Комментарий редактора
* Езерская намекает на то, что Людвига, известного своей
нестандартной сексуальной ориентацией, могло связывать с Вагнером и
это обстоятельство. Данный факт, однако, нельзя считать доказанным.
В одном из своих высказываний о греческой культуре Вагнер
утверждает: «Единственное, чего мы никогда не сможем понять и что
полностью отделяет нас от них (греков — прим. ред.), это их
любовь — педерастия». Здесь предельно ясно отношение Вагнера к
данному вопросу. Да и его семейная жизнь подтверждает это.
Но вернемся к баварскому монарху. Безусловно, Людвиг был странным
человеком. Достаточно вспомнить, какие приказы он отдавал, когда
был в ярости. Тут были и удары розгами, и требование «заковать в
цепи» и даже «утопить в озере». Недаром, его привлекало творчество
Захер-Мазоха, который описывает их таинственную встречу в своем
рассказе «Приключение с Людвигом II».
Да, любовь Людвига к Вагнеру была необыкновенной. Ведь нельзя
сказать, чтобы король был большим специалистом в области музыки. В
Вагнере его больше увлекала литературно-романтическая и
мистериальная сторона творчества. Лебединые мотивы, Лоэнгрин,
искушение Тангейзера, мифологические метаморфозы в «Нибелунгах» —
этими зрительными (именно зрительными) образами насыщены его
дворцы. Рядом с родовым замком Хоэншвангау Людвиг устраивал на
альпийском озере представления с лебедями и явлением Лоэнгрина. В
Линдерхофе он воссоздал «Грот Венеры» с цветомузыкой и водопадами,
хижину Хундинга.
Так или иначе, но благодаря Людвигу Вагнер смог преодолеть душевный
кризис. В 1865 король содействовал постановке многострадального
«Тристана» в Мюнхене. Благодаря ему же стала возможной и премьера
«Мейстерзингеров» в 1868 году. На премьере Вагнер сидел в
королевской ложе рядом с баварским королем. В том же году он
окончательно соединяется с Козимой и, наконец-то, может целиком
отдаться окончанию работы над «Нибелунгами»…
Загадочная личность Людвига привлекала и продолжает привлекать
художников, вдохновляет их на творческие свершения. За примерами
далеко ходить не надо. «Лебединое озеро» Чайковского написано во
многом под непосредственным впечатлением от личности баварского
монарха после посещения композитором Байрейта в 1876 году. Спустя
100 лет этот мотив использовал Джон Ноймайер в своей знаменитой
гамбургской постановке «Лебединого озера» (1976), где главным
героем стал именно Людвиг. Можно также вспомнить и знаменитый фильм
Лукино Висконти «Людвиг» (1972). Проникновенные слова о Людвиге
сказал великий французский поэт 19 века Поль Верлен: «Король,
единственно истинный король этого века, исцели его Господь!»
Евгений Цодоков
Иллюстрации:
Рихард Вагнер.
Замок Нойшвайнштайн летом.
Замок Линдерхоф.
Линдерхоф. «Грот Венеры».
Линдерхоф. «Хижина Хундинга».
Весь мир — в сказках
Людвиг часто чувствовал себя несчастным и одиноким. Его мать мало уделяла времени детям. Королева практически всё время проводила в молитвах и размышлениях о религии (она была единственной протестанткой в семье католиков).
Отец тоже не был слишком ласков с сыновьями. Он считал, что воспитание наследников должно быть качественным, но весьма суровым. Людвиг и Отто не получали подарков, игрушек, поощрения от отца-короля. Но сердце юного принца требовало чего-то доброго и нежного.
Отдушиной для мальчика стали волшебные истории, чудесные сказки про рыцарей, фей и таинственных лесных духов. Их ему любила рассказывать няня, что, как мне кажется, была единственным близким человеком для одинокого ребёнка. Стоит ли говорить, как много значили нянины рассказы для юного Людвига?
Баварские принцы Людвиг и Отто
Я думаю, достаточно провести параллель с историей Александра Сергеевича Пушкина, который через всю жизнь пронёс любовь к своей няне и сказкам, что она любила пересказывать ему. Увы, в случае с будущим баварским королём всё было печальнее.
Мир сказок и волшебства стал неким особым миром для юного принца. Он осознавал, что его не существует в реальности, однако мог погружаться в услышанные истории своим мысленным взором. В мечтах Людвиг путешествовал по заколдованным лесам, видел фей и строил прекрасные замки.
Arthur Synnberg «Людвиг II — король Баварии»
Однажды в детстве принц заболел глазной болезнью и некоторое время не мог читать. Пришедший к нему доктор предположил, что юному наследнику, вероятно, очень скучно проводить дни в одиночестве. “Почему же вы не попросите, чтобы вам читали вслух?” — спросил врач.
Людвиг на это улыбнулся и ответил, что вовсе не скучает, а думает очень много и долго над всеми известными историями — оттого и нет нужды в чтеце. Уже один этот незначительный эпизод демонстрирует, насколько сильно мальчик был погружен в свои мысли и грёзы.
Юный король Баварии Людвиг II / Государственное архивное агентство, Болгария
Прусская война
Людвиг 2 Баварский был далек от политики, ему были чужды экономические и политические вопросы. Он был весь в своих грезах, навеянных музыкой. Но жизнь не стояла на месте. Политические события развивались стремительно, война с Пруссией была не за горами. Король, в силу своих внутренних убеждений, не хотел воевать. Но под давлением правительства, семьи и Австрии, с которой у Баварии сохранились тесные связи со времен Священной Римской империи, он уступает.
В мае 1866 г. король Людвиг второй Баварский, снова подчиняясь членам парламента и правительства, подписал приказ о мобилизации. Согласно ему Бавария выступала вместе с Австрией и государствами Германского союза против Пруссии. Это было единственное действие короля в этом вопросе. Он передает право принимать решения по проведению войны своим министрам и отправляется в Швейцарию к Вагнеру.
После поездки он первый и последний раз проехал по городам своего королевства и отправился строить замки, чем в очередной раз вызвал недовольство окружения. Война была проиграна. 22 августа подписан мирный договор на невыгодных для Баварии условиях, согласно которым:
- командование баварской армией перешло к Пруссии;
- была назначена огромная контрибуция, которую Бавария обязалась выплатить;
- города Бад-Орб и Герсфельд были переданы Пруссии.
Призрак короля
Даже в наши дни 13 июня, в день гибели баварского короля, на Штарнбергском озере проводится поминальная служба. Местные жители рассказывают, что иногда над водой можно заметить призрачный силуэт лодки в виде лебедя.
Говорят, что это король Людвиг II появляется в призрачном облике — так же, как его любимец, славный рыцарь в опере “Лоэнгрин” Рихарда Вагнера. Поразительным образом описанная композитором история сплелась с жизнью короля Баварии, что мечтал о сказках и чудесах, но завершил свой путь трагедией.
История знакомит нас с самыми разными монархами — жестокими, властными, великими, яркими и необыкновенными. Но, на мой взгляд, личность Людвига II Баварского выделяется среди множества имён, оставшихся в прошлом. Он был светлым и искренним человеком, романтиком и мечтателем, грезящим о сказке, созданной на земле. Удалось ли ему это? Да.
Замыслы короля были воплощены в поистине сказочных замках, возведенных им
Особенное внимание привлекает Нойшванштайн, что вскоре после гибели Людвига стал его музеем. В наше время тысячи туристов отправляются туда, чтобы прикоснуться к тайнам и истории самого “Сказочного короля”
Детство Людвига II
В 1845 году в Мюнхене произошло пополнение в семействе кронпринца Максимилиана и его супруги Марии Фридерики. Мальчика решено было назвать Отто Фридрихом Вильгельмом Людвигом, но, как настоял его дед, основным именем стало именно Людвиг (для справки — венценосного деда звали так же). Когда малышу было три года, родился его младший брат Отто. Практически всё детство братья были неразлучны, проводили время в замке Хоэншвангау, где обучались наукам и развлекались.
Воспитанию наследников уделялось особое внимание. С раннего детства Людвиг не только имел титул прямого престолонаследника, но и собственный геральдический цвет
Им стал “баварский небесный”. Он использовался для оформления покоев и личных комнат мальчика.
Казалось бы, жизнь маленьких Людвига и Отто должна была напоминать сказку — их родителями были король и королева Баварии, у детей было всё, о чём они только могли мечтать. Но всё оказалось далеко не таким лучезарным.
Королева Мария с сыновьями Людвигом (слева) и Отто (справа) / Фотограф Джозеф Альберт, около 1863 года / BSB/Bildarchiv (port-008946)
Альпийская баллада
Несмотря на удаленность от Мюнхена, куда король наезжал редко, не осталось ни малейших свидетельств того, что он пренебрегал своими королевскими обязанностями. Многие его современники считали, что Людвиг мог бы стать прекрасным политиком, если бы она не внушала ему такого непреодолимого отвращения. Интриги, бряцание оружием, заключение тайных альянсов — вся эта подковерная возня имела в его глазах один весьма существенный недостаток — она была скучна.
Начавшаяся в 1866 году франко-прусская война поневоле подвигла его к активности на политической арене. Перед баварским королем встал вопрос: чью сторону принять. Ведь от Пруссии, пусть и близкой по крови, всегда шла угроза суверенитету Баварии, но национальное чувство возобладало — Людвиг понимал, что лишь объединенными силами немцы могли добыть победу. Бавария поддержала Пруссию, объявив о всеобщей мобилизации.
Хотя, надо сказать, Людвиг на редкость прозорливо определил роль своего государства в будущем политическом раскладе. Гордый потомок древнего рода Виттельсбахов предчувствовал (так оно, впрочем, и случилось), что общую победу Пруссия отберет себе. И потому вести о военных успехах его не радовали…
Более того, Людвиг не раз уже высказывал намерение оставить престол, сделавшись частным лицом. И все-таки, когда он узнал, что оппозиция уже нашла ему замену (его дядю Леопольда), то пришел в ярость. Мюнхен, проклятый город, без устали наносивший роковые удары, становился ему ненавистен. И вот король в беспредельности своей фантазии выбирает место для создания собственной страны. Этим местом стали Альпы. Подальше от городского шума, среди величественной природы и простого, не испорченного цивилизацией народа он надеялся обрести душевное равновесие.
Все это требовало денег, причем денег фантастических. И вот три района Альп вздыбливаются строительной лихорадкой. Заказанные Людвигом проекты замков то принимались, то браковались.
Печальная история любви
Эти слова вызывают невольное переживание — они напоминают предчувствие беды. Но Людвиг не тревожился о жизни в “земном” мире. Он, как его любимый герой Лоэнгрин, мечтал о большой и светлой любви. Грёзам этим суждено было свершиться наяву.
Монарх поддерживал тёплые отношения со своей родственницей Сисси, австрийской императрицей Елизаветой. Его избранницей стала сестра Сисси, София Шарлотта Августа, что была на пару лет младше Людвига.
В том, что романтический порыв короля и ответное тепло его избранницы непременно завершатся свадьбой, не сомневался никто — тем более, Людвиг появлялся с невестой на публичных мероприятиях, демонстрируя свой выбор широкой аудитории. Кроме того, их связывала любовь к “Лоэнгрину”, в котором каждый из молодых людей видел себя.
Но внезапно Людвиг расторг помолвку. Причиной стал роман Софии с сыном владельца фотоателье. Мечта о счастье оказались карточным домиком, не выдержавшим малейшего дуновения ветерка.
Фото с помолвки Софии Шарлотты Августы Баварской и короля Баварии Людвига II / Фотограф Джозеф Альберт
Неординарная личность короля вызывала не только интерес и восхищение, но и массу пересудов. Так, к примеру, после расторжения помолвки стали поговаривать, будто Людвиг II Баварский способен испытывать сердечные чувства лишь к представителям своего пола.
Ему приписывали романы с несколькими влиятельными мужчинами, но все эти слухи были лишь выдумками — не более. От себя хочу отметить, что в прошлом веке была выпущена книга, содержащая якобы записи дневника короля Баварии. Но самом деле эти данные оказались подделкой, а потому все сведения в них являются фальшивыми.
София Шарлотта Августа Баварская / Фотограф Франц Ганфштенгль
Личная жизнь
10 марта 1864 года Максимилиан II умер, а 18-летний кронпринц стал королём. На коронации 11 марта, в 10 часов утра, в зале заседаний государственного совета появился рослый (1.93 м) и широкоплечий кронпринц с голубыми глазами и вьющимися тёмными волосами. Он принёс присягу на конституции и стал королём. Через 3 дня новый король впервые предстал перед взором общественности, молва сразу прозвала его «сказочным королём».
Герцогиня София Шарлотта. (pinterest.com)
Через 3 года Людвиг обручился с кузиной, принцессой Баварской Софией Шарлоттой, девушкой редкой красоты. Свадьба намечалась на 12 марта, уже были выпущены монеты и открытки с будущей королевой. Но накануне венчания жених внезапно расторг помолвку. Это было ещё более удивительно, если учесть факт, что жених и невеста разделяли свои увлечения. Например, оба любили Вагнера, а в переписке подписывались как персонажи оперы «Лоэнгрин». Она была Эльзой, а он, что любопытно, не влюблённым Лоэнгрином, а Генрихом. Людвиг за несколько дней до помолвки писал Софии: «…основой наших отношений всегда была … замечательная и очень трогательная судьба Рихарда Вагнера». После разрыва Людвиг пишет Софии: «Моя любимая Эльза! Ваш жестокий отец развёл нас. Вечно ваш, Генрих».
Людвиг так и не женился, не известно ничего и о его любовницах. Это породило слухи о его гомосексуализме.
Несостоявшаяся свадьба
«Ты счастливый человек, тебе не может противостоять ни одна женщина», — говорил дед Людвиг I своему внуку. Действительно, возле наследника, похожего на сказочного принца, роем вились искательницы удачи.
Людвиг же, поглощенный музыкой и книгами, оказывался галантным кавалером лишь во время танцев. Но когда он вступил на престол, королева-мать пожелала видеть сына женатым. Правда, нечего было и думать, чтобы этот упрямец выбрал себе невесту по политическому расчету. Хотя и в европейских владетельных домах было достаточно настоящих красавиц, вполне способных превратить подобное сватовство в брак по любви. Но при встречах Людвиг уделял им ровно столько внимания, сколько требовал этикет.
Небезынтересно, что у юного баварского короля была возможность породниться с Романовыми. В 1864 году Людвиг познакомился с возвращавшейся на родину из длительного путешествия русской императрицей Марией Александровной. Ее сопровождала дочь, великая княжна Мария. По свидетельству очевидцев, Людвиг с интересом отнесся к этому знакомству, много времени проводил в обществе дам и выглядел, не в пример обыкновению, веселым и оживленным.
Все это давало повод предположить, что по возвращении августейших особ в Петербург можно было ожидать официального предложения. Но его не последовало.
Об этом говорили разное
Высказывалось мнение, что вниманием баварского короля завладела не юная принцесса, а сама императрица — умная, тонкая, прекрасно образованная женщина. И в это можно поверить
Людвиг, страстный поклонник красоты, в том числе и женской, хотел видеть ее соединенной с богатым внутренним миром. Только такая женщина могла быть ему интересна.
Тайна смерти короля
Поскольку Людвиг II Баварский был признан недееспособным, власть перешла к его дяде Луитпольду. По решению нового правителя комиссия должна была отправиться в замок Нойшванштайн и привезти прежнего монарха на принудительное лечение.
Однако по прибытии членов психиатрического консилиума народ окрестностей замка и личная охрана Людвига выступили против пленения их короля. Ему требовалось отстоять свои права, заявив о предательстве приближённых людей и попытке переворота. Увы, Людвиг Баварский не успел сделать это. Один из слуг предал его, благодаря чему комиссия проникла в Нойшванштайн.
Короля насильно увезли в замок Берг, где передали под опеку психиатрам. И всё бы ничего, но уже на следующий день, 13 июня 1886 года, в окрестностях замка произошёл несчастный случай. Во время прогулки с врачом, профессором фон Гудденом, Людвиг II Баварский “случайно” утонул в озере.
Погиб и сам медик. Как гласила официальная версия, профессор отослал санитаров, что охраняли его пациента, а когда тот рванулся к воде фон Гудден безуспешно пытался остановить Людвига от суицида, что стоило ему жизни.
Вид замка Берг в Баварии (открытка начала XX века)
Согласитесь, подобная версия кажется несколько надуманной и даже в некотором роде абсурдной. Зачем профессор, знаток психиатрии, отослал санитаров? Специально — или он попросту понял, что имеет дело не с душевнобольным человеком, а с вполне вменяемой личностью?
Я склоняюсь ко второй версии. Посудите сами: близкие родственники и друзья Людвига II Баварского не считали его сумасшедшим (а уж они бы точно заметили у него признаки безумия). Да он был эксцентричным человеком, имел странности, оставался мечтателем, но у него не проявлялись черты душевной болезни. Кто же мог подтвердить нормальное состояние психики короля? Только профессор фон Гудден, который тоже по “нелепой случайности” погиб.
Не стоит забывать и о том, что Людвиг II Баварский был неугоден многим министрам, что вполне могли организовать заговор против него. Обвинить в сумасшествии, отстранить от престола, заполучить всю власть после расправы над королём — схема вполне ясна и очевидна.
Кроме того, недоброжелатели баварского монарха понимали, что мечтательный Людвиг — не из тех, кто будет сражаться, яростно отстаивая свои права. Впрочем, он, быть может, и выступил бы против своих недругов, но жизнь не дала ему этого шанса.
Рудольф Виммер «Портрет короля Баварии Людвига II»
Узник замка Берг
…Когда вереница придворных экипажей появилась близ замка Нойшванштайн, стояла глубокая ночь. Людвиг по обыкновению собирался отправиться в своей карете на прогулку. Один из членов комиссии, знавший привычки короля, сразу же отправился на конюшню и сказал, чтобы карету Людвигу не подавали. Королевский кучер тотчас же почувствовал недоброе. В покоях короля, жившего достаточно открыто, он оказался быстрее господ из Мюнхена.
Людвиг сразу понял, с чем связан этот визит, и велел кучеру на всякий случай созвать крестьян из близлежащих деревень, где короля не просто знали, а любили. Всегда без охраны, простой и доброжелательный, он был лично знаком со многими обитателями здешних мест. Затворник замков частенько появлялся на свадьбах, крестинах, щедро помогал в несчастьях и радовался вместе со всеми незамысловатым крестьянским удачам.
Так что потребовались буквально минуты, чтобы окрестное мужское население, вооруженное топорами и ножами, явилось к замку Нойшванштайн. К тому же мэр небольшого городка, расположенного неподалеку от замка, прислал к его стенам всю городскую полицию и пожарную службу. Местные полицейские очень пригодились — они оттеснили незваных гостей от входа, так что комиссия так и не смогла попасть в замок.
Сам же Людвиг был в страшном волнении. Он телеграфировал императору Австрии — Бисмарку, прося защиты. Однако вчерашние друзья на помощь к нему не спешили. Зато в замок пробралась некая баронесса, жившая неподалеку. Упав на колени, она умоляла короля бежать в Тироль. Затем к нему явились две крестьянки, сказав, что жители их деревни готовы горными тропами перевести короля в безопасное место. Людвиг медлил, боясь, что из-за него в столкновениях может быть пролита чья-то кровь.
Между тем мюнхенцы, потерпев неудачу, решили изменить тактику. Был издан правительственный манифест об отстранении Людвига от престола. Теперь каждый вставший на защиту короля объявлялся государственным преступником…
Людвиг, понимая, что враги от него не отступятся, решил уйти из жизни добровольно, с помощью морфия.
И вот когда он совсем уж собрался подняться в башню, где хранилось смертоносное лекарство, дверь в его спальню распахнулась. Чуть впереди вошедших стоял психиатр Гудден, тот самый, о котором говорили, что именно он делал заключение о невменяемости короля.
«Вы арестованы», — сказал Гудден, сделав шаг к Людвигу. «Не прикасайтесь ко мне, — ответил король, — я следую добровольно»… Его привезли в небольшой замок возле озера Берг. В распоряжении короля были две комнаты с зарешеченными окнами. В присутствии на службе в местной церкви ему было отказано — жителям округи показывать короля было опасно. Прогулки же в сопровождении доктора Гуддена и двух служителей разрешили, благо вокруг замка располагался огромный старинный парк с дорожкой, ведущей прямо к берегу озера.
Строитель сказочных замков
Тяжело перенеся неудачу в личной жизни, Людвиг отошёл от государственных дел. Он погружался в свои фантазии всё больше, и теперь его заботила вовсе не политика. Король мечтал о создании собственного сказочного замка.
Именно таким суждено было стать знаменитому Нойшванштайну, первый камень которого заложили в 1869 году. Монарх делился своими планами с Вагнером, гениальные идеи и сюжеты которого хотел воплотить в неповторимой архитектуре. Все интерьеры замка были пронизаны вагнеровскими мотивами. Конечно, основным среди них стал “Лоэнгрин”.
Ещё до завершения строительства монарх заселился в Нойшванштайн, но, к сожалению, прожил в своём творении менее полугода. Причиной тому стала трагедия, произошедшая с Людвигом. Незадолго до завершения строительных работ министры и придворные стали открыто говорить о душевной болезни короля, который жил в грёзах, но не наяву.
Что интересно его близкая подруга и родственница, императрица Сисси, утверждала обратное, отмечая, что Людвиг попросту слишком неординарный человек. Однако большинство не разделяло её взглядов. Из-за этого был собран психиатрический консилиум, на котором во всеуслышание было объявлено о нездоровье монарха.
