8 распространенных видов ритма, которые должен знать каждый музыкант

Что такое ритм?

Элементы ритма в музыке

У нас нет места для
глубокого погружения
в ритмические элементы, но вот основные моменты, которые необходимо знать для понимания ритмической структуры.

Знак времени

Вся западная музыка состоит из тактов и мер (иногда называемых барами). То, как эти меры разделены, зависит от временной сигнатуры.

Музыкальная временная сигнатура выражается в виде двух чисел, одно над другим, например, так:

Верхнее число показывает, сколько тактов образуют меру. Нижняя цифра показывает, какие это удары.

В приведенном примере в каждом такте четыре удара, и каждый из них — четвертная нота. Практически вся популярная музыка использует эту временную подпись.

Вот некоторые другие распространенные временные сигнатуры, с которыми вы можете столкнуться:

В этой временной сигнатуре в каждом такте 3 четвертные ноты.

В этой временной сигнатуре в каждом такте 2 половинные ноты. Математически это то же самое, что и 4/4, но ощущение от музыки гораздо более просторное

6/8 — еще одна распространенная временная сигнатура в современной музыке. В каждом такте шесть восьмых нот.

Счетчик

Метр в стандартной западной теории музыки означает, как сгруппированы удары. В дублетном метре они располагаются группами по 2 (как в примере 2/2 выше), в тройном метре — группами по 3, а в четверном метре удары группируются в четверки.

Важно отметить, что музыкальному метру не важны значения нот, важно лишь то, как сгруппированы удары. Это придает ритмическим качествам музыки ощущение связности

Сильные и слабые удары

Не напрягайтесь — мы почти закончили с техническими характеристиками!

Последний кусочек головоломки — понимание того, что в любом отрезке есть сильные и слабые удары.

Как правило, первый такт каждой меры является сильным, а второй — слабым. Дальше все зависит от временной сигнатуры и метра. Дальние удары могут быть сильнее других, например, в размере 6/8 четвертый удар сильнее третьего.

Хороший ритм сочетает в себе сильные удары и акцентированные традиционные слабые удары, создавая запоминающийся ритмический рисунок.

Мы рассмотрим распространенные ритмические рисунки в популярной музыке, но многие из них можно встретить и в классической музыке.

Что такое ритм в музыке?

Это сложно.

Когда мы говорим о музыке, ритм можно описать как узоры из нот (и промежутков между ними), которые организованы во времени регулярным образом. Это могут быть ноты с тональностью (гитара Слэша, исполняющая резкое вступление к песне
«Sweet Child O’ Mine
«) или барабанщик, исполняющий ритм (знаменитое барабанное вступление Джона Бонэма к песне Zep
«Rock And Roll
«).

Но это еще и нечто большее. Ритм — явный или подразумеваемый — это клей, который держит музыкальное произведение вместе. Это секретный соус, которым музыканты посыпают свою игру, чтобы создать «карман». Это грув, который тянется к вашим ногам, заставляя их постукивать.

Вне музыки вы можете услышать ритм в природе: пение кукушки, волны на пляже. И в искусственных объектах тоже: «клик-клик» индикатора на приборной панели автомобиля, бег поезда по рельсам.

Это связь между тем, что вы слышите, и тем, как вы воспринимаете это во времени.

Так что, да, это сложно

И если вы планируете стать музыкантом, будь то исполнитель или продюсер, очень важно понимать, как работает ритм

Почему ритм важен?

На самом деле есть несколько причин. Во-первых, без хорошего чувства ритма вам будет трудно играть вместе с товарищами по группе/оркестру/дуэту укелеле-казу. И, как и любая теория, он может быть действительно полезным сокращением при общении с музыкантами и артистами. Хотя существует множество элементов, из которых состоит музыкальное произведение, ДНК ритма является одним из самых важных.

Понимание основ, лежащих в основе ритма, также позволит вам распознавать или деконструировать любой услышанный ритм и воспроизводить его самостоятельно. Что приводит нас в глубокую научную лабораторную часть этой статьи. Возьмите чашку чая и приготовьтесь к тому, что ваш разум будет расплавлен сложным дуплексным временем, полиритмами и геми-деми-семи-кваверами…

Несинкопированные ритмические рисунки

‘Four-On-The-Floor’

Этот тип ритма относится к устойчивому ритму, который встречается в танцевальной музыке, а также во многих других жанрах. В этом ритме вы просто играете ровные четвертные ноты без каких-либо музыкальных акцентов на протяжении четырех тактов.

Вот как это выглядит в виде написанной музыки:

И вот как это звучит:

Ваш браузер не поддерживает

элемент.

Это самый простой вариант, но он отлично подходит для развития музыки и является строительным блоком для более сложных ритмов.

Как практиковать:

Считайте вслух по четыре («1-2- 3-4)» и отстукивайте каждый такт правой рукой. Затем попробуйте акцентировать первый такт каждой меры.

‘The Off-Beat’

Этот ритмический рисунок характерен для регги и его поджанров, но одинаково полезен во многих стилях музыки. Этот простой ритм создается путем игры на традиционных слабых ударах 2 и 4, оставляя удары 1 и 3 без звука.

Ваш браузер не поддерживает

элемент.

Несмотря на поразительную простоту, это отличный ритм для использования, если вы играете на гармоническом инструменте и хотите не мешать более сложным ритмам, звучащим вокруг вас.

Вариацией этого музыкального ритма является разделение одной или обеих четвертных нот на две восьмые ноты, например, так:

Ваш браузер не поддерживает

элемент.

Как практиковать:

Считая от четырех, отстучите рукой такты 2 и 4. Чтобы добавить вариацию, просто отстучите по две четные ноты на каждый из тактов 2 и 4.

Если вы хотите разнообразить игру, попробуйте постукивать левой рукой только на третьем такте, в то время как правая рука продолжает на 2 и 4.

‘Баллада’

Еще один очень простой ритмический рисунок, который должен знать каждый начинающий музыкант, — это «баллада». Она состоит в основном из более длинных нот с небольшим пропуском в середине. В музыкальном смысле это четвертная, восьмая и половинная ноты с точкой.

Ваш браузер не поддерживает

элемент.

В качестве вариации половинная нота в конце может быть разделена на две четвертные ноты.

Ваш браузер не поддерживает

элемент.

Эту вариацию можно услышать в басовой линии песни Отиса Реддинга «Sitting On The Dock Of A Bay».

Как практиковать:

Считать четверками, но второй такт делить на
«и
«: 1-2-&-3-4′.

Правой рукой отстукивайте такты 1, 2& и 3 (и такт 4, если вы исполняете вариацию). Левая рука отбивает счет. Затем попробуйте поменять роли каждой руки!

‘Пульсирующие восьмые’

Этот ритмический рисунок прост, но требует практики, чтобы добиться ровного и красивого звучания.

В этом ритме вы играете на каждом основном ударе, плюс на вкраплениях между ними. Поэтому между каждым тактом вставляйте «и», например:
‘1-&-2-&-3-&-4-&’.

Ваш браузер не поддерживает

элемент.

Как практиковать:

Для начала потренируйтесь считать четверками, вставляя между каждым числом слово «and» (или повторяйте слово «cola» на каждый такт — два слога естественным образом разделят ваш такт на два). Затем отстучите ритм правой рукой.

После того как вы поймете ритм, попробуйте отстукивать основные четыре такта левой рукой, а правой играть пульсирующие восьмые ноты.

‘Вальс’

Не так много современной музыки написано в временной сигнатуре 3/4 (пример тройного метра), но старый добрый Билли Эйлиш несколько лет назад использовал
ее
в своих целях.

В этом ритмическом рисунке вы играете на первой и последней четвертных нотах в каждом такте, но добавляете небольшой акцент (или ударение) на первый такт.

Ваш браузер не поддерживает

элемент.

Этот традиционный вальсовый рисунок можно встретить во многих произведениях классической музыки. На ум сразу же приходит «Голубой Дунай» Штрауса. Он также лежит в основе сложных дуплексных (6/8) и триольных (9/8) ритмов.

Как практиковать:

Помните, что в тактовой записи 3/4 в каждом такте всего три удара. Поэтому в этот раз мы будем считать тройками (1-2-3, 1-2-3 и т.д.). Отстучите первый и последний такты правой рукой, но сделайте небольшой акцент на первом такте.

В качестве варианта попробуйте сыграть такт 1 левой рукой, а такты 2 и 3 — правой, при этом считая вслух по три.

Что такое музыкальный метр?

Для удобства чередующиеся удары пульса пересчитываются. Сильный удар всегда считается как «РАЗ», то есть становится первым начальным, а уже после идут слабые удары – второй, третий (если есть). Такой счет долей в музыке называется МЕТРОМ.

Метр как термин имеет связь со словом «измерять», то есть считать, превращать свойства явлений в числа. Метры бывают разные: простые и сложные. Простые метры – это двухдольный и трехдольный.

ДВУХДОЛЬНЫЙ МЕТР – содержит две доли, то есть два удара пульса: сначала сильный, затем слабый. Счет будет как в марше: РАЗ-ДВА, РАЗ-ДВА, РАЗ-ДВА и т.д. Послушайте пример с таким метром.

ТРЕХДОЛЬНЫЙ МЕТР – содержит три удара пульса, один из них – первый – сильный, а два других – слабые (второй и третий). Счет метра напоминает о вальсе: РАЗ-ДВА-ТРИ, РАЗ-ДВА-ТРИ и т.д. Послушайте для сравнения пример и такого метра.

Сложные метры получаются, когда склеиваются, соединяются два или несколько простых метров. Причем соединяться могут как одни и те же (однородные), так и разные метры. То есть можно соединить два двухдольных, но можно и смешать двухдольный метр с трехдольным.

Ритмические термины

Ниже приведены некоторые термины музыкального ритма, с которыми вы можете столкнуться, продолжая свое путешествие по ритму в музыке.

Полиритмические узоры

Полиритмы
— это когда два разных ритма исполняются одновременно. Это создает плотную ритмическую рагу в структуре композиции.

Полиритмы часто используются в африканской музыке, их можно услышать в перкуссионном ансамбле сальсы. Стив Райх также известен использованием полиритмов в своей музыке.

Прогрессивный ритм

Прогрессивный ритм — это ритм, который при каждом повторении изменяется очень незначительно. Эти небольшие изменения накапливаются и со временем приводят к появлению нового ритма.

Чередование ритмов

Как следует из названия, чередование ритмов — это регулярное переключение ритмов в музыкальном произведении.

Песня The Beatles
«I Want You
» — прекрасный пример использования чередования ритмических идей для достижения огромного драматического эффекта.

Гармонические биения

Термин «гармонические биения» означает слуховую иллюзию, возникающую при одновременном воспроизведении двух или более тонов одинаковой частоты.

Однако можно услышать этот термин вместо «гармонического ритма». В этом случае речь идет о темпе смены аккордов в музыкальном произведении.

Если, например, в пьесе в размере 4/4 аккорды меняются каждый такт, то гармонический ритм будет описан как целая нота.

Смешанный измеритель

Песня, в которой сочетаются временные сигнатуры с разными метрами, имеет так называемый смешанный метр.

Композиторы регулярно смешивают двойные и тройные временные сигнатуры, чтобы создать интерес и волнение в своей музыке. Это делал Стравинский, это делали Radiohead. Кейт Буш делала это в 70-е годы, а пару лет назад в сериале
Stranger Things
воскресила
«Грозовой перевал»
.

Как отрабатывать эти ритмические рисунки

Неважно, на каком инструменте вы играете (или какую
DAW
используете), попробуйте выстукивать эти ритмические рисунки руками. Таким образом, вы уловите суть ритма в своем теле и сможете использовать его в своей музыкальной деятельности

Для каждого ритма приводится пример звучания, вверху которого находится пустая мера клика. Вам будет указано, в какой временной сигнатуре считать (в четыре, в три и т.д.). Делайте это в ровном темпе, повторяя схему счета по мере отстукивания ритма рукой (руками).

Затем попробуйте отстучать счет одной рукой, играя ритм другой. Затем попробуйте добавить любые предложенные акценты или вариации.

Числовое выражение метра

Числовым выражением метра является МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАЗМЕР. Понятие размера относится к музыкальным тактам – именно их он измеряет. Музыкальный размер с помощью двух чисел рассказывает нам о том, какой в такте должен быть метр (сколько должно быть долей всего), и о том, какой из длительностей бьётся пульс (четвертной, восьмушкой или половинной).

Музыкальный размер обычно пишется в начале нотного стана после скрипичного ключа и ключевых знаков альтерации, если они, конечно, в пьесе есть. Запись его представляет собой два числа, которые помещаются одно над другим по типу математической дроби.

Подробнее о музыкальном размере мы еще поговорим в следующих выпусках. Давайте повторим важнейшие определения сегодняшнего урока.

Большой толковый словарь

РИТМ, -а; м. 1. Равномерное чередование каких-л. элементов (звуковых, двигательных и т.п.). Ритм дыхания. Ритм сердца. Иметь врождённое чувство ритма. О согласованности элементов в художественном произведении как средстве создания его композиции. Ритм цветов и красок в коллаже. Ритм букета. В классицизме свой архитектурный ритм. 2. Налаженный ход чего-л., размеренность в протекании чего-л. Деловой, трудовой ритм. Ритм жизни. Люди подчинялись единому напряжённому ритму. Болезнь сбила привычный ритм, с привычного ритма. 3. Внутренняя организация музыкального, поэтического и т.п. произведения, основанная на чередовании звуков, движений (темп исполнения, смена эмоций и т.п.). Быстрый, замедленный ритм. Отбивать ногой ритм. Попасть в ритм. Сбиться с ритма. Уловить ритм. В ритме мазурки. 4. обычно мн.: ритмы, -ов. Разг. Об эстрадных или танцевальных произведениях. Ритмы эстрады. Передаём танцевальные ритмы. Ритмический (см.). РИТМ-; РИТМО… Первая часть сложных слов. Обозначает отнесённость к ритму; ритмический. Ритм-балет, ритмопластический, ритм-секция, ритм-танец. РИТМ-ГРУППА, -ы; ж. Группа музыкальных инструментов, с помощью которых создаётся ритмическая основа аранжировки, исполнения. РИТМИЗАЦИЯ, -и; ж. к Ритмизировать и Ритмизовать. Р. движений. РИТМИЗИРОВАТЬ, -рую, -руешь; ритмизированный; -ван, -а, -о; св. и нсв. что. Сделать — делать что-л. ритмичным, придать — придавать ритм чему-л. Р. прозу. Р. свои движения. Ритмизироваться, -руется; страд. РИТМИЗОВАННЫЙ, -ая, -ое. Содержащий чёткий ритм, такт. Р-ая музыка. РИТМИЗОВАТЬ, -зую, -зуешь; ритмизованный; -ван, -а, -о; св. и нсв. что. =Ритмизировать. Ритмизоваться, -зуется; страд. Ритмизация (см.). РИТМИКА, -и; ж. 1. Система и характер ритма. Р. стиха. Р. танца. 2. Учение о ритме (в стихах, музыке, танце и т.п.). Законы ритмики. 3. Двигательные упражнения под музыку, имеющие целью развить чувство ритма. Уроки ритмики и пластики. РИТМИЧЕСКИЙ, -ая, -ое. 1. к Ритм и Ритмика. Р-ая структура стихотворения. Р. рисунок песни. Р-ие упражнения. Р. танец (с преобладанием ритма над другими особенностями танца). Р-ая гимнастика (=аэробика). Р-ая проза (ритмизированная, близкая по своему характеру белому стиху). 2. Подчинённый ритму, совершающийся в определённом ритме. Р-ие движения. Ритмически, нареч. Романс труден р. Ноги р. выбивают степ. Пальцы р. то сжимались, то разжимались. РИТМИЧНЫЙ, -ая, -ое; -чен, -чна, -чно. 1. =Ритмический (2 зн.). Р-ая музыка. Р. плеск волн. 2. Обладающий чувством ритма. Р. и темпераментный актёр. Дочурка очень ритмична. 3. Осуществляемый планомерно, без длительных перерывов и авралов; размеренный. Р-ая работа цеха. Р-ое поступление стройматериалов. Ритмично, нареч. (1 зн.). Р. колебаться. Р. двигаться. Р. работать. Ритмичность, -и; ж. Р. движений. Соблюдать р. в работе. РИТМОПЛАСТИКА, -и; ж. Система физических упражнений для всестороннего гармонического развития тела. Ритмопластический, -ая, -ое. Р-ая гимнастика.

Часто задаваемые вопросы

В чем разница между ритмом и ударом?

Такт — это единица музыкального измерения, которая регулярно повторяется, в то время как ритм имеет различную длительность нот, которые играют вокруг такта. Некоторые люди также ссылаются на ритм, когда говорят о том, что играет ритм-секция.

В чем разница между ритмом и мелодией?

Мелодия — это серия нот
, расположенных во времени в определенном порядке, причем каждая нота имеет определенную длительность. Ритм — это серия нот (поданных или не поданных), каждая из которых имеет определенную длительность. Для мелодии нужны звуки, а для ритма это не обязательно.

Может ли мелодия существовать без ритма?

Не в самом прямом смысле, нет. Без ритма ноты мелодии — это просто музыкальная ДНК мелодии. Полезно, но не в том случае, если вы хотите, чтобы ваша аудитория напевала ее.

Как узнать ритм песни?

В каждой песне будет множество различных ритмов. Барабаны будут играть что-то одно. Гитары — что-то другое. Бас будет играть рисунок, который дополняет барабаны, но не совпадает с ними. У
крюка
будет свой собственный ритм. Все элементы дополняют друг друга, чтобы сделать музыку попсовой.

Является ли ритм естественным или выученным?

Это, мой друг,
давняя дискуссия.
Я считаю, что все мы в той или иной форме обладаем ритмическим восприятием от рождения, но чтобы стать лучшим музыкантом, нужно приложить усилия и научиться этому. Некоторые люди, кажется, от природы хорошо разбираются в ритмах, и это, вероятно, потому, что в детстве они слушали множество музыки. Они научились ритму, даже не осознавая, что делают это!

Насколько важен ритм в музыке?

Без него мы все были бы в полной заднице. Даже если вы создаете эмбиентные произведения в стиле Брайана Ино, все равно есть пульс, который направляет произведение. Если вы хотите играть или создавать музыку, вам нужно понимать ритм.

Как пишется ритм?

Так же, как и мелодии: с помощью стандартной нотации. Партия ударных будет иметь нотные головки разной формы, чтобы различать части комплекта, но ноты передают одну и ту же информацию.

Является ли ритм более важным, чем мелодия?

Они оба одинаково важны для меня, но вы можете утверждать, что нет мелодии без ритма, и вот вам победитель. Если вы барабанщик, то ответ определенно всегда «да».

Как отмеряется музыкальное время?

Но время в музыке – не такое, как в физике. Его не отмерить точными, эталонными секундами. Время в музыке относительное, оно похоже на биение сердца человека, и единицы музыкального времени даже называются таким словом – ПУЛЬС.

Что такое пульс? Пульс в музыке – это равномерные одинаковые удары. Эти удары могут быть быстрыми, могут быть и медленными, главное – чтобы они были равномерными. Послушайте, например, равномерный пульс на ноте ЛЯ.

В ритме чередуются долгие и короткие звуки, но основой всего является пульс. Конечно, в музыкальных произведениях удары пульса вслух не отбиваются, чтобы не портить музыку, но музыканты их всегда чувствуют и слышат внутри себя. Чувство равномерной пульсации – это главное чувство, которое должен выработать у себя музыкант, если он хочет научиться играть ритмично.

Как выучить ритм

Очень хорошо читать обо всех аспектах, которые составляют теорию ритма. Но как на самом деле его выучить? Как и в большинстве музыкальных вещей, это практика, практика, практика. Но есть несколько вещей, которые могут помочь вам на этом пути.

  • Возьмите несколько уроков теории музыки, в идеале с репетитором, чтобы помочь закрепить идеи, обсуждавшиеся выше.
  • Используйте слова для понимания ритмических рисунков.
  • Потренируйтесь прохлопывать различные ритмы, либо те, которые вы слышите, либо те, которые вы читаете с нот. При этом попробуйте считать удары пульса вслух, прохлопывая ритм.
  • Прослушивание ритмических рисунков и ударов в музыке — отличный способ обучения. Играйте вместе с ними, а когда вам покажется, что вы все поняли, попробуйте сыграть это самостоятельно.
  • Убедитесь, что занятия на инструменте — это ежедневный пункт в вашем календаре. Используйте метроном, чтобы не спешить. Также может помочь отстукивание пульса, создаваемого метрономом, на своем теле во время игры или отстукивание ритма другой рукой.
  • Играйте с другими! Ничто так не улучшит ваши ритмические навыки, как джемы с другими музыкантами, поэтому найдите ближайший джем-ночь и присоединяйтесь. Не стесняйтесь!

Другие примеры ритма в музыке

Говорить о ритме в музыке — это хорошо, но некоторые аспекты ритма лучше всего понять на слух.

Синкопация:

Песня
Джеймса Брауна «Funky Drummer
» — отличный пример синкопирования в работе. Послушайте, как сильные акценты падают непосредственно перед первым ударом каждого такта.

Странное время:

Take Five Дэйва Брубека
— известная мелодия, в которой используется нечетное время, в данном случае 5/4. Послушайте, как акценты падают на первый такт каждой меры, чтобы заземлить вас. Это и есть тот самый удар. Зафиксируйте это и попробуйте считать вместе с треком.

Полиритмы:

Начало песни
Kashmir группы Led Zeppelin
является примером полиритма в работе. Барабаны играют в твердой устойчивой тональности 4/4, в то время как гитара играет в тональности 3/8. Чтобы понять это, считайте вместе с барабанами «раз-два-три-четыре». Как только вы это поймете, попробуйте считать «раз-два-три» вместе с гитарой. Затем попробуйте переключаться между ними.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: