой стихии настраивает читателя на тревожный лад. И не зря. Ближе к концу стихотворения герой откажется от кровожадных замыслов, но мы этого ещё не знаем; для ничего не подозревающего читателя рефрены отзываются ударами гонга, будто бы отсчитывая дни или даже минуты до жуткого зрелища.
Также стоит заметить, что у Некрасова рефрен не только играет роль «барабанной дроби», но и объясняет, почему герой не решился-таки воплотить задуманное. Дух весны очаровал его, вдохновил — и одновременно успокоил:
- Под песню-вьюгу зимнюю
- Окрепла дума лютая —
- Припас я вострый нож…
- Да вдруг весна подкралася. <…>
- Идёт-гудёт Зелёный Шум,
- Зелёный Шум, весенний шум!
- Слабеет дума лютая,
- Нож валится из рук,
- И всё мне песня слышится
- Одна — и лесу, и лугу:
- «Люби, покуда любится,
- Терпи, покуда терпится
- Прощай, пока прощается,
- И — бог тебе судья!»
Еще термины по предмету «Литература»
Интеллектуализм в литературе
содержательно– стилистические особенности литературы, которое появляются благодаря чрезвычайно весомому проникновению в произведение философского начала.
Поймать на удочку
обманом разузнать что-либо важное; перехитрить, обмануть
-
Лейкисты или «Озёрная школа»
-
Писатели эпохи «Потерянное поколение»
-
Анапест
-
Без оглядки
-
В голове винтикив не хватает
-
Заглядывать (загадывать) вперёд
-
Литературный театр
-
Открывать зелёную улицу
-
Отогреть змею на груди
-
Оторвать от себя (сердца)
-
Очуждения эффект
-
Пародия в литературе
-
Петь дифирамбы
-
Пока то да сё
-
При полном параде
-
Производить впечатление
-
Проходить мимо
-
Резонёр
-
Становой хребет
-
Техника чтения
Рефрен в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»
Ещё пара строк, знакомых каждому школьнику, — рефрен из поэмы «Василий Тёркин», а точнее, из главы «Переправа». Здесь автору, в отличие от Н. А. Некрасова, не приходится специально запугивать читателя: мы и так понимаем, что дело происходит во время Великой Отечественной войны, а значит, главным героям опасность грозит в любую секунду. Но вот подчеркнуть масштабы этой опасности Твардовскому необходимо, ведь в главе «Переправа» речь идёт о жизнях сотен людей! И — небольшой спойлер — часть из них на самом деле погибнет, что для «Василия Тёркина» нетипично. (Несмотря на то, что А. Т. Твардовский писал о войне, он в большинстве случаев оставлял персонажей в живых, иногда жертвуя реалистичностью, — ведь произведение создавалось, чтобы публиковать его по главам во фронтовой газете и таким образом поднимать боевой дух российских воинов.)
И вот глава начинается:
- Переправа, переправа!
- Берег левый, берег правый,
- Снег шершавый, кромка льда.
- Кому память, кому слава,
- Кому темная вода, —
- Ни приметы, ни следа.
Сам рефрен и несколько строк после — что-то вроде тизера ко всей главе: читатель понимает, что персонажей ждут нешуточные испытания. С главным героем, пожалуй, всё будет хорошо: не может же Твардовский «убить» человека, пусть и вымышленного, который стал родным для сотен тысяч солдат. Но с какими испытаниями он столкнётся?
Даже когда всё заканчивается (и вправду благополучно для Тёркина), рефрен не стихает. В нём — память о павших солдатах и, конечно, вера в победу:
- Переправа, переправа!
- Пушки бьют в кромешной мгле.
- Бой идёт святой и правый.
- Смертный бой не ради славы,
- Ради жизни на земле.
Контракционный рефрен и реформа образного представления в балкарской поэзии (конец 60-х — 70-е годы XX века)
Рассматривается вопрос модернизации традиционного для национальной литературы «материализованного» образа
Уделяется внимание тому, что к концу 60-х годов XX века балкарская поэзия остро нуждалась в создании новых образных форм, которые могли бы обеспечить её органичное вхождение и адаптацию к изменившейся информационной среде. Автор останавливается на том, что повышение коммуникативного качества и информационной мобильности национального стиха могло иметь место лишь с повышением роли и значения денотативных выражений балкарских поэтических текстов, насыщения его условно-обобщенными презентациями
Актуальность исследования обусловлена тем, что значительная часть содержания данной проблемы локализована на уровне норм и моделей апперцепции, в свою очередь однозначно коррелирующих с повседневными витальными практиками, с навыками, обеспечивающими жизненные, насущные потребности того или иного народа. Показано, что одним из основных инструментов перевода сенсорно значимого представления…
Рефрен в стихотворении Б. Б. Рыжего «В России расстаются навсегда…»
Так уж сложилось, что мы рассмотрели три произведения с рефренами, и из них два были посвящены войне, а одно — задуманному (хотя и не состоявшемуся) убийству. Но это, конечно, не значит, что рефрены встречаются только в текстах про всякую жесть. В философской и любовной лирике они попадаются не реже. Доказательство тому — стихотворение Бориса Рыжего:
- В России расстаются навсегда.
- В России друг от друга города
- столь далеки,
- что вздрагиваю я, шепнув «прощай».
- Рукой своей касаюсь невзначай
- её руки.
- Длиною в жизнь любая из дорог.
- Скажите, что такое русский Бог?
- «Конечно, я
- приеду». Не приеду никогда.
- В России расстаются навсегда.
- «Душа моя,
- приеду». Через сотни лет вернусь.
- Какая малость, милость, что за грусть —
- мы насовсем
- прощаемся. «Дай капельку сотру».
- Да, не приеду. Видимо, умру
- скорее, чем.
- В России расстаются навсегда.
- Ещё один подкинь кусочек льда
- в холодный стих.
- …И поезда уходят под откос,
- …И самолёты, долетев до звёзд,
- сгорают в них.
- 1996
Как и у Некрасова в стихотворении «Зелёный шум», у Бориса Рыжего рефрен помогает лучше узнать лирического героя; понять, что не даёт ему покоя, о чём он думает день и ночь.
Первая строфа «В России расстаются навсегда…» — это прощание с любимой девушкой. Она звучит вкрадчиво, меланхолично, интимно. Кажется, что лирическому герою даже не нужен слушатель, что он пишет в личный дневник: текстотерапия. И это — точно не обращение к той самой девушке, не попытка сказать: «Вернись», ведь лирический герой говорит о ней в третьем лице («Рукой своей касаюсь невзначай / её руки»).
Однако во второй строфе стихотворение приобретает прямо-таки космические масштабы. Речь уже не о личной драме героя, а о мировосприятии, которое — по его мнению — свойственно всем, кто родился и вырос в России. Говоря словами из «Евгения Онегина», «русская хандра», которая не имеет ничего общего с ленью или скукой.
В следующих строфах слушатель всё-таки появляется, лирический герой к кому-то обращается: «Ещё один подкинь кусочек льда / в холодный стих». Но к кому? И почему этому неведомому человеку — а может, сверхъестественному существу, ангелу, самому Богу — нужно напоминать: «В России расстаются навсегда»?
Думается, лирический герой (который, конечно, надеется встретить родственную душу, но понимает, что счастье практически невозможно, недостижимо) обращается к кому-то, кого ему ещё предстоит встретить. И с которым он — скорее всего — тоже расстанется.
Пример использования
Призывы о мире постоянно звучат рефреном.
Навязчивый припев крутится постоянно в голове рефреном.
Постоянный рефрен партии большевиков в это время был таков: дайте только нам справиться с белогвардейщиной — и жизнь станет свободней и вольготней.Сережа, — жалобно обратилась ко мне Аня, — агитбригаду я уже сколотила, но у меня во время ее выступления согласно сценарию из парткома, рефреном демонстрируются кадры одного документального фильма, а наша киноустановка, передвижная.
Этот смысл доносят до читателя библейская притча и ее рефрен, созданный Ф.
Дни проходят, но книги, книги, Антонина Павловна, остаются на полках, и великое дело, которому вы бескорыстно служите, воистину велико и обильно, — и каждая строка ваша звенит и звенит в наших умах и сердцах вечным рефреном.
Нелепый рефрен навязчиво звучал в подкорке Эйкена, и в ответ ему поднималась из глубины волна ужаса.
Быть может, рефрен русских сказок о Подсолнечном царстве, что расположено за тридевять земель, — смутные воспоминания о стародавних временах, когда наши предки соприкасались с гиперборейцами и сами были гиперборейцами.
После каждого куплета шел рефрен: Дело черное твори — Сатанинский пунш вари!
В обычном применении рефрен или припев не только используют, ограничиваясь лишь лирическими стихами, но и заставляют его воздействовать лишь однообразием и звучания и смысла.
Поскольку его применение должно постоянно варьироваться, стало ясно, что сам рефрен должен быть краток, иначе возникли бы непреодолимые трудности при частых смысловых вариациях какой-либо длинной фразы.
Решение применить рефрен имело своим следствием разбивку стихотворения на строфы, каждая из которых оканчивалась бы рефреном.
Я решил быть разнообразным и тем повысить эффект, придерживаясь в целом однообразия в звучании и вместе с тем постоянно меняя смысл: иными словами, я решил постоянно производить новый эффект, варьируя применение рефрена, но оставляя сам рефрен в большинстве случаев неизменным.
Табун, о котором навязчиво напоминает рефрен, — плод воображения героя.
Музыка звучит — по традиции рефрен повторяют десять раз — и все дневное уходит из мыслей.
Когда музыкальный рефрен звучит в десятый раз, я подхожу к двери своей гримерной, открываю ее контрольным словом и смотрю на свои ладони — ладони Риголетто.
Повторяющийся свадебный рефрен контрастирует с состоянием Невесты, и празднество подчеркивает трагедию.