Жермен тайфер

Жермен тайфер

Избранная библиография

  • Жанель Гельфанд «Жермен Тайферре (1892-1983) Фортепианные и камерные произведения», докторская диссертация, 1999 Музыкальная консерватория колледжа Цинциннати.
  • Лаура Митганг, ОДНА ИЗ «ШЕСТИ» ЕЩЕ РАБОТАЕТ, NY Times 23 мая 1982 г.
  • Лаура Митганг «Жермен Тайферре: До, во время и после Les Six» в Musical Woman, Vol. 11 Джудит Лэнг Займонт, редактор (Greenwood Press, 1987)
  • Кэролайн Поттер / Роберт Орледж: «Жермен Тайферре (1892–1983): оценка столетия» Muziek & Wetenshap 2 (лето 1992), стр. 109–130
  • Роберт Шапиро «Germaine Tailleferre: биобиблиография» (Greenwood Press 1994)
  • Самуэль Энтони Сильва «Ее собственным голосом: исследование роли фортепиано в Deuxième Sonate для скрипки и фортепиано Жермен Тайферр», докторская диссертация, 2008 Университет Мемфиса Музыкальная школа имени Руди Э. Шайдта
  • Женевьев МакГахи «Разве жизнь не является вечным новым началом?»: Открытие Маршана д’уазо Жермен Тайллеферр », дипломная работа с отличием по музыке, 2012, Swarthmore College; лауреат премии Мелвина Троя в области музыки и танца

Germaine Tailleferre

Дата рождения
19.04.1892
Дата смерти
07.11.1983
Профессия
композитор
Страна
Франция

Французский композитор. В 1915 окончила Парижскую консерваторию, где занималась у Ж. Коссада (контрапункт), Г. Форе и Ш. Видора (композиция), позднее консультировалась у М. Равеля (инструментовка) и Ш. Кеклена. Большое влияние на стиль Тайфер оказали творчество В. А. Моцарта и музыка композиторов- импрессионистов. С 1920 входила в «Шестёрку», выступала в концертах группы. Принимала участие в создании первого совместного сочинения «Шестёрки» — балета-пантомимы «Новобрачные Эйфелевой башни» (Париж, 1921), для которого написала «Кадриль» и «Вальс телеграмм». В 1937 в содружестве с композиторами, примкнувшими к антифашистскому Народному фронту, участвовала в создании массового спектакля «Свобода» (по пьесе М. Ростана; для Всемирной выставки в Париже). В 1942 эмигрировала в США, в послевоенные годы переехала в Сен-Тропезе (Франция). Тайфер принадлежат произведения различных жанров; большое место в её творчестве занимают концерты для различных инструментов и для голоса с оркестром, а также сценические произведения (большинство которых из-за слабых либретто и посредственных постановок не имели успеха). Тайфер обладает ярким мелодическим даром, её музыка изящна, и в то же время отмечена «дерзкими» новаторскими устремлениями «Шестёрки» (особенно в первый период творчества).

Сочинения:

оперы — Жил-был кораблик (опера-буффа, 1930 и 1951, «Опера комик», Париж), комические оперы Боливарский моряк (Le marin du Bolivar, 1937, на Всемирной выставке, Париж), Рассудительный дурак (Le Pou sensè, 1951), Ароматы (Parfums, 1951, Монте-Карло), лирическая опера Маленькая русалочка (La petite sirène, 1958) и др.; балеты — Продавец птиц (Le marchand d’oiseaux, 1923, пост. Шведского балета, Париж), Чудеса Парижа (Paris-Magie, 1949, «Опера комик»), Паризиана (Parisiana, 1955, Копенгаген); Кантата о Нарциссе (La Cantate du Narcisse; для солиста, хора и орк., на сл. П. Валери, 1937, исп. на Радио); для оркестра — увертюра (1932), пастораль (для камерного орк., 1920); для инструмента с оркестром — концерты для фп. (1924), для скр. (1936), для арфы (1926), концертино для флейты и фп. (1953), баллада для фп. (1919) и др.; камерно-инструментальные ансамбли — 2 сонаты для скр. и фп. (1921, 1951), Колыбельная для скр. и фп., струн. квартет (1918), Образы (Images) для фп., флейты, кларнета, челесты и струн. квартета (1918); пьесы для фортепиано; для 2 фп. — Игры на воздухе (Jeux de plein air, 1917); соната для арфы соло (1957); для голоса с оркестром — концерты (для баритона, 1956, для сопрано, 1957), 6 франц. песен 15 и 16 вв. (1930, исп. в Льеже на Междунар. фестивале совр. музыки); concerto grosso для 2 фп. и двойного вок. квартета (1934); песни и романсы на слова французских поэтов, музыка к драматическим спектаклям и фильмам.

Литература: Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, М., 1964, 1970; Jourdan-Morhange H., Mes amis musiciens, P., (1955) (рус. пер. — Журдан-Моранж Э., Мои друзья музыканты, М., 1966, с. 181-89).

A. T. Тевосян

Раймонд Дэйс

Еще одним человеком, жизнь которого была связана с «Шестеркой» и кто заслуживает признания за свою деятельность на благо Сопротивления, был издатель Дариюса Мийо, неизвестный герой Раймонд Дэйс. Спустя четыре месяца после начала оккупации, Дэйс начал издавать сопротивленческий листок «Пантагрюэль» (фр. Pantagruel) который, возможно, был сатирической ссылкой на популярный французский роман XVI века «Ужасные и устрашающие деяния и подвиги знаменитейшего Пантагрюэля, короля дипсодов, сына громадного великана Гаргантюа, написанные недавно мэтром Алькофрибасом Назье» Франсуа Рабле. Дэйс успел опубликовать 16 выпусков, прежде, чем его депортировали. Он был обезглавлен в тюрьме в Кельне два года спустя.

Примечания и ссылки

Заметки
  1. Оригинальная партитура этого произведения исчезла, но композитор Пол Вехаге провел реконструкцию .
  2. Долгие годы сочинение считалось утерянным, но теперь опубликована версия для двух фортепиано. Оркестровку для симфонического оркестра и еще одну для гармонического оркестра исполнил Пол Вехаге .
Рекомендации
  1. ↑ and .
  2. ↑ и , на сайте Reseau-canope.fr (по состоянию на 27 декабря 2018 г. ) .
  3. ↑ and .
  4. ↑ and Роберт Шапиро, Тайферре на billaudot.com (по состоянию на 27 декабря 2018 г. ) .
  5. Кэтрин Миллер, Жан Кокто, Гийом Аполлинер, Поль Клодель и группа из шести человек: поэтико-музыкальные встречи вокруг мелодий и песен , Мардага, 2003, с.  107 .
  6. , на universalis.fr (по состоянию на 27 декабря 2018 г. ) .
  7. ↑ и (in) Блэр Джонстон, на allmusic.com (по состоянию на 27 декабря 2018 г. ) .
  8. ↑ и .
  9. ↑ и Морган Пакетт, «  От галантного стиля к плохому стилю в Tailleferre Affair  », Around the Tailleferre Affair ,30 июня 2015 г.
  10. ↑ и .
  11. .
  12. Вирджиния Вульф ( перевод  Клары Мальро), «Комната для себя» , выпуск 10/18,1929 г., стр.  82

Список литературы

Richard E Burton Francis Poulenc (Bath, 2002)

Roland Penrose Au service du peuple en armes (1945)

Benjamin Ivry Francis Poulenc (London,m 1996)

Alan Riding And the Show Went On: Cultural Life in Nazi-Occupied Paris (London, 2010)

Honegger I am a composer (London, 1966)

Jane F. Fulcher ‘Debussy as National Icon: From Vehicle of Vichy’s Compromise ot French Resistance Classic’ The Musical Quarterly (Oct, 2011)

Myriam Chimenes ed. La Vie Musicale Sous Vichy (Brussels, 2001)

Harry Halbrech Arthur Honegger (Geneva, 1995)

Pierre Meylan Honegger: son oeuvre et son message (Lausanne, 1982)

Bernard Grasset Georges Auric: Quand j’étais la (Paris, 1979)

Библиография

Работает

  • Стефан Этчарри, «Леди Шести» в Комеди-Франсез: Жермен Тайфер и сценическая музыка мадам Куинз (1935) » , в опере Ги Фрейша и Бертрана Поро (режиссер), Les Interactions entre musique et théâtre , Монпелье L’Entretemps éditions, сб.  «Очки в карманах»,2011 г.( ISBN  978-2-35539-136-1 ) , стр.  106-124.
  • Стефан Этчарри, «Жермен Тайллефер, композитор бурных двадцатых в 1970-х:« явно женский талант » , в опере Мелани Траверсье, Албан Рамаут (реж.), Музыка в жанрах »? , Париж, Издания Сорбонны (Парижский университет 1 Пантеон-Сорбонна), сб.  «Человек и общество»,2019 г.( ISBN  979-10-351-0284-5 ) , гл.  61, стр.  163–184.
  • Жорж Хаккар , Жермен Тайллефер : La Dame des Six , Париж, L’Harmattan ,1999 г., 287  с.

Статьи

Стефан Этчарри, «  Quatre operas bouffes» Жермен Тайллефер: за «небольшую лирическую историю французского искусства, от галантного стиля до злого стиля». Перечитывая французскую оперную традицию через призму стилизации и юмор  », музыкальный анализ , Париж, специальный выпуск„бакалавриат 2016 (Все разделы, полные программы)“ п о  77,сентябрь 2015, стр.  80-97 ( ISSN  0295-3722 ).

О его музыке

— Жермен Тайферре

Жан Кокто сказал, что Жермен Тайферр была « Мари Лорансен для уха» , а его друг Дариус Мийо сказал в 1923 году: «Она прекрасный музыкант, который работает медленно и уверенно. Его музыка обладает огромной заслугой в том, что она неприхотлива из-за самой милой искренности. Это действительно девичья музыка в самом изысканном смысле этого слова, настолько свежая, что можно сказать, что это музыка, которая хорошо пахнет. »

Тайллефер идет по стопам импрессионистов , в частности Габриэля Форе и Мориса Равеля , с « неоклассической ясностью, которая выдает влияние Стравинского  » , что можно услышать в его балете «Маршан д’Уазо» . Еще она восхищается музыкой Куперена , Баха или Моцарта  ; цвета барокко можно услышать в его первом Концерте для фортепиано с оркестром . В 1954 году его Соната для кларнета включала элементы сериализма  ; в 1957 году она экспериментировала с двенадцатитонной музыкой , среди прочего, в своей опере «Русалочка» , прежде чем вернуться к стилю, близкому к стилю довоенного периода.

Тайллеферре всю жизнь сомневалась в своих композиторских качествах; к этому добавляется великая скромность, которая не позволяла ему защищать свои произведения так, как они того заслуживали. Возможно, юмор и ирония некоторых из ее названий (« Игры на свежем воздухе» , « Знак у входной двери» , « Бурлескная сюита …») и ее легкий стиль помогли ей выглядеть легкомысленным композитором.

Это не помешало ему получить несколько заказов на оркестровые произведения, балеты или сотрудничать со многими артистами и писателями ( Поль Клодель , Поль Валери …)

Луи Дюрей и Жорж Орик

Два других члена «Шестерки» во время оккупации хранили практически полное творческое молчание, демонстрируя этим свой отказ от сотрудничества с подконтрольной нацистам Францией. Дюрей отказался от композиции на все время нахождения немцев у власти – в эти годы он только собирал и песни и занимался аранжировками

Это было важное направление деятельности Сопротивления, ведь музыка, которую собирал Дюрей – это и старинные французские народные песни, которые повествовали о французской довоенной жизни, и светская музыка эпохи Ренессанса (например, произведения Клемана Жанекена, попавшего под нацистский запрет как «язычник»). Дюрей также был членом Национального музыкального фронта (фр

Front National des Musiciens) – одной из организаций французского Сопротивления и принимал активное участие в спасении евреев и сохранении запрещенной французской музыки.

Подобно Дюрею, Жорж Орик по идеологическим соображениям отказался сочинять музыку под властью нацистов. В начале войны он цитировал Дебюсси, говоря: «Я никогда не хотел, чтобы моя музыка звучала, пока решается судьба Франции, потому что Франция не может ни плакать, не смеяться, когда многие из французов отправлены на погибель». В октябре 1944, сразу после Освобождения, Орик повторил эту мысль: «Быть героем, когда ты защищен от пуль это кажется мне абсурдным». И все же, Орик создал глубоко эмоциональное произведение «Четыре песни страдающей Франции» (фр. Quatre chants de la France malheureuse), в котором использовались стихи таких поэтов Сопротивления, как П. Элюар и Л. Арагон. Композиция была так названа в честь также названа в честь изданного за границей и тайно распространяемого во Франции сборника «Стихотворения о несчастной Франции» (фр. Poemes de la France Malheureuse) Жюля Сюпервьеля (Jules Supervielle).

Но, безусловно, самым значительным вкладом Орика в дело Сопротивления стали его нелегальные статьи. Часть из них была написана для газеты «Музыканты сегодня» (фр. Les musiciens d’aujourd’hui) – в них обсуждались положение и будущее французской музыки в ситуации немецкого культурного доминирования. В одной из статей 1943 года, Орик зло выступал против концепции универсальной музыки, отмечая, что это может привести к тому, что вся музыка станет немецкой. Он писал: «Если музыка не имеет национальности, то она есть у музыкантов», остерегая композиторов использовать «наши оркестры и дирижеров, наших виртуозов, наших певцов на службе у монументальных музыкальных произведений немецкой школы». Он сожалел, что нацисты навязывают свою собственную музыку «прикрываясь, якобы, недостаточностью французской музыкальной культуры».

Жорж Орик занимал твердую позицию в отношении знаменитого французского композитора Клода Дебюсси. В первые годы войны Дебюсси высоко ценился представителями режима Виши – его называли национальным культурным символом, демонстрирующим мощь французской культуры. Вагнеровское влияние в музыке Дебюсси всячески подчеркивалось для того, чтобы продемонстрировать сходство немецкой и французской культуры

Однако, после того как связь режима Виши с нацистскими идеалами возросла, так члены Сопротивления вновь обратили внимание на Дебюсси и стали использовать его в своих собственных целях. Они утверждали, что Вагнер не оказывал никакого влияния на творчество Дебюсси, и в июне 1942 года композитор получил неофициальный титул «Дебюсси-освободитель» (фр

Debussy la libérateur). Жорж Орик в своих статьях о Дебюсси придерживался позиции представителей Сопротивления.

Он высоко ценил Дебюсси за отказ сочинять музыку по политическому заказу, как это требовалось от него во время первой Мировой Войны, вместо того, чтобы творить только по велению сердца и таланта. По словам Орика, это сделало композитора истинным борцом за французскую мысль и искусство, потому что «Дебюсси не мобилизовал музыку для политических целей» (фр. Debussy ne mobilise pas la musique). Орик негативно отзывался о музыкальном критике Андре Кюруа (André Coeuroy), который переводил работы немецкого ученного Хейнриха Штребеля (Heinrich Stroebel) вместо того, чтобы написать своё историческое исследование о Дебюсси. Повествование Штребеля о жизни и творчестве Дебюсси носило явный оттенок немецкой пропаганды. Хуже того, Кюруа неправильно перевел некоторые высказывания самого Дебюсси, для того, чтобы они носили более «немецкий» характер. Орик называл Кюруа «прекрасным примером сочетания «профессиональной совести» и полного отсутствия любой другой совести».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: