Свиридов. кантата «курские песни»

Свиридов. кантата «курские песни»

Songs of Kursk

Композитор
Георгий Свиридов
Год создания
1964
Дата премьеры
13.06.1964
Жанр
вокально-симфонические
Страна
СССР

(Государственная премия, 1968)

Состав исполнителей: смешанный хор, альт-соло, два рояля, орган, ударные.

История создания

1950—1960-е годы — время полного расцвета свиридовского
творчества. Одно за другим появляются произведения непреходящего
значения. В 1964 году, вслед за несколькими сочинениями на стихи
Блока, возникает принципиально иной цикл — кантата для хора и
симфонического оркестра «Курские песни». После многих обращений к
любимым и разным поэтам, от Бёрнса до Маяковского, композитор
приник к народному источнику. «Часто я вспоминаю свою родину —
Курский песенный край, — писал композитор в дневниковой тетради. —
Россия была богата песней, Курские края — особенно. До 50-х годов
(как я знаю) хранились в памяти народных певцов и певиц
передаваемые изустно из поколения в поколение дивные старинные
напевы. Как они прекрасны, как они оригинальны, своеобычны, какая
радость — слушать их».

Обратившись к сборнику песен Курской области, составленному
фольклористом Рудневой, в котором были опубликованы исконные
образцы фольклора малой родины Свиридова — лирические протяжные,
покосные, свадебные, бурлацкие, хороводные, — композитор отобрал
семь различных песен для семи небольших частей кантаты,
объединенных общей музыкально-поэтической идеей. Это «Зеленый
дубок» (девичья лирическая), «Ты воспой, воспой, жавороночек»
(«тягальная» — мужская протяжная), «В городе звоны звонют»
(свадебная), «Ой, горе, горе лебедоньку моему» (лирическая),
«Купил Ванька себе косу» (покосная, лирическая), «Соловей мой
смутный» (лирическая, бурлацкая) и «За речкою, за быстрою»
(хороводная, так называемая тапочная, с особенным плясовым
движением; курский вариант общеизвестной «Веселой беседушки»).

«За отдельными зарисовками можно увидеть нечто глубокое, серьезное,
— пишет исследователь творчества Свиридова А. Сохор. — Перед нами
проходит история крестьянской девушки. Она любит, гуляет с милым,
выходит замуж, становится матерью, страдает от измены мужа, горюет
в «золотой клетке». Проходит через кантату и другая линия — бодрых
весенних настроений… Возникают раздумья о судьбе русской женщины,
о ее прекрасной душе, о ее возвышенном этическом облике. Картины
быта и природы сливаются с этим глубоко человечным образом».

Премьера «Курских песен» состоялась практически сразу после их
написания, 13 июня 1964 года в Москве, в Большом зале
консерватории. В 1985 году Свиридов переработал кантату, сделав
сопровождение хора не оркестровым, а ансамблевым — из оригинального
и выразительного сочетания двух роялей, органа и ударных. В таком
виде кантата была впервые исполнена 7 мая 1987 года.

Музыка

«Курские песни» знаменуют собой начало нового периода творчества
Свиридова, более того — нового важного течения во всей русской
музыке. Их новизна — в подходе к народным песням не как к сюите
фольклорных обработок, а некоему целому, пронизанному одной мыслью.
Представляющие по внешним признакам обработки народных песен, части
кантаты на деле являются самостоятельными композиторскими
произведениями

«Композитор и не пытался точно воспроизвести песню
или дать к ней своей музыкой исторической комментарий, — читаем в
статье известного фольклориста И. Земцовского. — Он создал
самостоятельное произведение, глубоко национальное по образности,
уходящее в седую древность, но дышащее вечно молодой и буйной
весенней силой. Это другая песня, другой жавороночек, но это
подлинно народное восприятие весны, открывающей дорогу новой жизни.
Это свободное обращение с текстом песни и замечательное
проникновение в его неустаревающий подтекст, который намного старше
и долговечнее… сюжета».

Во 2-й песне, «Ты воспой, воспой, жавороночек», звучит по-весеннему
бодрая, упругая мелодия, которую сопровождает радостный звон в
оркестре: возникает картинка удивительной свежести. Трогательно
печальна 4-я, хороводная песня «Ой, горе, горе да лебедоньку моему»
с солирующим альтом, прозрачным узором аккомпанемента. 5-я песня,
«Купил Ванька себе косу», — яркая жанровая картинка. Поведение
героя, изменившего жене, обсуждается всем миром. Напев звучит то у
тенора-соло, то у хора, то переходит к басу. Временами звучат
отдельные реплики солистов хора. 6-я песня, «Соловей мой»,
проникнута тоской, в ней нагнетается напряжение, которое выливается
в финале — «За речкою» (№7), картине общего отчаянного веселья, за
которым скрыта грозная сила.

Л. Михеева

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: