СОДЕРЖАНИЕ.
ТЕКСТ.
А. Б. Историческая выставка предметов искусства. СПБ. 1904.. 77
Билибин, И. Народное творчество русского Севера.. 302
Вениаминов, Б. С. Архангельское. Очерк.. 31
Иванов, А. Логэ и Зигфрид.. 128
Николаев, П. Средневековая поэзия в миниатюрах. (Заставка по рис. Е. Лансере, виньетки из немецких книг XV в.).. 121
Успенский, А. Патриаршая ризница в Москве.. 237
Фомин, И. Московский классицизм.. 187
ИЛЛЮСТРАЦИИ.
Аргунов, Н. И. . Портреты братьев Варгиных.. 44
Архангельское, село, имение кн. Юсуповых Московск. губ. 1—30
Архитектура, в Москве, в эпоху Екатерины II и Александра I.. 144—186
Бакст, Л. Титулблат.. 1
Бенуа, А. Версаль.. 48
Билибин, И. Титулблат..265
Заставка.. 303
Боровиковский, В. (1757—1825) Портрет г-жи Арсеньевой.. 43
Мужской портрет.. 44
Врубель, М. Портрет жены художника.. 46
Выставка, Историческая, предметов искусства. СПБ. 1904.. 50—76
Добужинский, М. Заставки.. 31, 77
Титулблат.. 50
Замирайло, В. Титулблат.. 201
Историческая выставка предметов искусства. СПБ. 1904.. 50—76
Кипренский, О. (1783—1836). Портрет K. Н. Альбрехт.. 45
Колло, Мария. Екатерина II. Терракот. медальон.. 17
Лансере, Е. Титулблат.. 85
Заставка.. 121
Миниатюры, 53 снимка с миниатюр XIII—XVI в.в. 85—120
Патриаршая ризница в Москве.. 201—236
Рашет, (?) Бронзовая статуя Екатерины II.. 30
Ризница, Патриаршая, в Москве.. 201—236
Ротари, гр. (1707—1762). Головка.. 7
Поселянка.. 20
Портрет.. 28
Север, Русский, 70 снимков с церквей северных губерний, народных узоров и предметов утвари.. 267—302
Серов, В. Зима (пастель).. 47
Энкель, М. Моряк.. 47
Фомин, И. Концовка.. 186
ПРИЛОЖЕНИЯ.
1) „Читальщица“. Картина гр. Ротари (автотипия duplex). Находится в с. Архангельском.. перед стр. 19
2) „Храм Аполлона“. Картина Гюбер-Робера (фототипия). Находится в с. Архангельском.. 7
3) „Вторая терраса в Архангельском“ (фототипия).. 3
4) Портрет М. В. Якунчиковой, ребенком. Рисунок И. Е. Репина (фототипия).. 77
5—7) 3 фототипии: 1) Верхняя часть передка второго саккоса митрополита Фотия; 2) Оклад Евангелия; дар боярина Морозова 1669 г.; 3) Оклад Евангелия; дар царицы Наталии Кирилловны.. 208—216—252
Заглавный лист из рукописи XV в. в Имп. Публичной Библиотеке: „Trois traitiez de la Conservation et garde de ta Santé par Guy Pavat“ (фототипия).. 77
9) Жеган Фуке́ (?) Заглавный лист из рукописи в Имп. Публичной Библиотеке: „Le Debbat ou Estrif de Vertu et fortune“ (фототипия).. 125
10) Два образца шитых намышников, из собрания И. Билибина. Трехцветная хромоавтотипия Голике и Вильборг.. 302
Деятельность и значение объединения «Мир искусства»
Выставки, организуемые «Миром искусства» проходили с огромным успехом. В 1899 Дягилев организовал международную выставку, на которой экспонировались произведения Бёклина, Уистлера, Моне, Дега, Моро, Пюви де Шавана и др. В период с 1899 по 1903 год прошло пять таких крупных выставок.
Мирискусники издавали одноимённый журнал, в котором печатались многие философы, религиозные мыслители и поэты. Журнал был прекрасно иллюстрирован художниками этого направления.
Одной из важных сторон деятельности участников «Мира искусства» было вызвать интерес к художественным творениям национального прошлого, в связи с этим они выпустили в свет сборники «Художественные сокровища России» и др. Члены сообщества открыли широкому кругу русской интеллигенции целые периоды в истории искусства — течений, художников скульпторов XVIII-XIX веков. Публикации в журнале касались также и современных художников, публиковались статьи о великих деятелях мировой культуры.
Творчество участников «Мира» было многогранно, они занимались живописью, декоративно-прикладным искусством, оформлением театральных постановок, но большую часть их наследия составляют произведения графики.
Наивысшим расцветом театрально-декорационной деятельности явились оформления спектаклей «Русских сезонов» в Париже. В живописи господствовали городской пейзаж, портрет и историко-бытовой жанр. В графике особым достижением было появление книжной иллюстрации. Некоторые из участников в период революции 1905-1907 гг. выступали как мастера политической сатиры.
Характерной чертой произведений многих мирискусников являлся декоративизм, линеарность и сочетание матовых тонов.
С объединением «Мир искусства» тесно был связан музыкальный кружок «Вечера современной музыки», целью которого было исполнение и пропаганда западноевропейской музыки XIX-XX веков.
Члены объединения «Мир искусства» часто принимали участия в различных вечерах- салонах. Самыми известными из них в русской культуре серебряного века были «Ивановские среды», собрания «На башне» Вячеслава Иванова, «Воскресенья» В. Розанова, салоны Сологуба и Мережковских.
Объединение оставило глубокий след в истории русского искусства прежде всего тем, что люди этого круга по-новому обратили внимание на проблемы художественной формы и изобразительного языка. Вклад «Мира искусства» в историю русской культуры Серебряного века неоценим
Это не только живопись, графика, поэзия и проза, но научные работы по истории искусства и культуре Серебряного века
Вклад «Мира искусства» в историю русской культуры Серебряного века неоценим. Это не только живопись, графика, поэзия и проза, но научные работы по истории искусства и культуре Серебряного века
Предпосылки создания объединения «Мир искусства»
Б.М. Кустодиев «Групповой портрет художников общества „Мир искусства»» (1916-1920). Государственный Русский музей (Петербург)
Предпосылки диктовало само время. К концу XIX в. многие молодые художники были разочарованы в академической живописи, которая официально поддерживалась Академией художеств. Сначала объединились несколько молодых художников, которые не всегда даже имели художественное образование (например, Александр Бенуа учился на юридическом факультете Петербургского университета).Художников объединяла тяга к прошлому, поиски идеалов в искусстве эпохи Петра I, в барокко середины XVIII в., в ампире времён Павла I. Уважали они и культурное достояние Западной Европы.Критик В.В. Стасов враждебно отнёсся к членам нового объединения, т.к. они были далеки от демократического искусства. Он видел в них только представителей декаданса.