Содержание и особенности
Исходя из собственно идеи метаморфозы ( греч . Μεταμόρφωσις metamórphosis «трансформация», «переделка»), произведение можно рассматривать как непрерывную цепочку вариаций , мелодический материал и выразительный тональный язык которых напоминают второе движение эроики . Используя методы из полифонии , динамиков и модуляции , Strauss развивает темы и , таким образом , создает интенсивное выражение своего последний «плача».
По внешней форме метаморфозы состоят из трех разделов с тремя тематическими группами, которые подвергаются непрерывной трансформации и связаны между собой этим изменяющимся движением. На протяжении нескольких стадий развития ( несколько более плавный , poco piu mosso ), за Adagio ma non troppo следует страстно взмывающая средняя часть Agitato из такта 213, которая после интенсивного, динамичного и полифонического увеличения возвращается к болезненному Adagio ( tempo primo ) из такта 390 , где первая тема повторяется фортиссимо. В конце концов, с In Memoriam! Затертые такты, похоронный марш Бетховена можно услышать в басу.
Как и « Четыре последних песни» или « Концерт для гобоя» , «Метаморфозы» также не имеют номера опусов.
Важность и прием
«Метаморфозы» — важное произведение и одновременно лебединая песня эпохи. Они стоят в конце развития, которое переходит в свободные тона и объединяет мелодии и голоса в почти бесконечном развитии вплоть до последних тактов.. Хотя Штраус изначально был отмечен многими как пионер авангарда после его эпохальных работ « Саломея» и « Электра» , позже ему пришлось принять неоднократную критику, а иногда и резкую полемику за его консервативную позицию
Многочисленные последователи венской школы вокруг Арнольда Шёнберга , музыкально-философская основа которого была сформирована, прежде всего, самым известным критиком творчества Штрауса Теодором В. Адорно , жаловались на «предательство», которое было объявлено с кавалером роз
Хотя Штраус изначально был отмечен многими как пионер авангарда после его эпохальных работ « Саломея» и « Электра» , позже ему пришлось принять неоднократную критику, а иногда и резкую полемику за его консервативную позицию. Многочисленные последователи венской школы вокруг Арнольда Шёнберга , музыкально-философская основа которого была сформирована, прежде всего, самым известным критиком творчества Штрауса Теодором В. Адорно , жаловались на «предательство», которое было объявлено с кавалером роз .
О Памяти! были также отклоняющиеся интерпретации, такие как утверждение, что это не относилось к Бетховену и что работа была элегией о режиме , подходы, которые, однако, не могли преобладать.
Для Райнера Каденбаха, например, «Метаморфозы», наряду с другими ранними произведениями, такими как последние песни или концерт для гобоя, обычно являются произведениями частной и камерной музыки . Штраус — традиционный художник, который жил в своем лучшем прошлом. Это правда, что песня Рюккерта Im Sonnenschein уже показывает меланхолическую тенденцию преображаться; Впрочем, до последних песен об отставке не было и речи. В то время как в поздних произведениях других важных композиторов, таких как Густав Малер, многие вещи кажутся сломанными, бесцветными или «невыраженными», у Штрауса ничего этого не чувствуется. Он не налагает запрет на Expressivo; его инструменты и гармония оставались красочными и ослепляющими, как и прежде, даже если он относился к оркестру как к менее виртуозному телу, чем раньше, что демонстрирует его «аскетизм камерной музыки». Штраус неоднократно демонстрировал, что рассудительность, с одной стороны, и духовность и тональное богатство, с другой, не обязательно должны представлять неразрешимые противоположности.
Руины аббатства Святого Бавона
Руины аббатства Святого Бавона. | Фото: VisitGent / Flickr.
В восточной части города находятся руины аббатства Святого Бавона, основанного в 630 году Амандом – бенедиктинским монахом, причисленным к лику святых. В X веке аббатство было разрушено норманнами, но затем вновь восстановлено.
До сегодняшнего дня от первоначального комплекса сохранилось немного – позднеготические крытые галереи, восьмиугольный лаваторий, трапезная с ее прекрасными романскими фресками XII века, а также фрагменты дома капитула.
В бывшем здании трапезной сегодня размещается Музей скульптуры и резьбы по камню, в котором собрана необычная коллекция мозаики, а также средневековых надгробий, скульптур и архитектурных артефактов, датируемых XII-XVIII веками.
Адрес: Ruins of Sint-Baafsabdij, Voorhoutkaai 43, 9000 Gent, Бельгия.
Местоимения-существительные
Nadie может стоять после глагола с отрицанием или опережать его, тогда отрицательная частица no не ставится:
- ¿Me ha llamado alguien esta tarde? — No, no te ha llamado nadie./Nadie te ha llamado. — Кто-нибудь звонил мне сегодня вечером? — Нет, никто тебе не звонил.
- ¿Quiere alguien ir conmigo al estadio? — No, no quiere ir nadie contigo al estadio./ Nadie quiere ir contigo. — Кто-нибудь хочет пойти со мной на стадии он? — Нет, никто не хочет идти с тобой на стадион.
- Alguien debe hacerlo. — Кто-то должен это сделать.
- Nadie quiere discutir este problema. — Никто не хочет обсуждать эту проблему.
Nada может стоять после глагола с отрицанием или опережать его, тогда отрицательная частица no не ставится:
- ¿Te pasa algo? — No, no me pasa nada. / Nada me pasa. — У тебя что-то случилось? — Нет, у меня ничего не случилось.
- ¿Van a tomar algo? — No, gracias, ahora no queremos nada./ No, gracias, ahora nada queremos. — Вы что-нибудь выпьете? — Нет, спасибо, сейчас мы ничего не хотим.
- Quiero decirte algo. — Я хочу сказать тебе что-то.
- Nada espero de él. — Я ничего не жду от него.
- Algunos piensan que tú te equivocas. — Некоторые думают, что ты ошибаешься.
- De todos los miembros de la familia ninguno me ha dicho la verdad. — Из всей семьи никто не сказал мне правду.
В функции существительного эти два местоимения часто употребляются с предлогом de:
- Alguna de estas muchachas sabe lo que ha pasado. — Кто-нибудь из этих девушек знает, что произошло.
- Alguno de vosotros tiene que visitar a Antonio. — Кто-нибудь из вас должен навестить Антонио.
- Ninguno de ellos visitó la nueva exposición. — Никто их них не пошел на новую выставку.
- Ninguno de nosotros podrá descansar este verano en la costa del mar. — Никто из нас не сможет отдохнуть этим летом на морском побережье.
- Todo está bien. — Всё в порядке.
- Todos preguntan por ti. — Все спрашивают о тебе.
- Los niños, todos, aprenden lo que oyen. — Дети, все до одного, заучивают то, что слышат.
- Otro no lo diría así. — Другой бы так не сказал.
- La pera está muy sabrosa. ¿Quieres otra? — Груша очень вкусная. Хочешь еще одну?
- Cualquiera de vosotros podría hacerlo. — Любой из вас мог бы сделать это.
- Cualquiera lo sabe. — Это знает любой.
Часто употребляется с местоимением otro:
- Unos se van, otros vienen. — Одни уходят, другие приходят.
- Uno sería feliz en tal familia. — Каждый был бы счастлив в такой семье.
- Cada cual es capaz de actuar así. — Каждый способен поступить так.
- Leo y vuelvo a leer cada una de las novelas de Gabriel García Marques. — Я читаю и перечитываю каждый роман Габриэля Гарсиа Маркеса.
В качестве существительного употребляется с артиклем среднего рода lo и имеет значение то же самое.
- Siempre dices lo mismo. — Ты всегда говоришь одно и то же.
- Pensamos en lo mismo. — Мы думаем об одном и том же.
Под защитой героического каноника
В начале Первой мировой войны у немцев появился шанс завладеть знаменитым складнем целиком. Осенью 1914 года их войска продвигались так стремительно, что остававшуюся в Генте половину алтаря не успели эвакуировать из города. Каноник Ван де Гейн с помощью верных прихожан на тележке старьевщика вывез ящики с 6 панелями, завалив их тряпьем. Даже епископ и бургомистр, которые на секретном совещании с каноником приняли решение укрыть творение Ван Эйков в Генте, не знали, где оно хранится, и честно клялись в этом на Библии. «Гентское чудо» было спрятано буквально под носом у немцев, в одном из соседних со Святым Бавоном домов, в двух шагах от комендатуры оккупантов.
Там шедевр Ван Эйков и пролежал четыре года, пока немецкие офицеры безуспешно допрашивали упрямого Ван де Гейна. Тот утверждал, что алтарь переправили в Англию, и даже обеспокоенно выяснял у взбешенных следователей: «А не присвоят ли жадные британцы «гентское сокровище»?» Подтверждением версии каноника было подлинное письмо министра юстиции Бельгии Проспера Булле с фальшивым сообщением о благополучной погрузке Гентского алтаря на английский корабль, которое тот прислал по просьбе епископа накануне прихода немцев. После отступления германской армии «Поклонение Агнцу», три панели с «Деисусом» и «Адам» с «Евой» под звон колоколов вернулись в собор.
Но это торжество невозможно сравнить с тем, что творилось в Генте 29 сентября 1920 года. В 11 утра на площадь перед собором, запруженную толпой народа, въехал грузовик. Он привез ящики со второй половиной алтаря, 99 лет находившейся в Берлинском музее. Под ликующие крики жителей Гента древний Святой Бавон принял под свои своды 6 створок с ангелами и праведниками, проданные викарием Ле Сюре. По Версальскому мирному договору драгоценные панели работы братьев Ван Эйков были возвращены Бельгии в виде компенсации за разрушенные немцами памятники искусства. Впервые в истории агрессор был наказан за преступления против культуры.
День 6 ноября 1920 года, когда собранный воедино Гентский алтарь впервые за 126 лет предстал во всем своем великолепии, стал в Бельгии днем национального торжества. Для Германии это был день унижения страны. 247-я статья Версальского мирного договора, где было записано требование вернуть части «гентского чуда» в Бельгию, превратилась для немцев в символ несправедливости стран-победительниц. К сожалению, она никого ничему не научила и в годы Второй мировой войны, наоборот, служила для Третьего рейха оправданием грабежей художественных ценностей. Месть за «унижения Версаля» превратилась в краеугольный камень пропаганды нацистов.
Главная вертикаль
Единство богословской программы внутренней части алтаря обеспечивает вертикальная ось. Над Христом, изображенным в виде закланной жертвы, возвышается образ Христа-первосвященника и Бога. Полы Его мантии окаймляет вышивка со словами из Откровения Иоанна Богослова: «Царь царствующих и Господь господствующих». Знаки царской власти – знак его пасхальной победы. Это тот же самый Христос. Его кровь, истекающая в чашу, изливается в мир как вода жизни, утоляющая всякую жажду. Струя воды, вытекающая из фонтана, изображена на уровне глаз молящихся, вовлекая каждого во внутреннее пространство этой мистерии. Капли воды у основания фонтана превратились в драгоценные камни, как застывшие капли крови. По одной вертикали ван Эйк расположил голубя, агнца и восьмиугольный фонтан, графически выражая мистическое богословие Иоанна Богослова. Это символы трех «свидетелей»: Духа, крови и воды (1 Ин 5:5–12).
Нижний ряд запрестольного образа являет Церковь земную, верхняя часть – торжество Церкви небесной. Небо и земля соединены вечным союзом, хотя земля остается землей, а небо – небом. Но Бог пребывает и на небе, и на земле. Человек остается на земле, но одновременно и со Христом на небе.
Созерцая Мистического Агнца, зритель испытывает почти физическое ощущение, что вечность приподняла свой покров и Горний мир на какое-то мгновение коснулся земли, оставив отблески невечернего света.
Эта мистерия превосходит всякое слово, ее можно передать лишь другой тайной, имя которой – красота.
Старая рыночная площадь
Старая рыночная площадь. | Фото: Dimitris Kamaras / Flickr.
Старый рынок Гента начал свою жизнь как рыбный рынок, а затем, в XVIII веке, сменил специализацию, став в основном овощным. В эпоху средневековья здесь стоял Гентский позорный столб. На западной стороне площади находится Groot Vleeshuis (Большой мясной дом) – средневековый длинный крытый мясной рынок с домом гильдии, часовней и множеством фронтонов на крыше.
Здание было построено в 1406-1410 годах и отреставрировано в 1912 году. На южной его оконечности расположен Пеншуйзекен, где беднякам раздавали внутренности убитых животных. Сегодня в здании Vleeshuis размещается довольно хороший ресторан, но даже если вы не голодны, вы можете зайти внутрь, чтобы осмотреть интерьер.
Адрес: Groentenmarkt, Гент, Бельгия.
Замок Гравенстен
- Замок Гравенстен
- Расположен в историческом месте города, популярная достопримечательность Гента
- Главная башня высотой 30 метров, окружена 24-мя башенками поменьше, вокруг надежный ров с водой и насыпь
Расположен в историческом месте города, популярная достопримечательность Гента. Граф Фландрии Бодуэн Первый начал строить укрепления в конце IX века, они стали началом современного облика. Главная башня высотой 30 метров, окружена 24-мя башенками поменьше, вокруг надежный ров с водой и насыпь.
300 лет здесь располагался высший судебный Совет Фландрии, рядом тюрьма, где томились противники католической церкви. Замок символизирует инквизицию, пытки и феодальный гнет – стены из старого камня подавляют своей мощью.
Колокольня Гента
Вид на Колокольню Гента. | Фото: VISITFLANDERS / Flickr.
Гент, возможно, и не имеет никакого отношения к «Игре престолов», но у него все еще есть свой собственный дракон. Он выполняет роль флюгера на вершине колокольни, возведенной в XIV веке. Если вы захотите подняться наверх, вы на своем пути увидите еще двух драконов. Внутри колокольни есть выставка всевозможных колоколов, но большинство посетителей привлекает не она, а вид, открывающийся с вершины башни.
Пока вы находитесь здесь, обязательно осмотрите расположенную по соседству Суконную палату Гента. Ее строительство началось в середине XV века, но было завершено лишь в 1903 году.
Адрес: Het Belfort van Gent, Sint-Baafsplein, Гент, Бельгия.
У нас есть уши, потому что мы слышим
Наш разговор посвящен двум агнцам. Один – это агнец, о котором говорится в Откровении Иоанна Богослова. Другой – Агнец Божий из Гентского алтаря братьев ван Эйков. Тема двух агнцев возвращает нас к вопросу о религии и искусстве, а если быть более точным – о слове и образе, Божественном Слове и том образе, который создается творческим гением человека. Это проблема священного – и того, что рождается как ответ человека на откровение Божественного в земной реальности, тема неба и земли.
Два агнца взаимопроникают друг в друга. Чем ближе к земле, тем ближе к небу. Этот парадокс сокрыт и в символических структурах Иоанна Богослова, и в тайне фламандского искусства, которое своими корнями глубоко уходит во фламандскую землю и потому достигает неба…
Само по себе выражение «Агнец Божий», как правило, вызывает недоумение, становится камнем преткновения. Кто живет в больших городах, в мире цифровых технологий, рыночных отношений – оторван от простой реальности, которую символизирует собой агнец. Увидеть живых ягнят в деревне еще не значит увидеть то, о чем говорит Иоанн Богослов. Животноводство, производство баранины, умиление действительно кротким и невинным существом само по себе не приближает нас к тому, о чем говорит Писание, к тому, что выражает собой агнец в мире священного. Впрочем, следует признать, что нет ничего более далекого от нашей цивилизации, чем такие понятия, как жертва и священное. Эту проблему, например, ставит Ницше: в нашем обыденном сознании разговор о жертве, как правило, переходит в апологию страдания и ресентимента. И не более того.
Любопытно, что сам по себе термин «интервал», употребляемый на уроках сольфеджио, содержит в себе идею пространства, то есть расстояния, дистанции, при этом той дистанции, которая не измеряется метрами. Слово «тон» является однокоренным с «тонус» и означит внутреннее напряжение, натяжение струны. Таким образом, искусство побуждает нас выйти за рамки привычного и обыденного понимания пространства.
Применительно к живописи ван Эйка принято говорить о пространстве света, она словно пронизана сиянием, которое для верующего человека служит намеком на присутствие Воскресшего. Искусство ван Эйка меняет само наше восприятие реальности, дает вкус к созерцанию присутствия Бога не только в сердце человека, но и в обыденном мире. Мы увидим, что мастер не просто создает пространство евхаристии и эсхатологического ликования, но вовлекает в это пространство и своего зрителя.
Для этого полезно прогуливаться, скажем, по Эрмитажу, по возможности в сопровождении наставника, останавливаясь перед тем или иным полотном, чтобы постепенно выработался вкус к красоте и уникальному. Итак, созерцать живопись – не меньший труд, чем написать картину. Хотелось бы подтвердить вышесказанное словами М. Хайдеггера:
Бетховен в старости напрочь лишился слуха, но никто не усомнится в том, что он превосходно слышал музыку, которую писал. Всё это наводит на мысль о некоем внутреннем пространстве, оно и является главным предметом искусства, которое создается по ту сторону правды ремесла, это удел создателей шедевров, великих поэтов, великих музыкантов, великих художников и великих мистиков.
В плену у Гитлера
Там сразу после оккупации Бельгии в 1940 году начала работать спецгруппа во главе с оберлейтенантом Генрихом Коэном. Ее задачей было найти украденную створку. Несколько лет немцы педантично обследовали собор Святого Бавона, дом Годетьера и даже его могилу. Все безуспешно — «Праведных судей» больше никто никогда не видел. Теориям, где она спрятана, несть числа, и энтузиасты продолжают поиски до сих пор. Большинство из них разделяют убеждение немецкого оберлейтенанта, что пропавшая панель спрятана в соборе. Самое «перспективное место» — огромный орган, выстроенный вскоре после кражи. Он мог «накрыть» тайник с добычей самого дерзкого «вора от искусства» в ХХ веке. Но это всего лишь красивая версия. Похоже, человечество навсегда лишилось автопортрета Ван Эйка, который изобразил себя среди праведных судей. Реставратор Йозеф Ван дер Феркен на дверце шкафа двухсотлетней давности написал копию украденной панели, которая еще в 1934 году заняла место подлинника. По правилам копия должна чем-то отличаться от оригинала, и Ван дер Феркен написал в виде одного из судей молодого бельгийского короля Леопольда Третьего.
В годы Второй мировой войны король, как и Гентский алтарь, стал пленником Гитлера. Заигрывая с общественным мнением оккупированной Европы, тот не сразу, но все же потребовал отправки обоих своих «бельгийских трофеев» в Германию. При этом творение Ван Эйков фюрер ставил гораздо выше знатного военнопленного. В руках у Гитлера оказался один из символов ненавистного для немцев Версальского мира. Но Гентский алтарь был призван не только потешить уязвленное самолюбие фюрера.
В тихом провинциальном городке Линц на берегу Дуная, где прошло его детство, Адольф Гитлер решил собрать художественные сокровища со всей Европы. Считая себя профессионалом в изобразительном искусстве, он решил лично возглавить проект, получивший название «Секретная миссия Линц» или «Музей Фюрера». Гитлер хотел превратить свой родной город в центр мировой культуры. Главным его украшением должен был стать грандиозный музей, где ведущая роль отводилась Гентскому алтарю. Пока шла война, знаменитый складень находился в Баварии, в замке Нойшванштайн. Но когда Германия стала подвергаться ударам англо-американской авиации, встал вопрос о поиске более безопасного места для награбленных шедевров.
Symfonieorkest van Vlaanderen
Город
Брюгге
Год основания
1960
Тип
оркестры
Более пятидесяти лет Симфонический оркестр Фландрии выступает в главных городах страны: Брюгге, Брюсселе, Генте и Антверпене, а также в других городах и в турне за пределами Бельгии с интересным репертуаром и яркими солистами.
Оркестр был организован в 1960 году, первым его дирижёром стал Дирк Варендонк (Dirk Varendonck). С 1986 года коллектив был переименован в Новый оркестр Фландрии. Им дирижировали Патрик Пьер, Роберт Грослот и Фабрис Боллон (Patrick Peire, Robert Groslot, Fabrice Bollon).
С 1995 года и по сей день, после большой реорганизации и необходимых реформ, оркестр находится под директорским управлением интенданта Дирка Котиньи (Dirk Coutigny). За это время коллектив получил нынешнее имя — Симфонический оркестр Фландрии. Главным дирижером с 1998 по 2004 годы был англичанин Дэвид Ангус (David Angus), который в значительной мере повысил репутацию оркестра, придав его репертуару и звучанию большую подвижность, современность и гибкость. Именно Ангус привёл оркестр к нынешнему уровню: если и не высочайшему, то достаточно образцовому.
В 2004 году Ангуса сменил бельгиец Этьен Сибенс (Etienne Siebens), с 2010 по 2013 годы главным дирижёром был японец Сейкио Ким (Seikyo Kim), с 2013 года оркестром руководит Ян Латам-Кёниг.
За последние два десятилетия оркестр неоднократно гастролировал в Британии, Нидерландах, Германии и Франции, принимал участие в музыкальных интернациональных фестивалях Италии и Испании.
Репертуар оркестра достаточно велик и включает в себя практически всю мировую классику, музыку ХХ века, часто исполняет произведения современных, ныне живущих композиторов. Среди солистов, игравших с оркестром, — Марта Аргерих, Дмитрий Башкиров, Лоренцо Гатто, Николай Цнайдер, Питер Уиспелвей, Анна Винницкая и др.
Публикации
Балет «Ромео и Джульетта» в Антверпене 01.03.2014 в 18:05
«Para-Para-Parada» 14.01.2014 в 12:30
«Петя и Волк» в гостях у Прокруста 01.01.2014 в 17:46
Запорожцы в Бельгии 22.12.2013 в 23:27
Децибелы начинают и выигрывают 15.10.2013 в 15:29
Музыкальный август в Амстердаме 21.08.2013 в 11:58
Струнные «Метаморфозы» в Генте 03.05.2013 в 15:53
Законченная пьеса для механического дирижёра 13.03.2013 в 21:07
Коллар под вопросом 23.02.2013 в 12:52
На концерте Кристиан Стотейн 05.02.2013 в 14:18
Рождественский рецепт от Россини 07.01.2013 в 12:43
Уиспелвей возвращается 08.12.2012 в 15:51
«Голубок» Дворжака и муки Сизифа 26.11.2012 в 21:23
Откровения Мэтью Траслера 12.10.2012 в 09:55
Музыкальный фестиваль в Лаоне 25.09.2012 в 14:28
Юлия Лежнева на Фестивале Фландрии 19.09.2012 в 11:58
«Весна» — программа Симфонического оркестра Фландрии 15.05.2012 в 12:18
Ложка дёгтя 11.05.2012 в 11:26
«Франция» во Фландрии 13.02.2012 в 12:26
«Спящая красавица» во Фландрии 25.01.2012 в 13:18
Тине Тин Хельсет в Брюсселе 25.01.2012 в 12:09
«Комедианты» и «Слонёнок Бабар» в Бельгии 14.01.2012 в 12:55
Питер Уиспелвей, концерт в Генте 28.11.2011 в 10:59
Анна Винницкая в Брюгге 12.11.2011 в 11:25
Патриция Копачинская на музыкальном фестивале в Лаоне 08.10.2011 в 12:06
Концерт Симфонического оркестра Фландрии 05.07.2011 в 20:20
Музей MIAT
Музей MIAT. | Фото: John Kannenberg / Flickr.
MIAT – это то место, куда следует отправиться, если вы хотите узнать об истории промышленности Гента. Музей занимает пять этажей бывшего здания мельницы (что может быть лучшим местом для изучения истории промышленности в Бельгии!). Во время путешествия вглубь истории на 250 лет вы увидите большое количество оборудования, которое до сих пор работает в определенные дни недели.
Работает эта техника, надо сказать, оглушительно громко, но, к счастью, посетителям предоставляют беруши! Дополнительным бонусом служит великолепный вид на город, открывающийся с верхнего этажа здания.
Адрес: MIAT Ghent, Minnemeers, Гент, Бельгия.
Рекомендации
- «Раненый, физически и морально измученный испытаниями Второй мировой войны, Фуртвенглер оставил незаменимое свидетельство этого отчаянного произведения, написанного самим композитором, сокрушенным катаклизмом. Простота музыкального письма передана во всей своей наготе » . Словарь записей диапазона: Критический справочник по записанной классической музыке , Париж, Роберт Лаффон ,девятнадцать восемьдесят один, 964 с. ( ISBN 2-221-50233-7 ) , стр. 813.
- Во время различных переизданий, диски , содержащие эту запись получили два «Choc» дю Монд де ла Musique (в частности , п ø 183) двух «10» из Справочника (в частности , п Ø 74 с Symphony п Ø 6 Mahler ) .
- В выпусках различных переизданий этот диск отличался с «10» в Репертуарном журнале (в частности , п ø 51) и d’Diapason или . Philippe De Souza Каталог , звонки и запись Кемпа: «Не будет хватать либо из Метаморфоз очень темный, опираясь на мощи басовых струн Дрездена, намеренно тянет преобразилась ночь на Шенберге . Однако эта нервная и лаконичная версия не позволяет забыть Караяна в его лучших проявлениях. »
- «Самая красивая запись Караяна по Штраусу. Тайные, интимные метаморфозы , в которых стареющий исполнитель отождествляет себя с творцом, затронутым разрушением этих «domus lyrica»: Мюнхен и Вена. » Жан-Пьер Тардиф ( преф. Марсель Ландовски ), Сокровища классического компакт-диска: идеальная дискотека … , Париж, Sand / Conti, колл. «Практические пособия для ценителей»,1987 г., 205 с. ( ISBN 2-7107-0384-Х , ISSN , OCLC , уведомление BnF п о ) , р. 137
Двадцать панно на дубовых досках
Гентский алтарь был создан по частному заказу на деньги феноменально богатого человека по имени Йодокус Вейдт. Работу в 1420 году начал Губерт, старший из братьев, но в 1426 г. он скончался. Завершил работу Ян ван Эйк, и 6 мая 1432 года, в праздник святого Иоанна, пред изумленными взорами толпы состоялась инаугурация знаменитого шедевра.
Алтарь представляет собой запрестольный складень, две его боковые створки открываются и закрываются. Центральная часть расписана с одной стороны, а боковые – с обеих. Таким образом, он состоит из 20 живописных панно, написанных на дубовых досках. Когда створки открыты, боковые изображения дополняют центральную композицию, когда закрыты – образуют собственную композицию. В размере полиптих достигает 3,5 м в высоту и 5 м в ширину.
О поэтическом великолепии шедевра прекрасно сказал один современный искусствовед:
Может показаться странным, что ван Эйк небесные реальности облекает в реалии своего времени. Тем самым ему удается глубже выразить тайну брачного союза неба и земли, взаимопроникновение Божественного и человеческого. Словно сама вечность просвечивает сквозь истончившееся время. Алтарь нередко сравнивают с магическим кристаллом, в котором земная реальность предстает в ослепительном сиянии, преломляясь в лучах внутреннего света. Каждый зритель найдет здесь именно то, что утолит его жажду.
Кто хочет узнать о домостроительстве спасения, найдет здесь богатейшую богословскую программу. В начале – прародители Адам и Ева, первый братоубийца Каин, древние прорицательницы, пророки Ветхого Завета. В центре – Бог Вседержитель на престоле с предстоящими Девой Марией и Иоанном Предтечей. В конце – ослепительное видение Небесного Иерусалима, иллюстрация к последним главам Откровения Иоанна Богослова, сонмы святых и ангелов на новой земле и под новым небом совершают поклонение Агнцу.
Созерцая священной ритуал, который разворачивается на ковре из живых растений, зритель приглашается присоединиться к сонму коленопреклоненных ангелов, воскуривающих фимиам. Или раствориться в концерте ангелов.
Жаждущий земного великолепия может насладиться созерцанием сильных мира сего, сверкающих золотом, блеском парчи и драгоценных камней. Процессия благородных дев изумляет элегантностью движений, изысканностью нарядов, красотой лиц. Кавалькада праведных судей и воинов Христовых поражает благородством осанки, красотой парадных одежд, роскошью конских сбруй и рыцарских доспехов.
Можно присоединиться к церкви бедных, к сонму апостолов, отшельников и пилигримов.
Можно обратить взор на лик Девы Марии, это одно из самых прекрасных Ее изображений в мировом искусстве. Можно помечтать вместе с таинственной Евой, незримо проникнуть в горницу, где происходит безмолвная беседа архангела и Девы Марии. Можно попытаться войти в тайну внутренней драмы Иоанна Крестителя или ностальгическую печаль Адама, созерцать портреты коленопреклоненных Йодокуса Вейдта и Елизаветы Борлют.
Замок Грэйвенстин на службе города Гента.
К XIV веку Грэйвенстин перестал служить резиденцией графов Фландрии, так как стал недостаточно комфортным. В том числе из-за возросшего благосостояния и сводолюбивости духа жителей Гента. Тем не менее замок сохранял за собой административную функцию в графстве Фландрия до конца XVIII века. С 1353 года замок использовался в качестве монетного двора, с 1407 года в замке размещался верховный суд графства, Совет Фландрии.
Само собой разумеется, замок должен был быть перестроен, помещения, которые ранее находились в распоряжении графа и его семьи, были превращены в залы судебных заседаний и служебные помещения для секретаря в суде. Средневековый Грэйвенстин с минимумом комфорта по меркам XV – XVI веков, прекрасно подходил для использования как тюрьма. Здесь было что-то типа места предварительного заключения, где содержались под стражей лица, подозреваемые в совершении преступлений в ожидании разбирательств и допросов. Полуподземные камеры были сырыми и холодными, допросы того времени, как правило сопровождались пытками.
В 1778 году Совета Фландрии покинул стены замка Грэйвенстин, а замок был выставлен на продажу. Территория замка была превращена в промышленный комплекс, где размещались хлопчатобумажная фабрика и мастерские по обработке металлов. На свободной земле в пределах замка были размещены жилища для пятидесяти рабочих семей. Все это не способствовало сохранению замка Грэйвенстин и выглядел он весьма печально. К тому же для жителей Гента в то время замок был символом злоупотребления властью, феодального угнетения, ужасных пыток и инквизиции, были даже голоса за то, чтобы снести его мрачные стены и обветшавшие здания.
К счастью разум возобладал, и историческая память была сохранена. В конце XIX века замок Грэйвенстин был возвращен городу. Реставрационные работы начались в 1894 году, замку был возвращен вид времен Филиппа Эльзасского, хотя некоторые детали, как, например, плоские крыши и окна восточного крыла здания, не были типичны для средневековых построек. В 1907 году восстановленные части замка Грэйвенстин были впервые открыты для публики. Всемирная ярмарка 1913 года положила начало новой истории замка как крупнейшей туристической достопримечательности Гента и значительной в Бельгии.
Церковь Богоматери и Святого Петра / Аббатство Святого Петра
Церковь Богоматери и Святого Петра. | Фото: Marco Derksen / Flickr.
Аббатство Святого Петра, одно из самых больших во всей Бельгии, долгое время было центром Гента, и город рос по сути рядом с ним. Сады аббатства открыты для свободного посещения и являются отличным местом для прогулок в летний день.
Во время экскурсии по аббатству вы увидите впечатляющую фреску, расположенную в помещении, некогда бывшем монашеской трапезной, а также вам предложат современный видео-тур, продолжительностью полтора часа (если вы спешите, вы можете выбрать лишь несколько пунктов из этого тура).
Адрес: Sint-Pietersabdij, Sint-Pietersplein, Гент, Бельгия.
Человек в красном тюрбане
Альбрехт Дюрер, чья уверенность в собственной гениальности стала легендой, увидев «Агнца Божия», провел несколько часов в созерцании этого великолепия, затем с благоговением приложился к раме и ушел в глубоком безмолвии. Ему приписывают фразу:
Действительно, это мир Божий – здесь и сейчас.
Славный XV век – заря нового времени, эпоха Мазаччо во Флоренции и ван Эйков во Фландрии. Намечается тектонический сдвиг в умонастроениях людей, который через столетие разразится грозой Реформации и религиозных войн. Фландрия переживает годы головокружительного расцвета, становится столицей бургундских герцогов, чья страсть к роскоши и великолепию не знала границ. Здесь, на севере Европы, в течение полувека сильные мира сего окружают себя сонмом лучших живописцев и скульпторов. Братья Губерт и Ян ван Эйки работают в Генте и Брюгге. Их старшим современником был легендарный Флемальский мастер, вероятно, Робер Кампен. Ганс Мемлинг приехал из Германии и прославился в Брюгге, Рогир ван дер Вейден – в Брюсселе. В это время складывается направление в живописи, которое войдет в историю как школа фламандских примитивистов.
Ян ван Эйк начинал свою карьеру на службе у Иоанна Баварского, затем был принят при дворе герцога Филиппа Доброго и поселился в Брюгге. Этот переход от одного монарха к другому был щедро оплачен в складчину несколькими богатейшими людьми Фландрии, и это стоило того.
Мастер изобразил себя на картине «Портрет человека в красном тюрбане». Мы видим придворного с орлиным взглядом, проникающим насквозь. Рассказывают, что однажды он элегантно повязал на голове кусок красной ткани в виде тюльпана, из этого «тюльпана» и получился широко вошедший с того момента в моду «тюрбан». Он был не только художником, законодателем вкуса, но и одаренным изобретателем, дипломатом. В частности, именному ему герцог доверил деликатную миссию – сосватать Изабеллу Португальскую. Но более всего титаническая сила его таланта выразилась в живописи, которая определит не только дальнейшую судьбу европейского искусства, но и умонастроения целой эпохи.
Отчасти непревзойденное мастерство младшего ван Эйка можно было бы объяснить тем, что еще в юности он проявил себя в искусстве миниатюры. До создания Гентского алтаря он прославился своими иллюстрациями к Туринскому часослову. Искусство миниатюры было не просто вершиной средневековой живописи. Это было пространство смелых экспериментов и новых открытий. Мастера могли себе позволить высокую степень свободы, которая затем явится миру на полотнах титанов Возрождения.
Если в Средние века искусство было подчинено Слову, живопись оставалась в подчинении у архитектуры, то в XV веке, как мы увидим, живописное полотно создает собственное архитектурное пространство и собственную реальность.
Индивидуальные доказательства
- Вильгельм Пфаннкух , Вилли Шу: Штраус, Ричард Георг. В: Фридрих Блюм (Ред.): Музыка в прошлом и настоящем (MGG). Издание первое, том 12 (Шоберлехнер — Симфоническая поэзия). Bärenreiter / Metzler, Kassel et al. 1965, , Sp. 1474–1499, здесь: Sp. 1495
- Альфред Баумгартнер: Мир музыки Пропилеи, Композиторы, лексикон в 5 томах. Том 5. Пропилеи, Берлин 1989, ISBN 3-549-07835-8 , стр. 250.
- Цитата по: Альфред Баумгартнер: Мир музыки Пропилеи, Композиторы, лексикон в 5 томах. Том 5. Пропилеи, Берлин, 1989, ISBN 3-549-07835-8 , стр. 250.
- Райнер Каденбах: Штраус, Ричард Георг . В: Хорст Вебер (ред.): Лексикон композиторов. Мецлер, Штутгарт / Бэренрайтер, Кассель 2003, ISBN 3-476-01966-7 , стр. 613.