Использование
Создание нового инструмента повлекло его появление в различных произведениях. Наибольшую популярность получил в конце 19 и начале 20 веков.
Впервые целеста появилась в произведении У. Шекспира «Буря» в 1888 году. Применил ее в составе своей группы композитор Эрнест Шоссон. Это было триумфальное звучание академической музыки.
Данные выступления во Франции поразили П.И. Чайковского. Русский композитор восхищался услышанным и решил привезти данное звучание на родину. Звуки колокольчика появились в произведениях великого музыканта. Впервые в России событие произошло в 1892 году в Мариинском театре на премьере балета «Щелкунчик». В последующие годы подобные звуки появились в балладе «Воевода».
В классической музыке челеста появлялась и в других творениях известных композиторов. Г. Малер включил ее в симфонии №6 и №8, «Песнь о земле». Г. Холст – в сюиту «Планеты». Симфонии номер 4, 6 и 13 Дмитрия Шестаковича также содержат подобные звучания. Появлялся инструмент в операх «Сон в летнюю ночь» (Э. Бриттен), «Дальний звон» (Шрекер), «Эхнатон» (Ф. Гласс).
Звуки «колокольчика» встречались не только в симфонических произведениях. В начале 20 века подобные звучания начали появляться в совершенно ином стиле – джазе. Сюда могут относиться Э. Хайнс, Х. Кармайкл, О. Питерсон, Ф. Уоллер, М. Льюис, Т. Монк, Д. Эллингтон. Музыканты успешно использовали челесту в своих композициях.
См. так’же
Ханóграф : Портал |
- Эмиль … на месте … Эрика (или родство через стул)
- Альбер Руссель (очень странный, но — композитор)
- Половина Ле Флема ( или хоровик, духовик, народник )
- Любители и любовники
- Единственный учитель… единственного учителя
- Дюре́й, дуре́й, дуре́я…
- Сага — о Соге́
- Автоматические Описи 1913 года ( описавшие всё на свете )
Ханóграф : Портал |
- Бастард Тристана (или ублюдок Вагнера)
- Траурный марш на смерть великого глухого (не говоря уже о слепых…)
- Сократ Сократа
- Истеричная истеричка
- Констан’тный Констан’тин
- Эрик-Альфред-Лесли, совершенно новая глава (во всех смыслах)
- — не те́ … Нитки
- Музыка рвоты, после всего
История создания челесты
История создания начинается с далекого 1788 года. Ч. Клаггет собрал «камертонный клавир», считающийся прародителем челесты. Механизм основывался на ударах молоточков о камертоны. Разное звучание достигалось за счет разных размеров стальных камертонов, установленных в образце.
Второй этап истории начинается с момента создания французом Виктором Мюстель «дультисона». Произошло событие в 1860 году. Данный образчик имел схожий принцип работы. Позднее сын Виктора, Огюст Мюстель доработал механизм. Камертоны были заменены на стальные пластины с резонаторами. В 1886 году данное изобретение было запатентовано. Полученный образец назвали «челеста».
биография
Общий вид особняка на бульваре Курсель, 22.
Амеде-Эрнест Шоссон родилась в Париже на улице Пьер Шоссон, 12, улице, названной в честь его деда по отцовской линии, который владел землей в 10- м округе Парижа. Со стороны отца его предки, выходцы из Сены и Марны, были каменщиками, плотниками, подрядчиками по строительству и общественным работам, разбогатевшими с расширением Парижа. На стороне его матери, Левро, есть фермеры из Уазы и нотариус. Буржуазное богатство его семьи позволило ему полностью посвятить себя музыке.
Два его старших брата умерли молодыми, и он прожил уединенное детство в районе Сен-Мишель . Его образование было поручено наставнику Леону Брету-Лафаргу, автору романов и стихов. Уезжает в отпуск в Трувиль, Биарриц, Рим, Лондон . Он получил юридическое образование вМарт 1876 г. и становится юристом-стажером в Май 1877 г.. Он посещал салон Берты де Рейссак примерно с 1875 года. Он увлечен искусством, особенно литературой, живописью и музыкой.
Весной 1878 г. были опубликованы его первые три партитуры: « Сонатина для фортепиано в 4 руки», « Шансон» и « Душа леса» . К концу 1878 года он начал брать уроки в классе Жюля Массне в Парижской консерватории, сначала в качестве свободного аудитора, а затем в качестве официального ученика, с конца 1880 года поИюль 1881 г.. Во время летних каникул в 1879 году, он отправился в Германию и посещал спектакли из Рихарда Вагнера Корабль — призрак и тетралогии . Шоссон часто возвращался в Байройт, помогая, например, в создании « Парсифаля» . Можно даже сказать, что Шоссон — французский вагнер, что не совсем так. Действительно, однажды композитор сам напишет: «Надо девагнеризовать». Летом 1878 года он познакомился с Винсентом д’Инди, который в то время тоже был в отпуске в Баварии и остался его очень близким другом. Гораздо позже последний завершит квартетный опус 35 Шоссона для его посмертного издания. Шоссон закончил свое музыкальное образование у Сезара Франка, органиста Святой Клотильды . ВМай 1881 г.Подгоняемый Массне, Шоссон проходит тестовые соревнования на приз Рима, но это неудача.
Шоссон и его жена.
В мае 1882 года Шоссон участвовал в создании Союза молодых композиторов, но это объединение длилось недолго, и вскоре Шоссон присоединился к Национальному музыкальному обществу (SNM), которое представило его мелодии из опуса 2,23 декабря 1882 г..
Он женился на Жанне Эскудье на 19 июня 1883 г.В мэрии 8- го района у них пятеро детей. Эрнест Шоссон будет очень счастлив в семейной жизни. Альберт Безнар написал портрет пары в 1891 году.
Через двух сестер своей жены он стал шурином художника Генри Леролле и промышленника и мецената Артура Фонтейна, что позволило ему расширить круг своих творческих связей.
С Инди друзей музыканта, Хассон и Duparc, это дает новый импульс популярных концертов в Жюля Pasdeloup, участвуя в художественном и в финансовом плане .
Могила Эрнеста Шоссона на кладбище Пер-Лашез, Париж
В Ноябрь 1886во время собрания SNM Франк, Инди и Шоссон настаивают на отставке Сен-Санса и Ромена Бюссина . Шоссон становится секретарем и очень серьезно относится к этой роли, пишет объемное письмо и оказывает финансовую поддержку. Он принял в своем доме, в своем особняке на бульваре де Курсель, 22, ряд крупных художников своего времени, в частности Поля Дюка и Клода Дебюсси, с которыми он подружился, а также художника Эжена Каррьера, который создал семейный портрет, который композитор поместит в своем кабинете над пианино. Двум другим художникам, Морису Дени и Одилону Редону, он доверил украшение своего дома.
Шоссон сочинял короткие произведения, такие как песни, а также более длинные произведения, такие как его симфония си-бемоль мажор и, прежде всего, опера Le Roi Arthus, либретто для которой он также написал в 1885-1886 гг., И раздел которой потребует семь лет усилий, с 1887 по 1894 год.
В 10 июня 1899 г.в Лиме он упал с велосипеда и вскоре скончался от травмы виска. Ему было 44 года. Его струнный квартет был почти закончен. Он похоронен на кладбище Пер-Лашез, отдел 67, chemin Hautoy.
Работает
|
|
Ernest Chausson
Дата рождения
20.01.1855
Дата смерти
10.06.1899
Профессия
композитор
Страна
Франция
Учился в Парижской консерватории в классе композиции у Ж. Массне (1880). В 1880-83 брал уроки у С. Франка. С 1889 был секретарём Национального музыкального общества. Уже ранние произведения Шоссона, прежде всего вокальные циклы (7 песен на сл. Ш. Леконта де Лиля, А. Сильвестра, Т. Готье и др., 1879-82), обнаруживают его склонность к утончённой, мечтательной лирике.
Для музыки Шоссона характерны ясность, простота выражения, изысканность колорита. В ранних сочинениях заметно воздействие Массне (4 песни на сл. М. Бушора, 1882-88, и др.), позже — Р. Вагнера: симфоническая поэма «Вивиана» (1882), опера «Король Артюс» (1886-1895), написанные на сюжеты легенд т. н. артуровского цикла (благодаря чему аналогия с творчеством Вагнера особенно явственна). Однако в разработке сюжета оперы Шоссон далёк от пессимистической концепции «Тристана и Изольды». Композитор отказался от развёрнутой системы лейтмотивов (основой развития служат четыре музыкальные темы), доминирующей роли инструментального начала.
В ряде сочинений Шоссона несомненно также влияние творчества Франка, проявившееся прежде всего в 3-частной симфонии (1890), в её принципах структуры и мотивного развития; вместе с тем рафинированно-блеклый оркестровый колорит, лирическая интимность (2-я часть) свидетельствуют об увлечении Шоссона музыкой молодого К. Дебюсси (знакомство с которым в 1889 перешло в дружбу, длившуюся почти до смерти Шоссона).
Многие произведения 90-х гг., например, цикл «Теплицы» («Les serres chaudes», на сл. M. Метерлинка, 1893-96), с их сдержанной речитацией, изысканно-неустойчивым гармоническим языком (широкое использование модуляций), тонкостью звуковой палитры, можно отнести к раннему импрессионизму. Особенную известность приобрела «Поэма» для скрипки с оркестром (1896), высоко оценённая Дебюсси и исполняемая многими скрипачами.
