О значении музыкальных интерпретаций

Надя крастева - nadia krasteva - dev.abcdef.wiki

Две сонаты Шуберта в исполнении Даниэля Баренбойма

Александр Курмачёв, 31.08.2012 в 13:18, количество просмотров:
7627

Программа соло-концертов летнего Зальцбургского фестиваля в этом году была на редкость обширной, отчего охватить даже наиболее интересные мероприятия было практически невозможно. Поэтому из трёх шубертовских циклов, включавших в себя четыре сонаты и все восемь экспромтов, мне удалось послушать только первый, в который входили две сонаты — ре-мажорная (D 894), она же «Фантазия», она же Восемнадцатая, и, наверное, самая популярная до-минорная (D 958), известная как Девятнадцатая соната. К тому же маэстро Даниэль Баренбойм мне всегда был больше интересен как пианист, чем как дирижёр, и было очень любопытно послушать, чем же его взгляд на весьма непростую фортепианную музыку Шуберта отличается от знаменитых интерпретаций Рихтера и Поллини.

Безмятежное вступление к первой части ре-мажорной «Фантазии» исполнено у Баренбойма летаргической отрешенности, а медитативное легкомыслие, прерываемое тревожными аккордами, звучит как религиозная просветленность, лишенная салонной легковесности. Контраст медленных пассажей с экспрессивными акцентами создают ощущение диалога разных мировоззренческих пространств — умиротворения и претенциозности. В создании иллюзии этого диалога играют перекликающиеся темпы двух основных тем. Это противопоставление покоя и импульсивности ощущается и в других исполнениях, но маэстро Баренбойм подчеркивает субъективность этой оппозиции. Пианисту удаётся свести диалогический раздрай в соположении тем и темпов в монологический звуковой поток, основной эмоциональный стержень которого — внутренняя разбалансированность и расшатанность. Это вялотекущий конфликт одного человека с самим собой. И психологическая углубленность такой интерпретации мне показалась очень любопытной, поскольку именно эта соната, насколько могу судить, всегда воспринималась сквозь призму несерьёзной, танцевальной музыки Шуберта.

С этой монологизацией диалогической структуры ре-мажорной сонаты перекликается интерпретация экспрессивной Девятнадцатой сонаты. Внутренняя сложность этого произведения состоит уже в её своеобразном полемическом обращении к излюбленной бетховенской тональности: Пятая симфония, «Патетическая», Третий фортепианный концерт, — все исполнены тяжеловесного драматизма. Однако в шубертовской сонате, построенной на ярчайших контрастах светлых и мрачных тем, нет финального триумфа, экстатического пафоса. Вечное противостояние напористости и смирения в произведении Шуберта венчается усталостью — усталостью от жизни, от борьбы, от несправедливости судьбы, обрывающей существование человека в рассвете лет.

Непрекращающееся движение, яркий поток модуляций первой части сменяются минутным, но знаковым покоем второй. И иллюзорная гармония Adagio, и шёлковый шелест Minuetto взрываются агрессивным буйством, выматывающим своей беспощадной бесцельностью. Самый хитовый «припев» до-минорной сонаты — виртуозная тарантелла, звучащая в финальном Allegro, получается у Баренбойма гимном взаимозависимости Света и Тени, Силы и Слабости, Тишины и Грома. Виртуозная ювелирность пассажей на piano оттеняла акцентированную мощь стремительных forte, и в этом завораживающем динамическом макраме не было ни отчаяния, ни агрессивной победы мрачной предопределенности над бледностью надежд. Маэстро гармонизировал конфликтную безысходность произведения в инструментальное размышление, придав её диалогической биографичности вневременную остроту: является ли смирение силой или слабостью? Всегда ли отказ от борьбы обрекает нас на поражение?

Отдавая себе отчёт в субъективности восприятия музыки вообще и конкретных музыкальных интерпретаций в частности, мы не можем упускать из виду тот факт, что только непосредственное соприкосновение с по-настоящему выдающимся исполнением способно вызвать у нас осмысление наших эстетических ощущений и переживаний. Думаю, концерт Даниэля Баренбойма для многих стал именно таким событием.

About Nadia Krasteva:

Nadia Krasteva is a Bulgarian mezzo-soprano. She was a Vienna State Opera company member from 2002 to 2012, and has sung lead roles at most of the world’s leading opera houses.

Krasteva was born in Sofia, Bulgaria. She studied there at the Pancho Vladigerov National Academy of Music, followed by further training in Vienna, and with Anita Cerquetti in Rome.

Krasteva started her operatic career in Bulgaria in 2001, where she had her stage debut as Sally Bowles in the musical Cabaret at the Stefan Makedonski National Music Theatre in Sofia.

In 2002, Krasteva joined the Vienna State Opera, where she was a member of their ensemble from September 2002 to June 2012, making her stage debut as Fenena in Verdi’s Nabucco, and performing in more than thirty roles, including Princess Eboli, Leonor de Guzman, Sara, Preziosilla, Marina, Olga, and Suzuki.

Krasteva has sung the Bavarian State Opera in Munich, Vienna State Opera, Teatro alla Scala in Milan, Dutch National Opera, Berlin State Opera, Deutsche Oper Berlin, Paris Opera, Zurich Opera, Palau de les Arts Reina Sofia in Valencia, Semperoper Dresden, Theater an der Wien, Arena di Verona, Metropolitan Opera, San Francisco Opera, Chicago Lyric Opera, Bolshoi Theatre in Moscow and at the Teatro Colón in Buenos Aires.

In 2008, Krasteva made her Bolshoi Theatre debut in its premiere production of Carmen in the title role, in a production conducted by Yuri Temirkanov, and directed by David Pountney.

Read more on Wikipedia

Popular videos featuring Nadia Krasteva:

Un di se ben rammentomi
(Rigoletto)
Stride la vampa
(Il Trovatore)

Dôme Épais
(Lakmé)
L’amour est un oiseau rebelle
(Carmen)

Les tringles des sistres tintaient
(Carmen)
Si tu m’aimes, Carmen
(Carmen)

Sgombra e la sacra selva
(Norma)

More Arias, Duets and Ensembles performed by Nadia Krasteva

17 Results
Page 1 of 1

Nr.

1L’amour est un oiseau rebelle (Habanera) Popularity:

Opera: CarmenComposer: BizetAct: 1.07

Type: ariaVoice: mezzoLanguage: French

Roles: Carmen

2Dôme Épais (Flower Duet) Popularity:

Opera: LakméComposer: DelibesAct: 1.05-2

Type: duetVoice: S MzLanguage: French

Roles: Lakmé/Mallika

3Mon coeur s’ouvre a ta voix Popularity:

Opera: Samson et DalilaComposer: Saint-SaënsAct: 2

Type: ariaVoice: mezzoLanguage: French

Roles: Dalila

4Bella figlia dell’amore Popularity:

Opera: RigolettoComposer: VerdiAct: 4.04

Type: quartetVoice: S cA T BrLanguage: Italian

Roles: Gilda/Maddalena/Duke/Rigoletto

5Les tringles des sistres tintaient (Gypsy Song) Popularity:

Opera: CarmenComposer: BizetAct: 2.02

Type: ariaVoice: mezzoLanguage: French

Roles: Carmen/Frasquita/Mercédès

6Pres des remparts de Seville (Seguidilla) Popularity:

Opera: CarmenComposer: BizetAct: 1.12

Type: ariaVoice: mezzoLanguage: French

Roles: Carmen/José

7Stride la vampa Popularity:

Opera: Trovatore, IlComposer: VerdiAct: 2.02

Type: ariaVoice: mezzoLanguage: Italian

Roles: Azucena

8C’est toi C’est moi Popularity:

Opera: CarmenComposer: BizetAct: 3.14

Type: duet,choirVoice: Mz TLanguage: French

Roles: Carmen/José

9Un di se ben rammentomi Popularity:

Opera: RigolettoComposer: VerdiAct: 4.03

Type: quartetVoice: S cA T BrLanguage: Italian

Roles: Gilda/Maddalena/Duke/Rigoletto

10Acerba volutta Popularity:

Opera: Adriana LecouvreurComposer: CileaAct: 2.01

Type: ariaVoice: mezzoLanguage: Italian

Roles: Princess

11Re dell’abisso affrettati Popularity:

Opera: Ballo in maschera, UnComposer: VerdiAct: 1.10-2

Type: ariaVoice: contraltoLanguage: Italian

Roles: Ulrica

12Sgombra e la sacra selva Popularity:

Opera: NormaComposer: BelliniAct: 1.12

Type: ariaVoice: mezzo or sopranoLanguage: Italian

Roles: Adalgisa

13Pur ti riveggo mia dolce Aida Popularity:

Opera: AidaComposer: VerdiAct: 3.09

Type: recitativeVoice: T SLanguage: Italian

Roles: Radames/Aida

14L’aborrita rivale a me sfuggia Popularity:

Opera: AidaComposer: VerdiAct: 4.01-1

Type: ariaVoice: mezzoLanguage: Italian

Roles: Amneris

15La Regina! Popularity:

Opera: Don CarloComposer: VerdiAct: 1.08-1

Type: recitativeVoice: Mz S S BrLanguage: Italian

Roles: Eboli/Elisabeth/Thibault/Rodrigue

16Carmen! sur tes pas nous nous pressons tous Popularity:

Opera: CarmenComposer: BizetAct: 1.08

Type: duet,choirVoice: T SLanguage: French

Roles: José/Micaëla

17La voila! La voila! Popularity:

Opera: CarmenComposer: BizetAct: 1.06

Type: aria,choirVoice: mezzoLanguage: French

Roles: Carmen

17 Results
Page 1 of 1

More Arias, Duets and Ensembles performed by Nadia Krasteva

17 Results
Page 1 of 1

Nr.

1L’amour est un oiseau rebelle (Habanera) Popularity:

Opera: CarmenComposer: BizetAct: 1.07

Type: ariaVoice: mezzoLanguage: French

Roles: Carmen

2Dôme Épais (Flower Duet) Popularity:

Opera: LakméComposer: DelibesAct: 1.05-2

Type: duetVoice: S MzLanguage: French

Roles: Lakmé/Mallika

3Mon coeur s’ouvre a ta voix Popularity:

Opera: Samson et DalilaComposer: Saint-SaënsAct: 2

Type: ariaVoice: mezzoLanguage: French

Roles: Dalila

4Bella figlia dell’amore Popularity:

Opera: RigolettoComposer: VerdiAct: 4.04

Type: quartetVoice: S cA T BrLanguage: Italian

Roles: Gilda/Maddalena/Duke/Rigoletto

5Les tringles des sistres tintaient (Gypsy Song) Popularity:

Opera: CarmenComposer: BizetAct: 2.02

Type: ariaVoice: mezzoLanguage: French

Roles: Carmen/Frasquita/Mercédès

6Pres des remparts de Seville (Seguidilla) Popularity:

Opera: CarmenComposer: BizetAct: 1.12

Type: ariaVoice: mezzoLanguage: French

Roles: Carmen/José

7Stride la vampa Popularity:

Opera: Trovatore, IlComposer: VerdiAct: 2.02

Type: ariaVoice: mezzoLanguage: Italian

Roles: Azucena

8C’est toi C’est moi Popularity:

Opera: CarmenComposer: BizetAct: 3.14

Type: duet,choirVoice: Mz TLanguage: French

Roles: Carmen/José

9Un di se ben rammentomi Popularity:

Opera: RigolettoComposer: VerdiAct: 4.03

Type: quartetVoice: S cA T BrLanguage: Italian

Roles: Gilda/Maddalena/Duke/Rigoletto

10Acerba volutta Popularity:

Opera: Adriana LecouvreurComposer: CileaAct: 2.01

Type: ariaVoice: mezzoLanguage: Italian

Roles: Princess

11Re dell’abisso affrettati Popularity:

Opera: Ballo in maschera, UnComposer: VerdiAct: 1.10-2

Type: ariaVoice: contraltoLanguage: Italian

Roles: Ulrica

12Sgombra e la sacra selva Popularity:

Opera: NormaComposer: BelliniAct: 1.12

Type: ariaVoice: mezzo or sopranoLanguage: Italian

Roles: Adalgisa

13Pur ti riveggo mia dolce Aida Popularity:

Opera: AidaComposer: VerdiAct: 3.09

Type: recitativeVoice: T SLanguage: Italian

Roles: Radames/Aida

14L’aborrita rivale a me sfuggia Popularity:

Opera: AidaComposer: VerdiAct: 4.01-1

Type: ariaVoice: mezzoLanguage: Italian

Roles: Amneris

15La Regina! Popularity:

Opera: Don CarloComposer: VerdiAct: 1.08-1

Type: recitativeVoice: Mz S S BrLanguage: Italian

Roles: Eboli/Elisabeth/Thibault/Rodrigue

16Carmen! sur tes pas nous nous pressons tous Popularity:

Opera: CarmenComposer: BizetAct: 1.08

Type: duet,choirVoice: T SLanguage: French

Roles: José/Micaëla

17La voila! La voila! Popularity:

Opera: CarmenComposer: BizetAct: 1.06

Type: aria,choirVoice: mezzoLanguage: French

Roles: Carmen

17 Results
Page 1 of 1

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: