Вокальное творчество шуберта

Вокальное творчество шуберта

Слайд 3За свою короткую жизнь Шуберт написал более 600 песен. Мы

же вспомним лишь несколь­ко из них.Из песен, написанных в ранний

период твор­чества, выделяются созданные на стихи немецко­го поэта Гёте истинные шедевры вокальной ли­рики — «Маргарита за прялкой» и «Лесной царь».Песня Маргариты — отрывок из «Фауста» Гёте. Это по сути дела миниатюрная драма, рас­сказывающая о любви Маргариты к Фаусту, о ее тоске, предчувствии разлуки, одиночестве и страдании. Большое значение в передаче этих чувств играет фортепианное сопровождение, подражающее движению прялки. Но это не про­сто жужжание прялки. Именно сопровождение с первых же тактов передает ощущение беспо­койства и скрытой тревоги.

Слайд 7Оба цикла Шуберта написаны на стихи не­мецкого поэта Вильгельма Мюллера.

Они явля­ются биографическими записями от лица героя. Они даже сюжетно

связаны между собой. В обо­их циклах герой — скиталец, ищущий в жиз­ни счастья и любви. Но на жизненном пути он все время сталкивается с непониманием и не­взгодами. В первом цикле — «Прекрасная мель­ничиха» — это юноша, только вступающий в жизнь. В «Зимнем пути» это уже надломлен­ный, разочарованный человек, у которого жизнь уже позади. Переживания героя в песнях Шу­берта тесно переплетаются с жизнью природы, которая как бы связана с этапами человеческой жизни. В первом цикле фоном служит весен­няя природа, во втором — суровый зимний пей­заж.

Слайд 2 Вокальное творчество Шуберта Песня была одним из излюбленных жанров романтического искусства. В

ней отразилось тяготение романтиков к народности, желание во всем многообразии

песенных форм раскрыть мир человеческих чувств и настроений.И в творчестве Шуберта песня заняла одно из главных мест. Своими корнями вокальное творчество Шуберта уходит в народную музы­ку. Многие его мелодии очень похожи на на­родные, хотя все они — плод его собственного искусства. Они так же просты, искренни, до­ходчивы, что является важным качеством на­родного творчества. Шуберт никогда не исполь­зовал подлинные народные темы, но народная основа всегда проявляется в его песнях.По словам известного музыковеда Б. Аса­фьева, Шуберт в области песни совершил то, что Бетховен совершил в области симфонии. Бетховен выразил и обобщил героические идеи своего времени, а Шуберт явился «певцом про­стых естественных помыслов» и глубокой чело­вечности. Действительно, герой его песен — простой человек. Маленький, несчастный чело­век, такой же, как он сам. И единственной опо­рой ему в жизни служит природа. Потому в песнях Шуберта мы слышим журчание ручей­ка, шелест леса, пение птиц. Именно им пове­ряет герой свои мысли и чувства.

Слайд 6Вокальные циклыОсобое место в творчестве Шуберта занима­ют его вокальные циклы.

Известно, что один из самых ранних циклов создал Бетховен в

1816 году. Он назывался «К далекой возлюбленной». Композитор показал в нем единый образ героя в разные моменты его переживаний. Но расцвет песенных циклов приходится на творчество Ф. Шуберта, а затем Р. Шумана.Надо отметить то, что подобные лиричес­кие циклы вообще характерны для романтичес­кого искусства. Они особенно были распростра­нены в поэзии. Стихотворные циклы писал Ген­рих Гейне, например. Романтическая вокаль­ная музыка многое почерпнула из поэзии. В основе песенных циклов лежит какой-либо по­этический сюжет. Разные этапы этого сюжета раскрываются в сменяющихся песнях и пере­дают мысли и чувства героя. Очень часто в та­ких циклах композитор говорит от первого лица, как бы делая себя героем этих переживаний. А это придаёт им черты автобиографии. Поэтому такие сочинения становятся лирической пове­стью, исповедью, дневником.Шуберт написал два вокальных цикла: «Прекрасная мельничихам и «Зимний путь». Правда, часто вокальным циклом называют еще один сборник его романсов — «Лебединая пес­ня». Но циклом его назвать нельзя — в нем нет сюжетной линии. Эти песни были объединены в сборник уже после смерти композитора.

«Гретхен за прялкой»

В «Фаусте» Гете песня Гретхен – небольшой эпизод, не претендующий на полноту обрисовки этого персонажа. Шуберт же вкладывает в нее объемную, исчерпывающую характеристику. Основной образ произведения – глубокая, но затаенная печаль, воспоминания и меч­та о несбыточном счастье. Неотступность, навязчивость основной мысли вызывает повторение начального периода. Он приобретает значение рефрена, запечатлева­ющего трогательную наивность, простодушие облика Гретхен. Печаль Гретхен далека от отчаяния, поэтому в музыке есть оттенок просвет­ленности (отклонение из основного d-moll в C-dur). Чередующиеся с рефреном разделы песни (их 3) носят разработочный характер: они отмечены активным развитием мелодии, варьированием ее мелодико-ритмических оборотов, сменой тональ­ных красок, главным образом мажорных, и передают порыв чувства.

Кульминация строится на утверждении образа воспоминания («…пожатье рук, его поцелуй»).

Как и в балладе «Лесной царь», здесь очень важна роль аккомпанемента, образующе­го сквозной фон песни. В нем органически сливаются и характеристика внутреннего возбуждения, и изображение прялки. Тема вокальной партии непосредственно вы­текает из фортепианного вступления.

В поисках сюжетов для своих песен Шуберт обращался к стихам многих поэтов (около 100), очень различных по масштабам дарования – от таких гениев, как Гете, Шиллер, Гейне, до поэтов-любителей из своего ближайшего окружения (Франц Шобер, Майрхофер). Наиболее стойкой была привязанность к Гете, на тексты которого Шуберт написал около 70 песен. С юных лет восхищала композитора и поэзия Шиллера (более 50). Позже Шуберт «открыл» для себя поэтов-романти­ков – Рельштаба («Серенада»), Шлегеля, Вильгельма Мюллера и Гейне.

Фортепианная фантазия «Скиталец», фортепианный квинтет A-dur (иногда его называют «Форельным», поскольку IV часть здесь представляет вариации на тему одноименной песни), квартет d-moll (во II части которого используется мелодия песни «Смерть и девушка»).

Одна из рондообразных форм, складывающаяся благодаря многократному включению рефрена в сквозную форму. Применяется в музыке со сложным образным содержанием, с изображением событий в словесном тексте.

Choral music

Композитор
Франц Шуберт
Жанр
хоровые
Страна
Австрия

Со школьных лет Шуберт сочинял также хоровую музыку: духовные произведения, светские кантаты, много хоров и ансамблей для бытового музицирования, в частности излюбленные в немецком и австрийском быту мужские хоры и квартеты (всего более 100). В хоровых сочинениях его индивидуальность выявилась слабее, чем в сольной песне и инструментальной музыке. Кроме того, здесь больше, чем в инструментальных партитурах, ощутимо недостаточное владение полифоническим письмом. И тем не менее и в этой области у него есть интересные достижения.

Художественный интерес представляют две мессы Шуберта — As-dur (1822) и Es-dur (1828).

Подобно Бетховену, Шуберт не интересовался культовым содержанием мессы. В двух названных шубертовских мессах совсем нет мистического настроения. Они пронизаны духом беспокойных исканий. Литургический текст местами трактован так вольно, что исполнение этих месс становится несовместимым с требованиями церковной службы. В обоих произведениях встречаются отдельные эпизоды, близкие психологическим романсам Шуберта. Образы и художественные приемы месс отличаются своеобразным, неповторимым характером.

Исключительно разнообразна по художественным замыслам и исполнительскому составу светская хоровая музыка Шуберта — произведения для мужского хора или ансамбля, хора a cappella, хора с сопровождением оркестра или фортепиано. Бесспорная историческая заслуга композитора заключается в том, что в эпоху, когда в светском искусстве господствовали сольное пение и инструментальная музыка, он сохранил прекрасные традиции национальных многоголосных ансамблей и, в известном смысле, подготовил хоровое начало будущей национально-романтической оперы Германии и Австрии.

Творчески значительны и оригинальны два хоровых «романса» Шуберта: «Песнь на свободе» на текст Caлиса (1817) и «Песнь духов над водами» на поэму Гёте, существующая в трех редакциях (1817, 1820, 1821, последняя с участием солистов и струнного оркестра). Эти произведения далеки от типа многоголосного ансамбля, распространенного в австрийском и немецком быту. Они не имеют прототипов в современном Шуберту искусстве. Посредством необычайной в хоровой музыке красочности гармоний, благодаря смелости и разнообразию модуляций, ритмической свободе Шуберт достигает поразительных психологических и эмоциональных эффектов. Иногда эти произведения сравнивают с хоровыми лирическими мадригалами эпохи позднего Возрождения.

Особый интерес представляет незаконченная оратория «Лазарь» (1819–1820).

Впоследствии Мендельсон, испытывая отвращение к вульгарным развлекательным требованиям современного оперного театра, обратился к оратории, чтобы воплотить в ней свои высокие музыкально-драматические идеалы. Шуберт пятнадцатью годами раньше проделал этот путь. Все, что влекло Шуберта именно как оперного композитора, он осуществил в первом действии своей незаконченной оратории. По сохранившимся эпизодам можно судить о том, как смело Шуберт предваряет в ней будущую музыкальную драму, опередив не только «Эврианту» Вебера, но и «Тангейзера» и «Лоэнгрина» Вагнера. Но уже во втором действии Шуберт впадает в привычный театральный стиль. Возможно, что осознание разрыва между уровнем первого действия и шаблонным характером последующих сцен побудило композитора отказаться от завершения своей «ораториальной драмы».

Поворот в области хоровой музыки произошел у Шуберта в конце жизни, после тщательного ознакомления с партитурами генделевских ораторий. Под их воздействием он написал героическую кантату «Победная песнь Мириам» на текст Грильпарцера (1828). Заинтересовавшись хоровой музыкой, Шуберт даже договорился с теоретиком Зехтером об уроках контрапункта. Произошло это, однако, буквально накануне смерти композитора, и новые замыслы его в области хоровой музыки остались невоплощенными.

В. Конен

Слайд 5 Помимо названных сочинений огромной известностью пользуются и другие

песни Шу­берта, например, «Форель», или знаменитая «Серенада».
«Форель» — тонкая

вокальная миниатюра, в которой Шуберт воплощает образы природы, С удивительным

мастерством он рисует в музы­ке журчание чистого горного ручейка, в кото­ром весело резвится форель. Поймать такую рыбку очень непросто: в чистой воде она видит опасность. Но рыбак тоже хитер. Чтобы пой­мать ее, он замутил воду ручейка.

Настоящей жемчужиной вокальной лирики является «Серенада» Ф. Шуберта. Это про­изведение — одно из самых светлых, мечтатель­ных в творчестве Шуберта. Мягкая танцеваль­ная мелодия сопровождается характерным рит­мом, подражающим звучанию гитары, ведь именно под аккомпанемент гитары или мандо­лины пели серенады прекрасным возлюблен­ным.

«Лесной царь»

Поэтическая баллада Гете «Лесной царь» представляет собой драматическую сцену с диало­гическим текстом. Музыкальная композиция опирается на рефренную форму. Рефреном являются возгласы отчаяния ре­бенка, а эпизодами – обращения к нему Лесного царя. Текст от автора образу­ет вступление и заключение баллады. Взволнованные малосекундовые интонации ребенка кон­трастируют напевным фразам Лесного царя.

Возгласы ребенка проводятся троекратно с повышением тесситуры голоса и тональным повышением (g-moll, a-moll, h-moll), как следствие – возрастание драматизма. Фразы Лесного царя звучат в мажоре (I эпизод – в B-dur, 2-й – с преобладани­ем C-dur). Третье проведение эпизода и рефрена изложено Ш. в одной муз. строфе. Этим также достигается эффект драматизации (контрасты сближаются). Последний раз возглас ребенка звучит с предельным напряжением.

В создании единства сквозной формы наряду с постоянным темпом, четкой тональной организацией с тональным центром g-moll особенно велика роль фортепианной партии с остинатным триольным ритмом. Это ритмическая форма perpetuum mobile, поскольку триольное движение впервые останавливается лишь перед заключительным речитативом в 3 т. от конца.

Баллада «Лесной царь» была включена в первый песенный сборник Шуберта из 16-ти песен на слова Гете, который друзья композитора послали поэту. Сюда же вошла «Гретхен за прялкой», отмеченная подлинной творческой зрелостью (1814).

Слайд 4Баллада «Лесной царь»Совсем по-другому написана баллада «Лес­ной царь», Это уже

не просто песня, а драмати­ческая сценка, в которой участвуют три

действу­ющих лица: отец, скачущий на копе, больной ребенок, которого он везет с собой, и лесной царь. Баллада Шуберта рисует фантастическую карти­ну: здесь и таинственный, окутанный мрачной мглой лес, и мчащийся сквозь этот лес отец с умирающим ребенком на руках, и фантастичес­кий образ грозного лесного царя, завлекающего в свое страшное царство бредящего ребенка.У каждого из героев баллады своя музыкаль­ная характеристика. Напряженность, ужас, мольба звучат в словах ребенка, вкрадчивость слышится в речах лесного царя. Отец успокаи­вает своего сына.

Фоном, который объединяет все части це­лого, служит фортепианное сопровождение. Оно, подражая топоту, стремительной скачке копя, пронизывает всю балладу единым моторным движением. Заканчивается баллада тра­гической речитативной фразой рассказчика: «В руках его младенец был мертв». Эта баллада, благодаря реализму своих образов, является одним из самых впечатляющих произведений Шуберта,

Слайд 8«Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»Цикл «Прекрасная мельничиха» написан в 1823

году, В нем раскрывается повесть о жиз­ни, любви и страданиях

молодого мельника — подмастерья. Полюбив дочь своего хозяина мельника, юноша отдает ей всю силу своего первого беззаветного чувства. Но прекрасная мельничиха предпочитает ему смелого охотни­ка. В тоске и горе молодой мельник хочет бро­ситься в чистые воды ручья и на дне его найти последнее пристанище.Особой известностью из этого цикла пользу­ется песня «В путь». Во всем цикле большое значение имеет образ журчащего ручейка — верного друга и спутника юноши, В первой пес­не он как бы влечет юношу за собой в путь. На фоне этого журчания звучит простая, народная по характеру мелодия.Совсем другой характер имеет образ ручья в последней песне цикла — «Колыбельная ру­чья». Здесь ручеек убаюкивает молодого мель­ника, успокаивает в его страданиях.

Цикл «Зимний путь» появился спустя че­тыре года, в 1827 году. Он стал своеобразным продолжением «Прекрасной мельничихи». Но герой его — уже старый, одинокий, всеми по­кинутый странник. Он вынужден был уйти от той, которую любил, из-за своей бедности. Об­раз одиночества представлен здесь во множестве оттенков. И вновь рядом с пим природа. Но природа мрачная, зимняя — ветер, метель, кар­кающий ворон.Уже первая песня — «Спокойно спи» — вводит в новый круг переживаний героя. Он прощается со своей прошлой жизнью, надеж­дами на будущее. Впереди — долгий, безрадост­ный путь.Последняя песня цикла — «Шарман­щик» — трагический, страшный, безысходный вывод из всего развития. В образе шарманщи­ка — бездомного нищего бродяги как бы воп­лощена судьба художника, самого Шуберта. Не случайно весь цикл завершают слова автора: «Хочешь, будем вместе горе мы терпеть, хочешь, будем песни под шарманку петь?»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: