Слава
Учебе в Тбилисской консерватории Зураб предался с такой же страстью, с какой прежде занимался футболом. И усилия его были вознаграждены: после ее окончания с партией Каварадосси в опере Пуччини «Тоска» к нему приходит первая слава. Вскоре в Грузинский государственный театр оперы и балета начинают ходить «на Соткилаву». В 1966 году – новая удача: перспективного молодого человека направляют в Италию, в мечту все оперных певцов мира— в «Ла Скала». Двухлетняя стажировка у лучших мастеров сцены, помнивших таких звезд сцены как Карузо и Джильи, очень много дала Зурабу. В 1968 г. к нему приходит первый международный успех: победа на болгарском фестивале «Золотой Орфей».
С этого момента победа следует за победой: Международный конкурс имени П.И. Чайковского – вторая премия; Международный конкурс вокалистов им. Ф. Виньяса – первая премия и «Гран-При»! А какие партии: в 1973 г. Зураб в Большом театре дебютирует в партии Хозе (через год он перейдет в этот театр из Грузинского театра оперы и балета); потом были Водемон из «Иоланты» Чайковского, Самозванец из «Бориса Годунова» Мусоргского, Туридду из «Сельской чести» Масканьи. Но отдельная страсть тенора – это Верди. Именно в его операх «Трубадур», «Аида», «Бал-маскарад», «Отелло» гений Соткилавы раскрылся с полной силой, явив миру высочайший исполнительский уровень, неподражаемые эмоциональность и лиризм.
Со стороны могло показаться, что Зураб Соткилава – любимец судьбы, которому все давалось легко: бесконечные гастроли по всему миру, начиная с 1970-х гг.; блестящие партии на лучших оперных сценах, государственные награды, миллионы поклонников… Но только сам певец может сказать, какой титанический труд стоит за кажущейся легкостью исполнения, какая длительная подготовка предшествует каждой премьере. И никто не знает, какие шрамы на душе оставила ранняя смерть родителей, а в начале 1990-х – война, пришедшая в родную Абхазию.
Не они ли, эти скрытые от посторонних глаз стрессы, спровоцировали развитие страшной болезни? Летом этого года газеты запестрели тревожными сообщениями: у знаменитого певца диагностирована опухоль поджелудочной железы. Но Соткилава не собирался сдаваться. После успешно проведенного лечения Зураб Лаврентьевич вернулся на сцену, а нам остается лишь пожелать ему долгих лет жизни.
Примечания
- . Дата обращения: 18 сентября 2017.
- ↑
- . Серебряный дождь (12 июля 2015). Дата обращения: 19 сентября 2017.
- Зураб Соткилава. Ария на футбольную тему//«Футбол. Хоккей» № 35 от 31.08.1986
- ↑ . РИА Новости (12 марта 2017). Дата обращения: 21 сентября 2017.
- . lifenews.ru (10 июля 2015). Дата обращения: 19 сентября 2017.
- Зураб Соткилава в «Сегодня вечером» от 5 сентября 2015
- . Interfax.ru (21 сентября 2017). Дата обращения: 19 октября 2017.
- П. Василькова. . Комсомольская правда (23 сентября 2017). Дата обращения: 17 октября 2017.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 марта 2011.
- . Верховна Рада України. Законодавство АР Крим. Дата обращения: 26 мая 2022.
- . Дата обращения: 7 апреля 2022.
- . Дата обращения: 18 сентября 2017.
- . Дата обращения: 18 сентября 2017.
- . Дата обращения: 21 февраля 2017.
- . Дата обращения: 26 декабря 2012.
Репертуар
- Дж. Верди «Отелло» — Отелло
- Дж. Пуччини «Тоска» — Марио Каварадосси
- Ж. Бизе «Кармен» — Хозе
- П. Масканьи «Сельская честь» — Туридду
- Дж. Верди «Риголетто» — герцог Мантуанский
- Дж. Пуччини «Богема» — Рудольф
- З. Палиашвили «Абесалом и Этери» — Абесалом
- О. Тактакишвили «Миндия» — Миндия
- Дж. Верди «Трубадур» — Манрико
- Дж. Верди «Аида» — Радамес
- Дж. Верди «Бал-маскарад» — Ричард
- Дж. Верди «Набукко» — Исмаил
- П. Чайковский «Иоланта» — Водемон
- Н. Римский-Корсаков «Садко» — Индийский гость
- М. Мусоргский «Борис Годунов» — Самозванец
- М. Мусоргский «Хованщина» — Голицын / Андрей Хованский
- О. Тактакишвили «Похищение луны» — Арзакан
- Дж. Паизиелло «Прекрасная мельничиха» — Каллоандро
- Дж. Верди «Дон Карлос» — Дон Карлос
- Дж. Пуччини «Плащ» — Луиджи
- А. Бородин «Князь Игорь» — Владимир Игоревич
Концерт победителей
– После лечения, когда вы вышли на сцену, начали заниматься с учениками, были ли проблемы с голосом?
– Конечно. Мне пришлось тренироваться. Правильно говорят: голос портится от молчания. Это же мышца, и она атрофируется. До сих пор мучаюсь. Пока проверяю себя, смогу ли спеть полностью концерт.
– Вы хотели выступить вместе с Дмитрием Хворостовским…
– Я просто сказал, что хорошо бы потом организовать такой концерт победителей. Тех, кто переборол онкологическое заболевание. Таких много.
– Вы знаете, как себя сейчас чувствует Хворостовский?
– Дай Бог, чтобы все было хорошо. Он поет, пение – его жизнь. Я его понимаю. Хотя мне кажется, сейчас ему надо себя поберечь… Тут мне сказали, что еще у одного известного оперного певца обнаружили онкологию. Он это скрывает, поэтому не скажу его фамилию.
– Зураб Лаврентьевич, а что изменилось в вашем мировоззрении после всего пройденного?
– Я никогда не был ни хамом, ни грубияном, старался с людьми поступать нормально. Но после болезни понял, что надо относиться к жизни с еще большей радостью, к людям, которые тебе улыбаются. Насколько ты способен, нужно отдавать другим только хорошее. Бабушка моя учила: «Услышал что-то плохое – впусти в одно ухо, в другое выпусти. Не оставляй в себе». А еще: жить надо с надеждой.
Олег Перанов, “Собеседник”
Кстати
Глафира Серафимовна Королева. Фрагменты воспоминаний. Часть 2
Глафира Серафимовна Королева. Фрагменты воспоминаний. Часть 1
В Москве завершился XVII Международный конкурс им. П.И. Чайковского — главная музыкальная олимпиада …
Прелюбодеяние и наказание
Что нужно знать о Конкурсе Чайковского? Пять фактов из истории
Дмитрий Вдовин: «Обожание Чайковского во всем мире достигло просто религиозного уровня»
Любовь
В битком набитых коридорах консерватории абитуриент Соткилава неожиданно увидел красивую девушку в костюме кирпичного цвета – и влюбился. По признанию певца, он сразу понял, что эта девушка – ее звали Элисо Турманидзе – будет его женой. Но подойти к будущей пианистке, учившейся курсом старше, он не решался целых два года.
И тогда Элисо подошла сама.
…Они вместе уже полвека – Зураб и Элисо. Жена – это не только друг и помощница, но и надежный тыл, так необходимый в непростой жизни артиста. В каждом интервью Зураб Лаврентьевич говорит слова благодарности жене, всегда поддерживавшей его во всем. А еще – подарившей двух дочерей: Теа и Кетино. Дочери не пошли по стопам отца, выбрав гуманитарные науки, а не музыку, но это не мешает отцу – а теперь уже и дедушке – обожать их и баловать внуков. Кстати, муж младшей дочери, Кети – известный грузинский оперный певец, так что есть надежда, что младший внук, Леван, когда-нибудь тоже выйдет на сцену.
Биография
Зураб Лаврентьевич Соткилава родился 12 марта 1937 года в Сухуми в интеллигентной семье.
До 1940 года его отец работал учителем истории, директором школы; во время войны ушёл на фронт вместе с тремя своими братьями, двое из которых погибли. Среди родственников музыкантов не было, но мама (врач-рентгенолог) и бабушка хорошо пели и играли на гитаре. После войны, по настоянию матери, Зураб некоторое время обучался игре на скрипке и фортепиано. Об артистическом будущем не думал, серьёзно увлекался футболом и мечтал добиться успеха на спортивном поприще.
Карьера футболиста
В 16 лет был принят в сухумское «Динамо», где играл на месте крайнего защитника, много подключаясь к атакам. В 1956 году стал капитаном сборной Грузии в возрасте до 20 лет, в составе которой выиграл первенство СССР. В 1955 году зачислен в основной состав тбилисского «Динамо», дебютировал в матче с «Шахтёром». Тяжёлые травмы, полученные в 1958 году в Югославии и в 1959 году в Чехословакии, привели к завершению спортивной карьеры.
В 1955 году, когда основным его занятием был футбол, поступил в Грузинский государственный политехнический институт им. С. М. Кирова (ныне Грузинский технический университет) на горно-геологический факультет, который окончил в 1960 году.
Карьера оперного певца
В 1959 году, ещё будучи студентом 5-го курса политехнического института, по настоянию профессора Н. В. Бокучавы поступил на 1-й курс в Тбилисскую консерваторию им. В. Сараджишвили. На 3-м курсе попал в класс известного певца и педагога Д. Я. Андгуладзе, который обнаружил у молодого певца великолепный лирико-драматический тенор (до этого времени все считали его баритоном). В 1964 году принял участие в Закавказском конкурсе музыкантов-исполнителей и стал лауреатом первой премии. В 1965 году окончил консерваторию, а в 1972 — аспирантуру.
В 1965—1974 годах — солист Грузинского театра оперы и балета им. З. Палиашвили. С 1966 по 1968 год стажировался в миланском театре «Ла Скала» под руководством известного педагога Д. Барра и дирижёра Э. Пьяцца.
В 1973 году дебютировал в Большом театре в Москве в партии Хозе («Кармен» Ж. Бизе), в 1974 году вошёл в оперную труппу театра. В его репертуаре были ведущие партии.
Участвовал в премьере первой в истории Большого театра постановки «Хованщины» М. П. Мусоргского в редакции Д. Д. Шостаковича, исполнив партию Голицына.
Выступал на сценах лучших театров мира — Ла Скала, Королевская опера (Лондон), Опера Земпера (Дрезден) и других.
Совершал концертные турне по городам России, Западной Европы, США и Японии. В последние годы сольные программы певца включали не только оперные арии, но и романсы П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, а также грузинские, итальянские и русские народные песни.
В 1976—1988 годах преподавал в Московской консерватории, с 1987 — профессор кафедры сольного пения. В 2002 году возобновил преподавательскую работу в Московской консерватории. Среди учеников — В. Богачёв, В. Редькин, А. Федин и другие.
Болезнь и смерть
В июле 2015 года заявил о том, что тяжело болен онкологическим заболеванием. Врачи поставили диагноз — злокачественная опухоль поджелудочной железы. После операции в Германии и курса лечения в России вернулся к творческой деятельности, его первый после выздоровления концерт состоялся 25 октября 2015 года в Сергиевом Посаде.
18 сентября 2017 года Зураб Лаврентьевич Соткилава скончался в Москве от рака поджелудочной железы в возрасте 80 лет.
Прощание состоялось 20 сентября в здании Большого театра. Похороны прошли 23 сентября 2017 года на Сабурталинском кладбище в Тбилиси.
Семья
- Отец — Соткилава Лаврентий Гутуевич (1905—1976), историк.
- Мать — Карчава Ксения Виссарионовна (1917—1975), врач.
- Жена — Элисо Максимовна Турманидзе (род. 1940), пианистка, концертмейстер Тбилисской консерватории.
- Дочь — Теа (род. 1967), окончила МГУ, филологический факультет, романское отделение, живёт в Испании.
- Дочь — Кетино (род. 1971), окончила МГУ, исторический факультет, отделение истории искусств, работала режиссёром ТВ, затем в журнале «Интерьер + Дизайн».
- Внучка — Кети; внук — Леван.
Лишь заграница нам поможет?
– Когда вы узнали о диагнозе, был ли страх? Вообще, какие мысли в этот момент?
– Моя семья думает, что они узнали об этом раньше меня. На самом деле это не так, я узнал первым. Обратился к врачу, чтобы сделать обычное УЗИ. И мне сказали: какое-то уплотнение там есть. А потом уже сделали МРТ, которая все показала. Сообщили родным. Но я уже сам понимал, что там онкология. Честно скажу, никакого страха не испытал. Был каким-то спокойным, ходил в консерваторию, занимался со своими студентами.
А потом случился кризис, произошло отравление организма. Нужно было срочно делать операцию. Посоветовали клинику в Германии. Один мой друг – писатель Александр Потемкин – помог: буквально за неделю договорился. Улетел я туда 25 января, а уже 30-го сделали операцию. Ровно год назад. В Москве потом полгода проходил курсы химиотерапии.
– Довольно часто больные онкологией предпочитают лечиться за границей. Как вы считаете, почему Россия отстает в этом? И должно ли государство помогать в лечении?
– Знаете, во всем мире существуют страховки. Правда, суммы, которые ты перечисляешь, большие. Например, в Германии люди отдают почти треть своей зарплаты. Но зато у тебя гарантия, что потом сделают операцию и будут лечить. У нас так не принято.
Конечно, государство должно участвовать в этом, хотя бы разработать такую вот хорошо налаженную систему страховок. Денег больше выделять. Ведь онкология – самая дорогая болезнь. Препараты стоят огромных денег во всем мире! У нас замечательные врачи, аппаратура сейчас есть хорошая, но за границей еще и культура отношения к больным другая. Где вы услышите, что врач лупит больного?! Как недавно показали в белгородской больнице…
Помню, меня привезли на коляске в операционную, переложили на стол. И вдруг заходят четверо красавцев, мужики – настоящие голливудские звезды, врачи. И запели хором из итальянской песни, которую я часто пел, «На качелях»: Jammo, jammo, ncoppa jammo ja! Я заулыбался, и они тут же надели на меня наркозную маску. На восемь часов выключили. Первое, что увидел, когда пришел в себя – лицо врача. Он показывает мне большой палец, мол, всё хорошо сделали. И я опять заснул.
Самыми тяжелыми были первые три дня после операции. Я лежал в реанимации весь в трубках. Хотелось все это с себя сбросить, вытащить. Но был привязан к кровати, чтобы ни тело, ни руки не могли двигаться. Ко мне никого не пускали. И вот тогда приходили всякие нехорошие мысли. Так вот я вспоминал одно древнее высказывание: «Мысль убивает тело». Будешь думать о плохом – засохнешь. Старался ночью вспоминать своих родных и близких, лица жены, дочек, внуков. И улыбался. Как учил Будда: «Прижми уши и начни улыбаться. Даже в самом плохом состоянии…»
Потом ко мне уже пустили родных, и стало полегче. Они говорили со мной, гладили по руке… Еще много там обустроено, чтобы больному было удобно. У кровати, например, разные кнопочки. Нажал на одну – тут же автоматически вкалывается обезболивающее. Не надо медсестру ждать. Водичка сама течет, если пить захочется. У нас такого пока еще нет, к сожалению.
– Химиотерапию вы проходили в московском онкоцентре. Вам есть с чем сравнивать…
– Признаюсь, химиотерапию я делал в отделении VIP. Там, за деньги, конечно, обслуживание лучше. Знаете, до того мне это надоело, что, как только вижу кого-то с иголкой, плохо становится. Вспоминать тяжело. В какой-то момент мне стало скучно лежать там под капельницей, и я пошел к людям. Туда, где общая комната. Сидел с капельницей вместе с другими больными, общался, и веселее становилось.
Семья – это навсегда
Они хотели узаконить свои отношения, когда Зураб учился на пятом курсе, но его педагог Давид Андгуладзе неожиданно воспротивился женитьбе талантливого ученика.
Он боялся, что в заботах о семье и детях Зураб не сможет полностью отдаваться опере. Он должен был сначала окончить консерваторию и выучить оперу «Тоска». Уважение к учителю не позволило Соткилаве ослушаться. Свадьба была отложена, но чувства и трепетное отношение между Зурабом и Элисо никуда не делись.
Зураб Соткилава и Элисо Турманидзе на церемонии бракосочетания,Тбилиси, 17 июля 1965. Фото из личного архива Зураба Соткилавы
После свадьбы молодожёны какое-то время работали вместе, Зураб пел, а Элисо аккомпанировала ему. Но вскоре молодая семья пополнилась: вначале родилась Теа, потом Кэтеван.
Да и сам певец постоянно требовал внимания. Подающая надежды пианистка решила посвятить себя семье.
Однако она осталась для вокалиста не только супругой, она стала его верным другом и самым суровым критиком.
Наверное, она единственная решалась указать божественному Соткилаве на его ошибки. Впрочем, он и сам их прекрасно видел.
Личная жизнь
У Зураба Соткилавы была лишь одна возлюбленная — Элисо, с которой он познакомился во время учёбы в консерватории. Девушка моментально покорила сердце тенора. Зураб, как истинный влюбленный, всем рассказывал о том чувстве, которое его постигло, но вот своей избраннице признаться боялся.

Свадебное фото Зураба Соткилавы
Сама же Элисо неоднократно слышала о теноре-новичке с прекрасным голосом. Она посетила одну из репетиций Зураба, а после подошла к нему, дабы выразить своё восхищение. Этот случай и стал судьбоносным, поскольку Зураб официально познакомился со своей возлюбленной. Их роман развивался настолько стремительно, что вскоре пара узаконила свои отношения.

Соткилава начал выступать вместе с женой: он пел, а она играла на пианино. Пара гастролировала до тех пор, пока у них не появилось пополнение в семье. Элисо подарила мужу двух дочерей: Тею и Кэти. Зураб буквально души не чаял в своих детях.

Зураб Соткилава с дочерьми
Со временем у тенора появились внуки, которые стали для него самыми дорогими критиками.

Зураб Соткилава с внуком
Загрузка …
Биография
В 1937 году 12 марта в городе Сухуми был рождён Зураб Соткилава. Любовь к музыке мальчику с ранних лет прививала мама, которая вместе с бабушкой пела ему национальные песни.

Зураб Соткилава с родителями
Но несмотря на такое воспитание, Соткилава в юности бредил исключительно спортом, а точнее футболом. И вместо того, чтобы изучать ноты, он всё своё свободное время уделял тренировкам, гоняя мяч с друзьями по полю. А уже в возрасте 16 лет Зураб попал в местный клуб “Динамо”.
Он был универсальным игроком, поскольку мог легко переключиться с роли защитника в атакующего нападающего. За это в 19 лет его назначили капитаном команды. В 1958 году Соткилава уже был в основном составе “Динамо”, в чём вы тоже можете убедиться, просмотрев архивные фото, представленные в нашей подборке.

Зураб Соткилава в центре
И всё бы ничего, если бы Зураб на одном из матчей в том же 1958 году не получил серьёзную травму ноги. После реабилитации он возвращается в большой футбол, но ненадолго, так как вновь травмирует ногу и уже навсегда вылетает из команды.
Соткилава возвращается на родину, где жил у родителей, к которым на тот момент часто наведывалась Валерия Разумовская. Пианистка, случайно услышав голос Зураба, предложила ему попробовать свои силы в пении и прийти на прослушивание к профессору, работавшему в консерватории.

Вначале голос бывшего спортсмена не слишком понравился педагогу. Но всё же он решил дать шанс юному дарованию и пригласил его на репетиции.
Интересно! Соткилава буквально подкупил профессора, поскольку тот увлекался футболом и Зураб, ради приглашения на прослушивание, по своим старым связям, с лёгкостью достал ему билеты на желаемый матч.
На первых же репетициях профессор разглядел какой самородок попался ему в руки, так как голос юноши был необычайно красив. Он настоял на том, чтобы Соткилава развивал свой истинный талант и поступал в консерваторию, что Зураб и сделал.

«Каждый день вспоминаю Леночку»
– Зураб Лаврентьевич, накануне нашей встречи вы выступали на концерте памяти Елены Образцовой. Это правда, что из всех ее партнеров по оперной сцене вы пели с ней чаще всех?
– (Смеется.) Это я так говорю: мужчина, который был с ней больше других мужчин. Конечно, мы много выступали вместе, дружили, часто общались. Однажды в поездке где-то за рубежом ужинали с ней в ресторане. Леночка тогда написала на салфетке: «Спасибо тебе за “горизонталь”!»
Это такой технический прием у оперных исполнителей, которому я ее в свое время научил. Помню, сказал: «Знаешь, напиши это не на салфетке, а на хорошей бумаге, чтобы потом не отказывалась от своих слов!» И утром увидел под дверью своего гостиничного номера листок с этим признанием.
– До сих пор сложно поверить в уход Елены Васильевны. Сильная, красивая, талантливая – и такая неожиданная смерть. Будучи уже больной, выходила на сцену, и почти никто не знал о ее диагнозе…
– (Вздыхает.) Я каждый день Леночку вспоминаю. В последний раз мы виделись на ее балу в Большом театре в конце 2014 года. Тогда я уже тоже болел. У нее был рак крови, а у меня рак поджелудочной железы. Больше из-за наших болезней мы уже не виделись.
– Елена Васильевна не говорила о своей болезни. Вы же признались, что у вас была онкология. Сложно делать это прилюдно?
– Если честно, ни я, ни моя семья долго не хотели об этом говорить. Потом меня убедили, что рассказать нужно, чтобы дать другим людям, кто борется с этой болезнью, надежду. Хотя трудно сейчас уверенно сказать, поправился или нет. Но врачи отмечают, что показатели хорошие. И признался я только ради других людей. Когда сейчас захожу в онкоцентр имени Блохина на Каширском шоссе, вижу, как на меня смотрят люди и улыбаются. В их глазах читаю: значит, и у меня все будет хорошо! И я им это говорю, поддерживаю, как могу.
Начало
В каком-то смысле новое призвание нашло Зураба само, когда он еще играл в «Динамо». Пианистка Разумовская, друг семьи Соткилава, восхищалась его голосом и посоветовала ему пройти прослушивание у знакомого профессора Тбилисской консерватории. Любопытно, что профессор сначала заинтересовался футбольными, а не вокальными возможностями Зураба. Соткилава доставал ему билеты на стадион, а профессор из благодарности давал ему уроки – до того момента, пока не стало ясно: у юного спортсмена есть огромный певческий потенциал. Правда, сам Зураб эту новость встретил со смехом: тогда для него существовал лишь футбол. И только когда от спорта пришлось отказаться, Соткилава всерьез взялся за подготовку к консерватории.
Карьера
После окончания консерватории Зураб был принят в тбилисский оперный театр, где как раз и произошёл его дебют. Карьера Соткилавы росла стремительно и вскоре юному певцу доверили исполнение ведущих партий.

Помимо пения в театре, Зураб ещё нередко выступал на различных фестивалях и конкурсах, на которых занимал преимущественно призовые места.

В 1970 Соткилава отправился в свой первый гастрольный тур, который сделал из него буквально звезду мирового масштаба. За такие достижения на родине он получил звание народного артиста.

В 1976 году Соткилаве предложили должность преподавателя в консерватории, а в 1987 году он уже стал заведующим кафедрой. При этом, Зураб не бросил основное своё призвание — оперное пение и умело совмещал его с преподаванием в ВУЗе.

Интересно: Певец Методие Бужор: биография, семья
Детство в тени войны
Ксения Виссарионовна – мама Зураба – любила петь и играть на гитаре. Мелодичные грузинские песни – первое музыкальное впечатление раннего детства – Зураб узнал именно от мамы (отнюдь не певицы, а рентгенолога по профессии) и бабушки. По признанию певца, в то время ему, ребенку, и в голову не приходило, что когда-нибудь он сам начнет петь.
А потом была Великая Отечественная война. Как у всего поколения, она разделила детство маленького Зураба на «до» и «после». Но песни никуда не исчезли. Теперь их пели матери и жены тех, кто сражался за тысячи километров от родного дома; пели, собравшись под большим платановым деревом во дворе. В этих песнях звучала не только тоска и тревога, но и вера в победу. Не тогда ли Зураб впервые ощутил огромную силу музыки, исцеляющей души и дающей силу сердцам?
Влюбленный тенор
Зураб Лаврентьевич неизменно признавался, что без любви невозможно достичь высот в оперном искусстве. Каждая ария, каждый выход на сцену – это чувства и страсть, которые невозможно бездушно сыграть.
И он влюблялся каждый раз в своих партнерш – Дездемону, Кармен, Иоланту, тем более, что их партии исполнялись настоящими оперными дивами.
И певец честно признавался, что мог всерьез увлечься любой из них. Если бы его сердце давным-давно не было отдано самой красивой девушке – Элисо Турманидзе. Зураб Соткилава искренне не понимает, как можно бросить ту, с которой прошел весь нелегкий жизненный путь.
Зураб Соткилава с дочерьми — Кети и Теа, 2002. Фото из личного архива Зураба Соткилавы
Великий оперный певец гордился не только своими званиями и наградами, которых у него великое множество.
Источником радости, тепла и вдохновения для него всегда была большая и дружная семья – супруга, дочери с мужьями, внуки.
Когда у Зураба Соткилавы диагностировали онкологию летом 2015 года, он боялся не за себя, а за своих родных.
Но удержаться на плаву ему помогли две его любви: любовь к музыке и любовь к семье.
В октябре 2015 он снова вышел на сцену, чтобы петь.
Кстати
Концерт памяти Зураба Соткилавы пройдет в Московской консерватории
Этери Анджапаридзе: «Я ещё не могла выговорить фамилию Нейгауз, но уже просила научить меня играть»
Замолкли звуки чудных песен
В Большом театре простились с Зурабом Соткилавой
Голос как достояние: Большой театр скорбит по Зурабу Соткилаве
Деятели культуры выражают соболезнования в связи со смертью Зураба Соткилавы



