Сочинения:
оперы — Прихоти Марианны (Les caprices de Marianne, по пьесе А. де Мюссе, 1884), Елена (по Ш. Леконту де Лилю, 1886), Король Артюс (Le roi Arthus, либр. Ш., 1895, пост. 1903, т-р «Де ла Монне», Брюссель); кантата Араб (L’arabe, для скр., муж. хора и орк., 1881); для оркестра — симфония B-dur (1890), симф. поэмы Вивиана (1882, 2-я ред. 1887), Одиночество в лесу (Solitude dans les bois, 1886), Праздничный вечер (Soir de fкte, 1898); Поэма Es-dur для скр. с орк. (1896); Ведический гимн для хора с орк. (Hymne vйdique, сл. Леконта де Лиля, 1886); для жен. хора с фп. Свадебная песнь (Chant nuptial, сл. Леконта де Лиля, 1887), Погребальная песнь (Chant funebre, сл. У. Шекспира, 1897); для хора a cappella — Жанна д’Арк (лирич. сцена для солиста и жен. хора, 1880, возможно, фрагмент неосуществлённой оперы), 8 мотетов (1883-1891), Баллада (сл. Данте, 1897) и др.; камерно-инструментальные ансамбли — фп. трио g-moll (1881), фп. квартет (1897, закончен В. д’Энди), струн. квартет c-moll (1899, не окончен); концерт для скр., фп. и струн. квартета (1891); для фортепиано — 5 фантазий (1879-80), сонатина F-dur (1880), Пейзаж (Paysage, 1895), Несколько танцев (Quelques danses, 1896); для голоса с оркестром — Поэма любви и моря (Poeme de l’amour et de la mer, сл. Бушора, 1892), Вечная песнь (Chanson perpetuelle, сл. Ж. Кро, 1898); для голоса с фортепиано — песни (св. 50) на сл. Леконта де Лиля, Т. Готье, П. Бурже, Бушора, П. Верлена, Метерлинка, Шекспира и др.; 2 дуэта(1883); музыка к спектаклям драматического театра — «Буря» Шекспира (1888, «Пти театр де марионет», Париж), «Легенда о св. Цецилии» Бушора (1892, там же), «Птицы» Аристофана (1889, не пост.).
В. А. Кулаков
Публикации
Концертная программа юбилейного «Пасхального фестиваля» 14.06.2017 в 18:46
Вальтрауд Майер и Андрей Борейко выступили в Москве 20.03.2015 в 18:41
Интересные факты
Целеста – удивительный по звучанию инструмент. Может выглядеть как пианино, но звучание неповторимо.
Взять хотя бы интересный факт, связанный с балетом «Щелкунчик» П.И. Чайковского. Во втором акте под хрустальные капельки мелодии танцует фея Драже. Создается впечатления, что горошины из стекла падают на серебряное блюдце, а потом отскакивают и пропадают. Другие же сравнивают данные звуки с падением капель воды. Замысел композитора смог стать реальностью благодаря «небесному». Чайковский восхищался им. И в то же время боялся делиться находкой. Храня тайну, с помощью П.И. Юргенсона сумел выписать инструмент из Франции. Тайна хранилась до самой премьеры.
Описанный факт лишь подтверждает неповторимость и уникальность челесты. Простой механизм позволяет получить незабываемые звуки «колокольчика». Вплоть до настоящего времени не существует инструмента, который смог бы стать альтернативой «небесному».
Жизнь
Эрнест Шоссон родился в Париже в зажиточной буржуазной семье и был единственным выжившим ребенком строительного подрядчика, заработавшего состояние, помогая барону Осману в перестройке Парижа в 1850-х годах. Чтобы угодить своему отцу, Шоссон изучал право и был назначен барристером в Апелляционном суде, но практически не интересовался этой профессией. Он часто посещал парижские салоны , где встречался с такими знаменитостями, как Анри Фантен-Латур , Одилон Редон и Винсент д’Инди . Прежде чем решиться на музыкальную карьеру, он пробовал себя писать и рисовать.
Шоссон переворачивает страницы для Дебюсси, Люзанси, 1893 г.
В 1882 и 1883 годах Шоссон, любивший путешествия, посетил Байройт, чтобы послушать оперы Рихарда Вагнера . В первое из этих путешествий Шоссон отправился с д’Инди на премьеру оперы Вагнера « Парсифаль» , а во вторую поездку он отправился со своей новой супругой Жанной Эскудье (1862–1936), от которой у него должно было быть пятеро детей.
С 1886 года до своей смерти в 1899 году Шоссон был секретарем Société Nationale de Musique . В своем собственном доме (бульвар Курсель 22, недалеко от парка Монсо ) он принимал множество выдающихся художников, в том числе композиторов Анри Дюпарка , Габриэля Форе , Клода Дебюсси и Исаака Альбениса , поэта Стефана Малларме , русского писателя Ивана Тургенева , и художник-импрессионист Клод Моне . Шоссон также собрал важную коллекцию картин.