Шостакович. «из еврейской народной поэзии»

Шостакович. «из еврейской народной поэзии»

From Jewish Folk Poetry, Op. 79

Композитор
Дмитрий Шостакович
Год создания
1948
Дата премьеры
15.01.1955
Жанр
вокальные
Страна
СССР

История создания

1948 год стал очень тяжелым для Шостаковича. В феврале вышло
печально знаменитое Постановление ЦК ВКП(б), в котором его
творчество шельмовалось, объявлялось антинародным. Вместе с другими
наиболее талантливыми композиторами страны Шостакович был предан
анафеме на Первом Всесоюзном съезде композиторов. Ему пришлось
публично каяться в якобы совершенных ошибках. Музыка его была, по
существу, запрещена. Для заработка и творческой реабилитации он
работал над музыкой к кинофильму «Молодая гвардия». Но душа
требовала иного

Летом, когда семья жила в дачном поселке Комарово
под Ленинградом, внимание композитора привлек сборник стихов
«Еврейские народные песни» в пристанционном газетном ларьке. Стихи
заинтересовали его

Возник замысел вокального цикла. Еврейский
фольклор давно привлекал к себе внимание композитора, но, возможно,
сыграла свою роль и начинавшаяся кампания «борьбы с
космополитизмом».

Работа нац циклом шла очень активно — осенью он был закончен.
Рукопись датируется октябрем 1948 года. Разумеется, об исполнении
нечего было и думать. Музыка на несколько лет «легла в стол»; ее
премьера состоялась лишь 15 января 1955 года. «Из еврейской
народной поэзии» (ор. 79) — не романсы, не песни в обычном
понимании. Одиннадцать номеров цикла это живые драматические сценки
в традициях Мусоргского. Шостакович не пользовался фольклорными
источниками, однако музыка пронизана характерными еврейскими
интонациями, как собственно вокальными, так и речевыми.

Музыка

Цикл делится на две неравные части: восемь номеров используют
тексты, посвященные дореволюционному быту, последние три —
«счастливой свободной жизни в советской стране». Соответственно
меняется и музыкальный язык: в первой части преобладают
выразительные, часто опирающиеся на еврейский фольклор речитативные
интонации, тогда как во второй звучат нарочито оптимистичные
мелодии, близкие массовым песням.

Цикл открывается «Плачем об умершем младенце» — скорбным диалогом
двух женщин, основанном на выразительной интонации стона. №2,
«Заботливые мама и тетя» — песня-прибаутка, отличающаяся мягким
юмором и несколько осветляющая колорит «Колыбельная» (№3) снова
трагична. Это монолог матери, вырастающий из интонации баюкания, но
постепенно переходящий в речитативно-декламационный. №6, «Брошенный
отец», — душераздирающая сцена, в которой интонациям отца, полным
отчаяния, противопоставлены презрительные бездушные ответы дочери.
Завершается она монотонным, полным безнадежности повторением одного
и того же мотива («Вернись ко мне…»). №7, «Песня о нужде»,
парадоксально воплощенная в хмельной плясовой, заставляющей
вспомнить Мусоргского, приводит к кульминации цикла. Это №8,
«Зима», — терцет, приближающийся к оперному ансамблю по силе
выражения, подводящий итог трагического раздела цикла.

Л. Михеева

Публикации

Шостакович и Молодёжка — получилось! 19.05.2015 в 17:33

Премьера, которую, нельзя пропустить 18.10.2012 в 11:47

О симфонической самодостаточности одного театрального оркестра 02.08.2012 в 10:38

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: