Тольба, Вениамин
Дата рождения
1909
Дата смерти
1984
Профессия
дирижёр
Страна
СССР
Народный артист Украинской ССР (1957), Сталинская премия (1949). Тольба пользуется заслуженным авторитетом на Украине как музыкант разносторонней эрудиции и высокой культуры. В родном Харькове он обучался игре на скрипке, а позднее (1926—1928) осваивал различные дисциплины в Ленинградском центральном музыкальном техникуме. В Харьковской консерватории (1929—1932) его педагогом по дирижированию был профессор Я. Розенштейн, а после этого он совершенствовался под руководством Г. Адлера, приглашенного для занятий с группой выпускников. Окончательно сформировался артистический облик дирижера в процессе практической деятельности, и особенно важным здесь был период совместной работы с А. Пазовским (с 1933 года).
Еще в молодости он начал играть на скрипке в харьковских оркестрах — сначала филармонии (под управлением А. Орлова, Н. Малько, А. Глазунова), а затем оперного театра. Рано состоялся и дирижерский дебют — уже в 1928 году Тольба выступает по Харьковскому радио, в Театре русской драмы и в Украинском еврейском театре. В течение десяти лет (1931—1941) он работает в Харьковском оперном театре. Тогда же ему пришлось впервые встать за пульт Киевского театра оперы и балета имени Т. Г. Шевченко (1934—1935). Оба эти театра во время Великой Отечественной войны объединились в одну труппу, выступавшую в Иркутске (1942—1944). Здесь был тогда и Тольба. А с 1944 года, после освобождения Украины, он уже постоянно работает в Киеве.
Почти пятьдесят опер и балетов шло в театрах под управлением Тольбы. Здесь русская и зарубежная классика, произведения композиторов УССР. Среди последних следует отметить первые исполнения опер «Наймичка» М. Вериковского, «Молодая гвардия» и «Заря над Двиной» Ю. Мейтуса, «Честь» Г. Жуковского. Немало новых сочинений украинских авторов включал Тольба и в свои разнообразные симфонические программы.
Значительное место в практике дирижера играет запись музыки для художественных кинофильмов, в числе которых фильм-опера «Запорожец за Дунаем».
Важным вкладом Тольбы в развитие украинской музыкальной культуры стало воспитание целой плеяды дирижеров и певцов, которые ныне выступают во многих театрах страны. Еще до войны он преподавал в Харьковской консерватории (1932—1941), а с 1946 года является профессором Киевской консерватории.
Л. Григорьев, Я. Платек
Rolando Villazón
Дата рождения
22.02.1972
Профессия
певец
Тип голоса
тенор
Страна
Мексика
Справедливо считающийся одним из лучших лирических теноров своего поколения, Роландо Виллазон (правильно — Вильясон) родился в Мехико, и начиная с одиннадцати лет профессионально занимался музыкой. В возрасте 18 лет он начал брать уроки вокала и спустя два года поступил в Национальную консерваторию в Мехико. Будучи студентом, он неоднократно становился победителем различных международных конкурсов.
В 1998 году он стал участником программы для молодых певцов в оперном театре Сан-Франциско, где он исполнил свою первую крупную роль — Альфреда в «Травиате» Верди. Позже он был участником аналогичной программы в оперном театре Питтсбурга, где существенно расширил свой репертуар, добавив к нему роли в операх Беллини, Доницетти и Барбера.
В 1999 году он стал лауреатом II премии конкурса Пласидо Доминго Operalia, где ему также достался Приз зрительских симпатий. В этом же году он дебютировал в роли Де Грие («Манон» Массне) в Женевской опере, после которого последовали приглашения в крупнейшие европейские оперные театры — Гамбургскую и Берлинскую Государственные оперы, парижскую Opera Bastille, брюссельский La Monnaie, оперный театр Триеста, Баварскую государственную оперу, а также в Лос-Анджелесскую оперу, New York City Opera, Глайндборнский фестиваль. В сезоне 2003/04 он выступал в Лондонской Королевской опере Covent Garden, Нидерландской опере, нью-йоркской Metropolitan Opera, в 2004 году с огромным успехом дебютировал в Венской государственной опере. С 2004 года Роландо Виллазон является эксклюзивным артистом звукозаписывающей фирмы Virgin Classics, для которой записал два альбома.
С 2007 года начал испытывать проблемы с голосом, перенес операцию на голосовых связках. В апреле 2009 года тенор заявил, что после перенесенной операции прекращает свою карьеру. Первое выступление после восстановления прошло на сцене Венской государственной оперы в партии Неморино («Любовный напиток» Доницетти) в марте 2010 года. В январе 2011 Виллазон дебютировал в качестве режиссера с постановкой «Вертера» Массне в Лионской опере.
Публикации
Концерт Венского филармонического оркестра на фестивале «Неделя Моцарта 2020» 30.01.2020 в 10:07
Ещё раз о венской «Травиате» 15.10.2017 в 23:38
Оперный фестиваль Динары Алиевой пройдёт в Москве 09.02.2017 в 10:40
«Ифигения в Тавриде» на Зальцбургском фестивале 03.12.2015 в 17:08
«Дон Жуан» в Ковент-Гардене (operanews.ru) 21.07.2015 в 21:38
На главном событии «Недель Пуччини» в Берлине 28.03.2015 в 17:58
Второе пришествие Роландо Виллазона (operanews.ru) 27.10.2014 в 17:23
«Ромео и Джульетта» Гуно в летнем сезоне трансляций из «Met» 12.07.2014 в 15:17
«Травиата» в Баварской опере (operanews.ru) 28.04.2014 в 20:26
Будни Метрополитен-оперы (operanews.ru) 06.04.2014 в 20:00
Нестареющая «Богема» (operanews.ru) 23.12.2012 в 21:59
Коротко о разном (operanews.ru) 16.05.2010 в 15:59
Без гламура нет «лямура»? (operanews.ru) 01.11.2009 в 16:39
Нетребко и Виллазон на сцене Мета: не оправдавшиеся ожидания (operanews.ru) 01.02.2009 в 01:09
Требуются тенора. Срочно! 18.09.2007 в 12:49
Спектакли Мюнхена и Штутгарта 02.06.2005 в 14:57
Премьера «Кармен» в берлинской Штаатсопер 23.12.2004 в 20:37
Saulius Sondeckis
Дата рождения
11.10.1928
Дата смерти
03.02.2016
Профессия
дирижёр
Страна
Литва, СССР
Саулюс Сондецкис родился в 1928 году в Шяуляе. В 1952 г. окончил Вильнюсскую консерваторию по классу скрипки А.Ш.Ливонта (ученика П.С.Столярского). В 1957-1960 гг. учился в аспирантуре Московской консерватории, проходил также мастер-класс по дирижированию у Игоря Маркевича. С 1952 г. преподавал скрипку в вильнюсских музыкальных школах, затем в Вильнюсской консерватории (с 1977 профессор). С оркестром Школы искусств имени Чюрлёниса выиграл конкурс молодёжных оркестров Герберта фон Караяна в Западном Берлине (1976), удостоившись восторженных отзывов критики.
В 1960 году основал Литовский камерный оркестр и до 2004 года руководил этим прославленным коллективом. Создатель (в 1989) и бессменный руководитель Камерного оркестра «Камерата Санкт-Петербург» (с 1994 — оркестр Государственного Эрмитажа). С 2004 — главный приглашённый дирижёр Камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Главный дирижёр г. Патра (Греция, 1999–2004). Член жюри крупнейших международных конкурсов, в т. ч. им. Чайковского (Москва), Моцарта (Зальцбург), Тосканини (Парма), фонда Караяна (Берлин) и других.
За более чем 50 лет интенсивной творческой деятельности маэстро Сондецкис дал более 3000 концертов в десятках городов СССР, России и стран СНГ, практически во всех странах Европы, в США, Канаде, Японии, Корее и многих других странах. Ему рукоплескали Большие залы Московской консерватории и Санкт-Петербургской филармонии, зал Берлинской филармонии и лейпцигский Gewandhaus, венский Musikverein и парижский Pleyel Hall, Амстердамский Concertgebouw… Партнёрами С. Сондецкиса были выдающиеся музыканты XX-XXI вв.: пианисты Т.Николаева, В.Крайнев, Е.Кисин, Ю.Франтц; скрипачи О.Каган, Г.Кремер, В.Спиваков, И.Ойстрах, Т.Гринденко; альтист Ю.Башмет; виолончелисты М.Ростропович, Н.Гутман, Д.Герингас; органист Ж.Гийю; трубач Т.Докшицер; певица Е.Образцова; Московский камерный хор под управлением В.Минина, латвийский камерный хор «Аве Сол» (руководитель И.Кокарс) и многие другие коллективы и солисты. Дирижёр выступал с ГАСО России, филармоническими оркестрами Санкт-Петербурга, Берлина и Торонто, а также с Национальным оркестром Бельгии, Оркестром Радио Франции.
Маэстро и возглавляемые им коллективы всегда были желанными гостями на самых престижных музыкальных форумах, среди которых фестивали в Зальцбурге, Шлезвиг-Гольштейне, Люцерне, Стокгольмский Королевский фестиваль, фестиваль Иво Погорелича в Бад-Вёрисхофене, «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» и фестиваль к 70-летию А.Шнитке в Москве…
В обширном репертуаре дирижёра особое место занимают сочинения И.С.Баха и В.А.Моцарта. В частности, он исполнил цикл из всех клавирных концертов Моцарта с В.Крайневым в Вильнюсе, Москве и Ленинграде, записал оперу «Дон Жуан» (концертная запись). В то же время он сотрудничал со многими выдающимися композиторами — своими современниками. Высокую оценку получила его запись Симфонии № 13 Д.Шостаковича. Под управлением дирижера состоялись мировые премьеры ряда произведений А.Шнитке, А.Пярта, Э.Денисова, Р.Щедрина, Б.Дварионаса, С.Слонимского и др. Свои произведения посвящали Сондецкису Пярт («Tabula rasa»), Шнитке (Concerto grosso № 1 — посвящено С.Сондецкису, Г.Кремеру и Т.Гринденко, Concerto grosso № 3 — посвящено С. Сондецкису и Литовскому камерному оркестру, к 25-летию коллектива), П.Васкс и другие композиторы.
Саулюс Сондецкис удостоен звания народного артиста СССР (1980). Лауреат Государственной премии СССР (1987), Национальной премии Литвы (1999) и других наград Литовской республики. Почётный доктор Шяуляйского университета (1999), почётный гражданин Шяуляя (2000). Почётный профессор Санкт-Петербургской консерватории (2006). Президент фонда «Эрмитажная Академия музыки».
Указом Президента РФ Д.А.Медведева от 3 июля 2009 года Саулюс Сондецкис награждён российским Орденом Почёта за большой вклад в развитие музыкального искусства, укрепление российско-литовских культурных связей и многолетнюю творческую деятельность.
Публикации
Сергей Крылов: «Я был „лётчиком-испытателем“ скрипок моего отца» 16.07.2013 в 19:09
Фортепианный дуэт с оркестром 21.12.2006 в 20:34
В БЗК отпраздновали юбилей Саулюса Сондецкиса 20.04.2006 в 15:04