From Jewish Folk Poetry, Op. 79
Композитор
Дмитрий Шостакович
Год создания
1948
Дата премьеры
15.01.1955
Жанр
вокальные
Страна
СССР
История создания
1948 год стал очень тяжелым для Шостаковича. В феврале вышло
печально знаменитое Постановление ЦК ВКП(б), в котором его
творчество шельмовалось, объявлялось антинародным. Вместе с другими
наиболее талантливыми композиторами страны Шостакович был предан
анафеме на Первом Всесоюзном съезде композиторов. Ему пришлось
публично каяться в якобы совершенных ошибках. Музыка его была, по
существу, запрещена. Для заработка и творческой реабилитации он
работал над музыкой к кинофильму «Молодая гвардия». Но душа
требовала иного
Летом, когда семья жила в дачном поселке Комарово
под Ленинградом, внимание композитора привлек сборник стихов
«Еврейские народные песни» в пристанционном газетном ларьке. Стихи
заинтересовали его
Возник замысел вокального цикла. Еврейский
фольклор давно привлекал к себе внимание композитора, но, возможно,
сыграла свою роль и начинавшаяся кампания «борьбы с
космополитизмом».
Работа нац циклом шла очень активно — осенью он был закончен.
Рукопись датируется октябрем 1948 года. Разумеется, об исполнении
нечего было и думать. Музыка на несколько лет «легла в стол»; ее
премьера состоялась лишь 15 января 1955 года. «Из еврейской
народной поэзии» (ор. 79) — не романсы, не песни в обычном
понимании. Одиннадцать номеров цикла это живые драматические сценки
в традициях Мусоргского. Шостакович не пользовался фольклорными
источниками, однако музыка пронизана характерными еврейскими
интонациями, как собственно вокальными, так и речевыми.
Музыка
Цикл делится на две неравные части: восемь номеров используют
тексты, посвященные дореволюционному быту, последние три —
«счастливой свободной жизни в советской стране». Соответственно
меняется и музыкальный язык: в первой части преобладают
выразительные, часто опирающиеся на еврейский фольклор речитативные
интонации, тогда как во второй звучат нарочито оптимистичные
мелодии, близкие массовым песням.
Цикл открывается «Плачем об умершем младенце» — скорбным диалогом
двух женщин, основанном на выразительной интонации стона. №2,
«Заботливые мама и тетя» — песня-прибаутка, отличающаяся мягким
юмором и несколько осветляющая колорит «Колыбельная» (№3) снова
трагична. Это монолог матери, вырастающий из интонации баюкания, но
постепенно переходящий в речитативно-декламационный. №6, «Брошенный
отец», — душераздирающая сцена, в которой интонациям отца, полным
отчаяния, противопоставлены презрительные бездушные ответы дочери.
Завершается она монотонным, полным безнадежности повторением одного
и того же мотива («Вернись ко мне…»). №7, «Песня о нужде»,
парадоксально воплощенная в хмельной плясовой, заставляющей
вспомнить Мусоргского, приводит к кульминации цикла. Это №8,
«Зима», — терцет, приближающийся к оперному ансамблю по силе
выражения, подводящий итог трагического раздела цикла.
Л. Михеева
Публикации
Шостакович и Молодёжка — получилось! 19.05.2015 в 17:33
Премьера, которую, нельзя пропустить 18.10.2012 в 11:47
О симфонической самодостаточности одного театрального оркестра 02.08.2012 в 10:38