Как добраться
Куликово поле расположено в 280 километрах от Москвы и в 120 км — от Тулы. Чтобы посетить достопримечательности, связанные с битвой 1380 года, сначала нужно добраться до Тулы. Преодолеть расстояние в 183 км из столицы до Тулы можно на автомобиле за пару часов, на поезде или электричке за 2,5—3 часа или на автобусе за 3—3,5 часа. Поездка из Тулы до Куликова поля займёт ещё около 2—3 часов.
Прямо до локаций заповедника рейсовые автобусы не ходят, поэтому лучше всего ехать сюда на машине или с экскурсионной группой. Чтобы избежать путаницы, отправляясь в этот район Тульской области на машине, вводите в навигаторе не названия сёл, где находятся достопримечательности, а их координаты. Так, координаты села Монастырщино, где, помимо музея, находится Аллея славы и памятник Донскому: 53°40′01″ с. ш. 38°38′49″ в. д.
Выезжая из Тулы, следуйте сначала по Новомосковскому шоссе, а затем по федеральной автомобильной дороге М-4 «Дон». Проехав по а/д около 17 км, вы увидите дорожный указатель на Богородицк. Миновав его, вы доедете до посёлка Епифань. Проехав чуть более 22 км по автодороге 70К-181, вы доберётесь до села Монастырщино. В нескольких километрах от него находится Моховое, координаты которого: 54°59’14» с. ш. 39°20’55» в. д.
Если вы едете к туристическим объектам на общественном транспорте, то лучше всего купить билет на рейсовый автобус «Тула — Кимовск». Из Кимовска на автобусах можно доехать до Епифани, Монастырщина, Ивановки и Мохового. От остановок необходимо будет пройти ещё пару километров. Если ехать в среду или на выходных, то в Кимовске можно сесть на автобус до посёлка Куркино, который останавливается у Красного холма и музея в Моховом.
Расположение и особенности Куликова поля
Куликово поле, на котором состоялась важная битва в 1380 году, расположено в юго-восточной части Тульской области, между реками Дон, Непрядва и Красивая Меча. Под топонимом «Куликово поле» подразумевается равнинная местность, занимающая около 35 кв. км. Площадь же участка, где столкнулись войска князя Дмитрия Донского и темника Мамая, по мнению современных учёных, составляет всего порядка 2—3 кв. км.
Куликово поле, в окрестностях которого вырыты пруды, находится на границе леса и степи. На сегодняшний день тут регулярно работают специалисты, воссоздающие исконный ландшафт, чтобы туристы лучше могли представить все этапы и условия битвы. Пока только на 100 гектарах удалось полностью воссоздать исторический пейзаж: участки широколиственных дубрав и ковыльных степей.
Decembrists
01.05.2011 в 17:16.
Страна
СССР
ДЕКАБРИСТЫ / Полина Гебль — опера Ю. Шапорина в 4 д. (9 к.), либретто В. Рождественского по мотивам либретто «Полина Гебль» А. Н. Толстого. Исполнение 1-й редакции (в 2 д., под названием «Полина Гебль»): Ленинград, Театр оперы и балета, 14 декабря 1925 г. (Н. Печковский — Анненков, П. Андреев — Николай I, К. Кузнецова — Полина); первые постановки 2-й редакции («Декабристы»): Москва, Большой театр, под управлением А. Мелик-Пашаева (премьера — 23 июня 1953 г.); Ленинград, Театр им. Кирова, под управлением Б. Хайкина (премьера — 4 июля 1953 г.); Прага (1957), Острава (1958).
Над оперой Шапорин начал работать в преддверии столетия со дня восстания декабристов; в 1925 г. на торжественном заседании по поводу столетия восстания был исполнен ее первый вариант. Однако произведение вызвало нападки, причина которых заключалась в либретто. Написанный А. Толстым текст был посвящен любви француженки Полины Гебль к декабристу Анненкову — она последовала за осужденным в Сибирь, где стала его женой. По мнению тогдашней критики, эта драма не отражала тему декабрьского восстания. Композитор взялся за переработку оперы. Жанр ее определился как героический, установилось иное соотношение между личной драмой и подвигом декабристов. Работа затянулась на многие годы. Попытки переделки прежнего либретто ни к чему не привели, текст, по существу, пришлось писать заново. Вместо Анненкова и Полины Гебль появились образы Щепина-Ростовского и Елены; в драматургии получили отражение основные события восстания. Среди героев оперы, выразителей ее идеи — Пестель, Рылеев, Бестужев, Каховский. Ясно очерчен и враждебный лагерь во главе с Николаем I. Задача создания логически развивающегося сценического действия при строгом следовании истории была нелегкой. Ее решение — немалая заслуга поэта В. Рождественского, чье участие привело к успешному завершению оперы. В текст либретто органично введены стихи поэтов той поры — Пушкина, Рылеева, Катенина.
Музыка Шапорина лирична по своему характеру. В ней нет внешнего драматизма, она пленяет распевностью, эмоциональной выразительностью, глубиной и подкупающим лиризмом как в передаче темы любви Щепина-Ростовского и Елены, так и в обращении Рылеева к маленькой дочери. Образы декабристов показаны на широком и ярком фоне народной жизни (например, ярмарка). В народных сценах есть ширь, удаль, ощущение могучих сил, скованных жестокой неволей, неизбывная тоска, роднящая мелодии, созданные композитором, с лучшими образцами русской протяжной песни (ямщицкая песня «Ой вы, версты», которую запевает Бестужев). Превосходны хоры, разнообразные по эмоциональному содержанию, передающие мысли и чувства массы. Опера богата ансамблями, один из лучших — клятва декабристов (песня-гимн на слова Пушкина «Товарищ, верь, взойдет она…») перед выступлением 14 декабря. Маршевое, гимническое начало пронизывает музыку. В опере органически слиты интонации, характерные для той эпохи и революционных песен позднейшей поры. Автор не побоялся дать развитое вокальное решение и образов врагов восстания (ариозо Николая I «В недобрый час вступаю я на трон»), тогда как композиторы в подобных случаях чаще всего обходились бледноватым речитативом. Если декабристы, при всей разности характеров и темпераментов, показаны людьми высокого благородства и мужества, то Николай — холодный и жестокий палач, играющий роль рыцаря.
«Декабристы» — одна из лучших советских опер на историческую тему, опирающаяся на высокие традиции Глинки, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского. В ней множество участников, она очень сложна для постановки, поэтому только два крупнейших театра страны смогли включить ее в свой репертуар.
А. Гозенпуд
Belcanto.ru — классическая музыка, опера и балет
- Беседа пятая. Оперное искусство XX века
- Шапорин. Опера «Декабристы»
Music to Plays
- «Много шума из ничего» (1919, БДТ)
- «Король Лир» (1920, БДТ)
- «Двенадцатая ночь» (1921)
- «Комедия ошибок»
- «Сэр Джон Фальстаф» У. Шекспира
- «Разбойники» Ф. Шиллера (1919, БДТ)
- «Женитьба Фигаро» П. Бомарше
- «Тартюф» Мольера (1921)
- «Сарданапал» Дж. Байрона
- «Соломенная шляпка» Э. Лабиша и Марк-Мишеля
- «Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу (1923)
- «Горе от ума» A. C. Грибоедова
- «Борис Годунов» А. С. Пушкина
- «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого (1925)
- «Блоха» Е. И. Замятина (1926, БДТ)
- «Любовь Яровая» К. А. Тренёва (1927, БДТ)
- «Штурм Перекопа» А. Ф. Мокина и В. А. Трахтенберга (1927, ЛАТОБ им. С. М. Кирова)
- «Аристократы» Н. Ф. Погодина (Театр имени Е. Б. Вахтангова, 1935)
- «Горе-злосчастье» по С. Я. Маршаку (1941)
- «Иван Грозный» (1944)
- «Изгнание блудного беса» А. Н. Толстого
- Бронепоезд 14-69″ (1927, Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина)
- «Ломоносов» (1953) Вс. В. Иванова
История Куликова поля
Легендарным местом Куликово поле в Тульской области стало из-за крупного сражения, состоявшегося 8 сентября 1380 года. Предпосылкой битвы стал отказ князя Дмитрия Ивановича ездить за ярлыком в Золотую Орду и платить дань. До 1378 года обе стороны не вступали в открытое противостояние. Узнав летом 1380 года о том, что Мамай в союзе с Ягайло и Олегом Рязанским готовятся к нападению, Дмитрий Иванович объявил военные сборы.
Собрались войска в середине августа в Коломне, где был определён предбоевой порядок: первую линию сформировали коломенцы, за ними стоял Главный полк под предводительством Московского и Владимирского князя Дмитрия, справа были ярославские войска под руководством Владимира Храброго, удельного князя Серпуховского, Дмитровского, Галицкого и Боровского, по левую руку от Большого полка стояла дружина во главе с Глебом Брянским.
Мамай планировал объединить войска на юге от Оки в середине сентября, полагая, что русские князья не станут нападать, а займут оборонительную позицию. Дмитрий Иванович принял решение разбить Мамая до того, как силы противника соединятся. Накануне похода, назначенного на 20 августа, религиозный князь пошёл к не менее известной личности, преподобному Сергию Радонежскому, который благословил войско и предрёк победу.
Выдвинулись полки навстречу врагу обособленно. По пути русское войско пополнилось дружинами литовских князей Ольгердовичей — наместников князя Дмитрия Ивановича в Пскове и Переславле-Залесском. В результате этого боевой порядок немного изменился, а людям Владимира Храброго назначили роль засадного полка. В качестве кавалеристов выступали дружинники, а пехотинцев — представители городского ополчения.
Встретились войска князя Московского и Мамая на южном берегу Дона, на поляне длиной в пару километров и менее километра шириной. Считается, что бой начался после гибели в богатырском поединке русского инока Пересвета и татарина Челубея. В летописях говорится о том, что сражение длилось почти весь день, однако историки приходят к выводу, что сражение заняло около трёх часов.
Первый удар мамаевских полчищ пришёлся на сторожевой и передовой полки. Не сумев прорвать третью линию, где были сосредоточены основные силы русского войска, золотоордынские воины сделали упор на левый фланг. Около двух часов длилась оборона, а когда люди Мамая уже были уверены в победе, из леса выступил засадный полк, переломивший ход сражения. Не ожидая такого удара, враги в панике бежали.
Битва на Куликовом поле стала одной из важнейших в истории России побед, так как против Мамая, войско которого казалось непобедимым, вместе выступили раздробленные до того момента русские княжества. Кроме того, это сражение стало важным этапом на пути освобождения Руси от Золотой Орды. В честь этого в середине XIX века на Красном холме был возведён памятник Дмитрию Донскому.
К 500-летию победы в битве на Куликовом поле в селе Монастырщино основали храм и освятили его в честь Рождества Богородицы, отмечаемого 8 сентября. Спустя более 30 лет около Красного холма приступили к постройке храма прп. Сергия Радонежского, напророчившего русскому князю победу. Несмотря на то что в прошлом веке этим храмам, как и большинству других, пришлось нелегко, в обеих церквях и сегодня проходят службы.
На протяжении многих веков на месте битвы обнаруживались фрагменты вооружения и доспехов, которые пополняли личные коллекции помещиков. В период свержения монархии и прихода к власти советов бо́льшая часть экземпляров была утрачена, однако и по сей день археологи находят обломки оружия и обмундирований. К 600-летнему юбилею победы Донского над Мамаем правительство инициировало реставрацию местных храмов и монументов.
Сначала из найденных артефактов сформировали музейную выставку, установили памятник князю Дмитрию и заложили Аллею Памяти и Единства, а позднее, уже в конце прошлого века, создали тут музей-заповедник, включающий в себя Красный холм и территории таких населённых пунктов, как Монастырщино, Епифань и Моховое, — места стоянки, битвы и захоронений войск. Осенью 2000 года в селе Монастырщино был открыт музейно-мемориальный комплекс.
Памятник Сергию Радонежскому и Дмитрию Донскому на Куликовом поле
Доступные виды досуга на Куликовом поле
Чтобы посетить все туристические объекты поля Куликовской битвы, планируйте по возможности минимум двухдневный отдых. Музей-заповедник предлагает туристам десять маршрутов длительностью от одного до шести дней по связанным с Куликовым полем достопримечательностям и его окрестностям. Начать знакомство с историческими местами можно уже по пути к ним благодаря размещённому на официальном сайте заповедника аудиогиду.
Музейный комплекс предполагает и отдых с детьми. Так, на всей территории обеспечен комфорт перемещений с коляской, а в селе Моховое с 10 часов утра до 7 часов вечера работает комната матери и ребенка. В этом же населённом пункте есть музей-квест для детей, а в музее Монастырщина — игровой уголок. Для малышей разных возрастов предусмотрены развлекательные программы, в игровой форме знакомящие юных посетителей с историей.
Удачное месторасположение музейного комплекса располагает к активным играм и занятиям спортом на улице. Для этого вовсе не обязательно брать с собой много вещей: здесь можно взять напрокат спортивный инвентарь, а также велосипеды, ролики, санки и т.п. Гуляя по местности, туристы могут заглянуть в большую конюшню, чтобы посмотреть, как живут лошади, покататься на них или в бричке и покормить едой, которую можно приобрести тут же.
На Конном дворе круглый год работает сауна, а в Епифани — бани при гостевом доме. Из развлечений в тёплое время года посетителям музейного комплекса доступно купание в прудах Мохового, рыбалка и катание на лодках. Словить щуку и карасей можно, также взяв в аренду всё необходимое для рыбалки. Тут можно и искупаться, однако лучше всего для этих целей выбрать Дон или Непрядву.
Если вы едете на поле Куликовской битвы на один день, можно взять с собой перекус. Для тех же, кто отправляется сюда на несколько дней или хочет подкрепиться перед обратной дорогой, работают кафе в Моховом, где предлагают большой выбор блюд на завтрак, обед и ужин, а также буфет в Монастырщине и кафетерий при музее Куликовской битвы. Арендуя тут жильё, вы получаете доступ к кухне, где можете самостоятельно приготовить еду.
Фестивали и праздники на Куликовом поле
На территории поля Куликовской битвы время от времени проводятся реконструкции и фестивали с ярмарками и соревнованиями, устраиваются и празднования Рождества, Масленицы и т.д. Провожают Масленицу тут сельскими аттракционами, концертной программой, конкурсами и мастер-классами. Мастер-классы по созданию кукол и росписи ложек проходят и в День России, который отмечают также соревнованиями и катанием на лошадях.
Самое громкое ежегодное событие, отмечаемое здесь с размахом уже около тридцати лет, — военно-исторический фестиваль «Поле Куликово», который проходит в сентябре. Туристов, попавших на праздник, ожидает турнир наездников, пехотинцев, лучников, историческая реконструкция, мастер-классы и концерты. Праздничные мероприятия разворачиваются на Красном холме, в селе Монастырщино, а также в Куркинском и Кимовском районах области.
Музеи и экспозиции Куликова поля
Недалеко от поля битвы находится музейный комплекс, в который входит музей Куликовской битвы, выставочный зал и детский музей-квест. В основной части музея можно увидеть картины, иллюстрирующие жизнь на Руси в XIV веке, и узнать все подробности легендарного сражения благодаря большому макету и интерактивным зонам. В выставочном зале реликвий можно увидеть многовековые артефакты, обнаруженные на месте боя.
Детский-музей квест знакомит с Куликовской битвой юных посетителей. Дети старше шести лет смогут обрести новые знания, участвуя в викторине, а малыши могут позабавиться с кубиками, лошадкой и фигурками средневековых жителей. Под потолком размещён большой макет битвы, который можно рассмотреть вблизи, поднимаясь по той или иной лестнице, ведущей к изображению лагеря Донского, монастыря Радонежского и т.д.
В Монастырщине расположен музейно-мемориальный комплекс, где проходит экспозиция «Дон. Вся история на берегах одной реки», включающая, помимо истории о сражении на Куликовом поле, рассказы о других происходивших у Дона событиях. В выставочных залах демонстрируются уникальные находки, датируемые IV—XIII веками, а также макеты и мультимедийные средства, благодаря которым можно узнать о том, как здесь жили раньше.
В Епифани, которая находится по пути к музейному комплексу, располагается музей купеческого быта. В селе, которое являлось в XIX веке городом и крупным центром торговли, музей занимает бывшую усадьбу одного из местных купцов. Гости усадьбы могут познакомиться с бытом жителей провинции XIX — начала XX веков, осмотрев жилой дом, лавку с погребом, баню, дворик, огородный и садовый участки.
Five Romances after A. Pushkin, Op. 10
История создания
В 1937 году вся страна торжественно отмечала столетие со дня гибели Пушкина (1799—1837). Готовились большие празднества, был издан шеститомник сочинений великого поэта. Многие композиторы также отмечали эту дату — скорее по велению сердца, а не в связи с государственными заказами. Шапорин всегда наряду с Блоком любил Пушкина. И появление пяти романсов на его стихи в этот юбилейный год не было данью официозу.
По некоторым данным сочинять романсы на стихи Пушкина композитор начал еще в 1934 году. В это время Шапорин, приближавшийся к своему 50-летию, жил в Демьянове — старинной усадьбе недалеко от Клина, в доме, ранее принадлежавшем брату любимого ученика Чайковского Сергея Танеева В. И. Танееву. В уютном деревянном двухэтажном доме с дровяным отоплением, керосиновыми лампами и свечами, зажигавшимися по вечерам в гостиной, все хранило традиции старины и создавало атмосферу пушкинского времени.
Шапорин отобрал для своего цикла пять стихотворений. Отбор оказался весьма многозначительным. Первым номером цикла стал романс — «Зачем крутится ветр в овраге» — отрывок из неоконченной поэмы «Езерский» (1832—1833). Следующий номер композитор назвал «Расставание», хотя у Пушкина последнее из обращенных к графине Елизавете Ксаверьевне Воронцовой стихотворений названо «Прощание» (1830). Еще одно стихотворение — «Под небом голубым» (у Пушкина — «На смерть госпожи Ризнич», 1826). И последние, самые значительные по содержанию — «Заклинание» (1830) и «Воспоминание» (1828). «Основная тема цикла — излюбленная композитором тема воспоминаний, ставшая определяющей для всей его вокальной лирики, — пишет исследователь творчества Шапорина. — Цикличность же как композиционный прием помогает показать «рост» чувств лирического героя. Тема воспоминаний во всех ее оттенках от трепетной лирики до мощи страстного чувства проходит от одного романса к другому, достигая своей трагической кульминации в последнем произведении цикла, строки которого могли бы служить эпиграфом и к данному циклу и к большинству других:
Воспоминание безмолвно предо мной Свой длинный развивает свиток.
Но в этом стихотворении есть и куда более значимые слова:
И с отвращением читая жизнь мою, Я трепещу и проклинаю, И горько жалуюсь, и горько слезы лью, Но строк печальных не смываю.
Первый из романсов, написанный на XI строфу неоконченной поэмы «Езерский», которую Пушкин оставил ради «Медного всадника», посвящен Д. Шостаковичу.
Лирическим центром цикла стало «Заклинание». Его композитор посвятил памяти своей дочери Аленушки, умершей в 1932 году, на двенадцатом году жизни:
О, если правда, что в ночи, Когда покоятся живые И с неба лунные лучи Скользят на камни гробовые, О, если правда, что тогда Пустеют темные могилы, — Я тень зову, я жду Леилы: Ко мне, мой друг, сюда, сюда!
Музыка
Романсы на стихи Пушкина — жемчужина вокальной лирики Шапорина. Их отличает глубочайшая выразительность, философичность, общее элегическое настроение, которое в отдельные моменты перерастает в подлинную трагедийность. Первый и последний романсы — своего рода пролог и эпилог.
«Заклинание» — одна из самых ярких страниц творчества Шапорина и, по утверждению исследователей, лучшее воплощение этого стихотворения Пушкина в русской музыке (до того к нему обращались Римский-Корсаков, Блуменфельд, Метнер, Кюи). Глубоко переданы в нем страстный порыв к недостижимому, боль и тоска по ушедшей жизни. Единая линия развития стремится к призыву «Сюда, сюда!». Пластичная мелодия романса как бы рождается из нервно пульсирующей партии фортепиано. При этом особую напряженность музыке придает несовпадение размеров двудольной вокальной партии и трехдольного аккомпанемента. Три строфы стихотворения воплощены по-разному: во второй строфе плавный характер мелодии сменяется декламационным, более гибко отражающим каждое слово. Заключительная строфа музыкально более развита. Кульминация наступает на строках «Хочу сказать, что все люблю я, что все я твой: сюда, сюда!»
Иллюстрация: Иван Айвазовский. «Прощание Пушкина с Черным морем», 1877.