Премьера Пятой симфонии Алексея Рыбникова в КЗЧ
26.05.2005 в 14:49, количество просмотров:
1696
Симфонию как жанр пытались хоронить не раз. Однако композиторы, в том числе весьма известные, продолжают к нему обращаться. Другое дело, что премьеры новых симфоний крайне редко вызывают сколько-нибудь широкий интерес. В данном случае дело обстояло иначе.
Имя Алексея Рыбникова ассоциируется у большинства с такими произведениями, как «Юнона» и «Авось», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», с музыкой к огромному количеству кинофильмов. Не столь широко известна «Литургия оглашенных» — интереснейшая опера, постановка которой в начале 90-х самим автором, имевшим тогда свой театр, стала большим художественным событием. Еще менее известно, что Рыбников — автор нескольких симфоний
Но вот перед нами его Пятая симфония «Воскрешение мертвых», мировая премьера которой в рамках фестиваля «Черешневый лес» изначально позиционировалась как одно из главных событий последнего и привлекла к себе широкое внимание. У Концертного зала имени П.И.Чайковского вовсю спрашивали лишние билеты
Организаторы фестиваля, очевидно, имея в виду двойственную жанровую природу произведения, дали этому проекту название «Оратория жизни» (в симфонии использованы тексты из Ветхого Завета и Апокалипсиса, исполняемые на четырех языках — иврите, латыни, греческом и русском). Можно ли и вправду говорить о симфонии применительно к произведению, в котором музыки для хора и солистов заметно больше, нежели собственно оркестровой? Впрочем, после Тринадцатой и Четырнадцатой симфоний Шостаковича вряд ли имеет смысл задаваться подобными схоластическими вопросами. И уж во всяком случае, сочинение Рыбникова оснований именоваться так имеет куда больше, нежели представленная нам полгода назад Симфония «Властелин колец» Говарда Шора. В отличие от безразмерного опуса Шора, симфония Рыбникова хотя бы до некоторой степени отвечает канонам жанра, ибо состоит из четырех частей и продолжается ровно час. Единственное их сходство состоит в том, что в обоих случаях в основу легла музыка, написанная прежде для фильма (в данном случае документального фильма Павла Чухрая «Дети из бездны», созданного в рамках проекта Фонда Стивена Спилберга «Выжившие в катастрофе»). Но если замысел Шора строился на вполне понятном стремлении использовать массовую популярность фильма, то здесь об этом не могло быть и речи, ибо кино документальное на таковую в принципе не рассчитано. Для Рыбникова саундтрек к фильму стал лишь первым шагом на пути к реализации давно зревшего замысла, возникшего вскоре после «Литургии оглашенных» и в определенной степени ее продолжающего.
Рыбников вообще продолжает в своей симфонии традиции духовной музыки крупных форм. В ней можно услышать отголоски баховских «Страстей», вердиевского «Реквиема», но вместе с тем и симфоний Густава Малера, собственно духовной музыки не писавшего. И очень трудно узнать композитора, работавшего в более популярных жанрах. Этой музыке явно не грозит участь разойтись на шлягеры, она требует хорошо подготовленной аудитории. И первоклассных исполнительских сил.
В этом отношении Алексею Рыбникову повезло не в пример больше, чем многим и многим его коллегам. Пятую симфонию исполнили Национальный филармонический оркестр России под управлением Теодора Курентзиса, хор Новосибирского оперного театра (ведущий хормейстер Вячеслав Подъельский) и хор «Древнерусский распев» п/у Анатолия Гринденко. Во многом именно благодаря таланту и мощной энергетике Курентзиса все они предстали как одно целое. Труднейшее сочинение было представлено на высочайшем уровне и слушалось на едином дыхании. Среди солистов особое впечатление производила Алиса Гицба.
Новая концепция Зала Чайковского допускает любые пространственные метаморфозы, что пришлось необычайно кстати в весьма густонаселенной симфонии Рыбникова. Расположение оркестра на специальном помосте в центре зала оказалось необычайно выигрышным для столь масштабного полотна, не просто улучшая звучание, но и усиливая воздействие на аудиторию.
Дмитрий Морозов
На фото: Алексей Рыбников
История жизни Ренаты Тебальди
Но прошло пять лет, и Лаури-Вольпи вынужден был признаться, что его прошлые наблюдения нуждаются в существенных поправках. «Сегодня, — пишет он, — то есть в 1960 году, в голосе Тебальди есть все он нежен, тепел, плотен и ровен во всем диапазоне».
Действительно, со второй половины 50 х годов слава Тебальди нарастает от сезона к сезону. Успешные гастроли в крупнейших европейских театрах, покорение Американского континента, громкие триумфы в «Метрополитен-опера»… Из партий, исполненных певицей, число которых приближается к пятидесяти, необходимо отметить партии Адриенны Лекуврер в одноименной опере Чилеа, Эльвиры в «Дон Жуане» Моцарта, Матильды в «Вильгельме Телле» Россини, Леоноры в «Силе судьбы» Верди, мадам Баттерфляй в опере Пуччини, Татьяны в «Евгении Онегине» Чайковского. Непререкаем авторитет Ренаты Тебальди в театральном мире. Единственная ее достойная соперница — Мария Каллас. Их соперничество подогревало воображение оперных болельщиков. Обе они внесли грандиозный вклад в сокровищницу вокального искусства нашего столетия.
«Неотразимая сила искусства Тебальди, — подчеркивает известный знаток вокального искусства В.В. Тимохин, — в исключительном по красоте и силе голосе, необыкновенно мягком и нежном в лирических моментах, а в драматических эпизодах захватывающем огненной страстностью, и, кроме того, в замечательной технике исполнения и высокой музыкальности… У Тебальди — один из самых прекрасных голосов нашего века. Это поистине чудесный инструмент, даже грамзапись живо передает его обаяние.
Голос Тебальди восхищает и эластичным «сверкающим», «искрящимся» звуком, удивительно чистым, одинаково красивым как в фортиссимо, так и в волшебных пианиссимо в верхнем регистре, и протяженностью диапазона, и ярким тембром. В эпизодах, исполненных сильного эмоционального напряжения, голос артистки звучит так же легко, свободно, непринужденно, как и в спокойной, плавной кантилене. Регистры его равно превосходного качества, а богатство динамических оттенков в пении, великолепная дикция, мастерское использование певицей всего арсенала тембровых красок еще в большей мере содействуют огромному впечатлению, производимому ею на аудиторию.
Тебальди чуждо желание «блеснуть звуком», непременно продемонстрировать специфически «итальянскую» страстность пения вне зависимости от характера музыки (чем нередко грешат даже некоторые видные итальянские артисты). Она во всем стремится следовать хорошему вкусу и художественному такту. Хотя и в ее исполнении встречаются порой недостаточно прочувствованные «общие» места, в целом пение Тебальди всегда глубоко волнует слушателей.
Трудно забыть интенсивные звуковые нарастания в монологе и сцене прощания с сыном («Мадам Баттерфляй»), необычайный эмоциональный подъем в финале «Травиаты», характерные «замирания» и трогательную задушевность заключительного дуэта в «Аиде» и мягкий, грустный колорит «угасания» в прощании Мими. Индивидуальный подход артистки к произведению, отпечаток ее художественных устремлений чувствуется в каждой спетой ею партии».
Певица всегда успевала вести активную концертную деятельность, исполняя и романсы, и народные песни, и многие арии из опер; наконец, участвовать в записи оперных произведений, в которых ей не доводилось выходить на сцену; любители грампластинки признали в ней великолепную мадам Баттерфляй, так и не увидев ее в этой роли.
Благодаря строгому режиму она в течение долгих лет умела сохранять отличную форму. Когда незадолго до своего пятидесятилетия артистка стала страдать от излишней полноты, она за несколько месяцев сумела сбросить более двадцати лишних килограммов веса и снова предстала перед публикой, как никогда элегантной и изящной.
Слушатели нашей страны встретились с Тебальди лишь осенью 1975 года, уже на излете ее карьеры. Но певица оправдала большие ожидания, выступая в Москве, Ленинграде, Киеве. Она с покоряющей силой исполнила арии из опер и вокальные миниатюры.
«Мастерство певицы не подвластно времени. Ее искусство все так же пленяет своей грацией и тонкостью нюансировки, отточенностью техники, ровностью звуковедения. Шесть тысяч любителей пения, заполнивших в этот вечер громадный зал Дворца съездов, горячо приветствовали замечательную певицу, долго не отпускали ее со сцены», — писала газета «Советская культура».
биография
Рената Тебальди получает Эдисон, 28 сентября 1962 г., на Great Disc Gala (nl) , организованном в Курхаусе в Схевенингене , Нидерланды .
Рената Тебальди — дочь отца- виолончелиста и кормящей матери . В возрасте трех лет она начала учиться игре на фортепиано в музыкальной школе Арриго-Бойто в Парме у Джузеппины Пассани, затем начала петь в 1937 году у Этторе Кампогаллиани в Консерватории Мантуи . Затем она усовершенствовала себя в Милане с сопрано Кармен Мелис с 1940 по 1943 год.
В году она сделала ее первое появление на сцене в Ровиго городском театре в роли Елены дю Мефистофель по Арриго Бойто . Затем она выступала в Парме , а затем в Триесте в Отелло от Джузеппе Верди . В 1946 году, в то время как она играет Эльзу в Лоэнгрина от Рихарда Вагнера , оперы Болонье , она была замечена великим дирижером Артуро Тосканини и занимается петь в возобновлении театра Ла Скала , то11 мая 1946 г., Мозе в «Эгитто » Джоакино Россини и « Те деум » Верди. Она выступала в этом театре с 1949 по 1954 год, затем с 1958 по 1960 год и быстро стала одной из первых всемирно известных сопрано.
В Апрель 1950 г., она заболевает во время выступлений Аиды, и ее незамедлительно заменяет Мария Каллас . Это было началом спора, подогреваемого прессой, между любителями чистого и классического тона «la Tebaldi» и любителями особенного и выразительного голоса «la Callas».
Тебальди пел в 1949 году в Лиссабоне (« Дон Жуан » Моцарта ), в 1950 году в Ковент-Гарден в Лондоне ( Отелло ) и в Опере Сан-Франциско (« Аида » Верди). В 1951 году она выступала в Парижской опере и церкви Мадлен ( Giovanna d’Arco Верди) , а затем в Метрополитен — опера в Нью — Йорке на31 января 1955 г.( Отелло ), где она регулярно выступала до 1973 года. С 1956 года она также пела в Чикагской опере . Она вернулась в Париж в 1959 году ( Аида ), затем в 1960 году (« Тоска » Пуччини ).
С 1963 года вокальный кризис заставил ее переосмыслить вокальную технику и репертуар. Когда она вернулась на сцену в 1964 году, ее голос был более драматичным, чем в прошлом, она расширила свой бас по мере усиления высоких частот. Это не помешает ему связать триумфы с «Джокондой » Амилкаре Понкьелли и «Фанчиулла-дель-Вест » Пуччини. Его последнее выступление на оперной сцене происходит вЯнварь 1973 г.с Дездемоной из Отелло , ролью, в которой она дебютировала в Нью-Йорке семнадцатью годами ранее.
В 1975 году она дала два сольных концерта в Espace Cardin в Париже, затем, в следующем году, свой последний концерт в Ла Скала в пользу жертв землетрясения во Фриуле, прежде чем навсегда уйти со сцены, чтобы сохранить свое здоровье.
Она написала свои мемуары в сотрудничестве с итальянской журналисткой Карлой-Марией Казановой, которая появилась в 1986 году под названием Рената Тебальди, голос ангела .
Она умерла в возрасте 82 лет в Сан-Марино .
Потомство
- В февраль 2010Музей Тебальди открыт в замке Лангирано, в двадцати километрах к югу от Пармы . В нем хранятся художественные воспоминания дивы.
- Hergé черпал вдохновение как у Ренаты Тебальди, так и у Марии Каллас, чтобы спроектировать Castafiore .