Никогда не поздно начинать путь к собственной славе. интересные факты из жизни арама хачатуряна

Арам хачатурян — интересные факты из жизни

Как сложилась личная жизнь

В жизни Арама Ильича было две женщины, с которыми он хотел вести совместный быт. Первой супругой композитора стала девушка по имени Рамель. В совместном браке у них родилась дочь, которой дали имя Нунэ. Когда девочка подросла, она пошла по стопам своего отца, решив связать свою жизнь с музыкой.

Со второй супругой Хачатурян познакомился в то время, когда учился у Н. Я. Мясковского. Девушка также пришла на занятия. Войдя в класс, она просто очаровала Арама своей красотой. Парню захотелось сразу подойти к скромной черноволосой незнакомке и завести с ней разговор.

Хачатурян смог произвести впечатление на Нину Макарову, в 1933 году молодые люди поженились. Спустя семь лет супруги стали родителями, в их семье появился долгожданный сын Карен.

Арам Ильич очень любил Нину Владимировну, он характеризовал ее, как человека редкой душевности, бескорыстно любившей музыку. Однажды Хачатурян признался, что невольно заслонял своими произведениями и собою личность, и творчество Нины.

Вальс для Лермонтова

Одним из важнейших произведений своей жизни сам Хачатурян считал оркестровую сюиту «Маскарад» по Лермонтову. Когда в 1941 году Московский театр имени Вахтангова начал постановку драмы «Маскарад» к столетию со дня смерти Лермонтова, главный режиссер Рубен Симонов решил заменить тот музыкальный материал, который ранее использовался в спектакле. С творчеством Хачатуряна он был хорошо знаком, и именно Араму Ильичу предложил создать музыку для спектакля. Хачатурян взялся за работу с удовольствием: гениальная драма Лермонтова была в числе его любимых произведений. Он видел и спектакль вахтанговского театра, который шел в 1938 году, и его всегда удивлял тот факт, что Александр Глазунов, написавший музыку к спектаклю в постановке Мейерхольда, не написал сам вальс, который так взволновал главную героиню, и что в спектакле использовали «Вальс-фантазию» Глинки. В ходе работы Арам Ильич понял, почему, возможно, Глазунов не написал вальс. Самому Хачатуряну вальс тоже категорически не давался. Все, что приходило на ум, казалось недостаточно хорошим, недостойным… Пока однажды, позируя художнице для собственного портрета, ему на ум не пришла мелодия. И именно она и стала тем самым вальсом, который каждый из нас узнает буквально по первым нотам, но далеко не каждый знает, что это вальс из балета «Маскарад» и что написал его именно Арам Хачатурян.

Источник видео: РКН: сайт нарушает законодательство РФ

«Я никогда не перестану удивляться чуду, которое являет собой драма „Маскарад“, написанная Лермонтовым, когда ему был 21 год» — писал Хачатурян.

Он все время вспоминал строчки, которые произносит героиня драмы Лермонтова Нина по возвращении с рокового бала:

«Я буквально потерял покой, едва ли не бредил вальсом» — вспоминал Хачатурян. У него получилось создать шедевр, который, кажется, будто бы сошел со страниц Лермонтова, будто именно о нем и писал Михаил Юрьевич, будто бы он и звучал на том самом балу. Кстати сказать, этот вальс Арам Ильич посвятил актрисе, которая сыграла в спектакле роль Нины Арбениной — Алле Казанской.

Семейные отношения

Так умел творить Хачатурян. Краткая биография этого талантливейшего композитора современности говорит о том, что он, как никто другой понимал не только музыку, но и ее ценность для общественности. Его личная жизнь тоже не была скучной. В первом браке родилась дочка Нунэ, которая стала пианисткой. Немного позже, после расторжения первого союза, композитор женился второй раз. Его избранницей стала студентка из класса его руководителя Мясковского — Нина Макарова. Именно эта женщина стала огромной любовью, соратницей и верным спутником жизни Хачатуряна. Арам и Нина подарили жизнь сыну Карену (известному искусствоведу).

Так прожил свою жизнь Арам Хачатурян, краткая биографиякоторого давно пополнилась еще одним важным фактом: именем великого композитора назвали и струнный квартет, его имя носит и ежегодный конкурс, на котором представляют композиторов и пианистов.

Интересные факты о Хачатуряне

Факт 1. За свою жизнь Арам Хачатурян написал 6 концертов, 4 балета, 3 симфонии и множество других произведений – счёт идёт на сотни. Его влияние на музыку оказалось столь велико, что современные музыковеды включают его в список величайших композиторов XX века. За свои заслуги Арам Ильич получил множество почётных наград, включая одну Ленинскую премию и четыре Сталинских.

Факт 2. В краткой биографии Хачатуряна указано, что в юности он не получал специализированного музыкального образования. Сперва он учился в Коммерческой школе, а затем поступил в университет, на отделение биологии при физико-математическом факультете МГУ. Музыка интересовала Арама Ильича с детства, но родители не одобряли этого его увлечения, так что всерьёз заняться ей он сумел лишь в возрасте 19 лет.

Факт 3. Университетское образование композитор так и не закончил – музыка настолько его увлекла, что он сосредоточился на уроках композиции и фортепиано, забыв обо всё остальном. Сам Хачатурян вспоминал также, что ему дало невероятную мотивацию первое в его жизни посещение симфонического концерта, на котором исполнялись произведения Бетховена и Сергея Рахманинова. Оно настолько его потрясло, что он сохранил это впечатление на всю жизнь.

Факт 4. В 1948 году Хачатурян незаслуженно был подвергнут цензуре. Особое постановление Политбюро причислило его творчество, а также творчество Дмитрия Шостаковича и Сергея Прокофьева, к “формалистическим” проявлениям искусства. В результате произведения уже знаменитого к этому моменту на весь СССР Арама Ильича просто прекратили исполнять.

Факт 5. Музыка, сочинённая Хачатуряном, звучит в трёх десятках фильмов. Большинство из них были сняты ещё при жизни композитора, но некоторые выходили и после его смерти в 1978 году, просто в саундтреке использовались его произведения. О жизни самого Арама Ильича снято четыре документальных фильма. В 2019 году на экраны также вышел биографический художественный фильм “Танец с саблями”, посвящённый жизни Хачатуряна.

Факт 6. В столицах трёх стран мира есть улицы, названные в честь Арама Ильича. Это Москва, Ереван и Нур-Султан (бывшая Астана, столица Казахстана). Также портрет великого композитора можно увидеть на банкнотах номиналом в 50 армянских драмов образца 1998 года.

Факт 7. Музыка Хачатуряна многократно использовалась зарубежными режиссёрами в своих фильмах. Самыми известными кинолентами, в которых она звучит, можно назвать фильмы “Олдбой” Чхан Ук Пака, “Космическая одиссея 2001 года” Стэнли Кубрика и “Калигула” Тинто Брасса.

Факт 8. В 2013 году ЮНЕСКО объявило рукописи Арама Хачатуряна частью мирового документального наследия. Руководство организации заметило тогда, что это подчёркивает статус великого композитора и его вклад в развитие музыки, поставив его в один ряд с Шопеном, Бетховеном, Брамсом и другими гениями.

Факт 9. Балет “Гаянэ” можно назвать самым известным произведением Хачатуряна, точнее, пятый его танец, тот самый, который известен, как “Танец с саблями”. Что интересно, изначально в балете было всего четыре танца, и приказ добавить пятый был спущен “сверху”. Сам композитор был этим очень недоволен, но ему пришлось подчиниться. Тогда он ещё не знал, что “Танец с саблями” станет одним из самых известных балетных произведений в мире.

Факт 10. В юности Арам Хачатурян жил в Москве и учился музыке вопреки родительской воле, а в свободное время подрабатывал грузчиком. Но повреждения пальцев очень опасны для музыкантов, и его преподавательница сольфеджио, увидев израненные пальцы Арама Ильича, буквально заставила его уволиться. Вместо физического труда она помогла ему начать работать в качестве репетитора.

Интересные факты

Современное поколение с удивлением знакомится с биографией великого композитора. Музыка Хачатуряна звучит в балете, театральных постановках, ее исполняет духовой оркестр. Завораживающие мелодии можно услышать более чем в тридцати фильмах. Арам Ильич создавал свои произведения, несмотря на протест родителей, которые хотели для сына иную профессию. Любовь к музыке преодолела все преграды, в отличие от своих коллег композитор до двадцати лет не обучался нотной грамоте, но после внимал каждое слово преподавателя.

Арам Хачатурян фото

Музыка постоянно жила в сердце композитора, вдохновение никогда не покидало творческую личность. Однажды Арам Ильич испытал затруднения в написании композиции к кинофильму «Маскарад». Он никак не мог найти достойную мелодию к драме Лермонтова. Мужчина потерял покой, его мысли постоянно были заняты поиском подходящего вальса.

Вдохновение посетило Хачатуряна в то время, как советская художница Евгения Пастернак писала его портрет. Позже мужчина признался, что его воображение создало мелодию, а слух воспроизвел мотив. Арам Ильич не мог объяснить, как такое могло произойти, но вальс смог проникнуть в душу слушателям.

Мелодии Хачатуряна вызывали интерес не только у советских режиссеров, но и у заграничных. Например, его музыку можно услышать в американской фантастике режиссера Стенли Кубрика «Космическая Одиссея 2001 года».

Арам Хачатурян – великий композитор, пианист, дирижер, музыкальный педагог.  Мелодии Арама Ильича звучат не только на родине, но и далеко за ее пределами. Музыка проникает в самое сердце, заставляя прочувствовать всю глубину души талантливого композитора.

` reviewsOverall ` / 10
ОЦЕНКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
( голосов)

Привлекательность

Харизма

Обаяние

Целеустремленность

ЧТО ГОВОРЯТ ЛЮДИ…

Сортировать:
Самые последниеНаивысший баллНаиболее полезноХудшая оценка

Ваш отзыв будет первым.

Проверенный

/ 10

Показать больше

{{ pageNumber+1 }}

Скандальная встреча с Сальвадором Дали

На гастролях в Испании Хачатурян согласился на аудиенцию с великим сюрреалистом Сальвадором Дали. В роскошном особняке композитора встретил учтивый дворецкий. Шло время, Дали не появлялся, Хачатурян пил любимый коньяк в одиночестве. Через два часа, будучи запертым в зале, Хачатурян помочился в антикварную вазу. Ровно в четыре часа раздались звуки «Танцас саблями», позолоченные двери распахнулись и в комнату ворвался обнаженный Дали верхом на швабре. На этом аудиенция была окончена.

По словам писателя Михаила Веллера, скандально известная трагикомичная история о том, что Хачатурян был на аудиенции у Сальвадора Дали, является выдумкой.

Музыка

Хачатуряну, начавшему изучать теорию музыки и нотную грамоту слишком поздно, поначалу приходилось очень сложно. В училище Арам помимо фортепиано освоил игру на виолончели. Первые же пробы написания музыки оказались успешными: «Танец для скрипки и фортепиано» до сих пор входит в копилку скрипичного репертуара. Окончив училище, в 1926 году Арам отправляется на родину, где возглавляет музыкальное отделение Московского Дома культуры.

Арам Хачатурян

В 1929 году Хачатурян возвращается в Москву, где поступает в Московскую консерваторию в класс композитора Николая Яковлевича Мясковского. Инструментовку Хачатуряну преподавали Рейнгольд Глиэр и Сергей Василенко. В эти годы Арам создает сюиту для альта и фортепиано, фортепианную «Токкату», «Семь фуг для рояля». Трио для фортепиано, скрипки и кларнета высоко оценил Сергей Прокофьев, который устроил премьеру этого произведения в Париже. В 1933 году на сцене Московской консерватории в исполнении симфонического оркестра прозвучала «Танцевальная сюита».

Арам Хачатурян за фортепиано

Дипломной работой композитора стала Первая симфония. После окончания аспирантуры в 1936 году Хачатурян создал Первый фортепианный концерт, который сразу вошел в репертуар советского пианиста Льва Оборина. В произведениях Арам соединяет восточный колорит гармонии и мелодии с западно-европейскими музыкальными традициями. Сочинения Арама Хачатуряна исполняли советские музыканты Д. Ойстрах, Л. Коган, М. Полякин, Я. Флиер, зарубежные исполнители У. Капелл, А. Рубинштейн.

В предвоенные годы Арама Хачатуряна назначают заместителем председателя Союза композиторов СССР. Он пишет балет «Счастье», Первый скрипичный концерт, музыку к драме Михаила Лермонтова «Маскарад» и комедии Лопе де Вега «Валенсианская вдова». Вальс из сюиты «Маскарад» вошел в число лучших произведений симфонической музыки XX столетия.

Дирижер Арам Хачатурян

Во время войны Арам Хачатурян эвакуируется в Пермь, где сочиняет балет «Гаянэ», самыми яркими номерами которого стали «Колыбельная» и «Танец с саблями». Музыкант сочиняет «Симфонию с колоколами», патриотические произведения «Песня о капитане Гастелло» и марш «Героям Отечественной». Музыка композитора транслируется по Всесоюзному радио. Творчество Хачатуряна по праву оценило и советское правительство, присвоив композитору Сталинскую премию I степени. В конце войны из-под пера мастера появляется партитура «Гимна Армении». В 1946 году Арам Хачатурян завершает Первый виолончельный концерт, через год – Третью симфонию.

В 1948 году Арам Хачатурян испытал шок после выхода постановления Политбюро, в котором его творчество, а также музыка Шостаковича и Прокофьева были названы формализмом. После нападок партии первое крупное произведение мастера – балет «Спартак» – появилось только в 1954 году. С середины 50-х годов балет прочно вошел в репертуар многих театральных коллективов СССР и зарубежья. На музыку Хачатуряна были поставлены спектакли советскими балетмейстерами Л. Якобсоном, И. Моисеевым, Ю. Григоровичем.

Композитор Арам Хачатурян

С начала 50-х годов Арам Хачатурян набирает первый курс композиции в Московской консерватории и в Гнесинском институте. Арам Ильич воспитал маститых советских композиторов Андрея Эшпая, Ростислава Бойко, Алексея Рыбникова, Микаэла Таривердиева, Марка Минкова, Владимира Дашкевича. Его поддержкой пользовались Арно Бабаджанян, Александр Арутюнян и Эдвард Мирзоян.

Портрет Арама Хачатуряна

Арам Хачатурян занимался дирижированием и объездил с выступлениями крупные центры Советского Союза, Европы и Америки. Композитор написал музыку к кинофильмам «Адмирал Ушаков», «Джордано Бруно», «Отелло», «Сталинградская битва». В 60-годы появляются подряд концерты-рапсодии для скрипки, виолончели, фортепиано, в 70-е годы композитор создает ряд сонат для струнных инструментов.

Творчество гения армянской культуры

Широкая известность Хачатуряна началась с исполнения его фортепианного концерта известным пианистом Львом Обориным в 1936 году и с постановки балета «Счастье» в армянском Театре имени Спендиарова, показанной в 1939 году В Москве на декаде армянского искусства.

В этих произведениях молодого композитора проявилось то, что стало его постоянным свойством: щедрость мелодий, яркость контрастов, мощь динамики, красочность оркестра, часто воссоздающего оригинальные звучания народных инструментов, — словом, все то, что позволило Б.Б. Асафьеву применить к музыке Хачатуряна меткие слова «сила расцветания» и сравнить её с «искусством Высокого Ренессанса».

Жанр концерта оказался особенно близким Хачатуряну. Радость выражения себя в творчестве, радость свободного владения инструментом и возможность показать и его и исполнителя во всем блеске – все это в высшей степени характерно для Хачатуряна.

Звезды балетов Хачатуряна

Балет «Счастье», пленивший слушателей свежестью национального колорита, разнообразием ритмов, все же имел не слишком удачную сценическую судьбу. И в 1942 году он получил вторую редакцию, получив название «Гаянэ», по имени главной героини. Для этой редакции был написан знаменитый «Танец с саблями».

Другой балет Хачатуряна – «Спартак» — был написан в пору полной творческой зрелости. К тому времени композитор был автором двух симфоний, трех концертов, музыки к целому ряду кинофильмов и театральных постановок.

Хачатурян-дирижер

Хачатурян был уже вполне зрелым музыкантом, когда однажды по случайному поводу ему пришлось впервые стать за дирижерский пульт. И это оказалось началом множества выступлений и концертных поездок по всему миру с исполнением собственных произведений. Как говорил сам композитор, он побывал на всех континентах, кроме Австралии и Антарктиды. На гастролях он представлял не только самого себя как композитора и дирижера, но и всю культуру большой страны, в которой творил и работал.

Биография Арама Хачатуряна

Летом 1903 года в предместье Коджоры дореволюционного Тбилиси, который тогда назывался Тифлисом – в культурной столице всего дореволюционного Закавказья, в семье обычного переплетчика родился четвертый сын, которому дали имя Арам. Семья будущего музыканта была достаточно большой, в ней воспитывались пятеро детей.

Отец, Илья (Егия) Хачатурян был на 10 лет старше супруги Кумаш, обручены они были в то время, когда ей исполнилось всего 9 лет. К тому же, оба были из одного уезда. Егия, будучи обычным крестьянином, сумел уехать в Тифлис, поступил в переплетную мастерскую и быстро добился успеха. К моменту рождения Арама, его отец был уже полноправным владельцем этой мастерской.