Хуберт Сетлер «Сказочный замок Нойшванштайн»
Годы юношества
Людвиг Баварский был мягким, любил поэзию, музыку и увлекался архитектурой, отлично плавал, ездил верхом. С его характером и наклонностями, по мнению близких, он не мог быть монархом. Но жизнь распорядилась по-иному. В три года, после смерти деда, он становится кронпринцем. В восемнадцать лет, после смерти отца, — королем Баварии.
В 16 лет произошло событие, перевернувшее всю его жизнь. Он присутствовал на премьере оперы «Лоэнгрин» композитора Рихарда Вагнера. Это событие непостижимым образом подействовало на юношу, и его жизнь теперь принадлежала только музыке и архитектуре. Он вырос в замке, может, поэтому вторая половина его души стремилась к строительству великолепных замков. Оперная музыка Вагнера породила в душе столько страсти и чувств, что это, по мнению близких, отразилось на его судьбе.
Людвиг II и Рихард Вагнер
Неистовым желанием Людвига II Баварского было познакомиться с композитором Вагнером. В мае 1864 года оно исполнилось, он знакомится с ним. На протяжении 1865 года он профинансировал композитора на 170 тысяч гульденов. Король выделил эти деньги из казны на написание музыкальной драмы «Кольцо нибелунгов». Композитору построили шикарный дом. Обустроили быт таким образом, чтобы ему не приходилось тратить время на различные проблемы.
По договору, время для написания музыкального произведения составляло три года. Но правительство Баварии, родственники и жители Мюнхена были потрясены такими тратами. Не следует забывать, что королевство Бавария было в те времена крохотным государством. Поэтому они стали требовать, чтобы Вагнер покинул пределы страны. Людвиг в силу своего характера не мог сопротивляться, и поэтому он с сожалением расстается со своим другом.
Пойдя навстречу окружению и близким, Людвиг не смог пойти наперекор себе. Дружба композитора и короля продолжалась. Именно Людвиг 2 Баварский организовал в Мюнхене премьеры опер «Валькирия», «Тристан и Изольда», «Золото Рейна» и «Нюрнбергские мейстерзингеры», которая считается вершиной творчества композитора, именно к ней Вагнер собственноручно написал либретто на немецком. Премьеры прошли в Национальном театре Мюнхена. Это были самые счастливые дни короля Людвига II Баварского. Для любимого композитора в Байройте был выстроен Дворец фестивалей Вагнера.
Детство
Биография Людвига Баварского началась 25 августа 1845 года. В эту дату отмечали день его рождения. Король Людвиг Баварский был первенцем в семье кронпринца Максимилиана и кронпринцессы Марии Фридерики. По настоянию деда его назвали Людвиг II О́тто Фри́дрих Вильге́льм. Спустя три года у него родился брат Отто. Их детство прошло в Хоэншвангау – прекрасном замке. Воспитанием сыновей родители не занимались, предоставив это воспитателям.
Они очень строго относились к детям, не баловали, жестко наказывали, причем отдавали предпочтение телесным наказаниям. Мальчики очень рано вставали, были лишены простой ласки, любви. Все время их было посвящено занятиям. Они были лишены карманных денег и сладостей. Такое воспитание, по мнению Максимилиана, должно помочь им вырасти аскетами и сильными личностями.
Но все произошло наоборот. Выработанная под угрозой наказания привычка подчиняться привела к тому, что Людвиг не мог сопротивляться, отстаивать собственное мнение. Единственный способ защиты – бегство от трудностей, замкнутость, погружение в собственные грезы.
Волшебная опера Вагнера
В 1861 году принц, которому к тому времени уже исполнилось 16 лет, отправляется на оперу Вагнера “Лоэнгрин”. Премьера потрясла его воображение. Да, он нередко посещал значимые мероприятия, был зрителем известных постановок (чего требовал статус), но “Лоэнгрин” стал поистине особой вехой в жизни Людвига Баварского.
Принц представлял себя рыцарем в облике лебедя, вёл переписку с Вагнером, который превратился в особенного “духовного наставника” наследника. Кроме того, сами лебеди стали символом свободы и той самой сказки, о которой так мечтал Людвиг. В дальнейшем при обустройстве собственного замка Нойшванштайн именно образ лебедя использовался при оформлении внутреннего убранства комнат.
Фердинанд фон Пилоти «Портрет короля Людвига II»
Вагнер и жители Мюнхена
Несмотря на то что Вагнер уже при жизни считался великим композитором, жители баварской столицы не чествовали его. Во многом из-за больших трат на него из казны. Это противоборство между королем, жителями столицы, баварским парламентом привели к тому, что поползли слухи о близких отношениях между королем и композитором. Хотя сам Вагнер, имея семью и детей, всегда слыл порядочным человеком и негативно относился к однополым связям.
Скорее всего, короля и композитора сближала музыка, между ними было духовное единение, которого так не хватало монарху. Полные тоски глаза Людвига Баварского на фото говорят о том, что он был глубоко одиноким человеком. Вагнер, с которым он мог часами говорить о музыке, жил в другой стране, но связь с ним не прерывалась. Жителей страны задевало то, что Людвиг посещал своего друга в Швейцарии, но ни разу не посетил большинства городов своего небольшого королевства.
Замки в Альпах
Всего же за годы его правления было построено 3 роскошных дворца, но полностью закончен был только замок в Линдерхофе.
Нойшванштайн строили 17 лет, при жизни короля построили только замковый дворец. (pinterest.com)
Замок Херренкимзее. (pinterest.com)
Замок на острове Херренинзель был заложен в 1878 году. Дворец и великолепный сад Людвиг II хотел сделать копией парижского Версаля. Роскошный замок был символом абсолютной монархии и архитектурным памятником Людовику XIV, перед образом которого благоговел король Баварии.
Замок Линдерхоф. (pinterest.com)
Линдерхоф начали строить в 1874 году. «Маленький Версаль» — так называл его Людвиг. Этот замок тоже обустроили по образцу главного французского дворца. Роскошь замка была неправдоподобной, вызывающей. В нём был установлен белый рояль с позолотой, заказанный специально для Вагнера. Однако композитор так и не приехал в Линдерхоф.
Королевский дом в Шахене. (pinterest.com)
Король всё время был одинок. Он катался на лодке по озеру, слушал оркестровую музыку в скальном театре-гроте и постепенно замыкался в своём романтическом мире.
Конец жизни
В 1870 году началась новая война. Людвиг не хотел воевать, но, по условиям договора, Бавария должна была стать союзником Пруссии против Франции. Война закончилась победой Пруссии и созданием Германской империи (в неё вошла и Бавария). Прусского короля Вильгельма объявили кайзером объединённой империи. Баварский король на этой церемонии не появился, подписав бумаги только после уговоров Бисмарка.
Людвиг II в поздние годы. (pinterest.com)
В последние годы жизни король всё больше сторонился публики. Он оставил всех и всё и начал жить затворником в замке Нойшванштайн. Тяга Людвига к одиночеству доходила до абсурда и настраивала подчинённых против монарха. Так, министры были вынуждены устраивать чуть ли не поисковые операции, чтобы найти короля и дать ему документы на подпись. Финансовое состояние Людвига критически ухудшалось. Страшнее было то, что он почти утратил связь с реальностью: его прозвали «лунным королём» за то, что он в своём мире поменял день на ночь. Даже его близкий друг актёр Йозеф Кайнц начал отдаляться.
Вполне естественно, что в народе заговорили о душевной болезни короля. Слухи выглядели вполне убедительными. Поведение Людвига наводило на мысль о том, что он нуждается во врачебной помощи. Однако специалисты, и в их числе известный немецкий исследователь мозга Хайнц Хефнер, не готовы согласиться с диагнозами, которые заочно ставили королю из-за его странности. Противники версии о психических отклонения короля выдвигали также другую версию: они винили во всём последствия воздействия хлороформа (с его помощью лечили хроническую зубную боль Людвига). А императрица Елизавета, двоюродная сестра и преданный друг Людвига, утверждала: «Король не был сумасшедшим, он был просто эксцентричный, живущий в мире грёз. Они могли бы относиться к нему более мягко, и, возможно, пощадили бы его в страшный час».
Тем временем государственная казна пустела: на строительство замков ушли все личные средства Людвига и немалая доля государственной казны. Члены королевской семьи вместе с парламентом приняли вынужденное решение — объявить короля душевнобольным и назначить регента для управления государством. Медицинская комиссия, которую возглавил доктор фон Гудден, вынесла своё заключение. Был объявлен диагноз — «паранойя». Регентом Баварии назначили дядю короля — Луитпольда. Он же стал опекуном Людвига.
Развязка была печальной: 12 июня 1886 года в Нойшванштайн приехала очередная врачебная комиссия. В замок они смогли проникнуть через одного из лакеев, который предал своего короля и пропустил прибывших. На руках у главного медика было медицинское заключение. Его подписали 4 врача. Бумага предписывала заключить короля в клинику для психически больных людей. Мотивировочная часть состояла из нескольких пунктов: 1) Людвиг II понастроил слишком много «никому не нужных» замков, растратив на эти глупости деньги из государственной казны; 2) король равнодушен к жизни страны и не принимает в ней участие; 3) монарха обвиняли в гомосексуальности.
На следующий день, 13 июня, Людвиг вышел из дома в последний, как выяснилось, раз. Вместе с доктором Гудденом они отправились прогуляться. Спустя несколько часов их тела в одежде обнаружили в озере. До сих пор неизвестно, что в действительности случилось. Утонуть Людвиг не мог (король был хорошим пловцом), поэтому возникла версия самоубийства. А Гудден погиб, когда пытался спасти его. Бытовала также версия про убийство. Её поддерживала и императрица Елизавета Австрийская, кузина баварского короля, которая прямо заявила: «Они убили его!».
После смерти Людвига II трон перешёл к Отто — его умственно отсталому младшему брату. Регентство сохранилось за принцем Луитпольдом. А от «лунного короля» остались прекрасные замки, Академия искусств, мюнхенский технологический институт. Поль Верлен называл Людвига «единственно истинным королём этого века». Баварцы убеждены, что лучшего короля больше не бывало никогда и ни у кого. В стране сегодня создано более 60 клубов его почитателей.
Сексуальная ориентация
Людвиг Баварский был закоренелым холостяком. Никто и никогда не видел его с женщиной, у него не было любовниц. Даже досужие придворные сплетники не могли заподозрить у него связь с какой-либо особой противоположного пола. Но он, как и все его современники, вел записи в дневниках, личную переписку. По ним «обнаружили», что у него бывали сильные гомосексуальные влечения, которые заставляли его сильно страдать. Он, якобы, боролся с ними, ибо считал себя истинным христианином.
Предположили, что он считал себя неполноценным человеком, поэтому старался скрыться ото всех. В Баварии не было преследований за гомосексуализм, но когда Германия объединилась под властью прусского короля, то нетрадиционные отношения нужно было скрывать.
Но есть одно «но»: ни один из дневников, написанных после 1869 года, не сохранился. Именно на записи в них опирались обвинители короля. Остались только копии, переписанные кем-то от руки. Сегодня никто с уверенностью не может сказать, что это были дневники Людвига.
Личная жизнь Людвига Баварского
После вступления Людвига на престол остро стал вопрос о наследнике. Дело в том, что младший брат короля Отто страдал слабоумием. Для продолжения династии Виттельсбахов по этой линии нужен был наследник. Встал вопрос о женитьбе, который принес Людвигу Баварскому немало переживаний. В 1867 г. от него уже просто потребовали жениться и произвести наследника.
Людовик в очередной раз вынужден был подчиниться. Он дает согласие на обручение с Софией Баварской, близкой подругой Елизаветы Австрийской, приходящейся ему двоюродной теткой, но младше его. Он видел в ней отражение своего дорогого и любимого друга Елизаветы Австрийской, поэтому согласился на брак с ней. София Баварская была поклонницей музыки Рихарда Вагнера, это и расположило к ней «сказочного короля». Они долгие годы переписывались, взяв себе псевдонимы из Вагнеровского «Лоэнгрина». Она подписывалась именем Эльза, а он был Генрихом.
Дата помолвки была назначена. Она должна была состояться 22.01.1867 года. Подготовка шла полным ходом. Было составлено прошение на имя Папы Пия IX о разрешении бракосочетания, так как жених и невеста стояли в близком родстве. Оно было получено. Людвиг неоднократно переносил дату помолвки, изобретая для этого все новые и новые предлоги. Его терзали сомнения. Чем они были вызваны?
Объединение Германии
В политическом плане Бавария находилась в зависимости от Пруссии, поэтому в очередной войне между Францией и Пруссией она приняла участие и выставила 55 тысяч солдат под знамена последней. Пруссия одержала победу. В это время ее дипломат Отто фон Бисмарк, впоследствии ставший канцлером объединенной Германии, подготовил письмо, которое подписали все главы стан и городов, входивших в Германский Совет.
В нем выражалась просьба к королю Пруссии Вильгельму I стать императором объединенной Германии. Людвиг 2 Баварский с опаской и недоверием отнесся к этому документу. Но под давлением сложившихся обстоятельств подписал его. Он не поехал на церемонию провозглашения императора, которая состоялась во французском Версале, а уехал в замок Нойшванштайн, где окончательно уединился.