«Год — это эллипсис, а я передвигаюсь внутри»
Наталия, 35 лет:
— Осознала я себя синестетом недавно. До сентября 2019 года я вообще не подозревала, что существует такое явление. Но оказывается, у того, с чем я живу с детства, есть название.
«Я полчаса рассматривала себя в зеркало, а потом ревела». Как живут люди с дисморфофобией
У меня не самая интересная форма синестезии — числовых форм или локализации последовательностей. Это когда разные последовательности цифр, а также время в разных формах визуализируются, ощущаются и видятся как некие схемы, системы координат.
Я не могу сказать точно, с какого возраста это началось. Но более-менее осознанно это стало происходить, когда я познакомилась с числовыми последовательностями. Когда я училась считать от 1 до 10, я обнаружила, что каждое из чисел имеет свое место на определенной оси. Я училась считать дальше, и эта ось приобретала новые изгибы, в голове открывалось новое представление.
Со временем то же самое. В детстве я его не осознавала, а потом пошла в школу и поняла, что есть недели, есть месяцы, есть часы в сутках. И тогда все это приобрело визуальную форму.
Для меня год — это объемный эллипс, на котором расположены все месяцы, а я передвигаюсь внутри него. Сейчас начало мая, и я постоянно ощущаю себя в определенной точке этого пространства — начале мая. Если я буду думать о будущем лете, об июне, то я увижу этот июнь по отношению к той точке, в которой я сейчас нахожусь.
Все, что я помню о своей жизни, я вижу на этой оси координат. Это как доска, на которую кнопками крепят фотографии — ощущения, события — все это расположено вот там.
Правда, для меня это не имеет никаких цветов и запахов, как для многих синестетов. К слову, у меня есть еще одна особенность. С рождения у меня полностью отсутствует обоняние.
Разные способы деления времени мне видятся по-разному. Если год выглядит как эллипс, то часы в сутках выглядят как некий вертикальный барабан, и я в течение дня ощущаю, на какой части этого крутящегося барабана нахожусь. Или числовая ось — я видела картинки нескольких синестетов, как они ее изображали, и все примерно похожи — у меня тоже она имеет несколько изгибов: от 1 до 20 в одну сторону, от 20 до 100 в другую, а от 100 до бесконечности в третью.
«Если останусь в клинической медицине, кого-нибудь убью». Как живет врач с синдромом Аспергера
Когда я думаю о любых числах, в том числе о возрасте человека, я попадаю в определенную точку на этой оси
Для меня не столько важно знать конкретное число, сколько знать, где на этой оси оно находится. Из-за этого были проблемы в школе: математика для меня заканчивается ровно тогда, когда я не могу увидеть то, что происходит в этих вычислениях
Или календари. Когда я узнала, что такое синестезия, я наконец поняла, почему у меня с ними такие проблемы. Время там выглядит совершенно не так, как я себе представляю в голове, и поэтому меня эти календари ужасно раздражают.
Как это можно описать? Картинка совсем не похожа на экселевскую таблицу или рулетку, это в миллион раз круче. Может быть, если бы я владела 3D-графикой, я смогла бы изобразить что-то приближенно похожее. На самом деле это очень красивая, движущаяся, объемная система, которую толком до конца и не нарисовать, потому что она не имеет примитивных или конечных форм. В общем-то там, в ней, вся жизнь. Людям непонятно то, о чем я говорю, поэтому часто они не воспринимают это серьезно, но я не обижаюсь. Это мой способ видеть мир.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Антонио Вивальди биография
Антонио Лучо Вивальди (1678-1741) – великий итальянский композитор, дирижер, музыкальный педагог. Ярчайший представитель скрипичного искусства первой половины 18 столетия.
Биография Вивальди, наполненная яркими моментами, говорит о нем, как о сильной, разносторонней и целеустремленной личности.
Антонио Вивальди появился на свет 4 марта 1678 г., в Венеции. Первые уроки игре на скрипке были даны ему отцом.
Антонио был настолько способным учеником, что уже в 11 лет мог заменять своего наставника в капелле собора Св.Марка.
С ранней юности решив посвятить свою жизнь музыке, Антонию одновременно желал быть священнослужителем. Он был рукоположен в 1704 г.
К сожалению, здоровье Вивальди было настолько слабым, что он не мог служить мессу полностью. Поэтому ему были даны некоторые послабления. В скором времени Вивальди оставил свои обязанности священника, но сан с себя не снял.
Согласно содержанию краткой биографии Антонио Вивальди, он 1705 г. он опубликовал двенадцать сонат. Через год во дворце посольства Франции состоялось 1 выступление музыканта.
В 1709 г. Вивальди представили монарху Дании, Фредерику IV. Композитор посвятил ему 12 сонат, написанных для скрипки.
В 1712 г. Вивальди встретился с немецким композитором, Г. Штёцлем.
Начинал Вивальди как оперный композитор. В 1713 г. им была создано 3-актное произведение “Оттон на вилле”. Через год была создана новая опера, “Мнимый безумец”. Она была основана на поэме Л. Ариосто, “Неистовый Роланд”.
Примерно в это время талант композитора был признан и коллегами, и музыкальными критиками, и поклонниками оперы. У Вивальди стало появляться все больше учеников. Свободное от преподавания время он посвящал сочинению новых музыкальных произведений. Также композитор активно сотрудничал с театром, откуда регулярно поступало большое количество заказов.
С течением времени имя музыканта стало известно за пределами Венеции. В 1718 г. во Флоренции была поставлена его опера “Скандерберг”.
Совет
В этом же году композитор принял приглашение князя Ф. Гессен-Дармштадт и, переехав в Мантуи, стал капельмейстером при его дворе.
Там состоялось знакомство музыканта с А. Жиро. Она стала ученицей великого композитора, и последний сыграл значительную роль в ее становлении как оперной певицы.
Изучая биографию А. Вивальди, следует знать самое главное. В 1725 г. был издан цикл его произведений под названием “Искус гармонии и инвенции”. Он включил в себя концерты “Времена года”. Творчество этого периода преисполнено драматизмом. Во многих произведениях звучат торжественно-мрачные нотки.
Наибольший вклад Вивальди внес в развитие оркестрово-ансамблевого концерта.
Как и многие композиторы, Вивальди часто остро нуждался в деньгах. В 1740 г. он прибыл в Вену для постановки своих опер. Но в связи с обострившимся политическим кризисом, музыкант был вынужден выехать в Саксонию.
Спустя год он возвратился в Австрию, но публика вскоре забыла своего недавнего любимца. В июле 1741 г. великий композитор ушел из жизни. Похоронили его на кладбище для нищих.
- Вивальди родился семимесячным. По некоторым данным, новорожденный был настолько хилым и болезненным, что его немедленно крестили.
- Вивальди ни разу не был женат. Но из-за его теплых отношений с А. Жиро, которые все же оставались платоническими, композитор не раз подвергался критике высокопоставленного духовенства.
Будь в числе первых на доске почета
Виды синестезии
Условно синестезию можно подразделить на два больших вида: проекционная (projective) и ассоциативная (associative) синестезия. В этом ключе говорят и о синестетах.
«Проецирующий» синестет ясно и четко видит, чувствует, то есть «проецирует» дополнительные качества поверх воспринимаемых запахов, звуков, символов.
«Ассоциирующий» синест не видит, но ощущает связь — стойкую ассоциацию, между одним и другим ощущением. Например, синестет первого вида, услышав какой-то музыкальный инструмент, может увидеть прямо перед собой треугольник оранжевого цвета. Синестет второго вида, услышав такой звук, скажет, что для него «инструмент звучит оранжево».
Исследователи выделяют около 70 разновидностей синестезии, но их, вероятно, больше:
Самая распространенная разновидность — ощущение дней недели в цвете. Это подвид графемно-цветовой (grapheme-colour) синестезии, когда синестет видит цифры и буквы окрашенными в разные цвета. Она же и наиболее изучена: «цветные» буквы встречается у 1% населения.
Графемно-цветовая синестезия
(Фото: wikipedia.org)
Музыкально-цветовая синестезия, которую иногда называют «цветной слух» — восприятие музыки в виде непроизвольно проявляющихся цветовых пятен, полос, волн. Вероятно, этот вид синестезии был у художника-абстракциониста Василия Кандинского.
«Импрессия III (Концерт)» написана Кандинским после посещения концерта Арнольда Шенберга
(Фото: wikipedia.org)
Пространственно-временная синестезия (space-time synesthesia) также распространена и довольно необычна: синестет воспринимает время цветным или объемным, визуализирует дни недели, месяцы и годы растянутыми на плоскости линиями, фигурами, цветными пятнами.
При пространственно-временной синестезии некоторые синестеты видят дни недели или месяцы расположенными вокруг себя по кругу и раскрашенными в разные цвета
(Фото: wikipedia.org)
Самые редкие формы синестезии связаны со вкусовыми и тактильными ощущениями. Например, синестет, смотря на человека, может чувствовать его боль — это называется эмпатия прикосновений или синестезия зеркального прикосновения (mirror-touch synesthesia). А зрительно-вкусовая синестезия, когда слово или образ для синестета обладает каким-то вкусом, встречается приблизительно у 0,2% населения.
Человек, который обладает сразу несколькими несколькими видами синестезии — множественный синестет. У таких синестетов можно насчитать семь и более видов синестезии.
Что такое синестезия
Синестезия — это редкий психологический феномен, при котором человек соединяет сигнал от одного органа чувств с сигналом от другого, хотя для связи между ними нет никаких видимых причин. Синестет — человек, обладающей синестезией. Слушая музыку, он воспринимает ее в виде линий, фигур и цветовых пятен. Или, слыша какое-то слово, может ощущать его вкус.
Слово «синестезия» происходит от двух древнегреческих слов: «вместе» и «ощущение». И если родственное греческое слово «анестезия» означает «отсутствие ощущений», то синестезия, наоборот, это «соединение ощущений». Согласно исследованиям, синестезия наблюдается примерно у 1–4% людей в приблизительно одинаковом соотношении как у мужчин, так и у женщин.
Ученые отмечают, что синестезия — это не болезнь и не психическое расстройство. Если, услышав звук, вы видите еще и цвет, это не значит, что с вашим слухом что-то не в порядке. Люди, обладающие естественной синестезией, не имеют никаких психических отклонений. Просто мозг синестета как бы добавляет, например, цветовую реакцию в ответ на восприятие звуков. Также синестезию, хотя и временную, некоторые лекарства, алкоголь или кофе.
Не является синестезия и мистической сверхспособностью. Если синестет воспринимает музыку в виде цветовых пятен, это не значит, что у музыки есть физические цвета, которые видны только избранным. Таково восприятие синестета, индвидуальная реакция, которая определяется особенностями его головного мозга.
Известные люди-синестетики
Владимир Набоков
Автор романов, стихов и рассказов, Набоков был не единственным синестетиком в своей семье, те же ощущения испытывали его мать и сын Дмитрий. Вот что писал в автобиографии знаменитый писатель:
Поскольку мать Набокова сама обладала синестезией, она сразу поняла, что мальчик имеет в виду несоответствие реальной окраски букв и их «внутреннего» цвета, возникающего в его сознании.
Наталья Сарандук (Романова), «Портрет Владимира Набокова»Фото: Общественное достояние
Анализ Набоковым своего состояния (он называл его галлюцинацией) описан так же увлекательно и ярко, как и все его литературные труды. В своих мемуарах «Говори, память» он описывает феномен так:
Дюк Эллингтон
В книге «Sweet Man: The Real Duke Ellington» автор Дон Джордж передает высказывания Эллингтона о том, как его синестезия повлияла на музыку:
Винсент Ван Гог
Бедный Ван Гог! Похоже, он был одним из тех синестетов, которому его состояние принесло больше вреда, чем пользы, по крайней мере, в юные годы. Винсент Ван Гог, «Автопортрет», 1887 г.Фото: Общественное достояние
Когда Ван Гог брал уроки игры на фортепиано в 1885 году, его учитель понял, что тот связывает разные ноты с определенными цветами. К несчастью для Ван Гога, учитель воспринял это как признак безумия и заставил его уйти.
Джефри Раш
В одном интервью Раш сказал, что его синестезия уходит корнями в детство:
Актер Джефри РашФото: Martin Kraft, ru.wikipedia.org
Раш испытывает несколько типов синестезии, второй из которых, пространственно-временной, он описывает, объясняя:
К синестетам относятся также такие знаменитости, как Франц Лист, Вольфганг Амадей Моцарт, Эдгар Дега, Билли Джоэл, Мэрилин Монро, Джими Хэндрикс, и многие другие известные личности.
Нельзя встретить двух людей, обладающих одинаковыми проявлениями синестезии. И не потому что буква «А» будет окрашена для них в разные цвета, а потому, что эта буква каждый раз будет иметь разное значение.
Синестезия — результат того, каким образом такие символические явления, как алфавит, речь, счет или музыка, обретают для нас индивидуальную физическую реальность. Именно это делает синестезию универсальным феноменом человеческого сознания.
Можно ли развить у себя синестезию
Ученые предполагают, что синестезия проявляется и у людей, которые не подпадают под типичное определение синестетов. Например, многие, кто не ощущает музыкальные ноты окрашенными в разные цвета, тем не менее, согласятся, что некоторые ноты для них слышатся «ярче», а некоторые — «темнее». Если следовать этой идее, то, по приблизительным оценкам, около 20% людей обладают хотя бы слабой формой синестезии. Так что вполне возможно, вы уже в какой-то мере синестет и специально ничего развивать не нужно.
Синестезия может проявиться во время медитации. К такому выводу пришел тибетолог, врач и антрополог доктор Билл Бушелл (William C. Bushell), изучая внутреннее состояние адептов буддизма в медитативных состояниях. Чем больше практикуешься в медитации, тем чаще возникают проявления синестезии, утверждает исследователь.
Социальная экономика
От Будды до сотрудников Apple: как работает медитация и всем ли она нужна
Некоторые ученые также позитивно смотрят на «тренировки» синестезии и полагают, что несинестет может развить у себя синестезию.
Доктор Ромке Роу (Romke Rouw), психолог из университета Амстердама, исследователь в области когнитивных и нейронаук в докладе «Синестезия: мнения и перспективы»:
«Может ли несинестет натренироваться, чтобы стать синестетом? Да, это возможно! С другой стороны, столь же возможно, что есть ограничения в том, до какой степени несинестет может этому научиться. Я полагаю, научные исследования разъяснят этот интересный вопрос в ближайшем будущем».
Что почитать о синестезии
- Антон Сидоров-Дорсо, Шон Эндрю Дэй. Синестезия: мнения и перспективы, 2019;
- Материалы с сайта Российского синестетического сообщества;
- Синестезия. Поразительные истории людей с феноменом восприятия. Подкаст Истории.doc.
На английском:
- Richard E. Cytowic, David M. Eagleman. Wednesday Is Indigo Blue: Discovering the Brain of Synesthesia;
- Maureen Seaberg. Tasting the Universe: People Who See Colors in Words and Rainbows in Symphonies.
Причины синестезии
Еще в XIX веке ученые выяснили, что синестезия связана с наследственностью, и факт этот подтверждают современные генетические исследования. Сейчас нейропсихологи добавляют, что важную роль в процессе становления синестезии играет научение, ведь способность узнавать буквы и цифры, важная для синестезии, не является врожденной. Чтобы понять, как взаимодействуют между собой наследственность и научение, требуются широкомасштабные лонгитюдные — продолжительностью более нескольких лет, исследования. Такие исследования еще не проводились. Так что пока единой научно доказанной теории синестезии .
Самое распространенное объяснение — теория кросс-активации, предложенная двумя нейропсихологами Видаянуром Рамачандраном (Vilayanur S. Ramachandran) и Эдвардом Хаббардом (Edward М. Hubbard). Согласно этой теории, между двумя смежными зонами коры головного мозга, «отвечающими» за цвет и буквы (или цифры), происходит перекрестная активация или «кросс-активация». То есть зона распознавания букв или цифр в коре головного мозга предположительно связана с зоной различения цветов. Такую необычную совместную активность вызывают, вероятно, врожденные мутации генов.
Эта теория , так как, например, не учитывает культурный фактор, не объясняет редких разновидностей синестезии (например, эмпатии прикосновений) или синестезии, возникшей в результате травмы или приема психоактивных веществ.
Как понять, что вы — синестет
Основатель и научный куратор Российского синестетического сообщества, лингвист и психолог Антон Сидоров-Дорсо указывает на одно из главных отличий синестетов от людей, ощущения которых основаны на ассоциациях, опыте или научении:
«У синестетов есть как обычные ассоциации, так и синестетические. Например, буква «А» исходя из его опыта связана с одним цветом, а синестетически — с другим. В первом случае цвет буквы, основанный на опыте, может у синестета измениться, а вот по синестетическим ассоциациям цвет никогда не меняется. И это абсолютно бессознательная история. Если спросить синестета, как возникла та или иная синестетическая ассоциация, возможно, мы добьемся ответа о двух, трех, четырех буквах, но в русском алфавите их 33, и он не сможет объяснить цвета всех 33 букв».
Таким образом, синестет не может объяснить, откуда у него взялось то или иное дополнительное ощущение: в его опыте нет никакого объяснения, почему звук пахнет именно так, а буква имеет определенный цвет. Кроме того:
- Синестет не может контролировать свою реакцию: воспринимая символ, звук запах, он получает дополнительное ощущение безо всяких усилий, непроизвольно, он не может ему противостоять.
- Реакции синестета нельзя подавить или изменить. Они очень устойчивы и не меняются на протяжении лет, десятилетий.
- Чаще всего синестезией обладают, сколько себя помнят, с самого раннего детства.
- В большинстве случаев синестезия является врожденной и может иметь генетический характер, то есть передаваться по наследству.
Футурология
Генетический Tinder: зачем расшифровывать ДНК человека
Синестезия
Спросите любого условно «обычного» человека, какого цвета вентиль холодной воды? Почти наверняка вы услышите: «Синий». Ведь это знание сформировано нашим опытом: холодный кран чаще всего обозначают синим цветом.
Но на самом-то деле цвет крана и температура воды далеко не одно и то же и никак не зависят друг от друга. Но у синестета есть ощущения, что предметы, звуки или символы обладают какими-то свойствами, которые не определяются другими людьми. Однако, в отличие от нашего «синего крана», синестет не может точно определить, что сформировало его ассоциации. Причем для таких ощущений характерно постоянство: они остаются стабильными на протяжении всей жизни, и если слово «молоток» еще в детстве представлялось какому-нибудь синестетику красным с черными вкраплениями, то он в старости будет воспринимать его точно так же.
Синестезия была объектом пристального внимания ученых в конце XIX и начале XX веков. О феномене синестезии много говорили, устраивали специальные вечера цвето- и светомузыки, на которых звучал инструмент, напоминающий орган: клавиши его извлекали не только звуки, но и цвета. Во Франции и России композиторы и поэты специально писали для таких концертов «цветную» музыку и стихи. В. Брюсов и А. Блок, не будучи по природе синестетиками, следовали моде и использовали цветовые ассоциации в качестве поэтического приёма.
В середине XX века исследования синестезии были заброшены. Сегодня же к ней снова проснулся интерес — психологи и неврологи начали изучать этот феномен в первую очередь для достижения лучшего понимания процесса познания и восприятия мира. Сам же процесс является общим как для синестетов, так и для обычных людей.
В 2015 году австралийские ученые из исследовательской школы психологии ANU (Australian National university) посвятили год широкому исследованию этого феномена, которое показало, что у синестетов гораздо более сильные психические ассоциации между родственными понятиями, чем у обычных людей.
По окончании серии экспериментов доктор Стефани Гудхью (Stephanie Goodhew) выявила, что у синенстетов гораздо сильнее развиты связи между различными областями мозга, особенно между тем, что мы считаем языковой частью мозга, и его «цветовой» частью. Благодаря этому сигналы от органов чувств, воспринимаемые одной зоной мозга как триггер, активизируют другую.
Арифметика для синестетиковФото: ru.wikipedia.org
Полученные данные могут помочь исследователям лучше понять тайны синестезии («единства чувств»), которой, по статистике, страдает примерно один из каждых 1000 человек. Хотя слово «страдает» здесь, пожалуй, неуместно. Не страдают же сомелье (специалист по винам) или нюхач (мастер-парфюмер) — наоборот, им дана особая способность различать запахи или вкус, или и то, и другое. Такие специалисты высоко ценятся в своей профессиональной области.
Еще раньше австралийцев ученые из Университета Калифорнии (США) предположили, что слышать цвета и ощущать слова на вкус людям позволяют мутировавшие гены. Также было установлено, что синестезия передается по наследству, причем чаще всего встречается у художников, писателей и поэтов.
Многие синестеты утверждают, что эта особенность восприятия помогает им запоминать определенные факты (как многие из нас используют для запоминания ассоциации). Эксперты говорят, что у людей, обладающим таким свойством, память намного лучше, чем у остальных людей, выросших в том же окружении и практически с таким же образованием.
Как и зачем ученые изучают синестетов
Изучая синестезию, ученые пытаются определить, какие генетические особенности лежат в основе творчества, воображения, абстрактного и метафорического мышления. Благодаря синестезии ученые научились избавлять людей от иллюзии фантомных конечностей. Технологии, опирающиеся на изучение синестезии, используются в конструировании протезов, навигационных приборов, систем сбора данных. Исследования по синестезии помогают в обучении искусственного интеллекта.
Чтобы выявить синестетов, нейропсихологи используют специальные тесты и измерения мозговой активности. Техника фиксирует необычную активность мозга синестетов в определенных зонах мозга, когда они смотрят на так называемые раздражители: например, на буквы и или цифры такого цвета, который не соответствует их восприятию. У не-синестетов такой активности мозга не фиксируется.
Кроме того, чтобы отделить синестезию от игры воображения и ассоциаций, которые свойственны всем людям, ученые тестируют синестетов на точность и постоянство реакций: у настоящих синестетов выявляются постоянные и неизменные связи между буквой и цветом, вкусом и формой и так далее. И эти связи не меняются годами.
Экономика образования
Чем занимается нейропсихолог и когда к нему обращаться
«Я желтый пятиугольник»
Мирослав, 20 лет:
— Я родился и вырос в Болгарии, а два года назад поступил в Новосибирский государственный университет на биолога. Это был неожиданный выбор с моей стороны, учитывая, что я окончил гуманитарную гимназию, где пять лет изучал русский и английский языки. Я приехал в Россию из-за качества образования и возможности учиться бесплатно.
Предполагается, что синестезия — врожденная особенность, однако со мной было иначе. В 17 лет у меня случился первый эпилептический приступ, и именно с того момента я стал воспринимать мир иначе. Вместе с эпилепсией пришла и хроместезия (способность видеть звуки). Буквально любой звук я воспринимаю как цвет и ощущаю его в пространстве — шаровидным или бесформенным, будто туман.
Я пытался найти научное обоснование этому. До конца разобраться сложно, но я приобрел общее представление о синестезии — она существует и ее можно доказать. По своей сути это психонейрофизиологическое явление. Принцип синестезии такой, что некоторые области в головном мозге активируются и за счет этого наблюдаются какие-то специфические эффекты. Активация этих зон может быть на генетическом уровне, то есть по наследству, но может быть и в результате изменений нервной ткани при травме или интоксикации.
Целая страна лысых женщин. Как живут люди с алопецией
Конечно, я не эксперт, но сомневаюсь, что одновременное проявление эпилепсии и синестезии случайность. А уж как у меня эпилепсия возникла — вопрос очень спорный даже среди врачей.
Жить с синестезией прекрасно. Люди, у которых «цветной» слух, легко могут научиться играть на любом инструменте или танцевать. Это наше преимущество. Но те же люди не смогут уснуть, если рядом механические часы, потому что даже с закрытыми глазами они будут видеть звук движущейся стрелки.
Другой пример — голоса людей. Со временем действительно устаешь от вопроса: «А какого цвета мой голос?» Забавно, что, когда люди болеют, их голос меняется. Если цвет, допустим, зеленый, то когда у человека насморк или простуда, цвет становится более темным. А на записи всегда добавляется прозрачный бело-серый к основному цвету.
Еще один тип синестезии, которым я обладаю, — личностно-цветовая синестезия, на английском звучит так personality-color synesthesia. То есть я и людей воспринимаю в виде цветов. Я вижу своего рода цветную оболочку, окутывающую человека. Мою маму, допустим, воспринимаю в следующих цветах: алый, карамель, красно-фиолетовый. Эти три цвета не четкие, а переливающиеся друг в друга. Я заметил некую связь с хроместезией, поскольку такие же цвета вижу, когда слышу ее голос. То же самое и с любым человеком.
Если два синестета с одним типом синестезии посмотрят на одного и того же человека или услышат одну и ту же мелодию, то они, скорее всего, воспримут все это по-разному, потому что у них по-разному устроено сознание. У меня любимый цвет голубой и его оттенки: морской, аква-аура, аквамарин, электрическая синь. Поэтому люди и песни, где доминируют такие цвета, мне более приятны. У меня самого голос сине-зеленый и цвета аква-ауры.
Зеркальная синестезия (mirror-touch synesthesia) — это способность видеть и чувствовать то, что другие люди видят и чувствуют. Это как эмпатия, но в 100 раз сильнее.
В этом случае задействованы зеркальные нейроны. Если я увижу, как кто-то грустит, то грущу и я, если кто-то рад, то рад и я. Если я увижу, как кто-то трогает другого человека, допустим, по левому плечу, я ощущаю это касание на своем левом плече. Когда вижу, как кто-то падает с велосипеда, я чувствую физическую боль.
«Мы не можем ничего в себе контролировать». Как живут люди с биполярным расстройством
Однажды я увидел, как девушку сбила машина. Со мной, к счастью, такого никогда не случалось, поэтому сознание как бы настроилось на ощущения, которые знакомы, и спроецировало их, чтобы заполнить пустые места. Таким образом я почувствовал сильную боль в животе, из-за чего даже упал. С фильмами все чуть лучше, но экшены и ужасы порой приносят настоящую боль.
Этот тип синестезии на самом деле доставляет проблемы, поскольку такой синестет проецирует на себя любые ощущения, хочет он этого или не хочет. Получается, ты живешь больше, чем одной своей жизнью, понятие личного пространства меняется и в целом наступают моменты, когда не хочешь видеть ни одного человека, потому что там, где есть люди, есть и прикосновения.
Несмотря на редкость явления, я знаю двух девушек из моего университета, которые также синестеты. У одной из них графемно-цветовая синестезия, то есть она воспринимает буквы и цифры как цвета, а другая ассоциирует людей по формам и цветам. Например, я для нее желтый пятиугольник.
Недостатки и преимущества синестезии в жизни
Исследования демонстрируют, что у синестетов лучше работает память. Например, они удерживают в кратковременной памяти большее количество объектов, чем не-синестеты. Синестеты обладают и лучшей долговременной памятью. Синестезия помогает запомнить телефонные номера, списки, имена, назначенные даты. С другой стороны, у обладателя таких способностей могут возникнуть трудности с простыми арифметическими вычислениями. Потому что, например, сочетание цветов цифр «2» и «5» может не соответствовать цвету цифры «7».
Существуют данные о связи синестезии с ранней обучаемостью говорению и чтению, образной памятью, высокими способностями к орфографии и музыкальностью. Синестезия распространена среди людей искусства, ее часто ставят в один ряд с творческими способностями: опрос 192 синестетов показал, что 24% из них являются представителями творческих профессий и что большая часть из них занимаются творчеством в свободное время. К синестетам часто причисляют композиторов Оливье Мессиана, Ференца Листа, Римского-Корсакова, джаз-музыканта Дюка Эллингтона, писателей и поэтов Владимира Набокова, Артюра Рембо, Шарля Бодлера. Многие современные музыканты, среди них Билли Айлиш, Канье Уэст, Лорд рассказывают о своей синестезии.
До 20% людей с РАС (расстройствами аутистического спектра) обладают синестезией. В 2007 году было опубликовано исследование случая Дэниела Таммета — человека с синдромом Аспергера, савантизмом и синестезией. Он обладает феноменальной памятью, языковыми способностями, при этом еще и синестет: воспринимает числа как имеющие цвет, текстуру и форму. Предполагется, что синестезия при аутизме связана с савантизмом — наличием таланта в области музыки, математики, искусства или языка.
Психолог Антон Сидоров-Дорсо подтверждает, что среди синестетов действительно больше творческих людей. Например, в творческих вузах до трети студентов могут составлять синестеты. Их мозг устроен так, что стремится к самовыражению именно в символических, а не в технических формах. При этом среди признанных гениев либо столько же синестетов, сколько и во всей популяции, либо даже меньше. Сидоров-Дорсо связывает это с формальностью, которую синестеты не могут перескочить. Они настолько привязаны к своим ощущениям, что эти ощущения кажутся им истинными. Если синестету удастся преодолеть порог формальности, то его талант найдет отклик у широкой общественности.