Что касается Кумаш Саркисовны, то она была очень творческой натурой и, возможно, именно ее влияние на младшего сына стало для него определяющим. По воспоминаниям самого композитора, мать часто напевала армянские песни, а он потом настукивала эти мотивы на кухонной медной утвари. Кроме сыновей у Хачатурянов была еще и дочь (старшая среди детей), однако она не дожила даже до двух лет и скончалась от болезни.

Арам был ребенком очень подвижным и даже отчасти задиристым. Средства семьи позволили дать младшему сыну достойное образование. Он был отдан в частный пансион, где хорошо преподавались уроки пения. Это в биографии Хачатуряна стало следующим шагом к миру музыки. Он упросил отца купить ему рояль и, не зная нот, начал постепенно подбирать музыку самостоятельно. Кроме того, играл на тубе и трубе.

Старший брат Сурен закончил Московский университет и служил в МХАТ. В 1921 году он позвал двух младших братьев в Москву. Арам, проделав длинный путь в 24 дня из Тбилиси в Москву, приехал и жил у Сурена, посещал концерты, слушал выступления Маяковского…  Там он поступил на подготовительные курсы, а в дальнейшем стал студентом биологического отделения физико-математического факультета.

Проучившись там всего год, он понял окончательно, что влюблен в музыку и решил свою жизнь посвятить ей, поступив в Гнесинское училище, которое блестяще окончил в 1929 году. Параллельно с учебой он был служащим Дома культуры Армении в Москве. На фото Арам Хачатурян в студенческие годы.

В том же 1929 году начал обучение в Московской консерватории. На тот момент он уже мог считать себя композитором, поскольку сочинял музыку. С середины 30-х годов начался расцвет его деятельности. В период Великой Отечественной он сотрудничал со Всесоюзным радио, марши и песни Арама Хачатуряна были широко известны по всей стране.

Женился композитор в 1933 году на своей сокурснице Нине Владимировне Макаровой, в счастливом браке у них родился сын Карен. Арам был настоящим главой своей маленькой семьи, его энергии хватало на все: как на текущие заботы, так и на решение крупных семейных вопросов, однако самостоятельное существование без супруги он не мог себе представить, они были неразлучны.

Однако композитору был нанесен мощный удар со стороны государства, когда в 1948 году вышло Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) Об опере «Великая дружба» В. Мурадели, в котором с одной стороны, его ставили в один ряд с Шостаковичем и Прокофьевым. С другой, произведения Хачатуряна были названы формалистическим проявлением в искусстве.

Поэтому он, хоть и по-прежнему сочинял музыку, большей частью стал известен как дирижер. С 1950 года работал преподавателем в любимой Гнесинке. Известность вернулась к композитору в конце 50-х, когда его выбрали секретарем Союза композиторов СССР.

В 60-70-х годах к Хачатуряну вернулась былая слава. К сожалению, в последние годы жизни Арам Ильич был уже больным человеком. Здоровье его было подорвано смертью любимой супруги Нины. Он пережил жену всего на два года и скончался в 1978 году. Тело композитора было похоронено в Ереване.

Краткая биография Хачатуряна

Арам Ильич Хачатурян

Арам Ильич Хачатурян — композитор и дирижер, имя которого известно поклонникам классической музыки. Это автор сочинений для фортепиано и духовых оркестров, для кинофильмов и театральных постановок. Арам Хачатурян родился 6 июня 1903 года в Коджори в Тифлисской губернии. Его отец был переплетчиком. В семье воспитывалось четверо детей.

В детстве мальчик учился в пансионе Аргутинской-Долгоруковой. Затем он поступил в коммерческую школу. С раннего возраста Араму нравилась музыка. Он научился играть на фортепиано, тубе и горне. Родители не разделяли интересы сына, поэтому юноша начал развивать свой талант в 19-летнем возрасте.

Арам Хачатурян обучался музыке у известного композитора Мушега Агаяна. В 1921 году юноша отправился в Москву к старшему брату, который был театральным режиссером. Сначала Арам обучался на подготовительных курсах Московского университета, а затем поступил в музыкальный техникум имени Гнесиных. В этом учебном учреждении Арам играл на фортепиано и на виолончели, занимался композицией. В 1929 году Хачатурян окончил техникум. Он побывал на симфоническом концерте и поближе познакомился с музыкой Рахманинова и Бетховена. Его это сильно впечатлило.

В 1926 году Арам нашел работу в Московском доме культуры Армении, а через три года стал студентом консерватории. После получения диплома юноша продолжил обучение под руководством Николая Мясковского. В студенческие годы начинающий композитор создал Песню-поэму для скрипки с фортепиано, Токкату для фортепиано.

В 1939 году Хачатурян представил свое новое произведение — армянский балет «Счастье». Из-за недостатков либретто автор переписал большую часть спектакля. Композитор дополнил партитуру и создал балет «Гаянэ», состоявший из четырех актов. Для последнего действия Арам Ильич написал музыкальное произведение «Танец с саблями». В нем удачно сочеталась армянская народная музыка и джазовые элементы. Зрители познакомились с балетом «Гаянэ» зимой 1942 года. Автор получил Сталинскую премию, а знаменитый танец с саблями принес славу.

В военное время Хачатурян работал на радио. В 1944 году он создал музыку гимна Армянской ССР. В 1948 году творчество композитора назвали формалистическими проявлениями в искусстве. Поэтому Арам Ильич замолк на некоторое время.

В 1956 году состоялась премьера балета «Спартак» в четырех актах. В дальнейшем его показывали на больших сценах мира. С 1950 года Хачатурян работал дирижером и гастролировал по стране и за ее пределами. В это же время Арам Ильич работал в музыкально-педагогическом институте Гнесиных. Его учениками является Марк Минков, Александр Журбин, Мурад Ахметов.

Хачатурян создал много интересных произведений. К ним относится «Маскарад», «Торжественная поэма», «Приветственная увертюра», «Ода радости». Отдельного внимания заслуживают вокальные произведения: «Будь готов», «Наше будущее», «Присяга миру».

Хачатурян был дважды женат. Его первая супруга — Рамель. В браке родилась дочь Нунэ, которая стала пианисткой. Вторая супруга — Нина Макарова. В семье появился сын Карен, который выбрал профессию искусствоведа.

Арам Ильич Хачатурян умер 1 мая 1978 года в Москве. Его похоронили на кладбище в Ереване — Пантеон парка имени Комитаса.

С 2003 года в Ереване проводится конкурс имени Хачатуряна. Жюри выбирает лучших авторов в трех категориях: фортепиано, виолончель и скрипка.

Список произведений

Оркестровые сочинения

  • Танцевальная сюита ()
  • Симфония № 1 ()
  • Сюита из музыки к пьесе «Валенсианская вдова» ()
  • Сюита № 2 из музыки к балету «Гаянэ» ()
  • Сюита № 3 из музыки к балету «Гаянэ» ()
  • Симфония № 2 «Симфония с колоколом» (, вторая редакция — )
  • «Русская фантазия» ()
  • Симфония № 3 «Симфония-поэма» ()
  • «Ода памяти Ленина» ()
  • Сюита из музыки к фильму «Сталинградская битва» ()
  • «Торжественная поэма» ()
  • Сюита № 1 из балета «Спартак» ()
  • Сюита № 2 из балета «Спартак» ()
  • Сюита № 3 из балета «Спартак» ()
  • Симфонические картины из балета «Спартак» ()
  • «Приветственная увертюра» ()
  • Сюита из музыки к пьесе «Лермонтов» ()

Концерты

  • Концерт для фортепиано с оркестром ()
  • Концерт для скрипки с оркестром ()
  • Концерт для виолончели с оркестром ()
  • Концерт-рапсодия для скрипки с оркестром ()
  • Концерт-рапсодия для виолончели с оркестром ()
  • Концерт-рапсодия для фортепиано с оркестром ()

Вокальная и хоровая музыка

  • «Поэма о Сталине (Песня ашуга)» для смешанного хора и оркестра (1938)
  • Государственный гимн Армянской ССР для смешанного хора и оркестра (1944)
  • Три концертные арии для сопрано и оркестра (1946)
  • «Ода радости» для меццо-сопрано, смешанного хора, ансамбля скрипачей, десяти арф и оркестра (1956)
  • «Баллада о Родине» для баса и оркестра (1961)

Камерные ансамбли и сольная инструментальная музыка

  • «Элегия» для виолончели и фортепиано ()
  • «Песня странствующего ашуга» для виолончели и фортепиано ()
  • Танец для скрипки и фортепиано ()
  • Пьеса для виолончели и фортепиано ()
  • «Пантомима» для гобоя и фортепиано ()
  • Аллегретто для скрипки и фортепиано ()
  • «Песня-поэма (в честь ашугов)» для скрипки и фортепиано ()
  • Двойная фуга для струнного квартета ()
  • Соната для скрипки и фортепиано ()
  • Трио для кларнета, скрипки и фортепиано ()
  • Ноктюрн для скрипки и фортепиано (, из музыки к пьесе «Маскарад»)
  • Соната-фантазия для виолончели соло (1974)
  • Соната-монолог для скрипки соло (1975)
  • Соната-песня для альта соло (1976)

Сочинения для фортепиано

  • Поэма (1925)
  • Андантино (1926)
  • Вальс-каприс и танец (1926)
  • Вальс-этюд (1926)
  • Детский альбом, часть первая (1926—1947)
  • Поэма (1927)
  • Семь речитативов и фуг (1928—1966)
  • Сюита (1932)
  • Токката (1932)
  • Хореографический вальс (1944)
  • Сюита, для двух фортепиано (1945)
  • Вальс (1952, из музыки к пьесе «Маскарад»)
  • Сонатина (1959)
  • Соната (1961)
  • Детский альбом, часть вторая (1965)

Музыка к театральным постановкам

  • «Разоренный очаг» и «Хатабала» Сундукяна, «Восточный дантист» Пароняна, «Багдасар ахпар» («Дядюшка Багдасар») (все — в —, Драматическая студия при Доме культуры Армянской ССР, Москва)
  • «Долг чести» Микитенко (совм. с H. H. Рахмановым, , МХАТ 2-й)
  • «Макбет» Шекспира (1933, Театр им. Сундукяна, Ереван)
  • «Большой день» Киршона (, Центральный театр Красной Армии, Москва)
  • «Баку» Никитина (совм. с А. Я. Пейсиным, , Ленинградская театр-студия под рук. С. Э. Радлова)
  • «Валенсианская вдова» Лопе де Вега (, Московский театр им. Ленинского комсомола)
  • «Маскарад» Лермонтова (, Театр им. Вахтангова, Москва)
  • «Кремлёвские куранты» Погодина (, МХАТ)
  • «Глубокая разведка» Крона (, МХАТ)
  • «Последний день» Шкваркина (, Театр им. Вахтангова)
  • «Южный узел» Первенцева (, Центральный театр Советской Армии, Москва)
  • «Сказка о правде» Алигер (, там же)
  • «Илья Головин» Михалкова (, МХАТ)
  • «Весенний поток» Чепурина (совм. с Н. В. Макаровой, , Центральный театр Советской Армии, Москва)
  • «Ангел-хранитель из Небраски» Якобсона (, МХАТ)
  • «Лермонтов» Лавренёва (, там же)
  • «Макбет» Шекспира (, Малый театр, Москва)
  • «Король Лир» Шекспира (, Театр им. Моссовета).

Фильмография

  •  — «Осеннее солнце» (Армения, короткометражный)
  •  — «Рождество» (Армения, короткометражный)
  •  — «Валенсианская вдова» (фильм-балет)
  •  — «Маскарад» (фильм-балет)
  •  — «Гаянэ» (фильм-балет)
  •  — «Спартак» (фильм-балет)
  • — — «Люди на Ниле» | Those People of the Nile | الناس والنيل (СССР, Египет)
  •  — «Люди и звери» | Menschen und Tiere
  •  — «Поединок»
  •  — «Салтанат»
  •  — «Отелло»
  •  — «Костер бессмертия»
  •  — «Сеанс гипноза» (короткометражный)
  •  — «Великое прощание»
  •  — «Корабли штурмуют бастионы»
  •  — «Адмирал Ушаков»
  •  — «Секретная миссия»
  •  — «Владимир Ильич Ленин»
  •  — «У них есть Родина»
  • — — «Сталинградская битва»
  •  — «Свет над Россией»
  •  — «Русский вопрос»
  •  — «Человек № 217»
  •  — «Армянский киноконцерт» (короткометражный)
  •  — «Салават Юлаев»
  •  — «Сад»
  •  — «Зангезур»
  •  — «Пэпо»

Симфонии Хачатуряна

В области симфонической музыки имя этого композитора находится в одном ряду с именами , Прокофьева; одной из центральных идей в симфониях, как и в произведениях иных жанров, выступает жизнеутверждающая сила оптимистического начала.

Первая симфония

Она обозначила завершение ученического периода в творчестве композитора; ее значение ярко охарактеризовано высказыванием Шостаковича об огромной роли дарования молодого композитора для отечественного музыкального искусства, которому

По признанию самого композитора, в симфонии он стремился воплотить

В беседах со Шнеерсоном композитор отмечал, что трагический эпизод в финале симфонии навеян воспоминаниями о «тяжелом прошлом моей родины, Армении…».

Вторая симфония

(«Симфония с колоколом» – имя, данное ей Г. Хубовым) создавалась «…с чувством гнева, протеста против несправедливости…» (А. Хачатурян) в тяжкое военное время. Именно в связи с нею в музыку Хачатуряна проникают трагические настроения. Музыка симфонии отличается экспрессией, яркой ассоциативностью, эмоциональной точностью передачи настроений (набат и плач струнных во вступлении, траурное шествие в 3-й части, ода в финале); народно-национальная основа здесь проявляется сквозь призму личностного восприятия при сохранении своего образно-выразительного значения. Г. Хубов определяет ее жанр как монументальную эпопею.

Третья симфония
(«К 30-летию Октября!»)

Она оказалась заклеймена как «ненародная» и обвинена в излишней помпезности. Хачатурян подобного рода критику переживал тяжело:

Однако, вопреки упрекам в формализме, музыка симфонии не только «поет гимн…возрождающейся жизни» (Б. Асафьев); но во многом предвосхищает сонористические открытия второй половины ХХ века.

Творчество великого композитора

Арам Ильич был чрезвычайно даровитым музыкантом. Свое первое произведение он создал, будучи студентом Гнесинки. Сочиняя музыку, композитор следовал концепции русской школы, на него сильное воздействие оказывали творения Прокофьева и Шостаковича. Он писал инструментальные симфонии, концерты. Знаменитые вальсы Арама Хачатуряна (этюд и каприс) появились еще в 1926 году. На его счету три бессмертных балета:

  • «Гаянэ»;
  • «Спартак»;
  • «Счастье».

Из всех балетов Арама наиболее известны «Спартак» и «Гаянэ». Так, «Спартак», созданный в 1956 году, выдержал три редакции и стал тем произведением, которое присутствует в репертуаре каждой труппы балета. Его ставили не только в СССР, но и за рубежом.

Другое же творение мастера – «Гаяне» было написано в 1942 году, а через 15 лет последовала новая редакция. Эта партитура создавалась в труднейших для страны условиях, когда шла война, а людям не хватало продуктов. Композитор писал его, проживая в Перми, куда был эвакуирован. В примитивных условиях, работая в холодной комнатенке, он создал балет о жизни советских колхозников. И сочинение принесло ему всемирную известность. Не случайно «Танец с саблями» Арама Хачатуряна (один из эпизодов балета) стал таким знаменитым, что, по сути, оказался даже нарицательным.

Помимо крупных произведений, сочинений для фортепиано, инструментальных сонат и концертов, он создавал и другую музыку. В частности, писал музыкальное сопровождение к различным театральным постановкам. Так, он стал автором музыки для пьесы «Лермонтов» и сюиты для пьесы «Маскарад». И та, и другая постановки были посвящены произведениям Михаила Юрьевича.

Но музыка была настолько индивидуальна, что уже после смерти Арама Ильича, в 1982 году один из его учеников (Эдгар Оганесян) немного переработал оба произведения своего учителя и на их основе сочинил партитуру для совершенно нового балета под названием «Маскарад». Туда вошли и другие композиции великого музыканта. Таким образом, хотя сам Арам Хачатурян балет «Маскарад» не писал никогда, его все же называют иногда его создателем.

Среди творческого наследия композитора – музыка ко многим другим постановкам, большая часть которых пришлась на сороковые годы, а также результат работы в кинематографии. Он стал автором музыки к нескольким десяткам фильмов, в том числе, к эпопее «Сталинградская битва».

Миллионы людей до сих пор зачарованно слушают звуки его произведений. Он был весьма разнообразен в своих творениях. Например, его «Танец с саблями» увлекает своей восточной экспрессией и запоминается любому. А вот «Вечерняя сказка» звучит по-иному – задумчиво и несколько рассеянно, но от этого она не менее хороша.

https://youtube.com/watch?v=kyBnByXq93k

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: