Свиридов. «петербургские песни»

Свиридов. «петербургские песни»

St. Petersburg Songs

Композитор
Георгий Свиридов
Год создания
1963
Дата премьеры
11.12.1969
Жанр
вокальные
Страна
СССР

Состав исполнителей: сопрано, меццо-сопрано, баритон, бас, скрипка,
виолончель, фортепиано.

История создания

Свиридов очень любил поэзию Блока (1880—1921). К его стихам впервые
обратился еще в студенческие годы. Особенно привлекали его стихи
Блока, связанные с Петербургом — городом, также страстно любимым
Свиридовым. На протяжении творческого пути у композитора возникали
разные замыслы на «петербургские» стихи Блока: кантаты «Петербург»
и «Прощание с Петербургом», которые должны были войти в цикл из
четырех кантат под общим названием «Песни о России», а в конце
жизни — идея поэмы «Петербург» для баритона и фортепиано. В
дневниковых тетрадях композигора сохранилась запись под названием
«Материал для «большого» Блока», в которой перечислены более
двадцати стихотворений.

В 60-е годы одно за другим появляются три «блоковских» сочинения
Свиридова — «Петербургские песни», «Грустные песни» и «Голос из
хора». Над «Петербургскими песнями», необычным циклом для четырех
певцов и трех инструменталистов, состоящим из восьми номеров,
композитор работал на протяжении 1961—1963 годов. Блок предстал в
этом цикле совершенно неожиданно: как певец окраин Петербурга,
жителей его подвалов и чердаков, продолжающий тему «маленького
человека», когда-то открытую Гоголем. Отобранные стихотворения
принадлежат, в основном, к двум стихотворным циклам поэта — «Город»
(1904—1908) и «Арфы и скрипки» (1908—1916). Некоторые из этих
стихов Блок объединил в сборнике «Земля в снегу», опубликованном в
1908 году под общим названием «Мещанское житье». Свиридов отобрал
стихотворения «Перстень-страданье», «Как прощались, страстно
клялись», «Вербочки», «На Пасхе», «На чердаке», «Колыбельная
песенка», «В октябре» и «Мы встретились с тобою в храме», из
которых создал самостоятельную поэтическую композицию. В ней нет ни
сюжета, ни постоянных действующих лиц, но зато есть картина
городской жизни в разные времена года с персонажами разного
возраста и социального положения. А главное — прослеживается тема
«честной бедности», сближающая этот цикл с
бёрнсовским, написанным несколькими
годами ранее.

Законченный в 1963 году, цикл был исполнен лишь 11 декабря 1969
года в Москве, в Малом зале консерватории. Как всегда, за роялем
был автор — непревзойденный аккомпаниатор своих произведений.
Премьера прошли с огромным успехом и дала начало долгой концертной
жизни сочинения.

Музыка

«Петербургские песни» — цикл во многом новаторский, открывающий
новое отношение к Блоку. Его общий характер задумчивый, грустный,
словно воплощающий призрачность летних белых ночей. Господствуют
интонации городского романса. Неспешно разворачивается повесть о
маленьких людях, «убитых своим трудом». Всюду господствует
вокальная линия, голос. Аккомпанемент лишь скупо поддерживает его,
иногда, в конце номера, «договаривает». Удивительна «оркестровка»
фортепианной партии: при скупости используемых средств, она
достигает огромной выразительности. В основном аккомпанемент
поручен фортепиано. Лишь в конце седьмого номера включается
скрипка, а в финальном, наконец, звучит все трио.

№1, «Перстень-страданье», вводит в обстановку действия и знакомит
слушателей с двумя героями — убитым горем бездомным и молодой
швеей. Мелодия напоминает однообразный шарманочный напев, ее
декламационные элементы заставляют вспомнить Мусоргского. №2, «Как
прощались», проникнут глубоким чувством. Низкому женскому голосу
поручена партия, близкая цыганскому пению с его преувеличенными
чувствами, резкими динамическими контрастами, но без аффектации и
позы. Яркая кульминация цикла — №7, «В октябре». Это жанровая
зарисовка: неудачник ищет утешения в винных парах. Вокальную
мелодию без распевов, состоящую из коротеньких звуков, поддерживает
печальным одиноким голосом скрипка. Аккорды фортепианного
аккомпанемента подобны гитарному «треньканью». Финальный №8, «Мы
встретились с тобою в храме», открывается инструментальным трио,
имитирующим звуки шарманки. Простая, суровая и энергичная песня
звучит как песнопение странствующих музыкантов, возможно,
проповедников. «В неспешном, упорном, будто преодолевающем
препятствия движении напева, в плотных, веских аккордах
инструментов можно ощутить не только твердость воли, но и тяжесть
того труда, о котором говорится в стихах Блока, которым заняты
показанные поэтом люди, живущие «под низким потолком»», — пишет
исследователь творчества Свиридова А. Сохор.

Л. Михеева

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: