Бортнянский дмитрий степанович

Дмитрий степанович бортнянский

БОРТНЯНСКИЙ Дмитрий Степанович

Страница 1 из 4

БОРТНЯНСКИЙ Дмитрий Степанович (1751–1825 гг.) – композитор духовной музыки, директор придворной капеллы. Родился в г. Глухове, Черниговской губернии. В семь лет был зачислен в певчие придворного хора. Благодаря прекрасному голосу (у него был дискант) и выдающимся музыкальным способностям, а также счастливой наружности, скоро начал выступать публично на придворной сцене (придворные певчие в то время принимали участие и в исполнении опер, дававшихся в придворном театре под управлением иностранцев-композиторов, приезжавших в Россию по приглашению царствующих особ и живших иногда здесь подолгу). Есть известие, что 11 лет от роду Бортнянский исполнял ответственную (притом женскую) роль в опере Раупаха «Альцеста»; причём, перед выступлением в этой роли, он должен был прослушать несколько уроков сценического искусства в кадетском корпусе

В это время на него обратила внимание императрица Елизавета Петровна, которая с тех пор принимала постоянно в нём большое участие. Исключительные музыкальные способности Бортнянского доставили ему также внимание итальянца, композитора Галуппи, который серьёзно занялся его музыкальным образованием и давал ему уроки теории композиции до самого своего отъезда из России (1768 г.)

Через год императрица Екатерина II, уступая желанию Галуппи, отправила Бортнянского к нему в Венецию для окончательного усовершенствования в музыкальных познаниях. Бортнянский пробыл в Италии до 1779 г. и за это время не только вполне овладел техникой композиции, но и приобрёл даже известность в качестве композитора кантат и опер. Эти произведения не дошли до нас, известно только, что они были написаны в итальянском стиле и на итальянский текст. В это время он также много путешествовал по Италии и приобрёл здесь страсть к произведениям искусства, особенно живописи, не покидавшую его до конца жизни, и вообще расширил круг своих познаний. В 1779 г. Бортнянский вернулся в Петербург и тотчас же получил звание капельмейстера придворного хора, а впоследствии (в 1796 г.) – звание директора вокальной музыки и управляющего придворной капеллой, преобразованной из придворного хора. С этим последним званием были связаны не только заведование чисто художественною стороной дела, но также и хозяйственные заботы. На обязанности директора лежало также сочинение духовных хоровых произведений для придворных церквей. Получив в полное распоряжение капеллу, которая при его предшественнике Полторацком была в состоянии крайнего упадка, Бортнянский быстро привёл её в блестящее состояние. Прежде всего, он позаботился об улучшении состава хористов в музыкальном отношении, исключив из хора мало одарённых певцов и набрав новых, более способных, преимущественно в южных губерниях России. Численный состав хора был увеличен им до 60 человек, музыкальность исполнения, чистота и звучность пения, отчётливость дикции доведены до высшей степени совершенства. Вместе с тем, он обратил внимание на улучшение материального положения служащих капеллы, которым он выхлопотал значительные прибавки жалованья. Наконец, ему удалось добиться прекращения участия хоров капеллы в театральных представлениях при дворе, для которых в 1800 г. был образован специальный хор. Одновременно со всем этим он занялся улучшением репертуара духовных песнопений в придворных и других церквах. В это время в России в качестве композиторов духовной музыки господствовали итальянцы: Галуппи, Сарти, Сапиенца и др., композиции которых были написаны совершенно не в духе старого русского церковного пения, отличавшегося простотой и сдержанностью, а главное – строгим соответствием между текстом и музыкой. Произведения же перечисленных композиторов были чужды простоты и стремились, главным образом, произвести эффект. С этой целью в них вводились разного рода фиоритуры, пассажи, трели, форшлаги, резкие переходы и скачки, ферматы, крик и тому подобные украшения, уместные, скорее, в театрах, чем на клиросе церквей. Нечего и говорить, что мелодические обороты, гармония и ритм были вполне итальянские, причём иногда мелодия и гармонизация прямо заимствовалась из западноевропейских образцов. Так, для одной Херувимской, гармонизация была заимствована из «Сотворения мира» Гайдна, а одно «Тебе поём» было написано на тему арии жреца, из «Весталки» Спонтини.

<< Первая < Предыдущая 1 Следующая > Последняя >>

Работает

Всего в каталоге Бортнянского менее двухсот работ. В то время как после смерти музыканта более шестисот рукописей были завещаны архивам придворного хора, сохранились только двадцать. Что касается итальянского периода, то до нас дошли две оперы из пяти сочиненных.

Инструментальная

Симфония-концерт

Симфония-концерт для фортепиано, арфы, двух скрипок, альта да гамба, виолончели и фагота си-бемоль мажор (1790).

Голос

Оперы

  • Креонта , драма для музыки в двух действиях ( Венеция , Театр Сан-Бенедетто, 26 ноября 1776 г.), либретто по пьесе « Антигона » Марко Колтеллини .
  • «Альсид»  (великобритания) , драма для музыки в трех действиях (Венеция, 1778 г.), либретто из оперы « Alcide al bivio » Метастазия .
  • Quinto Fabio , драма сериа в трех действиях ( Модена , Герцогский дворец , 26 декабря 1779 г.), либретто из оперы « Лучо Папирио » Апостоло Зенона .
  • «Фокон» , комическая опера в трех действиях ( Гатчинский дворец, 11 октября 1786 г.) на французском языке, на либретто Франца-Германа Лафермьера , вдохновленного Боккаче и Седеном .
  • «День Господень» , одноактная комедия, смешанная с ариями и балетами ( Павловский дворец , Санкт-Петербург, лето 1786 г.), либретто Г. И. Чернышева, А. А. Мусина-Пушкина и А. Ф. Виоле, попроизведениям Жюстин Фавар и аббата Вуазенона « Аннет и Любин ».
  • Дон Карлос (Санкт-Петербург, 1786) на французском языке на либретто Лафермьера. Сегодня проиграл.
  • Le Fils rival или La Moderne Stratonice  (великобритания) , комическая опера в трех действиях ( Павловский дворец,11 октября 1787 г.) на французском языке, на либретто Лафермьера.

Хоры и вокальные концерты религиозного вдохновения

Все эти хоры на старославянском языке .

  • Da ispravitsia Molitva Moia п о  2.
  • Херувимские песни (Песнь херувимов) Без костей  1-7
  • Концерт п о  1: Vospoite Hospodevi
  • Концерт п о  7: Priidite vozraduemsia
  • Концерт п о  11: Blahoslovy Hospod
  • Концерт п о  18: Blaho IEST ispovedatsia Псалом 92
  • Концерт п о  19: Reche Hospod Hospodevi Мой [ «Господь говорит Господь»)
  • Концерт п о  21: Zhivyi v pomoshi Vyshnaho Псалом 91
  • Концерт п о  24: Vozvedokh Очи Moyi HORY против
  • Концерт п о  27: Hlasom ко Hospodu Моего vozzvakh
  • Концерт п о  32: Скажи половину, Hospodi, konchynu moiu
  • Концерт п о  33: Vskuiu priskorbna iesy Moia Dusha , Псалом 42, стих 6

Тантум Эрго

Его гимн Tantum эрго , известный в странах славянских под названием Коль Славен (в русском языке  : Коль Славен ) и чьи тексты были написаны русским поэтом Херасков , до сих пор поются сегодня , как Рождественский гимн . Эта мелодия также популярна среди масонов и в англоязычных странах, где она известна как Россия , Санкт-Петербург или Уэллс . В Германии мелодия поется на текст Герхарда Терстегена  (де) Ich bete an die Macht der Liebe ( «Я обращаю свои молитвы к силе любви» ) к Großer Zapfenstreich, торжественному армейскому ритуалу (церемония татуировки). .

До революции 1917 года эту пьесу ежедневно исполнял карильон Московского Кремля .

Джеймс Блиш , адаптировавший многие эпизоды сериала « Звездный путь » для литературы , написал в « Кого боги уничтожают» (эпизод 69) ( Гнев богов ), что «  Ich bete an die Macht der Liebe  » Бортнянского была музыкой, сопровождавшей «все рекламные акции». что прошли через Звездного академии на выпускной церемонии .
«

Краткая биография

  1. Юность Бортнянского совпала с тем временем в России, когда зарождалась профессиональная композиторская школа и наблюдался общественный подъём на рубеже 60-70-х гг. XVIII в.
  2. В 1766-1768 гг. был певчим при императорском дворе под руководством Б. Галуппи.
  3. В 1768 г., в возрасте 17 лет, Бортнянский по рекомендации Галуппи отправился на казённый счёт в Италию для изучения музыки европейских композиторов (Генделя, Скарлатти, полифонистов венецианской школы). В Италии он пробыл 10 лет. Жил в основном в Венеции, но выезжал в Болонью, Рим и Неаполь. За это время его родители умерли.
  4. В Италии состоялся его дебют в качестве композитора: он сочинил «Немецкую обедню», включив в неё православные песнопения.
  5. В 1776 г. написал оперу «Креонт».
  6. В 1778 г. создал две оперы: «Алкид» и «Квинт Фабий», которые были поставлены в театре и имели успех у итальянских зрителей. Были созданы и другие произведения, в том числе духовные.
  7. В Италии он освоил клавесин и орган.
  8. В 1779 г. возвратился в Россию. Его итальянские сочинения произвели большое впечатление при императорском дворе, он был назначен композитором Придворного певческого хора.
  9. Женился в период 1780-1782 гг. (точная дата неизвестна).
  10. В 1780-1784гг. работал при дворе капельмейстером, руководил хорами в Сухопутном шляхетском корпусе, Смольном институте.
  11. В Петербурге Бортнянский много сочинял: хоровые концерты, инструментальная музыка, камерные произведения, романсы на стихи французских поэтов.
  12. В 1786-1795 гг. обучал музыке детей будущего императора Павла I, создал цикл сонат для клавесина, Концерт для чембало с оркестром, Квинтет, Концертную симфонию. Это было первое в России симфоническое произведение.
  13. С середины 80-х гг., когда императорский двор увлекся театром, создал три комические оперы: «Празднество сеньора» (1786), «Сокол» (1786), «Сын-соперник» (1787).
  14. В 1791-1814 написал несколько кантат и ораторий на слова Г. Державина.
  15. В 90-х годах XVIII в. писал много духовной музыки, в основном хоровые концерты. Они отличались особым лиризмом и были уже шагом к классицизму.
  16. В 1796 г. в Петербурге была создана Придворная капелла, Бортнянский стал её управляющим, а через некоторое время – директором. Оставался в этой должности до конца своей жизни.
  17. В 1806 г. за усердный труд получил чин действительного статского советника.
  18. Будучи широко образованным человеком, в начале XIX в. участвовал в литературных вечерах, встречался с Г. Державиным, сотрудничал с П. Вяземским и В. Жуковским и на его стихи написал песню для хора «Певец во стане русских воинов» (1812) для солиста-тенора, хора и оркестра.
  19. В 1815 г. был избран почетным членом Филармонического общества.
  20. В 1816 г. по указу императора Александра I был принят закон, по которому в церкви допускались к исполнению только произведения самого Бортнянского или произведения, получившие его одобрение. Это говорит о высокой оценке его деятельности.
  21. 1817-1824 гг. отмечены активной концертной деятельностью в капелле, издательской работой в области хорового искусства, подготовкой к печати Духовных хоровых концертов, педагогической деятельностью.
  22. Умер 28 сентября 1825 г. в Санкт-Петербурге. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Существует легенда, что в день кончины Бортнянский позвал к себе в дом хор капеллы и попросил петь свой концерт «Вскую прискорбна еси, душа моя», под его звуки он скончался.
  23. В 1953 г. его прах перенесли на Тихвинское кладбище при Александро-Невской лавре в Пантеон деятелей российской культуры.
  24. Его духовная музыка исполняется в русских православных храмах до настоящего времени.

Дмитрий Бортнянский (худ. М. И. Бельский 1788)

Примечания и ссылки

Заметки

  1. «Дмитро» — украинская форма его имени, «Дмитрий» — русская форма.
  2. «  o, о котором все классы Академии Звездного Флота прошли маршем на выпускной.  »

Рекомендации

  1. Все это приводит внук Бортнянского, Дмитрий Долгов, в своей биографии, опубликованной в 1857 году. См. .
  2. ↑ и .
  3. в Google Книгах , стр.  273 . Первое упоминание о Бортнянском — на странице 270. Берлиоз включит некоторые произведения композитора в свои парижские программы.
  4. Копия партитуры, написанной от руки, хранится в библиотеке Ажуда в Лиссабоне. , с.  122 .
  5. Слова ( латиница ) святого Фомы Аквинского .
  6. Пластинка получила четыре звезды в журнале Le Monde de la musique .

биография

Ученик

Дмитрий Бортнянский родился в городе Глоухове , Украина, в Российской Империи . Молодой, он пел в церкви; мы его заметили, и в возрасте семи лет он присоединился к хору Императорской капеллы в Санкт-Петербурге (1758). Там он изучал музыку и композицию у разных учителей (Полтораски, Раупах, Старцер), а затем, наконец, у руководителя хора итальянца Бальдассаре Галуппи . У него есть возможность послушать музыку Глюка , Телемана , Вагензейля , Грауна и других немецких мастеров, данную при дворе.

В 1769 году , когда Галуппи вернулся в Италию , по приказу Екатерины Великой он взял молодого человека для завершения своего обучения. Здесь Бортнянский сочинил оперы, имевшие значительный успех: « Креон» ( 1776 г. ) и « Алсид» ( 1778 г. ), премьера которых состоялась в Венеции , и « Квинто Фабио» в Модене ( 1779 г. ). Он также сочиняет духовные произведения на латинском и немецком языках, а капелла или с оркестром, в том числе Ave Maria (1775) для двух голосов и оркестра и Salve Regina (1776).

Хозяин

Дмитрий Степанович Бортнянский.

В 1779 году , после десяти лет отсутствия, по настоятельной просьбе директора театра и музыки при дворе Екатерины II Ивана Елагина Бортнянский вернулся в Петербург: ему было двадцать восемь лет. Сначала он зарабатывал себе на жизнь с должности помощника в придворной часовне. Это момент, когда Джованни Паизиелло доминирует на сцене своими операми. Паизиелло уезжает из России в 1783 году, именно Бортнянского Екатерина решает сменить его на посту хормейстера своего сына Павла.

Бортнянский написал по крайней мере четыре новых комических оперы на основе французского либретто Франца-Германа Лафермьера (1737-1796): Le Faucon (1786), La Fête du seigneur (1786), Don Carlos (1786) и Le fils-rival или Современные Стратоники (1787 г.).

В то же время, он также писал инструментальную музыку, в том числе фортепианные сонаты, фортепианный квинтет и арфы (1787), в Концертная симфония (1790) , посвященная принцессе Марии Федоровны , жены будущего Павла I эр , а также «а цикл французских мелодий с названием романсов (1793). Бортнянский явно предназначал свои пьесы для клавишных или арфы для принцессы.

Bortnianski проводится , когда назначается Павла I — го , вновь увенчан, как директор Императорской капеллы ( ). Он первый музыкант из Российской Империи, занявший этот пост. Коллектив из 108 хористов приобрел под его руководством европейское значение и стал центром музыкальной жизни Санкт-Петербурга. Он заказал такие требовательные работы как Гайдна Создание в 1802 году, Моцарта Реквием в 1805 году, Генделя Мессия в следующем году или Бетховена Христос на Масличной горе в 1813 году.

В 1814 году Бортнянский получил приказ написать официальную службу литургии святого Иоанна Златоуста , чтобы объединить во всей империи обычаи Русской Православной Церкви . Он сочетает в себе восточный и западный стили духовной музыки и включает в себя полифонические элементы, изученные в Италии: для некоторых произведений требуется несколько хоров в соответствии с венецианской техникой двух Габриэли. Он создает сотни религиозных произведений или духовных концертов (35 для смешанного хора на четыре голоса и десять для двойного хора), кантат и гимнов . Бортнянский тогда почти полностью перестал писать светские произведения.

Дмитрий Бортнянский скончался в Санкт-Петербурге 10 октября 1825 г.Похоронен на Смоленском православном кладбище города . По преданию, это был концерт п о  33 Почему ты низвержен, душа моя? ( Псалом 42 , стих 6), который играл на похоронах. В 1953 году останки Бортнянского были перенесены на Тихвинское кладбище , недалеко от Свято-Троицкого монастыря Александра Невского .

Музыкальное наследие

Д. С. Бортнянский (рисунок 1841 г.)

После смерти композитора его вдова Анна Ивановна передала на хранение в Капеллу оставшееся наследие — гравированные нотные доски духовных концертов и рукописи светских сочинений: «опер итальянских — 5, арий и дуэтов российских, французских и итальянских — 30, хоров российских и итальянских — 16, увертюр, концертов, сонат, маршей и разных сочинений для духовой музыки, фортепиано, арфы и прочих инструментов — 61». Точные названия его произведений указаны не были.

Инструментальная музыка Бортнянского имела огромный успех в Италии, где в театрах Болоньи, Венеции, Рима и Неаполя ставились его оперы «Алкид», «Креонт», «Квинт Фабий». В них он, идя по стопам своих учителей Галуппи, Сарти и других опирался на традиции украинской духовной музыки, унаследованной ещё в глуховской школе. Правда при царском дворе в Санкт-Петербурге среди композиторов, которые начали работать позже, его инструментальная музыка не была популярна и исполнялась лишь в узком кругу придворных любителей музыки. Своим творчеством Бортнянский утвердил традиции украинского хорового мастерства в репертуаре Петербургской хоровой придворной капеллы, которая в основном состояла из носителей украинских музыкальных традиций, которым они были обучены ещё в глуховской школе. В то же время Бортнянский заложил основу традиции многоголосного хора в России. Он создал в капелле хор, который владел безупречными техническими и тембровыми качествами, высокой вокальной культурой.

Хоровые произведения Бортнянского исполнялись и многократно переиздавались после его смерти. Светские сочинения — оперные и инструментальные — были забыты вскоре после его кончины. О них вспомнили в 1901 году во время торжеств по случаю 150-летия со дня рождения Бортнянского. Тогда в Капелле были обнаружены рукописи ранних сочинений композитора и устроена их выставка. В числе рукописей были оперы «Алкид» и «Квинт Фабий», «Сокол» и «Сын-соперник», сборник клавирных произведений, посвящённый Марии Фёдоровне. Этим находкам была посвящена статья известного историка музыки Н. Ф. Финдейзена «Юношеские произведения Бортнянского», которая завершалась следующими строками:

Автор призывал придворную певческую капеллу опубликовать имеющиеся в её распоряжении материалы, но безрезультатно.

О светских сочинениях Бортнянского вновь заговорили спустя ещё полвека. Многое к этому времени оказалось утраченным. Архив Капеллы после 1917 года был расформирован, а его материалы по частям переданы в разные хранилища. Некоторые произведения Бортнянского были найдены, но большая их часть бесследно исчезла, в том числе и сборник, посвящённый великой княгине.

Духовный гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» написан композитором на слова поэта М. М. Хераскова в конце XVIII века. Некоторое время, начиная с эпохи правления Павла I, считался неофициальным национальным (государственным) Гимном Российского государства. На данную мелодию Бортнянского существует и немецкая песня со стихами Герхарда Терстигена: «Ich bete an die Macht der Liebe» — песня, традиционно исполняемая в германской армии во время богослужения.

Бортнянский известен также как автор музыки к известному христианскому гимну святителя Амвросия Медиоланского «Тебе Бога хвалим», поющемуся в православных храмах Русской православной церкви как заключение благодарственных молебнов.

Деятельность композитора

Бортнянский постепенно увеличил состав хора с 24 до 60 человек и достиг того, что капелла стала служить исключительно целям церковного пения. Улучшил исполнение, сделал его более церковным, устранив вычурные виртуозные украшения и т.п. По настоянию Бортнянского был издан ряд высочайших указав, охранявших чистоту церковного стиля в его понимании. В г. было повелено: «все, что ни поется в церквах по нотам, должно быть печатное и состоять или из собственных сочинений директора придворного певческого хора Бортнянского, или других известных сочинителей, но сих последних сочинения непременно должны печатаемы быть с одобрения Бортнянского». Бортнянскому также было поручено обучать причетников приходских церквей Петербурга «простому и единообразному нотному пению», для чего под его редакцией был напечатан и разослан по церквам придворный напев литургии на два голоса.

Д. М. Бортнянский

Бортнянский сделал первый опыт гармонизации древних церковных мелодий, изложенных одноголосно в певческих книгах, изданных впервые Синодом в г. («Помощник и покровитель», «Ныне силы»(№2), «Приидите, ублажим», «Дева днесь», «Ангел вопияше» и др.) В этих переложениях он только приблизительно сохранил характер церковных мелодий, придав им размер и уложив в рамки мажора и минора, для чего потребовалось иногда немного менять их. Замечателен проект Бортнянского о печатном издании древних мелодий в их подлинном крюковом виде, которое по его мысли должно было

  1. восстановить историческую связь в развитии богослужебного пения,
  2. дать возможность желающим «прибегать к этому пению, как к источнику» и «почерпать в нем полезное и лучшее и сообразно дарованиям своим из того делать употребление»,
  3. прекратить «нелепые и самовольные церковного пения переправы, исказившие и мелодию, и степенный ход ее»,
  4. открыть возможность объяснения крюковой системы, «которая была бы самым лучшим способом познать подробнее свойства диатонического рода, в каковом идет все церковное пение, противоположно новейшей музыкальной системе»,
  5. служить средством к единению старообрядчества с православной церковью.

Несмотря на серьезность поставленных вопросов и задач и влиятельное положение автора проекта, он остался без движения.

В конце жизни отобрал и подготовил к изданию 35 своих духовных концертов.

В издание Юргенсона «Полное собрание духовно-музыкальных сочинений» (под ред. Чайковского) вошли: 9 трехголосных соч. (в т.ч. Литургия), 29 четырехгол. песнопений (в т.ч. 7 Херувимских), 16 двухорных песнопений, 14 «Тебе Бога хвалим» (4 одно- и 10 двухорных), 45 концертов (35 одно- и 10 двухорных), гимны и частные молитвы («Коль славен» и др.)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: