«На трубе можно выучить абсолютно любого»
— Чем вам труба-то так понравилась? Громкая?
— «В трубу» пришел, потому что отец трубач. Сам я сцену любил, с трех лет пел песни какие-то — «Бескозырка белая, в полоску воротник, пионеры смелые спросили напрямик…». Знаете такую? Занимался, как все, на фортепиано, и вполне успешно…
— И чего бросили? Край наступил?
— Ну не край, просто папа с мамой перспективу смотрели — чтобы на рояле подняться, нужно колоссальное количество часов за ним провести. Сложно быть, извините, Рихтером… А вот трубачей мало. Ну я попробовал — и пошло. Рояль, при этом, не бросал. И педагоги требовали — да будь ты пианистом! Определяйся!
— Но душа тянулась к медному изделию?
— Все-таки меньше было затрат на трубу, меньше занятий, нервов… Рояль — очень нервная штука. Меня за собой звук трубы повел, позвал. Так и говорю с тех пор: труба — это мой голос.
— Тот же Денис Мацуев часто говорит — мол, с фортепиано у нас все блестяще, а духовой цех провисает…
— Я согласен, потому что если взять наши оркестры симфонические, это еще надо постараться найти первого трубача, первого валторниста… крепкую группу из них собрать очень сложно.
— Ну и почему? Мальчики в музыкалке на трубу не идут?
— Идут. Но проблема в технологии звуковоспроизведения. На скрипке и фортепиано не надо тебе строить губы и качать мышцы. А у трубача должна быть правильная система постепенного развития. Ее нет, любая система у нас в стране в принципе не очень работает. Понятно, что выстреливают яркие индивидуальности, очень музыкально развитые как Докшицер или Накаряков. Они пробиваются.
— То есть школы нет?
— Да школа есть, та самая отличительная мощь звучания у Марголина, у Володина, у всех мэтров… А системное, «поточное» воспитание среднего уровня — очень-очень провисает. И это одна из моих личных целей — проблему решать.
Хороших педагогов мало. Да и классы раньше были закрытые — «не ходи к этому, не занимайся с этим», обмен информации был на нуле. А в Европе как раз всё нараспашку — целыми классами ходят друг к другу заниматься. Вон, в Америке духовые фестивали — в каждом штате. Так что коммуникабельность превыше всего.
— А что значит — качать губы? Каждый ли может быть трубачом?
— Любого человека можно научить прилично играть на трубе, даже если у него нет таланта. Хоть с толстыми губами, хоть с тонкими.
А качать аппарат — это спорт, каждый день ты должен давать нагрузку, чтобы мышечная масса нарастала, давая тебе возможность играть «с запасом»: а то у нас много учеников, которые не могут сыграть два произведения подряд, — не знают, сколько им нужно тратить на звук, на мышцы. Опять возвращаемся — нет системы ежедневных занятий. Кто во что горазд.
— Правда ли, что духовику каждую ночь снится, будто он сфальшивит?
— А точнее — киксанет, не попадет на ноту. Если пианист или скрипач не возьмут ноту — этого практически никто не заметит, а если ты в соло промажешь — это услышат все. И да, это становится поводом к ночным переживаниям.
Инструмент очень яркий, за другими не спрячешься. Трубу я всегда сравниваю с вокалом, только вместо связок у нас работают наши губы.
«Дети услышат тему из Kill Bill, и захотят сыграть также»
— Как вы относитесь к джазовым трубачам? Почему вы не там?
— Кто-то скажет — «джазовый трубач более свободен, а классический — скован». Так вот я не согласен. В классике ты — такой же импровизатор, только делаешь это с помощью уже написанной музыки. Ты также выражаешь свои эмоции. Да, у джазмена больше раскованности, своей стилистики выражения. Но сильно различать нас не нужно. Мы все — свободны, и это главное.
— Вы часто исполняете опусы, которые лично для вас написаны. С материалом нет проблем?
— Мэтры-композиторы горят желанием тогда, когда есть классные исполнители. Они должны видеть лицо артиста, они им вдохновляются, слышат его звук. Не будет артистов — не будет и произведений. Это тонкие связи.
И мне лестно, что знаменитая Татьяна Смирнова посвятила мне несколько своих вещей для солирующей трубы и рояля, Александра Пахмутова сейчас в процессе написания произведения для меня… В Америке очень много пишется для брасс-ансамблей, для солирующей трубы. Без этого нельзя, потому что романтической музыки для трубы написано не очень много.
— Часто говорят — да, вон, иного прежнего великого пианиста сейчас бы и до первого тура конкурса Чайковского не допустили… а сколь вырос технический уровень трубачей в новейшее время?
— Ну… класс растет в связи с техническими возможностями самого инструмента, труба модернизируется, становясь более гибкой, стройной, с возможностями исполнения верхнего регистра, или, напротив, нижних нот. И звучание разное, краски, потому что отличается система распределения воздуха, сплавы.
У меня лично много инструментов, «Ямаха», например. К тому же новая музыка, которая пишется для брасс-ансамблей, также поднимает уровень.
— А сколь долго труба живет? А то кто-то мне говорил, что это не скрипки, трубы должны быть только новыми…
— Ну я недавно купил французскую трубу, которой уже лет пятьдесят. Шикарный звук, отличается от всех сильно
Это важно, потому что для каждого произведения, ты подбираешь особый инструмент, свою окраску, чтобы правильно передать характер
— А что можно и что нельзя делать трубачу перед концертом?
— Ой, кому-то нужно отжаться, чтобы чувствовать себя комфортно, в спортзал сходить… всегда нужно делать упражнения на руки-ноги, особенно на пресс. И, конечно, правильно питаться. Потому что если ты выходишь на сцену и хочешь спать или есть, то концентрация может в момент потеряться, живот забурлит, руки затрясутся. И всё. Без запаса прочности — никуда.
— А играть нужно каждый день?
— Ну это как спортсмен, который готовится к Олимпиаде. Качай мышцы, будь в форме. Есть же знаменитая фраза: один день не позанимался — услышишь ты, два — услышат твои близкие, три — весь зал. Нет, иногда даже требуется отдых: губы нельзя переигрывать, баланс нагрузки иной, нежели у пианиста.
Vladislav Lavrik
Дата рождения
29.09.1980
Профессия
дирижёр, инструменталист
Страна
Россия
Российский трубач и дирижёр Владислав Лаврик родился в Запорожье в 1980 году. В 2003 году окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Юрия Усова, позже — доцента Юрия Власенко), а затем аспирантуру. По окончании второго курса консерватории музыкант был приглашен в Российский национальный оркестр и в 2001 году в возрасте 20 лет занял место концертмейстера группы труб. С 2009 года Владислав Лаврик совмещает сольную карьеру и работу в оркестре с дирижерской деятельностью. Владислав Лаврик — лауреат нескольких международных конкурсов.
Музыкант выступает по всему миру с сольными программами, а также вместе с известными оркестрами и дирижерами, среди которых Михаил Плетнёв, Александр Ведерников, Александр Сладковский, Юрий Башмет, Константин Орбелян, Максим Шостакович, Карло Понти, Дмитрий Лисс. Многие современные композиторы доверили ему первое исполнение своих произведений для трубы. В качестве солиста В. Лаврик появляется на лучших сценах мира, принимает участие в различных фестивалях в России и за ее пределами. В их числе: «Европалия» в Брюсселе, WCU Trumpetfestival в США, «Международная неделя консерваторий» в Санкт-Петербурге, «Звезды на Байкале» в Иркутске, Crescendo, Большой фестиваль РНО, «Возвращение». Владислав Лаврик является артистом фирмы Yamaha в России.
В 2005 году на базе Российского национального оркестра исполнитель организовал брасс-квинтет и стал его художественным руководителем. Ансамбль успешно гастролирует на ведущих площадках России и за рубежом.
C 2008 года музыкант преподает в Московской консерватории, а также регулярно проводит мастер-классы. В 2011 году он выступил на ежегодной конференции Международной гильдии трубачей (ITG), после чего был приглашен в состав совета директоров гильдии как представитель России.
В качестве дирижера Владислав Лаврик работал с ведущими оркестрами России: Российским национальным оркестром, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Симфоническим оркестром Министерства обороны РФ, Московским камерным оркестром Musica Viva, Государственным камерным оркестром Самарской филармонии, Государственным симфоническим оркестром Удмуртии и другими. В 2013 году в качестве дирижера и солиста он участвовал в постановках музыкального спектакля для детей «Коты Эрмитажа» на музыку Криса Брубека. Представления прошли в Национальной галерее искусств в Вашингтоне и в театре музея Эрмитаж в Санкт-Петербурге. В июле 2015 года он встал за пульт РНО на гастролях в Южной Корее, Гонконге и Японии, где в качестве солиста выступал Михаил Плетнёв.
Записи музыканта были выпущены на радио и компакт-дисках. Среди них — запись Первого концерта Шостаковича для фортепиано с оркестром, сделанная совместно с Владимиром Крайневым под управлением Максима Шостаковича. В 2011 году вышел сольный альбом трубача «Размышление», записанный с оркестром Министерства обороны РФ.
В марте 2016 года Указом Президента РФ Владислав Лаврик был удостоен Премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры за 2015 год — за вклад в развитие традиций и популяризацию духового искусства.
В августе 2016 года Владислав Лаврик был назначен главным дирижером Камерного оркестра Оренбургской филармонии.
Публикации
Большой фестиваль РНО: неоспоримое превосходство 10.10.2015 в 18:05
Фестиваль медного духового искусства 07.10.2014 в 14:03
На фестивале духового искусства 30.11.2012 в 14:04
На трех концертах «Большого фестиваля РНО» 19.09.2010 в 20:07
Яков Крейцберг за пультом РНО 27.04.2006 в 23:09